Она сказала мужу, и муж увидел то же. Тогда Никита понял, что это значит, – это знаки его грабежа и убийств, – ужаснулся своего состояния и решился загладить свои беззакония покаянием и молитвой. «Горе мне, многогрешному!» – воскликнул он и устремился в монастырь, близ Переяславля, пал к ногам игумена, рассказал свою жизнь и видение и умолял принять его в монастырь. Игумен велел ему испытать себя перед монастырскими воротами, и Никита в ближайшем болоте отдал себя на мучение от насекомых. «Телом я грешил, телом и должен страдать», – говорил он себе при этом. На 3-й день нашли Никиту едва живого. Тогда приняли его в монастырь. Не довольствуясь подвигами поста и молитвы, преподобный изнурял себя трудом, носил на теле тяжелые вериги и на голове каменную шапку; затем взошел для подвигов на столп, от чего и называется Столпником. В 1186 г. святой подвижник был убит людьми, пришедшими к нему за благословением, которые приняли блестевшие от времени его железные вериги за серебряные. Мощи его обретены нетленными и почивают в Никитском монастыре, где он спасался. Мученик Мелетий и с ним 1218 воинов с женами и детьми, в числе коих Стефан, Иоанн и Серапион пострадали во II веке, в Галатии, при императоре Антонине. Мелетий имел чин стратилата, а Стефан и Иоанн – комитов (это воинские чины). Мелетий разрушил идольское капище, за что был повешен; прочие же были усечены мечом. Серапион был епископом; его посвятили в этот сан сами ангелы в темнице. С сими же мучениками пострадали: Каллиник волхв, Феодор и Фавст. Из жен известны: Маркиана, Сосанна, Палладия, также два младенца Кириак и Христиан. 25-е число О празднике 3-го обретения главы св. Пророка, Предтечи и Кестителя Иоанна читать под 24 февраля. Священномученик Ферапонт скончался мученической смертью при царе Диоклетиане, в III веке, на острове Кипре, где был епископом. Мощи его перенесены были в Константинополь по повелению его самого в откровении, и от них истекло много чудес. 26-е число Апостол Карп, из числа 70, был учеником и сотрудником апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

«По указу Великого Государя и по приказу – светлейшего князя 160 – Меншикова, Верейского уезда, дворцовой государевой Вышегородской волости священнику Никону Пахомову быть в городе Копорье у соборной церкви Преображения Господня в священниках же. И по тому Его Царского Величества указу тебе, священнику, у той церкви быть, и церковные службы и священнодействия отправлять по уставам и по правилам святых апостол и по преданию святых отец со всяким благочестием и воздержанием непрестанно, чтобы церковь Божия без пения отнюдь не была. А священнику, который был у той церкви, Исидору Алексееву, сказан Его Царского Величества указ, чтобы ехал в Великий Новгород и явился к преосвященному митрополиту немедля. И, будучи тебе в той церкви, поучать православных христиан о взыскании доброго пути ко спасению, а на противников церковных, ежели где явятся, писать в С.-Петербург, в Александров Монастырь, господину архимандриту Феодосию». 20-го февраля 1715-го года 161 . Таким же порядком, по указу Царского Величества, за подписью указа архимандритом Феодосием, был назначен бывший на мытном дворе в Петербурге, у часовни, священник Карп Григорьев на остров Котлин, в 1715-м году, с наставлением исполнять свои обязанности «со всяким благочестием, правильно, как законному священнику, и от нелепого житья весьма удаляться, под опасением себе гнева Его Царского Величества» 162 . В 1715-м году 9-го ноября архимандрит Феодосий дает указ о возглашении за богослужениями имени новорожденного царевича Петра Петровича. Характерно, что имя царевича Петра Петровича в указе поставлено ранее имени царевича Алексея Петровича, хотя об установлении такого порядка возношения имен царевичей дело возникло только в 1718-м году 163 . Круг, ведения архимандрита Феодосия, как духовного судии, обнимал собственно всю область епархиального управления: дела административные, хозяйственные и судные, – с тою оговоркой, что по одним результаты, а по другим отчетность архимандрит Феодосий должен был представлять митрополиту в Новгороде 164 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Ты же, ужели отвергнешь, по любви к тебе высказанное, дружеское и полезное мнение, взирая на непотребство говорящего? — Нет, не поступи так, любимейший и мудрейший господине; но, взойдя в храм Божий — в твой ум — часто в течение дня там назирай самого себя; помни же Домохозяина, говорящего: «Дом Мой, домом молитвы наречется» (Мф. 21:13); и, сойдя оттуда и отдавая себя делам, помяни в чем ты имел там нужду: не в прощении ли? не в милости ли? не в человеколюбии ли Владыки? Это же самое ты окажи и твоему ближнему: прости, сам быв прощен; помилуй (или: окажи милость), сам быв помилован; приобрети, говорится, человеколюбием человеколюбие Божие; дай от себя доказательство расположения к брату и любви к общему Владыке и Отцу, любви, которая проистекает на основании любви к ближнему; потому что, если ты не любишь ближайших родственников, как можешь ты любить твоего брата? если не любишь твоего брата, которого видишь, как поверить тебе, что ты любишь Бога, Которого не видишь, как говорит Апостол (1 Ин. 4:20)? Но оттуда на деле докажи твою любовь к Невидимому, и ты узришь присно–Любящего и присно–Любимого, и будешь возлюблен Им более явно (чем это ты ощущаешь теперь) и сам возлюбишь более сильно, и будешь сопребывать с Ним и любя и любимый, — что и да будет во славу воистину Любимого и Бога славы, Христа, с Которым подобает слава Отцу, вместе со Святым Духом, ныне и присно и во веки. Аминь. notes Примечания 1 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia I: colonna 9–17. De pace ad invicem servanda. Dicta post tertiam diem adventus sui Thessalonicam. 2 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia II: colonna 17–32. In Dominicam de Publicano et Pharisaeo parabolam. 3 Т. е. без наличия каких–либо заслуг. 4 Migne. Patrologiae Cursus Completus. Series Graeca. Tomus 151: Homilia III: colonna 32–48. In parabolam Domini de salute Filii prodigi. 5 Ссылаясь на видение, которое имел Св. Карп в вкратце излагая сущность его, Св. Григорий Палама имел в виду следующую повесть, которая помещается в Прологе под 17–м днем мая в Житиях Святых: «Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Ты пишешь, что на тебя «посыпались разные клеветы». Я сам тоже испытываю разные неприятности, но я замечаю, что они очень полезны нам, грешным. И ты опытом узнаешь пользу, только потерпи. Люди очень изменчивы: сегодня хвалят, а завтра свалят. У человека есть воображение и память – это одно чувство внутреннее. Вот и я представляю твою комнатку, в которой спал, кухню, стол, плиту и все прочее – сидим у стола за чаепитием, и все это очень ясно можно вообразить, точно там у тебя и нахожусь. Мария – портниха очень мирно скончалась двадцать четвертого, точно уснула, за день причащал я ее. Поскорбела она, бедная, от некоторых иноков, частенько плакала, я говорил: «Потерпи, ибо они дотолкают тебя до райских обителей». В понедельник утреня в четыре часа, часы – в девять часов. После часов дадут хлеб, картошки, по два огурца; во вторник также хлеб, картошка и два огурца; в среду сварят суп без масла; четверг и пятница – тоже один суп после часов, ужина нет; в субботу – обед и ужин. Вот так и проводим первую неделю поста, все говеют на субботу. Ты пугаешься, куда твоя душа пойдет после смерти. Враг рода человеческого, диавол, пугает и представляет Господа строгим карателем и судьей. Пророк Иезекииль сказал Духом Святым: если грешник покается и будет жить исправно, Господь не помянет его грехов [см.: Иез.33:16 ], – а покаяние нам дано до гроба. Я писал тебе: апостол Карп хотел наказать двух грешников, но Господь сказал ему: «Я готов еще пострадать ради грешников». Слава, Господи, святому милосердию Твоему. Как Валентина поживает? Передай ей привет. Храни вас Господь. Схиигумен Иоанн 21 .02.1955 Боголюбивейшая раба Божия Клавдия! Христос посреди нас! В среду будут похороны сразу четверых монахов – в течение двух дней умерли. Нил – восьмидесяти шести лет, Роман – восьмидесяти трех лет, Евсевий – восьмидесяти четырех лет, Диомид – восьмидесяти лет. Этот всю жизнь был болезненный. Конечно, и еще есть кандидат к праотцам. По Божией милости я чувствую себя хорошо. А инфлюэнца почти всех забрала, поет один отец Савва. Отец игумен очень болен. Эту весть сообщи Елене и Инне. Я им не пишу. [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Ученики Христовы несли слово Евангельское людям. Апостол Карп (I; пам. 26 мая), един от семидесяти, проповедовал: «Яко садоделатель изряден, показал еси людем Животное Древо, от Негоже ядый, жив будет... во веки» 582 . В службе преподобного Ферапонта Можайского (†1426; пам. 27 мая) называется подлинный Садовник райского сада – «Всеблагий Вертоградарь, Христос» 583 . Покровителем огородничества и садоводства является святой мученик Конон градарь, уроженец Назарета Галилейского, пострадавший за Христа при Римском императоре Декии (249–251: пам. 5 марта) 584 . В древней службе ему говорится, что он привился добрей Маслине – Христу 585 . Его изображение имеется на фресках новгородского храма Спас на Нередице (XII в.) и отличается наличием красного ободка в нимбе. Предполагается, что «красный ободок мог мыслиться как предельно компактный символ красоты садов, предмета земных попечений Конона. Зритель с достаточно развитым символическим инстинктом мог легко угадать в красном компоненте фрески, находящемся в столь значимом месте как нимб, то есть в самом средоточии духовности, рефлекс того, чем красен сад – краснощеких яблок, спелых вишен, смородины, малины» 586 . Олицетворением рая на земле являются монашеские обители, а их подвижники прославляются за свои монашеские подвиги и равноангельное житие. С принятием христианства на Руси появляются монастыри и в них полагают начало молитвенники о Земле Русской. В монашеских обителях устраиваются сады 587 и они называются райскими садами или вертоградами. В «Слове о погибели Русской земли» XIII века говорится, что она украшена «винограды обителными» 588 . В переводе на русский язык эта мысль передана так: «садами монастырскими» 589 . «Монастырские сады помещались в ограде монастыря и служили как бы образами рая» 590 . Для древнерусского человека было характерно очень благоговейное отношение к саду и его растениям 591 . Тема подвижнической жизни монахов находит отражение в гимнографии. В службе преподобному Димитрию Прилуцкому (†1393; пам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Щуровцах Кременец. повета, Марка Захаревича Берестянича, бывшего пред тем при церкви с. Теслугова, на мещан Щуровицких о том, что они, вопреки уговору с ним при вступлении его на приход с Теслуговского прихода, тайно пригласили к своей церкви другого священника (из Рыннова) и тем ввели его в большие убытки (Архив, ч. 1 т. 6, стр. 121). 476 Село Корытно упоминается в акте от 1545 года в описи Луцкого замка, в числе городень которого упоминается городня «Федора и Василия Корытенских з Корытна» (Памятники, т. 4, отд. 2, стр. 78). При церкви села Корытна священнослужителями состояли: 1) «парох Корытенский» Алексий Гловачевский, служил, вероятно, до конца 18 века; в Теслуговских метрич. книгах есть единственный его акт – от 13 февраля 1746 г., где он именуется «парохом Корытенским»; 2) свящ. Дамиан Григориевич Амброзиевич (с 1801 по 1805 г.) и 3) зять Д. Амброзиевича – Иоанн Феодорович Суходольский, род. около 1783 г., священствовал в Корытне с 1806 г. по 9 апреля 1840 г., в каковой день он умер на 57 г. жизни и погребён на приход. кладбище благочинным – Фаддеем Жуковецким. После смерти его церковь эта была приписана к Теслуговскому приходу. Псаломщиками при Корытенской церкви были: 1) Пётр Демчинский (до 1805 г.); 3) Павел Демчинский (1806 г. – 1807 г.); 3) Иван Козицкий (в 1808 г.); 4) Павел Флорианский (1800 г. – 1811 г.); 5) Василий Палевич (1812 г. – 1819 г.); 6) Пётр Алексеевич Гловачевский (1820 г. – 1831 г.) и 7) Пётр Дамианович Демчинский (1835–1839 г.). При Корытенской церкви хранятся след. старопечатные книги: 1) Ευαγγλιον, или Благовестие, издано во Львове при Афанасии Желиборском 30 марта 1665 г., приобретено для Корытен. церкви за 30 польских злотых неизвестным благотворителем; 2) Октоих, изд. Братства во Львове 1739 г.; 3) Псалтирь, приобретённая для Корытен. церкви Василием Соколовским из Радзивилова в 1748 г.; 4) Апостол, изд. при Киприане Стецком в Почаеве в 1783 г.; 5) Триодь цветная, изд. при еп. Киприане Стецком в Почаеве в 1786 г. и 6) Требник, изд. в Москве в 1795 г. 477 При церкви, села Хотина священнослужителями состояли: 1) свящ. Григорий Флорианский (1797–1818 гг.); 2) протоиерей Василий Моссаковский (1818–1847 гг.); 3) свящ. Антоний Моссаковский (1847–1856 гг.); 4) свящ. Карп Струсь (1806 г. – 26 сентября 1857 г.) и 5) свящ. Пётр Васильев. Моссаковский – с 26 сентября 1857 г. ныне служит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Достоевскому принадлежит меткое выражение: «Все мы друг перед другом виноваты». Действительно, мы все друг перед другом в чем-то виноваты: волею или неволею мы соблазняем друг друга. Человек немощный может соблазниться даже и нашими добрыми делами. Я уже не говорю о том, что мы часто грешим против ближнего. До какой степени должно простираться снисхождение человека к ближнему, видно из случая, произошедшего со святителем Тихоном Задонским . Однажды святитель Тихон обличил дворянина, а тот, будучи человеком гордым, посчитал это за оскорбление и дал святителю Тихону пощечину. Тогда святитель упал ему в ноги и сказал: «Простите меня за то, что я ввел вас в такое исступление». Хотя он всего лишь сказал этому дворянину нечто полезное для души. Вот до какой степени мы должны быть снисходительны к ближним и прощать их согрешения против нас. В житии апостола Карпа описано следующее. Он очень скорбел оттого, что один христианин был совращен в язычество своим знакомым. Однажды после усиленной молитвы о наказании этих нечестивцев апостол увидел Господа, стоящего на небесах в славе, а внизу разверстую адскую пропасть, на краю которой стояли двое – христианин и соблазнивший его язычник. Апостол Карп продолжал молиться о том, чтобы оба они были ввержены в геенну огненную. А Господь ответил ему, что Он готов еще раз быть распятым ради спасения людей. Таким образом апостол Карп был вразумлен – нужно любить всякого человека, даже если он совершил тяжкое преступление. Понятно, что если осуждению поддался апостол, то тем более каждый день многократно поддаемся ему мы, даже тогда, когда человек бывает виноват перед нами лишь в мелких проступках. Иногда нам трудно простить ближнему тяжкий грех. Но если мы не простим, то не отступит ли от нас благодать Божия? И не впадем ли мы сами в такие же тяжкие грехи? Или какая-нибудь ничтожная страсть, допустим мелкое, повседневное тщеславие, вдруг овладеет нами до такой степени, что полностью поработит наш дух и мы отвратим от себя благодать Божию. Если мы не будем прощать людям согрешения, то наша мнимая праведность может вмиг исчезнуть. Даже если она не мнимая, а подлинная, все равно грехи у нас есть, и эти малые согрешения нам не простятся: они перестанут быть малыми и нам придется отвечать сполна. В ином месте Евангелия Спаситель, приводя притчу о неправильном отношении к людям, говорит, что мы не выйдем из темницы, пока не отдадим последний кодрант 90 . Сказано это не в том смысле, что мы когда-нибудь сможем его отдать, а в том смысле, что мы будем отвечать за самое мелкое согрешение так, как если бы некий жестокий заимодавец требовал от нас вернуть все до самой мелкой монеты, заплатить свой долг до конца. А как отдать до конца нравственный долг? Это невозможно. Поэтому, желая получить милость Божию, мы должны не столько рассчитывать на свои подвиги, сколько искать правильного отношения к ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

А если бы мы хорошо знали, кто мы такие, мы удивлялись бы не тому, что ударились об землю, а тому, что мы ещё не лишены возможности стоять. Ф. С. Когда расточается разум – и единство добродетели пропадает. 26-го мая Нельзя умолчать о дивном видении, которым Господь вразумил ревностного Апостола Карпа, указав ему сколь необъятно и неизмеримо милосердие Божие. Святой Апостол скорбел, что двое из обращённых им христиан совратились снова в язычество. Страшась, чтобы пример их не подействовал на других слабых и не утверждённых в вере, Карп в негодовании своём просил Господа наказать отступников. И видит Апостол во сне громадную зияющую пропасть и над нею двух бывших учеников своих и не скрывает радости своей, что вот они получат заслуженное наказание. Но далее он видит, что Сам Христос сходит с высокого престола и с любовью и состраданием протягивает руку несчастным заблуждающим грешникам, а на удивление Апостола спрашивает его не хочет ли он, чтобы Спаситель второй раз взошёл на крест? Тогда Апостол Карп уразумел, что милосердый Господь, требуя от нас ревности в служении Ему, желает в то же время видеть нас всегда милосердыми к согрешающим братьям и сёстрам нашим и весь праведный суд предоставить Ему Единому Судии и Промыслителю нашему. Господь первые слова свои устремил против гнева, как главной греховной язвы, главной страсти, противоположной двум главным добродетелям – любви к ближнему и смирению. Коснение страсти гнева в человеке отнимает у него всю возможность к духовному преуспеянию. Еп. Игнатий. Жить – не значит писать историю или трагедию, или комедию, а как можно лучше мыслить, чувствовать и действовать. 27-го мая ... Мы обещали до могилы Служить вам телом и душой, Но слабы мы: в нас мало силы, И нас, ведь, борет демон злой... Но не судите, дорогие, Что мы не те как быть должны – Ведь люди все душой больные И все пред Господом грешны. Да. часто, часто увлекает И нас греховная волна; И наш ведь дух изнемогает, И нам поддержка ведь нужна. О, братья, просим, помогите Вы нам молитвою своей, Незримо ею поддержите – И к цели мы пойдем бодрей.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

(1 Кор. 11, 29). В начале молитвы ко Святому Причащению сказано: " Хотя ясти, человече, тело Владычне, страхом приступи, да не опалишься, огнь бо есть. Божественную же пия кровь ко общению, первые примирися тя опечалившим; таже дерзая таинственное бражно яждь " . Слышишь, причастник? Примирися — даже кто тя опечалил. Еще говорится в конце молитвы: " Боготворящую кровь, ужаснися, человече, зря. Огнь бо есть недостойные попаляяй " .Ко Святому Причащению приступай в сознании своей греховности, просто и благоговейно, сознавая, что принимаешь именно Тело и Кровь Господню. А как мы, по телесной природе, не можем вкушать тело, Господь по своей милости благоволил нам грешным вкушать Свое Тело и Кровь под видом хлеба. Письмо 113 У тебя опять страданье повторилось. Что делать? Не без Божией же воли это происходит, если Господь печется о птицах, неужели ты забыта у него? Молитву не оставляй, она поможет тебе.Ты пишешь: " Простит ли тебя Господь? " Эта мысль дьявольская, он пугает тебя по своей злобе, не слушай его. Нет такого греха, чтобы превышал Божие милосердие.Апостол Карп молил Господа, чтобы наказать двоих грешников; один еретик увлек в свою ересь православного, вот апостол и молит Господа наказать их. Господь явил такое видение: разверзлись небеса, облистал яркий свет. Апостол посмотрел вверх, видит Господа. Господь говорит ему: теперь посмотри вниз. Апостол посмотрел и увидел тех двух грешников на краю оврага, а внизу был страшный огромной величины змий. Господь говорит апостолу: " Ты хочешь, чтобы я наказал этих грешников? " Апостол обрадовался, что они будут наказаны. Тогда Господь послал двух ангелов, чтобы они спасли этих грешников, и говорит апостолу: " Бей меня и распинай вторично, я готов еще пострадать за грешников " . Этим видение и кончилось.Вот какое великое милосердие Божие, готов еще страдать за грешников, а ты сомневаешься, что простит ли тебя Господь.Я, грешник, молю Господа, чтобы Он по Своему милосердию дал вам терпение благодушно, без ропота, переносить ваши страдания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/970/...

Мы поднялись выше третьего Неба, где я видел множество Сил небесных, воспевающих и славословящих Бога. Мы подошли к какой-то блистающей, как молния, завесе, перед которой стояли великие и страшные юноши, видом подобные как бы огненному пламени; лица их сияли ярче солнца, а в руках у них было огненное оружие. Предстоя со страхом, увидел я бесчисленное множество небесного воинства. И сказал мне водивший меня юноша: “Когда отверзется завеса, ты увидишь Владыку Христа. Поклонись же престолу славы Его”. Услыхав сие, я радовался и трепетал, ибо меня объяли ужас и неизреченная радость. И вот какая-то пламенная рука отверзла завесу, и я, подобно пророку Исаие, узрел Господа моего. Лицо Его было пресветло, а очи Его с любовию взирали на меня. Увидев сие, я пал пред Ним ниц. Какая радость объяла меня при созерцании лица Его, того нельзя словами и выразить. И теперь при воспоминании о том видении я преисполняюсь неизреченною радостью. В трепете лежал я пред моим Владыкой, изумляясь такому Его милосердию, что Он попустил мне, нечестивцу и грешнику, предстать пред Собою и созерцать Божественную Его красоту. И услыхал я от Премилосердого Творца моего, изрекшего мне пресладкими и пречистыми Своими устами три Божественных слова, кои так усладили сердце мое и разожгли его любовью, что я от теплоты духовной весь истаивал, как воск… Затем очутился я на том самом месте, где находился ранее, лежащим в углу. И удивился я тому, где я побывал, и тому, что сподобился видеть. Мое сердце исполнилось неизреченной радости, и я возблагодарил моего Владыку, изволившего явить мне такую благодать». Но не только для ободрения и предвестия вечного блаженства – и для вразумления избранников Своих отверзает небеса Господь. Так было со святым Карпом, апостолом от семидесяти. Один из учеников апостола Карпа отпал от веры под влиянием какого-то язычника, и апостол настолько прогневался на соблазненного и соблазнителя, что стал желать им обоим гибели, стал молить Бога о том, чтобы огонь Небесный спалил заблудших. Во время этой безумной молитвы отверзлись Небеса, и апостол увидел Господа Иисуса Христа в окружении ангельского воинства. Потом апостол Карп взглянул вниз и увидел: те два человека, гибели которых он желал, стояли на краю темной пропасти, откуда скрежетал на них зубами страшный змий. Злую радость почувствовал апостол и уже смотрел не в открытое Небо, не на Господа Своего, а в адскую бездну, где змий готовился пожрать грешников. Но вот Сам Иисус Христос, сойдя с Небес, подал руку помощи тем, кто уже падал в пропасть, – и с укором сказал апостолу Карпу: «Для чего желаешь ты погибели братиям? Подражай Мне и не желай смерти грешника, ибо Я готов за спасение людей снова пострадать, только бы люди обратились от своих лукавых путей и возненавидели свои грехи».

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010