Однажды сей Пимен упросил старца Павла отвести его к преподобному Паисию. Увидев его, [святой] Паисий сказал Павлу: «Сие дитя спасет многих, с ним – рука Божия». Со временем Пимен принял монашество и привлек к иноческому подвигу еще двоих своих братьев. Как-то раз мать пришла увидеть своих сыновей, однако Пимен не пустил ее внутрь, но через дверь спросил: «Чего ты больше хочешь: увидеть ли нас здесь или там, в вечности?» Мать удалилась с радостью, говоря: «Если наверняка увижу вас там, то не хочу видеть вас здесь». В монастыре сих трех братий, управляемом старшим братом, аввой Анувием, был следующий устав: ночью 4 часа [монахи] проводили в рукоделье, 4 часа спали и 4 часа пели псалмы. Днем с утра до полудня попеременно занимались они трудом и молитвой, от полудня до вечерни – чтением, а затем готовили себе ужин; [то был] единственный прием пищи в сутки, состоявший, по обыкновению, из каких-нибудь трав. О жизни братии сам Пимен говорит: «Ели мы то, что нам предлагали; никто никогда не сказал: «Дай мне что-нибудь другое»; или: «Я этого не хочу». Таким образом, всю жизнь провели мы в безмолвии и покое». [Преподобный Пимен] подвизался в V веке и мирно почил в глубокой старости 129 . Преподобный Пимен, глубина премудрости, Луч сияющий Христова Света, [Невечернего.] От он суеты отрекся с твердостью, [Положил устам своим преграду крепкую:] Никому не высказал слова укоризненного. Препирались [как-то] раз братья перед ним, Он молчал; иные же его [открыто] упрекали: «Неужели тебе дела нет до ссоры братней?» Отвечал им Пимен: «Я уже давно умерший». «Как спастись мне, – некто вопросил, – Чтобы ум мой не внимал прилогам вражиим?» – На воду кипящую не садятся мухи, От души же пламенной убегают бесы. А другой промолвил: «Что важнее в Слово ли разумное или же молчание?» – И одним и другим прославляется Бог! Ради славы Господней избери, что полезнее. – Как от злобы [коварной] укрыться возможно? – [Вопросил его инок смущенный.] – Злобу злобой никак одолеть не удастся! Сотвори же обидчику некое благо, Дабы сердце его разгорелось, оттаяло.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

VII. Преподобный Пимен «многоболезненный» путем тяжкой болезни достиг Царствия Небесного. Он родился больным и больным вырос. Много раз просил он родителей отдать его в монастырь; но им жаль было расставаться с единственным сыном-наследником. Болезнь усиливалась так, что не было надежды на выздоровление – и родители отнесли его в Печерский монастырь, прося молитв о его здоровье. В обители по просьбе родителей молились об исцелении страдальца; но страдалец уже чувствовал высокую цену страданий, и молитва его о продолжении болезни была услышана Господом. Много лет провел Пимен в тяжкой болезни. Прислуживавшие ему тяготились им и часто оставляли без хлеба и воды, голодным и в жажде; но Пимен все терпел с радостью. В пещеру его принесли другого больного, чтобы за обоими ухаживать за один раз; но и обоих часто оставляли без присмотра. «Брате, – сказал раз Пимен лежавшему с ним, – служащие гнушаются нами; если Бог исцелит тебя – станешь ли ты исполнять эту службу?». Больной обещался служить больным до смерти своей. По слову Пимена он встал здоровым и стал служить болящему. Раз он обленился в служении, и вновь постигла его болезнь; но Пимен опять исцелил его. «Маловерный, – сказал ему тогда Пимен, – разве ты не знаешь, что равную награду получают и больной, и тот, кто служит ему? Терпение бедных не пропадает даром: здесь скорбь и туга, – там радость и веселье. Потому-то терплю я все. Бог , Который исцелил тебя от болезни, может и мне возвратить здоровье; но я не желаю того. Претерпевший до конца спасется. Пусть весь я сгнию в этой жизни, только бы там плоть моя оставалась без истления; пусть здесь будет смрадный запах, только бы там наслаждаться благоуханием неизреченным. Что значит эта смрадная и тесная храмина, как не суд прежде Суда того, мучение прежде муки бесконечной?» Двадцать лет провел Пимен в страдании. Перед смертью он стал здоров, простился со всей братией, причастился в церкви Святых Таин, поклонился гробу св. Антония и указал место для его погребения. (Извлеч. из кн. «Русские святые, чтимые всей Церковью или местно» Филарета, архиеп. Черниг. ч. II. Спб. 1882 г., стр. 472–474).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Я не скажу, что патриарх Пимен был закрытым человеком, просто он не говорил того, чего не надо. – Патриарх Пимен с особой любовью относился к Богоявленскому собору, его клиру. Расскажите, пожалуйста, о московских традициях, которые чтил патриарх Пимен и которые сегодня, возможно, забываются. – Я не скажу, чтобы эти традиции ушли, их соблюдают. А патриарх Пимен с огромным уважением относился к церковным традициям, и для него сохранение церковных традиций было законом. Почти в каждом храме московском были свои традиции, и я надеюсь, что они соблюдаются и сегодня. В нашем соборе патриарх служил почти каждый праздник и воскресный день; после литургии бывал обед, на котором патриарх присутствовал, разговаривал с нами о церковных делах. Это был небольшой избранный круг лиц: настоятель, староста, казначей, которая всю жизнь провела в нашем соборе. Естественно, что после службы патриарх всегда говорил проповеди, и накануне, во время всенощной, он всегда говорил краткие проповеди. Он знал все духовенство Москвы; правда, в то время духовенства не было столь много, как сейчас. К нему приходили старшие священники, и патриарх долго с ними беседовал. Отец Василий Серебренников, ныне покойный московский старец, любил бывать у патриарха, и еще были некоторые лица. Святейший Патриарх почти каждый раз, когда служил литургию, исповедовался, и наш ключарь отец Николай Воробьев принимал исповедь у Святейшего. Патриарх Пимен всей душой и телом отдавался церковному богослужению. Так совершать богослужение, как совершал его патриарх Пимен, редко кто мог и может. Собор наш большой, не было никаких звукоусилителей, но голос патриарха был слышен в каждом уголке собора. Особенно красиво читал он Покаянный канон преподобного Андрея Критского, очень внимательно. Очень любил совершать акафисты. Каждую пятницу патриарх служил акафист Божией Матери в храме Илии Обыденного. Приходил без всякой встречи, как простой священник. – Известно, что патриарх Пимен считал себя прихожанином храма Илии Обыденного. С чем это могло быть связано?

http://pravoslavie.ru/36229.html

Несомненное достоинство книги состоит в том, что предисловие дает вдумчивый анализ бытия богато одаренной личности в скупо, но выразительно обрисованном контексте, в котором нет лишних патетических восклицаний, а все, что сказано, сказано “в связи и по поводу”. И только затем — это хороший композиционный прием — следует краткая биографическая справ­ка, из которой мы узнаем, что архиепископ Пимен (Дмит­рий Евгеньевич Хмелевский) родился в Смоленске 26 сентября 1923 г. Во время войны умерли от голода и болезней его родители, и воспитателями сироты стали протоиерей Иоанн Голуб и его матушка Стефанида Ивановна. В 1943 г. послушник Жировицкого монастыря Димитрий принял постриг с именем Пимен. В 1945–49 гг. — обучение в Минской Духовной академии, рукоположение во иеромонаха. В 1951–53 гг. — Московская Духовная академия, где студент иеромонах Пимен исполняет обязанности благочинного академического и семинарского духовенства. Окончил Академию с защитой диссертации и был оставлен профессорским стипендиатом; преподавал и одновременно исполнял обязанности священника домовой церкви в московской резиденции Святейшего Патриарха Алексия I. С 1955 г. игумен Пимен трудится в Иерусалимской Миссии, а в 1956 г. возводится в сан архимандрита и становится начальником Миссии. С сентября 1957 г. архимандрит Пимен — заместитель наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, а с ноября — наместник и преподаватель. По благословению Патриарха он постриг в монахи, в частности, будущих Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима, митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси и других. Первым делом рукоположенного в 1965 г. в сан епископа Саратовского и Волгоградского преосвященного Пимена стала борьба за возвращение Церкви пяти приходов, закрытых при хрущевских гонениях. Через два года приходы были возвращены. За годы правления владыки Пимена число приходов настолько умножилось (разу­меет­ся, в основном после празднования тысячелетия Русской Церкви), что епархию пришлось разделить надвое, и архиепископ (с 1977 г.) Пимен возглавил в 1990 г. Саратовскую и Вольскую епархию. В 1989 г. Владыка благословил создание первой в России духовно-певческой школы и сам принимал активное участие в ее организации. За годы своего служения архиепископ Пимен неоднократно удостаивался церковных наград, в том числе и от разных Православных Поместных Церквей. Скончался он в 1993 г.; погребен у алтарной стены Свято-Троиц­кого кафедрального собора в Саратове.

http://pravmir.ru/retsenzii-tserkov-vlad...

У князя Долгорукова за столом был преосвященный, барон Боде-Колычев, князь А. М. Хилков, князь Мещерский, отец Пимен, протоиерей Ключарев и Зубов. Под конец обеда князь, предложив пить за здоровье преосвященного, сказал ему: " Теперь желаю вам благополучного пути, а потом скорого, скорого к нам опять возвращения!» Все присутствовавшие улыбкой сочувствия скрепили эти слова. После обеда был подан кофе, и тотчас же все собрались разъезжаться. Князь пошел провожать преосвященного до лестницы. Могло ли ему тогда придти на мысль, что он навсегда прощается с преосвященным Леонидом и в последний раз с ним видится? Отец Пимен простился «с отъезжавшим в нижних сенях; проводить его на железную дорогу он не мог, потому что в этот вечер ему предстояло служить всенощную на Саввинском подворье по просьбе преосвященного Никодима, отправившегося на праздник преподобного в Саввин монастырь. Преосвященный Леонид сел в карету и поехал по направлению к Иверской часовне, отец Пимен все еще стоял на подъезде и провожал глазами карету, навсегда увозившую от него лучшего его друга, с которым ему уже не суждено было более видеться... На следующий день была получена от преосвященного из Ярославля телеграмма, извещавшая, что он благополучно возвратился и в этот день совершил литургию. II Декабря 16, в четверг, часу во втором дня отец Пимен сидел у себя в келье за письменным столом и что-то писал, когда вошел к нему возвратившийся из Москвы его письмоводитель, отец Федор, высокий благообразный старец с седою длинною бородой, подал ему привезенный номер Московских Ведомостей и сказал со слезами на глазах: «Я привез вам, батюшка, плачевную весть.» – Что же такое,– спросил отец Пимен,– или умер кто из ваших родных? •– Нет, батюшка, и родные все живы, а владыка, высокопреосвященный Леонид, приказал вам долго жить! Отец Пимен в недоумении посмотрел на него, не понимая, что он ему такое говорит, и это прискорбное известие как будто даже и не поразило его: так внезапно было оно и столь невероятным оно ему казалось...

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Нестор 2 сентября 2013, 09:48 Всё-таки преподобный Пимен - всероссийский святой. Его прославили на Архиерейском Соборе 2004 года. До этого он был местночтимым, входил в Собор московских святых. Елена 1 сентября 2013, 23:34 Есть замечательная, искренняя и теплая книга с жизнеописанием прп. Пимена, которую написал его ученик Д.Д. Благово, впоследствии архм. Пимен (Благово). Она о простом человеке, но не оставила сомнений в его святости. Обрадовалась, что он был канонизирован. Радостно сознавать, что такие светлые, чистые люди жили совсем недавно, немногим больше ста лет назад. Очень хочется узнать и о самом архм. Пимене (Благово), уверена, что это был необычный человек. Вадим 1 сентября 2013, 12:13 Спасибо за статью!Преподобный отец Пимен как " свете тихий... " , освещающий простые, немудрствующие души. Константин 31 августа 2013, 23:29 Спасибо за текст статьи!!!! Четко, ясно и с душой и с уместным юмором!!! Без чудес о чудесном святом! ГНМ 31 августа 2013, 23:22 Спасибо, Роман, хорошо! lyudmila toll 31 августа 2013, 21:51 преподобне отче Пимен моли БОГА о нас ЕВГЕНИЙ 31 августа 2013, 15:34 СПАСИ ГОСПОДИ, РОМАН !!! р.Божия Ирина 31 августа 2013, 07:10 Остались ли труды Преподобного Пимена? Думаю, что его слово было бы намного лучше и полезнее ,чем вся эта статья. Виталий 30 августа 2013, 17:00 Преподобный отче Пимен, моли милостивого Бога о нас грешных! Ольга 30 августа 2013, 16:49 «А почему святой?» Конечно, святой! «Соблюсти в точности и то, что нам положено по уставу» (а часто, т.е. чуть менее, чем всегда, положено сухоядение) и «строгое воздержание от рыбы» не считать «чрезмерным воздержанием» может только святой. p.s. что же всё-таки значит «сухоядение»? неужто действительно нельзя варёную пищу? Наталья 30 августа 2013, 14:51 Спасибо за знакомство!!! Какое счастье оказаться рядом с таким человеком. Наталья 30 августа 2013, 14:32 Преподобный Пимен Угрешский, моли Бога о нас грешных. Валентин 30 августа 2013, 13:49 Замечательно! Слава 30 августа 2013, 12:30 Бог в помощь

http://pravoslavie.ru/63717.html

29 ноября 1944 года отец Пимен был задержан милицией в Москве за нарушение паспортного режима. В результате разбирательства его обвинили в уклонении от воинской службы, в том, что он «скрывался от ответственности под видом служителя религиозного культа». Незадолго до этого, 18 ноября 1944 года, Берия направил записку Сталину о том, что работники госпиталей выдают справки об освобождении от военной службы без достаточных оснований. 15 января 1945 года военный трибунал приговорил С.М. Извекова к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на десять лет и лишению звания «старший лейтенант». Этот приговор нельзя назвать справедливым. На момент ареста он не мог быть назван дезертиром, так как подлежал освобождению от службы как священнослужитель. Следует сказать, что впоследствии Патриарх Пимен получил памятные юбилейные медали в ознаменование победы в Великой Отечественной войне. Эти медали вручались ему в торжественной обстановке. 4 марта 1945 года иеромонах Пимен по этапу был доставлен в Воркуто-Печорский лагерь за Полярным кругом. Условия этого лагеря были суровыми. Жгучие морозы, отсутствие санитарных условий и нормальной пищи обрекало на смерть большинство заключенных. Медицинская специальность вновь пригодилась отцу Пимену — в лагере он работал санинструктором. 18 сентября 1945 года иеромонах Пимен был освобожден по амнистии для участников войны. К этому времени он был уже очень плох — страдал сильными болями в позвоночнике. После освобождения он вернулся в Москву и обследовался. Медицинское обследование выявило туберкулез позвоночника. До февраля 1946 года отец Пимен находился на стационарном лечении в Московском областном туберкулезном институте. Служение в Муроме, Одессе, Рязани и Ростове-на-Дону После выхода из больницы иеромонах Пимен возвратился к пастырскому служению. Епископ Владимирский и Суздальский Онисим (Фестинантов) 20 марта 1946 года назначил его в клир Благовещенского собора города Мурома. Епископу Онисиму отца Пимена рекомендовал служивший в этом соборе схиигумен Савватий (Крутень). С отцом Савватием (тогда еще иеромонахом Серафимом) инок Платон (Извеков) познакомился в 1925 году в Сретенском монастыре.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1339332...

Начало 1947 года иеромонах Пимен провел в Рязани. Сюда был переведен его старый друг, с которым он принимал постриг в Сретенском монастыре в 1925 году, епископ Иероним (Захаров). Последний служил в Молдавии и под давлением Совета по делам РПЦ был переведен в Рязань. С ним и отправился отец Пимен. Прихожане очень полюбили высокого и добродушного иеромонаха, произносившего прекрасные проповеди, в которых он говорил и о вопросах, относящихся к области, как бы мы сейчас сказали, естественнонаучной апологетики, применяя свои знания в области биологии. Храм стал быстро наполняться народом, в том числе и молодежью. За несколько месяцев пребывания в Рязани у него появились духовные чада, помнившие его затем всю жизнь. Рязанский уполномоченный Совета по делам РПЦ был всерьез обеспокоен этим и добился отъезда отца Пимена из Рязани. Покойный митрополит Симон (Новиков)рассказывал, что в октябре 1972 года, принимая его как нового епископа на Рязанской кафедре, Святейший Патриарх Пимен сказал: «Мне там в молодости здорово досталось за проповеди». В декабре 1947 года отец Пимен последовал за епископом Сергием (Лариным) в Ростов-на-Дону, где стал секретарем епархиального управления и ключарем кафедрального собора. В июле 1948 года вместе с епископом Сергием он побывал в Москве на Всеправославном совещании глав и представителей Православных Церквей. А в Ростове отец Пимен имел возможность достаточное время посвящать духовной поэзии. Уезжая из Ростова, отец Пимен так наставлял своих чад: «Каждый день, как только наступит 11 часов ночи, я буду молиться о вас и представлять, что сейчас, в эту же самую минуту, вместе со мной молятся и все дорогие мои чада… Горячо любите всех, чтобы познали все, что вы “Христовы ученицы”». Административные способности, проявленные игуменом Пименом, способствовали его назначению 11 августа 1949 года наместником Псково-Печерского монастыря, где были живы традиции православного старчества. После получения телеграммы протопресвитера Николая Колчицкого о своем назначении, отец Пимен сразу же выехал в обитель, чтобы принять дела у бывшего наместника монастыря епископа Владимира (Кобца). Последний, побывав в обители через некоторое время, поразился тому, как много удалось сделать новому наместнику. Однако самоотверженные труды не прошли бесследно: Святейший вспоминал, что именно в это время у него появился сахарный диабет.

http://pravoslavie.ru/36227.html

Определением Святейшего Синода от 3 июля 1917 года Преосвященный Пимен был освобожден от должности начальника Миссии и назначен на Семиреченскую и Верненскую кафедру, викарием Туркестанским. Указ о переводе отравился тогда же, но, вследствие непонятной задержки и пути, епископ Пимен получил его только 5 сентября 1917 года. Томительное ожидание закончилось, предстоял путь в Верный. 15 сентября, после праздника Воздвижения Креста Господня владыка Пимен покинул Урмию навсегда. Ему оставался только один год жизни, но мощное восхождение на вершину, которое он совершил в Верном, было подготовлено внешне бесславным годом в Урмии. Этот год хорошо дал почувствовать, каков удел епископа в революционную пору, и показал, что надо готовиться к беспощадном битве с «тайной беззакония», вооружаться терпением и мужеством, а главное, готовиться войти в Обители Господни с чистой совестью. С отъездом из Урмии закончился миссионерский путь епископа Пимена Опытом своего прежнего служения он не был готов к миссионерству «голыми руками», для этого нужно было сломать в себе глубоко укоренившиеся представления о православной и культурной миссии русского государства частью которого он себя осознавал, перейти к чисто апостольскому идеалу служения – вне государственного и исторического контекста. Это первая и, наверное, главная причина того, что епископ Пимен стал настойчиво просить об отзыве из Урмии. Владыка был не в силах поменять престиж русского епископа на участь гонимого нищего проповедника Христова. Едва ли можно его сурово судить: и другие русские иерархи стали гонимыми проповедниками не по собственному выбору – в рубище их одела Октябрьская революция. Конечно, епископ Пимен принял бы и рубище за честь, если бы того требовали интересы его православной Родины. Дальнейшая судьба Урмийской миссии печальна. Тем же указом, которым епископ Пимен был перемещен на Верненскую кафедру, епископ Сергий вновь назначался начальником Миссии в Урмии. В решение резко вмешался МИД России, заявив о нежелательности такого назначения ввиду того, что «прежняя деятельность сего епископа в Урмии нередко вызывала разного рода недоумения, из-за которых он и был отозван в Россию». По новому приказу епископ Сергий увольнялся от назначения до новых распоряжений.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Тогда для всех стало очевидно, что пострижение, по повелению Божию, совершили святые ангелы. Долго рассуждали игумен и братия, вменять ли чудесное пострижение как обычное, совершенное по уставу, и пришли к мысли не повторять над блаженным Пименом пострижения, так как имелись ясные доказательства действительности совершенного над ним: иноки действительно нашли, как и говорил блаженный Пимен, волосы его на гробе преподобного Феодосия, и свеча, для которой было довольно суток, чтобы сгореть, в течение сорока дней и ночей горела, не угасая [ 5 ], на что тоже указывал преподобный тотчас по своем пострижении. В виду этого они только сказали: — Для тебя, брат Пимен, достаточно дарованного тебе Богом образа и имени. — Но всё-таки открой нам, — говорил игумен, придя с книгою пострижения, — кто именно были постригавшие тебя и не опустили ли они чего, написанного в этой книге. Блаженный Пимен сказал игумену: — Что меня испытываешь, отче? Ты сам, придя сюда со всею братиею, совершил надо мною всё, что положено в этой книге, при этом ты сказал, что мне всю жизнь должно испытывать страдания от болезни и лишь пред смертью я буду избавлен от нее, так что буду в состоянии нести свой смертный одр; молись о мне, святой отче, чтобы Господь даровал мне терпение. Выслушав это, все оставили его. Блаженный же Пимен, по предсказанию постригших его, много лет лежал в тяжкой и возбуждавшей отвращение болезни: ею гнушались все прислуживавшие ему и часто дня по три не давали ему ни есть, ни пить, но он всё переносил с радостью, благодаря Бога. Случилось как-то, что один больной, страдавший таким же недугом, как и преподобный Пимен, принесен был в Печерский монастырь и пострижен. Иноки, на которых лежала обязанность служить больным, внесли его к блаженному Пимену, чтобы служить обоим вместе и равномерно, но, небрежно относясь к своим обязанностям, они часть забывали об них, так что больные по временам изнемогали от жажды. Тогда блаженный Пимен сказал лежавшему с ним больному: — Так как прислуживающие нам гнушаются нами по причине смрада, исходящего от нас, то захотел ли бы ты, брат мой, нести их обязанности, если бы тебя восставил Господь? Больной обещался преподобному с усердием служить до самой смерти. Блаженный Пимен сказал на это: — Вот Господь отнимает болезнь твою от тебя, и ты, сделавшись здоров, исполни обещание твое, — служи мне и подобным мне, а на нерадиво исполнявших обязанности свои Господь наведет лютую болезнь, чтобы они, испытав наказание, получили спасение. Больной тотчас встал и начал служить преподобному; нерадивых же служителей, по слову его, объял недуг. Избавившийся от болезни брат не долго послужил преподобному Пимену: не выдержав смрада, он удалился и оставил его томиться голодом и жаждой; уйдя, он поселился в другой келлии. И вот внезапно его, как огнем, охватил сильный жар; не имея сил подняться, он три дня мучился от жажды и наконец стал кричать:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010