X ВСЕ ЦЕРКОВНЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩЕСТВА ПОДЧИНЯЮТСЯ ОБЩИМ ПОЛОЖЕНИЯМ О ЧАСТНЫХ ОБЩЕСТВАХ И СОЮЗАХ И НЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ НИКАКИМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ И СУБСИДИЯМИ НИ ОТ ГОСУДАРСТВА, НИ ОТ ЕГО МЕСТНЫХ, АВТОНОМНЫХ И САМОУПРАВЛЯЮЩИХСЯ УСТАНОВЛЕНИЙ. А. Религиозные общества (Декреты и Инструкции и т. д.) РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЩЕСТВА. 1. Декрет ВЦИК о порядке созыва съездов и всероссийских совещаний различных союзов и объединений и о регистрации этих организаций от 12 июня 1922 г. а) Установить, что съезды или всероссийские совещания различных организаций, союзов и объединений, созываемых по инициативе или этих организаций или ведомствами, не могут созываться без соответствующего на то разрешения Наркомвнудел. Местные съезды или совещания разрешаются губисполкомами. Примечание 1. Совещания заведующих отделами или отдельными отраслями хозяйства, носящие чисто ведомственный характер, созываются с ведома Наркомвнудела и Губисполкома. Примечание 2. Порядок выдачи разрешений на созыв указанных съездов и совещаний и сроки уведомления НКВД об этих совещаниях определяются особой Инструкцией, выработанной НКВД и утвержденной Президиумом. ВЦИК. Примечание 3. Настоящее постановление не распространяется на съезды и конференции профсоюзов, созываемые в порядке установленном ВЦСПС. б) Поручить НКВД произвести в 2-хнедельный срок со дня опубликования настоящего постановления регистрацию всех обществ, союзов и объединений (научных, религиозных, академических и прочих), за исключением профсоюзов, объединенных ВЦСПС, и не допускать открытия новых обществ и союзов без соответствующей регистрации в НКВД по утверждении устава соответствующим органом. Общества, союзы и объединения, незарегистрировавшиеся в указанный срок, подлежат немедленной ликвидации. (Собр. Узак. 1922 г., 40, ст. 477). 2. Декрет ВЦИК-а и СНК о порядке утверждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих цели извлечения прибыли и порядке надзора за ними. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совет Народных Комиссаров постановляют:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

А.В. Слесарев Глава VI. Идеология старокалендарной схизмы Всестороннее изучение и объективная оценка феномена старостильного раскола возможны только при комплексном освещении означенной проблематики, предполагающем не только раскрытие церковно-календарного вопроса с последующим изложением истории развития схизмы, но и критический анализ идеологических воззрений старокалендаристов. Широкое распространение старокалендарной схизмы требует специального освещения мировоззренческих установок, активно насаждаемых многочисленными старостильническими юрисдикциями в сознании православной паствы. Одним из важнейших принципов существования Церкви является единство, обусловленное единством и неделимостью образующей ее природы Христа. От причастности к церковному единству напрямую зависит спасительная для человека причастность к благодатной жизни в Едином Теле Христовом. Именно поэтому, как считает святитель Киприан Карфагенский , «единство не должно дробиться; […] все, что только отделилось от жизненного начала, не может, c потерею спасительной сущности, жить и дышать особою жизнию» 1087 . Любой раскол, происходящий в Церкви, является следствием человеческого греха, гордыни и эгоизма. Поэтому для всякой схизмы свойственно самоотождествление с той Единой Церковью, неделимость которой ею нарушена. Не является исключением в этом отношении и старостильный раскол, который, несмотря на всю свою раздробленность и многоликость, обладает, тем не менее, определенным внутренним единством в области идеологических воззрений. Для всех течений старокалендарной схизмы свойственна единая система взглядов, дающих обоснование их отделения от Церкви и существования в состоянии самоизоляции. При рассмотрении мировоззренческой системы, присущей старостильным схизматикам, следует отметить, что подобные убеждения свойственны так же многим другим раскольническим группам, отделившимся от Канонической Церкви, что внутренне роднит многочисленные старостильные юрисдикции с РПЦЗ(В), РПАЦ, разрозненными ветвями Российской Катакомбной Церкви и иными маргинальными образованиями. Идентичность экклезиологических воззрений долгое время объединяла интересы старостильных схизматиков с Русской Православной Церковью Заграницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

еп. Марк (Головков) Приложение 4 Словарь церковных терминов А Автокефалия ( от греч, αυτς – сам и κεφαλ – голова) – самоглавенствующая, иначе Поместная Церковь . А. – канонический термин, обозначающий Православную Церковь, административно не зависящую от других Церквей. На 2006 год имеется пятнадцать Автокефальных Церквей. Согласно русскому диптиху чести и древности, они расположены в следующей последовательности: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская (Московская), Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая, Американская. Под юрисдикцией Иерусалимской Церкви находится Автономная Синайская Церковь , Константинопольской – Финляндская Автономная Церковь и Русской (Московской) – Японская Автономная Церковь. Каждая Поместная Православная Церковь составляет часть Церкви Вселенской, каждая Автономная Церковь – часть Автокефальной. Поместные Церкви по единству веры и основным началам устройства и управления пребывают во взаимном общении. Автономия Церкви ( греч. αυτονομα) – понятие церковного права, означающее такое положение, при котором некоторая Поместная Церковь , входящая в состав Автокефальной Церкви, получает от Церкви–Матери право самостоятельно решать ряд административно – канонических вопросов. Эта зависимость на языке церковно – канонического права выражается словами: «Автономная Церковь входит в юрисдикцию Автокефальной Церкви». Так, например, Русская Православная Церковь предоставила А. Японской Православной Церкви, которая была создана благодаря миссионерской деятельности русских священнослужителей, в особенности просветителя Японии св. равноап. Николая. Основанием для провозглашения А. чаще всего является нахождение данной Церкви в пределах иного государства, чем кириархальная Церковь. Самостоятельность Автономных Церквей ограничена, в частности, ее архиереи поставляются архиереями кириархальной Церкви, ею же утверждается ее статус и Устав, от нее же автономная Церковь получает святое миро.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Официальные документы Критского Собора 2016г. Святой и Великий Собор Православной Церкви рассмотрел вопрос «Автономии и способа её провозглашения» и обсудил текст, предоставленный ему Пятым Предсоборным Всеправославным Совещанием (Шамбези, 10–17 октября 2015) , одобрив его с некоторыми незначительными поправками в нижеизложенной редакции. Вопросы документа, которыми занимался Собор относились: а) к понятию, содержанию и различным формам института автономии; б) к предпосылкам, на основе которых местная Церковь может просить автономию у Автокефальной Церкви, каковой подчиняется; в) к исключительной компетенции Автокефальной Церкви инициировать и завершать процедуру предоставления автономии части своей канонической юрисдикции, при том, что на территории православной диаспоры автономные Церкви не учреждаются, и г) к последствиям, которые имеет это церковное деяние для отношений провозглашённой автономной Церкви как с Автокефальной Церковью , к которой она относится, так и с прочими Автокефальными Православными Церквами. 1. Институт автономии выражает каноническим образом статус относительной или частичной независимости конкретной церковной области от канонической юрисдикции Автокефальной Церкви, к которой она канонически относится. а) При применении этого института в церковной практике сформировались различные степени зависимости Автономной Церкви от той Автокефальной Церкви, к которой она относится. б) Избрание Главы Автономной Церкви утверждается или осуществляется компетентным церковным органом Автокефальной Церкви, Предстоятеля которой он поминает и находится с ним в каноническом соотношении. в) В функционировании института автономии существуют различные формы его применения в церковной практике, определяемые степенью зависимости Автономной Церкви от Автокефальной. г) При некоторых формах автономии степень зависимости Автономной Церкви выражается посредством участия её Главы в Синоде Автокефальной Церкви. 2. Инициирование и завершение процедуры предоставления автономии какой-либо части канонической юрисдикции Автокефальной Церкви входят в её каноническую компетенцию, к которой относится Церковь , провозглашаемая автономной. Таким образом:

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/avto...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 19 июля 2000 г. В заседании Священного Синода 19 июля 2000 года под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся в период с 12 по 19 мая 2000 года его пастырском визите в Японскую Автономную Православную Церковь и интронизации ее нового Предстоятеля Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Даниила (Нуширо). Справка. С 12 по 19 мая 2000 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий находился с пастырским визитом в Японской Автономной Православной Церкви. 14 мая 2000 года Его Святейшество совершил Божественную литургию в соборе Воскресения Христова в Токио, во время которой состоялась интронизация нового Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Даниила (Нуширо). За время визита Предстоятель Русской Православной Церкви посетил ряд городов Японии, где совершал богослужения, общался с японской православной паствой, общественностью. 17 мая 2000 года состоялась встреча Его Святейшества с императором Японии Акихито и министром иностранных дел г-ном Коно. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарив Господа, все устрояющего на пользу (Прем. 8, 1), выразить удовлетворение состоявшейся интронизацией избранного Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Даниила (Нуширо). 2. Свидетельствовать о неразрывности и крепости братских духовных связей Русской Православной Церкви и Японской Автономной Православной Церкви, способствующих благословенному всеправославному единству. 3. Считать полезными состоявшиеся встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с императором Японии Акихито, премьер-министром Японии Иосиро Мори и министром иностранных дел Коно, способствовавшие большему взаимопониманию между народами Японии и России.

http://sedmitza.ru/lib/text/429466/

ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 19 июля 2000 года 11 2005 р. 12:00 19 июля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшемся в период с 12 по 19 мая 2000 года его пастырском визите в Японскую Автономную Православную Церковь и интронизации ее нового Предстоятеля Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Даниила (Нуширо). Справка: С 12 по 19 мая 2000 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий находился с пастырским визитом в Японской Автономной Православной Церкви. 14 мая 2000 года Его Святейшество совершил Божественную литургию в соборе Воскресения Христова в Токио, во время которой состоялась интронизация нового Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Даниила (Нуширо). За время визита Предстоятель Русской Православной Церкви посетил ряд городов Японии, где совершал богослужения, общался с японской православной паствой, общественностью. 17 мая 2000 года состоялась встреча Его Святейшества с императором Японии Акихито и министром иностранных дел г-ном Коно. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарив Господа, все устрояющего на пользу (Прем. 8:1), выразить удовлетворение состоявшейся интронизацией избранного Предстоятеля Японской Автономной Православной Церкви Архиепископа Токийского, Митрополита всей Японии Даниила (Нуширо). 2. Свидетельствовать о неразрывности и крепости братских духовных связей Русской Православной Церкви и Японской Автономной Православной Церкви, способствующих благословенному всеправославному единству. 3. Считать полезными состоявшиеся встречи Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия с императором Японии Акихито, премьер-министром Японии Иосиро Мори и министром иностранных дел Коно, способствовавшие большему взаимопониманию между народами Японии и России. СЛУШАЛИ: Доклад митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, о заседании Синода Белорусской Православной Церкви от 2 марта 2000 года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4904358...

[  назад  ] Российская Православная Автономная Церковь Глава церкви - Митрополит. Краткая история церкви Начало юрисдикции было положено в июле 1993, когда Архиепископ Лазарь (окормлявший бывшие катакомбные приходы) и Епископ Валентин (окормлявший приходы, присоединившиеся из РПЦ и зарегистрированные как " Российская Православная Свободная Церковь " ), управлявшие приходами РПЦЗ на постсоветском пространстве, были удалены со своих кафедр. После того, как их просьбы пересмотреть решение не были услышаны, в марте 1994 года епископы перешли на автономное самоуправление и рукоположили трех новых иерархов, было создано Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви. Большая часть катакомбников из " викторианской " ветви перешло в состав этой юрисдикции. Зимой 1994 было достигнуто временное примирение с РПЦЗ , а 24 февраля 1995 года Синод РПЦЗ запретил в служение всех 5 епископов, что вновь спровацировало раскол в среде пост-советских приходов РПЦЗ . В июне 1995 Высшее Церковное Управление Российской Православной Церкви было восстановлено, на сей раз его возглавил Архиепископ Валентин, чья епархия в Суздале стала центром новой юрисдикции. В октябре 1998 старое название " Российская Православная Свободная Церковь " при регистрации (по требованию властей) было заменено на " Российская Православная Автономная Церковь " (РПАЦ). В 2001 году откололась группа по главе с протоиереем Андреем Осетровым , который стал одним из идеологов преследования митрополита Валентина. В 2002 над м.Валентином состоялся судебный процесс, обвинявший его в педофилии (осужден, но впоследствии судимость была снята), который сопровождался активной травлей в СМИ, однако это не повлияло на численность церкви. Только в Суздале РПАЦ имела 19 храмов, еще шесть приходов действовали во Владимирской области, Суздаль является духовным центром церкви. В состав церкви входит большое число бывших катакомбных приходов (значительное их число осталось на нелегальном положении), а также часть перешедших из РПЦ .

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-rp...

Финляндская Автономная Православная Церковь Описание: История С православными купцами и монахами христианство проникло в восточную Финляндию из Новгорода уже в XII в. Изначально центрами Православия были небольшие монастыри, однако уже в начале второго тысячелетия на Ладоге был основан Валаамский монастырь, а в конце XIV в. и Коневецкая обитель. Печенгский монастырь на берегу Баренцева моря был основан в XVI в. Однако в ходе продолжавшихся на протяжении последующих двух столетий войн монастыри оказались разорены до тла. В начале XVI в. западные карельские земли оказались под шведским владычеством. Часть населения бежала в Среднюю Россию, в то время как другая осталась в Карелии и была обращена в лютеранство. После завоевания Петром Великим Приладожья в начале XVIII в. начался новый период в истории Православия в Карелии. Были возрождены Валаамская и Коневецкая обители на Ладоге, и в конце XIX в. был восстановлен и Трифоно-Печенгский монастырь на севере. Приблизительно в те же годы была основана Свято-Троицкая женская община в Линтула , позднее получившая статус монастыря. В начале XIX в. в результате русско-шведской войны за передел сфер влияния в Финляндии между Россией и Швецией был заключен Фридрихсгамский мирной договор, по которому бывшие шведские земли в Финляндии (в т.ч. Выборгский лен) отошли к Российской империи. В результате этих перемен число православного населения в Финляндии выросло в 10 раз. В крупных городах селилось православное купечество и чиновничество, а также размещались гарнизоны. Церковное управление в Финляндии осуществлялось митрополитом Санкт-Петербургским. В 1892 г. была основана самостоятельная епархия Выборга и всей Финляндии. Православное население страны в те годы составляли карелы, русские, финны и лопари. В результате переворота 1917 г. в России Финляндия обрела независимость. В независимой Финляндии Православная Церковь получил статус государственной Церкви наряду с Лютеранской. В 1921 г. Святейший Патриарх Тихон предоставил Финляндской Православной Церкви статус автономной Поместной Церкви. Ввиду царящего в государственной жизни Советской России хаоса и затруднений, связанных с поддержанием связей с Москвой, Православное Церковное управление обратилось во Вселенский Патриархат с просьбой принять Финляндскую Православную Церковь под омофор Патриарха Константинопольского. В соответствии с Томосом от 6 июля 1923 г. Финляндская Православная Церковь была принята под омофор Вселенского Патриарха как православная автономная архиепископия.

http://patriarchia.ru/db/text/194466.htm...

[  назад  ] Приходы Российской Православной Автономной Церкви Приходы Российской Православной Автономной Церкви Цареконстантиновского собор (Суздаль) В апреле 1990 года Цареконстантиновский приход вышел из состава РПЦ и был принят под омофор РПЦЗ. В июне 1995, при окончательном отделении РПАЦ от РПЦЗ Цареконстантиновский храм стал кафедральным собором церкви. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ. 19 августа 2009 года прошла последняя литургия в соборе, а 20 августа храм был передан федеральным властям. Настоятель митрополит Валентин (Русанцев) (апрель 1990 -?) [до 10 февраля 1991 архимандрит, до 1994 епископ, до 15 марта 2001 архиепископ] Архиепископ Феодор (Гинеевский) (?- Служат: иподиакон Андрей Смирнов (2001 протодиакон Сергий Слонов (2001 Феофан (Арескин) (осень 2001 - Приход святых Новомучеников и Исповедников Российских (Суздаль) Храм построен в 2000. Настоятель епископ Иринарх (Нончин) Приход святых безсребренников Космы и Дамиана (Суздаль) Храм с приделом во имя святых жен-мироносиц был построен в 1725, в 1990 году был передан РПЦз, в июне 1995 вошел в РПАЦ. Община насчитывает около ста постоянных прихожан, а также иногда появляющихся и иногородних. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ. Настоятели: игумен Николай (Потапкин) (1-ый, скончался) иеромонах Трофим (Тарасов) (с 14 ноября 2001 игумен) Приход св. Антипы (Суздаль) Храм св.Антипы передан РПАЦ в 1992 году, в 1994-94 годах в ней были проведены большие реставрационные работы. 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ, 3 сентября 2009 года церковь была опечатана Федеральной службой судебных приставов. Успенский храм (Суздаль) Настоятель иеромонах Александр (Иньков), служит иподиакон Алексий Чесноков, (с 20 апреля 2003 диакон, до 2004). 5 февраля 2009 года Арбитражный суд Владимирской области принял решение об изъятии храма у РПАЦ. Кресто-Никольская церковь (Суздаль)

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-rp...

прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец 123 1996 г. 20 февраля. – Послание Патриарха Константинопольского Варфоломея «Всей православной полноте Эстонии» 158 Варфоломей, милостью Божией архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх всей православной полноте Эстонии благодать и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Составляющие Эстонскую Православную Апостольскую Церковь благочестивые иереи, преподобные монахи и все благословенные христиане, дорогие и возлюбленные чада о Господе, да пребудут с вами благодать и мир от Бога, от нас же – Патриаршее благословение, молитва и прощение. Благословен Бог наш, ниспославший вашему народу драгоценный дар свободы и утвердивший ваше свободное и независимое государство Своей всемогущей Божественной волей. Благословен Бог наш, научивший вас предпочесть дело православной Эстонской Церкви делам житейским и возжелать увидеть ее свободной и автономной, со всяческой славой трудящейся по святой Божией воле во имя спасения Его народа, собственный дом возглавляющей и достойно о нем пекущейся. Благословен Бог наш, через святых апостолов повелевший, чтобы Церковь всякого народа была автономной под началом собственного Предстоятеля и независимо от любой другой Церкви управляла домом своим, храня догматы и предания общей Матери всех – православной Церкви. Благословен Бог наш, ибо ваша свобода ныне также соделывает возможным восстановление автономной Эстонской Православной Церкви, выжившей в изгнании на протяжении долгого времени и теперь официально берущей на себя ответственность за отчий дом под духовным покровительством и руководством Святейшего апостольского и Вселенского престола. День сей – день радости, ликования и веселья! Сегодня начинается новый период в истории вашей Церкви, полной надежд перед лицом открывающихся перспектив, под защитой Того, кто предал Себя за нее, чтобы соделать ее святой и беспорочной, без единого пятна или порока. Прежняя, прерванная мирная эпоха эстонского Православия ныне вернулась еще более блистательной благодаря вашему христианскому терпению и любви во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010