Еще одна икона - Дмитрия Солунского - попала в храм не иначе как чудом. После революции, когда храм закрывали, одна из жительниц поселка забрала эту икону домой. Потом поняла, что это, скорее, большая проблема, и решила ее схоронить - в подвале. Но все, кто живет на берегу озера, знают, что в подвале хранить ничего нельзя: очень близко грунтовые воды. Тогда предприимчивая селянка, не знакомая никаким образом с техниками консервации культурных ценностей, взяла пачку дуста, газету «Правда», сварила клейстер, и обклеила икону на манер папье-маше. Икона сохранилась до наших дней в целости и невредимости. Отец Константин служит здесь уже 22 года. За это время не только церковь отреставрировали, но и построили с участием инвесторов для детей школу - по образцу той, что была здесь когда-то, обустроили дом для учителей, общежитие для детей, которые приезжают сюда учиться (дело в том, что обычная общеобразовательная школа в Ветвенике была закрыта из-за малочисленности. По сути, церковно-приходская частная школа стала спасением для окрестных ребятишек).      «Нам сейчас катастрофически не хватает образованных учителей, - говорит батюшка. - Причем образованных - то есть способных следовать образу Божию. Особенно не хватает мужчин. Такое ощущение, что война продолжается. Даже на девятое мая детей в колонну строила женщина. Если есть желающие послужить - милости прошу к нам». Гдов Гдов, к сожалению, мы видели преимущественно из окна микроавтобуса. «Льет весь день, как из ведра», - посетовала позже местная старушка, которая одиноко ждала на автовокзале свой автобус неведомо куда. Самым ярким впечатлением от этого города с населением в 3500 человек, пожалуй, стала директор Гдовского музея истории края Надежда Леонидовна Сингатуллова, ее рассказ о доблестной защите города в годы Великой Отечественной войны и о совершенно удивительном человеке - протоиерее Михаиле Женочине, скончавшемся 10 лет назад. Именно благодаря ему в числе прочих в Гдове сегодня стоит Собор Державной Божией Матери. До войны в Гдове было 6 православных церквей, католический храм, синагога. Но оккупация по сути сровняла город с землей (он был разрушен на 96%).

http://pravoslavie.ru/121120.html

Смышляевка. Церковь Николая Чудотворца (новая). Новая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1989 и 1992. Архитектор:В.Е. Семеной Ссылки:   Адрес: Россия, Самарская область, Волжский район, пгт. Смышляевка. На территории храмового комплекса Николая Чудотворца (ул. Коммунистическая, д. 11А) Координаты: 53.245698, 50.404418 Проезд: Из Самары на автомобиле: выезд из города по Зубчаниновскому шоссе или по Ракитовскому шоссе и ул. Чекистов; на транспортном кольце у поста ГИБДД на Аэропортовском шоссе уйти вправо в Смышляевку. Затем двигаться по главной дороге через поселок: прямо по Смышляевскому шоссе, направо на ул. Шоссейную, ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Самары на автомобиле: выезд из города по Зубчаниновскому шоссе или по Ракитовскому шоссе и ул. Чекистов; на транспортном кольце у поста ГИБДД на Аэропортовском шоссе уйти вправо в Смышляевку. Затем двигаться по главной дороге через поселок: прямо по Смышляевскому шоссе, направо на ул. Шоссейную, переходящую в ул. Чапаева, затем еще раз направо на ул. Краснополянскую, в конце которой церковь будет справа у дороги Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первая деревянная церковь была возведена в Смышляевке в 1812 году. В XIX веке церковь сгорела. Открытие новой каменной Свято-Никольской церкви состоялось в 1892 году. Глину для строительства брали неподалеку, прямо на том месте, где впоследствии образовалось озеро. Закрыли храм в 1940 году. Храм приспособили под зернохранилище, затем под склад ниток, а в колокольне устроили склад дуста. В семидесятые годы ХХ века в храме случился сильный пожар, после которого он стоял полуразрушенный. Возрождение прихода началось в 1989 году. После того как на него назначили священника Владимира Семенова. Было принято решение о строительстве нового храма, так как старый был почти не пригоден к восстановлению и требовал очень больших средств на реставрацию. Воздвигли новое здание в мае 1992 года. Владыка Евсевий (Саввин) освятил новый храм. Внутрення роспись храма выполнена Живописно-альфейной мастерской Сергея Саксонова. Храм поражает красотой внутренней росписи. В 2005 году, через несколько десятилетий, на своё законное место - уже в новый храм - вернулась икона Николая Чудотворца, сохраненная прихожанами. В 2008 году открыли новую купель, была построена колокольня. В 2009 году были смонтированы новые купола. А в мае 2010-го на новой смышляевской церкви установили новые колокола. по материала сайта turportal63.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=27957

Здесь открывается секрет веры, ибо сребролюбие есть дщерь неверия. Торг неуместен Вера – это такое состояние, когда человек видит себя рядом с Богом. Когда человек считает Бога умнее себя, добрее себя и сильнее себя. Когда он точно знает, что Бог ему настоящий Отец, который любит человека больше, чем он любит себя сам. Когда человек понимает, что все, что он делает сам, не имея в себе благодати, делает себе во вред. А Бог ежедневно исправляет за него все то, что человек успел наворочать. И тогда человек понимает суть жизни – что лучше сразу во всем уступить Богу и пусть все будет так, как просит сделать Бог. Вера есть смерть сребролюбия. Без веры человек – слепой глупец. Безверие – это капитал сатаны. Деньги без веры – яд и смерть. А мы, все это зная, все равно ропщем и ноем перед Богом, ища способ соединить деньги и Бога. Но нам эта наука не дается. Мы выторговываем у Бога меру полную и нагнетенную, чтобы и Дух Святой на нас почил, и капитал отягощал мошну, как у царя Мелхиседека. Такая мера есть. Но она не выторговывается. Она дается Богом. Бог дал нам всем разную меру. Работаешь банкиром? Трудись, как Бог дал, понимая себя не столько директором банка, сколько слугой Бога, откомандированным на это незавидное место, где деньги травят душу хуже дуста. Служи Богу через людей, будь великодушен и справедлив, и спасешься. Дал Бог среднюю меру? Береги душу от этого наилучшего состояния плоти. По сравнению с миллионерами мало забот. По сравнению с нищими нет терзаний голода и страха. Жизнь легка и проста. Это очень опасное состояние приятной беззаботности, потому что тут душа может легко заснуть в простой и сытой тишине. Следи за тем, чтобы совесть не обличала тебя и Бог был во всех делах твоих, и спасешься. Бог дал нищету? Береги благодать и свет на сердце, которым Господь обильно обогащает нищих. Не завидуй и делись двумя лептами – они Богу дороже миллионов, и спасешься. Две лепты нищего открывают двери Рая лучше всяких ключей. И во всех случаях следи за сердцем и за тем, чтобы на нем всегда был Дух Святой. Сердце, согретое благодатью Бога, скажет уму о том, сколько денег должен отдать банкир на храм и хоспис, и как нищий может купить себе Царство Небесное.

http://pravmir.ru/chtobyi-zhertvovat-nuz...

Шах сказал Теймуразу: " Я просил царя Карталинского Луарсаба, чтобы он выдал сестру свою за меня замуж, а другую отдаю тебе в супруги за твою верность и любовь ко мне. Таким образом хочу породниться с тобой и водворить между вами обоими мир " , - хотя не было никакой вражды между царями Кахетинским и Карталинским. Теймураз отвечал: " Это невозможно, государь, потому что сестра Луарсаба - моя близкая родственница, и Церковь Моя не позволит мне этого " . Шах стал настаивать, чтобы его требование немедленно было исполнено. Шах хотел ослабить родственную связь царей, поссорив их между собой, а затем заставить Теймураза принять магометанство. Замечательно то, что шах не сказал царю, какую именно сестру взять ему, старшую или младшую. Он думал про себя, что если Теймураз возьмет себе старшую, а ему оставит младшую, то этим уже окажет шаху неуважение и непочтение. Если же он возьмет младшую сестру Луарсаба, а ему оставит старшую, то шах скажет, что младшая гораздо нежнее и красивее старшей, которую предполагал шах взять себе в жены. Шах ничего не говорил Теймуразу об этом, а ожидал поступков царя, чтобы в любом случае обвинить его и начать войну с Грузией. Царь, видя, что отказом он может вызвать неприязнь к себе и навлечь на Грузию нашествие персов, разорение ими святых храмов, уничтожение христианской веры и всего православного грузинского народа, вынужден был обещать исполнить волю шаха. Щедро одаренный Аббасом, он вернулся в Кахетию и, не зная замыслов шаха, женился на старшей сестре царя Луарсаба, Хуарешани. Свадьбу отпраздновали с великолепием в городе Греми в 1612 году. А младшую сестру Луарсаба, Елену, послали к шаху по его требованию. Впоследствии она была насильственно обращена в магометанство, и ей дали другое имя - Фатман-Султан-Бегум. Царь Луарсаб в то время лишил должности своего бывшего любимца, моурава , хитрого и бесчестного Георгия Саакадзе, а также и тестя его, вельможу Нугзара. Они, будучи удалены от двора царем Луарсабом, отправились искать себе покровительства у шаха Аббаса. Шах, имея в виду свои цели, принял их весьма благосклонно и предоставил им почетные должности. Однажды христоборец сказал этим недовольным, Саакадзе и Нугзару: " Ту сестру, которую я просил у Луарсаба, отнял у меня Теймураз. Нужно защищать свою честь " . Под этим предлогом лживый шах хотел исполнить давно уже таившиеся в его душе замыслы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

После этого шах стал непомерно ублажать Луарсаба и при этом зорко наблюдать, чтобы тот не убежал от него. Затем шах сказал ему: «Так как я вижу, что нет равных тебе в воинских доблестях и стрельбе, то желаю еще охотиться с тобой в степях Карабахских в области Албанской». Грузины называли эту часть Грузии Мовакалской областью или просто Мовакан. Тогда святой царь Луарсаб разгадал коварный замысел шаха заманить его под благовидным предлогом поглубже в Персию и там предать смерти. Святой уже не имел сил и возможности избежать когтей убийцы. Он был вынужден послушаться шаха и отправился с ним в Карабах. После охоты в степях Карабаха шах снова осыпал царя почестями и сказал: «Нельзя оставить степи Мазандараса в Персии и не поохотиться там». И, взяв с собой святого Луарсаба, он отправился к пределам Персии. Прибыв в Маэандарас, шах опять стал воздавать царю скучные почести и устроил великолепный пир, а это случилось в самый Великий пост , уже на второй год пребывания царя у шаха. За обедом шах предложил царю есть рыбу, но царь, верный хранитель уставов Церкви, не согласился принимать недозволенной в Великий пост пищи. Бесчестный шах стал докучать святому ласковыми уговорами, но святой никак не соглашался есть рыбу и отвечал: «Не велено нам в Великий пост есть рыбу. Да если я и соглашусь на это, то ты завтра предложишь мне мясо и заставишь есть его, а это, как нарушение поста, для всех истинных христиан есть мерзость. Если же я исполню и это по твоему желанию, то ты заставишь меня, наконец, отречься от Сладчайшего моего Господа и Творца, Иисуса Христа, и принять магометанство». Потом святой царь снова сказал шаху: «Лучше приму чашу смерти, нежели буду есть рыбу в Великий пост», но шах все равно продолжал просить и увещевать его есть рыбу. Царю наскучило это, он встал из-за стола и ушел в свои покои. Шах был рад такому противлению, ибо нашел наконец благовидный предлог излить давно таившуюся в его сердце злобу на ни в чем не повинного молодого царя, чему содействовал и к чему подстрекал шаха изменник и отступник Георгий Саакадзе, желавший смерти святого Луарсаба, Наконец шах объявил свою волю: потребовал, чтобы святой оставил веру Христову и принял магометанство, за что обещал с великими сокровищами отпустить Луарсаба в его царство.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В силу этих новых исторических обстоятельств, Грузия – единственное христианское государство во всей Азии, очутилась в географическом, а следовательно и в политическом отношении, окруженную мусульманами; она одна, собственными своими силами, принуждена была, нередко с крайним напряжением сил, бороться за святую церковь с сильными и могущественными соседями: Персами, Турками и Монголами. С одной стороны терзали несчастную Грузию Персы, а с другой теснили ее Турки; и те, и другие, для упрочения своей власти в этой стране мучеников, всеми силами старались распространить среди аборигенов края учение Магомета. Новый властитель Персии Шах-Аббас I-й (из династии сефевидов), прозванный за свои военные подвиги Львом Ирана, как черная туча висел над православной Грузией. По кровавым следам шаха Тамаза, выселившего из Грузии 30.000 жителей, и Аббас I-й задумал направить свои силы на Карталинию и Кахетию. Уладив дела свои с Турками и, опасаясь усиливающегося влияния России над единоверною Грузиею 38 , шах-Аббас решился одним ударом сокрушить в последней христианство, выселить непокорных жителей ее в Персию, сравнять с землею храмы Божии и таким образом укрепить их в рабстве персидском 39 . О нашествии Христоненавистника шах-Аббаса I-ro на Грузию было предсказано многими отцами грузинской церкви 40 ; из них можно указать на преподобного Арсения, мощи которого почивают в Давидо-Гареджийской пустыни. От нашествия шах-Аббаса великого первою пострадала пустынь Гареджийская-Грузинская Фиваида, в которой в ночь св. Пасхи было истреблено шесть тысяч святых отцов 41 . В 1616 году мирная долина Кахетии испытала все ужасы нашествия грозного деспота Иранистана. Пламя пожаров и потоки христианской крови охватили и Карталинское царство, в котором на царском троне сидел, шурин шах-Аббаса, Луарсаб 42 . Но родственные отношения двух соседних стран не много значат, когда сильнейшая имеет побуждения и средства к порабощению слабейшей. Поход шах-Аббаса причинил Грузии много зла. Шах обратил обоих сыновей царя Теймураза в евнухов, мать же его Кетеван, за отказ изменить вере отцов, после жестоких пыток, подверг мученической смерти 43 . По словам мусульманского историка Искандер-Мунджи, никогда еще Грузия не испытывала таких бедствий, какие испытала при шах-Аббасе. Павших на месте он насчитывает до 70.000, а выселенных до 100.000; место их заняло 80.000 анатолийских татар 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Шираз был городом поэтов. Там певцы соревновались друг с другом, складывая песни и сказания. Но сама смерть царицы была лучшей из всех песен, пропетых в Ширазе. Это была безмолвная любовь к Христу, любовь, которая сильнее огня и крепче железа. Святая кровь царицы, пролитая на земле изгнания, как Авелева кровь 210 , вопияла к Богу. Говорят, что на месте убиения Авеля не растет трава, и не цветут цветы, там пустыня. Каменистая почва покрыта зияющими трещинами, как будто уста земли до сих пор вопиют к небу об отмщении. На востоке два города поэтов состязались за первенство: Герард – столица Афганистана, и Шираз – город соловьев. Но настало время, и Герард вступил с Ширазом в бой не стихами, а мечами. Афганцы сделали с Персией то, что Шах-Аббас с Грузией. В одной Исфагани – столице Персии – было умерщвлено 100 тысяч человек, столько Шах-Аббас убил христиан в Кахетии. В осажденных Тавризе и Ширазе люди от голода ели человеческое мясо, как детеныши акулы во чреве матери пожирают друг друга. Грузины предлагали Шах-Аббасу деньги и золото, чтобы он отдал им тело царицы Кетеван. Но шах был непреклонен. Католические монахи, видевшие казнь царицы, ночью во время грозы выкопали из могилы ее тело. Голову и правую руку они послали сыну Кетеван царю Теймуразу, а остальные мощи увезли в Рим. Часть мощей, по некоторым сведениям, в настоящее время находится в Индии и Бельгии. Почему мощи царицы пребывают в инославном мире? Для того, чтобы свидетельствовать Западу о величии православной веры, которую не могли сломить многовековые, невыразимые страдания, каких не испытывал Запад. В Ветхом Завете высшей жертвой была жертва всесожжения 211 . Она считалась всецелым посвящением Богу. Такой жертвой явилась для Грузии царица Кетеван. Она вышла из пламени пыток, как ангел с огненными крыльями, новый ангел – хранитель Грузии. Воины Иверской земли Весть о смерти Шах-Аббаса с быстротой весеннего ветра пронеслась над Грузией. Горестные и радостные вести – крылаты. Шах-Аббас одерживал блистательные победы на Востоке, но смерть и время неизбежно побеждают победителей. От тирана осталась ограбленная в междоусобицах гробница и кровавое имя, которое с проклятием произносили жителя Кавказа. Узнав о гибели тирана, грузины радовались как в праздник, обменивались подарками как в дни рождения своих любимых царей из священного рода Багратиони. Шах-Аббас умер. Казалось, что змея, обвившая тело Грузии и сосавшая 40 лет кровь из ее груди, издохла и распалась на части, как дракон, пораженный копьем святого Георгия. Страна пробуждалась от кошмарного сна, но впереди ее ожидали новые испытания. (Так дикий зверь, притаившись в расселинах скал, высматривает серну идущую по пустынной горной тропе).

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Предание сохранило нам рассказ о кровавой расправе Шах-Аббаса, совершённой им весной 1617 года в одном из монастырей Гареджийской пустыни, каменистой, безводной, прорытой ущельями. Под развалинами монастырского храма, внутри алтаря поныне стоит престол, а на нём, вместо священной утвари – человеческие кости, связанные крестообразно. Это всё, что осталось от 6000 иноков, которые были избиты в святую пасхальную ночь по повелению Шах-Аббаса. Существовал обычай, по которому братия всех 12 обителей Гареджийской пустыни собиралась в пасхальную заутреню именно в эту лавру, как большую из всех; к тому же великий день был и храмовым праздником этой обители. И вот, 6000 иноков со свечами в руках обходили церковь , построенную на вершине горы, и воспевали радостно «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангелы поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебя славити», – не воображая, как сами они были близки к переходу в вечность, в небесные обители. Далеко за Курой, на краю обширной степи Караязской, увидел Шах-Аббас ночью необыкновенное освещение – какие-то огни двигались и мерцали на вершине горы, там, где он предполагал совершенную пустыню. «Что за огни?» – спросил изумлённый шах. – «Это Гареджийские пустынники празднуют свою пасху» – отвечали ему. «Истребить их!» Напрасно приближённые шаха представляли ему, что пустынники не носят оружия, никому не делают зла, а, напротив, за всех молят Бога, и что сам пророк повелевает щадить таких молитвенников. Шах ничего не слушал. К рассвету отряд конницы прискакал в лавру. Шла литургия, и только что иноки приобщились Св. Таин, как вломились персы – и через несколько мгновений 6000 трупов лежали на церковном помосте, залитом алой кровью. С тех пор запустела большая часть обителей пустыни Гареджийской. Церковь причла погибших к лику мучеников, а благочестивый царь Арчил собрал св. кости и соорудил над ними небольшую церковь 93 . Вслед за гибелью Гареджийских иноков пламя пожаров и потоки христианской крови охватили и Карталинское царство, в котором на царском троне сидел шурин Шах-Аббаса – Лаурсаб. Этот поход льва Ирана причинил Грузии много зла. Шах обоих сыновей царя Теймураза обратил в евнухов, мать же его Кетевани за отказ изменить вере отцов, после жестоких пыток, подверг, мученической смерти 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда святой царь подошел к шаху, тот выразил при творную радость и нисколько не обнаруживал умысла погубить невинного отрока. У бессовестного Аббаса при виде царя Луарсаба даже текли слезы радости из злодейских очей. Шах между прочим сказал царю: " Разве возможно, чтобы я питал к тебе. Луарсаб, какую-нибудь неприязнь, к тебе, столь храброму, мужественному и прекрасному юноше, никогда не изменявшему мне? " Пишут, что царь Луарсаб именно и был достоин этих слов. Шах был поражен видом святого, его красотой, и велел воздавать царю такие же почести, какие воздавали ему самому. Шах устраивал для царя великолепные пиры со зрелищами, пением и музыкой, и казалось, что от скверных уст его лился мед, которым он хотел усладить Луарсаба, на самом же деле в них скрывался смертоносный яд. Аббас одарил святого царя дорогим оружием, золотыми тканями и выезженными конями. Через некоторое время шах вместе с царем отправился в столичный город Тифлис. Перед отъездом он с клятвой уверял Луарсаба; " Оставлю тебя счастливо править на престоле твоем в городе Тифлисе и с миром возвращусь к себе " . Вот образец нравственной низости персов, которые до сих пор, как и прежде, не держат свое слово, не имеют ни чести, ни совести, ни уважения к нравственным порядкам общественной жизни. Прибыв в Тифлис, шах опять стал устраивать богатые пиры, снова осыпал Луарсаба любезностями и щедро одарил. Во время их пребывания в столице шах пожелал осмотреть город с окрестностями со стен его цитадели Нари-Кала, и взял с собой царя Луарсаба и Георгия Саакадзе. Стоя на стене цитадели, царь пристально всмотрелся в Сионский собор  и, осенив себя крестным знамением, произнес с глубоким вздохом святую молитву: " Боже, прости моим врагам! " Саакадзе, объятый ужасом, едва слышно сказал царю: " Я враг твой! " И у Саакадзе показались на глазах слезы. " Ты мог мстить мне, - сказал царь, - но не народу, безвозвратно погибшему теперь, и Церкви, возродившей тебя к жизни " . " С этой минуты, - пишет блаженной памяти царевна, инокиня Макрина, - Саакадзе в душе сделался врагом Персии, замыслил рано или поздно свергнуть ненавистное иго и очистить совесть от тяготившей его Душу вины предательства " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Воскресенье, 9 августа Утром поехали все в церковь в 9 часов к Обедне. Папа и Мама причащались 438 . Оттуда поехали с Алексеем в лазарет. Перевязывала: Гончарова 182-го Гроховского полка, рана правой голени, Невзгодова 20-го Сибирского стрелкового полка, культя левой ноги, Абраменко 66-го Бутырского полка, рана левого плеча, Маевского 2-го Кавказского полка, рана левой лопатки. Потом Вартанова и Малыгина. Потом в саду снимались, Шах-Багов был очень мил. Зашли ко всем. Завтракали с Папа и Мама, так же обедали. Днем гуляли с Папа, каталась на байдарке. Чай пили вместе и с дядей Павлом. Катались с Изой в Павловске. После обеда говорила с Шах-Баговым. Потом клеила альбом. Папа читал из Чехова. Из дневника Ольги Николаевны Понедельник, 10 августа Мы 2 в лазарет. Перевязала Першина 15-го уланского Татарского полка, рана лев. лица, Борисова 490-й Владимирской дружины, рана правого колена и правой кисти, Рыжова 176-го Переволочненского полка, рана головы. После Попова, Горошкова, Таубе, Мейера, Купова, Хирьякова и Шах-Багова, уже совсем закрывается рана, была общая ванна, после чего все больше болело. Стояли с ним и другими в палате и коридоре. Комаров завтракал, а тетя Ольга [Александровна] чай пила на балконе, тепло, вдруг дождь. В 2.30 мы 2 с Мама в лазарет. В 3 часа был на балконе молебен по случаю годовщины открытия лазарета и чай там же со всеми сестрами солдатского отделения и ранеными. Хорошо. Адам ужасно весел, а Шах-Багов мил. В 5 часов вернулись. Силаев обедал. В 6 часов с Изой катались. Вечером 9 тепла, известия так себе 439 . Помоги, Боже. Четверг, 13 августа Мы 2 в лазарет, была операция, вынули 2 шрапнели из руки и 1 из бедра одному нижнему чину, после вынули осколки ручной гранаты из бока и стопы у Иванова. Мама приехала к этому и перевязывала пласт., я Малыгина. Стояла в коридоре с Митей [Шах-Баговым] и другими. Жуков завтракал. После мы 4 пешком в Большой дворец. Долго сидели с Мешетичем, Уланимчевым и Карангозовым Татарского конного полка. Ужасно мил в черкеске. Были еще в Красном Кресте. В 6 часов мы 2 снова в лазарет. В уютной комнатке чистили инструменты, и Митя душка сидел около. После делали палочки, и он помогал. [Мелик-] Адам[ов] приходил иногда. Вечером смотрели с Папа карточки. У Анастасии жар горло. После 11 часов спать. Помоги, Боже. 11 тепла.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010