Он был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил и учил о Господе правильно» (Деян.18:24–25). Упоминает о нем и святой апостол Павел в первом посланий к Коринфянам говоря: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» (1 Кор.3:6). Впоследствии Аполлос был в Крите [ 97 ], и еще поздние был епископом Кесарии [ 98 ]. Святой Тихик упоминается в Деяниях Апостольских (20:4) и в посланиях святого апостола Павла к Колоссянам (4:7) и к Ефесянам, где говорится: «дабы и вы знали о моих делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши» (Еф.6:21–22). И снова, во втором посланий к Тимофею, апостол Павел говорит: «Тихика я послал в Ефес» (2 Тим.4:12; ср. Тит.3:12.). Тихик был епископом Колофонским после святого Сосфена [ 99 ]. Святой Епафродит [ 100 ]упоминается в послании святого апостола Павла к Филиппийцам, где апостол Павел говорит: «Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей» (Флп.2:25). Епафродит был епископом в Адриаке [ 101 ]. Святой Карп, о котором святой апостол Павел упоминает во втором послании к Тимофею в таких словах: «Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги» (2 Тим.4:13), был епископом в Берии Фракийской [ 102 ]. Окончил жизнь в мире [ 103 ]. Святой Кодрат был епископом в Афинах и Магнезии [ 104 ], где, проповедуя слово Господне, принял от руки афинян мученическую кончину [ 105 ]при царе Адриане [ 106 ]. Святой Марк, он же и Иоанн, о котором как спутнике Павла и Варнавы, много раз упоминают Деяния Апостольские, как например, в следующем месте: «А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима (в Антиохию), взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком» (Деян.12:25 и др.), был епископом в городе Библосе, в Финикии [ 107 ]. Святой Марк творил многие чудеса и имел такую благодатную силу, что от одной его тени исцелялись болящие [ 108 ].

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Твоему хозяину передай мой привет и скажи ему, чтобы он, насколько его хватит, соблюдал свой сердечный, внутренний, душевный мир и в расстройстве не решал бы никакое дело, иначе всегда выйдет неладно. Вот еще у меня какая прихоть: тянет все на кислое, сласти совсем не могу принимать. Клюква твоя кончается, вместо чая пью кипяток с клюквой. Лимонов, как видно, теперь нет. Не достанешь ли сколько-нибудь клюквы, хоть и мятая – сойдет. Залью водой. Если не достанешь, и не надо, а меня за прихоть прости. Испрашиваю на вас Божие благословение. Схиигумен Иоанн 15 .06.1954 Боголюбивейшая раба Божия Клавдия! У тебя опять страдание повторилось. Что делать? Не без Божией воли это происходит, если Господь печется о птицах, неужели ты забыта у Него? [Ср.: Мф.6:26 ]. Молитву не оставляй, она поможет тебе. Ты пишешь, простит ли тебя Господь? Эта мысль диавольская, он тебя пугает по своей злобе, не слушай его. Нет такого греха, чтобы превышал Божие милосердие. Апостол Карп молил Господа наказать двух грешников. Один еретик увлек в свою ересь православного, вот апостол и молил Господа наказать их. Господь явил такое видение: разверзлись небеса, облистал яркий свет. Апостол посмотрел вверх, видит Господа. Господь говорит ему: «Теперь посмотри вниз». Апостол посмотрел, увидел тех двух грешников на краю оврага, а внизу был страшный, огромной величины змий. Господь говорит апостолу: «Ты хочешь, чтобы Я наказал этих грешников?» Апостол обрадовался, что они будут наказаны. Тогда Господь послал двух ангелов, чтобы они спасли этих грешников, и говорит апостолу: «Бей Меня и распинай вторично, Я готов еще пострадать за грешников». Этим видение и кончилось. Вот какое великое милосердие Божие. Готов еще страдать за грешников. А ты сомневаешься, простит ли тебя Господь. На вас с Валентиной призываю Божие благословение. Я, грешный, молю Господа, чтобы Он по Своему милосердию дал вам терпение благодушно, без ропота переносить ваши страдания. Прошу святых молитв ваших ваш недостойный сомолитвенник многогрешный схиигумен Иоанн

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

…Вот, слава Богу, и аз немощный и грешный кое-как провел первую неделю Великаго поста, и всегда для меня небезтрудную; как-то поможет Господь продолжать далее? Немощь и слабость, и усталость и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение, вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание. 153. Огорчения надо принимать благодушно Слышу, что ты была больна, и болезнь так скоро с тобою случилась, что ты решилась тотчас же исповедаться и причаститься Св. Таин и особороваться св. елеем. — И от такой скорой и скоротечной болезни, можно сказать однодневной, оказалось тебе после великое изменение в лице и относительно слабости телесной. — Да помилует тебя Всеблагий Господь и всех живущих с тобою и да поможет тебе вперед не принимать так горячо к сердцу встречающияся скорби и неприятности, которыя едва тебя не приближают к смерти, тогда как ты нужна еще для духовной пользы сестер N общины или обители — Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания, которыя я многократно тебе повторял; а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселаго и благодушнаго человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: «Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает». И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни, оставался всегда благодушен и весел, и он был мирской, а мы монахи, обрекшие себя на всякую скорбь. Знаю, что тебя оскорбляют не скорби, а те случаи, о которых и св. апостол Павел пишет так: «кто соблазняется, и аз не разжизаюся». Но возверзем печаль свою на Господа, и Он силен утвердить и успокоить нас и устроить полезное и спасительное о всех сущих с нами. Если бы и случились такие обстоятельства, о которых пишет апостол: «аще ли неверный отлучается, да разлучится» (1 Кор. 7, 15). Предадим все и всех таковых воле Божией, и собственной их воле. — Покойный Оптинский отец архимандрит Моисей, муж мудрый и духовно опытный, в подобных случаях говаривал: «наше дело предоставить человеку средства ко спасению, а спасается он или не спасается, — сам смотри». 154. Совет относительно плана корпуса для сестер

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

...Вот, слава Богу, и аз, немощный и грешный, кое-как провел первую неделю Великого поста, и всегда для меня небезтрудную; как-то поможет Господь продолжать далее? Немощь и слабость, и усталость и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение, вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание. 153. ОГОРЧЕНИЯ НАДО ПРИНИМАТЬ БЛАГОДУШНО Слышу, что ты была больна, и болезнь так скоро с тобой случилась, что ты решилась тотчас же исповедаться и причаститься Святых Таин и особороваться святым елеем. И от такой скорой и скоротечной болезни, можно сказать, однодневной, оказалось тебе после великое изменение в лице и относительно слабости телесной. Да помилует тебя Всеблагий Господь и всех, живущих с тобой, и да поможет тебе впредь не принимать так горячо к сердцу встречающиеся скорби и неприятности, которые едва тебя не приближают к смерти, тогда как ты нужна еще для духовной пользы сестер общины и обители N. Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания, которые я многократно тебе повторял; а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай, в подобных случаях, повторять: «Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает». И этот человек, при многих переменах и переворотах его жизни, оставался всегда благодушен и весел, а он был мирской, а мы – монахи, обрекшие себя на всякую скорбь. Знаю, что тебя оскорбляют не скорби, а те случаи, о которых и святой апостол Павел пишет так: Кто соблазняется, и аз не разжизаюся ( 2Кор. 11: 29 ). Но возверзем печаль свою на Господа, и Он силен утвердить и успокоить нас, и устроить полезное и спасительное о всех, сущих с нами. Если бы и случились такие обстоятельства, о которых пишет апостол: Аще ли неверный отлучается, да разлучится ( 1Кор. 7: 15 ). Предадим все и всех таковых воле Божией, и собственной их воле. Покойный Оптинский архимандрит отец Моисей, муж мудрый и духовноопытный, в подобных случаях говаривал: «Наше дело предоставить человеку средства ко спасению, а спасается он или не спасается, – сам смотри». 154. СОВЕТ ОТНОСИТЕЛЬНО ПЛАНА КОРПУСА ДЛЯ СЕСТЕР

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Господи! Ими же веси [ведомыми Тебе] судьбами спаси нас грешных. Аминь! Бедный человек: в молодости мучают страсти, а в старости немощи. Жизнь моя прошла, я приблизился к переходу в другой, лучший мир, где нет печали и воздыхания. Однако страшновато умирать, ведь дело-то небывалое. Как будет душа с те­лом разлучаться – тайна великая. Вот, Марфа Платоновна, не придётся мне с вами больше посидеть у стола за чаепитием и поговорить о едином на потребу . Всё же надеюсь, что увидимся в буду­щей жизни. Вы стремитесь исполнить евангельские заповеди, и я тоже стремлюсь, а немощи как человеки сознаём и каемся, и Господь по Своему милосердию удостоит нас свидания в будущей жизни. Когда дьявол нанесёт мысли отчаянные, гони его молитвенным бичом, ибо он очень нахальный, сильно нападает на стремя­щихся к духовной жизни. Святые Божии люди испытывали такие ужасы, что даже не пожелали предать их писанию. Впрочем, его злая воля ограничена: он искуша­ет нас, влагает разные мысли, но наше са­мовластие может их принять, может и не принять – конечно, с Божией помощью. Святой апостол Карп очень ревновал о православном благочестии и просил Гос­пода наказать двух грешников. И вот апостолу было видение: эти два грешника стоят на краю бездны. Господь спрашива­ет: «Ты хочешь наказать этих грешни­ков?» Апостол обрадовался. Но Господь послал двух Ангелов, чтобы спасти греш­ников, и говорит апостолу: «Бей Меня и вторично распинай, Я готов ещё раз пост­радать для грешников». Дивен Ты, Господи, и чудно Твоё мило­сердие и снисхождение к нашей греховности. Да, Господь дал нам разум, и мы долж­ны им пользоваться. Но разум-то зава­лен страстями! Мудрствуем под влиянием страстей, и выходит ошибочно. А смертный час всех страшит, ибо смерть вошла в человечество не по природе, вот человек боится и бежит от неё. И ещё страшит нас то, что мы знаем, когда и где родились, а когда, где и как умрём – неизвестно. Лучше всего стараться положиться на волю Божию во всём. Смертные кончины бывают разные, даже и у святых. Преподобного Афанасия ко­локольней задавило, а святого праведного Артемия Веркольского убило громом. Не без Божией же воли бывают кончины человече­ские, и мы, грешные, не можем понять Господня определения.

http://azbyka.ru/posmertnaya-zhizn-dushi...

Святой апостол Карп [от 70-ти] очень ревновал о православном благочестии и просил Господа наказать двух грешников. И вот апостолу было видение: эти два грешника стоят на берегу оврага, Господь явился ему и говорит: «Ты хочешь наказать этих грешников?» Апостол обрадовался. Тогда Господь послал двух ангелов, чтобы спасти их, и говорит апостолу: «Ты бей Меня и вторично распинай, Я готов еще раз пострадать ради грешников». Дивен Ты, Господи, и чудно Твое милосердие и снисхождение к нашей греховности. Это сказание я написал на память, посмотри в житие священномученика Дионисия Ареопагита , третьего октября. Мне помнится, что там написано. [...] Схиигумен Иоанн 06 .11.1954 Досточтимая о Христе раба Божия Елена! Христос посреди нас! Получил твое письмо и пишу тебе кратко. О потерянных письмах не надо скорбеть. Кажется, много было собрано у Инны. Расположись на волю Божию. Наверно, так угодно Господу, чтобы они потерялись. Причина уважительная о потере. Ведь все лето жили чужие у них. Да еще на свадьбе много было народу. Очень легко могли потеряться. Инна тоже скорбит, перебирает все вещи и сундуки. Ты прихворнула и отдохнула, поправляйся и не скорби о всех случайностях, которые приходят иногда, ибо они были и будут, иначе и быть не может. Мое здоровье по-прежнему: иногда к погоде чувствую [себя] похуже. О посылке не хлопочи, у меня все есть, сама ты кушай получше, скорей поправишься. Прилагаю еще статейку, мне помнится, она у Инны есть, а эту тебе посылаю. Господь и Царица Небесная да помогут тебе во всех делах твоих. Аминь. Многогрешный схиигумен Иоанн 22 .11.1954 Новый Валаам Боголюбивейшая Елена Акселевна! От души благодарю за присланное утешение. Этот временный мир – льстец и обманщик – много обещает, а мало дает, постоянства нет. Вот, ваша контора не так давно ликовала, веселилась, ели, пили и танцевали. И через некоторое время пришла грозная туча, грянул гром, и сослуживцы упали духом, возобладало уныние, [дошло] даже чуть ли не до болезни некоторых. И мирская философия не помогла, но духовная философия в подобных случаях [помогает] переносить все совсем иначе: не так малодушествует, но верит в Бога и в Его святой промысл, что Господь попускает разные неприятные случаи ради нашей пользы. Конечно, миру трудно это вместить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

102 Рассказ о том, что при виде согрешающих наших ближних нужно молиться не о погибели их, а о вразумлении и наставлении их на путь истины. Апостол Карп был один из числа 70-ти апостолов. Однажды он просил Бога наказать двух грешников христиан за то, что они живут нерадиво. Вдруг видит он глубокую пропасть, на краю которой стоят те два человека, о наказании которых он молился. В то же время явился Господь и сказал ему: «Хочешь ли, чтобы эти люди погибли?». Он с радостью отвечал, что об этом он и молился. Но Господь сказал ему: «Бей Меня, снова мучь, распинай; Я все готов терпеть, но не могу терпеть погибели грешников». Так Господь умерил ревность ап. Карпа. Не так ли Он остановил ап. Иакова и Иоанна, которые желали истребить селение самарянское? Он сказал им: «Сын Человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать» ( Лк.9:52–56 ). Истинный христианин должен просить Бога не о том, чтобы Он послал бедствия грешникам, а о том, чтобы вразумил и наставил их на путь истины. – Часто люди простые ставят свечу перед иконой и совершают моления в церкви, чтобы Господь послал несчастье врагу, а некоторые так жестоки, что в молитвах просят Бога о смерти человека, который нанес маловажное им оскорбление. Неразумная и грешная молитва эта может обратиться на голову самого просителя (Ч.-М.). 103 Таковы и были истинные последователи Спасителя. Таков был св. Николай Чудотворец, этот “образ кротости”, который вырывает силою меч у палача над головами невинно осужденных. Таков же – неустрашимый защитник правды – Иоанн Златоуст , написавший вышеизложенные слова. Таковы же и другие столпы Церкви. 104 Объяснение учения Спасителя о несопротивлении злу (в отношения к лжеучению гр. Л. Толстого). Спрашивается, действительно ли заповедь о несопротивлении злу главным образом направлена к тому, чтобы, как это думает гр. Толстой, совершенно устранить из христианского общества употребление всяких мер активной самозащиты против дурных и вредных людей и все способы насильственного обуздания их, – исходит ли все это от частных лиц или от правительственной власти, – и чтобы даже упразднить эту последнюю со всяческим государственно-общественным строем? Вопрос этот имеет чрезвычайно важное значение, а потому остановимся на обсуждении его несколько дольше, чем обыкновенно останавливаются, истолковывая слова Спасителя о несопротивлении «злу или злому», как выражается гр.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1606 То есть, не все, говорит он, осуществили из того, что хотели, по отношению к тем, кого они вознамерились онеправдовать или облагодетельствовать. Ясно ведь, что есть разница между нежеланием облагодетельствуемых и слабостью онеправдывающих. 1607 Заметь, что праведники не только в будущем веке, но и в нынешней жизни суть спутники, или последователи и сопутешественники добрых ангелов. 1609 Заметь, что грешники и в этой жизни, и в будущей мучаются, будучи осуждены своими страстями быть вместе с бесами, как заслужили. 1611 Прекрасный рассказ о том, что не подобает согрешающих проклинать, даже если они согрешают против Бога. Эта история заслуживает быть отмеченной как повествующая о неизреченном благоутробии Господа нашего Иисуса Христа и – о кающихся. Он говорит и о святости божественного Карпа. Это тот Карп, которого апостол упоминает во Втором послании к Тимофею ( 2Тим.4:13 ). 1612 Предсовершительными афиняне звали ведь молитвы, читавшиеся перед браком после принесения жертв. Ибо брак звали свершением как завершающий то, что нужно человеку для жизни. Это может быть показано на примере многих написанных поэтами комедий. Они ведь воспринимали брак как таинство. И говорили, что нужйо было предварительно освятиться, посвятиться и как бы предочиститься, приготовляясь к таинству, то есть, – как Кратин в драме Пилея. Особенно ведь брачные состояния и свершения они звали таинствами какого–то из их лжеименных богов как усовершенствующие и вводящие совершенствуемых в совершенство. Великий же Дионисий применил нечестиво эллинами говоримоеˆ таинству Истины и предсовершительными молитвами назвал совершеннейшие моления об очищении перед животворящим таинством и о неосужденном причащении совершеннейшего и совершенствующего дара жертв. «Привечал» же сказано вместо «как странника принимал». 1613 Существовали некие дни для жертвоприношений, которые называли илариями. И одни такие дни были частными илариями, – когда кто–то женился или родил сына, а другие общими, и они назывались всенародными; так, при поставлении царя устраивались всенародные иларии. И скорбеть в эти дни поблизости нельзя было, но каждый день устраивались всенародные зрелища и жертвоприношения, и плачущие замолкали, и смотрели, и в бесконечных угощениях проводили определенные дни таковых иларий. Праздник иларий был специфически римский – в честь матери их богов, а скорее бесов, как говорит Димофил в слове «О жертвах и праздниках у древних».

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

51) Куарт, или Кварт ( Рим.16:23 ) – в финикийском городе Бейруте (10 (23) ноября). 52) Евод был епископом в Антиохии. О нем говорит преемник его – Игнатий Богоносец в послании своем к антиохийцам: «Поминайте блаженного Евода, отца вашего, иже первый вам от апостолов пастырь поставлен бысть» (7 (20) сентября). 53) Онисифор, о котором упоминает св. Павел в Послании к Тимофею: да даст милость Господь Онисифорову дому ( 2Тим.1:16 ), был еиископом в Колофоне, городе Малой Азии, и Киринее – городе Африки (7 (20) сентября и 8 (21) декабря). 54) Климент, или Елим ( Флп.4:3 ), занимал епископскую кафедру в Риме после Лина и Клита; за веру Христову сослан был в заточение в Херсон, перенес многие страдания и утоплен в море в 100 году по Р. Х. (25 ноября (8 декабря)). 55) Сосфен ( Деян.18:17 ) обращен к вере ап. Павлом, который в Послании к Коринфянам поставляет его имя наряду со своим ( 1Кор.1:1 ); епископствовал в Колофоне (8 (21) декабря). 56) Аполлос, сотрудник св. Павла ( Деян.18:24–25 ; 1Кор.3:6 ), был епископом в Смирне прежде св. Поликарпа (10 (23) сентября и 8 (21) декабря). 57) Тихик, упоминаемый в Деяниях апостольских ( Деян.20:4 ), в Посланиях Павловых к Ефесянам ( Еф.6:21–22 ), к Тимофею ( 2Тим.4:12 ) и Колоссянам; апостол называет его возлюбленным братом, верным служителем и соработником о Господе ( Кол.4:7 ) (8 (21) декабря). 58) Епафродит, которого св. Павел в Послании к Филиппийцам назвал своим братом и споспешником и своинником ( Флп.2:25 ), проходил епископское служение в Андриании, городе Фракии при Черном море (8 (21) декабря). 59) Карп, у которого ап. Павел, бывший в Троаде, оставлял и фелонь, и книги свои, принесенные ему после св. Тимофеем ( 2Тим.4:13 ), епископствовал в Берии, македонском городе (26 мая (8 июня)). 60) Кодрат, бывший епископом в Афинах, претерпел там от эллинов мученическую смерть при императоре Адриане (21 сентября (4 октября)). 61) Марк, именуемый также Иоанном, спутник ап. Павла и Варнавы ( Деян.12:25 ), был епископом в финикийском городе Вивле (27 сентября (10 октября)) 1118 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Автор настоящей книги Иван Михайлович Концевич во время войны в 1915 г. провел летние каникулы в Оптиной Пустыни. Ежедневное хождение в скит всегда было поучительно для молодого студента, но старцы, занятые приезжими посетителями, которые к ним приходили со всякими скорбями, специально не уделяли времени юному пришельцу. Они отдали его «на воспитание» отцу Иосифу (Полевому) опытному в духовной жизни, прожившему в Оптиной десятки лет. В миру – директор банка, он был широкообразованным человеком. В течение двух месяцев, проведенных И. М. в Оптиной, часто, после церковных служб, о. Иосиф приглашал И. М. в свою келью. В беседе с ним перед молодым студентом раскрывался духовный мир. От о. Иосифа И. М. услышал случай из жизни старца Амвросия, не попавший в его жизнеописания. Однажды старец Амвросий, согбенный, опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в скит. Вдруг ему представилась картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту ведь сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, Старец стал трижды медленно ее обходить. Потом, взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на нее: «Вставай, лентяйка!» – и лошадь послушно поднялась на ноги. Старец поучал народ народными же пословицами и поговорками с присущим ему юмором. Самую глубокую мудрость вкладывал он в меткие и остроумные слова, для более легкого усвоения и запоминания. Напр., «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь – сам лопнешь». «Отчего человек бывает плох? – Оттого, что забывает, что над ним Бог». «Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет». «Благое говорить – серебро рассыпать, а благоразумное молчание – золото». Одной особе, стыдившейся признаться в грехе, он сказал: «Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают?» Она залилась слезами, бросилась Старцу в ноги, и призналась в своем грехе. «Праведных ведет в царство Божие Апостол Петр, а грешных Сама Царица Небесная».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Koncevich...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010