Если следить за остатками живописи вне алтаря, то немного их сохранилось для любителей древности. На правой стороне изображено, чертами Апокалипсиса, общее восстание мертвых: земля и море возвращают из недр своих все, что поглотили от начала века; Цари и Святители несут на руках своих Церковь , ими охраняемую; одежды Грузинские, но надписи Греческие, и уже невозможно разобрать их. К сей картине прислонен бывший трон царский, с легкой сенью на мраморных столбиках. В главном куполе виден еще лик Господа Саваофа с небесными Силами, а между окон Апостолы. Есть еще немного живописи на арках, соединяющих основные столбы храма: на одной стороне Бог Отец, с проявляющимся в лоне его Сыном и символами Евангелистов вокруг, вечеря тайная и трапеза Авраамова, а несколько повыше Благовещение; на другой стороне Константин и Елена, воздвигающие Крест, с таинственной картиной, которую я не мог разгадать: Спаситель изображен спящим, и над главою Его греческие буквы не позволяют усомниться в Его лице; подле Божия Матерь, а сверху Ангел, который держит знамя, и тут же стоит Пророк Исаия. Не есть ли это олицетворение его пророчества: «В той день восстанет знамя Иессеево и будет владеть языками, и будет покой Его честь». Из портретов царских, кроме коронования Ираклиева, уцелел еще на столбе, подле Патриаршего места, портрет Царицы Мариями, супруги Магометанского Царя Ростома, которая обновила купол соборный, и сына ее Луарсаба, в отрочестве убитого на охоте в степях Карайских; оба они похоронены близ сего столба. Горестна была участь Мариями, дочери Дадианов; неволей была она выдана за Магометанина и всю надежду полагала на своего отрока, которого воспитала в вере отеческой, и вот он бедственно погиб на ловле. Когда же скончался первый супруг ее, Царь Ростом, Шах стал требовать к себе его вдову: Мариям послала к нему локон седых волос своих, умоляя не лишать ее отчизны, и умилостивился Шах. Но это не спасло ее от второго брака с Вахтангом, князем Мухранским, опять Магометанином, который, вступив на престол, должен был изменить веру и Христианское свое имя на персидское Шах-Наваза.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 1791 и 1792 гг. И. принял ошибочные решения, к-рые усложнили внутреннее положение Картли-Кахети и привели к ослаблению царства. В 1791 г. он изменил правило наследования (от отца к сыну): престол мог наследовать младший брат царя (от 3 браков И. имел 16 сыновей и 12 дочерей). Указом от марта 1792 г. И. разделил царство между сыновьями и выделил им владения, что способствовало возникновению раздробленности, усилению сепаратизма, ухудшению экономического положения страны, развалу местного управления, ослаблению центральной власти и армии ( Вачнадзе, Гурули. 2001. С. 45). В 1793 г. И. стало известно о намерении иран. шаха Аги Мухаммед-хана выступить против Грузии и царь обратился к России с просьбой выслать войска и артиллерию в соответствии с условиями трактата, но ответа не последовало; в янв. 1794 г. И. послал в С.-Петербург дипломата Г. Чавчанидзе; в мае 1795 г. обратился к командующему войсками Кавказской линии ген. И. В. Гудовичу. Однако российские власти не предпринимали никаких действий. 4 сент. 1795 г. шах Ага Мухаммед-хан с 35-тысячной армией двинулся на Тбилиси. Численность сводного груз. войска (в т. ч. и имеретинских отрядов царя св. Соломона II) составила 5 тыс. чел. 10 сент. грузины приняли бой под Тбилиси и одержали победу, шах намеревался отвести войска. Однако из-за измены шаху стало известно о численности груз. войска, и 11 сент. персы перешли в наступление. В сражении на Крцанисском поле у юж. ворот Тбилиси грузины потерпели поражение. 75-летнего И., сражавшегося наравне с остальными и оказавшегося в окружении, вывез с поля боя его внук, царевич Иоанн (История Грузии. 1962. Т. 1. С. 400). Шах вошел в город и разорил его. Мн. горожане были убиты, разрушены дворцы царя и царевичей, мн. церкви, пушечный завод, арсенал, монетный двор, серные бани, почти все жилые дома; персы реквизировали царскую казну и царскую б-ку ( Гвритишвили. 1952. С. 93). Карательные отряды действовали по всей территории Картли-Кахети, убивали и угоняли в плен население; в Ахтале были разрушены сереброплавильный и медноплавильный заводы. И. не смог вернуться в разрушенную столицу; остаток жизни он провел в Телави. 11(24) сент. ГПЦ отмечает день поминовения Крцанисских убиенных.

http://pravenc.ru/text/673857.html

Вскоре шах, видя, что царь лишился почти всего своего семейства и остался один, двинулся с огромным войском прямо в Кахетию, как пишет Аракил, историк армянский. Вот подлинные его слова: " По нашествии персов на Кахетию страшные бедствия постигли Иверию; убиение старцев, которых невозможно было увести в Персию, молодых, которые с оружием в руках воспротивились переселению, смерть иереев, диаконов и даже епископов, монахов и монахинь и пленение их, убиение малолетних, растление девства, срытие святых могил, сожжение святых храмов, прекрасного города Греми и всех городов и сел кахетинских. Как можно высказать все это, когда одно воспоминание наводит великий ужас! " Нечестивец переселил в Персию всех кахетинцев, оставшихся в живых после того, как страна предана была мечу и огню. Как грустно и горько было слышать св. Кетевани о несчастье, постигшем Кахетию, об осквернении святилищ Божиих и разорении всего царства! Беззащитный царь Теймураз I нашел убежище у Имеретинского царя Георгия III, вместе с Карталинским царем святым Луарсабом, страна же его стала добычей кровожадного Аббаса I. О бедствиях же, постигших Карталинию, сказано в повествовании о страданиях святого мученика царя Луарсаба. Как грузинские писатели и, прежде всего, сам царь Теймураз I в стихах о страдании святой великомученицы царицы Кетевани, его матери, так и армянский историк Аракил, а также латинские писатели согласно повествуют, что, когда в руки христоненавистника-шаха попал и наследник престола, царевич Леон, то обоих братьев вместе со святой Кетеваныо шах немедленно отправил в Шираз. Окаянный приказал через посла тамошнему правителю города Беглар-беку заключить их в темницу и иметь за ними тщательный надзор. Сам же кровопийца шах, разорив всю Кахетию и Карталинию, возвратился в Испагань. Святую царицу держали в темнице десять лет. По прошествии пяти лет у нее отняли последнее из того, что утешает на земле - ее внуков, которых послали к шаху в Испагань. Там их оскопили, и, говорят, что невинный страдалец, наследник престола Леон, не вынес этого мучения и скончался.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

При первом слухе о нашествии Персов Теймураз хотел защищаться, но малодушие овладело князьями Кахетинскими; они собрались к царю и умоляли не навлекать ужасов войны на их цветущие долины, умоляли и Царицу мать быть их заступницей пред жестоким Шахом, в той надежде, что слезы женские с богатыми дарами смягчат его сердце. Колебалась Царица, но ради неотступности народа решилась пожертвовать собой для спасения многих тысяч, ибо тайно предчувствовала, что уже более не возвратится. Она взяла с собой младшего внука Александра и простилась на веки с сыном и родиной: это был первый подвиг ее мученичества. В Гандже, Елисаветполе, встретила завоевателя Кетеван. Он принял ее с чрезвычайной почестью, посадил близ себя и угостил трапезой для прикрытия своих коварных замыслов. Шах спрашивал, для чего не пришел сам Теймураз заключить дружеского союза против Луарсаба, и потребовал в заложники старшего сына его Леона. Когда же цель эта была достигнута, царевич Леон находился в руках его, жестокий Шах сослал Царицу с ее обоими внуками во внутренность Персии, в Шираз, где отроков ожидала ранняя смерть, а бабку их мученический венец после долгого томления. Тогда увидели Князья Кахетинские всю безрассудность своего поступка и убедились в необходимости брачного союза Царя своего с сестрою Луарсаба, так как уже не оставалось ему наследников от первого супружества. Теймураз поспешил в Тифлис и под грозой воинской торжествовал брак свой. Кровавой местью закипело сердце Шаха; он видел, что нельзя одолеть обманом врагов, и двинулся против них со всеми своими полчищами из Ганджи. Луарсаб мужественно выступил ему навстречу и преградил завалами тесные проходы в ущельях. Тогда по совету вероломного Моурава Аббас перешел Куру и устремился с огнем и мечом в пределы Кахетинские; первая пострадала пустыня Гареджийская, и безоружные иноки сделались жертвой ярости Шаха. На мирную долину Кахетии излилось потом его мщение: Телав и Алаверди испытали все ужасы опустошения, ибо свирепое сердце Аббаса искало уязвить противника своего Теймураза в том, что было близко и дорого его сердцу. Пламя пожаров и потоки крови приближались к пределам Карталинским; оба Царя, не видя ниоткуда спасения, бежали в Имеретию искать помощи у ее властителя Георгия и от более сильных соседей, Турков. Шах остановил на время свое опустошение, как опытный ловчий, расставляющий сети для уловления добычи. Он писал ласковое письмо κ Луарсабу, убеждая его возвратиться, как будто бы личная вражда его была только против Теймураза. Хотя будущий мученик предчувствовал участь, какая его ожидала, но движимый тем же самоотвержением, которого благий пример подала ему Кетеван, он хотел спасти народ свой добровольным пожертвованием и предал себя в руки Шаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В святом Крещении его нарекли Луарсабом. Отец Луарсаба Георгий по прошествии некоторого времени отправился по приглашению шаха Аббаса I (1584-1628гг.) в качестве его союзника под армянский город Эривань (Ереван - Б.С.)и со своим войском помог шаху подчинить город его власти, и вместе с шахом вел войну с Турцией. Отец Аббаса I, Шахудабанд, по причине своей лени и разврата на дела государственные не обращал никакого внимания, а занят был единственно угождением своей плоти. Пользуясь его слабостью, турки отнимали у него одну провинцию за другой. Но сын его, шах Аббас I, при помощи царя Карталинского Георгия Храброго, оружием возвращал потерянные провинции и города. В числе возвращенных Персии городов была и Эривань. При взятии Эривани началась самая ожесточенная, решающая битва. Георгий со своими воинами показал необыкновенное мужество. Наконец, после долгих усилий, на городских стенах показалось первое знамя, которое было грузинским, и первыми на стенах были грузинские воины. Они истребили турок в крепости, взяли ее и снова подчинили город шаху Аббасу. Шах, видя необыкновенное мужество и храбрость грузинского царя и его воинов, воспылал к грузинам лютой ненавистью. Он и раньше таил непримиримую вражду к ним, так как царь Карталинский Луарсаб I (1534-1558гг.) не дал осуществиться замыслам шаха Тамаза I, хотевшего покорить Карталинию, и этим приостановил обращение грузин в магометанство. Теперь же Аббас не мог равнодушно смотреть на Георгия и его храбрых и мужественных воинов, которые могли быть опасными для него, и нечестивого мучила зависть, потому что первая слава победы досталась Георгию. Шах тайно поднес ему яд, от чего царь и скончался в 1603 году по Р.Х. У него остался молодой наследник Луарсаб с двумя сестрами, Хуарешанью и Еленой. Хотя наследник и был молод, но разумом и мудростью уподоблялся Соломону и Гедеону. Несмотря на молодость .святого Луарсаба, Патриарх Захария с соизволения всей знати и народа карталинского венчал его на царство, и он взошел на престол своих отцов с именем Луарсаба II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

«Это дом молитвы, – сказали они, – которого не касалась рука человеческая». Шах вложил в ножны губительный меч свой, слез с коня у самого моста, обошел с благоговением храм и, помолившись пред столбом, дал Католикосу утвердительную грамоту на владение всеми церковными имениями в Кахетии и Карталинии. Невольно обращенный в Магометанство, Царь Ростом из дома древних властителей Грузии, по просьбе супруги своей Мариами, дочери Дадиана, обновил украшения Столба и купол, который обрушился вскоре после Шах-Аббаса, в половине XVI столетия. Еще два обновления храма были при Царе Вахтанге, бежавшем в Россию, и при Католикосе Антонии старшем. Едва только успел я возвратиться из собора в свою келью, как послышался звук колокольчика, и Экзарх въехал на двор монастырский. Он остановился не в доме Католикосов, который только что был обновлен и еще не устроен, а в жилище Архимандрита Мцхетского. Я поспешил принять его благословение, ибо давно уже пользовался знакомством, когда преосвященный Исидор был еще викарием Московским; с тех пор он долго находился в епархиях западных, где оставил о себе благую память кроткого и благочестивого пастыря. Мы взаимно обрадовались друг другу на чужбине, и приятное впечатление сего первого свидания осталось мне на все время пребывания моего Тифлисе, ибо я мог пользоваться его опытными советами в краю для меня незнакомом, где уже успел он приобрести общую любовь. Но после того скромного благолепия, которое обыкновенно окружает наших архиереев, как странно было мне видеть Экзарха Грузии, заступившего место ее Католикосов-Царевичей в убогой келье, без пола и без сеней, с бумажными окнами, и где же? в виду кафедрального собора Мцхетского, величайшей святыни Грузии. На другой день мы хотели посетить в горах развалины монастыря Иоанна Зедазнийского, главы Сирийских отцов; однако рано утром я уже был в соборе и питал душу воспоминанием стольких столетий славы и бедствий. Хотя говорят, что Царь Александр I воздвигнул почти с основания храм сей после опустошения Тамерланова, нельзя, однако, предполагать, чтобы ничего не оставалось от древнего здания Вахтангова; без сомнения, уцелели стены, хотя без купола, потому что и Шах-Аббаса удержали от разорения удостоверением, что место святое никогда не было разрушаемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Закрыть Идеологическая бомба под страну В Касимове собрались установить памятник врагу России 02.06.2022 7981 Время на чтение 4 минуты Фото: wikipedia.org Группа лидеров русских православных общественный организаций обратилась с письмом к Президенту России Владимиру Путину по поводу намерения установить в городе Касимове памятник ханше Сююмбике. Публикуем текст этого письма. Уважаемый Владимир Владимирович! От лица патриотических организаций России выражаем обеспокоенность появившимся в средствах массовой информации заявлением муфтия Равиля Гайнутдина о том, что в первой декаде июня в старинном городе Касимове (Рязанской области) откроют памятник последней правительнице Казанского ханства ханше Сююмбике. Об этом сообщает сайт RZN.info со ссылкой на ТАСС и Информационно-аналитическую службу «Русская народная линия».  Фигура ханши Сююмбике, являвшейся одной из лидеров враждебной Москве партии в Казанском ханстве накануне его присоединения к России во времена Иоанна Грозного, намеренно героизируется как символ антироссийского сепаратизма. Подобно тому, как героизировались фигуры Степана Бандеры и Романа Шухевича на Украине . Ханше приписываются «героическая борьба против русских захватчиков» и то, что она, якобы бросилась с башни на землю во время штурма Казани войсками Иван Грозного, добрую половину которого составляли прорусски настроенные татары. В Патриаршей летописи говорится следующее: «Они (казанцы) послали: к Шигалею (бывший казанский хан Шах Али) и к воеводам бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленити их не велел, а дал бы им на царство царя Шигалея (Шах Али), а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею». О придуманном с целью противостояния Москве «подвиге» Сююмбике известно также следующее: «В 1551 году она была выдана мурзами русскому царю Ивану IV Грозному вместе со своим сыном Утямыш-Гиреем и казанской казной. Последние годы жила в Касимове, где и умерла. Могила неизвестна. Согласно гипотезе краеведа Анатолия Шейкина, последние годы провела в местечке в окрестностях современного поселка Виля (Нижегородская область), где жила под опекой своего личного телохранителя Чурай-Батыра». И Сююмбике вовсе не была правительницей Касимовского ханства, как утверждают инициаторы установки памятника, она была отдана в жёны (в третий раз!) Касимовскому царевичу Шах-Али.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/06/02/id...

После удачного занятия этой важной крепости Иоанн обратился на юг и с успехом произвел несколько военных операций в области Атталии, имея целью обезопасить сношения с Памфилией. К большому счастию для царя Иоанна, политическое значение Иконийского султаната сильно изменилось. Прежде султан Икония распространял свою власть на многих местных владетелей и эмиров, которые признавали свою от него зависимость. Движение крестоносцев и последовавшие затем перемены в Сирии поколебали указанный порядок отношений. Прежде всего этому способствовало образование отдельного княжения с центром в Малатии (Мелитена) под главенством рода Данишмендов. По смерти султана иконийского Кылыч-Арслана в 1107 г. значение этого султаната пало вследствие раздоров между его сыновьями. В то время как старшие сыновья Шахин-шах, Араби и Масуд спорили из-за обладания султанатом, младший Тогрул-Арслан вместе с матерью основал господство в Мелитене. Шахин-шах захватил в плен своего брата Масуда, который, однако, успел освободиться из заключения и получил содействие в борьбе с братом от Данишменда Гази III. Вследствие последовавшего затем переворота Шахин-шах был убит. Хотя Масуд и Гази III заключили между собой узы родства, но все же не решались выступить открыто против империи. Антивизантийское движение обнаружилось в Армении и исходило от Тогрул-Арслана, владетеля Малатии. Об нем известно лишь в самых общих чертах, что оно отразилось на черноморских владениях империи, побудило дуку Трапезунта Константина Гавру начать поход, окончившийся полным его поражением и пленом. Это происходило почти в то же время, как царь Иоанн предпринимал меры по очищению от турок фемы Фракисийской и Памфилии (1118–1119). Для дальнейших видов императора к освобождению Малой Азии от сельджуков иконийского султана было весьма важно то обстоятельство, что между сыновьями Кылыч-Арслана и Данишмендом Гази III возникли раздоры, которые позволили императору выступить с более решительными мерами в его азиатской политике. Особенно было благоприятно то, что Данишменды обратились на восток и начали расширять свои владения походами в Армению и Северную Сирию.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

присного ученика преподобного Давида, именуемая ныне Иоанно-Крестительской пустыней, и другие. Так что через некоторое время во всех скалах, окружающих обитель святого Давида, были высечены пещеры для двенадцати святых обителей и для бесчисленного множества келий и киновий, которые существуют до сего дня. Обитель, основанная преподобным Давидом была самой маленькой из окружавших ее монастырей. Эти двенадцать обителей-Воскресенская (Мученическая), Бертубани ( " Квартал иноков " ), Святого Додо, Иоанно-Крестительская, Чичхитури, Тетрсенакеби ( " Белых келий " ), Магазана, или Мгвиме, Колагири, Мохатули ( " Расписанная " ), Веран-Гареджа, Пир-Укугмари и сама лавра святого Давида, Теперь все они в запустении, за исключением двух монастырей. Иноки Давидо-Гареджийской пустыни имели обыкновение, когда был храмовый праздник в какой-либо из обителей, сходиться в нее отовсюду и единодушно праздновали этот день. В 1651 году все братия встречали Пасху в монастыре Воскресения Христова В то несчастное для Иверии время зверонравный персидский шах Аббас I с бесчисленным войском напал на Грузию, предав всю страну разорению и опустошению Он, насытившись кровью христианской, отправился охотиться в степях Караягских, принудив ехать с ним святого царя Луарсаба. Шах превозносился своими делами подобно Навуходоносору и думал, что в Караягах не осталось ни одной живой души,-и что же? К величайшему своему удивлению, ночью, лежа в палатке и предаваясь мечтам, шах увидел, что на краю пустыни, на горе, движется бесчисленное множество огоньков: это монахи всей Гареджийской пустыни обходили крестным ходом маленькую церковь, воспевая радостное для всякой христианской души " " Христос воскресе! " Зверонравный в изумлении спросил своих приближенных: " Что это за огни двигаются на краю степи? " Приближенные отвечали ему, что это монахи гареджийские празднуют Пасху Христову. С яростью заревел алчный зверь: " А! Значит, не вся Грузия предана мечу! Еще остаются в живых монахи, а я думал,-говорил он,-что вся Грузия стерта под моими стопами! Изрубить всех их, чтобы к утру не осталось ни одной живой души, слышите? И все их жилища предать опустошению, и разоритьвсе до основания! " Напрасно приближенные просили и умоляли его пощадить ни в чем не повинных монахов: " " Напротив,-гово рили ему,-они в этой пустыне дают пищу и питие всем неимущим, приходящим к ним.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Варам бежал к тюркютам, но впоследствии был там убит. Сторонники узурпатора были преданы казни. Римские войска вернулись в пределы империи. В вознаграждение за помощь Хосров, согласно сирийским и арабским источникам и вопреки тому, что написал о неблагодарности шаха Феофилакт 562 , передал Маврикию для раздачи солдатам двадцать миллионов дирхемов 563 . Страшась за свою безопасность, шах попросил Маврикия предоставить ему тысячу телохранителей, и император выполнил эту его просьбу. По договору о перемирии, заключенному в 591 г., Иран вернул Римской империи захваченные ранее пограничные крепости Дару и Мартирополь, а также уступил спорные страны: Восточную Месопотамию и Персоармению, состоявшую из провинций Арзанена, Тарон и Айрарат. Хосров признал принадлежность империи всей Сванетии, Колхиды и Иверии с ее столицей Тифлисом. Эти условия были подтверждены мирным договором 601 г. После возвращения на престол Хосрова значительно улучшилось положение христиан в Иране. Этой перемене способствовало и то обстоятельство, что жена шаха Ширин, или Сейрем, имела ромейское происхождение и исповедовала веру во Христа. В окрестностях столицы она выстроила монастырь, в котором раздавала подарки насельникам в Лазареву субботу. Оставаясь зороастрийцем, шах, однако, чтил Божию Матерь и христианских святых. К гробнице святого мученика Сергия в Антиохию он «послал крест, сделанный из золота и украшенный драгоценными камнями, который некогда захватил в качестве добычи при взятии города Хосров, сын Кавада… К этому кресту сверху Хосров приделал другой крест, из червонного золота» 564 . Заключение перемирия позволило Маврикию перебросить значительную часть войск, которые были размещены на восточной границе, на Балканы, где империи приходилось сдерживать натиск авар и славян, – Балканский фронт был тогда самым опасным и кровавым. Каган авар Баян потребовал увеличить размер дани, выплачиваемой аварам по договору, заключенному при Тиберии. Не преуспев в шантаже, авары возобновили войну. После захвата ими пограничного Сингидуна и еще нескольких пограничных крепостей император вынужден был возобновить переговоры с каганом, направив в его ставку сенатора Эльпидия и одного из своих телохранителей, Коменциола.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010