Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ» Спас «Благое молчание». Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514–1515 гг. Спас «Благое молчание». Фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля. 1482 или 1514–1515 гг. Спас " Благое молчание " . Икона. Кон. XVIII в. (ГИМ) [Спас], иконографический образ Спасителя в виде крылатого ангелоподобного отрока со скрещенными на груди руками, иногда облаченного в саккос и митру; в поздних памятниках (XVII-XVIII вв.) над головой нимб с восьмиконечным сиянием. Ангельский облик и крылья указывают на посланничество Христа и роднят этот образ с изображением Ангела Великого Совета Иисуса Христа . В образе «Б. м.» воплотились идеи жертвенности (юный облик, жест скрещенных рук) и священнического достоинства (облачение) Христа. Формирование иконографии относится к XIV-XV вв. и связано с изобразительным искусством Греции, Афона и Балкан, где подобные образы известны не позднее XV в. На Руси «Б. м.» над входом в жертвенник в ряду полуфигур преподобных появился в монументальной живописи кон. XV в. (фреска алтарной преграды Успенского собора Московского Кремля, ок. 1482 или 1514-1515) и получил широкое распространение в памятниках XVII в. (росписи в зените арки юж. врат Борисоглебского мон-ря близ Ростова, кон. XVII в., и др.). Особое развитие иконография «Б. м.» получила в XVIII-XIX вв. в иконописи и прикладном искусстве старообрядческих художественных центров, ориентировавшихся на старые образцы (иконы, писанные на дереве, и меднолитые наперсные образки). Сохранилось большое число произведений поморского литья, вышедших из мастерских литейщиков, работавших в Выголексинском общежительстве. Многочисленные упоминания об иконах «Б. м.» имеются в описях скитов Нижегородской губ. (сер. XIX в.). По данным архивов МВД и Святейшего Синода, немалое количество таких икон, отнятых у старообрядцев, находилось на хранении в архиве Синода. Лит.: [Сообщение гр. А. С. Уварова]//Древности: Тр. МАО. М., 1882. Т. 9. Протоколы. С. 50; Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. СПб., 1905. Т. 1. С. 68; LCI. Bd. 1. S. 396-398; Культура староверов Выга: Кат. Петрозаводск, 1994. С. 105, 2/29. Ил. 25; Неизвестная Россия: К 300-летию Выговской старообрядческой пустыни: Кат. выст. М., 1994. Кат. 37, 56. Ил. С. 44; Иисус Христос в христианском искусстве и культуре XIV-XX вв. СПб., 2000. С. 394, 395; София Премудрость Божия: Выст. рус. иконописи XIII-XIX вв. из собр. музеев России. М., 2000. С. 78. Кат. 16. Ил. С. 79. Н. В. Пивоварова Рубрики: Ключевые слова: АГНЕЦ БОЖИЙ символическое наименование, усваиваемое Иисусу Христу, принесшему Себя в жертву для спасения человека АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изобр. Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии

http://pravenc.ru/text/Благое ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНГЕЛ ВЕЛИКОГО СОВЕТА ИИСУС ХРИСТОС особый тип изобр. Господа Иисуса Христа в облике крылатого ангела, юным, с крещатым нимбом, основанный на христологическом толковании мессианского пророчества из Книги пророка Исаии ANDACHTSBILD [благочестивый образ] тип неканонич. изображения с религ. сюжетом, распростр. в североевроп. странах в XIV-XV вв. АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта) АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ ап. от 12-ти (пам. 30 нояб., в Соборе 12 апостолов, в Соборе Карельских святых и в Соборе Крымских святых) АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ († ок. 1390), св. блгв. кн. смоленский (пам. 27 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе Смоленских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ († между 1120 и 1125 - 1174), блгв. кн. Владимиро-Суздальский (1157-1174), св. (пам. 4 июля, в Соборе Владимирских святых и в Соборе Волынских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ термин, принят. для опред. программы росписи христ. храма, не имеющ. иконных изобр. и антропоморфн. образов

http://pravenc.ru/rubrics/123062_5.html

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . " Боль и цена искупления " - духовно-поэтическая композиция писателя, преподавателя Тульской духовной семинарии О.М. Сенина 20.04.2023 23:02 Олег Михайлович Сенин Изначально сотворенный мир был дивен и совершенен. Но после грехопадения последствия зла сказались на всех и повсюду. Ради возрождения человека, возвращения ему равного достоинства с ангелами Богу потребовалось совершить подвиг спасения, непостижимый для умов и сердец. Что некогда утратил первый Адам – жизнь вечную и красоту богоподобия – мы через веру восприняли от Сына Божьего, Которого Апостол Павел именует Новым Адамом. Человек, заблудший и погибающий, рабски приверженный темным инстинктам и похотям, во Христе обрел Путь, Истину и Жизнь. Но при виде Голгофы и вознесенного на ней креста поражает непомерная цена, открывшая нам врата рая. «…Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его…» (Послание св. Ап. Павла к Коринфянам, глава 2, 9). Разум не вмещает жертвенного величия искупления!.. Неужели мы, человеки, слабые, ежечасно согрешающие, стоим святой крови Того, Кто в пророчествах назван Великого Совета Ангел! (Ис. 9:6) «…не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога…» (1 Пет.1: 18-21) Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2023/04/20/23-0...

Чтение из пророчеств Исаии (8, 13– 9, 7) сначала убеждает надеяться на Господа, и избегать волхвований, затем утешает проречением о дивном Младенце, Который дан будет людям. „Господа сил, – Его чтите свято; и да будет Он страхом для тебя. И если ты будешь надеяться на Него, Он будет тебе освящением, а не камнем преткновения, и не камнем, с котораго падают. А домы Иакова в петли, и обложены ею живущие в Иерусалиме. Потому многие из них потеряют силу, и упадут и разобьются, и будут застигнуты; и пойманы будут люди, находящиеся в безопасности. Тогда явны будут запечатлевающие закон, чтобы не изучали. И скажешь ты: я ожидаю Бога, Который отвратил лице свое от дома Иакова и буду надеяться на Него и я, и дети, которых дал мне Бог . Если скажут вам: спросите чревогадателей, и тех, которые из земли износя голос, говорят пустое, и кои из чрева произносят, – отвечайте: не у Бога ли своего должен спрашивать народ; что спрашивать мертвых об живых? Закон дал Он в помощь, Чтобы говорили не так, как говорит это слово, за которое не стоит давать дара. И постигнет их жестокий голод, и когда будете голодны, станете скорбеть, и худо станете говорить о князе и об отечестве. И взглянуть они вверх на небо, и посмотрят вниз на землю, и вот горе тяжкое, скорбь и беда, и мрак, так что и видеть нельзя, и не освободится до времени находящийся в тесноте. Страна Завулонова, и земля Неффалимова и прочие живущие при море и по ту сторону Иордана, Галилея языческая, народ ходящий во тьме! Вы увидите великий света, живущие в стране смертной тени, – свет воссияет вам. И для них настанет радость, как радуются во дни жатвы, потому что родилось Отроча, Сын, – Он дан вам. Его власть на раме Его, и имя. Его называется, ангел великого совета, дивный советник, Бог крепкий: Властелин, Князь мира, Отец будущего века. И наведу я мир князьям и здравие Ему. Велика власть Его, и миру Его нет предела, на престоле Давида и на царстве его, чтобы исправить его и защитить его отныне до века. Ревность Господа Саваофа сотворит сие».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Пророчески здесь изображается спасительное упование на Христа. И далее в 9 главе содержится пророчество о возвышении Галилеи языческой: «Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет» (Ис. 9:2), которое цитируется в Евангелии от Матфея (Мф. 4:16), и свет воссияет, не просто солнечный свет, и не просто электричество, а свет тот, который просвещает всех, то есть явится Христос. «Ибо Младенец родился нам – Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6), или в славянской Библии: «Велика Совета Ангел, Чуден Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века; приведу бо мир на князи, мир и здравие ему». Эти слова нам известны по богослужению. «Чудный, Великого Совета Ангел». Совета, очевидно, того самого, о котором идет речь в шестой главе, и Христос здесь называется действительно Ангелом, возвестившим о его исполнении. Помните, разбирая законоположительные книги, мы говорили о некоторых странностях в явлении Ангелов, которые описаны в ветхозаветных книгах. Я вас подталкиваю к такой мысли, что в тех явлениях тоже содержалось пророчество о Христе. И вот здесь непосредственно Христос назван Ангелом. И еще «Отцом будущего века», то есть жизнь будущего века, которую мы с вами чаем и воспеваем в Символе Веры, явлена через Христа. Ирмос 5-й песни Рождественского канона: «Бог сый мира, Отец щедрот, великаго совета Твоего Ангела, мир подавающа послал еси нам. Тем богоразумия к свету наставльшеся, от нощи утрюнююще, славословим Тя, человеколюбче!». В 11 главе говорится о дарах Святаго Духа. Христос называется отраслью от корня Иессеева: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху очей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого» (Ис. 11:1-4). Эти последние слова цитирует во втором послании к Солунянам апостол Павел. Почему Дух Господень должен почивать на том, кто есть Бог? Именно потому, что через Него Он откроется, через Него действия Духа, наконец, станут доступными для всех людей, и вот эти дары Духа, которые в совершенстве почиют на Христе, они же и будут передаваться верующим. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/431420/

Иначе обстоит дело с загадочными библейскими теофаниями: явлениями ветхозаветным праведникам и пророкам Самого Бога в ангельском облике. Образ таинственного Ангела Великого Совета, Ангела Господня, Ангела Иеговы, Ан­гела Лица Божия, выступающий на страницах многих ветхозаветных книг, издавна привлекал внимание экзегетов, Отцов и учителей Церкви. Еще св. Иустин Философ видел в являв­шемся праведникам древнего Израиля Ангеле Господнем Само Предвечное Слово, Сына Божия, Второе Лицо Пресвятой Троицы до Его Вочеловечения. Подобного же мнения придерживались Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Златоуст, свт. Иларий Пиктавийский, бл. Феодорит и многие другие Отцы Церкви. Так, например, в известнейшем святоотеческом труде по православной ангелологии " О небесной иерархии " , автора которого принято именовать Псевдо-Дионисием, утверждается, что " Сам Иисус, для нашего спасения вчиненный в число благовестников, назван Ангелом великого совета (Ис 9:6), ибо Сам Он, как Ангел, говорит, что все, что слышал от Отца, возвестил нам " . Святитель Московский Филарет отмечает, что " лицо Сына Божия есть единое, в котором с именем Бога наиприличнейшим образом соединяется имя Ангела " . Так, спасающаяся бегством от гнева своей госпожи Сарры Агарь понимает после встречи с Ангелом Господним у источника на дороге к Суру: с нею только что беседовал ее Творец (Быт 16:7-14). Ангел Господень взывает с небес к Аврааму в тот страшный миг, когда старец берет в руку нож, чтобы принести в жертву Богу любимого сына Исаака - и заклание отменяется. Авраам доподлинно знает, Кто обращался к нему из заоблачной выси, и поэтому место несостоявшегося жертвоприношения получает имя Ягве-ире " Господь усмотрит " . Ангел Господень, вернее Сам Господь в ангельском образе продолжает между тем говорить с Авраамом, произнося по Своему Божественному праву обетования для грядущих поколений - его потомков (Быт 22:11-18)... В темноте ночи, до появления первых проблесков зари, борется с загадочным Противником Иаков.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Образ таинственного Ангела Великого Совета, Ангела Господня, Ангела Иеговы, Ан­гела Лица Божия, выступающий на страницах многих ветхозаветных книг, издавна привлекал внимание экзегетов, Отцов и учителей Церкви. Еще св. Иустин Философ видел в являв­шемся праведникам древнего Израиля Ангеле Господнем Само Предвечное Слово, Сына Божия, Второе Лицо Пресвятой Троицы до Его Вочеловечения. Подобного же мнения придерживались Климент Александрийский, Тертуллиан, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Златоуст, свт. Иларий Пиктавийский, бл. Феодорит и многие другие Отцы Церкви. Так, например, в известнейшем святоотеческом труде по православной ангелологии “О небесной иерархии”, автора которого принято именовать Псевдо-Дионисием, утверждается, что “Сам Иисус, для нашего спасения вчиненный в число благовестников, назван Ангелом великого совета (Ис 9:6) 3 , ибо Сам Он, как Ангел, говорит, что все, что слышал от Отца, возвестил нам” 4 . Святитель Московский Филарет отмечает, что “лицо Сына Божия есть единое, в котором с именем Бога наиприличнейшим образом соединяется имя Ангела” 5 . Так, спасающаяся бегством от гнева своей госпожи Сарры Агарь понимает после встречи с Ангелом Господним у источника на дороге к Суру: с нею только что беседовал ее Творец (Быт 16:7–14). Ангел Господень взывает с небес к Аврааму в тот страшный миг, когда старец берет в руку нож, чтобы принести в жертву Богу любимого сына Исаака — и заклание отменяется. Авраам доподлинно знает, Кто обращался к нему из заоблачной выси, и поэтому место несостоявшегося жертвоприношения получает имя Ягве-ире ‘Господь усмотрит’. Ангел Господень, вернее Сам Господь в ангельском образе продолжает между тем говорить с Авраамом, произнося по Своему Божественному праву обетования для грядущих поколений — его потомков (Быт 22:11–18)… В темноте ночи, до появления первых проблесков зари, борется с загадочным Противником Иаков. Этот Противник называется на страницах библейских книг то Богом (Быт 32:28; Ос 12:3), то Ангелом (Ос 12:4). По окончании же борьбы Иаков сам вопрошает “Побежденного” им о Его имени, но тот лишь отвечает: “на что ты спрашиваешь о имени Моем? оно чудно” (Быт 32:29), а затем благословляет богоборца.

http://pravmir.ru/nebo-i-zemlya-angel-i-...

Образ таинственного Ангела Великого Совета, Ангела Господня, Ангела Иеговы, Ангела Лица Божия, выступающий на страницах многих ветхозаветных книг, издавна привлекал внимание экзегетов, Отцов и учителей Церкви. Еще святой Иустин Философ видел в являвшемся праведникам древнего Израиля Ангеле Господнем Само Предвечное Слово, Сына Божия, Второе Лицо Пресвятой Троицы до Его Вочеловечения. Подобного же мнения придерживались Климент Александрийский , Тертуллиан , святитель Афанасий Великий , святитель Иоанн Златоуст , святитель Иларий Пиктавийский , блаженный Феодорит и многие другие Отцы Церкви. Так, например, в известнейшем святоотеческом труде по православной ангелологии «О небесной иерархии», автора которого принято именовать Псевдо-Дионисием, утверждается, что «...Сам Иисус, для нашего спасения вчиненный в число благовестников, назван Ангелом Великого Совета ( Ис. 9:6 ) 28 ибо Сам Он, как Ангел, говорит, что все, что слышал от Отца, возвестил нам» 29 . Святитель Московский Филарет отмечает, что «...лицо Сына Божия есть единое, в котором с именем Бога наиприличнейшим образом соединяется имя Ангела» 30 . Так, спасающаяся бегством от гнева своей госпожи Сарры, Агарь понимает после встречи с Ангелом Господним у источника на дороге к Суру: с нею только что беседовал ее Творец ( Быт. 16:7–14 ). Ангел Господень взывает с небес к Аврааму в тот страшный миг, когда старец берет в руку нож, чтобы принести в жертву Богу любимого сына Исаака – и заклание отменяется. Авраам доподлинно знает Кто обращался к нему из заоблачной выси, и поэтому место несостоявшегося жертвоприношения получает имя Ягве-ире «Господь усмотрит». Ангел Господень, вернее Сам Господь в ангельском образе продолжает между тем говорить с Авраамом, произнося по Своему Божественному праву обетования для грядущих поколений – его потомков ( Быт. 22:11–18 ). В темноте ночи, до появления первых проблесков зари, борется с загадочным Противником Иаков. Этот Противник называется на страницах библейских книг то Богом ( Быт. 32:28 ; Ос. 12:3 ), то Ангелом ( Ос. 12:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

По мнению Висковатого Сын Божий изобразим только по человечеству, «в плотском смотрении». Только в этом образе Он и познаваем. Для митрополита же Он изобразим «плотию и в ангельском образе». В подтверждение своей мысли он ссылается на образ Святой Троицы, где три явившихся Аврааму изображаются «по человечеству [...] с крылы [...], по великому Дионисию» . Для Висковатого изображение Христа в ангельском виде соблазнительно: оно может пониматься так, что Христос воспринял ангельскую природу так же, как и человеческую, или, что чин ангельский ставится выше воплощения . Действительно, несколько ветхозаветных текстов, говоря о Мессии, называют Его посланцем, по-гречески Ангелом. У Исаии Он — Ангел Великого Совета (9, 6), у Малахии — Ангел Завета (3, 1). Но наименование Ангел есть наименование Его служения, а не существа. Он — Вестник Божий, Ангел лишь постольку, поскольку Он воплощается. Мессию мы знаем только в человеческом образе и не знаем в ангельском. Кроме того, если Слово Божие, Логос Имже вся быша, в Своем творческом акте (сотворении мира) изображается Ангелом, то действительно ангельский чин ставится выше воплощения; иначе говоря, Воплотившийся и Пострадавший не мыслится как Творец. В связи с ересями и «шатанием умов» для такого рода опасений Висковатый мог иметь конкретные причины. Что касается ссылки митрополита на образ ветхозаветной Троицы, то она находится в противоречии с вполне традиционно православным постановлением Стоглава. Надпись(ц.-славян.яз.) над Ангелом там была признана неправильной. Образ Троицы не есть ипостасный образ Отца, Сына и Духа Святого, а образ троичности Божества и троичного бытия. Поэтому единственным возможным надписанием было объявлено общее именование «Святая Троица». Здесь же имя Иисуса Христа относится к символическому изображению Ангела, понимаемому как ипостасный образ второго Лица Святой Троицы до воплощения, так сказать, параллельный Его человеческому образу. Это является явным противоречием 82 правилу Пято-Шестого Собора, воспрещающему всякое символическое изображение, заменяющее личный образ.

http://sedmitza.ru/lib/text/440365/

Далее внутрь алтаря на второй арке, образующей полусвод горнего места, под самым ликом Эммануила Вы видите другую икону мозаическую Спасителя, называемую Деисус, с двумя предстоящими: Богоматерью и Предтечею; все три лика в трех кругах. Это уже более присное человечеству изображение Господа славы, не только как Эммануила, с нами сущего Бога, но и окруженного родствеиными ему ликами Божией Матери и великого Предтечи, в наклонном пред ним молитвенном положении, что выражается самым названием Деисуса от Греческого слова ϑηαις молитва . Тут уже небесная слава Эммануила представляется доступною нам, за коих пострадал Он, во всем уподобившись братии своей, по словам Апостола: Сам искушен быв, может и искушаемым помощи 19 . Под сею второю аркою, в полусводе горнего места, представляется взорам сама Предстательница рода Христианского. Она стоит на твердом камени заповедей Господних с воздетыми к Нему руками, осеняя мир Своим покровом, на коем сияют три звезды. Замечательны символические изображения иконы Премудрости в Киеве и Новгороде, но едва ли не древнее Новгородская: ибо там никогда не прекращалось богослужение в храме со времени его создания, тогда как Киевский собор оставался многие годы в совершенном запустении, и в это время утрачена была древняя подлинная икона; она заменена новейшею более в духе богословском, нежели символическом. Матерь Божия с Божественным младенцем на руках представлена в храме на семи ступенях, из коих каждая выражает какую-либо богословскую добродетель: веру, надежду, любовь и проч.; Она в лучах солнца и стоит на луне. По сторонам ее на ступенях стоят с правой стороны четыре великих пророка: Исаия, Иеремия, Иезекииль с храмом в руках и Даниил, а с левой: Моисей со скрижалями, Аарон с жезлом расцветшим и Давид Богоотец с псалтырью: над семью столбами храма сияет лик Господа Саваофа с семью архангелами, и надпись Греческая: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь». И так здесь название св. Софии относится как бы прямо к лицу Богоматери, хотя и есть знамение Божественного младенца на лоне Ея. В Новгороде, напротив, символика гораздо более соответствует Византийскому типу, и самый смысл ее изобличает подлинник. Сам Господь, Слово и Премудрость Отчая, по слову Пророка Исаии, представлен в образе Ангела великого совета, восседающим на престоле, который утвержден на семи столпах и на камне; а для того, чтобы не усомнились, что это действительно сам Господь ангелов, а не ангел, то над главою Сидящего виден малый лик Эммануила, и еще выше евангелие, раскрытое на алтаре, как истое слово Божие, пред коим преклоняются ангелы. У Исаии сказано 21 : Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, и нарицается имя Его: велика Совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века. Посему и олицетворена таким образом Премудрость, а по сторонам ее стоят послужившие ей ближайшими на земле орудиями: Матерь Божия с знамением Предвечного младенца в лоне Своем, и Предтеча, стоявший на грани обоих заветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010