Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изображения Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии в переводе LXX: «                            (греч. Μεγλης βουλς γγελος - Ангел (провозвестник) Великого Совета)                      » (Ис 9. 5-6, в нумерации LXX). Именование Иисуса Христа А. В. С. в святоотеческой экзегезе связывается с текстом Кол 1. 26-28 и Еф 3. 6-12: «Велика Совета Ангел - Тот, Кто соделал известным великий совет, сокровенный от веков и не явленный иным родам» ( Василий Великий, свт. Т. 2. С. 258), Возвестивший людям тайну домостроительства спасения. Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Ангел Великого Совета Иисус Христос. Фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде (Македония). 1295 г. Текст 9-й гл. Книги пророка Исаии входит в цикл 15 библейских песен . В палестинском Часослове, являющемся основой служб суточного круга как в Студийском, так и в используемом ныне Иерусалимском уставе, эта песнь - составная часть великого повечерия (Часослов. С. 181-184), к-рое поется, в частности, накануне праздников, раскрывающих догмат Боговоплощения - Благовещения Пресв. Богородицы, Рождества Христова и Богоявления. Кроме того, в последованиях Царских часов и вечерни Рождества Христова текст Ис 9. 5-6 является одной из паримий (Минея (СТ). Декабрь. Л. 203об., 210об.-211; см. Желтов. С. 87-89). Образы пророчества также используются в гимнографии - напр., в ирмосе 5-й песни канона прп. Космы Маиумского на Рождество Христово «                        » (Минея (СТ). Декабрь. Л. 215об.), седальне 7-го гласа воскресной утрени по 2-м стихословии «        » (Октоих. Т. 2. С. 331). Помимо мессианского пророчества Исаии существуют 2 иконографических источника, повлиявших на сложение этого изобразительного типа: образ Господа Иисуса Христа в виде ангела (композиции «София Премудрость Божия» , «Троица Ветхозаветная» ) и традиция иллюстрировать те места Слова на св.

http://pravenc.ru/text/115048.html

У завершився XVIII фестиваль «Променистий ангел» 1 грудня 2021 р. 19:47 В Москве завершил работу XVIII Международный благотворительный кинофестиваль «Лучезарный ангел» , мероприятия которого прошли с 23 по 30 ноября 2021 года в кинотеатре «Поклонка» Музея Победы. Гостями церемонии закрытия стали кинорежиссер, сценарист, актер народный артист России Николай Досталь, актер, режиссер народный артист России Александр Галибин, режиссер, сценарист, кинопродюсер заслуженный деятель искусств России Андрей Эшпай и другие известные деятели культуры и духовные лица.  В ходе кинофестиваля зрители увидели 156 картин из 12 стран мира. Все показы были ориентированы на семейную аудиторию, детей, подростков и молодежь. Организаторы также представили обширную программу тематических встреч, мастер-классов и специальных показов, творческих и образовательных мероприятий. Все мероприятия проходили в соответствии с рекомендациями по обеспечению эпидемиологической безопасности.  Кинофестиваль «Лучезарный ангел» является благотворительным проектом. Духовный попечитель кинофорума — Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Фестиваль проводится под патронатом председателя Попечительского совета Комплексной целевой программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», президента Фонда социально-культурных инициатив С.В. Медведевой.  Организаторы кинофестиваля — Фонд социально-культурных инициатив, Центр духовно-нравственной культуры «Покров», Продюсерская компания «Фест-Фильм» при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы и содействии Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ .  В программе фестиваля нашли отражение важные события в истории, культуре и искусстве России, в том числе 800-летие со дня рождения благоверного князя Александра Невского, 200-летие со дня рождения писателя Ф.М. Достоевского, 80-летие начала Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., 60-летие первого полета человека в космос, 15-летие Дня семьи, любви и верности. Кинопоказы и мероприятия ориентированы на семейную аудиторию, детей, подростков и молодежь. 

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5868714...

Скачать epub pdf Март Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Захарию [Зах.3:3, 4:6]/Пер. И.П. Казанского; под ред. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1897. Т. 1. 3. С. 33–48 (1-я пагин.). (Продолжение.) —33— дом очищаемую скверну нечестия, они проживали в плену, терпя бедствия и подвергаясь наказанию за свои нечестивые преступления. Когда же Бог сжалился над ними; то постановил избавить их от греха и освободить от нечистот и как бы облачить их в оправдывающую благодать. Обещает им и конец бедствия, и разрешение их грехов; ибо где отпущение греха, там необходимо следует освобождение и от наказания за него. Посему стоящим пред лицом Бога и служащим Ему, блаженный Ангел повелевает снять с него одежду гнусную и говорит: се отъях беззакония твоя. Потом сказал, что должно облачить его в подир и возложить на голову его кидар чистый, дабы через это законным образом слава священства всегда находилась в соответствии с состоянием народа: ибо славой для священников служит чистота подчинённых им и в числе достохвальных преимуществ для имеющих славу священства считается то, когда народ известен добрым поведением, непорочно ходит в исполнении воли Божией и покорно подчиняется Его постановлениям, к чему и имеет в Боге милостивого и любящего отца. Напротив, позором и бесчестием для них служит небрежность им подчинённых и безрассудное их стремление ко греху; ибо как в то время, когда народ предаётся грехам, одежды священника бывают как бы грязными; так когда он (народ) приобретает привычку к доброй жизни, и служение священника становится чистым и светлым и приобретает великое дерзновение пред Богом. Посему и божественный Павел, проповедовавший Евангелие Христово язычникам, видя их значительные успехи в добродетели и их твёрдую веру в него, пишет —34— говоря: удостоверяю похвалой нашей, 562 братие, которую имеем в Господе Иисусе ( 1Кор.15:31 ) и опять: радость и венец мои вы есте ( Флп.4:1 ). Ст. 6. 7. И Ангел 563 стояше и засвидетельствоваше Ангел Господень ко Иисусу, глаголя: сице глаголет Господь Вседержитель: аще в путех моих пойдеши. и 564 повеления моя сохраниши, и ты рассудиши храм 565 мой: и сохраниши 566 двор мой: и дам ти сообращающыяся посреде стоящих сих.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Бессмертие по ипостаси Статья кандидата богословия, секретаря учёного совета Тульской духовной семинарии, старшего преподавателя кафедры богословия и библеистики Андрея Александровича Горбачёва посвящена богословской проблеме, связанной с объяснением причин бессмертия ангела и человека. Такие авторитетные православные богословы, как преподобный Иоанн Дамаскин и святитель Григорий Палама, по-разному освещали эту тему. Один говорил, что ангелы бессмертны по благодати, другой считал, что ангел и человеческая душа бессмертны по природе. В статье с помощью привлечения взглядов преподобного аввы Дорофея на образ и подобие души намечается третий путь возможного разрешения этого вопроса: ангел и человек бессмертны не по природе и не по благодати, а по ипостаси — по образу существования природы, который является бессмертным божественным образом. Статья Богословские темы в рамках церковной науки менее распространены, чем, к примеру, темы церковно-исторические. И эта осторожность объяснима, поскольку ошибки в догматике чреваты особо тяжелыми последствиями. Поэтому и святитель Григорий Богослов предостерегает нас словами: «Любомудрствовать о Боге можно не всякому не всегда, не перед всяким и не всего касаясь» 386]. Тем не менее наш знаменитый богослов свт. Филарет (Дроздов) призывает: «Надобно, чтобы вы не оставались при скудных детских начатках учения Христова, но постепенно приобретали в оном новые, более обильные успехи; чтобы никакую, даже в тайне сокровенную, премудрость не почитали для вас чуждою и до вас не принадлежащею, но со смирением устрояли ум ваш к Божественному созерцанию, и сердце ваше к небесным ощущениям» 351-352].

http://bogoslov.ru/article/6176595

Закрыть itemscope itemtype="" > «Это станет актом восстановления исторической справедливости» «Народный Собор» просит Владимира Путина и Патриарха Кирилла восстановить часовни возле Спасской и Никольской башен Московского Кремля 19.06.2017 556 Время на чтение 3 минуты В редакцию «Русской народной линии» поступило обращение Общероссийского общественного движения «Народный Собор» к Президенту России В.В. Путину . «Уважаемый Владимир Владимирович! – говорится в обращении. - За последние годы государством проведена большая работа по восстановлению исторического облика Московского Кремля и прилегающей к нему территории. Воссозданы на прежнем месте Воскресенские (Иверские) ворота Китай-города с Иверской часовней, собор Казанской иконы Божией Матери, проведена археологическая разведка на территории 14-го административного корпуса Кремля, где ранее находились Чудов мужской и Вознесенский женский монастыри, проведены различные восстановительные работы внутри самого Кремля. Несколько лет назад возвращены иконы Спаса Смоленского и Николая Чудотворца на Спасскую и Никольскую башни. Однако до настоящего времени остаются не восстановленными разрушенные более 90 лет назад две стоявшие возле Спасской башни старинные часовни – Спасская и Смоленская, являвшиеся составной частью архитектурного ансамбля Московского Кремля. Свои названия они получили в честь находившихся на стенах Спасской башни икон – Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского. Эти часовни стояли слева и справа от Спасских ворот на протяжении многих лет. Слева находилась часовня Великого Совета Откровение (Смоленская), справа — Великого Совета Ангел (Спасская). Часовни были построены каменными в 1802 году. В 1812 они были разрушены и восстановлены по новому проекту. В 1868 году, при реставрации Спасской башни по проекту архитектора П.А.Герасимова, часовни были разобраны и построены заново. 22 октября 1868 года новые шатровые одноглавые часовни были освящены. Обе часовни принадлежали Покровскому Собору. В обязанности настоятелей часовен входил уход за неугасимой лампадой у надвратной иконы Спаса Смоленского. Обе часовни были снесены в 1925 году.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/06/19/et...

Часть III. Разное «Благо вам, когда и среди мира угождаете Господу» (1:309) «Сии слова написаны для внимающих спасению своему, чтобы всегда помнили, что еще на пути» (1:311). Содержание писем Задонского Затворника многогранно; тематика их весьма и весьма разнообразна, почему вместить все сказанное им в какие-либо смысловые рамки не просто. А между тем, каждое его слово, сказанное как будто бы случайно, имеет целенаправленное значение: Старец или учит вере, или наставляет жизни, или предостерегает от чего-либо, ободряет, обличает, объясняет, призывает. Высказывает он свое отношение к врачам, ко снам, к смеху; иногда применяет пословицы и так далее. – Все это привело к выделению в данной работе третьей части «Разное». 1. «Воссия мирови Свет разума» (3:533) О величии праздника Рождества Христова мало говорится в письмах Задонского Затворника. Но и в этом малом заключено многое. Слушаем хотя бы две-три минуты: «Радуйтесь о Господе! С наступающим праздником Рождества Христова радостно поздравляю вас. Господь благоволяет в лице нищего принять усердствование сердца вашего; а у вас в обители не без того, чтобы не было алчущих и жаждущих. Ах, для великого праздника Рождества Христова не удержите руки вашей, простирающейся на подавание отрады в крайних нуждах их, и что вы сделаете в тайне, за то Господь воздаст вам в яве милостью и щедротами неизреченными» (3:533). «Слава Богу! Воссия мирови свет разума! Повсюду Церковь Божия празднует Рождество Христово. Славимый Ангелами – родился в удалении от мирской молвы, в безмолвном месте, в вертепе; в нищете и простоте. Его приветствуют самые первые – пастухи, которые не в дальнем от сего места расстоянии пасут мирные стада свои. Царь Славы, великого совета Ангел, столь великим смирением покрылся! Вол и осел дыханием своим согревают Его от великой стужи, уступивши свои ясли имеющему престолом Своим Небо! Не удивительно ли? Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие: яко прославися» (3:533–534). 2. Христос Воскресе! Пасхальные приветствия Задонского Подвижника исполнены искренней радости, восходящей в неизреченное веселие. Да и как не радоваться?! – Побеждена вечная смерть! Рассеяна тьма – воссиял Свет! Нет места гневу – пришла Любовь! Исчезла грусть – явилось Утешение!

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 Бог сый мира, Отец щедрот, Великого Совета Ангела, мир подавающа, послал еси нам. Служба Рождества Христова, канон на утрене, ирмос 5-й песни Именем (Божиим) разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух, рабы сделались свободными, враги — сынами, чужие — наследниками, люди — ангелами. Что я говорю: ангелами? Бог стал человеком и человек Богом… Свт. Иоанн Златоуст 1 Библейский текст говорит об ангелах немного. Лишь изредка на страницах Ветхого и Нового Завета встречается краткий рассказ о соприкосновении друг с другом мира ангелов и мира людей. Только иногда происходит легкое и мимолетное взаимопроникновение двух реальностей, а затем — вновь их разделение, обособление. Но именно благодаря такому касанию мы и улавливаем тот подлинный, истинный порядок, то единство строя вселенной, что должны царить в бытии: гармоничную связь двух на первый взгляд столь несхожих между собой родов разумных творений. Но как же произошел их изначальный древний разрыв? Ответ на этот вопрос — уже на первых страницах книги Бытия. В результате грехопадения Адама ангельский и человеческий миры оказались как бы “рассечены”: и вот, в самом начале земной истории Творец ставит на страже у Эдемских врат многоочитого херувима и пламенный обращающийся меч (см. Быт 3:24). Отныне плоды райского Древа Жизни оказываются недоступны для человека; он впадает во тьму богооставленности и смерти. Адам слепо бродит по земле, отыскивая забытую дорогу домой, в свое прекрасное отечество, но обретает лишь голод, болезни, отчаяние одиночества. И он и Ева потеряли право благодатного богообщения; теперь для них невозможно вести таинственные и радостные беседы с Создателем вселенной в тени и прохладе Эдемского сада. Путь туда прегражден недремлющим и грозным стражем — одним из тех, в ком прежде люди видели отнюдь не пугающего и страшного часового, а старшего брата по творению. Человечество заблудилось, потерялось подобно отбившейся от стада овце, неразумному и боязливому животному, сбежавшему от Хозяина далеко в горы и заплутавшему там в темных ущельях. Однако кроме этой овцы, по слову евангельской притчи (ср. Мф 18:11–14), в стаде у Пастыря осталось множество — еще девяносто девять — других, верных Ему, слушающих Его голос и неотступно следующих за Ним. Тысячи тысяч и мириады мириад ангелов (ср. Дан 7:10; Мф 26:53), окружают Божий Престол: бесчисленные воинства Небесного Царя, сонмы вестников Создателя, молниевидные гонцы, готовые исполнить любое повеление Господа. Окружая Творца, ангельские силы образуют вокруг Него стройные хоры, без устали славят и воспевают Его святость и премудрость.

http://pravmir.ru/nebo-i-zemlya-angel-i-...

протоиерей Михаил Браверман Благовещение и начало Евангелия В течение одного только года мы, в соответствии с церковным календарем, вспоминаем все 33 года земной жизни Христа Спасителя, от Благовещения и до Вознесения. А начинается и заканчивается церковный год праздниками в честь Пресвятой Богородицы. Начинается Ее Рождеством, а заканчивается Ее Успением. Жизнь Пресвятой включена в историю Божественного домостроительства – от Нее Бог рождается человеком и на Ней уже явлена победа Господа над смертью , потому что в Успении Дева Мария совоскресла Христу. А один из Богородичных праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы – говорит о самом начале нашего спасения, начале Евангелия. Евангелие есть живое слово Живого Бога, обращенное ко всему человечеству и каждому человеку лично, когда бы и где бы он ни жил. И благая – евангельская – весть говорит нам о пришествии в мир Бога, о том, что мы не одиноки и смерть не является конечным судом над человеком. И название Благовещения – Εαγγελισμς (Евангелисмос) – носит праздник, который, по слову церковного тропаря (краткого и основного песнопения), есть «спасения нашего главизна (начало) и еже от века Таинства явление...» В день Благовещения Архангел Гавриил возвестил Деве Марин, что Она станет Матерью «прежде век от Отца без матери рожденного» Сына Божиего. И это стало откровением тайны Боговоплощения, предопределенного еще прежде сотворения человека. В Библии рассказ о творении человека предваряют слова: «Сотворим человека по образу Нашему (и) по подобию Нашему» [ Быт. 1: 26 ]. Церковь воспринимает эти слова не только как свидетельство о призвании человека быть образом Живого Бога, но и как одно из указаний на Предвечный Божественный Совет. Всеведущий Бог знает судьбу человека еще до начала его бытия; Богу, Который пребывает над миром и временем, ведомо, что, совершив грех, человек отпадет от Него, и для того, чтобы вернуть человека – спасти его, Самому Богу необходимо будет слать человеком. Но в мире, искаженном грехом, Воплощение станет не только истощением – умалением Бога до человека, оно приведет к страданиям и смерти на Кресте. Это и определяет Предвечный Божественный Совет. И всё, о чем повествует Писание и говорит богословие Церкви, зримым образом являет иконопись. «И еже от века Таинство» открывает нам икона Пресвятой Троицы преподобного Андрея Рублева. На ней изображенные в безмолвном общении три Ангела олицетворяют Троичного Бога, а над фигурой второго Ангела (он являет Сына Божиего), «предназначенного еще прежде сотворения мира» [ 1Пет. 1:20 ] стать Жертвой за жизнь мира, возвышается дерево, символизирующее Крест, «древо осуждения», ставшее для нас «древом жизни». «Свершилось!» [ Ин 19:30 ] – произнес на Кресте Господь, прежде чем предать Свой дух в руки Отца Небесного. Так исполнилось предвечное определение о спасении человека – победа над смертью , свершилось то, ради чего пришел в мир Божий Сын, Которого Исайя называет «Великого Совета Ангел» [ Ис. 9:6 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Октябрь Никифор, архиеп. Константинопольский, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам/Пер. И.Д. Андреева; под редакцией М.Д. Муретова//Богословский вестник 1903. Т. 2. 10. С. 353–368 (1-я пагин.). (Продолжение.) —353— и громогласно проповедуем, что Христос по природе есть истинный Бог и Сын Божий, но по преизбытку благости снизошёл в меру тварей и, ведая, желая и будучи в силах спасать, действительно спас нас, избавил от диавольского заблуждения и даровал нам благодать боговедения. И так как Он есть мудрость Бога Отца, то нет ничего, чего бы Он не знал. Ведь Он есть Творец всего сущего и ничего из сотворённого Им не лежит вне Его ведения. Бог, говорит Писание, премудростию основа землю, уготова же небеса разумом ( Прит.3:19 ) и: вся премудростию сотворил ( Пс.103:34 ), и: в нем суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна ( Кол.2:3 ). Он есть податель мудрости и всю разумную природу умудрил премудро творческой силой, ибо премудрости и разума Его нет числа ( Пс.146:5 ). И если Он сам говорит: вся елика имать Отец моя суть ( Ин.16:5 ), и: яко же знает Мя Отец, и аз знаю Отца ( Ин.10:15 ), и: никтоже знает Отца токмо Сын ( Мф.11:27 ), то знающий большее из всего, не может, конечно, не знать и меньшего. Думать и верить не так и противоположно этому не только есть богохульство, но и невозможно. Для того, кто знал всё прежде бытия, что может быть вне всего, чего бы он не знал? Отсюда всеми, которые знают Бога, согласно и единогласно Ему усвояется имя Спасителя. Это означает также и имя Иисус, получившее в действительных делах (Христа) подтверждение и доказательство своего значения. А что Он, ведая спасать, и хотел спасать, в этом нас убеждают прежде всего следующие слова: вся елика восхоти, Господь сотвори на небеси и на земли ( Пс.113:11 ). Писание затем убеждает нас, что древнюю истинную волю Отца о спасении —354— выполнил великого совета Ангел, воля Коего ни в чём не отлична от воли Отца; напротив, Он Сам есть эта воля, и премудрость и сила и прочее.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Память святого Анастасия Синаита, патриарха Антиохийского Память 20 апреля На тридцать пятом году царствования императора Юстиниана Великого 2664 , после кончины антиохийского патриарха Домна Младшего 2665 , на патриарший престол вступил Анастасий по прозванию Синаит, потому что он был взят на святительскую кафедру с Синайской горы. В это время в Церкви начинались смуты, по поводу неблагочестивого мудрствование некоторых лиц относительно Божественной Христовой плоти, именно, – что будто бы во время пребывания Спасителя среди людей, до вольных страданий Его плоть не испытывала страданий, не подчинялась природным потребностям, и будто бы Господь наш Иисус Христос принимал пищу и питье прежде Своих страданий и воскресение таким же образом, как он вкушал, являясь Своим Апостолам после воскресения 2666 . Сие нечестивое мудрствование зародилось в Константинополе. Подробно об этом написано в житии святого Евтихия , патриарха константинопольского 2667 . К этому еретическому мудрствованию сначала присоединился и соблазненный еретиками император Юстиниан (но потом он оставил эту ересь), который и хотел возвести это еретическое учение в догмат веры. Вследствие этого произошло в Церкви большое смятение, так что был низложен с патриаршего престола и святой патриарх Евтихий, воспротивившийся ереси. Все колебавшиеся, по незнанию, – принять это учение, или нет, ждали совета и указание от патриарха антиохийского Анастасия Синаита , так как святой Анастасий был муж весьма сведущий в божественном Писании, стойкий в исповедании православной веры и святой по жизни. Еретики приложили все усилия, чтобы склонить святого Анастасия на свою сторону, в надежде, что если он склонится к их учению, то все православные последуют его примеру. С этою целью они обращались за помощью к царю, но впрочем успеха не имели, так как святой Анастасий письменно обличил царя в его заблуждении. Он посылал также свои пастырские послания и во все Сирийские области к духовенству и мирянам, поучая всех оберегаться от означенной ереси. Кроме того в Антиохии он ежедневно поучал в церкви, повторяя это Апостольское наставление: «Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» ( Гал. 1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010