Плоть наша друг неверный: вожделевает другой плоти не только по собственному побуждению, но и по побуждению чужому, по побуждению падшего духа, находящего в осквернениях плоти, ему не принадлежащей, наслаждение для себя. Неожиданно является ее непристойное, наглое, усиленное требование! По этой причине преподобный Пимен Великий говорил: «Как оруженосец царя предстоит ему всегда готовым, так и душе должно быть всегда готовою против беса блудного» [ 823 ]. Жительству и деланию древних иноков во многих отношениях мы можем только удивляться, но никак не подражать; можем лишь созерцать их, как Божие чудо, и прославлять по поводу них Бога, даровавшего немощному человеку непостижимую силу и святость. К таким деланиям принадлежит способ борьбы, который употребляли преуспевшие иноки первых веков иночества против блудных помыслов и мечтаний. Они первоначально не противились помыслу, но допускали воздействовать, по выражению их, войти, и потом боролись с ним. Преподобный Пимен Великий, прежде нежели достиг совершенства, старался назидаться советами и наставлениями современных ему святых старцев. Он обращался за советом и к авве Иосифу, безмолвствовавшему в Панефосе. Однажды Пимен спросил авву: «Как поступать мне, когда приступят ко мне похотения? Противостать ли им или дозволить войти?» Старец отвечал: «Дозволь войти и борись с ними». Получив такой ответ, Пимен возвратился в Скит, где он безмолвствовал. После этого случилось придти в Скит некоторому иноку из Фиваиды; он рассказывал братьям: «Спрашивал я авву Иосифа: «Если приступят ко мне похотения, то противостать ли мне им или попустить войти?» И он сказал: «Никак не попускай похотениям входить, но тотчас отсекай их». Авва Пимен, услышав, что так сказал фиваидскому иноку отец Иосиф, пошел опять к нему в Панефос и сказал: «Авва! я не утаил от тебя помышлений моих, но ты сказал мне одно, а фиваидскому иноку другое». Старец отвечал ему: «Неужели ты не знаешь, что я люблю тебя?» — «Знаю», — отвечал Пимен. «Не ты ли, — продолжал старец, — говорил мне, чтоб я сказал тебе то, что сказал бы самому себе? Когда приступят к тебе похоти и ты попустишь им войти, потом будешь бороться с ними: то посредством этого делаешься искуснее.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

человек. В 1970 г. в СССР их проживало 24 тыс. человек (см К П. Матвеев. Ассирийцы и ассирийская проблема в новое и новейшее время. М., 1977). 58 Очерки «По пути в Урмию», «У порога Едема», «В персидском городе» помещены без подписи в журнале «Православная Урмия», в номерах 1, 3, 4 за 1912 г Они принадлежат священнику отцу Николаю Рубину В постоянной рубрике журнала «Письма миссионера» множество материалов опубликовал и архимандрит Пимен. 74 Дело по ходатайству начальника Урмийской духовной Миссии о замещении его помощника игумена Пимена другим лицом (начато 20 сентября 1910 г., кончено 10 июня 1911 г.). (РГИА, ф. 796.) 78 Архимандрит Пимен. Поучение перед закладкою здания для Николаевского шестиклассного городского училища в г Урмии (30 мая 1914 г.)//Православная Урмия. 1914 23. 79 Николай, архиепископ Японский (Касаткин; 1836–1912), родился в семье диакона Смоленской губернии. Окончил Смоленскую Духовную Семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную Академию. При окончании последней принял монашество был рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем русской консульской церкви в Японии. С 1870 г – архимандрит, начальник созданной Японской миссии. В 1880 г. 30 марта хиротонисан во епископа Ревельского, викария Рижской епархии, и оставлен начальником Японской миссии. В 1906 г. возведен в сан архиепископа. Скончался в Токио, где и погребен. Перевел на японский Новый Завет, почти весь Ветхий Завет , книги богослужебного круга и др. Прославлен Русской Православной Церковью как равноапостольный. 80 Архимандрит Пимен. Памяти почившего апостола Японии//Владикавказские епархиальные ведомости. 1912. 5 81 Архимандрит Пимен. Сульдузские впечатления. (Письма миссионера)//Православная Урмия. 1914 23. 82 Архимандрит Пимен. Миссионерская нужда и важный праздничный подарок местному христианскому населению//Православная Урмия. 1914. 20. 84 Громцев В. Урмийская (в Персии) православно-духовная миссия//Православный благовестник. 1914. 85 «Мирза» в переводе с персидского означает «писец, чиновник, секретарь».

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

– Я пожалел бы о нем за себя, владыко святый, – отвечал Пимен, – и порадовался бы за него, если бы выбор вашего высокопреосвященства на нем остановился. – Определительно ничего еще не скажу теперь, мне нужно было только знать, можешь ли его отпустить, есть ли кем заменить его? – В этом отношении, слава Богу, не могу пожаловаться и думаю, что теперешний эконом, иеромонах Нил, достаточно уже подготовлен и без ущерба для обители может занять его место. После этого разговора, в начале весны отец Пимен был еще раз или два у владыки, но тот не возобновлял разговора об Угрешском казначее. Хотя отец Пимен и передал казначею слегка о вопросе, сделанном насчет его владыкой, но так как прошло некоторое время и распоряжений никаких не было, то оба они, и настоятель Угрешский, и казначей, почитали дело несостоявшимся, и никоторый из них о том нисколько не пожалел. Казначей отец Сергий, по прозванию Свешников, был из московского купечества; отец его был весьма достаточный человек, имевший собственный дом и заведение в Москве у Крымского Брода в Бабьем Городке, и когда умер, жена его, Анна Павловна, женщина весьма умная, распорядительная и хорошая хозяйка, продолжала вести дела очень успешно. Эти Свешниковы имели несколько сыновей, из которых один и вступил в Угрешский монастырь в начале сороковых годов, при игумене отце Иларии и при казначее отце Пимене. Проходя различные послушания, быв келейником, просфорником и пономарем, он был пострижен с именем Сергия, был посвящен в иеромонаха и сделан ризничим, а когда по отъезде отца Илария отец Пимен из казначеев был назначен управляющим монастыря, то, по его указанию, ризничий был сделан казначеем, удержав за собою и прежнюю свою должность. Хотя отец Пимен был весьма крут и строптив в обращении со своим казначеем, тем не менее он отдавал ему полную справедливость, в особенности в последнее время, когда после отца Нила пришлось в эту должность избирать людей, не всегда вполне соответствовавших важности занимаемого ими места. И действительно, отец Сергий имел много хороших качеств: он был поведения благочестивого, трезвого, честного; поручения настоятельские исполнял ревностно и усердно; к братии относился ласково и мягко, но впрочем, когда нужно было, и взыскательно, не потворствуя провинившимся в важных случаях, а с другой стороны, и не докучая настоятелю пустыми дрязгами и мелочными проступками братий, не превышающими исправительных мер казначейской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Этим описанием погребения преосвященного оканчиваются напечатанные воспоминания архимандрита Пимена. III Отец Пимен возвратился из Ярославля в Москву декабря 22, был у викария, преосвященного Никодима, и у князя Долгорукова, который, не имея возможности отлучиться на погребение, очень желал иметь подробные об этом сведения. Отец Пимен подал ему мысль испросить Высочайшее соизволение употребить на памятник преосвященного из материалов, оставшихся от построения храма Христа Спасителя. Князь Долгоруков с большим удовольствием изъявил на это свою готовность, и по его ходатайству разрешено было употребить на памятник все, что потребуется, а на сооружение была открыта подписка. После преосвященного осталось, собственных его денег около двух рублей серебром; хоронили его из сумм архиерейского дома. Отец Пимен в тот же день поспешил на Угрешу, чтобы на следующий день, девятый по кончине, совершить заупокойную литургию. Кто не видал отца Пимена в первое время по кончине преосвященного, тот не может судить о том глубоком впечатлении, которое произвела на него эта сердечная утрата – потеря лучшего, единственного друга в его жизни. Пока отец Пимен был занят и озабочен приготовлениями к погребению и постоянными служениями, он был развлечен и утомлен, так что внешняя суета и телесное утомление препятствовали ему войти в себя и почувствовать всю глубину своей утраты. Первые два-три дня праздника Рождества Христова было соборное служение и внешняя суета, не отсутствующая и в монастыре в подобные дни, но на третий день вечером, когда утомление телесное стало проходить, глубокая грусть охватила отца Пимена, и неоднократно принимался он плакать в этот вечер, вспоминая о преосвященном и рассказывая то, что приходило к нему на память. К счастью, случилось так, что тот из братий, которому он диктовал свои Воспоминания (еще не вполне приведенные в надлежащий порядок для напечатания), довольно продолжительное время находившийся по своим делам в отсутствии, возвратился перед самым праздником. Возвращение этого брата, человека, близкого отцу Пимену и вполне ему преданного, было ему весьма приятно, и так как отец Пимен знал его душевное расположение к преосвященному, то и находил немалое удовольствие рассказывать прибывшему сначала о поездке в Ярославль при жизни покойного, а после о всех подробностях кончины и погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

30 мая 1971 г. открылся Поместный Собор. 2 июня, в заключительный день работы Собора, открытым голосованием митрополит Пимен был единогласно избран Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация сосотоялась на следующий день, 3 июня, в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. Патриарх Пимен проявлял неустанную заботу о духовных школах, церковной издательской деятельности. Благоустраивались и открывались храмы и монастыри. Служение Первоиерарха было посвящено защите Церкви Христовой, древних традиций монашеской жизни, расширению влияния православной культуры в России и в мире. Одной из важнейших сторон деятельности Патриарха Пимена, начатой с первых же дней Патриаршества, было укрепление отношений между Православными Церквами разных стран. Многочисленные визиты Святейшего Патриарха Пимена и его братские встречи как за рубежом, так и на родине с Предстоятелями Православных и других христианских Церквей, а также с видными государственными и общественными деятелями различных стран послужили на благо Святого Православия. В годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена Россия переживала серьезные исторические перемены. В июне 1988 г. Святейший Патриарх Пимен возглавил торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, и Поместный Собор Русской Православной Церкви. Стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества, и в 1989 г. Патриарх Пимен был избран народным депутатом. Предстоятель участвовал в праздновании 400-летия установления Патриаршества на Руси, посетив осенью 1989 г. Успенский собор Московского Кремля и совершив панихиду у гробниц Российских Патриархов и молебен новопрославленным святителям Иову и Тихону. После длительного перерыва верующие могли открыто совершить молитву в главном соборе Русской Церкви и приложиться к мощам святителей. Скончался 3 мая 1990 г. на 80-м году жизни, похоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: к столетию со дня его рождения и двадцатилетию со дня блаженной кончины

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198641...

Мальчик брал уроки музыки у профессора Воронцова. В 1925 г., окончив среднюю школу, Сергей Извеков переезжает в Москву и в Сретенском монастыре принимает постриг в рясофор с именем Платон. 4 октября 1927 г., в семнадцать лет, от руки игумена Агафодора он принимает постриг в мантию с наречением имени преподобного Пимена Великого . После пострига будущий первосвятитель управлял хором в московском храме Преподобного Пимена Великого . В 1931 г. он сдал экзамены за курс духовной школы комиссии под председательством бывшего ректора Вифанской семинарии протоиерея Зверева. После этого, 16 июля 1931 г., архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) рукоположил его в иеродиакона, а 25 января 1932 г. – в иеромонаха. В течение нескольких лет юный иеромонах нес послушание регента Дорогомиловского Богоявленского собора – в ту пору кафедрального храма Москвы. Вспоминая начало 30-х гг., патриарх Пимен говорил: «Мое благовестничество началось с того времени, как я принял сан иеромонаха…». В тяжелые для Церкви предвоенные годы иеромонах Пимен разделил судьбу русского духовенства, на долю которого выпали тяжкие испытания – аресты, лагерные сроки, ссылки. Во время Великой Отечественной войны иеромонах Пимен призывался в действующую армию, а в конце войны он уже служил священником в Благовещенском соборе Мурома. В 1946 г. иеромонах Пимен был переведен в Одессу, служил там казначеем Ильинского монастыря, помощником благочинного монастырей епархии, в 1947 г. был удостоен сана игумена и переведен в Ростовскую епархию, где состоял секретарем епископа и ключарем кафедрального собора. В конце 1949 г. по указу патриарха Алексия I игумен Пимен был назначен наместником Псково-Печерского монастыря, а весной 1950 г. митрополит Григорий (Чуков) возвел его в сан архимандрита. Во время своего наместничества будущий патриарх посвятил много трудов реставрации монастырских церквей, мудро управлял братией, духовно окормлял паломников и усердно проповедовал. В январе 1954 г. архимандрит Пимен был переведен наместником в ставропигиальную Троице-Сергиеву лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

      Патриарх Пимен всегда оправдывал свое монашеское имя, которое в переводе с греческого означает «пастырь». И к церковным диссидентам, несмотря на все упреки, Святейший относился с пониманием, внутренне соглашаясь с ними. О его глубоком человеческом понимании мотивов диссидентов и сочувствии к ним говорит его участие в судьбе протоиерея А. Меня, священников Н. Эшлимана и Д. Дудко41. Но Патриарх Пимен осознавал, что открытый протест принесет лишь озлобление власти против Церкви, как это произошло в 1918 году. Хорошо зная историю взаимоотношений Церкви и государства в ХХ веке, он выбрал другой путь — путь диалога. Патриарх Пимен делал все возможное, чтобы кропотливая работа по ослаблению антирелигиозного законодательства — факт, который, кстати, признают сами диссиденты, — шла ежедневно42.        Протоиерей Дмитрий Сазонов, кандидат богословия, докторант Общецерковной аспирантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, профессор Российской академии естествознания (РАЕ), председатель Костромского церковно-исторического общества и Костромского отделения Императорского православного Палестинского общества, клирик Богоявленско-Анастасиина кафедрального собора города Костромы. Автор 2 монографий, свыше 300 научных, научно-популярных и газетных публикаций, 10 методических и учебных пособий. 1 Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью/Сост. Г. Штиккер. М.: Пропилеи, 1995. С. 108. 2 Камень давит//Вече. М., 1972. 3 Письмо свящ. Сергия Желудкова А. И. Солженицыну//Хроника текущих событий. 1972. Май; Шмеман А., прот. О Солженицыне//Вестник Русского студенческого христианского движения. 1970. (IV). С. 75–76, 488; Митрофанов Г., прот. Трагедия России: «запретные» темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике. СПб.: Моби Дик, 2009. С. 239. 4 Никитин В. А. Патриарх Пимен: Путь, устремленный ко Христу. М.: Эксмо: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2011; Крахмальникова З. А. Горькие плоды сладкого плена. Монреаль. 1989. С. 10–11. 5 Русская Православная Церковь в советское время (1917–1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью/Сост. Г. Штиккер. М.: Пропилеи, 1995. С. 129, 171. 6 Константинов Д., прот. Гонимая Церковь: Русская Православная Церковь в СССР/Ред. А. В. Попов. М.: Ассоциация авторов и издателей, 1999. С. 5. 7 Дионисий (Шишигин), архим. Былое пролетает… Патриарх Пимен и его время. М.: ОАО «ГУП ЭКОНОМИКА», 2010; Никитин В. А. Там же. 8 Совет по делам Русской Православной Церкви — государственный орган при Правительстве СССР, занимавшийся вопросами Русской Православной Церкви в период с 1943 по 1965 г. С 1965 г. преобразован в Совет по делам религий при Правительстве СССР.

http://e-vestnik.ru/church/patriarh_pime...

Вручая архипастырский жезл епископу Пимену, Святейший Патриарх Алексий I говорил: «До сего времени ты нес различные послушания церковные, и последнее послушание твое в обители преподобного Сергия напитало тебя духом молитвы, навыком к иноческим подвигам, к истовому совершению службы Божией, к точному выполнению правил и уставов церковных. Мы верим, что и теперь, когда ты будешь вдали от святой обители, преподобный Сергий продолжит к тебе свое благоволение и благословит на новое служение. Сохраняй же в своем сердце все приобретенное тобою под кровом преподобного, не оставляй подвига, ибо только постоянное совершенствование может приблизить нас к Богу и делать нас достойными Его благодатных даров. Паси стадо твое с кротостью и любовью, дабы видели в тебе твои пасомые благодатные черты истинного пастыря, носящего образ кроткого и смиренного сердцем Пастыреначальника нашего, Господа Иисуса Христа». Епископу Пимену почти не довелось нести церковное послушание в качестве викария Одесской епархии. Уже в  декабре 1957 года епископ Пимен был назначен викарием Московской епархии с титулом «Дмитровский». С этого времени владыка Пимен становится одним из ближайших помощников Святейшего Патриарха Алексия I. Это произошло перед началом хрущевского гонения на Церковь. Когда в 1958 году начались новые притеснения Церкви, от церковного руководства потребовалось немало мудрости, чтобы, с одной стороны, не усугубить ситуацию, с другой стороны, отстоять возможно большее. Важной мерой, направленной на подрыв финансовой базы Церкви, стало значительное увеличение налогов на свечи. Известно, что епископ Пимен протестовал против увеличения налогов в Совете по делам Русской Православной Церкви. Иерархическое возвышение владыки Пимена происходило довольно быстро. В июле 1960 года он назначается управляющим делами Московской Патриархии и занимает этот пост по 14 ноября 1961 года. 23 ноября 1960 года Святейший Патриарх Алексий  удостоил епископа Пимена сана архиепископа. 16 марта 1961 года архиепископ Пимен получил назначение на самостоятельную Тульскую кафедру. 14 ноября того же года переведен на Ленинградскую митрополичью кафедру . Наконец, 9 октября 1963 года владыка Пимен был назначен митрополитом Крутицким и Коломенским. С 25 февраля по 22 декабря 1964, оставаясь на Крутицкой кафедре, он вторично занимал пост управляющего делами Московской Патриархии.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1339332...

– В это самое время влетел белый голубь и сел на грудь умирающего; князь скончался, и голубь отлетел. – Почившего князя отпели в Спасском соборе и положили в новом борисоглебском храме. 902 Любившие друг друга князь и святитель не долго были в разлуке: 6 августа почил и блаженный епископ Феоктист. 903 – По ркп. святцам и в каноне киевским святым он поставлен в числе святой киевской лавры, а в одном списке святцев прямо сказано: «положен бысть в печерском монастыре». – Итак блажен. Феоктист на месте иноческих подвигов своих ожидает дня воскресения общего. 904 Память о преподобном Пимене многоболезненном Преподобный Пимен путем тяжкой болезни достиг царствия небесного. 905 Он родился больным и больным вырос. Много раз просил он родителей отдать его в монастырь, но им жаль было расставаться с единственным сыном, наследником. Болезнь усилилась так, что не было надежды на выздоровление и родители отнесли его в печерский монастырь, прося молитв о его здоровье. В обители, по просьбе родителей, молились об исцелении страдальца; но страдалец уже чувствовал высокую цену страданий, и молитва его о продолжении болезни была услышана Господом. – Об одном еще молился больной Пимен – удостоить его ангельского чина. И вот в одну ночь пришли какие-то иноки, совершили над ним чин пострижения и облекли его в иноческие одежды. Никто не слыхал, как пришли они, и никто не знал, как в запертой церкви, в раке преп. Феодосия, явились волоса Пимена. Только звуки пения, – слышны были некоторыми и когда взошли к Пимену, нашли его постриженным и свеча горела в руке его; принесли «книгу пострижения» и Пимен нашел, что пострижение его совершалось согласно с книгою. 906 Много лет провел Пимен в тяжкой болезни. Прислуживавшие ему тяготились им и часто оставляли без хлеба и воды, голодным и в жажде, но Пимен все терпел с радостью. В пещеру его принесли другого больного, чтобы за обоими ухаживать за один раз, но и обоих часто оставляли без присмотра. «Брат!» – сказал раз Пимен лежавшему с ним – «служащие гнушаются нами; если Бог исцелит тебя, станешь ли ты исполнят эту службу?» Больной обещался служить больным до смерти своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

VI Несколько дней спустя отец Пимен отправился в Москву и посетил Александрову. Мария Григорьевна занимала главную половину дома, т. е. парадные комнаты, а муж ее имел всего две комнаты, из них одна была его спальня, а другая контора. Муж и жена жили отдельно, хотя и в одном доме, каждый имел свою прислугу и свои особые часы для обеда, чая, потому что Александров был уже давно в расслаблении; сперва его водили к обеду на половину Марии Григорьевны, но потом ему и это сделалось в тягость, и он почти безвыходно сидел и лежал у себя в комнате. Александрова встретила отца Пимена приветливо и тотчас объяснила ему, что ей давно желалось в каком-нибудь монастыре устроить придел во имя преподобной Марии Египетской, ее ангела, что она с этой целью была на Перерве и в Екатеринской пустыни, но что ни та, ни другая ей не пришлись по мысли, а Угреша ей нравится, и она желала бы там осуществить свое давнишнее желание и готова на это употребить до пяти тысяч рублей. Начали переговоры об устроении нового придельного храма. Отец Пимен, бывая довольно часто у Александровой, мужа ее ни разу не видал. Так прошло все лето, осень и наступила зима. План на предполагаемый придел был составлен, представлен владыке, им одобрен и утвержден, и после этого стали заготовлять материал. В начале зимы 1850 года, когда однажды вечером отец Пимен сидел за чаем у Марии Григорьевны, в комнату вошел человек и доложил, что Павел Матвеевич просит отца казначея пожаловать к нему. Отец Пимен к нему отправился... «Я пришел к нему, – рассказывал он, – комната была довольно просторная, в два окна; вся мебель была очень хорошая, но давнишняя, и, как это в прежнее время водилось, из красного дерева: конторка, шкаф, стол, два-три стула и кровать с высокими щитками. Сам Александров сидел в старинном белом кресле с позолотой. Более семнадцати лет он был уже в расслаблении, и когда не лежал, то сидел в этом кресле, а ходить он на мог; его водили под руки и ноги ему передвигали, потому что сам он не мог их двигать. Он был лет шестидесяти, среднего роста, весьма тучный, с круглым и белым лицом, нависшими бровями и с головой почти без волос. Невзирая на свое болезненное состояние, Александров ежегодно два раза ездил в Брынь (Калужской губ.), где была его суконная фабрика, и при телесном своем убожестве сохранял все умственные способности и такую имел твердую память, что помнил, куда в своей конторке какое письмо или бумагу велел положить. Познакомившись с Александровым, отец Пимен в скором времени с ним весьма сошелся, и оба они друг друга очень полюбили: и тот и другой были от природы люди умные, не получившие образования, но сами себя образовавшие и потому умевшие ценить и понимать друг друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010