29 июля 1942 года отец Пимен был контужен. Почти четыре месяца он лечился в военном госпитале. После излечения был назначен заместителем командира роты 702 Стрелкового полка. Этот полк в  марте-апреле 1943 года принял участие в кровопролитных сражениях под Харьковом. Сергей Михайлович Извеков (иеромонах Пимен) участвовал в боях в качестве заместителя командира по строевой части. 16 апреля 1943 года отец Пимен был вновь контужен. Недалеко от укрытия, в котором он находился  со своими солдатами, разорвалась бомба. Отца Пимена и солдат засыпало грудой кирпича. Позднее Патриарх вспоминал, что когда очнулся и открыл глаза, то поразила гробовая тишина. Только где-то далеко-далеко звенел звонок. Солдаты пострадали меньше, отец Пимен буквально прикрыл их своей широкой спиной. Нашли их и откопали только через три дня. После контузии старший лейтенант Извеков был назначен адъютантом командира дивизии генерал-майора Ф.И. Шевченко. Впоследствии Патриарх Пимен рассказывал о своем командире — генерале Шевченко Прасковье Тихоновне Кориной: «Командир у меня был добрый. Под пули меня не посылал. Но, однажды, пришлось переправляться через реку...» Во время боев за город Мерефа, недалеко от Харькова, части Красной армии под обстрелом врага переправлялись через реку Уду, приток Северного Донца. Во время переправы отец Пимен был ранен. Командованию его судьба оказалась неизвестной. В штатно-должностной книге офицерского состава полка 30 сентября 1943 г. была сделана запись: «старший лейтенант Извеков Сергей Михайлович пропал без вести 26.8.43 Мерефск[ий] р[айо]н Харьк[овской] обл[асти]». В действительности отец Пимен был направлен в госпиталь в Москву. Согласно послужному списку, о. Пимен (Сергей Михайлович Извеков) прошел лечение в госпитале после ранения и был комиссован из армии. Он поселился в Москве на Сущевском валу у двух монахинь. Вероятно, отец Пимен надеялся вернуться к священническому служению. 24 ноября 1943 года на встрече с архиереями-участниками Архиерейского собора, прошедшего в Москве 21-23 ноября, председатель Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпов заявил, что «все священнослужители, состоящие на службе в церковных приходах, освобождаются от призыва по мобилизации, независимо от возраста».

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

Намерение архимандрит» Пимена вернуться в Урмию возвысило его в глазах церковной общественности. «Кавказский благовестник» писал: «Святейшим Синодом назначен помощником начальника Урмийской миссии архимандрит Пимен (Белоликов) . Это назначение в особенности знаменательно тем, что состоялось по желанию самого же архимандрита Пимена, причем он оставил видное место ректора Александровской Семинарии в с. Ардоне, сулившее ему быстрое повышение по службе. Миссионер по призванию, он изучил сирийский язык и с любовью говорит о развитии православной миссионерской деятельности не только в Урмии, а и в Курдистане и даже в Турции. Вновь назначенный помощник Урмийской миссии – уроженец Новгородской епархии и кандидат Киевской Духовной Академии. Отправляясь к горячо любимой Миссии уже во второй раз, архимандрит Пимен, помимо миссионерской деятельности думает там закончить свои ученые труды» 77 . Годы 1912–1914 В августе 1912 года архимандрит Пимен вернулся в Миссию, чтобы прожить там еще два плодотворнейших года. Поет ли хор учащихся Духовного училища – регентует отец Пимен, создается ли библиотека для военнослужащих Урмийского гарнизона – книги «солдатикам» по средам и пятницам выдает отец Пимен. Он освящал закладку здания городского Николаевского коммерческого училища для местного населения, выполнял послушание полкового священника на приведении к присяге молодых стрелков, редактировал журнал, сам писал для него. Отец Пимен активно содействовал тому, чтобы гарнизонный духовой оркестр играл по воскресеньям во дворе Миссии, радовался этому от всей души и горячо поддерживал идею проведения концертов силами русской колонии. Он гордился успехом концертов и впечатлением, которое произвели на местных жителей русские пляски и пение. Любое положительное проявление русского влияния вызывало в нем всплеск воодушевления. При деятельном участии архимандрита Пимена в весенние дни 1914 года при Миссии была создана червоводня шелковичных червей. При всем том отец Пимен оставался священником, который проповедовал без устали. 15 апреля 1914 года он освятил закладку трех заведений русского подданного Афтандилова: лесопилки, паровой мельницы и кирпичного завода. «Успех указанных предприятий, – предупреждает его проповедь, – обеспечится, если предприниматель будет преследовать не цель личного только обогащения, а общую пользу и будет всегда иметь страх Божий». 20 мая того же года отмечалось 50-летие завоевания Кавказа, на урмийском плацу отец Пимен служил панихиду по убиенным русским воинам и в своей речи сказал много проникновенных слов о России и о культурно-историческом значении празднуемого события. В небольшом выступлении перед закладкой упомянутого Николаевского шестиклассного городского училища в Урмии 30 мая 1914 года отец Пимен сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

9 сентября 1931 года иеромонах Пимен был награжден набедренником. В 1932 году к празднику преподобного Пимена Великого управляющий Московской епархией архиепископ Дмитровский Питирим (Крылов) возложил на отца Пимена наперсный крест. В апреле 1932 года иеромонаха Пимена, которому то время не было еще и 21 года, в первый раз арестовали. Арест его состоялся в рамках дела о церковно-монархической организации. Иеромонах Пимен обвинялся в «разговорах о восстановлении монархии», ведении «антисоветской агитации», совершении треб на дому. В своих показаниях на допросе он говорил: «Я человек глубоко верующий, с самых малых лет я воспитывался в духовном духе. Имею письменную связь с сосланным, с Варнавой иеромонахом, которому иногда помогаю материально. Антисоветской агитацией я никогда не занимался и не занимаюсь. Ни в какой антисоветской группировке не состою, никогда не распространял провокационных слухов, что в СССР идет гонение на религию и духовенство. Воспитанием молодежи в антисоветском духе я не занимался. Состоя регентом при церковном хоре, после окончания богослужений и до, ко мне приходили на квартиру певчие хора, но антисоветских разговоров я с ними не вел». Из 71 человека, проходившего по делу о церковно-монархической организации, было освобождено 19 человек, в том числе иеромонах Пимен. В заключении он пробыл в тот раз не более месяца. В октябре 1932 году отец Пимен был призван в ряды Красной армии. Воинскую службу будущий Патриарх проходил в Белоруссии, в городе Лепель Витебской области, где он прослужил до декабря 1934 года. Служил в конной части, получил фельдшерское и ветеринарное образование. После демобилизации иеромонах Пимен вернулся в Москву и продолжил служение в храме Богоявления в Дорогомилово. В лагере и в ссылке В начале 1937 года, когда шли массовые аресты духовенства, иеромонах Пимен вновь был арестован. Особое совещание при коллегии НКВД приговорило его к принудительным работам на строительстве канала Москва-Волга. Он был направлен в Дмитровский исправительно-трудовой лагерь, находившийся на территории Московской области. Непосредственно на строительных работах отец Пимен, видимо не трудился. Будучи ветеринаром, он следил за здоровьем работавших на строительстве лошадей. Известно, что отбывать срок ему пришлось на участке лагеря, который находился на территории нынешнего города Химки. Во время заключения в лагерь отец Пимен был вторично осужден, по статье «утрата, умышленная порча... патронов и лошади». Видимо, гибель лошади стала причиной этого осуждения. В январе 1938 года Дмитровский лагерь в связи с завершением строительства канала был ликвидирован. Часть заключенных выслали в Узбекистан, в том числе и отца Пимена.

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

«Они братия, и помирятся» В патерике читаем: «Однажды Паисий поссорился с одним из посетителей своих и подрался с ним до пролития крови». Подумать только! Монашеская пустыня, и иноки подрались до пролития крови! Но в этом нет ничего удивительного. Если общение заведомо зиждется на чем-то низком, то оно и завершится тем же низким. Если вы устраиваете мирские посиделки с пересудами других, то от сплетен и пустословия перейдете к личным склокам. У вас непременно начнутся конфликты. Что же сказано в патерике дальше? «Авва Пимен сидел тут и не сказал им ни слова. В это время взошел к ним авва Анув, старший между братьями по годам, и, увидев случившееся, обратился с упреком к авве Пимену за то, что Пимен не позаботился о примирении поссорившихся. Пимен отвечал: Они братия, и помирятся”. Анув повторил упрек; тогда Пимен ответил: Я положил в сердце моем, что меня здесь не было”». То есть, преподобный Пимен уже вынес духовный урок: почитая себя мертвым для внешнего смятения, оставаться живым для молитвы и богомыслия. Почитая себя мертвым для внешнего смятения, оставаться живым для молитвы и богомыслия Из упомянутого эксцесса можно подумать, будто бы преподобный Пимен вовсе не вразумлял младшего брата. Так ли это? Судя по общему контексту сохранившихся патериковых сказаний, слово его звучало, и звучало достаточно твердо. В какой-то момент Паисий даже не выдержал слов аввы Пимена и захотел теперь сам уйти. Искушение случилось следующим образом. Паисий нашел небольшой сосуд с золотыми монетами – спрятанный кем-то клад. Он подошел к старшему брату своему Ануву и сказал: «Ты знаешь, что слово аввы Пимена очень жестоко. Пойдем, выстроим себе келлию в другом месте и будем безмолвствовать спокойно». Анув, не зная про клад и думая отмахнуться от ненужной затеи, сказал: «Нам не на что выстроить келлию». Тут-то Паисий и рассказал о своей находке. Анув весьма опечалился – найденный клад мог послужить к душевной гибели брата. Но он решил поступить более мудро. «Пойдем, – сказал Анув, – выстроим келлию на той стороне реки».

http://pravoslavie.ru/148146.html

В Узбекистане отец Пимен жил в городе Андижане, работал на светской работе. Известно, что в начале 1939 года он являлся санитарным инспектором, проверял качество питания в местах общественного питания. В начале августа 1939 года получил назначение заведующим областным Домом санитарного просвещения отдела здравоохранения Ферганской области в г. Андижан. Там он работал до июля 1940 года. В августе 1939 года он побывал в Москве на конференции работников санитарного просвещения. Следует сказать, что в те годы многие священнослужители, даже некоторые епископы, не имея возможности служить Церкви в священном сане, вынуждены были работать на светской работе. Летом 1940 года отец Пимен поступил на литературный факультет Андижанского вечернего педагогического института. Сохранился его студенческий билет. 25 октября 1940 года Сергей Михайлович Извеков был назначен преподавателем и завучем Андижанской школы 1. К началу Великой Отечественной войны отец Пимен успел закончить только первый курс института. В Андижане жили и другие священнослужители, отбывавшие ссылку в Средней Азии, но храма в городе не было. Иеромонах Пимен, подобно многим другим священнослужителем в эти годы, лишен был возможности участвовать в богослужениях. Участие в Великой Отечественной войне 10 августа 1941 года Пимен был призван в ряды Красной армии. Его направили для обучения в пехотное училище. Ускоренное обучение закончились в январе 1942 года. 18 января 1942 года он был назначен командиром пулеметного взвода, однако на фронт отправлен не был. 20 марта 1942 года он был назначен помощником начальника штаба по тылу 519 Стрелкового полка, который находился в резерве Ставки Верховного главнокомандующего. В мае 1942 года полк начал сражаться в составе Южного фронта. В это время началась Харьковская операция, ставшей одной из наиболее неудачных для Красной армии в ходе Великой Отечественной Войны. Харьковское сражение закончилось 29 мая 1942 года поражением Красной армии. Подразделение, к которому принадлежал отец Пимен, попало в окружение. Спасение пришло, как думал будущий Патриарх, от Самой Божией Матери: он увидел на тропе неожиданно появившуюся плачущую женщину, подошел спросить о причине слез и услышал: «Идите прямо по этой тропе и спасетесь». Войсковой командир, которому отец Пимен передал сказанное, внял совету, и воины действительно вышли из окружения.

http://patriarchia.ru/db/text/1339330.ht...

– Об одном еще молился больной Пимен – удостоить его ангельского чина. И вот в одну ночь пришли какие-то иноки, совершили над ним чин пострижения и облекли его в иноческие одежды. Никто не слыхал, как привили они, и никто не звал, как в запертой церкви, в раке преп. Феодосия, явились волоса Пимена. Только звуки пения слышны были некоторыми, и когда взошли к Пимену, нашли его постриженным и свеча горела в руке его; принесли «книгу пострижения» и Пимен нашел, что пострижение его совершалось согласно с книгою 67 . Много лет провел Пимен в тяжкой болезни. Прислуживавшие ему тяготились им и часто оставляли без хлеба и воды, голодным и в жажде: но Пимен все терпел с радостию. В пещеру его принесли другого больного, чтобы ухаживать за один раз: но и обоих часто оставляли без присмотра. «Брате! сказал раз Пимен лежавшему с ним; служащие гнушаются нами; если Бог исцелит тебя, станешь ли ты исполнять эту службу? «Больной обещался служить больным до смерти своей. По слову Пимена он встал здоровым и стал служить болящему. Раз он обленился в служении и вновь постигла его болезнь: но Пимен опять исцелил его. «Маловерный! сказал ему тогда Пимен, разве ты не знаешь, что равную награду получают и больной и тот, кто служит ему? Терпение бедных не пропадает даром: здесь скорбь и туга, там – радость и веселие. Потому-то терплю я все. Бог , который исцелил тебя от болезни, может и мне возвратить здоровье: но я не желаю того. Претерпевший до конца спасется. Пусть весь я сгнию в этой жизни: только бы там плоть моя оставалась без истления; пусть здесь будет смрадный запах: только бы там наслаждаться благоуханием неизреченным. Что значит эта смрадная и тесная храмина, как не суд прежде суда того, мучение прежде муки бесконечной»? Двадцать лет провел Пимен в страдании. Пред смертию он стал здоров, простился со всею братиею, причастился в церкви св. Таин, поклонился гробу св. Антония и указал место для его погребения. «На этом месте», сказал он при том, «похоронены в нынешнем году два брата, один в схиме, другой без схимы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Двадцать седьмой день. Преп. Пимен Великий. (О неосуждении). I. Препод. Пимен, родом египтянин, память коего совершается ныне, родился около 340 года по Р. Хр.. В молодых еще годах он дал обет безмолвия и отречения от мира и стал подвизаться в пустынном скиту, близ Диокла. С ним вместе подвизались и братья его: старший – Анувий и меньшой, неизвестный по имени. Итак, строго содержал преп. Пимен обет свой отречения от мира, что даже от свидания с материю своею он отказался, когда она пришла однажды навестить своих детей в скиту, и только уже по настоятельному убеждению братии Пимен, подойдя к двери, за которою стояла мать его, сказал ей: – «Если ты великодушно перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас; так мы надеемся на человеколюбие Божие!» И утешенная этим обещанием мать оставила скит, не домогаясь более видеть детей своих и не отвлекая их от подвига избранной ими жизни. Впоследствии также и правителя египетской области, наслышавшегося о строгом подвижничестве преп. Пимена и пожелавшего посетить его, преп. Пимен не принял, рассуждая, что если высшие лица мирские будут посещать его, то многие и из простого народа начнут нарушать его уединение, и тогда он подвергнется опасности утратить смирение и впасть в гордыню. Между тем преп. Пимен, тяготясь возрастающею славою, избегая почитания людей, скитался в продолжении нескольких лет по разным местам; потом, возвратясь в египетскую пустыню, оставался в ней до самой своей кончины около 450 г., продолжая свое суровое подвижничество, но вместе с тем не оставляя людей своими наставлениями, из которых многия сохранились в писаниях и до настоящего времени. Однажды братия спросили преп. Пимена: «следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть грех его?» – «Следует, – отвечал преп. Пимен, – если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех»... – Я слышу неприличное об одном нерадивом брате, – сказал однажды преп. Пимену один из иноков,– и так соблазняет меня его жизнь, что я даже хотел бы отойти отсюда...

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

11. Авву Аммона спросили: «Что есть узкий и тесный путь (Мф. 7:14)?» Он ответил: «Узкий и тесный путь есть [постоянное] принуждение своих помыслов и отсечение собственных желаний ради Бога. Об этом и говорят слова: Вот, мы оставили все и последовали за Тобою (Мф. 19:27)». 12. Братия пришли к авве Антонию и сказали ему одно речение из Книги Левит. Старец удалился в пустыню, и авва Аммон, зная его привычку, скрытно последовал за ним. Уйдя далеко, старец встал на молитву и сильным голосом вскричал: «Боже! Пошли мне Моисея и пусть он наставит меня относительно этого речения!» И сошел к нему глас, глаголющий с ним. Авва Аммон говорил об этом: «Глас я слышал, но смысл сказанного не разобрал». 13. Паисий, брат аввы Пимена, поддерживал отношения с неким [человеком, жившим] вне его келлии. Авва Пимен не хотел этого и [однажды], встав, пришел к авве Аммону и говорит ему: «Паисий, брат мой, поддерживает отношения с неким [человеком], и я не могу обрести покой». Авва Аммон отвечает ему: «Пимен, ты находишься в расцвете сил. Пойди, сядь в келлии своей и положи на сердце свое, что ты уже год лежишь в могиле». 14. Авва Пимен передает слова аввы Аммона: «Один человек все время носит с собой топор, но не находит дерева, [которое он мог бы] срубить. А другой, опытный в этом деле, несколькими ударами быстро срубает дерево». Он говорит, что «топор» есть способность различения. 15. Авва Пимен передает еще и такое изречение аввы Аммона: «Некто провел в келлии сто лет, но так и не научился как должно сидеть в келлии». Перевод А.И. Сидорова II. ПОСЛАНИЯ СВ. АММОНА Послание первое. Святого и богоносного отца нашего аввы Аммона о безмолвии 1. Вы, возлюбленнейшие братия мои, знаете, что со времени преступления [заповеди] душа не может познать, как должно, Бога, если не удалится от людей и всякого развлечения. Тогда узревает она брань сражающихся с ней, и, если она время от времени выходит победительницей из этой брани, то в нее вселяется Дух Божий и всякое мучение [её] превращается [Им] в радость и ликование. Во время браней душа подвергается нападкам печалей, уныний и многих других всевозможных тягот, но она не устрашается, ибо не могут они одолеть ее, свершающую свой жизненный путь в безмолвии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

Кроме этих слов, есть еще от сего аввы правила для новоначальных монахов, сохраненныя аввою Венедиктом Авианским (нач. 9–го века), в его сборнике монашеских уставов. Об этих правилах в означенном сборнике замечается, что они извлечены из слов аввы. Но в словах не все их можно найти. Потому надо допустить, что многия и из них или взяты из несохранившихся слов аввы, или были преподаны им отдельно от слов разным лицам, в разное время, — и потом переходили из уст в уста и кем–нибудь собраны во едино, не в порядке течения мыслей, а как были слышаны, так и прилагались в общее собрание их. Они одного духа и содержания с правилами св. Антония Великаго. Некоторыя слово в слово одинаковы с ними. Надо полагать, что авва Исаия был ближайшим преемником учительнаго дара аввы Антония Великаго, вместе с аввою Макарием Великим. В Добротолюбии помещена статья аввы Исаии о блюдении ума, в 27–ми главах. О ней говорится там в предисловии, что она есть извлечение из слов сего аввы, и содержит краткое наставление о том, как отражать прилоги помыслов, сохранять совесть незазорною, держать сокровенное поучение в сердце, и разумно блюсти во всяком безмятежии троечастность души. В том 40 Patrol. graec., после слов, напечатана подобная же статья под заглавием: о подвижничестве и безмолвии, в 19–ти главах с греческим текстом. И эти главы суть тоже извлечения из слов, что и указывается в самом издании цитатами, откуда взята какая глава. Некоторыя из них слово в слово одинаковы с теми, кои находятся в статье Добротолюбия. Но как в числе этих 19–ти, так и в числе 27–ми Добротолюбия, есть наставления, которых нет в словах. Это, между прочим, и служило побуждением к тому, чтоб в настоящем издании писаний аввы Исаии пометить обе эти статьи. Чтоб ничего не пропустить, что исходило от сего аввы, помещаем здесь и изречения его, кроме приводимых в Достопамятных Сказаниях, те, кои содержатся в нашем Алфавитном Патерике, в переводе впрочем только с славянскаго, ибо подобнаго патерика на греческом нет. Это есть труд наших ревнителей подвижничества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

319. Говорил также: «Люди совершенны только на словах, а делают очень мало». 320. Еще говорил: «Как дым выгоняет из улья пчел, и тогда они перестают делать мед, так и плотские наслаждения изгоняют из души страх Божий и разрушают все доброе делание ее». 321. Брат пришел к авве Пимену на второй неделе Великого поста, открыл ему свои помыслы и, получив утешение, сказал ему: «Едва было я не оставил намерения быть здесь сегодня». «Почему же?» – спросил его старец. «Я думал, – отвечал брат, – что мне не отворят дверей по причине Четыредесятницы». Авва Пимен сказал ему: «Мы учились запирать не деревянную дверь, а более дверь языка». 322. Авва Пимен говорил: «Должно удаляться всего плотского. Человек, близкий к плотскому искушению, подобен стоящему над глубокою пропастию. Враг человека, в какое бы время ни захотел, легко низвергает его в эту пропасть. Но удаляющийся от всего плотского подобен стоящему далеко от пропасти. Хотя враг повлечет его, чтобы низвергнуть в бездну, но пока будет влечь его с принуждением, Бог пошлет ему помощь». 323. Авва Пимен говорил: «Приучай язык свой говорить то, что у тебя на сердце». 324. Брат спросил авву Пимена: «Если я увижу падение брата моего, хорошо ли скрыть это?» Старец отвечал: «Когда мы покроем падение брата своего – и Бог покроет наше падение, а когда обнаружим грех брата – и Бог обнаружит наш грех». 325. Авва Пимен рассказывал. Некто спросил авву Паисия: «Что мне делать с своею душою? Она бесчувственна и не страшится Бога». Старец отвечал ему: «Пойди прилепись к человеку, боящемуся Бога, когда сблизишься с ним, он и тебя научит бояться Бога». 326. Авраам, брат аввы Агафона, спросил авву Пимена: «Отчего демоны нападают на меня?» «На тебя-то нападают демоны? – сказал ему авва Пимен. – Демоны не нападают на нас, если мы исполняем свои хотения; наши хотения для нас сделались демонами, они-то мучат нас, чтобы мы исполняли их. Если же хочешь знать, с кем воевали демоны, так это с Моисеем и подобными ему». 327. Авва Пимен сказал: «Бог дал израильтянам Закон – воздерживаться от противоестественного, то есть от гнева, ярости, зависти, ненависти, клеветы на брата и прочего, что принадлежит ветхому человеку».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010