Какая странная участь для властителей Иверских! Что касается Теймураза, то после многих странствований Вахтанг Шах Наваз выманил его из Имеретии, когда он еще однажды искал возвратиться на родину, ибо туда влекло его сердце κ праху своих предков. Вахтанг послал его пленником в Персию; принятый там с честью, он заболел от старости и скончался в Астрабаде, в 1663 году. Исполнилось благочестивое его желание, и если не царство, то по крайней мере обрел он себе могилу в бывшем своем царстве, близ гроба матери и предков. Но внук его Ираклий получил опять утраченную дедом державу, а правнук Τеймураз по избранию Шах Надира соединил на главе своей обе короны Карталинии и Кахетии и передал их славному сыну Ираклию II. Так исполнились над ними благословения мученицы. Какая страшная и вместе трогательная драма – весь этот ряд Царей Кахетинских, начиная от великого Леона, воителя Иерусалимского, который один только скончался в мире! Если Мученица Кетеван торжественно покоится под самым престолом, ради ее подвигов, то под сенью того же собора нашли себе упокоение и единокровные ее жертвы семейных междоусобий: Царь Александр с сыном своим Георгием, умерщвленные извергом Константином, и с ними пострадавший Епископ Руставский Павел, который тщетно старался удержать руку отцеубийцы. Тут же в числе прочих святителей храма сего и еще один закланный на самом алтаре Лезгинами, в 1480 году, Иоанн Алавердский и другой Иоанн, принесший из Персии мощи Кетеван, и Епископ Зинон, паломник, против своей воли не дошедший до Иерусалима и вместо того посетивший Россию. Тут и многострадальный Царь Теймураз великий, с сыном своим Давидом, погибшим в битве против Рустума; ими кончается в Алаверди царственная династия Кахетинская, ибо сын Давида Ираклий, вынужденный принять магометанское имя Назар-Али-Хана, лишился чести погребения между предков, а преемник его Теймураз II, искавший себе покровительства при дворе Императрицы Елисаветы, умер на обратном пути в Астрахани и там похоронен. В соборе еще покоятся две Царицы Анны, супруги первого Ираклия и второго Теймураза, и две Царевны, Елена, дочь Ираклия, и дочь Теймураза инокиня Макрина, знаменитая своими писаниями; ее канон в честь святого Иосифа Алавердского доселе поется в день его памяти 15-го сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Часть IV Шах приказал пытать его. Раждена били по лицу, рвали волосы, выбили молотом зубы, влачили по земле, так что тело его превратилось в сплошную рану. Но никакие пытки не исторгли из уст пленника стона или мольбы о пощаде. Он был похож на утес во время бури, на который обрушиваются волны, но, разбившись о камни в брызги и пену, снова откатываются назад. Шах понимал, что он проигрывает бой с безоружным и истекающим кровью узником. Некоторые из вельмож дали совет отпустить Раждена во Мцхета попрощаться с родными, взяв клятву, что он вернется назад в назначенный для казни день. Царь согласился, надеясь, что пленник нарушит слово и останется во Мцхета, окажется таким образом в глазах грузин и персов трусом и лжецом. Но Ражден избрал участь мертвого льва, а не живого пса. Он приехал во Мцхета, благословил детей, попрощался с родными и друзьями, раздал милостыню нищим и поспешил возвратиться в персидский стан. Персы были удивлены, увидев Раждена, который подобно Агнцу Божию сам привел себя к жертвеннику на заклание. Царь решил передать Раждена для истязаний и казни Цромскому правителю. Его подвергли бичеваниям и, закованного в цепи, бросили в темницу. Но дивном сиянии света ему явился Христос и благословил на последний подвиг. Сами палачи устали пытать пленника. Настал день его казни. Воины привязали Раждена ко кресту и затем, соревнуясь друг с другом, стали пускать в него стрелы, как в мишень. Он умер, пронзенный отравленными стрелами, от яда – как от укусов змеиных зубов. Царь Вахтанг послал за телом Раждена епископа. Два раза оплакивали Раждена родные и друзья: когда он возвращался из Мцхета в персидский стан и когда привезли его тело для погребения. Мощи Раждена были положены в Икортском монастыре, и сразу же началось почитание его как святого. Поэтому Грузинская Церковь назвала Раждена первомучеником [ 1 ]. Церковь прославляет мучеников-отроков Колийских, живших в селе Кола в верховьях Куры. Они приняли христианство и были убиты своими родителями и родственниками-язычниками. На них исполнились слова Спасителя: Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Мк. 10, 14). Дети-мученики похожи на лилии, выросшие среди крапивы и терний, на нераспустившиеся цветы, которые скосил в поле серп, на еще не оперившихся птенцов, которых пожрала в гнезде хищная ночная птица. Дух Святый, осияв чистые сердца отроков, сделал их мудрее старцев-идолопоклонников, так как самая большая мудрость – жить и умереть со Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2180...

Но это отнюдь не означает, что московские государи развивали отношения с Персией за счет угнетаемых ею православных народов. Вот что сообщал другой иностранный автор, посетивший Россию около 1675 года. «В бытность мою в Москве там проживал князь-христианин из Грузии, нашедший убежище при этом дворе Жил он пышно и богато; от царя давалось ему обильное содержание Был еще персидский посол-резидент, прекрасный человек, с одетою по-персидски челядью; он жил богато и пышно, пользовался почетом, но к целованию руки царь его не допускал, называя магометан и других «неверными собаками»; взамен того они целуют его колена», – пишет Эрколе Зани 8 . В 1616–1617 гг. Грузия была завоевана персидским шахом Аббасом I. Грузинский (кахетинский) царь Теймураз в грамоте, присланной в 1619 году царю Михаилу Феодоровичу (1613–1645) с послом игуменом Харитоном, так описывает это событие: «Божиим праведным судом и гневом по нашему греху над нами учинилось: солнце во тьму превратилось и луна померкла, день в ночь, а ночь в день Пришел на нашу землю шах кизылбашский со многою своею несчетною ратью и землю нашу разорил, пречистый Образ и иные образы наши православные хрестьянские веры обругал, разорил церкви Божии и четыре великие монастыри, сооруженные при царе Федоре Ивановиче, иконы святых пожег и нищих ваших богомольцев побил; да и иные многие монастыри разорил: оклады с Божия милосердия, злато и сребро обдирали, а святых иконы в огонь клали. Монастырь великого чудотворца Георгия, а в нем был митрополит, и тот монастырь разорен до основания» 9 . Через своего посла игумена Харитона царь Теймураз бил челом царю Михаилу Феодоровичу, чтобы он «великий государь, его царское величество, принял его под свою царскую высокую руку и от недруга его от шаха учинил его в обороне». О том же «со слезами» просил и его посол в Москве – чтобы «государь над ними смиловался, для православной христианской веры за них и за их землю вступился и шаху их не выдал» 10 . В ответной грамоте Теймуразу от 5 мая 1621 года царь Михаил Феодорович уведомлял о своем желании держать его «в царском жаловании» и что и персидским послам, бывшим в то время в Москве, было говорено, и русским послам, отправленным к шаху, наказано, и в царской грамоте шаху Аббасу писано, чтобы он, шах, «ведая то, что иверские цари и вся Иверская земля прежде того были под державою великих государей царей и великих князей российских, ныне бы на Иверскую землю наступати и войны и тесноты никакия чинити не велел» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Армянские начальные люди с войсками своими соберутся в городе Нахичевани и, взявши царские знамена, пойдут на неприятелей. Город Эривань взять легко, потому что там живет много армян, пороховая казна и другие военные припасы в руках армянских. А когда войско овладеет Тавризом, городом богатейшим, то может пустить загоны на все четыре стороны и великую добычу получить, потому что села богатые. Известно, как Стенька Разин с 3000 козаков овладел Гилянью и держал ее много лет, шах ничего не мог ему сделать; а теперь козаки пойдут в этот поход охотно, потому что добыча им будет громадная. В Армянской стране 17 провинций, с которых соберется 116000 человек войска; да грузинского войска соберется с 30000; турецкие армяне придут на помощь персидским, и разум не может обнять, сколько богатства у всех армян тамошних; шах персидский не может собрать более 38000 человек, а как лишится армян и грузин, то не останется у него и 20000, и те заняты войною с бухарцами. Теперь самое удобное время воевать персов, потому что они не готовы и все христиане на них восстали по причине великого гонения. Ория написал письмо самому государю: «Без сомнения, вашему царскому величеству известно, что в Армянской земле в старину был король и князья христианские, а потом от несогласия своего пришли под иго неверных. Больше 250 лет стонем мы под этим игом, и, как сыны Адамовы ожидали пришествия мессии, который бы избавил их от вечной смерти, так убогий наш народ жил и живет надеждою помощи от вашего царского величества. Есть пророчество, что в последние времена неверные рассвирепеют и будут принуждать христиан к принятию своего прескверного закона; тогда придет из августейшего московского дома великий государь, превосходящий храбростию Александра Македонского; он возьмет царство Армянское и христиан избавит. Мы верим, что исполнение этого пророчества приближается». Так как Ория называл себя посланцем курфюрста баварского, принимавшего такое живое участие в судьбе армян, то ему отвечали, что царское величество, будучи занят шведскою войною, не может отправить значительного войска в Персию, но пусть курфюрст пришлет на помощь свое войско с добрыми инженерами, офицерами и со всякими воинскими припасами, а в Персию государь пошлет под видом купца верного человека для подлинного уверения и рассмотрения тамошних мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

4597 Шах Аббас I, по прозванию Великий, управлял Персией с 1586 г. по 1628 г. Аббас I был одним из самых замечательных государей Персии. Он сделал много полезных для страны реформ, преобразовал военное устройство страны, строил дороги и мосты, заботился о возобновлении и украшении городов и старался оживить торговлю с Индией и Европой. К христианам относился милостиво. 4598 Шах Аббас поддерживал дружественные сношения с Михаилом Феодоровичем в торговых и политических целях. Он отправлял часто послов и в другие европейские страны: Францию Англию, Испанию и Нидерланды. 4599 Иберия – современная Грузия. Она была завоевана (не вся, а большая ее часть) шахом Аббасом в 1613 г. Начало христианству положено было в Грузии проповедью св. Нины равноапостольной в нач. IV в. (память ее – 14 января (323–340 гг.) учредил архиепископию в главном иверском городе Мцхете, которая была подчинена сначала антиохийскому, а потом константинопольскому патриарху. При антиохийском патриархе Петре (493–495 гг.) состоялось соборное определение о том, чтобы церковь Иверская была автокефальною (самостоятельною). В 1783 г., когда грузинский царь Ираклий признал над собою верховную власть России, иверские первосвятители Высочайше пожалованы были званием Членов Свят. Синода, а в 1811 годя для управления Грузинскою церковью учрежден был Грузинский экзархат. 4603 Ныне две части ризы Господней находятся в Петербурге: одна в Придворном соборе, другая в Петропавловском. 4604 Событие перенесения честной ризы Господней имело место в марте месяце, во время Великого поста; но ради великопостного времени празднование перенесения честной ризы Господней перенесено на 10 июля; этот день был кануном торжественного дня коронования царя Михаила Феодоровича. Службу на день Положения ризы Господней составил Киприан, митрополит Крутицкий. В этой службе, призывая верных к поклонению Божественной и целебной ризе Спасителя, Церковь возглашает, что эта риза есть хитон, драгоценный и по силе целения, и потому, что ею облекалась святая и живоносная плоть Богочеловека.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Желаю также поручить Вам управление северными областями по эту сторону реки Аракса, да будете повелителем и распорядителем в этих местностях, так что мы не будем вмешиваться в дела этих провинций, а только охранять их от врагов. Пребывайте в вожделенном здравии " . Сестра царя Луарсаба, Елена, в письме уверяла его, что ему не будет никакого вреда, если только он явится к шаху. Луарсаб, получив письма, поверил всему написанному в них и ради того, чтобы не были уничтожены святые храмы и все государство, уступил нечестивому Аббасу. При этом он решился, если не оправдаются обещания шаха, положить душу свою за други своя , по словам Спасителя. Царь готовился отправиться к шаху, но, более опытные в государственных и житейских делах, Теймураз, Георгий III и мать Луарсаба, царица Мария, со слезами упрашивали и умоляли его не ездить к шаху, указывая на изворотливость и лукавство последнего. Но чистосердечный Шадиман понуждал Луарсаба не слушать царей и не обращать внимания на слезы матери и его сестры, Хуарешани, во всем положиться на Христа и с упованием на Него отправиться к шаху, ничего не опасаясь. Луарсаб говорил царям: " Шах, придя из своего царства в мое и находясь в настоящее время в моей столице, просит у меня мира. Если я не явлюсь к нему, то он опустошит все мое царство, предаст огню и разрушит наши святилища и храмы и уничтожит само христианство. Все это заставляет меня идти к нему; этим я освобожу всю Карталинию от ига персов. Пока я жив, не хочу сделаться причиной гибели царства и меньшей моей братии. Отправлюсь к шаху, возложив всю надежду мою на Христа, и. какая бы участь ни ожидала меня там, жизнь или смерть, да будет благословен Господь Бог! " Простившись с близкими, царь отправился к шаху и, переехав гору Лихскую, вступил в укрепленный город Набактеви  лежащий на юге, близ города Али. Оттуда же отправился к шаху, находившемуся в городе Гори. Шах, узнав о прибытии святого Луарсаба, вышел ему навстречу из палаток со всеми своими вельможами. Об этом пишут имеретинский царь Арчил II, царевич Искендр Мунджи Вахушт  и историк персидский.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Эчмиадзинское духовенство, не вынося притеснений католикоса, жаловалось на него Константинопольскому патриарху. Жалобы его особенно усилились по следующему случаю. Католикос вымучил у одного армянина 4000 туманов; шах приказал заплатить за алчность 5500 туманов. Лазарь уплатил только 2100 и бежал в Карин. Тогда персы забрали из Эчмиадзина все ценные украшения, а так как их оказалось недостаточно для пополнения суммы, то мучили эчмиадзинское духовенство, заставляя его вносить недостающее. Духовенство обратилось к богатым гражданам Эривани и собрало потребную сумму, а в Константинополь послало новую жалобу. От конст-го патриархата для учинения суда над католикосом были присланы самые заклятые враги Лазаря. Эриванский персидский губернатор в свою очередь получил от персидского правительства предписание узнать о настроении армян по отношению к католикосу и, получив доказательство его непопулярности, лишил его кафедры и послал в заточение (1748). После того католикосом был избран враг Лазаря Петр. Новый католикос первым долгом почел отлучить Лазаря от церкви. Кон-ий патриарх сделал то же. Однако Лазарю еще раз удалось возвратиться на эчмиадзинскую кафедру. Это случилось вскоре после восшествия на персидский престол Мирзы-Ибрагима. Католикос Петр был послан Лазарем в заключение, где и умер от голода, пробыв на кафедре только 10 месяцев. Лазарь управлял после своего восстановления еще три года. Армения тогда переживала особенно тяжелое время. Шах-Ибрагим причинил много бедствий армянам; произведенные восстания были подавлены с большой жестокостью и еще больше ухудшили положение армянского народа. После Лазаря католикосом сделался Минас, который не смотря на кратковременное свое правление (1751–1753) успел успокоить армянскую церковь . Преемник его Александр II управлял 18 месяцев (1753–1755) и не заявил себя ничем особенным. Затем сделался католикосом Исаак, епископ каринский. Исааку (1755–1759) не суждено было провести время своего патриаршествования спокойно. Он по своим убеждениям был друг латинян и естественно имел много врагов в противоположном лагере.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Шах-Аббас, вконец опустошивший православную Грузию, не мог, как видно из приведённого рассказа о страданиях св. царицы Кетевани, ослабить в грузинах преданность их к отечественной церкви. Православная вера, всегда торжествующая в бедствиях, ещё более просияла в это время среди лучших представителей грузинского народа, – она открывала им в самой смерти неиссякаемый источник жизни. Были, конечно, случаи и отрицательного характера, многие грузины под давлением тех или других обстоятельств жизни изменяли Православию и делались магометанами, но такие печальные факты являлись в данном случае простыми исключениями в религиозно-нравственной настроенности грузинского народа. Шах-Аббас отлично понимал, какую стихийную силу представлял собой последний и как дружно и мужественно ополчался он на затрагивающих самое священное для него – религию; поэтому, оставив народ в покое, он только от царей потребовал принятия ислама , справедливо рассчитывая на то, что пример царя-ренегата найдёт подражателей и среди народа, особенно среди его аристократии 96 . Одновременно с персами со стороны Триалетских гор вторглись в Грузию и грозные турецкие силы, опустошая всё на своём пути. Передовой грузинский отряд, посланный под предводительством двух лучших грузинских полководцев Захария и Ярали, был истреблён вместе с предводителями, в горных теснинах, и неприятель занял Манглис и Квельту. В Квелта турки схватили священника Феодора, известного в то время своими учёными трудами, и, под угрозой смерти, потребовали от него, чтобы он провёл в местопребывание царя летучий отряд, намеревавшийся захватить Луарсаба. «Не пожертвую вечной жизнью временной, не буду предателем царя», – сказал себе этот грузинский Сусанин. Он завёл врагов в непроходимые горные дебри, и, спасши царя, сам погиб мучительной смертью в виду Эртацминдского храма 97 . В эти-то бедственные времена из недр народа вновь выдвинулось сильное верой и надеждой на Бога духовенство, имевшее неотразимое влияние на царей и на магометанскую аристократию; и глава духовенства – католикос – не раз в дальнейшей истории Грузии является инициатором освободительных движений, строгим обличителем магометанских царей и заступником перед поработителями за православный народ. Для примера укажем на католикоса Доментия и настоятеля Давидо-Гареджийской пустыни Иоанна Саакадзе, которые не хотели терпеть всех ужасов и беззаконий своего несчастного времени и явились мужественными обличителями царя-магометанина Иессея (1714–1746). Этот же католикос, побуждаемый любовью к отечеству и вере православной, осмелился явиться к турецкому султану в Константинополь с ходатайством о свободе, спокойствии и благоденствии церкви, но, к сожалению, эта просьба католикоса была оставлена без всяких последствий, а сам он, по интригам одного турецкого паши, был отправлен на один из греческих островов в ссылку, где и скончался 98 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Оказанною грузинами преданностью русским остались недовольны на царя Ираклия II султан Блистательной Порты и шах персидский, которые вооружили против грузин кавказских горцев и соседних ханов, живших до этого с грузинами в мире. Не надеясь уже на свои силы, Ираклий II, царь Карталинии и Кахетии, в целях обеспечения своей стране внешней безопасности, а главное, чтобы предупредить домогательства на грузинский престол удалившихся в 1724 году в Россию потомков карталинского царя Вахтанга VI, заключил с императрицею Екатериною II в 1783 году, в городе Георгиевске, договор, коим он поставил себя в вассальные отношения к России, с правом укрепить за царствующей династией Багратидов прародительский престол, удержать звание католикоса (автокефальность Грузинской церкви), чеканить собственную монету и иметь независимое внутреннее управление Грузии. Мусульманские государства, железным кольцом окружавшие Грузию, сильно были встревожены и озадачены этим союзом между единоверными православными державами. Тяжело им было расстаться с долго и нежно лелеянными сладкими мечтами и надеждами на окончательное завладение Грузией, этим прелестным и роскошным уголком земного шара, так щедро наделенным всеми благами и дарами природы. Свирепый шах персидский Ага-Магомет-хан, евнух Надира, недовольный за эту дружбу на Ираклия И, и кроме того за то, что грузинский царь не хотел признать его законным властелином Персии, жестоко отомстил ему, страшно разорив в 1795 году Карталинию и Кахетию. Таким образом Грузия, некогда культурное, славное и могущественное царство, победоносно державшее знамя христианства и заставлявшее неоднократно врагов Креста Господня преклоняться пред собою и относиться с должным уважением и почтением к самому имени христианина, была уже обессилена тяжелою, двенадцати вековою религиозно-политическою борьбой с мусульманским миром. Страшные, поистине душу и сердце щемящие потрясения и удары злого рока испытала она на себе за все это время. Не раз священная эта страна видела города и села свои разоренными, храмы свои разрушенными или обращенными в мечети и конские стойла, население с отчаянием и воплем разбежавшимся в горы или же уведенным в тяжелую неволю мусульманами, поднимавшими страшный и безжалостный меч своего дикого фанатизма даже против ни в чем неповинных младенцев-христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

197 Шах-Аббас 1 (1571–1629) – шах Ирана (с 1587 г.) из династии Сефевидов. Перевел столицу в Исфаган. Успешно завершил войны с Бухарой и Турцией, восстановив иранское господство в Закавказье. При нем Иран достиг наибольшего политического могущества. 198 Иов – ветхозаветный благочестивый страдалец, в Библии характеризуется как непорочный, справедливый, богобоязненный и удалявшийся от зла ( Иов.1:1 ), твердый и непоколебимый в вере в Бога. В страданиях Иова Церковь видела прообраз страждущего Господа и издревле постановила читать его книгу в первые четыре дня Страстной седмицы. Память многострадального Иова 6 (19) мая. 199 Георгий Саакадзе (ок. 1580–1629) – политический и военный деятель, менявший свои ориентации: боролся на стороне Ирана против грузинских царей, а затем на стороне Грузии против Персии. Принял мусульманство шиитского толка, потом возвратился к христианству, а затем снова принял ислам суннитского толка. Бежал в Турцию, где был казнен по распоряжению паши. 200 Давид VII Улу (монгольск. «улу» – старший) – грузинский царь (1247–1270) из рода Багратиони, сын царя Георгия IV Лаши (1213–1222). 204 Святой царь Ашот I Куропалат из рода Багратиони († 826) после завоевания Картли арабами образовал грузинское царство в южной провинции Грузии – Тао-Кларджети (787 г.). Царь в союзе с Византией боролся против арабов и постепенно распространил свою власть над всей Южной Грузией, а затем присоединил значительную часть Картли; Получил от византийского Императора высокий титул «кЛ ропалата». В одном из походов против арабов был изменнически убит в храме. Грузинская Православная Церковь отмечает день памяти мученика Ашота Куропалата 29 января (11 февраля). 205 Преподобный Григорий Хандзтели и его ученики в широких масштабах осуществляли храмостроительство, основывали новые монастыри и восстанавливали старые. В монастырях Юго-Западной Грузии, называемых «грузинским Синаем», переводились святоотеческие творения и богослужебные книги, литургическая гимнография достигла большого расцвета. Сам преподобный переписал весь свод богослужебных Миной. Преподобный Григорий был поставлен архимандритом всех монастырей Тао-Кларджети. Преподобный Григорий преставился в 861 г. Память преподобного Григория Хандзтели, архимандрита, – 5 (18) октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010