Протоиерей Геннадий Беловолов : «В советское время можно было услышать музыку и северных народов, и народов Средней Азии, жителей Сибири, Кавказа, Закавказья, а сейчас одна попса. Понятно, какую цель ставит толерантность - нивелирование национальных культур, смешение их. Получается толерантность " по-вавилонски " . Художник-иллюстратор Борис Диодоров : «Оказалось, что русская школа иллюстрации востребована там больше, чем на родине. Все наши лучшие художники работают для зарубежных издательств. И не от хорошей жизни. Если в советское время расценки на оформление книги были совершенно прозрачными и понятными, то сейчас художника обманывают и унижают на каждом шагу». Руководитель православного драматического театра Владимир Уваров : «Православное искусство - это все то, что пропитано нравственным зарядом. В советское время, в отличие от современности, театр был в большей степени приближен к традиционным православным идеалам. Во многом это объясняется преемственностью советского театра от дореволюционного. Сейчас же на сцене зачастую царят безвкусица, пошлость, а часто и откровенный разврат». Протоиерей Николай Головкин : «Даже вне рамок христианства нация должна заботиться о своем народе. Даже в советское время не было пропаганды разврата. А сегодня мы испытываем диктат так называемой " демократии " , которая на самом деле не есть народовластие, но своеволие, открытый сатанизм, пропаганда бескультурия " . Протоиерей Александр Новопашин: «Как предупредить сквернословие? При царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче за сквернословие наказывали розгами - прямо на улице. Услышали нецензурное слово, повалили на землю, сняли при всех штаны и высекли. Нелишне вспомнить, что за нецензурную брань в общественном месте (нарушение общественного порядка) по Уголовному кодексу СССР также полагалось наказание, если не ошибаюсь, 15 суток ареста. Не пора ли вернуться к этой советской статье?». Протоиерей Михаил Ильницкий : «Но даже в советское время отношение правоохранительных органов ко мне как священнику было гораздо лучше, чем сейчас. Обращались культурно, проявляли уважение, особо сильно не привязывались. Вот вы спрашиваете: портят ли гаишники мне жизнь? Не то чтобы жизнь, но настроение часто портят. Я вообще считаю, что та ситуация, которая у нас сложилась в России в отношении милиции к духовенству, - она отвратительна».

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/05/...

После его смерти жалобы эти раздались сильнее. 30 апреля 1682 г. во дворец явились уполномоченные от стрельцов с обвинениями против некоторых командиров и с требованием выдачи их войску на расправу. Царица Наталья и окружавшие ее лица были застигнуты этим требованием врасплох, растерялись и уступили стрельцам. 16 полковников были арестованы, лишены полковничьего чина, приговорены к наказанию батогами, кроме того подвергнуты суровому правежу, какому обыкновенно подвергались недоимщики и нерасплатившиеся должники, пока не уплатят взыскиваемых с них денег. Войско совершенно разнуздалось. Старый начальник всего войска, управлявший Стрелецким приказом, боярин князь Ю.А. Долгорукий и товарищ его по управлению приказом сын его князь Михайло Долгорукий теряют всякую власть над стрельцами. Особое влияние на стрельцов приобретает и становится фактическим командиром войска князь И.А. Хованский, воевода, принимавший участие в войнах при царе Алексее Михайловиче, большой болтун и хвастун, «Тараруй» по народному прозвищу. Хованский до поры держал сторону Милославских, возмущался избранием Петра и разжигал и без того взбудораженных стрельцов, стращая их, что при новом царе, которого Бог весть почему выбрали, будут они у бояр еще в большем ярме, чем прежде, будут у них работать самые тяжкие работы, а дети их будут уже совсем невольниками. Хованский пророчил, что новое правительство поддаст и все Московское государство в неволю какому-нибудь чужеземцу, а веру православную совсем искоренит. Раздражение клокотало в стрелецком войске. Достаточно было первого же повода, чтобы оно вылилось страшным потоком. Искусными мерами Милославских это раздражение было направлено против враждебной партии, которую решено было разгромить и устрашить. По рукам стрельцов ходил список «изменников» – бояр, которых надо было истребить. Для начала мятежа был пущен слух, что Нарышкины извели царевича Ивана. В полдень 15 мая раздались звуки набата, и в Кремль принесено было тревожное известие, что со всех сторон идут туда вооруженные стрельцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

Там не было крымско- татарского фактора, там был сильный  русский фактор: возможность проявить власть. Я думаю, что едва бы так благополучно все решилось, как в феврале – марте 2014 г., если бы севастопольское восстание не сделало необходимым  вмешательство федеральной власти. Потому что в противном случае столкновение было бы неизбежным. Вот еще какой вопрос.  Вы  упомянули  об Алексее Михайловиче Чалом. Есть претензия к   Музею 35-ой береговой батареи. Это частный музей, который создан при его содействии, собственно - на его деньги. Претензия в  том, что это музей батареи, которая была оставлена для прикрытия флота. И у севастопольцев  есть сильное  сознание, что они как бы оторваны от Большой России, что они – брошенная батарея, оторванная от центрального командования.  Что отчасти приводит к тому, что они не могут выступить самостоятельно, не   дожидаясь такого приказа, как это произошло в феврале 2014 г. Но отчасти они не  вполне вписываются в общероссийскую вертикаль власти. Я это слушал от патриотически настроенных людей, правда, немного сталинистского толка. - Севастополь, и подвиги Севастополя, нельзя рассматривать без того, что происходило в Крыму. В частности, в городе – герое Керчь.  Я очень люблю Севастополь, часто там бываю, но вот это: «Мы и Крым» меня просто бесит.  Вот это  «Мы и Крым» - в свое время мы так страну развалили под названием «СССР».  Вы хотите чего достичь дальше? Если говорить о подвиге Севастополя, о действиях Мехлиса  по сдаче Крыма  в 1942 г. – то нужно не забывать, что если бы не Керчь, не Аджимушкай, подземный фронт не боролся в течение 6-7 месяцев,  не оттягивал крымские силы немецко-фашистских захватчиков – то Севастополь уже в декабре 1941 г. был бы сдан. Это доказывают исторические документы.  Поэтому разрывать историю Крыма для севастопольцев– это такое же недальновидное действие, как бороться  с новыми или старыми  героями внутри собственного города. - Да, на референдуме 16 марта  2014 г. 97%   керчан  проголосовали за возвращение Крыма в состав России.

http://radonezh.ru/analytics/krym-minnoe...

Прежние цветущие города – Новгород, Псков, Тверь, потеряв свою гражданственность, теряли и свои богатства. Правительство, стремившееся к единовластию, не допускало в посадах развиться самоуправлению, которое всегда идет рука об руку с благосостоянием. При беспрерывных, неотвратимых бедствиях, побуждавших народ к шатанию, было невозможно, чтобы в посадах заботились о красоте и прочности постройки зданий; притом же пожары были самое повседневное и повсеместное явление. Москва, как известно, славилась многими историческими пожарами, губившими не только жилища, но и тысячи людей. Стоит припомнить пожар 1493 года, истребивший всю Москву и Кремль, славный пожар 1547 года, когда, кроме строений, сгорело более 2000 жителей, пожар 1591 года, доставивший Борису случай показать народу свою щедрость; пожары при Михаиле Федоровиче были так часты, что не обходилось без них ни одного месяца; иногда на них было такое плодородие, что они следовали один за другим каждую неделю, и даже случалось, что в одну ночь Москва загоралась раза по два или по три. Некоторые из этих пожаров были так опустошительны, что истребляли в один раз третью часть столицы. При Алексее Михайловиче Москва несколько раз испытывала подобные пожары, например, во время возмущения народного по поводу пошлины на соль в 1648 году, потом в 1664 и 1667 годах. В других городах пожары были так же опустошительны; например, в Пскове в 1623 году был пожар, истребивший город дотла, так что жители, обеднев, долго не могли после этого оправиться. Несмотря, однако, на такие частые бедствия от огня, меры против него были вялы и преимущественно только предохранительные: старались делать пошире дворы, правительство приказывало ставить на кровли строений кадки с водой и мерники с помелами; запрещалось по ночам сидеть с огнем и топить летом мыльни и даже печи в избах, а вместо того жители должны были готовить себе пищу в огородах. Эта мера одна по себе была плохим средством, и притом не все ей подлежали: некоторым зажиточным хозяевам, так называемым служилым людям, по хорошим их отношениям с воеводами позволялось то, что вообще запрещалось другим; воевода мог разрешить топить летом избу, если находил, что день довольно пасмурен или влажен, и мыльню из снисхождения к больным и родильницам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Простудные болезни редко поражали русского, приученного к переменам воздуха и температуры. Как особые случаи упоминаются в старину: каменная болезнь, отек, сухотка, грыжа, зубная боль, глухота, немота, слепота, шелуди, происходившие от неопрятности, которая нередко порождала и другие болезни, так, например, имела вредное влияние на зрение. Вообще от болезней искали средств более всего в церковных обрядах и прибегали также к травникам, составлявшим класс самоучек-лекарей, отдавались им часто с чрезвычайным легковерием. Ученые медики были иностранцами и находились только при царском дворе, и то в небольшом количестве. При Иване Васильевиче лекарь-иноземец был необходимым лицом для царя, но лечиться у него частным лицам было можно не иначе, как подав челобитную об этом. То же соблюдалось долго и впоследствии, когда число врачей при дворе увеличилось. При Михаиле Федоровиче в Москве существовала одна аптека, из которой отпускались лекарства по челобитным, и притом так, что тем, которые были не очень значительны, отпускалось и по челобитной не то, что нужно, а то, что дешевле стоило, не обращая внимания, могло ли оно принести действительную пользу. Иногда лекари отправлялись на войну с лекарством и там вообще мало приносили пользы. При Алексее Михайловиче в Москве были две аптеки, но только из одной продавали жителям лекарства, и то по высоким ценам, а потому эта аптека гораздо менее приносила дохода казне, чем стоявший рядом с ней кабак. Разумеется, врачи, призываемые из-за границы, не всегда были хороши, и по зову русского царя отважно спешили в Россию шарлатаны. Поэтому было определено, чтобы врач, приезжающий в Россию, прежде в пограничном городе показал степень своего искусства и вылечил кого-нибудь. Медики, жившие при дворе, были чрезвычайно стеснены обычаями и предрассудками. В их занятиях не уважали науку, не ставили их искусство выше знахарского. Часто сами цари обращались к травникам и знахарям, как бы в укор медикам, состоявшим при их дворе. Когда медик пользовал особу женского пола, принадлежащую к царскому семейству, для него не нарушались строгие восточные церемонии, всегда окружавшие эту особу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Вследствие этого при Алексее Михайловиче построено было великолепное каменное здание, которое подробно описывает Таннер. Этот новый посольский двор находился в Китае-городе, недалеко от Кремля. 79 Это было обширное здание в 3 этажа, с 4 башенками по углам. Над подъездом возвышалась пятая, большая башня, вокруг которой устроены были в 3 ряда, один над другим, балконы («гульбища»), откуда открывался красивый вид на Москву. В этом здании в 1678 г. без труда поместилось с экипажами и лошадьми польское посольство, состоявшее более чем из 1.500 человек. Среди здания находился квадратный двор, с колодезем посредине. В комнатах вокруг стен шли лавки; в одной палате посредине стояли длинные столы с такими же длинными скамьями, покрытыми, как и лавки, красным сукном. Таким же сукном обита была нижняя часть стен над лавками, сколько могла захватить спина сидящего человека. В одной из внутренних комнат стены обиты были златоткаными обоями, на которых изображалась история Самсона. Двое обширных сеней служили местом прогулки и приемными залами. Окна в здании были узки и малы, пропускали скудный свет; в них было больше железа и камня, нежели стекла, снаружи к ним приделаны были железные ставки. При доме были три обширные кухни с кладовыми, погребами и прочими хозяйственными принадлежностями. 80 Во все время пребывания послов в Москве их окружали самым бдительным надзором. При дверях занимаемого ими дома ставились «караульщики», особые приставники сопровождали иностранцев, когда они по каким-нибудь делам выходили со двора, что, впрочем, не дозволялось без уважительной причины. Никому также нельзя было, не навлекая на себя опасного подозрения, приходить к послу и говорить с ним по частным делам; даже когда кто-нибудь из посольства заболевал, к нему не допускались или редко допускались придворные лекаря из иностранцев, – единственные тогда лекаря в Москве. 81 Все иностранцы XVI века, ездившие послами в Москву и описавшие свои поездки, с большей или меньшей горечью жалуются на дурное обращение с ними московских приставов, на стеснения, которым посол подвергался в Москве, – говорят, что с ним обращались презрительно, держали его скорее как пленника, нежели как министра иностранного государя, едва позволяли ему выходить из квартиры с провожатыми, которые зорко следили за каждым его шагом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Несмотря на имеющиеся отличия в вероучении и обрядах, московские правители приглашали на службу в Москву и представителей Армянской Церкви (а не только тех армян, кто принимали русское православие), — купцов, «золотых и серебряных дел мастеров, гранильщиков и других ремесленников» . Вхождению множества армян в российское общество способствовало развитие торгово-экономических и культурных отношений России с Закавказьем и Ближним Востоком. Согласно делам Посольского приказа, с 1626 г. «Армяне начали в пределах России производить торговлю свою под непосредственным покровительством Правительства» . Особенно активно стали развиваться русско-армянские отношения с 1645 г. при царе Алексее Михайловиче: «В Персии промышленные Армяне старались с 1645 г. снискивать благоволение царя Алексея Михайловича, доставлением ему из всех стран Света редкостей и великолепных украшений; за что многие из них Армян получали Высочайше жалованныя грамоты, позволявшия приезжать в Москву и в другие города с узорочными товарами и безпошлинно продавать оные» . В их числе — один из руководителей армянской торговой компании Новой Джуги (Испагань, Персия) Захарий Саградов, в 1659–1660 гг. даровавший «Государю от торговой Армянской Компании кресел, оправленных золотом и серебром с алмазами, с яхонтами и с жемчугами» (помимо 4-х кресел также и трон. — Г. Р.): «В них алмазов больших, средних и малых 876, один лал, яхонтов больших, средних и малых 1223, жемчугу на бархате три нитки; а сверх того обнизаны жемчугом два Ангела, и следующая на Латинском языке надпись (на троне): “Могущественнейшему и непобедимейшему Московскому Императору Алексию, на земле счастливо царствующему, сей трон с величайшим искусством и тщанием соделанный, да будет счастливым предзнаменованием грядущего в небесах безконечнаго блаженства” Употребляемы были все сии четверо кресел в древности Государями при венчании Их на Цартво, в высокоторжественные праздники, при больших церковных выходах (процессиях Духовных) на Красную площадь, на Лобное место, или на Царскую башню, и при приеме иностранных послов» .

http://bogoslov.ru/article/6194919

Таким образом, отмеченные мероприятия подорвали в корне те основы, на которых покоилось древнерусское духовничество, – свободу выбора духовника, его абсолютную власть в деле наложения епитимий, патриархальность в отношениях его и детей. Пережитки древней системы держа- —723— лись значительное время. В одной инструкции полов. XVIII в. отмечается еще явление, что верующие «избирают себе пастырей по своим похотям», другими словами, пользуются не приходскими священниками, а свободно выбранными духовниками. Но это были именно разрозненные пережитки системы, которая разрушалась и исчезала. Мероприятия правительства быстро и решительно оказали свое влияние на разложение изучаемого церковно-бытового явления благодаря тому, что в тех началах, которыми жили древнерусское духовничество и вся система отношений духовника и детей, а также в круге понятий, внушаемых детям, было решительное несоответствие новым временам, новым понятиям, новому бытовому и житейскому укладу, какие появились на Руси с началом западного влияния. Духовничество в первые века нашей церковной истории жило идеями Кирика, века с XV идеями Аввакума. Первый пытался создать норму церковных требований, чтобы уложить в нее всю религиозно-нравственную жизнь человека и регламентировать ее до последней мелочи. По представлениям Аввакума, эта норма готова, норма эта – обряд молитвы к жизни, сложившийся на православной Руси столетиями в национальную веру, единственно истинную и неизменную на все века. Но вот с пол. XVII в. начинается на Руси заметное влияние запада. Характерно, что духовничество оказалось в то время особенно жизненно и крепко в консервативных церковных кругах, среди старообрядцев. Характерно и то, что духовники были противниками западного влияния, отражая недовольство им большинства духовенства. Известно, что еще при Борисе Годунове священники и монахи противились присылке заграничных ученых и учреждению школ для изучения разных языков, и они имели полный успех в своих охранительных заботах 4664 . При царе Алексее Михайловиче повторяется приблизительно то же самое, но перевес берут новые начала. Один московский духовник пол. XVII в. спрашивает совета у дьячка: «Скажи, пожалуй, как быть? Дети мои духовные Иван Озеров да Перфирий Зеркальников просятся в Киев учиться». Дьячек советует: «Не отпускай

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В нынешнем в 190 году (1682 году) июля в 5м числе собрался ты с чернцы и с мирскими гулящими небольшими людьми, с такими ж, что и сам, приходили в Кремль, похотя возмутить православный христианский народ. Да ты приходил в Грановитую палату и при... царевнах, и при... Иоакиме патриархе... и при властях, и при всем... соборе, также при боярех... окольничих... и солдатех говорил поносные слова, чего и в мысль взять нельзя, и называл еритиком превеликого и благочестивого и храбраго блаженные памяти... Алексея Михайловича... Да ты ж, вор и богоотступник проклятой, говорил благоверным государыням... Татиане Михайловне... Софии Алексеевне... Марии Алексеевне, с великим невежеством: мочно де вам постоять. ...В Грановитой полате при... государынях и... патриархе... бил своими руками Афанасия архиепископа холмогорскаго за то, что он обличал твое, Никита, невежество 152 . И за такую их государскую честь, что писано выше сего, как ты от скверных своих уст испускал такие гнилые слова, чего и в мысль взять невозможно, и дерзновенно учинил, великие государи указали и бояре и окольничие и думные и ближние люди и стольники и стряпчие и дворяне и приказные люди и жильцы и нашего царскаго величества надворной пехоты выборные и всем народом приговорили: казнить тебя смертию, чтоб иным таким вором не повадно было впредь так воровать и на государей своих такие хульные слова износить. Такова скаска Микитке Пустосвяту сказана, и на красной площади казнен он, отсечена голова, июля в 11м числе в другом часу дни» 153 . Из сего документа ясно видно, что Никита Пустосвят казнен как народный бунтовщик, поноситель или хулитель царской чести, называвший еретиком царя Алексея Михаиловича, грубо и дерзко обращавшийся с благоверными государынями, бивший своими руками Афанасия, архиепископа Холмогорского, а не за любовь и преданность к старым обрядам, как несправедливо говорил нам наш собеседник. Протопоп Аввакум казнен в 1681 году опять не за двуперстие, а за оскорбительное обидное письмо царю о царе. Феодору Алексеевичу о его умершем отце Алексее Михайловиче он писал: «Царь Алексей в муках сидит; слышал я от Спаса, и то ему за свою правду». А живому Алексею Михайловичу Аввакум писал, что он видел его, царя, как у него спина и живот заражены неисцельною язвою 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Потрясенный услышанным, он молчал. Народ тоже молчал в растерянности. — Ну ладно, — говорю: — тут еще упоминаются: матушка его, Императрица Мария Феодоровна, цесаревич Константин Павлович с супругой, Великие князья, княгини и, наконец: «Благословением же Святейшаго Правительствующаго Синода напечатается книга сия в царствующем великом граде Москве»… Втолковал ему, что это — официальное церковное издание, где, кстати, можно найти и молитву об усопших государях Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче, не больно-то почитаемых настоящими его единоверцами. — Что ж ты, братец, народ дуришь?.. Он повернулся и ушел в дом. Я было протянул ему вслед книжицу, однако общество благословило не возвращать Требник: — Вам, глядишь, пригодится, а ему на кой? Сожжет еще… — Что же нам делать по нашему древлеправославию? — вопросило растерянное общество. — Выберите кого-нибудь другого. — Некого выбирать… — Сошлись на том, что жить придется, как Бог даст. Вскорости угол тот обзавелся православными молитвословами, а все бумажки с заклинаниями были благополучно сожжены. На богослужения народ собирался охотно, не обращая внимания, кто как осеняет себя крестным знамением — тремя или двумя перстами. Для крещения стали иногда приглашать и меня, а отпевали по-прежнему сами. Про старшого я с тех пор ничего не слыхал: никто мне про него не рассказывал, да я и не спрашивал никого — неинтересно было. Переправа В соседний район прислали священника. Однажды он вместе со своею матушкой приехал ко мне. Познакомиться. Познакомились. Ребята они совсем молоденькие, худющие-прехудющие, родом из отдаленных южных мест и вот — дерзнули… Жалко их стало: и климат здешний, конечно же, не для них, и с жильем плоховато — хибарка, продуваемая ветрами, но — помоги им, Господи — не унывали. Засиделись мы допоздна. Видя, что хрупкая матушка едва силится удерживать головку, то и дело приклоняющуюся к плечу супруга, я предложил им укладываться спать. Они согласились, и тут, пока я готовил гостям комнату для ночлега, батюшка увидал за окном нечто необыкновенное. Надобно заметить, что дело происходило в конце октября, когда здешний день укорачивается до самой малости, а пасмурные ночи непроглядно черны. И потому, пока не выпадет хоть сколь-нибудь снегу, разобраться, где небеса, а где — земля, затруднительно.

http://azbyka.ru/fiction/otkazyvatsya-ne...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010