Блаженный Католикос Виссарион (+1724г.) говорит, что во время войны с персами перед войском христиан все видели в воздухе разъезжающего на белом коне прекрасного юношу. Он как бы предводительствовал войском грузинским и сокрушал врагов. " Все были уверены, что это был святой великомученик и чудотворец Георгий Победоносец, " - продолжает блаженный Виссарион. Он говорит, что восемь тысяч семей персов, поселенных в Кахетии, истреблены были до единого мечами воинов Христовых. Один только султан алдаранский со своими приближенными спасся бегством, уехав к шаху Аббасу II. Султан, с трудом добравшись до шаха, с плачем и рыданием, низко кланяясь ему, рассказал подробно обо всем случившемся. Он донес, как святыми мужами чудесно, внезапно истреблено было огромное персидское население Кахетии. Шах Аббас II, узнав об этом, не смог снести подобного посрамления и унижения. Он написал высочайший указ грузинскому царю Вахтангу IV Шах-Наозу, своему вассалу (вся Грузия в то время была данницей Персии), и послал его через Муртузали-хана. Шах повелевал этих трех воинов Христовых немедленно связать и представить в столицу персидского царства Испагань. Вахтанг Шах-Наоз, получив указ и повинуясь самодержавному безбожнику, немедленно призвал к себе в дом Бидзина, Элизбара и Шалву. Предав себя всецело Христу, они предстали пред царем, и тот, хотя и сострадая им, но, не смея ослушаться шаха, связал мучеников и послал их к Аббасу. " О! - восклицает описатель страданий мучеников Католикос Антоний I. - Какая была печаль тогда по всей Грузии! " Ибо в то время цари и многие вельможи Иверии из угождения персидским деспотам оставляли Господа Иисуса. Они оскверняли святилища, епископами и иереями ставили людей недостойных и, можно сказать, делали все для того, чтобы народ забыл Истинного Бога. Не было почти никого, кто бы мог сколько-нибудь утешить душу. Оставались одни только эти святые и некоторые другие люди, но и их душ искали. Когда Бидзина, Элизбара и Шалву связанными привели к шаху, на обычные вопросы они отвечали, что они христиане, не признают шаха и не повинуются его закону. И на все вопросы беззаконного они мужественно, с радостью давали мудрые и достойные ответы. Никто не мог победить в словах или заставить переменить убеждения святых исповедников, стоявших на твердом основании веры в Спасителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Еще одно свидетельство о ризе Господней было получено от Нектария, архиепископа Вологодского и Великопермского, который прибыл в Россию из Греции в 1613 году. В своем письме, переданном в Посольский приказ, он сообщал, что в бытность свою архидиаконом патриарха Константинопольского был однажды послан в грузинскую землю. Посетив там церковь под названием Мцхета (Исхета), он увидел на правом клиросе у первого столба зажженные свечи. На его вопрос о причинах этого местные священники сообщили ему, что под этим столбом положен хитон Христов, принесенный сюда грузином, бывшим в числе воинов, которые после распятия Иисуса Христа разделили Его ризы. “И меташа жребий, и падоша жребий ему и взял он всю одежду целу и принес ее в Грузинскую землю и многие от нея чудеса сотворишася” 18 . Перенесение ризы Господней в Москву (1625 г.) В марте 1625 г. персидский посол Урусамбек привез честную ризу в Москву в дар святейшему патриарху Филарету (1619–1633) от шаха Аббаса. Вручая патриарху Филарету золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями, он сказал: “Государь мой Аббас шах прислал к тебе, великому государю, золотой ковчег, а в нем великого и славного Христа срачица (сорочка — а. А.)” 19 . На расспросы патриарха Филарета посол ответил, что когда шах завоевал Грузию и взял Мцхету, “та Христова срачица была у митрополита заделана в кресте, и шах ее сыскал” 20 . В письме, врученном патриарху Филарету вместе с ризой Господней, шах извещал, что он, покорив Грузию, обрел эту святыню в ризнице митрополита, сокрытую в кресте. В день получения дара — 11 марта 1625 года — патриарх Филарет со всем священным собором стал осматривать ковчег. “И по досмотру в том ковчежце (оказалась) часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели, или будет от давных лет, лице изменила, а тканна во лну, а в длину и поперег пяди” 21 . Поскольку риза была прислана от иноверного царя, а “невер­ных слово без испытания во свидетельство не приемлется”, то стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты, находившиеся в то время в Москве, единогласно заявляли, что в их Церквах сохраняется предание о том, что риза Спасителя хранится в Грузии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса Христа.

http://pravmir.ru/riza-gospodnya-i-rossi...

7-е Октября 1604 года было зарею воскресения Грузии и ее древней славы. Но будущее счастье ее требовало еще новой, и не последней жертвы Царевич Константин, принявши в Персии магометанскую веру, изменивший вере отцов своих, вдруг явился убийцею отца своего Александра и брата. Вельможи страшась царя магометанина, но ободренные послом Русским, требовали царя христианского; наконец смутность и волнение народа кончились одним только решительными объявлением Татищева, что царем может быть только христианин и волею царя Бориса Годунова спасти Иверию от насилия магометан. Шах-Аббас хитростями и силою одерживая везде победы (1617 г.) во все продолжение долговременного царствования своего, был страшилищем, грозившим гибелью всему царству и церкви Грузинской. Каждое требование от Грузии было полное подданство Персии, и измена вере Христовой – покорность Алкорану. Вида, что цари наши и князья медлят преклонить пред ним колена, грянул он на Грузию, все попирая на пути до Тифлиса, все заливая кровно, превращая в пепел города, селения, церкви и монастыри. явив себя свирепым и гордым мучителем, заставил он всех бросить оружие. Христиане Грузинские, не надеясь на крепость воинскую, всю надежду свою возложили на Бога. Церкви и монастыри наполнились молящимися; установлены посты и крестные ходы; все каялись и плакали о грехах своих, слушали наставления пастырей, и готовясь к смерти, напутствовали себя Св. Тайнами. Шах-Аббас собирая в церкви христиан верных Евангелию, сжигал их тысячами. Сами кости Святых и прежде усопших подвижников веры и благочестия, не обретали покоя в земле, которой они преданы в надежде Воскресения. Но христианство не ослабело, в Грузии; вера, всегда торжествующая в бедствиях, еще более промяла в Грузинах. Насытив свою кровожадность, Шах-Аббас наконец испытал и сам тяготеющую над собою руку Божию. Историки заметили, что многие из Персов, при вторжении в храмы для грабительства, были поражены слепотою, другие видя, чудеса Христа Бога, обращались в христианство. Сам Шах-Аббас немогши разрушить здания Божия, неразрушимого и силою ада, устрашился неслыханных событий с своею армией, удивлявшеюся христианству, и явным следам Промысла. Сие засвидетельствовал возвращением чудотворных икон построенного царицею Тамарь на высокой гор, между ущельями Ксанским и Арагвским и приславший в дар икон Св. Евстафия в Карталинии драгоценного эфеса своей сабли и других даров в знамение торжества христианства. Глава 10

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Замечательно, что над некоторыми иконами были надписи русские, потому вероятно, что они были писаны русскими художниками, присланными вместе с иереями, от царя Феодора Иоанновича, царю Кахетинскому Александру, при посольстве князя Звенигородского, в 1586 году, ибо благочестивый самодержец русский, заботился о восстановлении благолепия церковного в земле единоверной, пострадавшей от персов. Однако большая часть уцелевших фресок должна подвергнуться разрушению, при перестройке храма, от сильных трещин в старых стенах. С южной стороны церковь висит над пропастью, но туман наполнял ее, так что мы, казалось, стояли в облаках, а в ясную погоду оттоле можно видеть церковь св. Давида, на горе Тифлисской. Обширная ограда, с остатками более нежели пятидесяти келий, свидетельствует о прежнем населении обители. За версту от неё, у подошвы горы, уцелела в лесу церковь рождества Богоматери, сооруженная в начале XVI века, епископом руставским Илларионом, а за версту от монастыря, на вершине горы, существует уединенный столб, на коем спасался великий подвижник, по примеру Сирийского столпника Симеона. Если один завоеватель Востока разорил обитель, то другой, покоритель Индии и Персии, воздал ей должную почесть. Шах-Надир, зная, что при всех нападениях на Грузию, Марткоби служило местом собрания ратников, для защиты отечества. И что там хранилась даже их воинская хоругвь, пожелал видеть пустынную обитель; это было только за десять лет до её конечного разорения лезгинами, при настоятельстве старца Зинона, который пережил разрушение. Шах велел поставить шатер свой, у входа в обитель, и совершил там полуденную молитву; цари Теймураз и Ираклий поздравили его с исполнением благочестивого намерения. Почтенный вид престарелого настоятеля произвел сильное впечатление на шаха; он посадил его и сам погрузился в глубокое молчание; ему представили и ту славную хоругвь, которая столько раз веяла пред полками храбрых. Надир мог спокойно на нее смотреть, ибо сам способствовал грузинам, изгнать турок из их пределов. Над гробом преподобного Антония спросил он: какой царь положен в храме? «не царь, а отшельник», сказал ему Ираклий. «Чье же знамя?» спросил шах. «Во имя святого ополчался народ, отвечал Ираклий, и ныне знамя сие осенило победные полки Ирана, союзные Иверии». Шах Надир, обратясь к своим наместникам, тогда же повелел им уважать веру воинственного народа, никогда не колебавшуюся посреди потрясения царства, и пожертвовал обители 200 туманов или червонцев персидских и двести восточных драгоценных камней, для украшения икон и гроба преподобного. Как назидательна такая победа отшельника над завоевателем и вольная ему дань, собиравшего в Индии дань с великого Могола! Поздно вечером возвратились мы в селение Марткоби и на другой день в Тифлис. Тифлис

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Кетевани происходила из царского рода Багратидов. С детства она изучала Св. Писание и отличалась высокими нравственными качествами. Когда она достигла зрелых лет, родители выдали её замуж за царевича Давида, сына Кахетинского царя Александра, не подозревая, что венец царский, которого они искали для своей дочери, должен был обратиться в более светлый – мученический; ибо её высокая доля сделалась впоследствии виной всех её страданий. Со смертью мужа её Давида, царствовавшего только полгода, окончилась счастливая жизнь для Кетевани и началась скорбная. Праздный кахетинский престол вторично занял престарелый Александр, который вскоре был злодейски убит своим родным сыном Константином. Началась продолжительная кровавая междоусобица между братьями – Константином, захватившим в свои руки престол, и Ираклием, и эта борьба волновала и ослабляла Кахетинское царство. Всё это видел и знал Шах-Аббас и, по мановению его руки, многочисленное персидское войско, как грозная туча, надвинулась к пределам Кахетии и Карталинии. Князья кахетинские, считая виновником предстоящих бедствий Константина, лишили его жизни, а на престол посадили Теймураза, единственного сына Кетевани. Теймураз хотел защищаться против грозных полчищ своих врагов, но малодушие овладело кахетинскими князьями. Они собрались к юному царю и умоляли его не навлекать ужасов войны на их цветущие долины, умоляли и мать царя – Кетевани – идти к шаху и быть пред ним их заступницей, в той надежде, что женские слёзы, соединённые с богатыми дарами, смягчат его сердце. Колебалась сначала Кетевани идти к Шах-Аббасу, но убеждённая настойчивыми мольбами народа, решилась пожертвовать собой для спасения многих тысяч. Кетевани встретила шаха в Елисаветполе (в Гандже). Аббас принял её с большой почестью и посадил её рядом с собой, но под личиной этой любезности в душе шаха скрывались коварные замыслы. Аббас спрашивал Кетевани, почему не пришёл сам Теймураз заключить дружеский союз с персами, и потребовал в заложники старшего его сына – Леона. Требование было исполнено. Тогда Шах сослал Кетевани с её обоими внуками в персидский город Шираз, где отроков ожидала ранняя смерть, а бабку их – мученический венец. Деспот начал с беззащитных детей Теймураза – Леона и Александра, – которых он приказал оскопить. Они не вынесли этой мучительной операции и вскоре скончались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Брат ее мужа Константин (прозванный Окаянным) принял магометанство и, по наущению шаха Аббаса I, подослал убийц к престарелому отцу Александру II и брату его Георгию. Совершив преступление, Константин велел положить тела убитых на верблюдов и отправить их к царице Кетеване. Ужаснувшись злодеянию, царица оплакала безвинных страдальцев и похоронила их в Алавердском соборе. Нечестивец, однако, посягнул на ее честное вдовство и попросил ее руки, пригрозив в случае отказа принуждением. Царица Кетевана собрала кахетинцев и выступила против Константина, разбила вероотступника–нечестивца. Он нашел бесславную смерть со множеством персидского войска. Под мудрым правлением царицы Кетеваны в Кахетии водворился мир и справедливость. Шах Aббac I возвратил ей сына Теймураза, который хотя и жил несколько лет при его дворе в качестве заложника, но сохранил православную веру в чистоте. Впоследствии шах Аббас, угрожая Грузии опустошением, принудил кахетинских феодалов к выдаче знатных заложников. В их числе по добровольному согласию оказалась и царица Кетевана. Желая отвратить беды от грузинского народа и Святой Церкви, она прибыла в Испагань. Шах Аббас предложил благоверной царице принять магометанство, но получил решительный отказ. Тогда царица Кетевана была брошена в темницу, где провела десять дет, исполненных мучительными страданиями. Ни пакости от персидских придворных, ни хитрые предложения шаха возвести ее в царицы Персидского государства, ни предлагаемые ей великие сокровища, ни прошения и моления придворных и персидской знати пощадить себя, произнеся лишь одно хульное слово на Христа, — ничто не могло поколебать страдалицы Христовой. Ее пытали раскаленными клещами, повесив крестообразно на древе. На голову святой мученицы надели раскаленный докрасна железный котел. Густой дым от загоревшихся волос и всей головы поднялся вверх, и блаженная мученица предала Богу святую свою душу 13 сентября 1624 года. Три светлых столпа, опустившиеся на тело святой Кетеваны, знаменовали ее духовную победу. Мощи святой царицы Кетеваны были перенесены в Рим в собор святого апостола Петра монахами Августинского ордена, бывшими свидетелями ее исповеднического подвига. Части мощей (честная глава и правая рука мученицы) были переданы августинскими монахами царю Теймуразу I и положены под престолом Алавердского собора святого великомученика Георгия в Кахетии. Католикос патриарх Захария (1613–1630) причислил великомученицу к лику святых и установил ее память праздновать 13/26 сентября. Сентябрь 16 Иосиф и Исаак Грузинские, мученики

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Возможно, что еще в первые годы христианства на Руси греки озаботились поделиться с новою церковью святынями веры; но в Москву всякие святыни и разные реликвии начали прибывать из Греции в особенности с того времени, когда Константинополь начал склоняться под мусульманское ярмо, а третий Рим, – Москва, – стал приобретать быстро силу, величие и благолепие. Приходившие из Греции и востока на Русь «нищенствующие», – патриархи, митрополиты, епископы и монахи, собиравшие здесь большие подаяния на угнетенных турками православных соотечественников, должны были чем-нибудь отдарить русских за их гостеприимство и щедрую милостыню. Они привозили на Русь списки с древних икон, частицы мощей и другие реликвии, между этими то многочисленными предметами, вероятно, таким же путем были привезены сюда и частицы Животворящего Древа и мощей Предтечи. В Константинополе издревле хранилось во дворце «Животворящее Древо» 319 , которое, вложенное в крест, носилось ежегодно с 1–15 августа торжественно по всему городу 320 . Очень может быть, что, именно, от него была отделена и Московская частица Животворящего Древа. О появлении Ризы Господней в Москве имеются подробные исторические данные 321 . Из этих данных видно, что Риза Господня принесена была в Москву из Персии в 1625 году при царе Михаиле Феодоровиче и патриархе Филарете. Персидский шах Аббас, приславший ее в дар Русской церкви, взял ее из завоеванной им Грузии. 25-го февраля этого года прибыли в Москву, а 11 марта, на второй неделе великого поста в пятницу, представились царю и патриарху персидские послы – «Урус-Бек с товарищи», они поднесли патриарху золотой ковчег (привезенный «купчиной Мамеселеем») со словами: «государь наш Аббас шах прислал к тебе, великому святителю, ковчег золот, а в нем Великого и Славного Иисуса Христа срачица». О предназначении этого подарка в Москве знали еще раньше от русских послов в Персии, – Василия Коробьина и дьяка Остафья Кувшинова. Как ни знаменательно и ни отрадно было для Русской церкви приобретение такой редкой святыни, но отсутствие точных исторических свидетельств, основываясь на которых можно было бы признать присланную ризу подлинною, а с другой стороны, показания Грузинского посла архиепископа Феодосия утверждавшего, что Шах Аббас вовсе не увозил из Грузии Ризы Господней, что она и теперь хранится в Грузии, заставили патриарха Филарета действовать при приеме святыни крайне осторожно: «Тогож дни после посолства великий государь, святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всеа Русии, на своем святительском дворе с митрополитом Кипреяном Сарским и Подонским и с Нектарием, архиепискупом греческим, и с архимандриты, и игумены, и с протопопы того ковчежца осматривали и по досмотру в том ковчежце часть некая полотняна, кабы красновата, походила на мели или будет от давних лет лице изменила, а ткана волну, а в длину и поперег пяди».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Статья Русско-армянские межконфессиональные связи в Древнерусском государстве Русско-армянские межконфессиональные отношения в Московском государстве. Часть 1: XIV–XVI вв. В XVII в. армянский народ (а также грузинский и другие кавказские народы) продолжали находиться в тяжелом положении , а иногда и на грани физического уничтожения по причине многочисленных кровопролитных войн на их территории между Османской Турцией и Сефевидским Ираном. Согласно очевидцу повествуемых событий, насельнику Эчмиадзинского монастыря вардапету (с арм. «ученый монах», «архимандрит») Аракелу Даврижеци (ок. 1590–1670), персидский шах Аббас I (1588–1629), «исполненный змеиной ненависти к христианам», в 1604 г. в очередной раз напал на Закавказье, разрушив множество городов, «осадив Ереванскую крепость, не переставая разорял страну и угонял в плен армян» . В 1605 г. турецкие войска Джалалоглы перешли в контрнаступление, так же убивая и пленяя всех, уничтожая все на своем пути. Отступая, шах Аббас «приказал выслать всех жителей Армении — и христиан, и евреев, и магометан — в Персию, чтобы османы, придя, нашли бы страну обезлюдевшей И персидские войска, посланные выселять народ, подняв, изгоняли его из деревень и городов, предавали огню и безжалостно сжигали все поселения, дома и обиталища не давая народу передышки ни на час, стали с крайней жестокостью гнать его, нанося смертельные удары, отсекали ноздри и уши, а некоторым (как, например, брату католикоса Аракела — Оганджану) отрубали головы и втыкали на шесты» . С 1606 г. и далее шах Аббас снова нападал на Закавказье, по свидетельству Аракела Даврижеци, «семь или восемь раз подряд выселял и изгонял армян», и чтобы армяне после переселения привязались к новому месту в Иране и не возвращались в свои родные места, в 1614–1615 гг. из Эчмиадзинского монастыря в персидский Исфахан (Испагань) перенесли наиболее почитаемые армянами святыни «десницу святого Лусаворича [св. Григория Просветителя, которая, помимо почитания, использовалась в Армянской Церкви для освящения св. мира при мироварении. — Г. Р.], а вместе с нею также бесценное Евангелие в золотом окладе и серебряный крест», камни из престола и стен Эчмиадзинского кафедрального храма для постройки нового монастыря и центра Католикосата .

http://bogoslov.ru/article/6194919

Это были: эристав Ксанский Иессей, Андукапар, Амилахвар, Першангий, Палавандов и Агатангел Херхеулидзе . Эти изменники окончательно подорвали все дело защиты Грузии и погубили свое отечество, перейдя на сторону шаха и поставив царей в безвыходное положение. Цари не надеялись более устоять против персов и, посоветовавшись между собой, предали все воле Божией. Теймураз со своим семейством уехал в местечко Мухран, а оттуда вместе с Луарсабом немедленно отправился в Имеретию к царю Имеретинскому Георгию III (1605-1639гг.). Это было в конце 1615 года. Тот, узнав, что к нему едут два царя, выехал навстречу в местечко Сачхерес, а оттуда проводил их в столицу - город Кутаис. В декабре, в день Рождества Христова, враги напали сначала на Кахетию и предали ее опустошению. Затем шах вторгся в Карталинию, предавая и эту страну почти такому же разграблению, но с некоторой пощадой. В городе Гори было объявлено, что он, великий самодержец шах Аббас I, дает полную свободу всему царству Карталинскому, желая, чтобы это царство жило в дружбе с Персией, обещает помилование всем бежавшим, которые возвратятся на свои прежние места, и что все это он делает из одной любви к Карталинии, не желая предавать ее окончательному разрушению: пусть она остается для него и для царя Луарсаба, потому что, объявлялось шахом, он любит царя Луарсаба. В указе от имени шаха говорилось: " Я знаю его как сына и брата, и добродетельного мужа, и, если явится он ко мне, то возвращу ему царство его, награжу богатством, и сам возвращусь назад в свое царство, если же не явится, то царство его передается в управление Георгию Саакадзе " . После этого объявления шах из пограничного города Али, находящегося между Имеретией и Карталинией, отправил послов к царю Имеретинскому Георгию III с просьбой выдать ему св. Луарсаба и царя Теймураза, за что обещал наградить Имеретинского царя несметными богатствами. Георгий III, выслушав посольство шаха, взялся быть посредником между ним и обоими царями. Поэтому он, в свою очередь, направил к шаху самое блистательное посольство: Католикос Абхазский и Имеретинский Малахия II (умер около 1628 г.), вельможи Паат, Леон Абашидзе и многие другие отправились к шаху с богатыми дарами и письмом следующего содержания: " Смиренно просим твое величество возвратить царям Кахетинскому и Карталинскому их царства, и каждый из них беспрекословно будет всегда служить твоему величеству " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Она усмирила знать, привела в порядок окончательно расстроенные дела Кахетинского царства, обеспечила благосостояние Церкви Христовой, возвратила ей утраченный мир, которого не было при царях Александре II и Давиде. Кроме того, она во все время правления своего особенно заботилась о построении храмов, устраивала больницы для страждущих и трапезы для нищих, вдов и сирот и оградила царство от внешних врагов. После шестимесячного царствования Давид умер и был погребен по-христиански. Престол остался свободным. Младший из четырех сыновей царя Александра, Георгий, по причине своей молодости не мог занять престол. Поэтому правление вновь досталось престарелому Александру, но и его царствование было недолгим. Божественная Кетевань, лишившись мужа своего, лишилась на время и сына Теймураза: он был отправлен ко двору персидскому . Святая оставила попечение обо всем и поселилась в некотором уединенном месте, где находила себе единственную отраду и утешение в чтении Священного Писания и разных богоугодных занятиях. И вот в этом скорбном положении постигло ее еще одно тяжелое горе. Шах Аббас I, узнав о смерти молодого царя Давида и о том, что наследником остался один только юноша, брат Давида, Георгий, призвал к себе второго сына царя Александра, Константина, который давно, еще со времен шаха Тамаза I, находился при его дворе как заложник. Будучи обращен в магометанство, Константин, по приказанию шаха Аббаса, был правителем Ширвани и ее окрестностей. Для получения же высших должностей он переселился в Испагань и вел при дворе самую порочную и отвратительную для христиан жизнь. Шах Аббас, зная образ жизни Константина и его преданность персидскому престолу, сказал ему: " Отправляйся немедленно в Кахетию и убей престарелого отца твоего и молодого твоего брата Георгия, и займи престол их. Подданных же твоих всеми силами старайся обратить в магометанство " . Шах Аббас испытывал великую неприязнь к Кахетинскому и Карталинскому царствам по той причине, что карталинский царь Луарсаб I в 1534 году положительно отказался быть в зависимости от его деда шаха Тамаза I и не допустил этого шаха подчинить себе Карталинское царство; а также потому, что Ираклий, третий сын царя Александра, поссорившись со своим семейством, уехал в Константинополь искать себе убежища при дворе султана турецкого.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010