В первые годы, однако, ему удалось соединить оба царства, когда Александр Кахетинский, наследовавший первому Царю Давиду, был умерщвлен нечестивым сыном своим Ав-Георгием, или Злым; недолговечный убийца оставил по себе малолетнего сироту, ибо на главу его пала кровь родителя. Но Давид, понадеявшись на свои силы, хотел отложиться от Персии, и разгневанный Шах, двинувшись против пего, признал юного Льва Царем Кахетинским. Шах Измаил овладел Тифлисом в 1518 году, разорил церкви, бросил в реку священную икону Божией Матери Сионской, сохранившуюся от ярости Тамерлана, и построив в городе первую мечеть, оставил в горном его замке сторожевое войско. Услышав о смерти завоевателя, Давид возвратился в разоренную столицу и, выгнав стражу Персидскую, старался восстановить город из развалин, но, истомленный столькими бедствиями, постригся в обители Тифлисской, оставив престол брату своему Георгию. Сей Георгий (1524г.) был сподвижником Царя Кахетинского Льва, который заслужил титло великого и прославился походом своим в Иерусалим, когда по зову султана Солимана ходил освободить Св. град от временного нашествия неверных. По летописи Грузинской, Льву содействовали в крестовом походе: Атабег Кваркваре, Баграт, Царь Имеретинский, и Георгий IX Карталинский. Крестовый поход сей, несомненный потому, что имя великого Леона записано было на мраморе Голгофы, сомнителен однако, по его изложению в летописи Вахуштия. Султан предложил трем царям освободить Святой град от неверных, но в то время сами Турки обладали Иерусалимом после Мамелуков; имя же неверных могли они относить только к Франкам или Персам: быть может, Султан подразумевал Сирийского владетеля Джанберди, поднявшего против него знамя бунта? Цари дружно совершили поход, разбили неприятелей, которые на них вышли из стен города, и, осыпав своими благодеяниями святые места, со славою возвратились в отечество. Десять лет царствовал Георгий, и, удалившись также в обитель (1534г.), оставил престол племяннику Луарсабу, сыну Давидову, прозванному великим между царями Карталинскими.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Георгия, высокого Византийского письма. Другая его икона, что напротив, уступает ей древностью и красотой, хотя также весьма замечательна. Но первая храмовая икона Великомученика, принесенная из Сирии Св. Иосифом, истреблена была шахом Аббасом, который собственными руками ее обнажил и раздал драгоценные украшения своим приближенным. Нечестивый Шах оставил по себе горькую память во всей Грузин и Кахетии опустошением ее святилищ. Но он же, сам того не ведая, подарил величайшее сокровище храму Алавердскому, которое теперь покоится в алтаре под главным его престолом: это мощи Св. Мученицы Кетеван, Царицы Кахетинской, в новейшее время не уступившей своими страданиями первым исповедникам, и даже Великомученику, коего храм старалась украсить при жизни. Умилительная повесть о сей царственной страдалице собрана очевидцами и засвидетельствована близкими ей по крови, сыном Теймуразом и Царем Арчилом и Католикосом Антонием, написавшем ей похвальное слово. Но ближайшими свидетелями ее страданий были иноверные миссионеры Латинские, которые даже похитили ее мученические останки из Персии, будучи поражены величием подвига. Она происходила из знаменитого рода Багратионов-Мухранских и славилась необычайной красотой. Еще в юных летах родители выдали ее за Царевича Давида, сына Кахетинского Царя Александра и внука великого Леона, не подозревая, что венец царский, которого искали для своей дочери, должен был обратиться в более светлый, но мученический, ибо ее высокая доля сделалась виной всех ее страданий. Это была страшная эпоха, когда новый властитель Персии Шах Аббас, как туча, висел над обреченными ему жертвами Грузии и Кахетии, и их трепещущие обладатели не знали, куда обратиться за помощью. Царь Александр искал ее в России и частыми грамотами убеждал Царя Бориса Годунова осенить мощным крылом своим бедствующую страну. Горькая участь ожидала Александра; он убил брата, и вот из собственного его дома послано ему наказание. Сперва старший сын его Давид восстал на отца; воспользовавшись тяжкой его болезнью, он объявил себя Царем и послал требовать от него знамения царской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В 1602 г. шах Аббас I объявил войну Османской империи. В военных действиях против турок участвовали и грузины. Так, Ереван в 1603 г. освобождали со своим войском в т. ч. и Александр II и царь Картли Георгий X (1600-1606). Несмотря на это, к Александру II из-за его связей с Россией Аббас I относился недоверчиво. В 1605 г. Аббас I отправил Константина на родину с заданием убить своего отца и брата и завладеть кахетинским престолом. Константин исполнил поручение шаха в разгар пира, который он устроил в честь своего возвращения ( Джамбурия. 1973. С. 246-251). Преданный Аббасу I Константин стремился превратить Кахети в часть Ирана ( Искандер Мунши. 1969. С. 47-50; Вахушти Багратиони. 1973. С. 581-582). Кроме того, опираясь на мусульм. обычай, согласно которому он должен был взять в жены вдову брата, Константин потребовал от К., чтобы она вышла за него замуж. Возмущенная царица отказалась: она созвала дарбази (совет) кахетинских дворян, недовольных правлением Константина I, и просила не допустить беззакония, напомнив, что нечестивый отце- и братоубийца был намерен истребить весь царствующий дом Кахети. Дворяне поклялись ей в верности: «Кроме тебя, никогда никому другому не подчинимся». Было собрано войско. К., «облачившись в мужескую отвагу», ободрила рать, возложила надежду на Св. крест и обратилась к воинам: «Будьте стойкими и сильными и не смотрите на их многочисленность, ибо Господь сотрет с лица земли гордых, а покорным даст силу над ними» ( Григорий (Вахвахишвили). 1989. С. 14). Во время восстания Константин был убит (1606), персид. войско обращено в бегство. Аббас I, недовольный поворотом событий, потребовал, чтобы к нему прислали груз. войско - якобы на помощь при осаде Шемахи. Груз. вельможи поняли, что т. о. шах хочет заманить их в ловушку, и предложили К. послать к шаху делегатов. По сведениям С. А. Белокурова, изучавшего документацию московских посольств в Грузии и Иране, К. решила направить к Аббасу I 300 знатных женщин, облаченных в доспехи, и передала шаху, что в ее стране от бесконечных войн с ним «перевелись все мужчины».

http://pravenc.ru/text/1684283.html

«Эти кости дали название целой лавре, – отвечал он, благоговейно поднимая и целуя каждую из них. – Посмотрите, какие еще рубцы на них видны, и язвы сии источали некогда миро; это были действительно мученики (Моцамети), положившие живот свой за Христа, и еще в какую священную минуту, в ночь Пасхи! Немного собрано тут костей, но вы ужаснетесь, если услышите, что шесть тысяч святых отцов наших избито было тут мечом персов. Братия двенадцати обителей пустыни Гареджийской имели искони обычай собираться на вечер субботний в сию лавру, большую из всех, чтобы здесь торжествовать храмовый ее праздник Светлого Воскресения. Шесть тысяч иноков все вместе, со свечами в руках обходили малую церковь на вершине горы, построенную по образцу часовни Св. Гроба, и воспевали радостное: «Христос воскресе из мертвых!», не воображая, как они сами были уже близки ко вратам небесного царствия. Это была страшная година нашествия шаха Аббаса Персидского. Далеко из-за Куры, на краю обширной степи Карайской, увидел он ночью необычайное освещение, огни, движущиеся на вершине горы, там, где предполагал совершенную пустыню. «Что за огни?» – спросил изумленный шах. Ему отвечали: «Это отшельники Гареджийские празднуют свою Пасху». «Истребите их!» – сказал ненавистник имени Христова. Напрасно более человеколюбивые из его вельмож представляли шаху, что пустынники не носят оружия и никому не враждебны, a, напротив того, за всех молят Бога, и что самый пророк велел щадить таких молитвенников. Кровожадный шах не хотел внимать никакому ходатайству и послал немедленно отряд конницы через Куру, в степь Карайскую. К рассвету прискакали убийцы в лавру, когда уже вся братия успела приобщиться Св. Тайн за ранней литургией Пасхи, и таким образом приготовленные к вечности встретили мученическую кончину. С тех пор опустела большая часть обителей, и только Давидова и наша удержали своих иноков. Мы совершаем память шести тысяч избиенных отцов на другой день Пасхи по тому примеру, как празднует вся церковь избиение Св. Отец в Раифе и Синае и в лавре Св. Саввы. Католикос Антоний старший написал для них канон и стихиры, а благочестивый Царь Кахетинский Арчил собрал здесь святые кости мучеников и соорудил над ними сию малую церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Память их 18 сентября Эти светлые звезды Грузинской Церкви и защитники Иверии явились в царствование грузинского царя-магометанина Вахтанга IV Шах-Наоза (1658-1675гг.), во время изгнания персов из пределов Кахетии. Безбожный шах персидский Аббас I осквернил и предал разрушению святыни наши и пленил наших царей . Он предал страшным мучениям и истребил бесчисленное множество христиан-грузин за исповедание имени Господа Иисуса и переселил большинство жителей Кахетии в Персию, желая этим уничтожить христианство в Грузии и сам иверский народ. После сего внук этого шаха, Аббас II (1642-1667гг.), поселил в опустошенной безбожниками Кахетии тысячи семей персов. Они, разместившись на самых лучших землях, по своей привычке во время летней жары переселялись в горы и кочевали там, а зимой опять занимали оставленные ими места. По причине того, что персы обосновались в Кахетии, уничтожилось почти все коренное христианское население этой страны. Оставалось еще немного христиан по ту сторону реки Алазани, в горах Пшавии, Тушетии и Хевсурии, а также изредка встречалась населенная христианами местность в Кахетии. Персы вели против оставшихся в живых грузин постоянную внутреннюю войну. Убивали их, брали в плен, разрушали и оскверняли святые храмы, превращали их в стойла для награбленного скота, даже и соборный храм Алавердский, построенный в первые века христианства , был обращен ими в мечеть. Воин Христов Бидзин, видя, что персы заняли все земли, где ранее жили христиане, и ведут с ними борьбу не на жизнь, а на смерть, страдал душою и старался всеми силами спасти погибающий народ и Церковь. Он искал способа освободить страну, и наконец пришла ему благая мысль призвать на помощь эристава Арагвского Заала и своих родственников, эриставов Ксанских, святых Элизбара и Шалву, чтобы совместными силами начать борьбу с христоненавистниками и изгнать их. Это дело святой Бидзин считал возможным и даже легким при помощи Божией. Однажды к нему пришли по какому-то делу посланные от Заала, эристава Арагвского, и от доблестного Элизбара, эристава Ксанского. Святой Бидзин стал умолять их помочь ему в борьбе с богоборными персами, говоря между прочим; " Верю, что мы победим и истребим богомерзких персов, освободим нашу страну и избавим наши святыни от поругания, посрамим и обратим вспять всех ненавидящих Сиона " . Посланные возвратились и передали Заалу и Элизбару просьбу Бидзина.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Вскоре после этого в Персию были направлены послы Василий Коробьин и дьяк Остафий Кувшинов. 21 января 1622 г. они уже были у шаха «в первом приезде». В ходе переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза шах заявил русским посланникам о том, что у него находится хитон Господень, «и кто помолится с верою и к тому хитону коснется, того Бог помилует и от того хитона исцелеет; и кто придет без веры, и к тому хитону коснется, у того тотчас очи выпадут» 12 . По словам шаха, хитон был взят им в Грузии и он намерен послать его в Москву царю Михаилу Феодоровичу и патриарху Филарету Никитичу. Послы Коробьин и Кувшинов сразу же сообщили в Москву о том, что Аббас I намерен прислать в подарок хитон Спасителя. Эта «отписка» была получена в Москве 27 июня 1624 года, и послам был направлен запрос: собрать подробные сведения о происхождении ризы Господней. Но послы, при всех стараниях, могли узнать только то, что «шах достал ее из Грузии, что в Грузии ее чествовали и от нее совершалось много чудес» 13 . В древнерусской письменности существует несколько сказаний о присылке ризы Господней в Москву. Одно из них принадлежит известному писателю XVII в. князю Семену Шаховскому. Это сказание было помещено в рукописном сборнике, хранившемся в собрании академика Н. С. Тихонравова 14 . Подлинные акты, в которых речь идет о присылке ризы Господней в Москву, хранились в Московском главном архиве Министерства иностранных дел; они были изданы в 1879 году, а принадлежавшее тому же архиву «Дело о присылке в Москву шахом Аббасом ризы Господней» впоследствии также было опубликовано 15 . Тексты посольских документов – «отписок» опубликованы в исследовании С. Белокурова «Дело о присылке шахом Аббасом ризы Господней царю Михаилу Феодоровичу в 1625 году» (М., 1891). Там же помещены факсимильные фрагменты этой переписки 16 . …Получив краткие сведения о ризе Господней, патриарх Филарет распорядился расспросить о ней тех греков, которые прежде жили в Иерусалиме, а впоследствии обосновались в Москве. Так, думному дьяку Ивану Грамотину было приказано расспросить в Посольском приказе Спаса Нового монастыря келаря грека старца Иоанникия («Ионикея»). Келарь Иоанникий сказал, что в бытность в Иерусалиме ему пришлось слышать от «многих верных людей», что перед распятием Христа с Него сняли хитон, весь тканый, без шитья, «и ткала де тот хитон Сама Святая Богородица». Хитон достался воину-грузину; вернувшись на родину, он принес с собою хитон Христов и рассказывал всем, что произошло при нем в Иерусалиме 17 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Память о преподобном Антонии будет вечно жить в сердцах православных. Они будут помнить об Антонии не только как об основателе монастырской жизни в нашем отечестве, но и как о замечательном образце глубокого христианского смирения. В самом деле, преподобный был в непрестанном молитвенном подвиге, посте и бодрствовании, но все это делал в пещере, в своей кельи, скрывая от братий. Он всегда пользовался глубоким уважением вельмож и князей; но он же всегда беспрекословно повиновался и их требованиям, хотя бы и несправедливым. В своем монастыре Антоний был главным руководителем во всем, но он всегда старался скрывать это от других. Он был чудотворец и провидец, но никогда не хотел, что бы таковым считали его в народе. И очень вероятно, что смирение Антония служит причиною сокрытия его мощей до настоящего времени, быть может угодник Божий еще при жизни испросил себе у Господа – не прославлять его открытием мощей. Существует предание, что многие не раз пытались открыть мощи преподобного, но чудесная сила каждый раз возбраняла это; едва принимались откапывать, как огонь или вода выходили из земли и прогоняли копавших. (Четьи-Минеи. Жит. свв. Муравьева. Ист. Русск. ц. Преосв. Макария, т. 2. стр. 31–41. Воскр. Чт. 1838 г. стр. 125–127. Слов. истор. о свв. 24–26). Перенесение честные Ризы Господа нашего Иисуса Христа из Персиды в Москву Персидский шах Аббас, покорив Грузию, обрел в ризнице митрополита ризу Иисуса Христа, сокрытую в кресте. По предсказанию, существовавшему в греческих странах, грузинский воин, бывший при распятии Господа, получил Ризу Его по жребию и принес на свою родину в Грузию; здесь риза Господа и сохранялась, будучи прославляема благодатными знамениями; впоследствии эта святыня была перенесена в церковь митрополита, и в честь ее в Грузии был установлен праздник 1 августа. Шах Аббас, отобрав в Грузии ризу Господа, решился отправить ее вместе с другими дарами царю Михаилу Феодоровичу с целью поддержать дружественные связи с Россиею. В Москве узнали о намерении шаха, и русским послам, находившимся в Персии, было поручено собрать о Господней ризе, подробные сведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гудовичу от 28 марта 1807 г.//АКавАК. 1869. Т. 3. С. 108). Высоты и ущелья вокруг М. являлись прекрасными средствами обороны. Во время нашествия персов в 1625 г. одним из предложений военного совета грузин было «пустить кызылбашей до Мцхеты и напасть на них с высот, охватив с обеих сторон... Так как мы будем в защищенных местах, перебьем их из ружей» ( Парсадан Горгиджанидзе. 1926. С. 26; Он же. 1990. С. 78). Пошлины, собираемые с мцхетской таможни и мцхетского моста, составляли важную статью доходов Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата . Вид на Мцхету. Фотография Д. Ермакова. Кон. XIX в. Вид на Мцхету. Фотография Д. Ермакова. Кон. XIX в. М. жестоко пострадала вслед. походов Тамерлана (кон. XIV - нач. XV в.). Согласно груз. хроникам, «была в ту пору вся Грузия безотрадно разрушенной нечестивым Тимуром, полностью разоренной была столица Мцхета, большая святая соборная церковь, а также все церкви и крепости» (Парижская хроника. 1991. С. 26). В XVI-XVIII вв. М. оставалась важнейшим духовным центром Грузии, здесь короновали и хоронили царей Картли и Картли-Кахети. По некоторым сведениям, святыням М. поклонялись даже мусульм. правители. Согласно «Парижской хронике», в нач. XVII в. персид. шах Аббас I решил разрушить М., но законники отговорили его. Когда шах подошел к мцхетскому мосту, он «снял саблю, разулся и прошел от моста до Свети Цховели; обошел крепость и вошел в нее; заставил разложить свой ковер перед патриаршим престолом и помолился... Побыл там три дня: осмотрел Самтавро, Мгвиме, Джвари: понравились ему мцхетские строения» (Парижская хроника. 1991. С. 56). Вслед. походов персов и турок, а также набегов лезгин большинство церквей и крепостей М. лежали в руинах ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 68, 70; Он же. 1973. С. 349). Европ. путешественники кон. XVIII-XIX в. описывали М. как маленькую деревушку. Ист.: Латышев В. В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. М., 1893. Т. 1. Вып. 1: Греческие писатели (на рус. и греч. яз.); Вахушти Багратиони.

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Но это отнюдь не означает, что московские государи развивали отношения с Персией за счет угнетаемых ею православных народов. Вот что сообщал другой иностранный автор, посетивший Россию около 1675 года. «В бытность мою в Москве там проживал князь-христианин из Грузии, нашедший убежище при этом дворе Жил он пышно и богато; от царя давалось ему обильное содержание Был еще персидский посол-рези­дент, прекрасный человек, с одетою по-персидски челядью; он жил богато и пышно, пользовался почетом, но к целованию руки царь его не допускал, называя магометан и других “невер­ными собаками”; взамен того они целуют его колена», — пишет Эрколе Зани 8 . В 1616–1617 гг. Грузия была завоевана персидским шахом Аббасом I. Грузинский (кахетинский) царь Теймураз в грамоте, присланной в 1619 году царю Михаилу Феодоровичу (1613–1645) с послом игуменом Харитоном, так описывает это событие: “Божиим праведным судом и гневом по нашему греху над нами учинилось: солнце во тьму превратилось и луна померкла, день в ночь, а ночь в день Пришел на нашу землю шах кизылбашский со многою своею несчетною ратью и землю нашу разорил, пречистый Образ и иные образы наши православные хрестьянские веры обругал, разорил церкви Божии и четыре великие монастыри, сооруженные при царе Федоре Ивановиче, иконы святых пожег и нищих ваших богомольцев побил; да и иные многие монастыри разорил: оклады с Божия милосердия, злато и сребро обдирали, а святых иконы в огонь клали. Монастырь великого чудотворца Георгия, а в нем был митрополит, и тот монастырь разорен до основания” 9 . Через своего посла игумена Харитона царь Теймураз бил челом царю Михаилу Феодоровичу, чтобы он “великий государь, его царское величество, принял его под свою царскую высокую руку и от недруга его от шаха учинил его в обороне”. О том же “со слезами” просил и его посол в Москве — чтобы “государь над ними смиловался, для православной христианской веры за них и за их землю вступился и шаху их не выдал” 10 . В ответной грамоте Теймуразу от 5 мая 1621 года царь Михаил Феодорович уведомлял о своем желании держать его “в царском жаловании” и что и персидским послам, бывшим в то время в Москве, было говорено, и русским послам, отправленным к шаху, наказано, и в царской грамоте шаху Аббасу писано, чтобы он, шах, “ведая то, что иверские цари и вся Иверская земля прежде того были под державою великих государей царей и великих князей российских, ныне бы на Иверскую землю наступати и войны и тесноты никакия чинити не велел” 11 .

http://pravmir.ru/riza-gospodnya-i-rossi...

Поэтому-то безбожный шах Аббас I и хотел подчинить своему престолу оба царства - Карталинское и Кахетинское, дабы ему было удобнее вести войну с Турцией. Кроме того, шах боялся, что иверские царства войдут в состав России. Сейчас же ему предоставлялся удобный случай для достижения желаемой цели. Но Божественный Промысл устроил иначе. Нечестивый Константин, получив от шаха такое приказание, взял огромное войско и с ним двинулся из города Испагани в Кахетию, и о своем прибытии уведомил царя Александра. Старец, услышав о возвращении сына на родину и не подозревая о его коварных замыслах, отправился к нему навстречу с младшим своим сыном Георгием. Они встретились в энисельском городе Базаре; радости старца-царя и Георгия не было конца. Они славили и благодарили Бога, ниспославшего им такую милость. Увы! Увы! Отец и сын не подозревали, с чем пришел к ним окаянный Константин. Он поднес им богатые подарки и золотые ткани, посланные через него шахом, устраивал богатые пиры, угождал отцу и брату, тем временем бесстыдно готовя им погибель. Однажды, когда они все вместе сидели в палатке, Константин сказал отцу и брату: " Имею к вам одно поручение от шаха, которое нужно передать вам секретно. И для сего прикажите всем выйти отсюда, чтобы кроме вас никто не знал этого " . При царе Александре остались только его приближенные: Корчибаш, сын Авеля Андроникова (отец Адама Султана), его хорошо знал царь и более всех приблизил к себе за его искреннюю преданность, и брат Авеля, епископ Руставский. Нечестивый Константин приказал некоторым воинам, как только из палатки выйдут все, кроме его отца и брата, немедленно войти с обнаженными мечами и изрубить на куски Александра и Георгия. Воины должны были наблюдать из палатки, служившей Константину спальней. Когда, по просьбе царя Александра, все присутствующие вышли, внезапно вбежали воины с обнаженными мечами в руках и с великим неистовством, словно дикие звери, изрубили на куски невинные жертвы бесчеловечности Константина: царя, царевича, сына Авеля и епископа Руставского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010