В апреле 1840 года он был одет в монашеское платье и нес послушание на хлебне, варил дрожжи, пек хлеб и булки. В ноябре месяце 1840 года его перевели в скит. В скиту он нес послушание помощника повара. Старец Лев называл его «химера», т. е. пустоцвет, но за глаза про него говорил: «Великий будет человек». В 1842 году он был пострижен в мантию с именем Амвросий, в 1845 г. рукоположен во иеромонаха, в 1846 г. был вынужден выйти за штат. Он любил повторять: «Выговоры и замечания монаху – это щетки, которыми стирается греховная пыль с его души, а без этого он заржавеет». Отец Амвросий говорил: «Праведных ведет в Царствие Божие апостол Петр, а грешных – Сама Царица Небесная». «Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают». «Не хвались, горох, что ты лучше бобов, размокнешь, сам лопнешь». О. Амвросий помер 10 октября 1891 г. и похоронен в Оптиной пустыни». В своих дневниковых записях отец Павел отмечает не только факты оптинского бытия, но и рисует очень художественно живой образ того или иного подвижника, метко схватывая его поговорки, словечки, даже пословицы, которые он получает или придумывает сам для других – а ведь ныне все описываемые батюшкой лица канонизированы, причислены к лику святых. Вот как, например, предстает в тетрадях о. Павла преподобный Нектарий: «Иеросхимонах Нектарий – это был последний старец Оптиной пустыни. Родился он около 1856 года, родина его г. Ливны, родителей звали Василий и Елена, по фамилии Тихоновы. Николай Тихонов пришел в Оптинский скит в 1876 году, где и был назначен в келейники к о. Амвросию, который ради смирения дал ему кличку «губошлеп». В скиту он прожил около 50-ти лет, неся различные послушания, в том числе на клиросе. У него был чудный голос. После ликвидации пустыни, каковое произошло на Фомино воскресение 1823 года, батюшка Нектарий поселился в селе Холмищи, с ним же перебрался и его келейник Петр. Скончался отец Нектарий 29 апреля ст./стиля 1928 года, достигнув 72-летнего возраста. Могилка его находится на сельском кладбище с. Холмищи. Помяни его, Господи! о. Нектарий имел такую поговорку: «Ну–те хорошо». Еще батюшка Нектарий любил говорить так: «Ведь вы сто книг прочитали, а я человек темный». «Монаху три дороги – в храм, в келью и в могилу».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gruzdev/...

В первой, упоминая о бывшем посольстве, вышеупоминаемого Архиепископа Дионисия от Цареградского Патриаршего престола, по определению Соборному, Антоний обширнее и подробнее Нила изъяснил ересь Стригольников, в опровержение ее 62 . «Отлучаяйся от Церкви и сам Иисуса Христа отлучается», изъяснялся Патриарх. «Отметаяйся вас, Мене отметается», сказал Иисус Христос Апостолам 63 . Покаряйтеся наставником вашим, писал Апостол. Стригольник Карп есть орудие Диавола, который прельстил в раю наших праотцов. Стригольник подобен Корею, Дафану и Авирону, подобен Каину. Он оклеветал весь вселенский Собор, Патриархов, Митрополитов, и Епископов, и Игуменов, и Попов, и весь чин Священнический». Далее изъясняя, каким образом от Самого Иисуса Христа преемственно идет Священство, Патриарх вразумляет, что у Стригольников нет уже вовсе Таинства Священства. Если бы и сам Ангел посвятил им Священника, мимо учрежденного Богом порядка, то и такому Священнику верить или принимать его не следовало б, по слову Апостола к Гал.1:8 . Зач. 199. Когда говорят Стригольники хульно о всех Священниках, и себя ставят выше их; то на них падает слово Апостола: Аще речем, яко греха не имамы, себе прельщаем, и истины несть в нас, – и слово Иисуса Христа: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазя инуде, той тать есть и разбойник. Стригольники похищают у людей благодать св. Причащения Тела и Крови Христовой: они таким образом убивают последователей своих вечною, духовною смертью . Что же касается до доходов Священнических; то доходы сии, говорил Патриарх, – милостыня. Сам Господь принимал учреждение велие Ему в домах, напр. у Апостола Матфея ( Лк.5:29 ), у Закхея: не отвергали приношений и Апостолы, как свидетельствует книга их Деяний в сказании об Анании и Сапфире и пр.» 64 . Увещания на многих подействовали: но раскол в некоторых еще продолжался. Псковичи верные, со своей стороны, чрез посредство Духовных, вновь относились к Московскому Митрополиту Фотию: для них как бы довольно уже было миновать только своего Архиепископа в лице Архиепископа Новгородского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

В раскрывающемся контексте росписи новгородской Софии роль святителей связана не столько с истолкованием таинства Евхаристии – пресуществления святых даров, приносимых в жертву Святой Троице, сколько с исповеданием веры. Они – служители Премудрости, «с высоким проповеданием» созывающие верных на Царский пир: «вернии, приидите насладимся восшедша слова от Слова научившеся, Его же величаем» (Канон на Великий Четверг Косьмы Маюмского). Софиологическая концепция трактовки святителей как восприемников апостольского служения подтверждается аналогиями в росписи Софии Охридской, в алтаре которой имеется изображение фигуры Премудрости, вкладывающей в уста спящего Иоанна Златоуста свиток, видимо с текстом литургии. При этом, по остроумному замечанию Ц. Грозданова, стоящий за Премудростыо апостол Павел, в отличие от рядом находящегося Петра, не имеет в руках свитка – атрибута апостольского служения, из чего следует, что в уста святителя Премудрость вкладывает свиток апостола Павла 502 . Другими словами, и здесь мы встречаемся с темой передачи харизмы апостольской миссии святительскому чину. В Новгородской Софии данную концепцию раскрывают и развивают изображения четырех святителей, фигуры которых сохранились в световых арках вимы под сценой «Вознесение и Отослание». Среди святителей: Поликарп Смирнский (167 г.) – ученик и преемник последних апостолов, заставший еще в живых Иоанна Богослова. При получснии святительского сана ему явился Христос. Ириней Лионский , его ученик, передавал рассказы Поликарпа о его общении с «самовидцами Господа» 503 . Карп Фиатирский (251 г.) – священномученик, известен как обличитель язычества, а два других святителя – патриархи Анатолий (458 г.) и Герман (740 г.) как защитники чистоты православия. Первый был одним из руководителей IV Вселенского собора 451 г., утвердившего Халкидонский символ веры и принцип равночестности Константинопольского престола Римскому. На нем же под патриаршую юрисдикцию были приняты территории Малой Азии и Причерноморья 504 , области, из которых христианство придет на Русь.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Великомученица Евфимия (16 сентября, с. 310). Великомученик Евстафий Плакида (20 сентября, с. 364). Мученик болярин Феодор, сподвижник Князя Михаила Тверского (20 сентября, с. 394). Мученик Каллистрат (27 сентября, с. 599). Апостол Анания (1 октября с. 20). Мученики Карп, Папила, Агафодор, Агафоника (13 октября, с. 316). Мученики Акиндин, Пигасий, Анемподист, Елпидифор и Аффоний (2 ноября, с. 24). Мученики Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон (3 ноября, сс. 38, 39). Преподобномученики Галактион и Епистима (5 ноября, с. 83). Мученик Иерон и дружина его (7 ноября, с. 139). Мученик Орест (10 ноября, с. 195). Мученики Евстафий, Феспий и Анатолий (20 ноября, с. 573). Мученики Иоанн, Саверий, Исаакий, Ипатий и другие с ними (20 ноября, сс. 581, 582). Великомученица Варвара (4 декабря, с. 76–77). Мученик Мина (10 декабря, с. 274). Мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест (13 декабря, с. 357). Священномученик Елевферий (15 декабря, с. 419). Священномученик Игнатий Богоносец (20 декабря, с. 553). Мученица Иулиания дева (21 декабря, с. 581). Мученики Феопемпт и Феона (5 января, с. 183). Мученики Спевсипп, Елевсипп, Мелевсипп (16 января, с. 35). Преподобномученик Анастасий (22 января, с. 275). Священномученик Климент Анкирский, мученик Агафангел и прочие с ними (23 января, с. 291). Священномученик Аврамий, епископ Арвильский (4 февраля, с. 64). Мученик Никифор (9 февраля, с. 184). Великомученик Феодор Тирон (17 февраля, с. 308). Священномученик Садок (20 февраля, с. 361). Священномученик Феодот, епископ Киринийский (2 марта, с. 44). Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск (3 марта, с. 74). Мученик Павел (4 марта, с. 90). Мученик Конон Исаврийский (5 марта, с. 120). Мученица Савина (11 марта, с. 245). Мученики Трофим и Евкарпий (18 марта, с. 377). Мученик Хрисанф (19 марта, с. 388). Мученица Фотина (20 марта, с. 412). Священномученик Никон (23 марта, с. 441). Мученица Фервуфа (4 апреля, с. 70) Мученик Феодул (5 апреля, с. 83). Мученик Каллиопий (7 апреля, с. 129).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Вспомним их труды, и тяжести, и терпение. Ведь они – крылья и сотрудники земледельца. – И за всё это не требуют от него ни платы, ни одежды, ни обуви, а лишь соломы и сена, и немного овса. Вот, преподобный отец Герасим Иорданский любил скотов и зверей, кормил их, ласкал и лечил. Однажды в Великий пост , ходя по пустыне Иорданской, он встретил льва с больною, от занозы отекшею, ногою. Святой старец вынул из ноги занозу, очистил и обвязал рану полотном, и отпустил зверя. Но лев, как бы в благодарность, не отходил от благодетеля и шел за преподобным. С того времени он кормил зверя и приказал ему караулить осла, возившего воду на нужды монастыря. Когда осел был украден, то лев охотно исполнял обязанности осла, возя воду в монастырь. По смерти своего благодетеля, преподобного Герасима, благодарный лев долго тосковал, рычал по нем и на могиле его издох (прот. Г. Д-ко). 11. При виде согрешающих наших ближних нужно молиться не о погибели их, а о вразумлении и наставлении их на путь истины Св. апостол Карп был один из числа 70-ти апостолов. Однажды он просил Бога наказать двух грешников христиан за то, что живут нерадиво. Вдруг он видит глубокую пропасть, на краю которой стоят те два человека, о наказании которых он молился. В то же время явился Господь и сказал ему: «Хочешь ли, чтобы эти люди погибли?» Он с радостию отвечал, что об этом он и молится. Но Господь сказал ему: «Бей Меня, снова мучь, распинай, Я всё готов терпеть, но не могу терпеть погибели грешников». Так Господь умерил ревность ап. Карпа. Не так ли Он остановил ап. Иакова и Иоанна, которые желали истребить селение самарянское? Он сказал им: «Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, а спасать» ( Лк. 9:52–56 ). Истинный христианин должен просить Бога не о том, чтобы Он послал бедствия грешникам, а о том, чтобы вразумил и наставил их на путь истины. – Часто люди простые ставят свечу пред иконою и совершают моления в церкви, чтобы Господь послал несчастие врагу, а некоторые так жестоки, что в молитвах просят Бога о смерти человека, который нанес маловажное им оскорбление.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вы же, возлюбленные, пребудьте непоколебимы в вере и святом послушании Матери-Церкви. Или, как говорит апостол: «не бывайте удобь преклони к иному ярму, якоже неверии... Кое бо общение свету ко тьме... Тем же изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтесь» ( 2Кор.6:14,16,17 ). Ваша твердость в преданности Церкви да посрамит малодушных, ваша готовность все претерпеть за веру и Родину да заставит одуматься согрешивших и поспешить к исправлению, потому что только возвращающимся в отчий дом готовы «объятия отча», только раскаявшемуся – забвение прошлого. Упорствующих же в неповиновении голосу Церкви и хулителей ее церковный суд не потерпит в среде епископства православного. Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и Причастие Святого Духа со всеми вами. Аминь ( 2Кор.13:13 ). Патриарший местоблюститель Сергий М(итрополит) Московский. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 93. Л. 19 и об. Заверенная копия. 8. Определение Патриаршего местоблюстителя, главы Православной Церкви в СССР Сергия митрополита Московского и Коломенского «По делу митрополита Сергия Воскресенского с другими» 22 сентября 1942 г. г. Ульяновск СЛУШАЛИ: Предложение Патриаршего Местоблюстителя следующего содержания. Из Прибалтики поступают сведения, что в Риге, Латвия, в начале августа состоялся съезд православных архиереев Прибалтики под председательством митрополита Литовского Сергия Воскресенского, Экзарха Латвии и Эстонии, с участием архиепископа Елгавского Иакова (Карп), епископов Нарвского Павла (Дмитровского) и Ковенского Даниила (нам неизвестного) 77 . Названные иерархи, оставаясь в юрисдикции Московской Патриархии, послали приветственную телеграмму Гитлеру и тем самым пошли на услужение фашизму. Чтобы скрыть от международного общественного мнения причины, толкнувшие их на такой позорный шаг, они, продолжая услужать фашистам, дошли до невероятнейшего и нелепого утверждения, будто православный епископат в СССР не искренне стоит на позиции зашиты своей родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Июнь. Иерусалим. 5 июня Евстафия, патриарха антиохийского, вместо 21 февраля; июнем 6 кончается Иерусалимский. Отселе один Калиполитанский. 20 свв. мучч. Инны. Пинны и Риммы вместо Мефодия патарского . Есть служба с каноном Иосифа в рукописн. минеях. Июль. Калиполит. 5 апост. Фуртуната. Службы не найдено. 6 пр. Симеона Дивногорца (повторен и 24 мая). 7 пр. Сисоя великого вместо 6. 23 священномуч. Фоки вместо 22. Август. Калиполит. 4 св. муч. Евдокии. Служба в рукописн. минеях с каноном Феофана. 21 св. муч. Луппа, 23 св. прор. Самуила перестановка. 30 св. муч. Филика. Служба в рукописн. минеях с каноном Иосифа. Приложение 5. Краткий стишный месяцеслов Христофора патрикия и проконсула митиленского в первой половине XI века. Сентябрь 1 Да воспоется мне Симеон, знак коего столп, 2 и с ним Мамант известный, 3 и дивный Анфим, 4 Вавила славный, 5 Захария знаменитый, 6 Михаил Архангел, 7 Созонт славный, 8 Бога моего Матерь, 9 с родителями, 10 Минодора, Нимфодора и Митродора мученицы, 11 Феодоры подвиг, 12 Автонома мучение, 13 и Воскресения обновление, 14 и Бреста Воздвижение достойно да почтутся, 15 с Никитою твердым, 16 Евфимия славная, 17 Вера, Надежда и Любовь , 18 с божественным Евмением, 19 Доримедонтом, Трофимом, 20 Евстафий со всем родом, 21 Иона сопрославляется, 22 Фока всехвальный, 23 и Предтечи божественного славное зачатие, 24 и славная первомученица (то есть, Фекла), 25 с коими Евфросина, 26 Евангелист Иоанн апостол, 27 Епихария и Каллистрат вместе, 28 и Харитон, 29 с ними Кириак, 30 и армянский Григорий 464 . Октябрь. 1 Анания, 2 Иустина и Биприан, 3 Дионисий, 4 Иерофей, 5 Харятина, 6 Фома, 7 Вакх и Сергий, 8 Пелагия, 9 Иаков алфеев, 10 Евлампий и Евлампия, 11 Филипп, преп. (?) Филонилла, 12 Пров, Тарах и Андроник, 13 Карп, Папила, 14 Назарий и иже с ним, 15 Лукиан, 16 Лонгин, 17 Осия, 18 Лука, 19 Иоиль, 20 Артемий, 21 Иларион, 22 Аверкий, 23 брат Божий, 24 Арефа и сомученики, 25 Нотарии, 26 Димитрий, 27 Нестор, госпожа и раба сомученицы (то есть, Капетолина и Еротиида), 28 Терентий, 29 Анастасия, Аврамий, 30 Зиновий и Зиновия, 31 Епимах 465 . Ноябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Молись о мне грешном, глаголющем и не творящем. 185. Приветствие с Новым годом (1882 г.) Вступивши в Новый год, благожелательно приветствую тебя со всем новым, хорошим и успокоительным против того, что было в прошлом году. Владыку вашего я поздравлял с праздником и Новым годом, объясняя нечто и о N общине. В ответ, от него получил следующее: «с своей стороны, при помощи от Господа постараюсь водворить мир в среде сестер и должное повиновение начальнице». Поздравляю тебя с приближающимся днем рясофорнаго твоего пострижения и сердечно желаю тебе подражать Той, о Ней же сказано в псалмах: рясны златыми одеяна и преукрашена и которой теперь церковь воспевает присно: Радуйся благодатная! Прежде же было сказано: тебе же самой оружие пройдет душу. А апостол пишет: сам же искушен быв, может и искушаемым помощи. Сама Владычица наша Пресвятая Дева Богородица столько испытала скорбей, болезней сердечных, как никто другой, и теперь помогает всем скорбящим, прибегающим к Ней. (Хорошо бы и полезно тебе мазать левый бок и грудь, от лампады Ея, маслом позеленевшим, поминая сказанное: милость же Господня от века и до века на боящихся Его). На этих днях мне прихворнулось паче обычнаго. От приходящих простудил лицо в испарине. Простуда перешла на больную внутренность, и сделалось вроде желудочной лихорадки, и теперь еще не совсем прошло, а приходящие и приезжающие требуют свое, можно, не можно — принимай. Не примешь, на душе непокойно. Вот тут и разумевай, пожалуй, и недоумевай, только повеленное твори. Но не всякий может, как Архангел Гавриил, повеленное в разуме прием. Приветствую о Господе всех N чудотвориц. Мир тебе! и молись о мне грешном. 186. Наставление пословицами …Слышу, что ты желала бы слышать от меня что-либо человеческое, а тексты Св. Писания сама знаешь. Ежели Сын Божий ничего от Себя не говорил, но якоже приях заповедь от Отца, что реку и что возглаголю, после этого что может сказать тебе от себя человек грешный и недугующий телом и душою. Пожалуй, по желанию твоему слушай. Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает. Если бы не хмель — не мороз, то он и дуб перерос. В пресном молоке, как в дураке, толку мало.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Молись о мне, грешном, глаголющем и не творящем. 185. ПРИВЕТСТВИЕ С НОВЫМ ГОДОМ Вступив в Новый год, благожелательно приветствую тебя со всем новым, хорошим и успокоительным, против того, что было в прошлом году. Владыку вашего я поздравлял с праздником и Новым годом, объясняя нечто и о общине N. В ответ от него получил следующее: «Со своей стороны, при помощи от Господа, постараюсь водворить мир в среде сестер и должное повиновение начальнице». Поздравляю тебя с приближающимся днем рясофорного твоего пострижения и сердечно желаю тебе подражать Той, о Нейже сказано в псалмах ( Пс. 44: 10 ): в ризах позлащенных одеяна и преукрашена, и Которой теперь Церковь воспевает присно: «Радуйся, Благодатная!» Прежде же было сказано: Тебе же Самой душу пройдет оружие ( Лк. 2: 35 ). А апостол пишет ( Евр. 2: 18 ): Сам искушен быв, может и искушаемым помощи. Сама Владычица наша, Пресвятая Дева Богородица, столько испытала скорбей, болезней сердечных, как никто другой, и теперь помогает всем скорбящим, прибегающим к На этих днях мне прихворнулось паче обычного. От приходящих простудил лицо, в испарине. Простуда перешла на больную внутренность и сделалось вроде желудочной лихорадки, и теперь еще не совсем прошло, а приходящие и приезжающие требуют свое: можно-не можно – принимай. Не примешь – на душе непокойно. Вот тут и разумевай, пожалуй и недоумевай, только поведенное твори. Но не всякий может, как Архангел Гавриил, поведенное в разуме прием. Приветствую о Господе всех N чудотвориц. Мир тебе! И молись о мне, грешном. 186. НАСТАВЛЕНИЕ ПОСЛОВИЦАМИ ...Слышу, что ты желала бы слышать от меня что-либо человеческое, а тексты Священного Писания сама знаешь. Ежели Сын Божий ничего от Себя не говорил, но якоже приях заповедь от Отца, что реку и что возглаголю, после этого что может сказать тебе от себя человек грешный и недугуюший телом и душой. Пожалуй, по желанию твоему, слушай. Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает. Если бы не хмель – не мороз, то он и дуб перерос. В пресном молоке, как в дураке, толку мало. Иное дело сливки и сметана, и особенно из них хорошо сбитое масло – и хорошо очищенное и хорошо соблюденное. За битого двух небитых дают, да еще не берут. Чего недосмотришь, карманом доплотишь. Что стерпится, то после слюбится. Адамовы лета с начала света. Сделал Адам ошибку и пришлось ему после много потерпеть; так бывает и со всеми, делающими ошибки. Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Нередко от неосторожных слов бывает более бед, нежели от самых дел. Человек словесным потому и называется, чтобы произносил слова разумно обдуманные. Вот я тебе наговорил целую кучу человеческих слов, не знаю, выберешь ли ты из них что-либо для себя толковое и пригодное к делу. (Окончание не доставлено.) 187. БЕЗ СКОРБЕЙ НИКТО НЕ ПРЕБЫВАЕТ, А ОСОБЕННО В НАСТОЯТЕЛЬСТВЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Он родился 23 ноября 1812 года в селе Большой Липовице Тамбовской губернии от пономаря Михаила Феодоровича и жены его Марфы Николаевны Гренковых, и во святом крещении на­зван Александром. В 1836 году он окончил духовную семинарию и был направлен воспитателем в Липецкое духовное училище. Вскоре он заболел и надежды на поправление почти не было, и он дал обет в случае выздоровления пойти в монастырь на службу Богу, что и исполнилось с благословения Троекуровского подвижника Илариона, который сказал ему: «Иди в Оптину, ты там нужен». В апреле 1840 года он был одет в монашеское платье и нес послушание на хлебне, варил дрожжи, пек хлеб и булки. В ноябре месяце 1840 года его перевели в скит. В скиту он нес послушание помощника повара. Старец Лев называл его «Химера», то есть пустоцвет, но за глаза про него говорил: «Великий будет человек». В 1842 году был пострижен в мантию с именем Амвросий. В 1845 году рукоположен в иеромонаха. В 1846 году по болезни был вынужден выйти за штат. Он любил повторять: «Выговоры и замечания монаху – это щетки, которыми стирается греховная пыль с его души, а без этого он заржавеет». Отец Амвросий говорил: «Праведных ведет в Царствие Божие апостол Петр, а грешных – Сама Царица Небесная! Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают! Не хвались, горох, что ты лучше бобов, размокнешь – сам лопнешь». Отец Амвросий помер 10 октября 1891 года и похоронен в Оптинской пустыни. Великий оптинский старец, иеросхимонах Иосиф. Родился 2 ноября 1837 года, умер 9 мая 1911 года. Это был ближайший ученик и друг отца Амвросия: «Чадо любимое». Иван, так его называли в миру. По совету благочестивой схимонахини Алипии, 1 марта 1861 года поступил в Оптину. Первое его послушание было на кухне, но вскоре он был переведен в келейники к отцу Амвросию в «Хибарку», где и прожил ровно 50 лет. В 1872 году он был пострижен в монашество. Оптина пустынь прекратила свое существование на Фомино воскресенье 1923 года. Старец иеросхимонах Анатолий Первый, по фамилии Зерцалов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/arh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010