(память 27 августа/9 сентября)  Преподобный Пимен Великий принадлежит к числу наиболее выдающихся христианских подвижников. Всего себя он посвятил монашес­кому служению —  духовному деланию, в кото­ром достиг совершенства. Родился преподоб­ный Пимен в Египте около 340 года, в большой семье, где все братья выросли строгими под­вижниками. С ними Пимен и ушел в монастырь, приняв иноческий постриг. В V веке монаше­ство в Египте переживало пору величайшего расцвета. Совсем юным Пимен имел возмож­ность беседовать с мудрейшими Святыми От­цами, благословившими его на служение и предрекшими ему славу великого пастыря —  спасителя многих душ. Это подтвердилось впос­ледствии: множество иноков приходили к нему отовсюду, желая видеть его наставником, мно­гих он воспитал, давая мудрые советы, разре­шая проблемы. Однако внутреннее настроение, образ мыслей и вся жизнь аввы Пимена явля­ли собой решительный отказ от славы, отказ вступать в общение с миром. Сохранилось не мало свидетельств того, как редко и неохотно он позволял нарушать свое уединение, безмол­вие, сокровенное умное делание, как боялся проникновения малейших «вирусов» мирской суеты в благодатную атмосферу смиренной мо­нашеской жизни. Преподобный во всех обсто­ятельствах являл собой образец смиренномуд­рия и простоты. Известно, что он не любил говорить об отвлеченных и возвышенных пред­метах, зато тот, кто всей душой хотел бороться со страстями, всегда был для него желанным собеседником. Преподобный Пимен скончался в возрасте 110 лет, около 450 года. Вскоре после кончины он был признан святым угодником Божиим и наименован Великим —  в знак великого и само­отверженного служения Богу. Побеждай нелюбовь и не допускай пристрастия «Как оруженосец царский стоит пред царем в готовности, так и душа долж­на быть всегда готова против демона блуда. Человек никак не должен давать силы своим помыслам любодеяния и злословия ближнего, он отнюдь не дол­жен ни говорить о них, ни помышлять в своем сердце. Освободившись от них, он получает спокойствие и вели­кую пользу».

http://azbyka.ru/osnovnoj-instinkt-ili-b...

17 ноября 1957 года в Успенском соборе Одессы Патриарх Алексий возглавил хиротонию архимандрита Пимена во епископа Балтского. В слове, произнесенном при наречении, ставленник сказал: «Большим утешением для меня является то, что на высоту епископского служения я был призван из дорогой моему сердцу Лавры преподобного аввы Сергия, с которой тесно связана вся моя жизнь. Приведенный своей родительницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось восемь лет, я впервые исповедывался и причащался Святых Тайн в Зосимо-Савватиевской церкви Лавры, в пустыни Святого Духа Параклита состоялось мое пострижение в монашество, и там проходили первые шаги моего монашеского искуса «вся вменяющего во уметы, да Христа приобрящу». Здесь же я насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности, всегда любвеобильного и благостного приснопамятного наместника Лавры архимандрита Кронида, много добрых семян посеявшего в мою душу». В декабре 1957 года епископ Пимен был переведен из Одессы в Московскую епархию на викарную Дмитровскую кафедру, а в ноябре 1960 года удостоен архиепископского сана. В марте 1961 года архиепископ Пимен был назначен на самостоятельную Тульскую кафедру, а 14 ноября того же года переведен на Ленинградскую митрополичью кафедру. Через два года митрополит Пимен был назначен митрополитом Крутицким и Коломенским, став ближайшим помощником Патриарха, одним из столпов Русской Церкви, хранящих чистоту Православной веры. В воскресные и праздничные дни митрополит Пимен совершал богослужения в кафедральном Богоявленском соборе, неизменно произнося проповеди. 16 апреля 1970 года, за день до своей кончины, Патриарх Алексий возложил на митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена вторую панагию, символически выразив этим свою мысль о преемстве Первосвятительского служения. Возведенный благодатью Божией на Патриарший Престол, новый Предстоятель Русской Церкви продолжал путь, который «предначертал для Церкви» Патриарх Алексий I. Знаменательное слово, с которым Патриарх Пимен выступил в Московской духовной академии 30 ноября 1971 года при вручении ему диплома почетного доктора богословия. Обращаясь к преподавателям академии, Святейший Патриарх сказал: «Я хочу, чтобы наше богословие было всегда сугубо ортодоксальным. Это зависит во многом от вас, от ваших трудов, от ваших богословских воззрений. Мне хотелось бы, - я уже об этом говорил, - чтобы традиции Русской Православной Церкви неукоснительно сохранялись, и чтобы вы в учебных программах уделяли больше внимания укреплению в слушателях сознания, что необходимо традиции Русской Православной Церкви соблюдать и хранить... Студентам и воспитанникам необходимо прививать любовь к церковнославянскому языку, объяснять им, что церковно-славянский - это язык богослужебный, язык красоты особой, чистой. А этот вопрос либо обходится молчанием, либо предпринимаются попытки дать ему превратное, нежелательное толкование».

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

— Научился поститься шесть дней, а от гнева не может воздержаться и один день. Пресвитер одного монастыря, услыхав о неких братиях, ходивших часто в город, мывшихся в бане, не прилежавших к спасению своему, — разгневался на них и, придя в монастырь, снял с них одеяние монашеское; но потом раскаялся, пошел к авве Пимену и рассказал ему о всем, что он сделал с теми братьями. Старец же сказал ему: — Не имеешь ли и ты в себе чего-либо от ветхого человека; или, быть может, ты окончательно совлекся его [ 7 ]? Пресвитер услышав от старца такие слова, умилился, призвал тех братий, которых огорчил, раскаялся им и снова облек их в одеяние монашеское. Однажды пришел к авве Пимену авва Исаак и, увидав, что он возливал на ноги свои небольшое количество воды, сказал ему: — Как жестоко иные удручают тело свое! Старец же сказал ему: — Мы не научены быть телоубийцами. И потом сказал: — Бывает иногда, что человек кажется молчащим: но если сердце его осуждает других, то он говорит всегда. И есть такие, которые с утра до вечера говорят языком, но в то же время соблюдают молчание (ибо не осуждающий ближнего — то же, что молчащий). Авва Иосиф рассказал, повествуя так: — Когда однажды мы сидели у аввы Пимена, среди нас был юный брат Агафон; желая что-то сказать сему Агафону, старец (Пимен) назвал его аввою, сказав так: — Авва Агафон. Но мы сказали старцу: — Этот брат еще юн; почему ты называешь его аввою? Старец же отвечал: — Уста его молчаливые заставляют меня называть его аввою. Потом говорил еще авва Пимен: — Брат, находящийся вместе с ближним своим, должен уподобиться истукану каменному; будучи обижаем, он не должен гневаться; будучи хвалим, он не должен превозноситься. Еще сказал: — Злом никогда не победить зла; если кто-либо причиняет тебе зло, то окажи таковому добро; тогда твоя добродетель препобедит его злобу. Этой добродетели (как и другим добродетелям) преподобный Пимен поучал и самым делом; ибо до его прибытия из скита в Египет, в Египте жил некий старец, почитаемый всеми. Когда на то место пришел авва Пимен, то многие, оставив того старца, начали приходит к Пимену; по сей причине тот старец начал гневаться на пришедшего авву (Пимена), стал завидовать ему и говорить о нем дурное. Когда авва Пимен услыхал об этом, то опечалился и сказал своим братиям:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Что дает человеку удаление от поводов к страстному возбуждению? Чтобы меньше страдать от страстных помыслов, надобно удаляться от поводов к возбуждению их. «Должно удаляться от всего страстного, – говорил авва Пимен. – Человек, близкий к тому, что может породить страсть, подобен стоящему над глубокой пропастью, и враг легко может низвергнуть человека в пропасть. Но удаляющийся от могущего возбудить страсть подобен далеко стоящему от пропасти. Пусть враг повлечет его, чтобы низвергнуть в бездну, но доколе будет влечь его с принуждением, он воззовет к Богу, и Бог поможет ему». Неуступчивость страстям: что ею достигается? Главная хитрость подвизающегося – всячески не уступать помыслам. Брат спросил авву Пимена: «Может ли человек всегда удерживать свои помыслы и не уступать врагу?» И старец ответил: «Есть человек, который десять удерживает, а в одном уступает». А авва Сисой на тот же вопрос брата ответил: «Действительно есть человек, который ни в чём не уступает врагу». Он имел в виду авву Пимена. На вопрос аввы Анувия, спросившего о нечистых помыслах, рождающихся в сердце человеческом, и суетных пожеланиях, авва Пимен сказал: «Величается ли секира пред тем, кто рубит ею» ( Ис. 10, 15 ). Не подавай им руки, и они ничего не сделают. Что же выйдет из такой неуступчивости? Страсти замрут. «Если сундук с платьем будет оставлен без попечения, – говорил авва Пимен, – то платье со временем истлеет. Так и помыслы, если не будем исполнять их на самом деле, со временем исчезнут или как бы истлеют». Или «если кто положит в кувшин змею и скорпиона и закроет его, то, конечно, гады со временем сдохнут. Так и худые помыслы, происходящие от демонов, замрут, если с терпением будем противостоять им и не давать им пищи». Кроме противления страстным помыслам, чем еще очищается сердце? Удаляясь от зла безжалостным противлением страстным помыслам, в то же время надо творить благо, насаждая в себе всякую добродетель. Тем и другим скоро очищается сердце. Святой Пимен по этому поводу приводит изречение аввы Иоанна Ко лова: «Я желаю хотя в некоторой степени иметь все добродетели». А далее и свой предлагает урок: «Когда человек намерен строить дом, то собирает множество материалов и различного рода веществ, чтобы можно было ему построить дом. Так и мы должны приобрести хотя бы в некоторой степени все добродетели».

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

У старца могло быть и много учеников. У аввы Агафона, аввы Арсения и аввы Милесия их было по двое 837 , у аввы Силуана – двенадцать 838 , а у одного старца, неизвестного нам по имени, – пять 839 . Но к самым известным старцам приходило большое число юношей или уже молодых монахов, которые учились у них, но не поддерживали с ними постоянного общения и зачастую не селились рядом. Авва Моисей после своей кончины оставил семьдесят учеников 840 . Много их было и у Антония Великого , но, когда он умер, с ним оставалось только два монаха 841 . Мы не знаем точных цифр, но известно, что другие старцы, такие как Макарий, Иоанн Колов, Пимен, еще при жизни воспитали значительное духовное потомство. Про авву Иоанна Колова говорили: «Что же это за Иоанн, который своим смирением подвесил весь Скит на одном малом пальце своем?» 842 Но тем не менее у аввы Иоанна был только один «свой» ученик. Обычно со старцем подвизались один или двое учеников, а остальные селились в кельях по соседству. Но только вокруг самых знаменитых старцев формировались некие монашеские объединения, о которых нам известно благодаря недавним раскопкам в Келлиях, но которые, без сомнений, существовали и в Нитрии, и в Скиту. В конце IV века, согласно Иоанну Кассиану , в Скиту было четыре церкви, что соответствовало четырем монашеским общинам, основанием для которых послужили поселения учеников вокруг одного из великих старцев 843 . Примерно в то же время Палладий пишет о существовании в Келлиях «братства», объединенного вокруг Евагрия и его друга Аммония 844 . И в наши дни коптские монастыри, со своими кельями и церквями, имеют черты, которые можно было бы перенять и аналогичным монастырям на Западе. На самом деле они представляют собой объединение учеников вокруг одного или нескольких старцев. Образ жизни, который уже больше двадцати лет восстановлен в монастыре Святого Макария, сильно напоминает феномен, существовавший начиная с IV века в Вади-Натрун, а также в Нитрии и Келлиях. Известный современный старец, абуна Матта-аль-Маскин, прибыл сюда в 1970 году со своими учениками, которых было около двенадцати. Число учеников постепенно возрастало, и сегодня община насчитывает более сотни монахов, которые на самом деле являются отшельниками, несмотря на то, что общинная жизнь развита здесь чуть лучше, чем в других коптских монастырях. Как любят говорить монахи из обители Святого Макария, впечатляющий ансамбль монастыря – это не более чем «фасад» в пустыне. По их мнению, подлинная монашеская жизнь и подлинное пустынножительство осуществляются несколькими учениками отца Матта-аль-Маскина в пещерах по соседству с монастырем. Между духовным отцом и его последователями все еще сохраняется та же атмосфера духовной свободы, которая была свойственна взаимоотношениям старцев IV века со своими учениками. Дух Божий, что привел монахов в пустыню, остается единственным подлинным учителем, который их вдохновляет и воодушевляет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Действительно, в той области, где я был епископом, была распространена несторианская ересь, но я с ней боролся». Мы не в состоянии подтвердить истинность этого видения или его отвергнуть. Во всяком случае, не поддается сомнению то, что происшедшее со Старцем событие было сверхъестественным. Это событие с ясностью и четкостью известило Старца о православии и святости аввы Исаака. Книга преподобного Исаака лежала в возглавии кровати Старца. Он читал эту книгу постоянно, и шесть лет она была его единственным духовным чтением. Он читал одну фразу из этой книги и целый день повторял ее в уме, «работая» с ней глубоко и деятельно, по его собственному выражению, подобно тому как «жвачные животные жуют жвачку». В благословение приходящим Старец раздавал выдержки из слов святого Исаака, желая побудить людей к чтению его творений. Старец верил, что «изучение аскетических трудов аввы Исаака приносит большую пользу, потому что оно дает уразуметь глубочайший смысл жизни, и если у человека, который верит в Бога, есть малые или большие комплексы любого рода, помогает ему от них избавиться. В книге аввы Исаака содержатся многие духовные «витамины», благодаря которым это чтение изменяет душу» . Мирянам Старец тоже советовал читать авву Исаака, но — понемногу, чтобы усваивать прочитанное. Старец говорил, что книга аввы Исаака имеет такую же ценность, как целая библиотека Святых Отцов. В том экземпляре книги аввы Исаака, которую читал Старец, под иконописным изображением Святого, где он держит в руках перо, Старец Паисий подписал: «Авва, дай мне твое перо, чтобы я подчеркнул все слова в твоей книге». То есть Старец хотел сказать, что книга эта имеет столь великое достоинство, что стоит подчеркивать в ней каждое слово. Старец не только читал слова аввы Исаака, но и испытывал к нему многое благоговение и особенно почитал его как Святого. На маленьком престоле храма его кельи «Панагуды» одной из немногих помещавшихся там икон была икона преподобного Исаака Сирина. От любви и благоговения к Преподобному, Старец дал его имя одному из монахов, которого постриг в великую схиму.

http://pravmir.ru/249925/

3). Иоанн Лествичник (ок. 525–606 гг.) – преподобный христианский святой, отшельник и подвижник. Принял пострижение в Синайской обители, провел в уединении более 40 лет, за несколько лет до смерти был избран игуменом. Автор знаменитого руководства к монашеской жизни «Лествицы райской», в которой рассматривал монашеский подвиг как процесс непрерывного и сложного восхождения по лестнице духовного очищения и самосовершенствования и давал аллегорические описания различных стадий на этом пути. Цель этого творения – научить, что достижение спасения требует от человека нелегкого самоотвержения и усиленных подвигов. Сочинение Иоанна Лествичника пользовалось огромной популярностью среди византийского и русского монашества. Память 30 марта (12 апреля). Цит. по Patr. Migne. PG, t. 88 и по книге «Лествица». Дорофей авва (кон. VI в. и VII в.) – святой Преподобный, был учеником преподобного Иоанна Пророка в палестинском монастыре аввы Серида в VI веке. После кончины преподобного Иоанна Пророка, когда авва Варсануфий принял на себя совершенное молчание, преподобный Дорофей оставил монастырь аввы Серида и основал другую обитель. Преподобному авве Дорофею принадлежит 21 поучение, несколько посланий, 87 вопросов с записанными ответами преподобных Варсануфия Великого и Иоанна Пророка. Поучения аввы Дорофея являются начальной книгой вступивших на путь духовного делания. Простые советы, как поступить в том или другом случае, и тончайший анализ помыслов и движений души являются надежным руководством для тех, кто решил опытным путем читать творения аввы Дорофея. Творения аввы Дорофея находились во всех монастырских библиотеках и непрестанно переписывались. Поучения аввы Дорофея относятся не только к инокам: во все времена эту книгу читали все, кто стремился исполнить заповеди Спасителя. Празднуется 18 июня (5 июня по старому стилю). Цит. по Patr. Migne. PG, t. 88 и по Добротолюбию (т. 2). Иоанн Дамаскин (ок. 675–753) – преподобный святой, один из отцов церкви, богослов и гимнограф. Служил при дворе калифа в Дамаске, ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Всё это, вместе взятое, во всей своей оригинальности, очень соответствует своеобразному колориту абиссинского богослужения, вообще, с пестротой его одежд, разноцветными зонтами, составляющими неотъемлемую часть их религиозных процессий, круглыми храмами с концентрическими алтарями, посохами у монахов, музыкальными инструментами и религиозными ритмическими движениями, назвать которые надо не плясками, а хороводами. Всё это, равно как и глубокое бытовое благочестие, напряженная молитвенная жизнь, унаследованная от времен свв. Антония и Павла, традиция монашеской древности, аскетические упражнения, неведомые или забытые нами, говорят о живой религиозности этого народа. Царский двор их по стилю и быту можно назвать провинциальной маленькой Византией, настолько весь его уклад пронизан молитвой и церковностью. Монастыри их – живые наследники аскетизма и созерцательной жизни классических времен пустынножительства. Это не засохшая ветвь природной маслины, хоть и надломившаяся, но не оторвавшаяся и не одичавшая. Она ждет быть привитой к мистическому телу Вселенской Церкви. Как уже указывалось, в числе святых, поминаемых в этих ходатайственных молитвах после Пресв. Богородицы, поминаются наряду с вселенскими святыми и свои поместные угодники и нередко ересиархи монофизитства. Особенно подробно это совершается у эфиопов в их «апостольской» литургии: «... Молитвами и ходатайством, которые совершает о нас Владычица всех, святая и чистая Мария, Матерь Божия, и молитвами великих светил Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, и четырех бестелесных живых существ, и двадцати четырех старцев небесных, св. Иоанна Крестителя, Отцов наших патриархов, апостолов, семидесяти двух учеников и трех отроков, св. архидиакона Стефана, св. Георгия, св. Феодора, св. Меркурия, св. Мины, св. Филофея, св. Василида, св. отца Ноба и всех мучеников Господних, так же великого и св. отца нашего аввы Антония и свв. отцов наших трех Макариев, и отца нашего аввы Вихоя, и аввы Иоанна, аввы Кира, и отца нашего аввы Варсомы, отца нашего аввы Саламы, Иоанна Кемы и преподобного отца нашего Павла, и святых отцов греческих Максима, Димитрия, св. отца Моисея и сорока мучеников, и отца нашего Текла-Хайманота, и отца нашего, досточтимого патриарха НН, и царя нашего Клавдия...»

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Апо-Иоанна иконома, и мученичество Диоскора. Месяц Тупе (Январь) 1) Мученичество архидиакона Стефана, и Леонтии. 2) Мученичество епископа Галлика, и патриарха Феоны. 3) Младенцев избиенных от Ирода. 4) Преставление Иоанна Богослова и евангелиста, и царя Константина. 5) Мученичество Арсения, и успение Матфея. 6) Обрезание Господне, с взятие пророка Илии на небо. 7) Успение Сал-Петра, и перенесена мощей Психсрона. 8) Успение Вениамина, и память Андроника. 9) Память пророка Малахии, иже от меньших. 10) Препразднство Богоявления. 11) Богоявления, и мученичество Анатолия. 12) Мученичество Феодора Тирона, и память архангела Михаила. 13) Брак в Кане галилейской, и перенесение мощей аввы Пеора. 14) Успение Архилина, и Максима брата Дометиева. 15) Пророка Авдия, и успение Григория. 16) Мученичество Филофея, и успение Иоанна. 17) Память Максима и Дометия. 18) Успение аввы Иакова епископа Низибийского. 19) Обретение мощей Пахора, и Пеора и Авирона. 20) Успение Прохора, единого от седмидесяти. 21) – 22)  Антония великого . 23) Тимофея и Афанасия волхва. 24) Успение Марии подвижницы, и память аввы Псада. 25) Успение Петра Кананейского, и Феклы мученицы. 26) Мученичество сорока седьми в Хэхате, и Анастасии. 27) Память ангела Сориэла, и мученичество Серапиона. 28) Мученичество Климента, и Апако. 29) Ксении и Кориана. 30) Мученичество дев и Софии матери их. Месяц. Емсор (Февраль) 1) Собор ста пятидесяти отец, иже в Константинополе. 2) Аввы Пула, и Лонгина игумена обители птичьей. 3) Иакова монаха. 4) Агапия единого от седмидесяти. 5) Егрипиана, и Апо-Еппе, и Апанона. 6) – 7) Александра и Феодора. 8) Сретение Господа десницею Симеона священника. 9) Аввы Варсамы Сирина, и аввы Павла Сирина. 10) Мученичество апостола Иакова Алфеева, и Диста. 11) Мученичество Влахлиоаса, и аввы Иоанна патриарха. 12) Пахомия и Геласия. 13) Рождество св. Виктора, и мученичество Феодора сына Василиды. 14) Аввы Севира, и аввы Иакова. 15) Пророка Захарии. 16) Сорока мучеников иже в Севастии, и успение Елисаветы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Источник этого изречения – одна из апофтегм, ответ аввы Матоя. Спросил брат авву Матоя, говоря: «Скажи мне слово». Он же сказал ему: «Иди, умоляй Бога, да даст печаль в сердце твое и смирение. И внимай всегда грехам твоим, и не суди других, но будь ниже всех. И не имей дружбы с отроком, ни знакомства с женщиной, ни другом еретика. И отсеки дерзновение от себя. И владей языком и чревом своим, и воздерживайся от вина. И если кто-нибудь говорит с тобой о какой-либо вещи, не спорь с ним, но если говорит хорошо, скажи “Да”, если же плохо, скажи: “Ты знаешь, как говоришь”. И не спорь с ним о том, что он говорил. И это есть смирение» . Мы видим, что при общности материала изречение аввы Олимпия из «Луга» отличается от Апофтегм в сторону лаконичности. Оно трехчастно и, вероятно, на него также повлияло трехчленное изречение аввы Антония: «Вопросил авва Памво авву Антония: “Что мне делать?”. Говорит ему старец: “Не будь уверен в своей праведности, не пекись о вещи прошедшей и будь воздержан языком и чревом”» . Сравнивая эти два изречения Апофтегм с сентенцией из «Луга», мы должны признать, что изречение аввы Даниила явилось источником с точки зрения «строительного материала», а изречение аввы Антония – со структурной точки зрения . Однако сентенция аввы Олимпия отличается от них обоих с точки зрения «библеизированности» – большего влияния Священного Писания. Здесь можно выделить как минимум две библейские аллюзии на псалтирь: «И на седалище губителей не седе» (Пс. 1, 2) и «Чужд бех братиям моим И странник сыном матери моея, Яко ревность о доме твоем снеде мя» (Пс. 68, 9), которая связана со странничеством. В свою очередь, цитата из шестьдесят восьмого псалма выводит нас на христологическую перспективу, поскольку эти слова в Евангелии от Иоанна применяются ко Христу . Таким образом, монах уподобляется Иисусу Христу – с одной стороны, как Страннику, Который «не имеет где главы приклонить» (Мф. 8. 20), с другой стороны, как Ревнителю, если мы будем иметь в виду подразумеваемое расширение цитаты .

http://bogoslov.ru/article/1158226

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010