4 ноября: Что празднуем? Как празднуем? Москва 4 ноября представляет собой настоящий ‘праздник непослушания’, политической дезинтеграции народов России, поскольку самым цитируемым в СМИ мероприятием будет т.н. ‘Русский марш’. Марш стал самым цитируемым событием 4 ноября в рунете. Не верите? 4 ноября, 2012 Москва 4 ноября представляет собой настоящий ‘праздник непослушания’, политической дезинтеграции народов России, поскольку самым цитируемым в СМИ мероприятием будет т.н. ‘Русский марш’. Марш стал самым цитируемым событием 4 ноября в рунете. Не верите? Праздник 4 ноября , официально заявленный как «День народного единства» появился в нашем календаре сравнительно недавно – в 2005 году. Ввели его по предложению Межрелигиозного совета России с целью возрождения почитания дня освобождения Москвы от польских захватчиков. Традиция празднования появилась еще при Алексее Михайловиче и окончилась с революцией 1917 года. Многие, особенно коммунисты, презрительно рассматривают новый праздник как замену 7 ноября, однако, не стало ли в свое время 1 мая в народном календаре «краской пасхой», не заменило ли Рождество для жителей Римской империи привычные и традиционные сатурналии? Действительно, дата выбрана неслучайно. Закончилось смутное время, Русь сохранила свою идентичность, которая находилась на грани исчезновения, собственную веру, государство, вновь обрела столицу, создала все условия для избрания нового царя. Процесс перерождения праздников со сменой традиции вполне естественен и известен испокон веков. Однако, пока праздник для россиян по-настоящему красным днем не стал, о чем вот уже который год повествует ВЦИОМ : до сих пор большинство граждан России его правильно назвать не могут, события, к которому приурочен, не знают и отмечать не собираются. Причем, как явствует неумолимая статистика, серьезной положительной динамики в этом вопросе не наблюдается. Следует отметить, что случай этот далеко не уникальный для нашей самой новейшей истории. Главный государственный праздник России «День независимости» 12 июня пользуется еще меньшей популярностью среди населения .

http://pravmir.ru/4-noyabrya-chto-prazdn...

полторы деньги, и штаны из сукна багрецу – цена 1 р. 30 алт. 2 деньги «за то, что его в походе медведь драл» оп. 287, л. 102 на об.). Сын протопопа Андрея занимал видную должность «стольника» как при царе Алексее Михайловиче, так и в последующие царствования. Даже сын ключаря Благовещенского собора Никиты, Иван Ключарев, занимал должность приказного в серебряной палате, а не состоял в клире (Г. 171, ст. 117). После своего определения на место или перевода с одного места на другое в дворцовом клире, каждый вновь назначенный, наравне с приходскими клириками, должен был взять у патриарха ставленную или перехожую грамоту и уплатить положенную за то пошлину. Из докладной выписки, представленной патриарху Иоакиму в 1675 г., видно, что при прежних патриархах, каждому определенному на то или другое место в приходских церквах определялось патриархом испытание, и уже только после оного, давалось благословение на занятие известного места 541 . Но едва ли может быть какое-либо сомнение относительно того, что лица, получившие свое назначение от самого царя в клир дворцовой церкви, не подвергались испытанию у патриарха. Допущение сего испытания, с одной стороны, было бы бесцельно, в виду уже состоявшегося указа царя об определении на место, а с другой стороны – и неблаговидно, так как подвергало бы контролю патриарха самый выбор царя. Что касается до размера пошлины за ставленную и перехожую грамоту, то она была довольно значительна. Со времени патриарха Филарета и до 1675 г. в патриаршей области, как видно из выписки из патриаршего казеного приказа, поданной в сем году патрарху Иоакиму, «попом и дьяконом в поставлении была многая волокита, и убытков становилось по 4 р. и больши» 542 . Патриарх Иоаким уменьшил пошлины со ставленников до 2 р. со священника и до 1 р. с диакона. Впрочем, иногда бралось и больше со ставленника. Так, в 1679 г. с новопоставленного к каменной, Григоря Кесарийской церкви, диакона Зиновия взято было в патриарший приказ два рубля с полтиною, которые были ему выданы из царской казны (Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Россия никогда не считала Украину чуждою себе. Московские послы не раз заявляли Польше, что Украина – исконная русская земля. Эти виды Москвы еще более усиливали тяготение малороссов: «одна только дума у них, как бы поступить под государственную руку: они боятся поляков, еще более (боятся) отказа царского; им, кроме государя, некуда было деваться» 6 . Зародившиеся желания высказывались еще при царе Михаиле Феодоровиче и особенно окрепли при Алексее Михайловиче. Еще в 1650 г. Хмельницкий посылает к царю Коневского полковника 7 умолять царя, чтобы принял Малороссию в свое подданство. Царь соглашался принять ее лишь тогда, когда польский король признает казаков независимыми. – В 1654 году состоялось принятие Малороссии в подданство России. Сотник Туптало присутствовал со своим отрядом на Переяславской Раде 1654 г., вместе со всем запорожским войском, и принял присягу на подданство России. Решение Переяславской Рады не могло не отразиться и на семье Саввы Григорьевича. Под властью могучего Московского царя можно было ожидать, что стихнут военные тревоги и он возвратится к семье. Но это было только началом новых войн, измен и тех нестроений, за которые народ и прозвал и самое то время «руиною». Польша не хотела отдать добровольно Москве Украину. В возникшей войне ее с Москвою военное счастье колебалось. Поляки, по-видимому, брали перевес, потому что вторжение Крымского хана в русские земли ставило Россию в затруднительное положение. Казаки должны были принимать участие в Московском походе на Польшу; памятными остались все эти события. В семье Саввы Григорьевича радовались всякому успеху казаков 8 , и неудачам 9 врагов. Немало оказалось изменников народному делу, а Савва остался верен Переяславской присяге, несмотря на нарушения ее преемниками Хмельницкого, сотниками и полковниками их. Когда Выговский мечтал образовать независимую Малороссийскую республику и требовал от всех присяги не поддаваться чужой державе, Туптало со своим отрядом остался на стороне Московского царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Фестиваль - это многообразие звонарей, многообразие колоколен, многообразие колоколов и звонов. И надеемся, что радостное Пасхальное настроение будет сопутствовать всем нашим гостям и участникам! - По сути, Звонильная Неделя - это уже входящий в традицию ежегодный съезд звонарей, в котором участвуют и звонари России, и зарубежные гости, не так ли? - До октябрьского переворота не было такого разорения, поэтому и не было нужды в съездах звонарей. Каждая колокольня в старой России была своеобразным центром, где отбирались и подбирались колокола, воспитывались звонари, культивировались звоны. Хотя, вполне возможно, к началу XX века такие вопросы всё же ставились. Но последующие трагические события оставили решать их уже нам. Где лучше сохранились колокола?! Если возьмем территорию бывшего Советского Союза, то в Москве, Ростове Великом, Вологде, Пскове, Печоре, в зарубежном ныне Таллине... Несмотря на то, что в Москве много всего было разорено, такого количества старинных колоколов, как здесь, больше нигде нет. Так, в Новодевичьем монастыре есть колокола, которые отлиты при Иване Грозном, Михаиле Федоровиче, Алексее Михайловиче, царевне Софье, Петре Великом... Москва - сердце нашего Отечества, его истинно духовный центр. Всё увереннее звучит соборный голос нашей столицы - её колокола. К счастью, этот голос совести и тревоги, радости и надежды, который был отнят у неё в 1929-м, возрождён для нас и будущих поколений. Некоторые участники Недели приехали в Москву заранее, чтобы присутствовать на Пасхальном богослужении в Храме Христа Спасителя, звонить в его колокола во время крестного хода. Одни приезжали, другие уезжали. В общей сложности в Звонильной неделе участвовало более 40 человек. - Колокольные звоны Москвы в дни Московского Пасхального Фестиваля привлекают большое внимание слушателей... - Мы рады, что с каждым годом все больше и больше любителей колокольного искусства. Например, радостно видеть великое множество народа возле колоколен храма Христа Спасителя. Основное событие Звонильной недели прошлого года - в конце-концов нам удалось производить звон на всех четырех колокольнях храма Христа Спасителя в полном синхроне. Все они, чего специально обученным звонарям было непросто добиться, звучат как одна. За эталон взята Ростовская звонница. Если её мысленно поместить между нашими колокольнями (от одной до другой расстояние по 40 метров!), она встает полностью и еще место остается.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Тем не менее ему удалось отыскать их: «Я знал голоса моих крестьян и был совершенно уверен, что к русским басам могу предъявлять любые требования! Публика всегда, затаив дыхание, слушала, как хор спускается вниз…» (т. е. крестьян, живших рядом с имением Рахманинова – в Ивановке (Тамбовская губерния)  – Прим. ред). Премьера прошла в огромном зале Благородного собрания в Москве — он был полон. Грандиозный успех сочинения повлёк за собой еще пять исполнений, также прошедших с аншлагом. «Всенощная» становится главным музыкальным событием 1915 года. С восторгом встретил сочинение Сергей Танеев, знаток полифонии и строгий музыкальный критик. Александр Кастальский признанный лидер церковной музыки того времени, назвал «Всенощную» «венцом московской школы». Вскоре, в том же 1915 году, один из другим умирают Александр Скрябин и Сергей Танеев. Их смерть Рахманинов переживает очень остро. Зимой 1915–1916 годов он совершает турне по России с фортепианными сочинениями Скрябина. Возможно, общее напряжение, вызванное этими событиями, а потом и Октябрьской революцией, стали причиной того, что после «Всенощной» Рахманинов надолго оставляет крупную форму. В 1916–1917 годах он создаёт шесть стихотворений для голоса и фортепиано на стихи современных поэтов и девять этюдов-картин для фортепиано, а в 1917-м навсегда оставляет Россию и замолкает как композитор на долгих десять лет — вплоть до завершения Четвертого фортепианного концерта (1927), начатого еще до революции. Можно предположить и другое: «Всенощная» стала для него в некотором смысле итоговым сочинением, после которого необходима была длительная творческая пауза. В любом случае, стиль всех сочинений 1920–1940-х годов резко отличается от того, что было создано композитором до революции. На что ориентировался и опирался Рахманинов? Источник музыкального языка «Всенощной» — древние одноголосные распевы Русской Церкви, бывшие единственным видом церковного пения вплоть до XVI века. Судьба этой традиции была непростой. В XVI веке одноголосие начало вытесняться многоголосием, а при патриархе Никоне и царе Алексее Михайловиче русский церковный певческий стиль сменился стилем западноевропейского происхождения — многоголосным партесным пением. Вплоть до конца XIX века церковная музыка в целом зависела от актуальных западных музыкальных традиций.

http://foma.ru/vsenoshhnoe-bdenie-rahman...

Следовательно, в идеологии самое важное – это не ее форма, а содержание, отвечающее на главные вопросы жизни страны и каждого человека: зачем и как должны жить народ, государство, человек? 2. Риски принятия идеологии. В каждой идеологии заложены и свои риски, о которых надо знать. Во-первых, не всегда стране удаётся жить в соответствии с принятой идеологией. Вспомним, что решения Стоглавого собора, хотя и были утверждены и даже были руководством для дальнейшей жизни страны, но далеко не во всём. Решения о реформировании Церкви, принятые во времена Алексея Михайловича, привели к расколу Церкви, то есть по факту расколу единой России и прежде всего русского народа. А идеология СССР была задекларирована в программе КПСС, принятой в 1961 г., – глубоко ошибочном документе, который не только привёл к неопределённости развития страны, но и стал непосредственно одной из важнейших причин её гибели. В 80-е годы страна уже не знала куда ей идти, как ей развиваться дальше. В результате лихорадочных экспериментов второй половины 80-х годов страну разнесло. Таким образом, если принятая идеология правильна, то она служит успешному развитию страны, если неправильна, то она может вести к страшным последствиям, вплоть до гибели страны. При этом даже правильная идеология не всегда, в силу разных обстоятельств, может быть реализована. И поэтому даже правильная идеология должна выполняться в соответствии с реальными обстоятельствами жизни страны. 3. Кто должен делать современную идеологию России? Нельзя считать, что идеологию обязательно должен делать только какой-то один выдающийся человек, каковым в нашей стране были, например, митрополит Иларион или старец Филофей. Конечно, идеология делается конкретными, отдельными людьми. Но она может быть сделана и коллективом людей. И так было нередко. Например, так делалась идеология при Иоанне Грозном или царе Алексее Михайловиче, так делались идеологические документы в СССР. Самое главное, что эта идеология должна быть так или иначе одобрена государством и принята народом. А для этого она должна отражать коренные интересы народа.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/04/16/ka...

Так случилось с работой, написанной на третьем курсе известным художником Павлом Рыженко, или картиной «Молитва. Остров Валаам» Татьяны Юшмановой. В студенческие годы Юшманова много путешествовала по Русскому Северу. Соловки, Архангельск, Кольский полуостров, Белое море. Видя, как безвозвратно уходит, гибнет и вымирает деревня, как разрушаются храмы, она писала Север. «Остров Валаам» – курсовая работа Юшмановой, вошла в сокровищницу Академии. – Работа с натуры требует зарисовок. В конечном счете это позволяет художнику решить не только внутренние задачи, а поразмышлять о сегодняшнем дне. Надо учиться выражать и сегодняшний день тоже, хотя у нас теперь и не так красиво, как было при Алексее Михайловиче, – шутливо заметил Глазунов, рассказывая о картине «Моя Россия». На выставке представлен целый цикл работ выпускников пейзажной мастерской. – Мы настраиваем своих студентов искать места, в которых сохранился дух времени, – рассказал Глазунов. – Призываем пытаться поймать вековечность красоты, выявлять замысел Божий о человеке. Вообще, художник должен учиться любить. Это главное – и это совсем непросто. «Положение во гроб» – дипломная работа Марии Востриковой – была написана под руководством профессора Ильи Глазунова. – Работа получалась плоская и неинтересная. А потом художница ввела эффект освещения. В разных местах картины зажгла огоньки. И картина ожила. Она может быть «прочтена» даже тем, кто не читал и не знает Евангелие. Она оказалась больше, чем учебная задача выразить сюжет в цвете, тоне, пятнах. По словам мастера, бесчисленное множество художников обращалось к теме «Положения во гроб» – это традиционная и очень частая художественная тема. Для молодого живописца взять ее и по-своему увидеть – подвиг. – Когда это получается, мы всем педсоставом Академии испытываем радость. Илья Глазунов служил идее сохранения реалистической школы, духовности, без которых не может быть настоящего искусства. И когда картина его учеников ставит внутренний этический, психологический и эстетический вопрос и отвечает на него, значит, художник попал, значит, цель достигнута.

http://pravmir.ru/kak-ne-pri-hrame-delat...

Очень важно с самого начала втянуть людей, которые будут заниматься скорее материальными ценностями, чем нематериальными, в размышления об устройстве жизни, потому что хороший экономист понимает, что решения принимаются не только на основе математических моделей, он принимает любые решения на основе того, как действуют люди, он скорее занимается анализом людей и их мотиваций, чем анализом абстракций. Вот поэтому очень важно говорить о вещах ценностных. Я собрал в книжку те встречи, которые были наиболее удачны. И конечно, мы выбирали то, что можно перекроить в текст. Эта книга — не стенограмма, это скорее тексты, написанные по мотивам бесед. Темы самые разные, люди самые разные. Мы понимаем, что о главном, о важном можно говорить на любом материале. Мне кажется, что больше я такого рода книжек делать не буду. Я не буду больше составлять книжек из колонок, как я это делал, и колонки не буду писать так, чтобы составить из них книжку. Кончается время такого рода книг. Я думаю, что дальше время требует цельности, книг, которые надо писать от начала до конца. Но у такого рода книг есть свое преимущество – они острее заточены. О человеке: счастливое растворение в серной кислоте Мне кажется, что в позднесоветские годы было проще, не лучше – проще. У меня нет ни малейшей ностальгии, в отличие от многих. Что значит проще? Есть они, есть ты, ты здесь, они там, известна линия, через которую лучше не переступать, любая попытка пересечь эту линию сразу отсекает тебя – ты остаешься там или ты остаешься здесь, левое — правое, верх — низ, черное — белое и все, в общем, более-менее понятно. Для христианина, с одной стороны, это хорошо, это удобно, но никто не сказал, что удобство — это то, к чему мы должны стремиться. Потом было время несколько утопической иллюзии. Здесь мне хочется рассказать об Алексее Михайловиче Пескове, прекрасном историке, авторе выдающейся книжки о Баратынском, издателе Баратынского. Когда-то с моей подачи он написал книжку про Павла Первого, она была построена остроумно — как историческая пародия на газету «Аргументы и факты»: из обрывков, фрагментов, выписок, кое-где прошитых текстом Пескова. Книга вся была наполнена аллюзиями на современность, и основной смысл это книжки заключался в последней фразе — «лучше не будет, будет – иначе». И тогда мне это очень не нравилось. Я был убежден, что может быть лучше, и что дело христианина – делать, чтобы было лучше, и не просто делать, чтобы не было хуже, а именно делать, чтобы было лучше. Наверное, оказался прав Песков.

http://pravmir.ru/luchshe-ne-budet-budet...

Современник Авраамия, при царе Василии Шуйском, или вскоре после него писавший Вкратце о царех Московских, о образех их, и о возрасте их, и о нравех, самыми лестными чертами описывает достоинства царя Бориса, его мудрость в правлении и заботливость о подданных, но присовокупляет: «едино имея неисправление и от Бога отлучение, ко властолюбию несытное желание и на преждебывших ему царей, ко убиению имея дерзновение; от сего же и возмездие прият» 5 . Объясняя покушение Бориса на смерть Царевича из расположений души Борисовой, писатель имел право отозваться о Борисе, как об убийце царей. Предубеждений же против Бориса здесь нет и следа. В рукописи, составленной при патр. Филарете, говорится, между прочим, «Целы и невредимы мощи (св. Царевича) обретошася, кроме взятых частей от требующей земли: и земля бо жаждет насладитися от плоти праведных, да сама освятится от скверноубийственных дланей, и не только плоть бысть в целости св. Страдальца, но и ризы. И убиен бысть от безбожных изменник» и пр. Не имеем нужды настаивать на то, что это пишет сам патр. Филарет; довольно, если это говорит современник Филарета, а еще лучше, если несколько современников составляли рукопись, 6 ; ибо тем более будет людей, близких ко времени смерти Царевича, которые говорят о насильственной смерти Царевича. Весьма важны Углицкие Летописи, числом пять, как по тому, что древностию приближаются ко времени смерти Царевича, так и потому, что писаны на месте самого события. Важна также Ростовская летопись по близости к Угличу, который принадлежал к Ростовской епархии 7 . А все они говорят о убиении Царевича Годуновым. Хоронограф, оканчивающийся вступлением на престол царя Алексея Михайловича, сообщает краткое, но достаточное замечание о смерти Царевича: «того же, – говорит он, – лета (7099=1591), мая 15, убиен бысть благоверный Царевич Князь Димитрий Иванович Углицкий, повелением Московского болярина Бориса Годунова» 8 . Повесть о разорении Московского государства, составленная келарем Симоном 9 при царе Алексее, о кончине царевича говорит так: «Осьмилетну сущу, пребывающу тамо (в Угличе), с матерью своею, Марией Феодоровною, сему благоверному Царевичу Димитрию, Борис Годунов убийц бывает, послав злосоветников к нему, якобы на соблюдение, Михалка, да сына его, Данилка, Битяговских, Никиту Качалова, с товарищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В эпоху междуцарствия московские люди вблизи увидели поляков и их быт, и это знакомство конечно не осталось без влияния на людей московского государства. Как мы увидим ниже, польское влияние проглядывает со времен царя Михаила Федоровича единичными фактами, а царствование Алексея Михайловича отличается уже широким его развитием 247 . Много способствовали тому и внешние, и внутренние обстоятельства царствования: войны с Польшей и её смутное положение в связи с образованием в ней русской партии и двукратных переговоров о выборе русского царя или царевича на польский престол, присоединение Малороссии и переселение из нее не только ученых людей, но и крестьян 248 . Вопрос о юго-западных переселенцах в XVII веке на Московскую Русь представляет, по нашему мнению, особую важность. К сожалению, у нас очень мало обнародованных материалов для решения этой задачи. Переселенцы художники и ремесленники и сами переселялись, и бывали вызываемы при Алексее Михайловиче из Смоленска, Витебска и других городов, завоеванных от Литвы. К ним в науку поступали русские и оказывали, по свидетельству Таннера, большие успехи в приготовлении сукон, пороху и т. д. 249 . Как видно из переписной книги Мещанской Московской слободы и Польского ряда 1676 и 1684 гг., в Москве встречаем около сотни ремесленников, выходцев из Смоленска, Шклова, Слуцка, Вильны, Полоцка (с 1621 г.) и т. д. Между ними мы встречаем кузнецов, серебряников, гончаров, шапочников, каретника и обойщика каретного, башмачника, масловара, мастера рукавиц персчатых (перчаток), селитровара, обжигателя изразцов и т. д. 250 . Понятно, что и вещи, которые они выделывали, носили отпечаток западный польский: варит мыло польское, шапки делает на польскую руку. По другой (?) описи тоже 1677 года в той же слободе четверо варили мыло польское, двое делали чулки польские, портной из Шклова делал немецкое платье, а один мещанин кормился рымарством (rymarstwo – шорное дело) 251 . Имеется и литературное свидетельство современника (1652–54 гг.) о проникновении польских вещей в Россию. «При проходе польских послов... купцы с товарами проходят под начал и оборон послов без всякаго мыта. А товары те суть, которые из Литвы с Руси с Польской и из иных украйн, купцы к Москве приносят: сукна, вещи шелковыя, атласы, камки... Временем и безлепицы кое-какия привозят, откуды им от того и большая прибыль бывает, понеже бо Московские люди временем худое скорее доброво купят; кому што попало по руке, тот за то больши и денег дает» 252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010