Позднее в приходской практике это было заменено чтением на разных языках и стало своего рода воспоминанием о распространении евангельской вести по земному шару, о том, что разноязычие не было для нее преградой. Одна из самых заметных особенностей Пасхальной литургии – открытые царские врата. Люди видят все, что происходит в алтаре, включая Причащение духовенства, которое обычно происходит при закрытых вратах и завесе. Царские врата должны оставаться открытыми до Светлой субботы, до раздробления артоса: артос – хлеб, символизирующий Самого Христа, Я хлеб живый, сшедший с небес (Ин. 6: 51), – освящается в конце ночной пасхальной службы, то есть ранним утром воскресенья. Еще одна особенность Литургии, совершаемой в эту ночь: после выноса Чаши все полагающиеся песнопения заменяются Пасхальным тропарем, который обычно подхватывают все прихожане: «Христос воскресе из мертвых…». – Но Пасха не кончается этой ночью: нам предстоит Светлая пасхальная седмица. Что необходимо знать о ее богослужениях? – На Светлой седмице каждый день совершается крестный ход вокруг храма – торжественное шествие с пасхальными песнопениями. Символически мы выходим из храма в мир, чтобы известить всех о Воскресении Христа. Впереди крестного хода всегда несут артос. На Светлую Субботу артос раздробляется и раздается верующим, его принято вкушать натощак – так же, как и причащаемся мы натощак, хотя здесь очень важно не смешивать эти понятия: артос, повторюсь, лишь символизирует Христа, и его вкушение не может рассматриваться как адекватная замена Причащению. Все богослужения Светлой седмицы, и вечерние и утренние, совершаются по тому же чину, что и на Пасху. Вечером в воскресенье совершается, как правило, короткое богослужение: вечерня. На ней читается Евангелие, духовенство и миряне, а на архиерейском богослужении и правящий архиерей, еще раз поздравляют друг друга с праздников Праздником и Торжеством торжеств – победой Бога над смертью . И согласно славим Всесвятаго Духа Троица, а за нею Духов день… Исстари особенно любимые нашим народом празд- ники. Мы вновь и вновь переживаем не- преходящее событие, произошедшее на пятидесятый день после Воскресения Христова: При наступлении дня Пяти- десятницы все они (апостолы. – Ред.) бы-

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

священник Петр 21 октября 2013, 12:34 Попытаюсь ответить Агафоклии на ее вопросы: 1. «…жить в одном ритме с Церковью…» означает, что человек постоянно совершает или полноценно участвует во всем суточном круге богослужений (вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й, 3-й, 6-й час, Литургия, 9-й час). Хотелось бы посмотреть на такого человека, а потом уже рассуждать о его причащении. Если же мы так не живем, то давайте и не будем высоко думать о себе. Ваш вопрос о частоте причащения ясно изложен в Документе и хорошо изъяснен в данной статье. Подойдите к своему духовнику или священнику вашего прихода, посоветуйтесь с ним, и он вам благословит вашу меру. Или вам все же необходим какой-то штамп, под который вы будете подстраивать свою жизнь? Сожалею, но штампы отменяются. Н.Н. 19 октября 2013, 23:46 Агафоклия: У меня возникают вопросы... ... " 3.Хотя утверждается, что в Церкви равночестны и мужеский пол и женский, просто они призваны к исполнению только им присущих функций, все-таки дискриминация по полу в нашей Церкви есть, потому что даже на Светлой седмице не разрешается причащаться женщинам недавно родившим и с месячным кровотечением! Маленьких девочек, когда крестят, в алтарь не вносят " ... МАРИЯ ... " Господи помилуй, какой ужас - вот эти люди, которые выступают так страстно тут за разделение Таинств и в своем помрачении поучают всех - и есть нынешняя паства Русской Церкви? " ... 2013-10-11 16:34 Н.Н.: ... " Также рискну предположить, что следующий вопрос для обсуждения, который ВБРОСЯТ либералы - " женское священство " , ссылаясь на то, что это острая необходимость и такая практика была... " Как видите, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы просчитать, что будет дальше... Первый (не основной!) вброс сделан... Аполлоний Аквит 19 октября 2013, 19:34 Священники,считается,сохраняют те обычаи,которые были присущи всей полноте Церкви - издревле.(1Пет.2:9-10) О том и речь,что миряне могут нравственно не уступать и даже превосходить их... Врач,учитель,сапожник... Вследствие некого священнического " шовинизма " ,Господь может попускать им вразумительные падения. Католическая болезнь: " аз властью мне данной,прощаю и разрешаю " ; испортила много - изначально достойных пастырей. Они оторвались от реальности,создав себе церковь виртуальную,в которой все тепло и сладко. И беда в том,что эту иллюзию им создают определенного типа прихожане,для которых они полубоги. Прощает не священник,а Дух,дуновением Христовым,данный Апостолам и переданный ими своим преемникам - епископам,а те,в свою очередь,делегировали часть своих даров иереям - полуепископам. Без дьякона - архиерейской службы не бывает,а без священника - сколько угодно. Именно благодать священства имел в виду прп. Силуан Афонский,когда говорил,что пастыри подобны агнцам,она их делает такими,а вот лично они могут ей абсолютно не соответствовать.

http://pravoslavie.ru/64933.html

Вообще вся Светлая седмица проходит как один день и имеет абсолютно идентичный план всех богослужений, все они симметричны и различаются только в текстовом наполнении и незначительных мелочах. Про вечерню мы уже сказали. Утреня дней Светлой седмицы совершенно такая же, как утреня первого дня Пасхи, за исключением двух-трех моментов. Первое: пасхальный канон Иоанна Дамаскина с понедельника Светлой седмицы поется с Богородичными тропарями; второе: каждый день имеет в своем последовании воскресные песнопения Октоиха определенного гласа, а так как гласы каждый день меняются, то вместе с ними меняются и тексты. Структура службы остается неизменной, а тексты, взятые из воскресных служб Октоиха, все время разные. Во все дни Светлой седмицы на Божественной литургии звучат праздничные антифоны и все, что было в первый день Пасхи. Меняются ежедневно только прокимен, Апостол и Евангелие, а в остальном все то же самое, что и в первый день Пасхи, и таким образом семь дней действительно проходят, как один.   В пятницу на Светлой седмице назначено празднование образу Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник», и песнопения этого дня не только пасхальные, но и Богородичные. Эти песнопения включены в Триодь, но там оговорено, что в Типиках это исследование не указывается. И действительно, в Типиконе ничего не говорится о праздновании Живоносному Источнику. Оно достаточно позднее, возникло не раньше XIV века. Есть и другое празднование, которое не зафиксировано ни в Типиконе, ни в Триоди, а указывается только в календаре, во вторник Светлой седмицы — празднование в честь Иверской иконы Божией Матери (Око Церковное назначает на этот день празднование Одигитрии). Часы, полунощница и повечерие на Светлой седмице имеют идентичное последование. На Светлой седмице во все время совершения служб и между службами оставляются открытыми Царские и дьяконские врата как образ того, что врата Царства Божия открыты для нас. И действительно, эти постоянно открытые врата производят очень большое впечатление. Наконец, приходит Суббота Светлой седмицы. Совершена Божественная литургия. В этот день должно быть раздробление артоса, который стоял на солее и выносился на крестном ходе каждый день Светлой седмицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

На сырной седмице в среду и пяток не воздерживаемся от сыра и яиц, но всю седмицу делаем сыроястною. И это установлено не для наступающего поста, но по другой причине, которая изображена в Триоди в среду на сырной, в следующих словах: «по повечерии же в среду и пяток сырныя недели ядим сыр и яйца, соблюдающе и правило во святых отца нашего Никифора, патриарха константинопольского, исповедника, и отвращая предание иаковитское и тетрадитскую ересь. Иаковиты, возникшие в шестом столетии, постились три дня на сырной седмице – вторник, среду и четверток», в воспоминание поста и покаяния ниневитян и учили тому же и других вопреки общему обычаю всей церкви; тетрадиты, то есть четыренадесятники (11 Всел. 7), в среду ядят мясо, а на сырной седмице во все дни постятся. Посему святый Никифор (в правиле 32), разрешая в те же среды и пятки на сыр и яйца, говорит: «монахи, в каком бы месте ни были, не должны поститься в среду и пяток сыропустной седмицы, и после преждеосвященной есть сыр и яйца, в противность ереси Иакова и тетрадитов». А потому епископ Иоанн (в правиле 21), объясняя ересь тетрадитов, говорит: «тетрадиты всю сырную неделю содержат Великий пост. В опровержение их, мы разрешаем и в постные дни на то же, на что и в скоромные». §15. Разрешается пост на Светлой седмице А особенно разрешаем на вся яства в среду и пяток на Светлой седмице, подобно как и в прочие ее дни. Хотя всякий может догадаться о причине этого и искать ее в настоящем празднике, в честь которого веселимся, разрешая на все; но обстоятельнее объясняет ее тот же епископ Иоанн, в правиле 18, так: «разрешаем же в среду и пяток новой, то есть Светлой седмицы – считая как бы всю эту седмицу за один день, и ни чем не меньше Воскресного дня; так как она вся есть седмица Светлая». Посему и служба на Светлой седмице во всякий день на вечернях и утренях совершается такая же, как и в первый день Светлого Воскресения. §16. Разрешается пост в неделю по Пятидесятнице На неделе по Пятидесятнице разрешается в среду и пяток на мясо, не для наступающего Петрова поста, чтобы нам вступить в него, насытившись мяса, но в честь Святого Духа, пришествие Которого праздновали в два дня пред тем, то есть в воскресный день и понедельник, и в честь Его седми даров, как тот же епископ Иоанн (в правиле 26) пишет: «разрешаем во всю седмицу по Пятидесятнице в честь Святого Духа, как разрешаем и новую неделю в честь Спаса нашего Иисуса Христа, ибо Дух Святой единочестен Отцу и Сыну и чрез благословение Их устроилось таинство воссоздания и воссияло нам просвещение богопознания». §17. Разрешается в среды и пятки праздничные

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

§ 119. «Обедне преждеосвященных (Даров)» непременно а) предшествуют: 3-й 6-й и 9-й часы; б) она всегда соединяется с вечернею; в) Апостол и Евангелие, собственно в велик. пост, не читаются, но «паремии» бывают, после которых г) следует трогательное пение: да исправится молитва моя…., с прочими стихами; д) вместо: «иже Херувимы»…., поется: ныне, сцлы Небесныя с нами невидимо служат….; е) «милость мира, жертву хваления»…. и проч. относящееся собственно к совершению таинства Тела и Крови Господней, очевидно, не поется; остальное же все отправляется почти так, как и на обыкновенной обедне, кроме немногих исключений. Особенности седмичного великопостового Богослужения § 120. Богослужение каждой седмицы велик. поста, сверх общих своих особенностей, имеет частные, более, или менее сложные, и лишь известной седмице свойственные, так: 1) на первой седмице: а) в понедельник, вторник, среду, четверток, во время «велик. повочерия» по частям, читается великий канон Андрея Критского , с припевом: помилуй мя, Боже, помилуй мя! б) в субботу совершается память великомуч. Феодора Тирона; в) в Воскресенье отправляется торжество православия. 2) На второй седмице: а) в субботу отправляется заупокойная служба; б) это же самое бывает и в две следующие субботы; в) в Воскресенье празднуется память великого ревнителя и защитника православия, св. Григория Паламы . 3) На третьей седмице совершается поклонение честному и животворящему Кресту Господню. 4) Ha четвертой седмице: а) в некоторых местах нашего отечества, в пятницу, на «малом повечерии, читается евангелие от Иоанна о страданиях Господних; б) то же самое совершается в три предыдущие пятницы, по трем первым Евангелистам; в) в Воскресенье восхваляются великие подвиги великого подвижника и учителя подвижничества, св. Иоанна Лествичника . 5) На пятой седмице: а) в четверток на утрене, за один раз, прочитывается тот же самый «великий канон», который на первой седмице читается по частям, в продолжение четырех дней; б) в субботу, так называемую похвальную, на утрени, особенным торжественным образом, читается акафист, иначе – похвала Божией Матери; в) в Воскресенье совершается память о Марии Египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  О, святая ты, ночь весенняя! Долгожданный взойдёт рассвет: Чудо Божия воскресения, Древней клятвы отныне нет.   Мы стоим пред камнем отваленным… Плоть любая, сейчас молчи! …В алтаре воспевают ангелы, Занимается Свет в ночи…   ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ   Эта маленькая горница, Пламя зыбкое свечи. Под стрехой воркуют горлицы, И неспящие в ночи.   Всё для пира приготовлено, Да веселья не слыхать: Слово главное не молвлено, И в ночи крадётся тать.   Будут Агнца есть Пасхального, – Вот Он, во главе стола. Затуманилась печальная, В бликах света, голова.   Одинокий Он пред бездною – Царь, имеющий всю власть. А вокруг – друзья любезные, И один из них предаст.   Только он на Тайной Вечере Не подал Христу руки: Кровью Божией помечены, Жгут ладони медяки.   Что положено, да сбудется, Всё Отцом предрешено. Месяц белою верблюдицей Смотрит в тусклое окно.   Что положено, исполнится, Приближается рассвет. Время вечностью становится: Бог творит Святой Завет.   В этой Чаше – Кровь Пречистая, В этом Хлебе – Божья Плоть. Чудо первой Евхаристии Совершает Сам Господь.   Льётся свет Сионской горницы, Время замедляет ход, И Божественная Троица Чашу жизни подаёт…     На Светлой седмице Весёлые лица, И солнце сияет с небес. На Светлой седмице Легко мне молиться: — Христос, мой Владыка, воскрес!   На Светлой седмице Так сладко молиться — На Светлой седмице души. И, с мамами вместе, На службе воскресной К Причастью идут малыши.   Весна, как невеста, Краснея не к месту, Украсилась белой фатой, И, в радость влюблённый, Творцом обновлённый, Мир дышит любовью святой.   ОДА РАДОСТИ   Радость — по нарастающей! Из немоты — в крик! Господи Воскресающий: Чудный и страшный миг!   Боже Препобеждающий Ад, да и смерть саму! Свет, никогда не тающий, Преодолевший тьму!   Пленники смерти бывшие, Больше мы не рабы. Ныне, Тобой ожившие, Будем Твои сыны.   Милости ради сшедшего, Хлеб Твой желаем есть, Будущего и прошедшего Слышим Благую Весть.   Бархатом чёрным вышитый, Тих ночной небосвод. Ангелов в ои, слышите: Церковь моя поёт!

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/20/...

Вечерня в первый день Пасхи представляет собой совершенно особенное, очень торжественное богослужение. Вечером в день Пасхи, как мы знаем, Господь явился Своим ученикам, но Фомы с ними не было. Именно об этом событии повествуется в Евангелии, которое читается на вечерне первого дня Пасхи. Ради чтения Евангелия положен вход с Евангелием. На этой службе поется также великий прокимен «Кто Бог велий, яко Бог наш, Ты еси Бог, творяй чудеса». Великий прокимен отличается от обычного тем, что к нему припевается не один, а три стиха. Поэтому обычный прокимен возглашается три раза, а великий – пять. Великий прокимен звучит очень торжественно, и назначается он только для особых дней года. Стихиры на стиховне поются со стихирами Пасхи: «Пасха священная нам днесь показася… « Так служится вечерня и во все прочие дни Светлой седмицы, но только вход бывает с кадилом, а не с Евангелием, и Евангелие не читается. Каждый день бывает особый великий прокимен. 6.2. Светлая седмица Вся светлая седмица представляет собой как бы один сплошной непрерывный праздник. 66е правило VI Вселенского Собора предписывает верующим в течение всей Светлой седмицы упражняться в храмах в духовном пении, радуясь и торжествуя. Наши благочестивые предки на Светлой Седмице старались ежедневно бывать в храме. Это помогало им всю седмицу сохранять пасхальную радость в душе, суетные попечения не затмевали светлого торжества. Всю Светлую седмицу богослужение совершается при открытых Царских вратах, не затворяются они и после служб. Это напоминание о том, Господь Своим воскресением отверз нам врата Царствия Божия. 20е правило 1го Вселенского Собора во всю Пятидесятницу (период от Пасхи до дня Святой Троицы) воспрещает совершать коленопреклонения. На Светлой седмице весь день в церквах раздается колокольный звон. Это знак особого торжества Церкви, празднующей победу Господа над адом и смертью. Каждый день после литургии полагается крестный ход с пением пасхального канона и чтением воскресных Евангелий. Панихиды на Светлой седмице служить не полагается, а отпевание совершается по особому чину и большей частью состоит из радостных пасхальных песнопений. Даже гроб с телом усопшего несут не под печальное «надгробное» пение «Трисвятого», а с торжественным пасхальным тропарем «Христос воскресе из мертвых».

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

Паремии обычные, рядовые. Вход — с Евангелием, потому что Евангелие будет читаться. Обе паремии Триоди, разделяемые возглашением «Свет Христов просвещает всех», а далее, после второй паремии, прокимен Апостола, Апостол, Аллилуарий, Евангелие. Затем «Да исправится» и прочее последование Преждеосвященной. Кроме того, добавляется еще особый причастен. На любой Литургии Преждеосвященных причастен «Вкусите и видите, яко благ Господь», а здесь добавляется причастен святого. Чинопоследование Богослужений Цветной Триоди У нас оказалось не рассмотренным Богослужение Страстной и Светлой седмиц. Но это Богослужения настолько специфические, что их лучше было бы излагать отдельным спецкурсом. В общемс курсе литургики следует научить больше тому, что имеет значение повторяющееся, что бывает характерно вообще для Богослужений. Но Богослужения Страстной и Светлой скорее уникальны, нежели характерны. Прежде всего это относится к Страстной седмице, Богослужения Светлой седмицы уже в большей степени вписываются в рамки обычного богослужебного последования. На Светлой седмице каждый день фактически совершается воскресная служба соответствующего гласа (особенно ярко это видно на вечерне) с добавлением к ней чисто Пасхальных моментов — стихир и канонов Пасхи. В течение Светлой седмицы совершается как бы парад воскресных песнопений соответствующих гласов. На самую Пасху, начиная еще с Литургии Великой Субботы, поются воскресные песнопения 1–го гласа, в Светлый Понедельник — 2–го гласа, в Светлый Вторник — 3–го гласа, в Светлую Среду — 4–го гласа, в Светлый Четверток — 5–го гласа, в Светлый Пяток — 6–го гласа, в Светлую Субботу — 8–го гласа. Пропущен 7–й глас. Почему? Богослужение Светлой седмицы связано с Богослужением всей Пятидесятницы. Служба 1–го гласа идет в самую Пасху (стихиры на «Господи, воззвах» в Великую Субботу, стихи на «Хвалитех» — на самую Светлую, на утреню Пасхальную); воскресная служба 2–го гласа присутствует многими своими элементами в Неделю жен–мироносиц, 3–го гласа — в Неделю о расслабленном, 4–го гласа — в Неделю о самарянке, 5–го гласа — в Неделю о слепом, 6–го гласа — в неделю Вознесения. А вот служба 7–го гласа должна была бы быть в самый день Пятидесятницы, но там двунадесятый Господский праздник, который, как известно, полностью отменяет воскресную службу. А в Неделю Всех Святых поются некоторые песнопения воскресные 8–го гласа. Думаю, что именно с этим и связан пропуск 7–го гласа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся» (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, — следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся во многих приходах Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко святому причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. Аналогичная практика может быть распространена на период между Рождеством и Богоявлением. Готовящимся ко причащению в эти дни следует с особым вниманием блюсти себя от неумеренного потребления пищи и пития. 2. От приуготовительного поста следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова — полное воздержание от пищи и питья с полуночи до святого причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше 41-е правило Карфагенского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. Кроме того, это требование, по усмотрению духовника, может быть ослаблено в отношении беременных и кормящих женщин. Каноническое право предписывает воздерживаться в период подготовки ко святому причащению от супружеского общения.

http://predanie.ru/book/216892-ob-uchast...

Духовникам при определении меры поста и объема молитвенного правила готовящегося ко Святому Причащению следует принимать во внимание душевное и телесное состояние говеющего, общую занятость и обремененность попечениями о ближних. При подготовке ко Святому Причащению необходимо помнить, что целью говения является не внешнее выполнение формальных условий, но обретение покаянного состояния души, искреннее прощение и примирение с ближними. 3. Светлая седмица Особый случай в отношении практики говения составляет Светлая седмица - неделя после праздника Пасхи Христовой. Древняя каноническая норма об обязательном участии всех верных в воскресной Евхаристии в VII веке была распространена и на Божественные литургии всех дней Светлой седмицы: " От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем, и вознесемся " (66-е правило Трулльского Собора). Из этого правила ясно следует, что миряне призываются причащаться на литургиях Светлой седмицы. Исходя из этого правила, а также имея в виду, что на Светлой седмице Устав не предусматривает поста и что Светлой седмице предшествуют семь недель подвига Великого поста и Страстной седмицы, - следует признать соответствующей каноническому преданию сложившуюся в целом ряде приходов и епархий Русской Православной Церкви практику, когда соблюдавшие Великий пост христиане в период Светлой седмицы приступают ко Святому Причащению, ограничивая пост невкушением пищи после полуночи. 4. Евхаристический пост От говения следует отличать евхаристический пост в строгом смысле слова - полное воздержание от пищи и питья с полуночи до Святого Причащения. Этот пост канонически обязателен (см. выше) и не может быть отменен. При этом следует заметить, что требование обязательного евхаристического поста не может быть применимо к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями, требующими неопустительного приема лекарств, и к умирающим.

http://mitropolia.spb.ru/docs/proekt-dok...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010