В Марфо-Мариинской обители милосердия пройдут XI Свято-Елисаветинские чтения 27 октября 2008 г. 14:30 1 ноября в день рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители милосердия пройдут XI Свято-Елисаветинские чтения «Испытания и подвиг служения: Марфо-Мариинская обитель после ареста Великой Матушки». Начало чтений в 11.00. Организаторы XI Свято-Елисаветинских чтений — Отдел внешних церковных связей , Марфо-Мариинская обитель милосердия, Паломнический центр Московского Патриархата , Императорское православное палестинское общество , Государственная академия славянской культуры (ГАСК). Чтения проведут заместитель председателя ОВЦС МП епископ Егорьевский Марк , начальница Марфо-Мариинской обители милосердия Н.А. Молибога , президент ГАСК Изольда Кучмаева. Среди участников чтений — члены Попечительского совета программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания», члены правления Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы Н.В. Якунина, Е.Л. Атькова, С.И. Маркелова, научный сотрудник ИВИ РАН А.В. Громова и др. Благодаря поддержке ФАП на чтения приедут юные участники II детско-юношеских Елизаветинских чтений «Белый ангел России», которые состоятся в Смоленске 30 октября 2008 г. По благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла чтения второй год подряд проходят при поддержке Смоленской епархии и Фонда Андрея Первозванного в Смоленской областной детской библиотеке им. И.С. Соколова-Микитова. Участники XI Свято-Елисаветинских чтений соберутся в отреставрированном Покровском соборе, где находится частица мощей Великой княгини Елизаветы Федоровны в день 144-й годовщины со дня ее рождения и в канун великой даты — 100-летнего юбилея основанной ею обители, явившей пример героического служения в трудные для России годы. Целью создания этого института была не только многогранная деятельность по оказанию милосердной помощи самым бедным и обездоленным, но и приобщение людей всех сословий и возрастов к делам милосердия и благотворительности.

http://patriarchia.ru/db/text/480726.htm...

В Марфо-Мариинской обители состоялись XI Свято-Елисаветинские чтения 5 ноября 2008 г. 14:27 Чтения на тему «Испытания и подвиг служения: Марфо-Мариинская обитель после ареста Великой матушки» проходили в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители милосердия 1 ноября в день рождения Великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой. Провести очередные Свято-Елисаветинские чтения в 2008 году в Марфо-Мариинской обители благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Организаторы XI Свято-Елисаветинских чтений — Отдел внешних церковных связей (был представлен епископом Егорьевским Марком ), Марфо-Мариинская обитель милосердия (обитель представляла ее начальница Н.А. Молибога ), Паломнический центр Московского Патриархата , Императорское православное палестинское общество , Государственная академия славянской культуры (представлена профессором И.К. Кучмаевой). Среди участников чтений были члены Попечительского совета программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания»: благотворитель Е.В. Анисимова и научный сотрудник ИВИ РАН А.В. Громова. Участники чтений — представители ученых кругов, занимающиеся историей благотворительности и милосердия, а также представители сестричеств, общин милосердия из Москвы (военного клинического госпиталя им. Н.Н. Бурденко), Новокузнецка, Перми, Лахты (Ленинградская область). Благодаря поддержке Фонда Андрея Первозванного на чтения прибыли дети из Смоленска, представившие лучшие доклады на детско-юношеских Свято-Елизаветинских чтениях в Смоленске «Белый ангел России». Чтения начались поклонением чудотворной иконе великомученика и целителя Пантелеимона, принадлежавшей московскому старцу Аристоклию , особо почитавшемуся Елизаветой Федоровной и сестрами Марфо-Мариинской обители. Икона на время проведения чтений была принесена в Покровский собор представителями Клуба меценатов и благотворителей. Затем председатель Синодального отдела по церковной благотворительности митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий и епископ Егорьевский Марк совершили молебен святой преподобномученице Елизавете.

http://patriarchia.ru/db/text/484545.htm...

В рамках фестиваля «Вера и слово» прошел круглый стол «Популяризация проблемы аварийных и руинированных храмов» 24 октября 2021 г. 12:50 21 октября 2021 года в рамках IX Международного фестиваля «Вера и слово» состоялся круглый стол «Популяризация проблемы аварийных и руинированных храмов». В качестве спикеров выступили председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации , епархиальный древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин и руководитель проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера», преподаватель факультета православной культуры Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого протоиерей Алексий Яковлев. Протоиерей Леонид Калинин сообщил делегатам фестиваля, что в настоящий момент на территории России насчитывается более четырех тысяч храмов в аварийном состоянии, которые скоро могут прекратить свое существование. Проблема усугубляется тем, что довольно часто такие храмы находятся в малонаселенных или даже безлюдных или труднодоступных местах. Но, тем не менее, очень важно приложить все усилия, чтобы сохранить их. По словам спикера, нередко многие задаются вопросом «зачем восстанавливать такие храмы, зачем эта " головная боль " , не легче ли построить новые храмы и не мучиться с " рухлядью " »? Ответ, по его словам, однозначен: нет, не лучше и не легче. Ведь это фундамент духовной и культурной жизни нашего народа. Протоиерей Леонид Калинин подчеркнул, что и Президент России В.В. Путин , и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл привлекают внимание государства и общества к этой проблеме с 2018 года. И Святейший Патриарх, и глава государства убеждены, что спасение нашего культурного и исторического наследия — это один из важнейших приоритетов. Священник пояснил, что дело не только в том, что храмы — это наше общее наследие, историческая и культурная память народа. Каждый храм — это, кроме того, и освященный престол, у которого стоит ангел Божий. Как рассказали ведущие круглого стола, в настоящее время продолжает свою деятельность благотворительный фонд поддержки возрождения русской церковной архитектуры «Иннотех XXI», средства которого идут на создание уникального электронного реестра объектов Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5855677.ht...

Вестник Рождества 13. Пророк Вергилий и поэт Исаия «С нами Бог!» — что это значит? 8 января, 2020 «С нами Бог!» — что это значит? Вечером накануне Рождества в православных храмах совершается Великое повечерие. Не везде оно читается полностью, но даже если о нём совсем забыли, невозможно представить рождественскую службу без пения «С нами Бог!» Этот древний гимн – не просто песнопение, а целое событие! Архимандрит Савва (Мажуко) И счастье, если в храме есть большой хор, который может исполнить знаменитое сочинение священника Василия Зиновьева «С нами Бог!», пожалуй, самый удачный опыт музыки для этого библейского текста. По замыслу о. Василия, финальные реплики этого хора распределяются между тремя солистами: альтом, тенором и баритоном. Композитор хотел представить Спасителя в трёх возрастах: мальчик, юноша и зрелый муж – каждому возрасту свой тембр. И вот мальчишеский альт выводит речитатив «Егоже начальство бысть на раме Его и мира Его несть предела», а затем юношеский тенор: «и нарицается имя Его велика совета ангел», и завершает солидный баритон: «Бог Крепок, Властитель, Начальник мира». Красиво! Трогательно! Я так люблю эту музыку, что чувствую себя обворованным, если на Рождество не спою или хотя бы не услышу этот прекрасный хор. Однако рядом с восторгом молчаливо таятся вопросы и недоумения. Они не портят настроение, но терпеливо ждут своего часа, и вот звучит: — «С нами Бог!» — что это значит? — Читайте дальше и поймёте: «Разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!» Снова путаница. Я знал немало христиан, которые понимали эти слова в логике силы и власти: «Бог на нашей стороне, значит, пусть враги знают, с кем связались и сразу сложат оружие – сопротивление бесполезно!» Согласитесь, это звучит несколько воинственно, что не может не озадачить: соответствует ли миролюбивому духу Евангелия этот боевой клич? Такое чувство, будто молитвенно погрозил кулаком! Более деликатные товарищи предпочитают смягчённый вариант: «речь не идёт о власти и демонстрации силы или мощном покровителе, а о нашей всепобеждающей правоте, перед которой никто не может устоять, поэтому да покорятся истине враги христиан!»

http://pravmir.ru/vestnik-rozhdestva-№-1...

На фестивале «Вера и слово» поговорили о сохранении древних храмов России Окт 21, 2021 Новости , Событие , Фестиваль «Вера и слово» Москва, 21 октября . В рамках IX Международного фестиваля «Вера и слово», который по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла проходит в оздоровительном комплексе «Клязьма» 18-22 октября 2021 года, состоялся круглый стол на тему «Популяризация проблемы аварийных и руинированных храмов». В качестве спикеров выступили председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской Православной Церкви, епархиальный древлехранитель Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин и руководитель проекта «Общее Дело. Возрождение деревянных храмов Севера», преподаватель факультета православной культуры Военной академии Ракетных войск стратегического назначения им. Петра Великого протоиерей Алексий Яковлев. Протоиерей Леонид Калинин сообщил делегатам фестиваля, что в настоящий момент на территории России насчитывается более 4.000 храмов в аварийном состоянии, которые скоро могут прекратить свое существование. Проблема усугубляется тем, что довольно часто такие храмы находятся в малонаселенных или даже безлюдных или труднодоступных местах. Но, тем не менее, очень важно приложить все усилия, чтобы сохранить их. По словам спикера, нередко многие задаются вопросом «зачем восстанавливать такие храмы, зачем эта " головная боль " , не легче ли построить новые храмы и не мучиться с " рухлядью " »? Ответ, по его словам, однозначен: нет, не лучше и не легче. Ведь это фундамент духовной и культурной жизни нашего народа. Как отметил протоиерей Леонид Калинин, и Президент России В.В. Путин, и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл привлекают внимание государства и общества к этой проблеме с 2018 года. И Святейший Патриарх, и глава государства убеждены, что спасение нашего культурного и исторического наследия — это один из важнейших приоритетов. Протоиерей Леонид Калинин пояснил, что дело не только в том, что храмы — это наше общее наследие, историческая и культурная память народа. Каждый храм — это, кроме того, и освященный престол, у которого стоит ангел Божий.

http://sinfo-mp.ru/na-festivale-vera-i-s...

Подпишитесь на наш Телеграм Мы должны знать, как и о чем мы молимся на рождественской службе. Священник Федор Людоговский дает обзор наиболее важных церковных молитв разных жанров. Переводы на русский язык, если не оговорено иное, принадлежат иеромонаху Амвросию (Тимроту) .   Ветхий Завет о Рождестве Христовом Тексты из ветхозаветных книг звучат во время богослужения ежедневно. Чаще всего используется Псалтирь – книга, содержащая псалмы – молитвенные поэтические произведения, которые были написаны израильским царем Давидом и, возможно, другими авторами. В канун Рождества Христова особое значение приобретают книги пророков, живших до пришествия Спасителю на землю. На вечерне , которая совершается накануне праздника, читаются паремии (фрагменты ветхозаветных книг), содержащие пророчества о Христе, о Его рождении от Девы. Здесь и книги, написанные, согласно церковному преданию, Моисеем, и книги других пророков – Михея, Исаии, Варуха и Даниила. Первая из паремий – это самое начало самой первой книги Библии – Бытия . Здесь перед нами разворачивается повествование о сотворении Богом мира: « В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была невидима и не устроена, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» . Далее в этом фрагменте еще довольно много говорится о воде. Тема воды возникает по той причине, что накануне самых больших праздников – Пасхи, Богоявления, Рождества Христова – в древней Церкви во время чтения паремий совершалось массовое крещение. Именно поэтому данная паремия из книги Бытия читается и в рождественский сочельник, и в крещенский, и в Великую субботу. На великом повечерии торжественно звучат пророческие слова Исаии о Боге-Младенце: Младенец родился нам, Сын, и дан нам. И называется имя Его: Великого Совета Ангел. Чудный Советник. Бог Крепкий, Властитель, Начальник мира. Отец будущего века.   Рождественские стихиры Это довольно древний жанр церковных песнопений. Одна стихира – это один абзац, одна строфа. На рождественской службе мы слышим стихиры разных авторов. Один из них – это святитель Герман, патриарх Константинопольский . Приведем ту его стихиру, с которой начинается рождественская вечерня:

http://blog.predanie.ru/article/rozhdest...

Преподобный Старец Досифей, Киево-Печерский затворник (1721–1776) Преподобный Досифей в начале 1740-х годов поселился в пригороде Киева, на горе Китай. Вырыв пещеру и затворившись в ней, святой подражал подвигам древних печерских аскетов: держал строжайший пост, не пользовался огнем, проводя время в непрестанной молитве. Он питался только хлебом и водой, которую приносил ему один инок Китаевской пустыни. С наступлением Великого поста Досифей затворялся наглухо и выходил только по ночам, чтобы набрать мху и корней, которые он ел во время поста. Когда старца спрашивали, почему в его пещере так темно и холодно, нет света и огня, он со вздохом отвечал: – Господи, Господи! Во свете лица Твоего узрим свет. Бедные мы грешники. Укрываясь от глаз человеческих темнотой ночи, мы все думаем, что нас не замечает никто. А Бог ? Не на всяком ли месте очи Господни смотрят злые и благие? Ибо даже ад и пагуба явны пред Господом: како не и сердца человеков? Итак, око Божие видит все. Ангел хранитель да человеческая совесть суть свидетели всякого рода мыслей и дел. Сознавая сие, для меня все равно: горит ли огонь в моем жилище или нет, я всегда могу лицезреть своим умом Вышнего, Который стоит близ меня и внимает моим словам. Другим Досифей говорил: – Не говори о пище, жилище и других маловажных вещах, а со страхом и трепетом проходи житие свое. Как райскую птичку береги страх сей, чтобы не улетел. Улетит – не поймаешь. А для сего затвори двери своей кельи, собери мысли и свяжи чувства вниманием. Утехи минутны, а добродетель бессмертна. Коли ты обладаешь разумом – выбирай любое. В 1744 году Киев посетила императрица Елисавета Петровна с наследником престола Петром Феодоровичем и его невестой Екатериной Алексеевной. Государыня неоднократно посещала Ближние и Дальние пещеры, бывала в Софийском соборе, Михайловском и Флоровском монастырях, также и в других Киевских храмах и святых местах. Побывала она и у затворника Досифея. Узнав, что Досифей не пострижен, Государыня повелела немедленно постричь его в рясофор и даже сама, на другой день, присутствовала при обряде пострижения. При постриге подвижнику было дано то же имя Досифей. Расставаясь с Досифеем, государыня вручила ему кошелек, наполненный золотом. Но затворник, проводя императрицу, положил золото в глиняном черепке у дверей, пока по его совету знакомый крестьянин не отнес кошелек в Киево-Печерскую лавру, где и представил духовному Собору. С общего совета соборных старцев и с согласия монаха Досифея решено было на эти деньги выстроить в селении Пирогове церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Самый известный трактат отца Павла Флоренского — «Столп и утверждение истины». А самая известная его идея — учение о Софии. Поговорим о том, где корни этой концепции и почему лучше бы эти корни выкорчевать. Иконография Премудрости чаще всего представляет Христа в образе ангела. Этот иконографический извод встречается в ранней иконописи, но не получает распространения. И приходит в византийскую и русскую иконопись в XIV–XV веках под влиянием западной иконографии, склонной к аллегории и буквальному иллюстрированию Священного Писания («Ангел великого совета» в Ис.9:6 ). Пример такой иконографии — образ второй половины XVI века из новгородского Софийского собора. Изображение Христа в женском образе в византийской иконографии встречается крайне редко. Художница всего Персонифицированный образ Софии — Премудрости Божией родом из Ветхого Завета. Он встречается в пяти библейских книгах (Иова, Книге Премудрости Соломона, Книге притчей Соломоновых, Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова и Баруха), которые относятся к так называемой «литературе премудрости». Специфика этого жанра в том, что в доступной форме, с помощью коротких афоризмов и понятных сравнений, до читателя доносятся истины житейской мудрости. Не возвышенные богословские истины, а практическое их выражение. Премудрость для библейских авторов — это прежде всего не изощренная теория, а искусство, практический навык, доведенный мастерами своего дела до совершенства. Например, в 36й главе Книги Исход мудрецами называются не «очень умные» люди, а мастера, специализирующиеся на дизайне сакральных сооружений. Понятно, что в своем пределе «премудрый» человек — это тот, кто владеет высшим искусством — искусством жить, а это искусство жить предполагает богообщение: «Если кто желает большой опытности, мудрость знает давнопрошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамения и чудеса и последствия лет и времен… Чрез нее я достигну бессмертия и оставлю вечную память будущим после меня… иначе не могу овладеть ею, как если дарует Бог» (Прем. Сол. 8, 8, 13, 21).

http://azbyka.ru/chto-takoe-sofiologiya

Содержание Вопрос 1. Как должно разуметь сказанное: мнози быша (Исх. 1:7 )?    Не в поругание израильтянам сказал это Моисей, как разумели некоторые, но выразил многочисленность, т. е. так умножились, что как будто разлились по всей оной земле. Так перевел и Акила. То же открывается и из последующего. Ибо сказано: умножи их земля (Исх. 1:8), и чрез несколько слов: поелику же их смиряху, толико множайшии бываху и укрепляхуся зело зело (Исх. 1:12). Вопрос 2. Что значит сказанное: и понеже бояхуся бабы Бога, сотвориша себе жилища (Исх. 1:21 )?    Фараон повелел истреблять младенцев мужеского пола; они же по богобоязненности не соглашались содействовать сему узаконению о детоубийстве. Потому Бог, вознаграждая их, даровал им обилие благ. Вопрос 3. По чему узнала дочь фараонова, что младенец был еврейский (Исх. 2:5 )?    Сие показывало обрезание. Из сего видно, что египтяне в то время еще не обрезывались, впоследствии же, соревнуя евреям, приняли закон обрезания. Потому и устами Иеремии изрек Бог всяческих: посещу на всех, иже обрезаную имут плоть свою: на Египет и на сынов Едома, и т. д. (Иер. 9:25—26). Вопрос 4. Для чего Моисей женился на иноплеменнице (Исх. 2:21 )?    Он был образом Владыки Христа, Который, происшедши по плоти от иудеев, в невесту себе наименовал Церковь из язычников. Вопрос 5. Иные говорят, что Моисею в купине явился ангел?    Само чтение места сего показывает, Кто явился. Сказано: явися же ему Ангел Господень в пламени огненне из купины (Исх. 3:2), и чрез несколько слов: егда же виде Господь, яко приступает видети, воззва его Господь из купины (Исх. 3:4), и еще чрез несколько: рече ему: Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль (Исх. 3:6); и вслед за сим присовокуплено: отврати же Моисей лице свое; благоговеяше бо воззрети пред Бога (там же); и к сему присоединено: видя видех озлобление людий Моих, иже во Египте, и вопль их услышах (Исх. 3:7) и т. д., и еще: Аз есмь Сый. Тако речеши сыном Израилевым: Сый посла мя к вам (Исх. 3:14). Да и все место сие показывает, что явившийся есть Бог. Но Моисей назвал Его ангелом и сим дает нам знать, что явившийся есть не Бог Отец (ибо чьим ангелом будет Отец?), но Единородный Сын, Великого Совета Ангел, изрекший священным ученикам: вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин. 15:15). Но Моисей, как дал имя ангела, не означая тем чего-либо служебного, а указуя на лицо Единородного, так возвещает опять и естество, и власть Его, говоря, что Сам изрек: Аз есмь Сый и Аз есмь Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль; сие Мое есть имя вечное и память родов родом (Исх. 3:14—15). А сие изображает Божественную сущность и показывает вечность и нескончаемость.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Покров Богородицы: От чего защищает Она? Богородица Дева – без Сына-Богомладенца на руках. Высоко над молящимися в церкви протягивает Она полотно Своего покрывала, омофора. Белое полотно, ткань Её ризы, Её одежды. Словно птица крыльями, защищает Она собравшееся человечество. 14 октября, 2012 Богородица Дева – без Сына-Богомладенца на руках. Высоко над молящимися в церкви протягивает Она полотно Своего покрывала, омофора. Белое полотно, ткань Её ризы, Её одежды. Словно птица крыльями, защищает Она собравшееся человечество. Богородица Дева – без Сына-Богомладенца на руках. Высоко над молящимися в церкви протягивает Она полотно Своего покрывала, омофора. Белое полотно, ткань Её ризы, Её одежды. Словно птица крыльями, защищает Она собравшееся человечество. От чего защищает и спасает Она? От гнева ли Сына, что  удалился навек от грешной земли, воскресший, недоступно-божественный и бесстрастный, судящий издали трепещущих людей? Но таков ли Сын Её, Христос Бог, стремившийся ко Кресту Своему для того, чтобы подать жизнь миру (Ин.6:48)? Он стремился на Крест от начала мира, от Великого Троического Совета. Он – «Великого Совета Ангел». Церковнославянский язык, со всей мощью образности своих глагольных форм, говорит о Боге-Сыне до прихода Его на землю: «Сын Божий, хотящий быти воплощенным ». «Желанием возжелех» (Лк. 22:15) Он вкусить Свою Пасху Крестную прежде бытия мира, но как бесстрастному Богу вкусить человеческих страданий, переплавить их огнем и подать в снедь верным, чтобы приобщить их к божественному сиянию? Бог – бесплотен, более того – Он настолько Иной, чем созданный Им мир, что уразуметь и постигнуть, а тем более, причаститься Его жизни невозможно ни человеку, ни всему миру. Невозможное человекам возможно Богу (Лк.18:27). Спасение и исцеление человеческого естества совершил воплотившийся Богочеловек. «Бог стал человеком, чтобы человек стал богом», — писал свт. Афанасий Великий. Он стал человеком, Он шагнул на землю. Но Он не родился в лотосе, как бодхисатвы Востока. Через наитие Святого Духа Божия, Животворящего, Он пришел путем плода и младенца, «прошёл через все возрасты, чтобы все возрасты освятить» (свщмч. Ириней Лионский).

http://pravmir.ru/pokrov-bogorodicy-ot-c...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010