Карпу, и в час, в два, в три ли кто попросит разбудить его, – ложись и спи спокойно: в назначенный срок о. Карп тихо творит уже молитву и не отойдет, пока не разбудит. Постоянное самовнимание и понуждение себя на все благое были отличительными чертами о. Карпа. Самоукорение как бы срослось с ним. Нравом он был кроток и молчалив; в обращении с братиею ласков, приветлив и любовен. Еще покойный старец о. Леонид любил его и говаривал о нем: «Карп слеп, но видит свет», разумеется тот свет, который и зрячим недоступен. Слепотою своею он не только не тяготился, но и дорожил ею как средством ко своему спасению, и с любовью нес этот крест, возложенный на него Господом. Валаамский игумен Варлаам, живший в Оптинском скиту на покой, однажды, испытывая его, сказал: «О. Карп! не хочешь ли поехать в Москву? там есть искусные доктора; они бы сделали тебе операцию, и ты бы стал видеть». О. Карп испугался этого предложения. – «Что вы, что вы, батюшка», отвечал он: «я этого вовсе не хочу, я спасаюсь своею слепотой». В последние годы своей жизни о. Карп стал очень изнемогать, уже не мог по-прежнему трудиться, но очень усерден был к службам Божиим и, желая быть постоянно в храме Божием, просил о. настоятеля, чтобы для него устроена была келийка при входе в Казанскую церковь . Но исполнить его желание было неудобно. Почувствовав изнеможение сил, он келейно принял пострижение в схиму. В декабре 1865 г. слег в постель, впрочем, никакой болезни не чувствовал. Даже незадолго до самой смерти, когда братия его спрашивали: «что у тебя болит, о. Карп»? Он отвечал: «ничего не болит». До последних минут своей жизни сохранил ясное сознание. Благовременно был напутствован всеми христианскими таинствами и 13 марта1866 года, в воскресенье пятой недели Великаго поста, в час пополудни, мирно и тихо почил о Господе. Замечательно, что старческое лицо о. Карпа, которое при жизни его было самое обыкновенное, по смерти стало так благообразно, чисто и светло, как у невинного младенца, и видимо сияло благодатию Божией, так что все братия удивлялись. На третий день его кончины никто не ощущал от тела его ни малейшего запаха. Так Господь по смерти его еще здесь прославил этого смиреннаго подвижника, который никогда не искал человеческой славы и всю жизнь свою провел в неизвестности. Игумен Андрей, бывший настоятель Троицкаго Рафаилова монастыря Тобольской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Затем, взглянув на землю, он увидел великую, темную пропасть, на дне которой извивался большой, страшный змий, скрежеща зубами; на краю же пропасти в величайшем страхе стояли те два грешника, на которых сильно гневался св. Карп за их неверие и отступление от св. веры; им грозила опасность впасть в погибельную пропасть. Какие-то темные существа уже старались бросить их в пропасть, и Карп радовался, видя, что ненавистные ему грешники скоро погибнут. Но сколько ни старались темные существа бросить грешников в пропасть, чего так сильно желал св. Карп, они почему-то не могли этого сделать. Тогда Карп стал скорбеть и просить Господа, чтобы те оскорбители его и правды Божией брошены были в пропасть. Но вот он видит, что Сам Господь со святыми ангелами сходит с Своего небесного престола и идет к стоявшим над пропастью грешникам. Господь подает им руку Свою, и окружившие их ангелы стараются отвести их от пропасти. Обратившись к Карпу, Господь сказал ему: «бей Меня лучше, Карп, если хочешь; за спасение людей Я готов еще быть распятым, лишь бы только грешники возненавидели свои беззакония. Неужели лучше им страдать в пропасти со змием, чем блаженствовать с Богом и ангелами на небе?» Так Господь премудрый и всеблагий вразумил Карпа! (По Ч. М.) 5. Сила кротких слов В обители пр. Кирилла один из братии, по имени Феодот, так возненавидел своего настоятеля, что не мог равнодушно слышать голоса его. Враждебное расположение не могло скрыться от братии, которые, зная справедливость, чистоту жизни и смиренномудрие пр. Кирилла, удивлялись беспричинной и упорной злобе Феодота. Сколько ни уговаривали его успокоиться и возлюбить настоятеля, ничто не могло подействовать к умирению ожесточенного сердца. Мучимый постоянным враждебным настроением и смущением мыслей, Феодот не находил никакого другого средства погасить вражду в душе своей, как выйти из монастыря, но, по совету одного старца, решился наперед открыть пр. Кириллу смущение своих мыслей. Одно резкое слово, один малейший упрек со стороны настоятеля мог бы гибельно подействовать на ожесточенное сердце, преисполненное злобы, и дело примирения окончательно рушилось бы.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Несмотря на то, что в то время в Петербурге было немало квалифицированного, образованного духовенства, органы церковной власти сочли необходимым определить его законоучителем сразу в два учебных заведения - во 2-е и 4-е Коломенские женские начальные городские училища. Наряду с этим, диакон-педагог преподает Закон Божий в эстонской церковно-приходской двухклассной школе. Впоследствии, в 1914 году, его приглашают быть законоучителем в образцовый приют барона А.А.Штиглица, который обучал около 200 петербургских мальчиков и девочек из малообеспеченных семей. Таким образом, в бытность свою в Петербурге диакон Карп преподавал одновременно в четырех учебных заведениях столицы, причем в двух из них - в приюте и в эстонской школе - обучал безвозмездно. Его педагогическая деятельность неоднократно была отмечена правительственными наградами. 13 февраля 1902 года он был награжден серебряной медалью с надписью " За усердие " для ношения на груди на Александровской ленте, 6 мая 1904 года за отлично-усердную службу преподано ему было благословение Святейшего Синода с выдачей установленной грамоты, а в мае 1911 года отец Карп за труды на поприще народного просвещения был представлен к ордену св. Анны третьей степени. С 25 февраля 1903 года он состоял членом и делопроизводителем комиссии по построению Исидоровской церкви. Зачастую, в силу обстоятельств, он оставался фактически главным распорядителем всех строительных работ. Во время длительных отлучек настоятеля отца Павла Кульбуша диакон Карп являлся доверенным лицом последнего и нес полноту ответственности за возведение здания храма и церковного дома при нем. Уезжая из города, настоятель целиком и полностью полагался на исполнительность, расторопность и трудолюбие своего диакона, не сомневаясь в том, что он справится лучше других с возникающими проблемами. Между тем, приближался 1917 год, до неузнаваемости изуродовавший жизнь России - величайшей державы мира. В этом году православный эстонский приход в Петрограде остался без настоятеля. Прот. Павел Кульбуш - славный основатель, строитель храма и первый его незабвенный настоятель - по рукоположении его 31 декабря в сан епископа отбыл в Эстонию, на новое место своего служения. За день до этого события, 30 декабря, состоялось собрание прихода Исидоровской церкви, на котором было принято решение просить Петроградского митрополита Вениамина (Казанского) рукоположить диакона Карпа Эльба во иереи с оставлением его в Исидоровской церкви вторым священником. 8 января 1918 года диакон Карп Эльб был рукоположен священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским, во пресвитера. Наступал новый этап в жизни о. Карпа - период пастырских трудов, который продлился без малого двадцать лет и завершился мученической кончиной.

http://pravicon.com/info-2638

«Вы меня, Дарья Ивановна, извините, а я им так и сказал, чтобы уж к одному концу: в Петербург, говорю, уехали… не сказывались, а думается так, что соскучились и уехали в Петербург. Так они и встрепенулись! В котором часу уехали, когда? А, думаю, Господь не взыщет… рано, говорю, уехали. Поглядели на окошко, повернулись на каблучках и побежали. Хороший офицер, вежливый, самый князь. И получил я от них за мое вранье хорошую бумажку… мой грех, на церкву надо подать». До темноты лежала Даринька в «детской», и никто больше не звонился. Пришли Прасковеюшка с Анютой. Карп сходил на Басманную, барона не застал, постоял у Никиты Мученика за всенощной, опять зашел, как сказали ему лакеи, в восьмом часу и застал барона. Барон выслал лакея взять «важную вещь» от посланного. Но Карп не отдал лакею, а затребовал самого барона. Барон, наконец, вышел, но Карп и ему не выдал, а потребовал наперед расписочку, сказал: «Вот, можете поглядеть, какие веши, только дозвольте вперед расписочку». Сказал, на крики барона, что никакого недоверия у нас нет, а женщина от них приходила - скандалила сегодня на улице, судом грозилась хорошему человеку, а некому защитить, сам инженер уехал. «Вот, значит, и дозвольте расписочку, а то перешлем через полицию». Барон обругал ослом, хлопнул дверью, а все-таки выслал расписочку с лакеем, и Карп тогда выдал вещи. Рассказывая об этой «менке», он прибавлял, что вытолкать его никак не посмели, хоть и много лакеев набежало: вид у него такой… «Поопасались, в случае чего… разговору бы не вышло». Тот день Богоявления был в жизни Дариньки знаменательным. Морозный, яркий, остался он в ее сердце светлым: зло, в последнем порыве, расточилось, утратило власть над ней. Вечер Богоявления сошел на нее покоем, в душу ее вошел простыми словами Карпа; «Теперь будьте, Дарья Ивановна, спокойны… все вот и р а з в я з а л о с ь». И Даринька чувствовала, как у нее на душе покойно, все развязалось - «ушло с в е щ а м и». Весь вечер занимались они с Анютой сборами в путь, на целую неделю едут, говеть будут. Даринька избегала думать, что будет дальше: как батюшка Варнава скажет. Об одном думала: откроет ему душу, и он решит. И будет - как он решит. В ту ночь она хорошо молилась. Еще и не светало, когда -это был день Собора Иоанна Крестителя - вышла Даринька во святой путь. Было морозно, звездно. Даринька надела старую ватную шубейку, свою, какую носила еще у Канителева, в златошвейках. надела валенки, варежки, повязалась теплым платком и стала похожа на девушку-мещанку. Анюта все на нее дивилась: «Да барыня… да какие же вы стали, совсем другие!» Даринька сказала, чтобы не звала ее барыней. А как же? «Зови Дашей… тетя Даша». Но Анюта боялась звать. Карп сказал ласково, утешно: «Ну, час вам добрый».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Еще старец Макарий особенно чтил в монастыре схимника о. Карпа, слепого, считая его за великого подвижника. О сем слепце предместник старца Макария старец о. Леонид (в схиме Лев) отзывался так: «О. Карп, хотя слеп, но видит свет». В свою очередь, и о. Карп, как и другие выдававшиеся в то время в монастыре подвижники, относился к старцу Макарию с великим благоговением и сыновнею любовию. Живший в скиту на покое вышеупомянутый о. игумен Варлаам вздумал однажды полюбопытствовать, как о. Карп относился к своей слепоте. «О. Карп! – сказал он. – Хорошо бы тебе съездить в Москву к докторам. Говорят, что там доктора стали так искусны, что и слепых делают зрячими». Услышав это, о. Карп как будто испугался и с тревогою душевной заговорил: «На что? На что мне зрение? Я слепотой спасаюсь!» Так оказалось, что смиренный слепец не только не тяготился своею слепотой, но и не желал иметь очи телесные, дабы не видеть растлевающей суеты и соблазнов мира сего. Из младших монастырских братий пользовался особенным вниманием старца Макария юный послушник Феодор Попов (впоследствии настоятель Перемышльского Троицкого Лютикова монастыря Калужской епархии игумен Феодосий). Родом он был из г. Балашова Саратовской губернии. Замечательно было его поступление в Оптину Пустынь. Пришел он в монастырь пешком в юных летах и с поддельным годовым паспортом, так как по ревности к иноческой жизни ушел из дома тайно, вопреки воле своих родителей. В монастыре, как и в находящемся недалеко от него скиту, отправлялось в это время бдение. Феодору нужно было видеть старца Макария, для чего он и пришел в скит. Когда же доложили старцу о его приходе, что, дескать, какой-то странник желает его видеть и поговорить с ним; старец, никогда не знавший и не видевший пришельца, сказал: «Да это Феодор пришел». И велел своему келейнику отвести его в трапезу, накормить и уложить спать. Феодор, однако, по желанию своему, несмотря на усталость от пути, достоял до конца бдение и просил старцева келейника о. Иродиона разбудить его к обедне, которая в скиту прежде, как и теперь, начиналась в шесть часов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

в селе Вершины Черкасского уезда Киевской губернии в крестьянской семье 1358 . В 1896 г. он окончил трехклассную начальную школу и до сорока двух лет жил на родине, занимаясь сельским хозяйством. Карп был женат, но в 1926 г. жена его умерла, оставив на его попечении сына. В 1929 г. он переехал в Донбасс, где работал в кооперативной артели, с 1933 по 1937 г. – бондарем в колхозе города Майкоп, а с 1937 по 1950 г – весовым мастером в городе Вольске. Затем он переехал к сыну в Саратов. Здесь произошел полный переворот во всем строе его внутренней жизни. Карп начал усердно посещать храм Божий, все чаще думал о смерти и неизбежном суде Божием, стал бояться умереть без покаяния. Он глубоко осознал, что приготовление к вечности в единении с Богом – вот цель земной жизни человека. Наконец, он решился совершенно оставить мир и провести оставшуюся жизнь в покаянии в монастыре. Карп много слышал о высокой духовной жизни Глинских иноков и в 1954 г. приехал в Глинскую пустынь, где начал трудиться на благо монастыря. В том же году он был принят в число насельников пустыни «как проверенный и нужный обители работник» 1359 . В монастыре он проходил послушание бондаря. В высшей степени трудолюбивый и степенный, он неспешно, но споро исполнял порученное ему послушание. Старцы учили его при исполнении внешнего послушания умом упражняться во внутреннем делании: творить молитву, хранить молчание, стяжать смирение. В 1955 г. он уже был пострижен в рясофор 1360 и с этого времени особенно ревностно начал подвизаться против страстей и невидимых врагов. Более всего Карп заботился об очищении сердца вниманием ко всем его движениям и удалением от земных пристрастий. Высоконравственная жизнь требовала напряжения всех его духовных сил, укреплению этих сил на пути нравственного совершенствования способствовала усиленная молитва . В храме Карп стоял с таким благоговением, вниманием и углублением в молитву, что, казалось, никого не видел. В 1958 г. он был пострижен в мантию с именем Климент 1361 . Отец Климент был строгий постник.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В полном расстройстве ума одержимый метался по подвориям и закоулкам родного села. Все в округе с презрением смотрели на него, справедливо полагая, что дебошира постигло праведное воздаяние. В скором времени Карп стал, что называется, притчей во языцех, им стали стращать строгие родители своенравных детей. Сжалился над бесноватым родной брат Иоанн: помня его малым ребенком, он как никто другой понимал, что припадки злобы и рукоприкладство не составляли неотъемлемой части бессмертной души Карпа, но были всего лишь последствиями воздействия на нее бесовских сил. Иоанн обратился за помощью к сыну Феодосия Григорию, чтобы тот прочитал над несчастным «псалмы Давидовы и заклинательные молитвы». Григорий согласился оказать страдальцу посильную помощь, однако просил отца присутствовать при чтении молитв, направленных на изгнание нечистых духов. Феодосий согласился. В назначенный час он вошел в избу, в которой находились Григорий, Иоанн и Карп, на тот момент относительно умиротворенный после долгого мучительного приступа беснования. Казалось, больной переживал ремиссию, однако приход Феодосия тотчас же привел его в ярость: «по многих укорительных глаголех заушив его, яряся зле». Феодосий спокойно претерпел все это: слишком хорошо ему было известно, что языком и рукою Карпа двигали силы, желающие вечной погибели каждого из людей. «Не один чернец пришел: с ним и Игнатий с Лому» В ответ на побои и угрозы Феодосий спокойно взял бесноватого за руку, помог лечь на одр и положил на грудь икону Пресвятой Богородицы. Когда Феодосий начал читать псалмы, а Григорий вместе с Иоанном опустились на колени у одра бесноватого, бес устами его воскликнул: «Не один чернец пришел: с ним и Игнатий с Лому, да и наших много». «Нашими» лукавый дух называл, очевидно, других бесов, которые, предчувствуя свое скорое посрамление, всячески старались воспрепятствовать исцелению Карпа. Бесы стали внушать больному, что Феодосий, а вместе с ним и сам преподобный старец Игнатий, невидимый для здоровых, но ясно зримый очами одержимого, пришли, чтобы растерзать и замучить его. В скорбном изнеможении заметался Карп на своем одре, но Феодосий лишь усилил свою молитву: «священноинок же со слезами псалмы пояше». И тогда, несколько мгновений спустя, бес капитулировал: «Одоле чернец и Игнатий с ним с Лому, а наши – далече». Сказав это, Карп затих и впал в глубокий здоровый сон, после которого проснулся уже совсем совсем другим – здоровым – человеком.

http://pravoslavie.ru/118505.html

По другим сказаниям, св. ап. Карп скончался в мире, в Берии (Месяцеслов прот. Д. Вершинского , 26 мая; Полн. Месяцеслов Востока, Арх. Серия, т. 2, заметки 26 мая; Солярский. Библ. Словарь, 2 т. стр. 384). В греческой церкви память св. Карпа 26 мая и 4 января в соборе св. 70 Апостолов; у католиков 13 октября (Migne, Dictionnaire de la Bible I, 996). В Великих Четьи Минеях Митрополита Макария и в Четьи Минеях святителя Димитрия (под 3 числом октября) помещено послание, написанное к Демофилу, по поводу изгнания им из храма некоего священника, который принял в общение церковное одного брата, находившегося в то время в отлучении от церкви – с приложением повести св. Дионисия (вероятно, св. Дионисия Ареопагита , память коего совершается 3 октября) о св. ап. Карпе и о двух грешниках. «Пришлось мне, пишет св. Дионисий, при посещении о. Крита остановиться в доме блаженного Карпа, ученика св. Ап. Павла. Муж сей был велик по своим добродетелям и отличался такою возвышенною чистотою ума что обладал большою, способностью к боговидениям, он, даже никогда не приступал к совершению пречистых и животворящих Тайн, прежде чем не сподобится явления ему с неба божественного видения. Сего св. мужа, – как, сам он поведал св. Дионисий, – опечалил один из неверующих. Причина печали была та, что неверующий совратил от церкви к своему злочестию одного из верующих. Сим обстоятельством был сильно огорчен!.. Ему надлежало бы, конечно, сохранять терпение и отпадшего от веры непрестанно увещевать полезными словами, а неверного покорять своим богодушием. Надлежало усердно молить Господа, дабы Он и совратившегося в нечестие обратил к своей св. Церкви и пребывающего в мраке неверия просветил светом веры. Но, никогда ни в чем прежде не обнаруживавший нетерпения. Карп на сей раз был весьма сильно огорчен в своей душе Поздно вечером, когда уже приближалась полночь, он стал на молитву. Св. Карп всегда имел обычай в полночный час вставать молиться. Стоя на молитве Карп не мог преодолеть в себе чувства сильной скорби, которую причинили два вышеупомянутые человека Ему стало представляться, что сии беззаконные мужи развращающее правые пути Господни, несправедливо остаются жить на земле: и стал он молить Бога, да ниспадет на них с неба огонь и пожжет их обоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Таково внутреннее состояние грешника, охваченного и связанного грехом. Тысячью рук цепляется за него порок и терзает, подобно бешенному зверю. Постепенно, сначала невинные, незаметные страсти разрастаются, крепнут в сердце, наконец делают его собственностью – гнездом дьявола. Если бы не милость Божия, то грешник уже на этой ступени погиб бы окончательно. Но благодать Божия еще не оставляет его совершенно; еще есть надежда: может быть, грешник одумается, покается, переменит свою жизнь. Ангел-хранитель при всяком удобном случае побуждает его к раскаянию, плачет о нем, молится за него Богу. Много таких, лишившихся благодати и ставших орудием дьявола, есть в мире. Однако, они не погибли безвозвратно. Милосердный Господь печется о них, «не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут» и спасутся ( 2Пет.3:9 ). В пример такой любви Господа к грешникам расскажем одну повесть, хотя и древнюю по происхождению, но содержащую в себе вечно юную мысль, что Господь Иисус Христос всегда готов спасти грешника, лишь бы он обратился к Нему с раскаянием. Во втором веке после Рождества Христова, когда язычество было еще в полной силе, на острове Крите один благочестивый человек, по имени Карп, убедил какого-то язычника оставить идолов и креститься. Прошло немного времени и новокрещенный, не утвердившийся в вере, по убеждению и просьбе своего друга-язычника, вернулся к старым богам. Это отступничество так огорчило Карпа, так он вознегодовал на соблазнителя и соблазненного, что вместо молитв о возвращении отступника на лоно Церкви чрез покаяние, стал призывать на него проклятие и суд Божий и просил Бога какой-нибудь казнью прекратить жизнь обоих. Господь особым видением благоволил вразумить неумеренного ревнителя и показать ему, что его молитва не согласна с бесконечной любовью Бога к погибающим грешникам. Стоя на молитве, Карп вдруг увидел бездну, у края которой стоял его крестник с соблазнителем. Оба трепетали всем телом и ежеминутно были в опасности сорваться в зияющую под ногами пропасть. А в пропасти вились и из нее поднимались страшные змеи. Смотря на отчаянное положение совратителя и совращенного, Карп, однако, был доволен. Вот, – думалось ему – наконец-то враги Христовы подвергнутся заслуженной ими каре. Жалел только он об одном, что желанная гибель почему-то медлит наступить. Вдруг его точно что толкнуло и заставило поднять глаза кверху. Смотрит: Господь Иисус, окруженный множеством ангелов, милосердно и сострадательно глядит с неба на стоящих у пропасти несчастных. Потом Господь сходит и протягивает им руку помощи; ангелы со всех сторон стараются отвратить их от гибели. Наконец, Господь, обратившись к Карпу, с укором говорит: «Ты готов поднять руку и безжалостно покарать этих несчастных, поражай ею Меня: «Я готов и еще страдать для спасения людей». Карп понял, что его ревность была не по разуму; что нет греха, побеждающего человеколюбие Бога, что Господь Своей милостью хранит грешника до последней минуты жизни (из Пролога).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Petrovs...

Св. ан. Карп, один из 70-ти апостолов, был епископом в Берии, городе македонскох. Право правя слово истины, он ревностно заботился о распространении славы имени Христова среди идолопоклонников, из коих многие уразумели высоту учения христианского и ничтожность языческих богов. Христианство победоносно распространялось во всех известных тогда областях мира но были нередко случаи и обратного возвращения от света истины к языческим заблуждениям. Так это случилось и среди паствы св. ап. Карпа: один христианин совращен был в идолопоклонство. Ревностный пастырь в глубокой скорби о погибшей овце стада Христова и из опасения, да не зазрит этот пример других его пасомых, неотступно молил Господа о погибели нечестивых: совратителя и совращенного. Но вот какое он получил вразумление: однажды, во время молитвы, св. ап. Карп узрел в отверстых небесах Господа, окруженного ангелами, а внизу глубочайшую бездну, над которою стоят сокращенный в язычество христианин и его совратитель. Они, пораженные невидимою силою, ужасались и трепетали, готовые уласть в бездну, где пресмыкался и скрежетал среди пламени великий страшный змей; св. Карп, исполненный радости, ожидал погибели грешников и продолжал молиться об этом; но вдруг св. Карп видит Иисуса, нисшедшего с престола славы Своей. Любвеобильный Спаситель подходит к погибшим, милостиво подает им руку помощи, и ангелы отводят их от бездны; тогда Господь сказал св. ап. Карпу: «для чего ты желаешь погибели братиям? подражай Мне и не желай смерти грешника, но желай того, чтоб он обратился и жив был!» Таким видением Господь отклонил св. апостола от пути неразумной ревности но вере и чрез него указал всем нам высоту любви христианской, которая объем – лет всех, даже отступников и врагов веры 62 . ( " Ч.-М.»). 13. О любви твари паче Творца а) О грехе земных пристрастий. Не имеющий любви к Богу и средоточием своей жизни и деятельности поставляющий самого себя, вместо Бога, привязывает свое сердце к земле, земным благам и удовольствиям; потому что здесь все благоприятствует эгоистическому его расположению. Против этого порока Господь говорит: кая польза человека, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит; или что даст человек измену за душу свою ( Матф. 16, 26 ). О несовместности этой любви с любовию к Богу ап. Иаков говорит: любы мира сего вражда Богу есть ( Иак. 4, 4 ). Почему ап. Иоанн пишет: не любите мира, ни яже в мир ( 1Иоан. 2, 15 ). Блаженный Августин в дружественных увещаниях на вопрос: «должно-ли любить сотворенные вещи и в какой мере», отвечает: «Бог сотворил все, почему же тебе не любить того, что сотворил Бог ? Дух Божий научил тебя смотреть на все сотворенное Им, как на добро. Но горе тебе, если ты, возлюбивши тварей, забудешь Творца» 63 . (См. Нравст. богосл. арх. Гавриила, стр. 538).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010