Затем первый страж снова восклицал: „Пресвятая Богородице, спаси нас» и т. д. После этих перекличек те же стражи начинали в пол голоса петь духовные песнопения, а потом опять начиналась перекличка. Главную святыню Спасских ворот составляет икона на воротах, именуемая „Великого Совета Ангел». Происхождение этой иконы относится к 1521 году, ко времени нашествия на Москву татарского хана Махмет Гирея. В это время одна благочестивая слепая старица инокиня Вознесенского монастыря видала такой сон. Будто из Успенского собора направляется большой крестный ход, во главе идут святители Петр и Алексий и износят вдвоем Владимирскую икону Божией Матери; крестный ход прошел уже Спасские ворота, но тут у Лобного места повстречали его два преподобных Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, которые спросили святителей о причине их исхождения из Кремля совместно с великой святыней. И когда был ответ, что они исходят по воле Божией за нечестие града, преподобные Сергий и Варлаам припали к ногам святителей и умоляли их не покидать града: „Вы убо, о святые святители», говорили преподобные, „некогда в жизни сей души свои полагали за паству вашу, ныне же в великой скорби хотите оставить, но да не будет сего – прострите убо ваши молитвы к Пресвятой Богородице, да Ее предстательством отвратит Господь Свой праведный гнев на милость и да обратятся люди к покаянию и исправлению». Припали эти преподобные к ногам святителей и до тех пор их умоляли, пока они не возвратились снова в Кремль. Результаты сего видения были чудесны. Враг был прогнан, а сама старица, видевшая сей сон, прозрела. В память этого чудесного события, – примирения с Богом подпавшего гневу Его людей, – над воротами на образе Спаса были изображены преподобные Сергий и Варлаам, а на другом образе надворотном, обращенном к Кремлю, – святители Петр и Алексий, которые держат образ Божией Матери Печерской. Образ Спасителя с преподобными, известный под именем „Великого Совета Ангел», весьма чтится москвичами. Пред ним в фонаре всегда горит много свечей, приносимых богомольцами. В прежнее время молебствия совершались пред этим образом на открытом воздухе, впоследствии построена была часовня справа и там помещена копия с надворотного образа Спасителя, который также весьма чтится, и к нему собственно теперь и прибегают богомольцы с молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Вот Он, Великаго Совета Ангел, Царь мipa, Отец будущаго века, как воскликнул о Нем в пророческом трезвенном упоении «ветхозаветный евангелист», святой пророк Исайя! Вот Он, Чаяние языков, Ожидание всех народов, Свет велий, пришедший в этот мip для того, чтобы просветить во тьме сидящих! Уже предпразднуя светлую, как день, Рождественскую ночь, воспоём, читатель, со всею Церковью: «Христос раждается, славите… Христос на земли, возноситеся. Пойте Господеви, вся земля…». Завершая это повествование, оставляю тебя, полюбившийся мне читатель, и вверяю действию Божией благодати, которая, по слову апостола, может назидать своих наперсников (друзей) лучше, нежели слабое, хотя и произносимое от души, человеческое слово… скрыть способы оплаты Комментарии Татиана 13 ноября 2018, 10:23 Спасибо ,отец Артемий! Анастасия 16 декабря 2015, 16:29 Как прекрасно! Спаси Господи отца Артемия! Millia 28 ноября 2013, 09:09 Slava TEBE GOSPODI Валентина 3 декабря 2012, 15:45 Благодарю за наставление, храни господи и приятного поста Наталья 2 декабря 2012, 20:15 Радость великая! Олег. 30 ноября 2012, 18:19 Спаси Господи люди твоя.. Алексей 30 ноября 2012, 10:36 Спаси Господи! Действительно слово для радующихся. Сказано точно. Радость от наступления поста уже великая. Зоя 27 ноября 2012, 17:07 Спасибо за дивное напутствие! Максим 30 ноября 2011, 19:10 Спаси Господи Олег 29 ноября 2011, 23:38 Укрепи,Господи,всех нас в любви и мире! С наступающим Рождеством Господа нашего,любимый батюшка! marat 29 ноября 2011, 01:58 Господи,помоги и укрепи Борис 28 ноября 2011, 15:10 Спасибо за добрые слова и храни Вас Господь! мнение 28 ноября 2011, 14:16 Господи, Иисусе Христе! Укрепи в чистоте и радости к Великому Празднику Рождества Твоего! Василий 28 ноября 2011, 00:21 Господи,помоги и укрепи. Александр 16 декабря 2010, 16:25 Цитата: " Вот Он, Великаго Совета Ангел, Царь мipa... " Вероятно, ошибка: не мipa (вселенной), а мира (покоя), Rex pacis, King of peace. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/32951.html

Все это — вслух… После этого он положил три земных поклона преподобному Серафиму, взял житие, открыл приблизительно в середине; и с левой стороны сразу начал читать… Я после лично смотрел книгу — а теперь и переписываю нужное место. «В 1830 году один послушник Глинской пустыни, чрезвычайно колебавшийся в вопросе о своем призвании, нарочно прибыл в Саров, чтобы спросить совета у о. Серафима. Упав в ноги преподобному, он молил его разрешить мучивший его вопрос: «Есть ли воля Божия поступить ему и брату его Николаю в монастырь?» Святой старец отвечал послушнику: «Сам спасайся и брата своего спасай». Потом, подумавши немного, продолжал: «Помнишь ли житие Иоанникия Велико го? Странствуя по горам и стремнинам, он нечаянно уронил из рук жезл свой, который упал в пропасть. Жезл нельзя достать, а без него святой не мог идти далее. В глубокой скорби он возопил к Господу Богу, и Ангел Господень невидимо вручил ему новый жезл». Сказавши это, о. Серафим вложил в правую руку послушника свою собственную палку и продолжал: «Трудно управлять душами человеческими! Но среди всех твоих напастей и скорбей в управлении душами братий, Ангел Господень непрестанно при тебе будет до скончания жизни твоей». И что же оказалось? Послушник этот, просивший совета у о. Серафима, действительно принял монашество с именем Паисия и в 1856 году был назначен игуменом Астраханской Чуркинской пустыни, а через шесть лет возведен в сан архимандрита, получив таким образом, как предсказал о. Серафим, управление душами братий. Родной же брат о. Паисия, о котором святой старец говорил: «Спасай и брата», окончил свою жизнь в звании простого иеромонаха в Козелецком Георгиевском монастыре». Можно представить себе и радость, и благодарность, и умиление, — какие охватили душу Колечки! Преподобный сотворил явно чудо! Преподобный ответил прямо и даже на совершенно тот же вопрос о «воле Божией». Так преподобный благословил Колечку идти в монахи… Мучения кончились раз и навсегда. И скоро «Колечки» не стало; вместо него клобуком покрылся инок Серафим, — названный так при постриге почитатель преподобного, удостоенный от него чудесного ответа.

http://pravoslavie.ru/30254.html

Более всего в начале IV века развитие этой точки зрения на ветхозаветные богоявления послужили знаменитый историк церковный Евсевий 22 и св. Афанасий Великий 23 . Василий Великий , Кирилл Александрийский , Иоанн Златоуст , Иларий, Кирилл Иерусалимский , Григорий Нисский , Григорий Назианзин , Исидор Пелусиот , Лев Великий , Кассиан, проводя тот же взгляд, обыкновенно именуют Сына Божия ангелом великого совета 24 , как посредника всех ветхозаветных богоявлений, и признают, что именем Ангел Иеговы в древнейших ветхозаветных книгах называлось тоже Вечное Слово Божие, которое позднее в Ветхом Завете именуется Премудростью Божию 25 . Но на ряду со столь распространенным и первоначальным пониманием Ангела Иеговы в христианской церкви довольно рано возникает и иное, отличное от него, по которому являлся во времена патриархов и Моисея не Сын Божеский, а один из тварных ангелов, только представлявший Божество на земле и потому действовавший с авторитетом и полномочиями божественными. Это мнение находят (Генгстенберг, Трип) уже у Оригена , который в гомилии на 3 гл. Исхода замечает: ν δ Θες κε ν τω γγλω θεωρομενος. 26 Но с особенною подробностью развил его бл. Августин с целью отстранить ложные выводы ариан, (о неравенстве природы и достоинства Сына с Отцом), делавшиеся ими из первого понимания отношения 2-го лица Пресвятой Троицы к ветхозаветными богоявлениям. Почитая это понимание благочестивыми, бл. Августин сам однако понимает ветхозаветные богоявления в смысле простых манифестаций Божества, и в отношении Ангела Иеговы переходить на сторону того мнения Оригена (отчасти замечаемого и у Григория Нисского ), что Он – тварный ангел, в котором Бог только действовал силою Своею, как в пророках и апостолах 27 ; Сын столь же невидим, сколько и Отец, притом действия лиц Пресвятой Троицы нераздельны. Следовательно, можно говорить лишь о манифестации Божества вообще, и не per se, a per angelum personam Dei gestantem. Мнение бл. Августина, проводимое им, с большою последовательностью, разделяют бл.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Из Нее Царь славы, облеченный в порфиру плоти, изыдет к пленникам проповедать отпущение. Да торжествует природа! Рождается Агница, чрез которую Пастырь соделается агнцем и раздерет одежду древней мертвенности. Да играет девство! Родилась Дева, Которая – по словам Исаии – зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, т. е., с нами Бог. Знайте, Несториане, и покоряйтеся, яко с нами Бог! Не человек, не Ангел, но Сам Бог приидет и спасет нас. Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явися нам. Составим праздник в честь рождения Богородицы. Возвеселись, Анна, неплоды, нерождающая, возгласи и возопий не чревоболевшая ( Ис. 54:1 ). Возрадуйся, Иоаким: от дщери твоей Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, и нарицается имя Его Ангел великого совета о всемирном спасении, Бог крепкий. Да посрамится Несторий и да сожмет рукою уста свои! Отроча – Бог: как же не – Богородица родившая Его? «Кто не исповедует Святую Деву Богородицею, тот – безбожник». Это не мои слова, хотя я привожу их в моем слове; их, как священное наследие, я получил от отца Григория Богослова . О, блаженнейшая и непорочнейшая чета, Иоаким и Анна! От плода чрева вашего мы познаем вас, как негде сказал Господь: от плодов их познаете их ( Мф. 7:16 ). Вы проводили жизнь богоугодную и достойную Рожденной вами. Пожив целомудренно и праведно, вы произвели на свет украшение девства: прежде рождества Деву, в рождестве Деву, и по рождестве Деву – единую и по уму, и по душе, и по телу приснодевственную. От непорочности и долженствовала процвести Дева, чтобы, по благоволению бестелесно Родившего, телесно произвесть на свет один единородный Свет, не рождающий, но всегда рождаемый, которого особенное личное свойство есть рождаемость. О, каких чудес и какого завета сделалась виновницею сия Отроковица! Порождение неплодия, девство рождающее, соединение Божества и человечества, страсти и бесстрастия, жизни и смерти, чтобы во всем этом худшее побеждено было лучшим. И это все – для моего спасения, Господи! Так Ты возлюбил меня, что не чрез Ангелов, не чрез другую какую-либо тварь соделал мое спасение, но как создал, так воссоздал меня Ты Сам! Поэтому играю, пою, веселюсь, опять возвращаюсь к источнику чудес и, увлекаемый восторгом, опять ударяю в цевницу духа и пою священный гимн рождению.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Из Нее Царь славы, облеченный в порфиру плоти, изыдет к пленникам проповедать отпущение. Да торжествует природа! рождается Агница, чрез Которую Пастырь соделывается агнцем и раздерет одежду древней мертвенности. Да играет девство! родилась Дева, Которая – по словам Исаии – зачнет во чреве и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, то есть с нами Бог . Знайте, несториане, и покоряйтеся, яко с нами Бог! Не человек, не Ангел, но Сам Бог приидет и спасет нас. Благословен грядый во имя Господне; Бог Господь и явися нам. Составим праздник в честь рождения Богородицы. Возвеселись, Анна, неплоды, не рождающая, возгласи и возопий не чревоболевшая. Возрадуйся, Иоаким: от Дщери твоей Отроча родися нам Сына и дадеся нам; и нарицается имя Его Ангел великого совета о всемирном спасении, Бог крепкий. Да посрамится Несторий и да зажмет рукою уста свои! Отроча – Бог: как же не Богородица, родившая Его? «Кто не исповедует Святую Деву Богородицею, тот безбожник». Это – не мои слова, хотя я привожу их в моем слове: их, как священное наследие, я получил от отца Григория Богослова . О чистейшая чета разумных горлиц – Иоаким и Анна! Соблюдая предписываемую законом природы непорочность, вы удостоились того, что выше сил природы. Вы родили миру неискусомужную Матерь Божию; провождая жизнь благочестивую и праведную в естестве человеческом, родили ныне дщерь высшую Ангелов, Владычицу Ангелов. О Дщерь благолепнейшая и сладчайшая! О Лилия, среди иссохших стеблей возросшая от благороднейшего царского корня Давидова! Чрез Тебя царство обогатилось священством. Чрез Тебя соделалось применение закона и открылся сокровенный под письменем дух его, когда священническое достоинство из колена Левина перешло в Давидово. О Роза, от терний Иудейских процветшая и своим божественным благоуханием все исполнившая! О дщерь Адамова и Матерь Божия! Блаженны чресла и чрево, из которых Ты произошла! Блаженны руки, носившие Тебя, и уста, наслаждавшиеся Твоими чистейшими лобзаниями,– уста одних только родителей, чтобы Ты всегда и во всем пребыла Девою.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/velich...

Крещение было таинственно изображено при создании мира, когда Животворящий Дух Святой носился над водой. И сейчас Дух сходит, чтобы дать новую жизнь (О тайнах 9,59). Вода, породившая “душу живую”, теперь дает людям новое рождение, обновление (О таинствах III, 3). Потоп, поглотивший грешников и сохранивший праведника живым, также был образом крещения, в котором тонет грех (О таинствах I, 223; II, 1, 9; О тайнах 10). Ворон, который был выпущен Ноем и не вернул­ся — образ греха, который уничтожен (О тайнах 10,11). Переход через Чермное море, в котором погибли египтяне, а евреи спаслись, символизирует переход через воды Крещения. Это переход от греха к жизни, от несовершенства к благодати, от нечистоты к святости (О таинствах I, 12, 20; О тайнах 12). Столп огненный, светящий во тьме — Христос Господь, столп облачный — Дух Святой (О таинствах I, 22; О тайнах 13). Источник Мерры, у которого Моисей отнял горечь, бросив в него древо, символизирует купель крещения, в которую погружается Крест Христов через упоминание его в молитве епископом (О таинствах II, 1; О тайнах 14). Крест сообщает воде силу омывать грехи. Очищение прокаженного Неемана сириянина в водах Иордана — образ исцеления от пороков, которое происходит в крещении (О таинствах I, 9, 13–15; II, 8; О тайнах 16–18). Топор, появившийся на поверхности воды, когда пророк Елисей бросил туда топорище, призвав Имя Господа, изображает изменение христианина, который был тяжелым, как топор, и стал легким, как ветка фруктового дерева, ибо Крест Христов “облегчает немощи всех людей” (О таинствах II, 11). Образ расцветшего жезла Ааронова приводит к пониманию эффекта крещения. Человека иссушил грех. Погруженный в купель, он расцвел и начал приносить плод (О таинствах IV,2). Исцеление евангельского расслабленного в источнике Вифезде также является образом крещения. Ангел, прихода которого ожидали, это — великого совета Ангел (Ис 9:5–6; церк.-слав.), а человек, которого ждал расслабленный, это — Господь наш Иисус Христос (О таинствах II, 3–4, 6–7). Исцеление слепорожденного — тоже образ крещения. Силоам — купель, где “наставляют о Кресте Христа Господа” и где “Христос берет грехи всех” (О таинствах III, 11, 14).

http://pravmir.ru/tainstva-kreshheniya-i...

Незабвенны будьте те светлые минуты, когда ваших душ касался ангел молитвы, и я видел вас здесь поверженными пред алтарем в сердечном умилении. Буду вспоминать как вы говели, как многие со слезами исповедовались, какими умиленными подходили ко святой чаше. Памятны будут мне те минуты внимания, которым вы отвечали на мое проповедное слово, когда я сам чувствовал, что оно дошло до сердца. Отрадою наполнялось все существо мое, когда, посещая пансион, иногда в поздний послеполуночный час я видел пред иконою, в сумраке лампады, склоненных в молитве детей. От всей души призывал я тогда на благословение Неба... " И на новом месте отец Иоанн проявляет сугубую ответственность и усердие. Ревность, соединенная с дарованиями вновь приносит плоды. В " Послужном списке... " записано: " По засвидетельствованию учебного начальства об отлично усердной службе и особых трудах по должности законоучителя и настоятеля гимназической церкви, удостоен благословения Св. Синода с выдачею установленной грамоты в 12 день июля месяца 1896 года, как о сем изложено в Указа Св. Синода от 20-го августа того же года. " Как и в Ставрополе, отец Иоанн в Елисаветполе ведет, наряду с богослужением, воспитанием и обучением учащихся, разнообразную общественно-административную работу: 7 сентября 1895 г. Епархиальным начальством Грузинского Экзархата он назначен членом Елисаветпольского отделения Грузинского Епархиального Училищного совета, 11 августа 1896 г. избран на три года секретарем Педагогического совета гимназии. " За отличную, усердную и полезную службу " Св. Синод 6 мая 1897 г. наградил отца Иоанна бархатною фиолетовою камилавкою. С 1897 года жизнь и деятельность отца Иоанна Восторгова проходит в Тифлисе: 17 июля он перемещен законоучителем Тифлисской 1-ой женской Великой княгини Ольги Феодоровны гимназии. Высокопреосвященный Владимир, Экзарх Грузии, утвердил его в должности настоятеля домовой гимназической церкви во имя св. равноапостольной княгини Ольги. В августе 1898 г. отцу Иоанну поручено преподавание Закона Божия также в 1-ой Тифлисской мужской классической гимназии.

http://pravoslavie.ru/1450.html

13. Некогда весь род человеческий погибал, блуждал в непроглядной ночи и в глубоком мраке под влиянием преступных богоненавистных демонов. Он явился и развязал крепкие узы наших беззаконий – они расплавились, словно воск на солнце. 14. И теперь, когда так велика благодать и оказано столько милости, ненавистный демон, виновник зла и враг добра, вооружил против нас все свои смертоносные силы. И прежде всего, подобно лютому псу, который грызет зубами бросаемые в него камни и обращает свою ярость на бездушные предметы, которыми, защищаясь, в него бросают, он в зверском своем безумии кинулся на камни и на бездушный состав, из которого были построены храмы, в надежде опустошить через то наши Церкви. Затем его страшный посвист и змеиное шипение послышались и в угрозах нечестивых тиранов, и в кощунственных распоряжениях злочестивых правителей. И еще он изрыгнул смерть (она его создание), отравлял губительным и смертоносным ядом уловленные им души, почти умерщвлял их посредством пагубного жертвоприношения бездушным идолам и возбудил человекообразного зверя, всячески свирепствовавшего против нас. 15. Тогда великого Совета Ангел, великий Вождь Божий, опять внезапно явился вместе с мужественными воинами Своего Царства, достаточно закаленными в терпении и выдержке; все враги и противники исчезли, превратились в ничто, так что погибло и само имя их; друзей же и близких Своих Он прославил не только перед всеми людьми, но и перед небесными силами, перед солнцем, луной и звездами, перед всем небом и космосом. 16. И вот теперь, чего прежде никогда не было, верховные цари, сознавая, что свой почетный жребий получили они от Бога, плюют в лицо бездушным идолам, попирают беззаконные установления демонов, осмеивают древние заблуждения предков и признают только единого Бога, Благодетеля всех и их самих, исповедуют Христа Сыном Божиим, Царем всех и всего, называют Его Спасителем в надписях, поставленных в середине царствующего города, царственно начертывают, для неизгладимой памяти, дела Его и победы над нечестивыми. Теперь единого от вечности Иисуса Христа, Спасителя нашего, величайшие земные властители почитают не как обычного царя, поставляемого людьми, но как истинного Сына Бога Вседержителя и поклоняются Ему как Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

6 июля 1914 года Преосвященный Вениамин в сослужении настоятеля Казанского собора Петрограда, протоиерея Философа Орнатского совершил чин освящения храма в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в поселке Вырица, воздвигнутого в память 300-летия дома Романовых. В дальнейшем Промысл Божий связал судьбу этого храма с судьбой великого старца иеросхимонаха Серафима (Муравьева) - преподобного Серафима Вырицкого. Владыка Вениамин был большим сторонником всенародных Крестных ходов и придавал им великое духовное значение. «На путях и перекрестках творим моление для того, чтобы очистить все пути и распутия, оскверненные нашими грехами. Подъемлем из храмов священные иконы, износим честные кресты, а иногда, где есть, и священные мощи святых для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, - то есть домы, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников. Все это для того, чтобы обитаемый град и вся страна соделывались причастными божественной благодати, отвергнув от себя все губительное и тленное», - пишет святой Симеон Солунский. Крестные ходы с участием епископа Вениамина собирали порою десятки тысяч человек. Многие версты прошел он в Крестных ходах с общенародным пением по дорогам Петербургской епархии. Шли с ним богомольцы от Невской заставы в Колпино, где находилась древняя чудотворная икона Николая-угодника; шли в Шлиссельбург, где пребывал древний чтимый список с Казанской иконы Пресвятой Богородицы; с Большой Охты в Колтуши, из Луги в Череменецкий монастырь. Даже непогода и распутица не смущали сердца верующих людей, духовно объединенных общей горячей молитвой... Владыка всеми силами способствовал воцерковлению детей и учащейся молодежи. Он положил начало служению литургий специально для школьников того или иного прихода, сам причащал детей и говорил понятные им поучения. Митрополит Вениамин был председателем епархиального училищного совета и заведовал делами всех церковных школ. Он очень любил молиться вместе с детьми, и дети отвечали ему той же горячей любовью.

http://ruskline.ru/analitika/2017/08/11/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010