Можно ли говорить об иерархии среди предстоятелей Поместных Церквей? Термин εραρχα в византийской традиции Скачать epub pdf 1. Новая концепция об иерархии внутри равночинных предстоятелей Поместных Церквей Один из учёнейших иерархов Элладской Православной Церкви митрополит Иерофей (Влахос) , оказавшийся и в целом, и в частности сторонником первенства чести и власти Вселенской Патриархии, писал в одной из своих публикаций о том, что Церковь является «соборной иерархически» и «иерархичной соборно» 5 . Его взгляды на иерархию отражены в недавно изданной книге с характерным названием «Синодальное и иерархическое жительство Церкви в связи с украинским вопросом» 6 . В аннотации, написанной самим автором книги, кратко изложена суть вопроса: «…Внутри Церкви ничто не функционирует автономно, но все имеют единство и взаимозависимость. Административный способ функционирования Церкви осуществляется по образу сослужения в Божественной литургии и является её расширением. В этом смысле функционирует так называемая автокефалия одной из Церквей, но и первенство Вселенского Патриархата. В Православной Церкви не существует ни папского примата, ни федерации протестантских общин. Таким образом, соборность является противоположной папизму, а иерархичность противоположна протестантской федерации. В этом заключается красота православной экклезиологии, которая в наши дни умаляется» 7 . Об этом же митрополит Иерофей настойчиво писал в одной из своих статей, где изложил «шесть серьёзнейших вопросов». Среди них: «Во-первых, жительство Церкви является соборным, но и иерархическим. Нельзя делать акцент только на соборности без иерархичности, потому что это представляет собой протестантский подход. Во-вторых, Автокефальная Церковь не может функционировать независимо от всех других Церквей, как “автокефализм”. Она является самоуправляемой, однако не совершенно независимой» 8 . Из этих утверждений можно сделать вывод, что Вселенский Патриарх обладает определённой долей иерархической власти над Поместными Церквами. Если каждая Церковь должна быть хоть немного зависима от него, то, значит, он оказывается иерархически выше. Помимо Вселенской Патриархии, существуют древние, так называемые апостольские, Церкви, входившие в состав пентархии. Значит, и они иерархически выше новосозданных Церквей. Введение принципа иерархичности помимо соборности оказывается очень серьёзным вызовом для сложившегося церковного устройства и нуждается в специальном анализе. 2. Термин «иерархия»

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Мониторинг СМИ Внутренняя жизнь и внешняя деятельность Русской Православной Церкви с 2009 года по 2019 год 29.01.2019 12:24 В данной статье рассказывается о том, какие основные изменения и события произошли в сфере церковного управления, устроения внутренней церковной жизни и организации внешних церковных связей за десятилетний период, истекший с Поместного Собора 2009 года, избравшего на Московский Патриарший престол ныне здравствующего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и определившего основные направления развития церковной жизни на последующие годы. Также будут представлены статистические сведения на начало 2019 года сравнительно с началом 2009 года. 1. Статистические сведения В пределах своей канонической территории, которая охватывает 16 стран1, Русская Православная Церковь объединяет епархии в России; Самоуправляемую с правами широкой автономии Украинскую Православную Церковь; Автономные Церкви: Китайскую и Японскую Православные Церкви; Самоуправляемые Церкви: Латвийскую Православную Церковь, Православную Церковь Молдовы, Эстонскую Православную Церковь; Белорусский экзархат; Митрополичий округ в Республике Казахстан и Среднеазиатский митрополичий округ; епархию в Литве. Украинской Православной Церкви в 1990 году была предоставлена независимость и самостоятельность в ее управлении. Помимо этого монастыри и храмы Русской Православной Церкви имеются за пределами ее канонической территории в 61 стране, будучи организованы в разные канонические образования — епархии, благочиния Патриарших приходов и другие. Некоторые из этих епархий объединены в следующие канонические образования: самоуправляемую часть Русской Православной Церкви — Русскую Зарубежную Церковь; Патриарший экзархат в Западной Европе; Патриарший экзархат в Юго-Восточной Азии. Митрополичий округ в Средней Азии, а также Патриаршие экзархаты в Западной Европе и в Юго-Восточной Азии были образованы в период после Поместного Собора 2009 года. К началу 2019 года в Русской Православной Церкви действуют 309 епархий, что на 150 больше, чем в начале 2009 года (Экзархат в Юго-Восточной Азии на данном этапе действует как одна епархия), с 382 архиереями — на 182 больше, чем в 2009 году. За эти десять лет было совершенно 228 архиерейских хиротоний.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Мониторинг СМИ Епископ Бачский Ириней. «О неточностях церковного и журналистского слова по вопросу об Украине» 12.10.2018 13:32 Одностороннее предоставление автокефалии Константинопольским Патриархатом на Украине разрушит единство православного мира, считает иерарх Сербской Православной Церкви епископ Бачский Ириней (Булович). Каждый день убеждаешься в том, что, рассуждая об украинской церковной проблеме, зачастую церковные мужи, образованные иерархи и богословы, с одной стороны, и, как правило, журналисты, с другой, как «светские», так и «наши», говорят и пишут о том, что Вселенский Константинопольский Патриархат собирается или, по словам других, не собирается предоставлять автокефалию Украинской Церкви. Однако, этот способ выражения, с экклесиологической точки зрения и с точки зрения священных канонов, неточен, и, следовательно, вводит в заблуждение независимо от того, насколько благими были побуждения подавляющего большинства изъяснившихся таким образом. Естественно, я не утверждаю, что подобная формулировка объясняется недостаточной богословской подготовкой некоторых пастырей и богословов Церкви или намерением не-богословов исказить реалии. В данном случае у меня сложилось впечатление, что эта ущербная терминология происходит скорее всего из-за невнимательности и небрежности. Я объяснюсь. На Украине есть каноническая Украинская Православная Церковь, которая в качестве автономной Поместной Церкви находится в подчинении Московского Патриархата, признается всеми без исключения Православными Церквами и состоит с ними в евхаристическом общении. Эта Церковь не желает и ни у кого не просила автокефалию, даже у Московского Патриархата, к которому относится и который в таком случае был бы призван начать всю процедуру, выйдя с соответствующим предложением, ни у Константинопольского Патриархата, который, как первопрестольная Церковь, был бы призван тогда в рамках координации вопроса вынести данный вопрос на всеправославное обсуждение и окончательное решение: либо положительное, либо отказав в этой просьбе до времени или на неопределенный срок.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ну а главное – его эпилог: «То, что происходит, это в известной степени элемент гражданской войны. И все думают на Западе, что боевые действия навсегда растащили одну часть русского народа от другой. Нет. Воссоединение произойдёт. Оно никуда и не делось. Почему украинские власти растаскивают Русскую Православную Церковь? Потому что она объединяет не территорию, а душу, и никому не удастся её разделить». Таким образом, Владимир Путин ясно сказал, малороссы – это русские, украинство обратимо даже после войны. В.О. Ключевский, кстати, насчитал более 80-ти русско-русских войн. Главные слова Путина – приговор: «… Украина – искусственное создание советских вождей… ее не было и не будет». Ключевая роль в ликвидации украинского униатского проекта принадлежит Русской Православной Церкви, так как все русские святые отрицали отдельность малороссов от русских. Белорусские братья с тлг-канала «Камо грядеши» сделали целую подборку слов Владимира Путина об украинстве как политическом униатстве, которые он произнес во время своей проповеди Такеру Карлсону и его многомиллионной аудитории. Отметим, что ни о какой УПЦ «и.о. православного императора» не говорил. Более того, фразой о том, что никому не удастся разделить Русскую Православную Церковь, Путин отменил решения собрания в Феофании, так как по канонам Церкви вопросами канонических территорий, автокефалий и автономий ведает Император. Таким образом, наш Круглый стол прямо посвящен ключевому эпилогу интервью Владимира Путина Такеру Карлону. Как известно, после нацистской оккупации Украины канонические иерархи во главе с митрополитом Алексием (Громадским) сначала создали Экзархат Русской Церкви, но под давлением нацистов переименовали его в Украинскую автономную православную церковь, в октябре 1942 года митрополит Алексий подписал в Почаевской Лавре документ об объединении с раскольниками из «УАПЦ» (аналог собрания УПЦ в Феофании в 2022 году), но вскоре разорвал его, за что был убит нацистскими коллаборантами из ОУН-УПА (Организация запрещена в России. – РНЛ) Мельника в мае 1943 года.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/10/ko...

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков За кого голосовать членам Церкви? Пользователи " Православия и мира " дают религиозную характеристику всем кандидатам на пост президента К трем русским вопросам – " Что делать? " , " Кто виноват? " и " С кем вы, мастера культуры? " – быть может, пора добавить четвертый: " За кого голосовать членам Церкви " ? Дело здесь не только в грядущих выборах. Вполне вероятно, что вопрос этот выборы переживет. Главная причина – заметные даже постороннему человеку сдвиги в церковной жизни, которые произошли в предвыборном году. Церковь вновь ощутила себя независимой. Она не имеет специальных обязательств и не несет никакой идеологической нагрузки, будь то политический курс " тандема " , сословные интересы компрадорской интеллигенции или цели бизнес-элиты. Церковь не выполняет ничей заказ, кроме Божественного. Она никому ничем не обязана. И служить агитатором и пропагандистом, революцией (реставрацией, модернизацией, либерализацией, оптимизацией и проч.) мобилизованным и призванным не собирается. Именно поэтому против Церкви повели мощную идеологическую кампанию в СМИ, вызвав на политическую сцену Невзоровых, Прохоровых и прочих современных ставрогиных и смердяковых. Но поскольку главный критерий целеполагания у нынешних российских элит – это рентабельность, то совсем уж серьезного террора против " постылых клерикалов " сегодня ожидать, пожалуй, не приходится. Церковь автономна – и значит, говоря языком этих самых " элитариев " , – " клерикалы не при делах " . То есть не пытаются влиять на политическую злобу дня. Стоят над схваткой. И это прекрасно. Божественным произволением Церкви дана возможность вновь прикоснуться к истокам. К тому блаженному состоянию, в котором она находилась в апостольские времена и в эпоху русских святых. Но, как говорит святоотеческая премудрость, сердце надобно держать на небесах, а " ум во аде " . События последнего года – разгул антиклерикализма, борьба со строительством храмов, наступление ювенальной юстиции – заставляют задуматься. Прелести царства " креативных менеджеров " говорят о том, что остаться вне политики православные уже не смогут. Им не дадут этого сделать. За свое место под солнцем придется побороться, как неоднократно подчеркивал Святейший Патриарх и другие наши пастыри.

http://religare.ru/2_92778.html

поиск:   разделы   рассылка Александр Щипков Исходные доктрины Главы из книги " Христианская демократия в России " Формированию социального учения Католической церкви способствовали энциклики папы Льba XIII, включая " Rerum Novarum " (Исходя из новых обстоятельств, 1891), в которой определялась роль церкви в условиях индустриального общества. Описание кризисного состояния современной цивилизации, базирующейся на светской гуманистической, а не христианской культуре, занимает существенное место в социальном учении. Источник кризиса видится в неверном понимании сущности человека в отрыве от Бога. Построение мира без Бога обращается против человека, поскольку последний оказывается в духовном вакууме. Учение развивалось в последующих церковных документах  , наиболее известным из них стало окружное послание II Bamukahckoro собора " Gaudum et Spes " (Радость и надежда, 1965). Учение представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и этических концепций. Окружное послание " Радость и надежда " утверждало независимость церкви, которая не связывает себя ни с одной из существующих политических, экономических и социальных систем. Одновременно церковь настаивала на своем праве вмешиваться в мирские дела, давая им нравственную оценку, основанную на евангельском учении. Церковь должна судить о том, согласуются ли основы конкретного социального строя, формирования или организации с Евангелием. Под " социальным " понимаются все сферы человеческой деятельности: семья, экономика, политика, право, культура. Церковь как собрание верующих должна быть независимой от государства, но она не должна быть от него отделена, поскольку отделение несовместимо с сотрудничеством. Обе структуры – автономны. Социальная доктрина не является политической программой, не дает конкретных технических ответов на проблемы общественной жизни, но указывает принципы общежития: Первенствующая роль в жизни общества отводится мирянам. Миряне имеют специфическое божественное поручение в созидании общества. Они не должны противопоставлять религиозную, профессиональную и социальную сферы деятельности. Они обязаны участвовать в делах общества и осознавать свою ответственность в процессе его преобразования.

http://religare.ru/2_26393.html

Протоиерей Максим Козлов ЖМП 9 сентябрь 2017 /  2 октября 2017 г. 16:50 Протоиерей Максим Козлов: " Церковь активно формирует единое образовательное пространство " Нынешний год для Учебного комитета Русской Православной Церкви юбилейный: этому синодальному учреждению исполняется ровно полтора века. Первый заместитель его председателя протоиерей Максим Козлов в интервью «Журналу Московской Патриархии» рассказал, почему иногда духовные школы просят проинспектировать их вне очереди, когда новоиспеченные регенты превратятся в бакалавров и в каких семинариях можно претендовать на диплом государственного образца. Бакалаврам — новые стандарты — Ваше Высокопреподобие, 150 лет для любой общецерковной структуры — срок солидный. На его протяжении в различные исторические эпохи деятельность комитета наверняка складывалась по-разному. Обозначьте, пожалуйста, основные вехи развития вашего комитета за полтора века. — Действительно, создание Учебного комитета связано с александровскими реформами, отчасти коснувшимися и Церкви — прежде всего ее административного управления. Первый, дореволюционный, период оказался для комитета очень важным. Именно в ту эпоху впервые сложилось единое образовательное поле Русской Православной Церкви, а уровень образования в духовных академиях достиг университетского, по крайней мере в профильных дисциплинах. Выпускник любой семинарии с полным правом мог претендовать на обучение в академиях. Если же он не имел склонности к принятию священного сана, то с легкостью становился преподавателем семинарии, учительствовал в системе народного образования или поступал на другую службу в светские учреждения. В Московской, Санкт-Петербургской, Казанской и Киевской академиях, в свою очередь, трудились многие видные ученые того времени (особенно это касается библеистики, патрологии, церковной истории). Именно в это время сформирован корпус переводов святоотеческого наследия на русский язык, в чем главная заслуга принадлежит именно академической профессуре. В то же время объективности ради следует признать: напрямую, через собственные распорядительные документы, сам Учебный комитет какой-то выдающейся роли в развитии церковного образования за предшествовавшие революции полвека не сыграл. Его управительские функции по отношению к семинариям и к духовным училищам ограничивались рамками внутриведомственных компетенций. Академии оставались достаточно автономными, с собственными уставами, в содержание которых Учебный комитет вмешивался минимально. Как финансирование, так и администрирование духовных школ шло через Синод, и Учебный комитет не стал полноценным общецерковным «министерством образования». Возможно, это и к лучшему: как мы все хорошо знаем, наивысшего образовательного уровня высшая школа достигает там, где ее лицо определяют университеты, а не ведомственная чиновничья бюрократия.

http://e-vestnik.ru/church/protoierey_ma...

Румынская Православная Церковь Описание: Согласно преданию, в пределах современной Румынии проповедовал апостол Андрей Первозванный и ученики апостола Павла, принесшие сюда семена христианства. В V в. на территории Румынии христианство распространял святой Никита Ремезианский (+431). В 1359 году валашский воевода Николай Александр I добился от Константинопольского Патриарха возведения Церкви на территории Валахии в ранг автономной митрополии. С 1885 года Румынская Церковьавтокефальная, в 1925 году провозглашена Патриархатом. Из иноков-подвижников весьма почитаются преподобный Димитрий Басарбовский (XIII в.) и афонский монах святой Никодим Тисманский (+ 1406), канонизированные в 1955 году. Особенно чтится православными румынами великий русский подвижник старец Паисий Величковский (+ 1794), прославленный в лике святых Русской Православной Церковью в 1988 году, который после Афона подвизался в Румынии в Нямецком монастыре и оказал большое влияние на возрождение древних монашеских традиций в духе исихазма в румынских и русских монастырях. Каноническая территория — Румыния; юрисдикция Румынской Православной Церкви распространяется также на ряд епархий в Америке (США и Канада), Западной и Южной Европе. 12 сентября 2007 года коллегия выборщиков, состоящая из 180 епископов, клириков и мирян, избрала шестым Предстоятелем Румынской Православной Церкви митрополита Молдовы и Буковины Даниила . 30 сентября в кафедральном соборе Бухареста во имя святых равноапостольных Константина и Елены состоялась Патриаршая интронизация Блаженнейшего Даниила. Титул Предстоятеля: «Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх Румынский». Патриаршая резиденция находится в Бухаресте. Епархии Румынской Церкви Митрополия Мунтении и Добруджи Бухарестская архиепископия Кафедра: Бухарест. Правящий архиерей: Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Наместник Кесарии Каппадокийской и Патриарх Румынский Даниил.

http://patriarchia.ru/db/text/134497.htm...

Сербы всегда на стороне России как исторического союзника и друга 17 декабря, 2014 На фоне растущей напряженности в отношениях между Россией и Западом епископ Бачский Ириней (Сербская Православная Церковь) рассказал в интервью «Интерфакс-Религия» о том, почему сербы никогда не поддержат антироссийских санкций, о единстве братских славянских народов, объединяющей силе православия и торжестве справедливости над насилием и войнами. -На юго-востоке Украины продолжает литься кровь, в трудном положении оказалась Украинская православная церковь Московского патриархата. Националисты обвиняют ее в поддержке ополченцев, происходят гонения на ее священников и паству, раскольники при поддержке радикалов захватывают ее храмы. Как к этому беззаконию относятся в Сербской православной церкви? — Мне трудно ответить на этот вопрос, потому что мы очень мало знаем о том, что происходит на Украине. Исходя из опыта Сербской церкви с расколами в Македонии, в Черногории, мы считаем, что нельзя смешивать церковную жизнь с проблемами мира сего, с политическими, национальными, псевдонациональными и так далее. В Церкви мы все являемся единым народом Божьим, все мы братья: как говорится в Священном Писании, «нет ни эллина, ни иудея, нет ни раба, ни свободного», даже нет «ни мужского, ни женского», все — один человек во Христе. В Церкви неважно, кто серб, кто русский, кто украинец, кто цыган. Мы все причащаемся одним Телом Христовым, одной Кровью Христовой, и, таким образом, наше родство больше, чем любое родство земное, между родителями и детьми, между братьями и сестрами. Наше родство глубже. Поэтому очень греховно и смехотворно создавать проблемы внутри Церкви на основании того, кто к какой национальности принадлежит, или где какой церковный центр, ведь это исторически меняется. У нас, например, церковной столицей был город Печ, там сейчас сербов почти нет, их силой выгнали. В русской истории, в истории Русского мира Киев является первоисточником христианства на Руси. Но исторически сложилось так, что центром церковной жизни является Москва. Так и у нас было: Охридская церковь Македонии старше Сербской церкви на Балканах, а потом она стала автономной частью Сербской церкви.

http://pravmir.ru/serbyi-vsegda-na-storo...

Скачать epub pdf   Устав Русской Православной Церкви принят на Архиерейском Соборе 2000 г. Определениями Архиерейских Соборов 2008 и 2011 гг. в текст Устава был внесен ряд поправок. Архиерейский Собор 2013 г. принял исправленную и дополненную редакцию Устава. 29 ноября – 2 декабря 2017 года вышло Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О внесении изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви и другие документы Русской Православной Церкви». Глава I. Общие положения 1 . Русская Православная  Церковь  является многонациональной Поместной Автокефальной Церковью , находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами. 2 . Входящие в Русскую Православную Церковь Автономные и Самоуправляемые Церкви, Экзархаты, Митрополичьи округа, митрополии, епархии, викариатства, синодальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, братства, сестричества, духовные учебные заведения, миссии, представительства и подворья (далее по тексту Устава именуемые «канонические подразделения») канонически составляют Московский Патриархат. 3 . Юрисдикция Русской Православной Церкви простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в Российской Федерации, Украине, Республике Беларусь, Республике Молдова, Азербайджанской Республике, Республике Казахстан, Китайской Народной Республике, Кыргызской Республике, Латвийской Республике, Литовской Республике, Республике Таджикистан, Туркменистане, Республике Узбекистан, Эстонской Республике, Японии а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах. 4 . Русская Православная  Церковь , при уважении и соблюдении существующих в каждом государстве законов, осуществляет свою деятельность на основе: а) Священного Писания и Священного Предания; б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и указов Патриарха Московского и всея Руси;

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/usta...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010