Закрыть itemscope itemtype="" > Что делать, чтобы опасность украинской автокефалии не стала реальностью? Выступление на конференции Центра Василия Великого «Православное учение о Церкви и вызовы современности» 27.10.2018 4306 Время на чтение 6 минут Разговоры об украинс кой автокефалии, как известно, шли давно. На волне центробежных настроений в начале 90-х годов в условиях развала единой страны, в условиях «филаретовского раскола», наступления агрессивного украинского национализма было принято роковое решение о преобразовании Киевского экзархата в нечто неимевшее места в церковной истории, - была создана даже не автономная Украинская Православная Церковь в составе Московского Патриархата, но структура, наделенная всеми полномочиями свойственными автокефальной церкви. УПЦ МП сохраняла с РПЦ только духовное единство, архиереи и клирики (далеко не всегда) только поминали Святейшего Патриарха Московского и всея Руси как своего Великого Господина. Эта провозглашенная «полуавтокефальность» в дальнейшем привела к тому, что при активной поддержке оранжевых властей Киева и попустительстве прежнего блаженнейшего митрополита Киевского Владимира (Сабодана) в недрах УПЦ МП сформировалось автокефалистское лобби, которое время от времени о себе заявляло и в ответ не получало должного отпора. Эта невнятная позиция Чистого переулка во многом провоцировала рост автокефалистских настроений внутри самой УПЦ МП. Первый решительный напор по разрыву духовных связей с Московским Патриархатом произошел во время президентства Ющенко, когда был придуман праздник 1020-летие Крещения Руси , на который в Киев был приглашен патриарх Варфоломей. Пошли разговоры, что на торжествах патриарх Варфоломей объявит об автокефалии. Якобы за это ему украинские олигархи заплатили ему по древней восточной традиции солидную сумму. Тогда планы автокефальщиков расстроил Святейший Патриарх Алексий II , совершивший, можно сказать, подвиг во имя спасения единства Русской Православной Церкви. Несмотря на запрет врачей, Патриарх срочно вылетел в Киев, чтобы лично возглавить церковные торжества на своей канонической территории. В ходе переговоров с патриархом Варфоломеем удалось его отговорить от опрометчивого шага. В итоге Варфоломей «кинул» киевские власти, но в качестве отступного вытребовал у Святейшего Алексия уступку и для себя. Русская Православная Церковь согласилась принять участие в процессе завершения подготовки по созыву всеправославного собора, давней мечты Константинопольских Патриархов. Патриарх Алексий вынужден был совершить еще один перелет на самолете (что, как говорят, и стоило ему жизни), чтобы принять участие в совещании предстоятелей Церквей в Стамбуле. Это совещание стало решающим шагом на пути к созыву Всеправославного собора, который затем и состоялся на Крите .

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/27/ch...

Закрыть «Канонический Рубикон ещё не перейдён» Для понимания ситуации в УПЦ надлежит учитывать положение иерархов, которые оказались под пятой неонацистов, управляемых западными спецслужбами 28.05.2022 5212 Время на чтение 4 минуты Фото: Из личного архива автора Как сообщалось , вчера Украинская Православная Церковь Московского Патриархата приняла решение о своей полной самостоятельности и независимости. Об этом говорится в постановлении Собора, прошедшего в Киеве. Ситуацию прокомментировал в телефонном интервью «Русской народной линии» доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор, член Синодальной богослужебной комиссии протодиакон Владимир Василик : Что касается автокефалии УПЦ. Я могу прокомментировать ситуацию следующим образом. С одной стороны, по сути дела, ничего нового не произошло. Действительно, в свое время, с 1992 г., УПЦ, формально автономная, на самом деле обладала такими правами, которые и не снились нынешней так называемой Православной церкви Украины во главе с раскольничьим митрополитом Епифанием Думенко. Украинская Церковь и так полностью самостоятельная. Она имеет свои самостоятельные органы управления, в Москву ни по каким вопросам внутреннего управления она не обращается, никаких средств в общецерковный фонд вот уже 30 лет она не высылает. Собственно говоря, это собрание как раз подтвердило, по сути дела, решение Харьковского собора 1992 года. В этом плане ничего нового нет. Единственно, что новое, - это осуждение Святейшего Патриарха Кирилла за якобы принимаемое им участие в миротворческой операции, которое на самом деле является просто блефом. Никакого участия Святейший Патриарх Кирилл не принимает. Он понимает справедливость этой операции и в то же время выражает сочувствие обеим сторонам конфликта, являясь духовным отцом и для тех, и для других. Конечно, подобное осуждение выглядит, мягко говоря, странным, если не сказать хамоватым. Но при этом надлежит понимать положение тех иерархов и клириков, которые оказались под пятой неонацистов, управляемых западными спецслужбами. Ведь если посмотреть на целый ряд украинских министров, то мы с изумлением увидим, что это люди, прежде обладавшие западным или иным гражданством, не являющиеся природными украинцами. Это, по сути дела, назначенцы «вашингтонского обкома», и никакой независимости в области государственной Украина не обладает.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/05/28/ka...

Закрыть О национально-освободительной борьбе разделенного русского народа В случае падения России Русская Церковь будет и поглощена, и предана изнутри 01.12.2023 264 Время на чтение 3 минуты Верховная Рада бУССР отменила 30 ноября плановые президентские выборы, чем уничтожила остатки видимости легитимности квазигосударственного укрорейха. Это к лучшему – к прояснению ситуации для тех, кто еще питал иллюзии. В этот же день был захвачен Кременецкий собор на исторической Волыни (Кременецкий район передал в Галицию «красный бандеровец» Хрущев), его отдадут униатам, ордену базилиан. Помимо собора захватили регентское училище УПЦ, его учениц просто выкинули с вещами. Почему униатам так важно уничтожение Православия в Кременце? Потому что там похоронен Киевский митрополит Алексий (Громадский), имя которого укрорейх хочет вычеркнуть из истории. Почему? Потому что в оккупированной гитлеровскими нацистами Малороссии епископат не испугался под дулами оккупантов создать Экзархат Московского Патриархата, под давлением современных нацистов переименованный в Украинскую автономную Церковь Московского Патриархата. Ее митрополит Алексий (Громадский) под давлением нацистов подписал 8 октября 1942 года акт об объединении с раскольниками из УАПЦ но иерархия была против и митрополит публично порвал акт унии и покаялся в ней, за что был убит ОУН 8 мая 1943 года. В день отмены президентских выборов прошли обыски СБУ в Почаевской Лавре. Эти обыски – начало её захвата, 25 декабря там должны служить униаты. ПЦУ, как переходная степень к унии, здесь больше не нужна. Лучшей прелюдией к этому каминг-ауту украинства было выступление Владимира Путина на Всемирном русском народном соборе 28 ноября, где он чётко и ясно констатировал исторический факт: великороссы, украинцы (малороссы) и белорусы являются одним русским народом, а СВО – это проявление национально-освободительной борьбы русского народа. Национально-освободительная борьба подразумевает и воссоединение разделённого русского народа в едином суверенном государстве, освобождённом от оккупации. Соответственно, американо-глобалистские оккупанты и их пособники (коллаборанты, предатели) должны быть преданы суду. С этим манифестом русского единства, присягой ему Владимир Путин идёт на выборы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/01/o_...

— Как зарождалось Православие на землях нынешней Чехии и Словакии? — Начало христианства на территории Чехии, Моравии и Словакии восходит к первой половине IX столетия. В 863 году по просьбе моравского князя Ростислава византийский император Михаил III и Патриарх Фотий направили в Моравию миссию во главе со святыми равноапостольными братьями Мефодием и Кириллом. Посланные лишь научить славян закону Божиему, святые братья совершили церковный и культурный подвиг, создав славянскую письменность и переведя на славянский язык Евангелие и основные богослужебные книги. Около 874 года от святого Мефодия приняли Крещение чешский князь Боривой и его супруга святая Людмила (+ 927), впоследствии утверждавшая Православие в Чехии и принявшая мученическую кончину. В XX веке обновителем Православия в чешских землях был святитель Горазд (Павлик), епископ, мученически погибший в 1942 году от рук фашистов. Сербская Церковь в 1948 году официально заявила о своем согласии на переход автономной Чешской епархии в ведение Московского Патриарха. В 1951 году Русская Православная Церковь даровала Православной Церкви в Чехии и Словакии автокефалию. — Владыка, Вы начинали служить еще при социалистическом режиме… — Мы сорок лет жили в рамках просоветского режима. Я принял священный сан в 1974 году, но был вынужден выехать из страны. В 1982 году меня, как священника, посадили в тюрьму, и дали понять — или тюрьма, или заграница. Я попросил разрешения связаться по телефону с моим духовным отцом Блаженнейшим митрополитом Пражским и всея Чехословакии Дорофеем (Филиппом; +1999). Он был человеком в стране известным: у него был загранпаспорт (а это считалось большой привилегией!), он имел связи с Москвой и со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Пименом . Владыка Дорофей поступил мудро, благословив меня уехать в Грецию, единственную не коммунистическую страну, где я смог не только служить, но и обучаться на богословском факультете Афинского университета. Я то время мне было тридцать лет, а когда я закончил университет и получил степень доктора богословия, пришла перестройка. Я возвратился на родину и неожиданно для себя был назначен епископом Оломоуцко-Брненским. Так что мое двенадцатилетнее время служения в сане епископа пришлось на годы перестройки, когда появилась возможность открывать храмы и монастыри.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1501480...

Каноническое значение Патриаршества в истории Русской Православной Церкви Протоиерей Владислав Цыпин/Фото: Патриархия.ru Патриаршество является одним из важнейших институтов канонического церковного строя. Хотя этот титул в канонах употреблен впервые отцами Трулльского Собора, но экклезиологические основания этого института по существу дела сформулированы были уже в 34-м Апостольском правиле и в 9-м правиле Антиохийского Собора. 34-е Апостольское правило гласит: «Епископам всякого народа подобает знати Перваго в них и признавати его яко главу, и ничего превышающего их власть не творити без его разсуждения». В 9-м правиле эта же норма применена по отношению к митрополиту. Но уже в V столетии, ко времени Халкидонского Собора, вначале не официально, а потом уже в качестве формального титула, первые епископы Поместных Церквей стали именоваться патриархами. А во второй половине первого тысячелетия христианской истории сложилась система пентархии – пяти Патриархатов, между которыми был распределен территориально без малого весь христианский мир. Когда Русь была крещена, ее территория вошла в состав Константинопольского Патриархата. И хотя ввиду политической независимости Руси от Византии, ее этнического отличия от империи, обширности ее пределов и удаленности от имперской столицы, которая одновременно была и первосвятительской кафедрой, Русская Церковь пользовалась широкой автономией, не будучи формально автономной, тем не менее в русских храмах за богослужением неизменно возносилось имя Патриарха, а его сан в религиозном сознании русского народа окружен был ореолом святости. В 1448 году в связи с известными событиями, в частности, отступничеством от Православия Предстоятеля Русской Православной Церкви митрополита Исидора на Флорентийском Соборе, Русская Церковь стала фактически автокефальной – ее Первоиерарх святитель Иона был избран в митрополиты Собором русских епископов без санкции на то со стороны Константинопольского Патриарха, чье отношение к Флорентийской унии не было досконально известно в Москве, и без последующего утверждения этого акта в Константинополе. Но всеобщее признание автокефалии Русской Церкви в православном мире сопряжено было с событием, которое произошло в 1589 году, когда в Москве было учреждено Патриаршество и первым Патриархом поставлен был святитель Иов.

http://pravoslavie.ru/24350.html

М.В. Шкаровский Именной словарь Александр ( Иноземцев , 1882? – 02.1948), митрополит. В 1913 г. окончил Петербургскую ДА, в 05.1922 г. хиротонисан в Польше во еп. Люблинского. С кон. 1922 по 1941 г. именовался Пинским и Полесским. К 1941 г. в сане архиепископа, в 02.1942 г. был одним из создателей автокефальной Украинской Церкви, возведен в сан митрополита. В 1944 г. из Пинска эвакуировался в Мюнхен, где проживал до своего убийства в 1948 г. Алексий ( ГромадскийАлександр , 3.11.1862–8.05.1943), митрополит. В 1908 г. окончил Киевскую ДА. 21.04.1922 г. хиротонисан в Польше во еп. Луцкого, 3.06.1928 г. возведен в сан архиеп. Гродненского, с 15.04.1934 г. архиеп. Волынский. В 1940 г. перешел в юрисдикцию Московской Патриархии, с 08.1941 г. возглавлял автономную Украинскую Церковь , возведен в сан митрополита. В 1943 г. убит украинскими националистами. Алексий ( СиманскийСергей Владимирович , 27.11.1877–17.04.1970), Патриарх Московский и всея Руси. В 1904 г. окончил Московскую ДА. 28.04.1913 г. хиротонисан во еп. Тихвинского, в 1926 г. возведен в сан архиеп. Хутынского и назначен управлять Новгородской епархией. С 5.10.1933 г. митр. Ленинградский, весь период блокады жил в осажденном городе. С 15.05.1944 г. Патриарший Местоблюститель, 2.02.1945 г. избран патриархом. Анастасий ( ГрибановскийАлександр Алексеевич , 6.08.1873–22.05.1965), митрополит. В 1897 г. окончил Московскую ДА. 29.06.1906 г. хиротонисан во еп. Серпуховского, 6.05.1916 г. возведен в сан архиеп. Кишиневского и Хотинского. В 1919 г. эмигрировал из России. 28.07.1936 г. избран главой РПЦЗ в сане митрополита. До 09.1944 г. проживал в Белграде, затем эвакуировался в Германию. Осенью 1950 г. переселился в Нью-Йорк. 27.05.1964 г. отказался от руководства РПЦЗ, остался ее почетным главой. Антоний ( ХраповицкийАлексей Павлович , 17.03.1863– 10.08.1936), митрополит. В 1885 г. окончил Петербургскую ДА, 7.09.1897 г. хиротонисан во еп. Чебоксарского. В 1906 г. возведен в сан архиеп. Волынского и Житомирского. 17.05.1918 г., будучи председателем Украинского церковного собора, был избран митр. Киевским и Галицким. В 1919 г. эмигрировал в Югославию, с 1922 г. по 1936 г. председатель Архиерейского Синода РПЦЗ (в 1927 г. отделившейся от Московской Патриархии). Скончался и погребен в Белграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на прошедшие с кончины А.С. Хомякова почти полтораста лет, его богословское наследие до сих пор не получило итоговой оценки. В частности, остается вопрос о согласии экклесиологических идей Хомякова с учением отцов Церкви. Так, в целом критически относящийся к Хомякову В.М. Лурье находит, что «созвучным» патристике является тезис Хомякова о тождественности внутритроического и обращенного на Церковь действия Святого Духа. Утверждая это, Лурье в свою очередь ссылается на о. Д. Станилоэ, выстраивающего аналогичную концепцию на основе разбора сочинений поздневизантийских авторов. Проведенный в предлагаемой статье анализ показывает, что концепция Станилоэ если и не вовсе отсутствует в восточной патристике, то, во всяком случае, не может считаться опирающейся на безусловный Consensus partum, а наибольшую близость к ней обнаруживает скорее триадология блж. Августина , где термином Caritas (любовь) обозначается не только Святой Дух, но и даруемая твари благодатная любовь, конституирующая собой Церковь . В свою очередь трансформация известных аспектов учения блж. Августина о Caritas приводит в XVII в. к учению о «чистой любви», а в XVIII – к «автономной этике» Канта, где бытие Божие выводится из нравственного категорического императива. В итоге внимательный разбор хомяковского учения о Церкви показывает, что в нем присутствуют элементы как Августинова, так и Кантова учений, на стыке которых и возникает мотив отождествления внутрицерковной и внутритроической жизни. Едва начавшееся на заре минувшего века критическое осмысление наследия русских «светских богословов» было прервано революцией и возобновилось в отечественной богословской науке только в 90-е гг. среди появившихся тогда публикаций безусловно, значительное место заняли посвященные богословию А.С. Хомякова статьи В.М. Лурье. Сегодня, спустя 20 лет, интересно отметить, что, в целом относясь к вождю славянофилов достаточно критично, а иногда и резко критично, Лурье, тем не менее, признает наличие у Хомякова тезисов «созвучных патристике».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

поиск:   разделы   рассылка Николай Митрохин Русская православная церковь и постсоветские мусульмане Источник:  Полит.ру Полит.ру продолжает тему религий в постсоветской России публикацией материалов выходящего в ближайшее время очередного номера журнала " Отечественные записки " , посвященного проблеме ислама в России. В глазах российских мусульман РПЦ предстает выразителем интересов русскоязычного населения и, в отличие, например, от протестантов, пользуется уважением местных светских по своей сути, но не по форме, властей. Взаимоотношения с исламом и мусульманами – важнейший элемент межконфессиональных контактов РПЦ, по значимости уступающий разве что ее взаимоотношениям с католической церковью. Народы, традиционно исповедовавшие ислам, населяют целый ряд регионов внутри России и на ее южной границе. После 70 лет коммунизма влияние ислама ослабло, однако и сейчас в этих регионах существуют развитые мусульманские структуры (порой даже более мощные, чем епархии РПЦ). В некоторых автономных республиках и областях представители местной власти считают себя мусульманами и заявляют о необходимости поддержки ислама. Постоянно увеличивающаяся трудовая миграция мусульман из стран бывшего СССР так или иначе затронула всю Россию: в ней возникла сеть новых исламских общин. Кроме того, в бывших " мусульманских " республиках СССР существует пять епархий РПЦ (три в Казахстане, Среднеазиатская и Бакинская). Хотя общее число приходов в них не очень велико (менее церковным администраторам важно чувствовать, что РПЦ сохраняет свое влияние на всей " канонической территории " бывшего СССР. Партнеры и противники РПЦ в исламской среде Мусульмане в бывшем СССР представлены преимущественно тюрками-суннитами, хотя имеется и один тюркский народ, преимущественно исповедующий шиитское направление ислама (азербайджанцы). В России наиболее многочисленным мусульманским народом (и вообще вторым по численности после русских) являются татары. Большая группа татар, насчитывающая не менее 500 тысяч, живет в Москве и Санкт Петербурге, однако главным образом этот этнос сосредоточен в центральной и нижней частях бассейна Волги и на южном Урале. Там же расселены и родственные татарам башкиры. Меньшие, но все же значительные группы татар (имеющие самостоятельные названия) живут в Сибири, украинском Крыму, Белоруссии, Литве. Хотя в бассейне Волги тюркское население в значительной степени перемешано с русским и другими народами, именно здесь существуют две квазимусульманские автономные республики – Татарстан и Башкортостан. Еще один российский мусульманский регион – Северный Кавказ, где проживают в основном малочисленные, по российским масштабам, горские народы. Самый крупный из них – чеченцы (около одного миллиона человек). Из шести северокавказских автономных республик – Дагестана, Ингушетии, Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи – реальное влияние ислама испытывают только три первые.

http://religare.ru/2_7411.html

Покровский храм с. Качкаровки Херсонской обл., архитектор А.И. Бернардацци (1907-1919). Во время наступления Красной Армии в 1944 г. служил для немецких войск укрепленным пунктом и был обстрелян советской артиллерией. Фото из приходского архива, ок. 1944. ЖМП 5 май 2020 /  22 июня 2020 г. 14:00 Молись, но за победу немецкого воинства УКРАИНСКАЯ АВТОНОМНАЯ ЦЕРКОВЬ, УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И ОККУПАЦИОННЫЕ ВЛАСТИ: ПРАВОСЛАВИЕ В ГОДЫ ВОЙНЫ НА ХЕРСОНСКОЙ ЗЕМЛЕ Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич). В соответствии с предписаниями Гитлера и его заместителя по партии Бормана администрация Рейхскомиссариата «Украина», подразделения РСХА (тайная полиция), полиция порядка и жандармерия жестко регулировали деятельность религиозных организаций, в частности в административных вопросах и вопросах иерархического строя Церкви, недопущения католического миссионерства и крещения евреев, открытия храмов, семинарий, богословских курсов. Как отмечает херсонский исследователь Ирина Синкевич на основе изучения немецких архивных материалов, изданных в 1990-х годах во Львове, политика «нового порядка» предполагала поддержку религиозных движений, враждебных большевизму, контроль за деятельностью религиозных организаций всех конфессий, максимальное использованией конфессий немецкой администрацией, дробление религиозного движения, препятствование влиянию РПЦ на население и искоренение русского языка из церковного употребления 1 .

http://e-vestnik.ru/history/voyna_na_her...

портрет святителя Николая Японского ЖМП 4 апрель 2012 /  9 апреля 2012 г. 16:30 Великий Неизвестный Миссиорнерские труды св. равноапостольного Николая Японского - особая страница истории Русской Церкви. Пример его служния - это яркие страницы в истории православия, которые необходимо подробно изучать и популяризировать.  Эта мысль рефреном звучала на форуме в Николо-угрешской семинарии, посвященном исследованию научного и духовного пути одного из ведущих миссионеров Русской Православной Церкви. В чем же уникальность и самобытность этого человека, чем его наследие может быть полезно сегодня?  Об этом размышляют богословы, историки, культурологи и японисты. Историк, религиовед, культуролог «Личность святого Николая Японского соизмерима с личностями святых Патриарха Тихона и праведного Иоанна Кронштадтского, — заявил ЖМП профессор института стран Азии и Африки при МГУ Виктор Мазурик. — Его хорошо знают не только в Японии, но и Южной Африке (где есть посвященное ему братство), в Греции и в США. Но в России он до сих пор Великий Неизвестный».  «Уникальность миссионерского опыта равноапостольного Николая в том, что за достаточно короткий срок святитель  создал автономную Церковь. Благодаря ему, японцы восприняли Православие как свою веру, не противоречащую лучшим проявлениям национального самосознания. Вот почему в годы вынужденного  разрыва отношений  с Русской Православной Церковью, Церковью-Матерью, Японская церковь оказалась жизнеспособной. Жизнь и служение святителя Николая Японского разрушает стереотип о том, что невозможно проповедовать истинную веру и находить последователей Христа среди народов, враждевбно настроенных по отношению к Православию, — сказал ЖМП ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин). — Святой Николай — живой пример твердой веры и действенной проповеди. Особеностью его миссионерской работы также было широкое привлечение к проповеди Евангелия и устроению Православного богослужения мирян-катехизаторов. Создание такой, выражаясь современным языком, обширной миссионерской сети, охватившей всю Страну восходящего солнца, во многом способствовало взращиванию семян веры в сердцах людей».

http://e-vestnik.ru/history/velikiy_neiz...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010