ЦАНО 570-10-2172 л. 162 об., 163 Метрики по браку Нижегородской губернии с. Шишадеево Лукояновского уезда, 1910 г. Жених: псаломщик села Ново-Николаевки Лукояновского уезда Федор Иванов Никольский, православного вероисповедания, первым браком, 29 лет. Невеста: дочь псаломщика села Шишадеево Ивана Тимофеева Кроткова девица Агриппина Иванова, православного вероисповедания, 21 год. Поручители по женихе: крестьянин с. Аносова Сергачского уезда Евфимий Михайлов Чернышев, псаломщик села Селищ Михаил Иванов Никольский и потомственный дворянин с. Исупова Петр Михайлов Костин. По невесте: диакон-псаломщик села Николай-Дара Алексей Иванов Кротков и крестьянин села Сырятино Петр Никифоров Мухин. 1891 г. — венчались г. Саранска мещанин Иван Степанович Белоусов, 24 лет, и подпоручика дочь Екатерина Ивановна Засыпкина, 37 лет. Оба — первым браком. Поручители: по жениху — крестьянин села Николай-Дар Федор Петрович Новиков и крестьянин Иван Масляев, по невесте — мещанин Рафаил Душутин и крестьянин Мочалкин. Знаменский Аркадий Павлович. Священник Дмитриевской церкви села Николай Дар Лукояновского уезда (Лукояновский р-он). С 1884 г.р., из духовн. звания. В 1893 г. по слабости здоровья уволен из 2-го класса. Лысков Д.У. В 1898 г. окончил Нижег. Епарх. ремесл. школу. Состоял послушником в Феодоровском Городецком подворье в должности письмоводителя у земск. начальн. князя Чегодаева. Был взят на военную службу. В 1908 г. 26 авг. Преосвященным Геннадием посвящен в стихарь. В 1914 г. 21 марта Преосвященным Геннадием перемещен в с.Ладыгино Лукоянов. уез. Жена-Софья Никол. (1888 г.р.), дети их: Евгения(1909 г.р. 20 дек.), Михаил (1912 г.р. 10 окт.), Вячеслав (1915 г.р. 6 мая). Ф.570, оп.559, ед.хр.125 за 1916 г., Ф.1016, оп.2, ед.хр. 162 за 1921 г. Успенский Алексей Иванович. Священник Казанской Церкви с.Ладыгино Лукояновск. уезда. С 1893 г.р., из духовн. звания. Получил полное образование в НДС. В 1915 г. 25 мая Преосвященным Иоакимом посвящен в сан иерея к Димитриевской Церкви с.Николай Дар Лукоянов.уез. В 1916 г. 22 июня тем Преосвященным перемещен на настоящее место. Законоучитель. Жена-Ольга Алексан. (1896 г.р. 13 февр.), дети их: Мария (1916 г.р. 1 сент.). Ф.570, оп.559, ед.хр.125 за 1916 г.

http://sobory.ru/article/?object=30778

Перемещен на службу при Академии (доцентом) священник Ильинской, погоста Стребукова, церкви, Московского уезда, Дмитрий Александрович Лебедев, с освобождением с 2 января 1916 года от епархиальной службы. За указанными здесь и в дальнейших отделах настоящего отчета переменами, к 1-му октября 1916 года на службе при Академии состоят: Ректор Академии Феодор Епископ Волоколамский, второй —12— викарий Московской епархии, магистр богословия, преподающий пастырское богословие (отдел аскетики). Инспектор Академии, экстраординарный профессор по 1-ой кафедре Священного Писания Нового Завета, магистр богословия, архимандрит Иларион (Троицкий) . Сверхштатный заслуженный ординарный профессор Академии, доктор богословия, Действительный Статский Советник Митрофан Дмитриевич Муретов, читающий лекции по Священному Писанию Нового Завета и состояний членом Совета Академии. Ординарный профессор Академии по кафедре церковного права и заслуженный ординарный профессор Императорского Московского Университета по кафедре церковной истории, доктор церковного права, Действительный Статский Советник Александр Иванович Алмазов. Ординарный профессор Академии по кафедре греческого языка и заслуженный ординарный профессор Императорского Московского Университета по кафедре классической филологии, доктор греческой словесности, Действительный Статский Советник Сергей Иванович Соболевский. Ординарный профессор по кафедре основного богословия, член академического Правления, доктор богословия, Действительный Статский Советник Сергей Сергеевич Глаголев. Ординарный профессор по кафедре нравственного богословия, член академического Правления, доктор богословия, Статский Советник Михаил Михайлович Тареев. Ординарный профессор Академии и Императорского Московского Университета по кафедре русской гражданской истории, доктор русской истории, Статский Советник Михаил Михайлович Богословский. Ординарный профессор по кафедре библейской истории в связи с историей древнего мира, член академического Правления, доктор богословия, Статский Советник Дмитрий Иванович Введенский.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

739  По церковной символике – день Второго Пришествия Христа, день будущего Царствия Божия (И. С.). 743  Один основательный труд остаётся неизданным: Torn Dykstra. «Heresy on Mount Athos: Conflict over the of God Among Russian Monks and Hierarchs. 1912–1914. Unpublished Master’s Thesis, St. Vladimir’s Seminary, 1988. 755  Наш труд «Pavel Florensky: A Metaphysics of Love»/Метафизика любви/(Crestwood, New York, St/Vladimir’s Seminary Press, 1984) был написан до того, как появились в печати произведения Флоренского по философии языка. В нём представлена попытка обозначить и уяснить линию развития в философии интерперсонализма Флоренского. 757  Следует заметить, что Флоренский пишет «имеславие», Булгаков «имяславие». Не берёмся судить, какое из двух написаний верно. 830  Подпункт «б» пункта 4 «Инструкции Белобородова и Курского»; см.: «Церковный календарь» на 1924 год, стр. 35. 839  Апушкин К.К. «К Воспоминаниям о митр. Макарии». Машинопись из архива Апушкиной Е.В. М., стр. 40–41. 841  Схимонах Иларион. «На горах Кавказа», изд. 1908, 1910, 1912. Журнал «Русский Инок». 1912. 5, 6, 7, 10, 15. Журнал «Итоги Жизни». 1914. Журнал «Миссионерское Обозрение». 1916. 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Иеросхимонах Антоний (Булатович). «Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». М. 1913. Инок Хрисанф. «Рецензия на сочинение схимонаха Илариона «На горах Кавказа " », В кн.; Святое православие и именобожническая ересь. Харьков, 1916, стр. 5. Сборник документов, относящихся к афонской имябожнической смуте. 1916. Эрн В. «Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием». М. 1917. Эрн В. «Спор об Имени Божием». Христианская мысль. 1916, Прибавление к Церковным Ведомостям. 1913, стр. 853–869. Троицкий С.В. «Учение афонских имябожников и его разбор». СПБ. 1914. Священник Павел Флоренский . «Предисловие «От Редакции» к кн.: «Иеросхимонах Антоний (Булатович). Апология веры во Имя Божие и во Имя Иисус». М., 1913. Священник Павел Флоренский . «Имяславие как философская предпосылка». В кн.: П.А. Флоренский. М., 1990, т. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) (1865–1925), церковный деятель. Епископ Люблинский (с 1897), епископ (1900) и архиепископ (1905) Алеутский и Североамериканский, архиепископ Ярославский и Ростовский (с 1907), Виленский и Литовский (с 1913). Архиепископ (23.06.1917) и митрополит (с 14.08.1917) Московский и Коломенский. 5 ноября 1917 избран патриархом Московским и всея Руси. С 16 мая 1922 до июня 1923 находился в заключении. Канонизирован РПЦ (1989); Товия (в миру Трофим Тихонович Цынбалов) (1836–1916), церковный деятель. Пострижен в монашество в 1860, с 1862 проживал в Троице-Сергиевой лавре, архимандрит (1892), наместник московского Чудова м-ря (с 1893), благочинный московских мужских монастырей (с 1901), наместник Троице-Сергиевой лавры (1904–1914), почетный член МДА (1914); Товстуха Михаил Павлович, в 1915–1916 студент МДА; Тойнби Арнольд (1852–1883), английский историк–экономист; Толстой Алексей Константинович (1817–1875), граф, писатель, поэт, член-корр. Петербургской АН (1873); Толстой Лев Николаевич (1828–1910), граф, писатель, член-корр. (1873), почетный академик (1900) Петербургской АН; Томский Михаил Павлович (1880–1936), деятель революционного движения, советский государственный деятель. В 1906–1917, с перерывами, под арестом и в ссылках, после Февральской революции член Исполнительной комиссии Петроградского к-та (с апреля 1917), председатель Московского совета профсоюзов (с декабря 1917), член Президиума ВЦСПС (с 1918), председатель ВЦСПС (1919–1929), зам. председателя Президиума ВСНХ СССР (1929–1930), зав. Объединением государственных книжно-журнальных издательств (1932–1936). До 1930 член Политбюро ЦК, с 1934 кандидат в члены ЦК ВКП(б). Покончил жизнь самоубийством; Трепов Александр Федорович (1862–1928), государственный деятель. Предводитель дворянства Переяславского уезда Полтавской губ. (1892–1898), помощник статс-секретаря (1898), член комиссии по подготовке проекта булыгинской Думы, сенатор (1906), член Государственного совета (1914), член Особого совещания по обороне государства (с августа 1915). Управляющий Мин-вом (с октября 1915), министр (1916) путей сообщения, председатель Совета министров (10.11–27.12.1916). После Октябрьской революции в эмиграции в Финляндии, затем во Франции;

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_M_Bogos...

15 (28) мая 1883 г. Государь Император Александр III Александрович пожаловал владыке Платону высший орден России – святого апостола Андрея Первозванного. Это было единственное награждение архиерея столь почетным знаком – Императорским орденом в царствование Государя Императора Александра III Миротворца. Из иностранных орденов владыка был награжден: сербским орденом Такова I степени, Черногорским орденом Князя Даниила I степени, болгарским орденом Александра I степени. Высокопреосвященный Платон состоял членом многих российских ученых и благотворительных обществ и учреждений. Родственные отношения, а потом и деловые связи, владыки Платона с Ржевской землей и Тверским Верхневолжьем продолжались всю его жизнь. Длительное время Высокопреосвяшенный Платон помогал Ржевскому духовному училищу, где начались его первые шаги духовного просветительства. В газете «Тверские епархиальные ведомости» 13 от 1 июля 1880 г. в связи с преобразованием Ржевского духовного училища, значится постановление о том, что сумма 750 руб. 30 (с непрерывным доходом 4% годовых) пожертвована архиепископом Одесским Платоном 31 в Ржевское училище на содержание из процентов одного ученика. Стипендиатом на 1880 г. стал ученик 1 класса Александр Покровский из Зубцовского уезда. В Ильинской Погорельской церкви более 30 лет служил племянник владыки Сергей Михайлович Городецкий (1859– после 1916); на 1916 г. значится протоиереем Зубцовского уезда. С. М. Городецкий окончил Тверскую Духовную семинарию (1879),затем Ярославский Демидовский лицей (1884). С 1886 г. стал священником Ильинской церкви (после кончины Михаила Ивановича – младшего брата владыки Платона). Племянница владыки Мария Михайловна Городецкая (1853-после 1891) работала учительницей Киевского народного училища. Племянник Алексей Михайлович Городецкий (1855– после 1916) служил сначала лекарем (1883 г.), затем врачом Киевского военного округа (1888 г.), потом стал статским советником (1916 г.). Младший племянник Михаил Михайлович Городецкий (1870-после 1910) служил земским начальником в Виленской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Ввиду надвигающихся новых военных угроз для нашей Отчизны такое всенародное опамятование о подвигах и жертвенном служении наших предков способствует общенародной нравственной мобилизации, сплочению народа России перед неизбежными грозными военным испытаниями. В связи со столетними общегосударственными мемориальными мероприятиями начала и хода Первой Mipoboй войны 1914–1918 годов и с вышеизложенной Вашей позицией мы обращаемся к Вам с ходатайством поддержать наши усилия по сохранению православного народного мемориала с Поклонным Крестом в память о храме Преподобного Серафима Саровского, который ровно сто лет назад, в ноябре 1916 года, начал возводиться усилиями А.А. Вырубовой в Серафимовском военном лазарете 79 при покровительстве Императрицы Александры Феодоровны. Серафимовский лазарет-убежище для солдат-инвалидов Первой Mipoboй войны был учрежден 2 января 1915 года и открыт 7 января 1916 года на окраине парка Императорского Александровского Дворца, который в ту пору был основной резиденцией Государя Императора Николая Александровича и местом постоянного проживания Царского Семейства. Освящение закладки храма Преподобного Серафима Саровского 5/18 ноября 1916 года совершалось по Архиерейскому чину викарным Архипастырем Петроградской Епархии — Епископом Кронштадтским Мелхиседеком (Паевским; 1879 – †1931), в сослужении с духовником Их Императорских Величеств протоиереем Александром Васильевым (1868 – † расстрелян 23 Августа/5 сентября 1918), настоятелем Феодоровского Государева собора, благочинным военных церквей Царского Села и Павловска митрофорным протоиереем Афанасием Беляевым (1845 – † 1921), управляющим тюменским Свято-Троицким монастырем Епископом Исидором (Колоколовым; 1866 – † замучен 18 сентября/1 октября 1918) и иеромонахом Досифеем (Разумовым) — военным священником 131 сводного эвакуационного Царскосельского госпиталя, в обязанность которого с января 1916 года входило и совершение Богослужений в походном храме при Серафимовском лазарете. Освящение закладки храма Преподобного Серафима Саровского осуществлялось в присутствии членов Царской Семьи — Императрицы Александры Феодоровны, Великих Княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/11/05/po...

57. Предисловие и комментарии к статье: Болотов В. В. К вопросу об ареопагитских творениях [письмо архиепископу финляндскому Антонию]//ХЧ. 1914. Май. С. 555–580. 1914–1915 58. Отзыв о магистерском сочинении А. М. Сагарды « Климент Александрийский и его литературная деятельность». 1914–1915 гт. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 157. 66 л. 1915–1916 59. Отзыв на магистерское сочинение С. А. Федченко «Св. Ириней, епископ Лионский. Его жизнь и литературная деятельность». 1915–1916 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 163. 27 л. 1916–1917 60.Отзыв о докторском сочинении H. М. Сагарды «Св. Григорий Чудотворец , епископ Неокесарийский. Его жизнь, творения и богословие». 1916–1917 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 158. 33 л. 1918 61. Предисловие к кн.: Болотов В. В. Лекции по истории древней церкви. IV. История церкви в период Вселенских соборов: История богословской мысли/Посмертное издание под ред. проф. А. Бриллиантова . Пг: Третья государственная типография, 1918. С. XI–XV. 1925–1927 62. Отзыв о магистерском сочинении протоиерея М. В. Митроцкого «Христология св. Кирилла Александрийского ». 1925–1927 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 153. 9 л. Е. К. Редин: жизнь и деятельность (по материалам петербургских архивов) Егор Кузьмич Редин (1863–1908), историк искусства, археолог и педагог, профессор Харьковского университета, прожил недолгую жизнь и оставил о себе память как об ученом и «человеке золотого сердца». Коллега, А. И. Успенский , так определил его роль в науке: «Есть два рода ученых, – одни открывают новые горизонты и указывают новые пути деятельности, другие – выясняют детали и устанавливают твердые основы тех или других научных положений. Если одни способствуют, так сказать, развитию науки в экстенсивном направлении, то другие – в направлении интенсивном. В науке те и другие являются одинаково необходимыми. Покойный Егор Кузьмич, скорее всего, представлял собою тип второго рода ученых... Факт у него на первом месте, в зависимости от этого у него Вы не найдете, может быть, тех широких обобщений, к каким стремится Ваша любознательная мысль, но зато Вы гарантированы от возможности обогатиться познаниями, не соответствующими действительности и составляющими излишний балласт, которого так много в археологии». 1180

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1916 18. Как понимал В. В. Болотов изучение языка. Статья. 1916 г. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 102. Третья группа работ 1903 1. Речь об ученых заслугах покойных профессоров И. Е. Троицкого и В. В. Болотова//Памяти профессоров С.-Петербургской Духовной академии Ивана Егоровича Троицкого и Василия Васильевича Болотова (19 апреля 1903 г.). СПб.: Типография М. Меркушева, 1903. С. 5–11; То же: Церковный вестник. 1903. 17. Стб. 525–528. 1906–1907 2. Автономов: Заметки о протоиерее Александре Афанасьевиче Автономове. 1906–1907 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 100. 1910 3. Профессор Василий Васильевич Болотов : Биографический очерк. СПб.: Типография М. Меркушева, 1910; То же: ХЧ. 1910. Апрель. С. 421–442; Май – июнь. С. 563–590; Июль – август. С. 830–854. 1911 4. Профессор Иван Васильевич Чельцов : Биографический очерк. СПб.: Типография М. Меркушева, 1911. То же: ХЧ. 1911. Октябрь. С. 1222–1237; Ноябрь. С. 1272–1293; Декабрь. С. 1410–1425. 1912 5. Преосвященный Иннокентий (Смирнов) епископ пензенский и саратовский: Биографический очерк. СПб.: Типография М. Меркушева, 1912. То же: ХЧ. 1912. Декабрь. С. 1375–1425. 1916–1917 6. Кирилл (Богословский-Платонов) , архиепископ Каменец-Подольский: Биографический очерк. 1916–1917 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 109. 1915–1917 7. Профессор-протоиерей Иоаким Семенович Кочетов: Биографический очерк. 1915–1917 гг. Не опубликовано. ОР РНБ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 110. Отзывы, отчеты, рецензии, выступления, конспекты лекций, литографические издания лекций 1897       1. Отчет Александра Бриллиантова о занятиях по предмету истории и разбора западных исповеданий//Журнал заседаний Совета Санкт-Петербургской Духовной академии за 1891–1892 учебный год. СПб.: Товарищество «Печатня С. П. Яковлева», 1897. С. 232–244. 1901 2. Выступление на магистерском коллоквиуме Б. М. Мелиоранского 5 июля 1901 г.//Церковный вестник. 1901. 25. С. 802–806. 3. Речь на магистерском коллоквиуме П. И. Лепорского 7 июня 1901 г.//Церковный вестник. 1901. 30. С. 959–965.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Видимо, так благословил Владыка. К тому времени преосвященный Анастасий был переведен с севера на юг, из Холма в Молдавию, на Кишиневскую кафедру. В начале июня 1916 года Василий, по просьбе Владыки, выехал в Кишинев. Владыка часто приглашал Василия сопровождать его в поездках по епархии. К экзаменам в Духовную Академию Василию пришлось готовиться на новом месте, в промежутках между поездками. Вот отрывки из писем той поры. Они похожи на путевые заметки. «7 июля 1916 года. Рано утром я уехал с отцом игуменом Парамоном в Гиржавский монастырь. Замечательно красивые места, прямо Швейцария! Горы и долины с прудами; темный буковый лес, монастырь под горой, с которой мы насилу съехали на тормозах». «Пошел с книгой по опушке леса. Направо темный лес, а налево долина и скат, покрытый виноградником, хлебом, лесом». «Я тут совсем пустынником заделался: одичал и оброс, целые дни провожу в одиночестве и в молчании, брожу по опушке леса с книгами». Василий поступил в Московскую Духовную Академию и с первого курса записался в группу, изучающую историю и западные религиозные течения. В нем было сильное воодушевление, он буквально бросался на книги, стремился полностью уйти «в интересную и серьезную работу». Мировая война окончательно подточила силы страны. Учебные заведения буквально таяли на глазах. Осенний семестр 1916 года закончился неожиданно рано, 1 ноября. Весенний начался 20 февраля. В конце ноября 1916 года Василий Федорович был приглашен семейством графа Медема в его имение, хутор «Александрия», которое находилось в Хвалынском уезде. Василий Федорович должен был преподавать детям графа, Федору и Софии, Закон Божий. Молодой учитель, сам буквально пламенеющий жаждой знаний, смог затеплить и в детях интерес к предмету, который казался в то время большинству находившихся за школьной партой чем-то необязательным. У Василия была и своя выгода: как будущий священник, он пробовал свои силы, много наблюдал за детьми и взрослыми. Вот отрывок из письма того периода к Елене Сергеевне Борисоглебской: «Мы медленно, но верно сближаемся.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

Отпевал его митрополит Петроградский Вениамин в сослужении с четырьмя епископами: Мелхиседеком (Паевским), впоследствии архиепископ Красноярский, Геннадием Псковским и Порховским, Артемием, епископом Лужским и еще одним мне в то время неизвестным. Погребен на братском кладбище Александро-Невской Лавры, с правой стороны могилы митрополита Антония (Вадковского) . Труды: Речь при наречении его во епископа. «Приб.к «ЦВ» 1912, 10, стр.403. см.также «Прав.Собес.»1912, март, стр.395· Слово при пострижении в монашество. «Христ.Чтен.» 1916, янв., стр.3. Слово 2 февр.1916 г., в храме Александровского Лицея. «Христ.Чтен.» 1916, февр., стр.129· Речь при пострижении в инокини. «Христ.Чтен.» 1916, апр., стр.373. Им изданы были помимо мелких журнальных научных статей следующие печатные труды: Ударение имен существительных в русском языке. Варшава, 1882. Особенности падежных окончаний имен существительных в говорах русского языка. Варшава, 1883. Детская речь, Варшава, 1883. Sprachliches aus dem Nationaldichter Litauens Donalitins. Дорпат, 1886. Über die Bedeutung der Sprachstörungen für die Sprachwissenschaft. Dorpat 1886. Litauische Studien. Дорпат, 1888. Литовские этюды. Варшава, 1888. Языковедение, их метод и задача; язык церковнославянский в историческом прошлом славянства. Казань, 1889. Славяно-финские культурные отношения по данным языка. Казань, 1890. Служба святым Кириллу и Мефодию в болгарском списке 14 века. Варшава, 1893. «Физиолог» по рукописи сербской редакции. Казань, 1893. Торжество 400-летия Ободской типографии в Черногории. СПБ, 1894. Грамоты русских государей и диптихи в славянских монастырях Адриатического побережья. К.1894. История развития духовной жизни Черной Горы и князь-поэт Николай I. Казань, 1895. Служба св.Кириллу, учителю славянскому по сербской рукописи 14 века русского Пантелеймоновского монастыря на Афоне. СПБ, 1895. Петр I Петрович, владыка митрополит Черногорский. Его посвящение во епископа и сказанное им после этого слово. Казань, 1895· Новое произведение Черногорского князя Николая «Княз Арванит». Казань, 1896.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010