Поэтому и самое презрение, оказываемое Спасителю учеными и высшими классами Иудеев, входило в план Божественного Провидения. Он, Сам Иисус Христос, сказал: „Если кто скажет слово на Сына человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем“ ( Мф. 12:32 ). Слово на Сына человеческого, по невежеству и слепоте сказанное, могло относиться только к человеку, образ и существо которого восприял Богочеловек; но Сам Бог проявлялся в делах Духа в учении и чудесах, и злобное хуление деяний Божиих не прощается человеку 1642 . 4 . Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Пророк продолжает говорить, сливаясь мыслию с грядущим поколением, современным Мессии. Но он отожествляет себя в духе не с неведущей и неверующей еще массой народа Израильского: он говорит уже, как избранные, озаренные высшим светом, поверившие, что Иисус есть Христос, и потому с горестью вспоминающие, что они (ст. 3) „отвращали лице свое от Него“ и „презирали Его“, а ныне удостоверились, что Он во исполнение обетований и пророчества „пришел в мир грешных спасти“. (Мф. 9и пар. и 1Тим. 1:15 ). Господь Иисус, Сын Божий, восприял на Себя полное существо человеческое, оставаясь Богом, чтобы, взяв на Себя наши немощи, понести за нас страдания. Страдания человеческие были столь сильны, что, как человек, Он сказал в Гефсиманском саду: „прискорбна есть душа Моя до смерти“. ( Мф. 26:37–38 и пар.). Это были страдания души человеческой 1643 , поднимающей на Себя тяжесть грехов человеческих пред правосудием Божиим; тогда как сама душа эта невинна. И на кресте те же страдания, купно с невыносимыми страданиями тела, вызывают вопль: „Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты оставил Меня?“ 1644 . Будучи в образе и существе человека, Иисус чтил Бога и учил поклоняться Ему в духе и истине и – осужден как богохульник. Как один из Иудеев, подвластных Кесарю, Он учил воздавать „Кесарю Кесареви“, и – осужден как возмутитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Вот [сколь] многими способами приводит он в ясность прямой путь правды и высокую цель христианства, всех убеждая и всем желая достигнуть ее, взирая на которую и всячески неутомимо 1641 подвизаясь в вере, и в уповании, и во всяком благоустройстве добродетели, любящие истину молятся и желают прийти к сей цели. Ибо таковые, освободившись от всякого зла, в состоянии будут чисто, совершенно и неукоризненно исполнить и великие заповеди, на которых утверждаются закон и пророки·. «Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всей души твоей, и от всей крепости твоей», и «ближнего твоего, как самого себя» 1642 1643 . 5,1 Если, по-видимому, и слишком распространили мы рассуждение о цели благочестия, какую передают нам Господь, и апостолы, и все Богодухновенные Писания 1644 , представляя [сие] многими свидетельствами, то, как думаем, сделали это весьма кстати 1645 , чтобы всяким способом непоколебимо и несомненно удостовериться в том, какая у нас «надежда призвания 1646 » 1647 , какова цель и какое предлежит нам поприще. Особенно же мы, которые восприняли монашескую жизнь, поставили себя вне мірских уз и плотского общения и решились пребывать о Христе девственниками, 5,2 чтобы каждый и каждая 1648 , постоянно имея в виду, куда они призваны и какой обязаны достигнуть меры, отложили всякое самомнение о некоторых соделанных добрых делах, считая себя действительно ничем в сравнении с превосходством совершенной меры призвания и неисследимого богатства любви Христовой 1649 , но чтобы всяким способом, изо всех сил и со всяким тщанием себя самих всегда усердно предавали для благого, отрекшись, по слову Господню, вместе со всем [имением] века сего, еще и от души своей, ежедневно с радостью и веселием вземля крест и следуя за Ним 1650 1651 , имея Самого Господа, образом, и примером, и путем, и целью ставшего для нас, по сказанному: «Будьте подражателями мне, как и я Христу» 1652 ; и еще: «С терпением проходим предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры, Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, крест претерпел, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» 1653 , – 5,3 чтобы, удовлетворившись и успокоившись некоторыми духовными дарованиями, словами 1654 либо заслугами, будто бы уже достигли мы совершенства, не обольститься нам по ухищрению злобы мнением о своей праведности и не остаться без высших духовных преуспеяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

78 . И отпустил он братьев своих, и они пошли. И сказал им Иосиф: Не впадайте в гнев на пути (Быт. 45. 24). Как хорошо он учит остерегаться вспыльчивости, поскольку она может разделить даже любящих друг друга братьев, и более всего следует избегать раздора на пути, где товарищи по путешествию должны соблюдать нерушимую дружбу. Разве другое сказал Господь наш Иисус, собираясь уклониться от этого тела и отослать Своих учеников, если не то, чтобы они не впадали в гнев на пути, говоря: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14. 27)? Там, где мир, нет места гневу, удаляется раздор, изгоняется разногласие. Значит, то, что Он говорит: Мир Мой даю вам, — есть то же, что: Не впадайте в гнев на пути. Смотри, что Он не говорит «на этом пути», это значит, что на всем этом жизненном поприще следует остерегаться негодования, потому что гнев часто даже невинных приводит к преступлению, потому что когда мы слишком гневаемся 1641 , даже желая предотвратить чужой грех, совершаем более тяжкие грехи. Потому апостол говорит: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу (Рим. 12. 19), — то есть уклонимся от гнева, чтобы он не охватил нас. Поэтому Господь Иисус, посылая учеников на проповедь Евангелия, послал их без золота, без серебра, без денег, без сумы, без посоха 1642 , чтобы вырвать и побуждение к ссоре, и орудия мщения. 79 . И пошли они из Египта, и пришли в землю Ханаанскую к Иакову, отцу своему; и известили его, сказав: Иосиф, сын твой, жив и теперь владычествует над всею землею Египетскою (Быт. 45. 25–26). Что это за земля Ханаанская? Та, которая колебалась 1643 . Разве не обозначаются столь явно апостольские времена, когда они, входя в колеблющиеся иудейские синагоги, проповедовали силу Господа Иисуса? Мы знаем из Деяний апостолов слова Петра: Сего Иисуса Бог воскресил, чему мы свидетели. Итак, Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Свтаго Духа, излил этот дар, что вы ныне видите (Деян. 2. 32–33)? Обязательно обратим внимание, что жив и владычествует всею землею Тот, Кто открывает Свои житницы и дарует всем изобилие духовной благодати. Это говорили апостолы, но иудеи не верили и налагали на них руки и заключали в тюрьму проповедников спасения 1644 .

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

5), Творца и Промыслителя вселенной, Освободителя плененных, всегдашнего Защитника и Покровителя несчастных, угнетенных (ст. 6–9), который один лишь вечно неизменен в Своих обетованиях (ст. 6б) и «будет царствовать в Сионе в род и род» (ст. 10). Отсюда естественное заключение, что Господу единому принадлежит хвала и благодарность за торжествуемое восстановление Иерусалима, равно как и за все те блага, какие получили Иудеи от благоволения царей Персидских в возвращении из плена и благоустроении в своем отечестве. С этой именно мысли и начинает псалмопевец следующий 146-й псалом и развивает ее в прочих четырех псалмах, призывая освобожденного Израиля, новосозданный Иерусалим, а вместе с тем духовный мир и всю неразумную природу к благодарному прославлению Господа: «хвалите Господа, ибо благо петь Богу нашему, ибо это сладостно, – хвала подобающая. Господь созидает Иерусалим, собирает изгнанников Израиля» 1636 . «Хвали Иерусалим Господа; хвали, Сион, Бога твоего, ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя; утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя» 1637 . «Он возвысил рог народа Своего, славу всех святых Своих» (148:14). «Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем» 1638 ! Сопоставление создания Иерусалима с собранием изгнанников Израиля в приведенном месте 146-го псалма, особенно в связи его с нераздельным с ним по содержанию псалмом 147-м 1639 , где говорится об укреплении ворот Сиона, не оставляет сомнения в том, что псалмы эти относятся к тому именно созданию Иерусалима, которое происходило вслед за возвращением из плена и состояло в восстановлении стен святого города с их воротами и запорами, т.е. которое совершенно было при Неемии 1640 . С этим временем и событием вполне согласуются и все другие, исчисляемые псалмопевцем благодеяния Господа к боящимся Его, – уврачевание скорбей 1641 , избавления от унижения 1642 , утверждение мира в их пределах и благословение обилием плодов земных 1643 , потому что совершившееся тогда восстановление стен Иерусалима устраняло всего более опечаливавшее возвратившихся из плена, беззащитное, бедственное положение святого города 1644 , возвышало их в глазах соседних языческих народов и тем подавало надежду на упрочение мира в их стране 1645 , и в то же время, сопровождаясь обильным урожаем их полей 1646 , после не раз испытанных в предшествующее время бедствий засухи и бесплодия 1647 , естественно давало псалмопевцу, повод поставлять в непосредственной связи с ним и это благодеяние Божие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Видишь ли, душа, раба Божия, кому порабощаешь ты себя? Видишь ли, сколь необходимо тебе очиститься? «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали, – обращается и к тебе, душа моя, божественный Иоанн Богослов; – а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин. 2, 1–2 ). «Не сказал Иоанн: “взял» грех, но берет, потому что Он каждый день берет на Себя грехи наши, одни через крещение, другие через покаяние» 1644 , – так толкует блаженный Феофилакт слова Евангелия любимого Христова ученика. Читая эти мудрые слова, остерегись, душа моя! Сказано тебе: «Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте» ( Ин. 14, 1 ; ср.: Ин. 14, 27 ). «Да не смущается сердце» твое, когда творишь добро, когда являешь дела веры в Триединого Господа. Но сама вера пусть подскажет тебе, когда начинаешь делами своими отклоняться от Богом установленного пути: остановись! ибо каждым движением своим приносишь ты Христу не плоды веры твоей, но плоды греха. Он, по великой милости Своей, готов взять их на Себя, когда ты искренне каешься. Но того ли Он ожидает от тебя? Того ли, чтобы ты каждый день каялась и, после сего, вновь впадала в сети погибели? Или же – того, чтобы ты, покаянием омыв себя от смрада дел греховных, в чистых одеждах вступила на путь праведности, чтобы уже не оставлять его? Помилуй, Боже, помилуй мя. Пощади, Спасе, Твое создание и взыщи, яко Пастырь, погибшее, предвари заблуждшаго, восхити от волка, сотвори мя овца на пастве Твоих овец 1645 . «Пощади, Спасе, Твое создание, и взыщи, как Пастырь, пропавшую овцу, укажи дорогу заблудшему, отними у волка, сделай меня овцой в стаде Твоих овец!» Так говорит мудрый песнописец, так он призывает и тебя, душа моя, возоиить ко Господу твоему. Потому что «это прилично говорить всякому человеку. И пророк, сказав, в чем преуспел, снова говорит о себе, что он – овча заблудшее, соблюдая этим свое смиренномудрие, и нарочно сам себя умаляя и унижая, чтобы не превозноситься, согласно с повелением Господним: «егда сотворите вся, глаголите: раби неключими есмы» ( Лк. 17, 10 ). Поэтому и заключение целого псалма увенчивает уничижением самого себя» 1646 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

1869: радость бо исходатайствоваша, т паче надежды израстивше, свтъ блиставшю и питательниц жизни наше, 1644: т паче надежди израстивша (9 сент. стихир, на Г.В.). 170 В предложенном Комиссией списке исправлений про приведенные ниже случаи сказано «в старинных книгах лучше». 171 Здесь содержится список фрагментов, где дониконовская редакция является более понятной и более близкой к русскому языку. В принципе те же самые слова и выражения заменялись и при исправлении Триоди. Отличием является лишь то, что теперь открыто признается авторитетность предыдущей редакции славянского богослужебного текста. 1869: вр и надежд неразорим, и любовь истинню имлъ єс, че, и бжтвенное прираднїе, 1644: и бжтвенное прилежанїе (27 сент. служба преп. Савватию 8 п. К. 3 ст.); 1869: крїаче блженне, ... бжественнй причаститис мн хрта оумол лч и свтозаренїю, 1644: причаститимис хрта оумол зар и просвщенїю (29 сент. 1 п. К. 2 тр.); 1869: излїньми кровей демнскю кровь погбл, 1644: и течениїемъ кровє бсовскю кровь погбл(30 сент. 3 п. К. 1 тр.); 1869: пречта, всенепорочна, сосде благовонї 172 , 1645: сосде блгоханї (1 окт. 9 п. К., богор.); 1869: гдственн и истинн т бц врнїи почитаемъ, 1645: воистин истинн, т бц врнїи почитаемъ (2 окт. 3 п. К. богор.); 1869: ненавидще беззаконныхъ совселенї, 1645: ненавидще со бе(з)законными совокпленї (7 окт. 6 п. К. 2 тр.); 1869: к оученикъ и подражатель влки хрта, рабї лнствющас сына, че, молитвою исцлеши, 1644: рабоу бснющас сына исцлеши че молитвою (29 сент. 4 п. К. 5 тр.). Еще один список примеров озаглавлен «русские выражения». 173 Не совсем понятно, с какой целью фиксировались эти примеры: предполагалось ли их исправить, или же, наоборот, принять за образцы при исправлении других текстов. Анализ лексических исправлений в Триоди показывает, что для ряда примеров, безусловно, более вероятен первый вариант, поскольку церковнославянское слово оценивается с точки зрения русского. То есть, с одной стороны, оно должно быть понятно, а с другой, должно дистанцироваться от разговорных и просторечных элементов. Рассмотрим некоторые примеры: оумъ твой зарилъ єс лучами тамошними, и дш просвтилъ єс преблженне (4 окт. 3 п. К. 2 тр.). В русском языке слово тамошний является просторечием, что препятствует сохранению его в церковнославянском тексте, ассоциирующемся с высоким стилем. и рыданїемъ кричала єс, вопїющи матерски (24 сент., крестобогор.). Для носителя русского языка выражение Богородица кричала является невозможным. Узуальное употребление этих слов в русском языке диктует необходимость исправления славянского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1877. P. 693). Копия флага ковенантеров. XVII в. (Национальный музей Шотландии в Эдинбурге) Копия флага ковенантеров. XVII в. (Национальный музей Шотландии в Эдинбурге) «Торжественная Лига и Ковенант» 1643 г. имела двойную направленность. С одной стороны, это был договор о военно-политическом союзе Шотландии и английского парламента, с другой - религ. манифест, направленный на утверждение пресвитерианства в обоих государствах, а также в Ирландии. В политической сфере между Англией и Шотландией устанавливались союзнические отношения с обязательством совместных действий в защиту «истинной религии» против роялистов и короля. Надежда на англо-шотл. объединение на основе пресвитерианской веры надолго стала главной движущей силой национального движения в Шотландии. Военно-политическая составляющая «Торжественной Лиги и Конвента» имела большее значение для Англии, чем для Шотландии, к-рая должна была предоставить в распоряжение парламента Англии армию (18 тыс. чел. пехоты и 2 тыс. чел. кавалерии). Для координации военных операций в нач. 1644 г. был создан Комитет обоих королевств, в к-рый вошли представители английского и шотландского парламентов. Комитет обоих королевств занимался стратегическим и тактическим планированием военных кампаний парламентских армий против роялистов. Координация комитетом деятельности шотл. и англ. войск стала одной из причин разгрома роялистов в битве при Марстон-Муре в 1644 г. и освобождения от войск короля сев. части Англии. Комитетом были разработаны новые принципы комплектования и обучения вооруженных сил и в 1645 г. создания армии нового образца, что принесло английскому парламенту к кон. 1646 г. победу в гражданской войне. Переход части умеренных К. во главе с маркизом Монтрозом на сторону короля позволил роялистам в 1644 г. возобновить военные действия против парламента Шотландии и К. Восстание графа Хантли в Абердиншире и вторжение англо-шотл. армии маркиза Монтроза в юж. регионы страны весной 1644 г. провалились, но уже в авг. 1644 г. армия Аласдера Макдоналда по прозвищу Макколла, прибывшая из Ирландии, соединилась с отрядами Монтроза и под руководством последнего одержала победу над войсками К.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

В февр. 1644 г. парламент назначил К. членом комитета для осуществления высшего руководства военными действиями. В парламентской армии был распространен «Солдатский катехизис», согласно которому война шла против врагов, преследовавших истинную религию, разрушавших мир справедливости и свободы. Поэтому хороший солдат должен быть религиозным и благочестивым. В июле 1644 г., в ходе сражения при Марстон-Муре под Йорком, особенно ярко проявился талант К.-полководца. По преданию, за упорство, проявленное солдатами К. в этой битве, принц Рупрехт Пфальцский, возглавлявший королевское войско, прозвал их «железнобокими». К. написал после победы о побежденных роялистах, что «Бог превратил их в жатву для наших мечей». В этой битве он был ранен в шею. Популярности К. также способствовали неудачи др. предводителей парламентской армии. Поражение графа Манчестера при Ньюбери (20 сент. 1643) послужило для К. поводом к возбуждению в парламенте обвинения против Манчестера, к-рый осуждал К. за неповиновение, хотя и отмечал его достоинства. В 1644 г. К. упразднил в армии т. н. привилегию джентльменов на замещение командных должностей, что также не способствовало нормализации отношений между К. и Манчестером. Напряжение внутри парламентского лагеря достигло такого уровня, что в начале дек. 1644 г. пресвитерианские лидеры и шотл. ковенантеры обсуждали вопрос об импичменте и аресте К. Однако именно К. настоял на обсуждении и принятии парламентом Акта о самоотречении (Self-denying Ordinance), согласно к-рому членам парламента (в т. ч. Манчестеру) запрещалось занимать высшие армейские должности (3 апр. 1645). Учитывая военные заслуги и популярность К. в армии, ему в качестве исключения было разрешено принимать участие и в деятельности парламента, и в руководстве армией. К. провел реорганизацию войска: 3 армии (Роберта Деверё, графа Эссекского, Монтегю, Уоллера) были объединены в одну регулярную армию под командованием Ферфакса. К. настоял на введении форменной одежды солдат парламентской армии (прежде цвета мундиров были одинаковыми у противоборствовавших сторон) - 12 пехотных полков одели в форму красного цвета, и этот цвет стал главным цветом униформы англ. армии (до 1914).

http://pravenc.ru/text/2462029.html

У канона 2-ой недели никакой такой пометки уже нет. Канон повечерия в. субботы опущен. На старой границе Постной и Цветной Триодей справщики поставили лишь: конец св. четыредесятницы, и, по примеру греческой Триоди, включили в состав своего издания службы Страстной седмицы, отделив их от 40-цы чистой страницей (л. 498 об): точно также отделены ими и службы предуготовительных к 40-дней (до сырной недели, л. 89 об.). Каким греческим изданием триоди пользовались никоновские справщики, сказать трудно, вследствие недоступности многих из этих изданий. В Типографской библиотеке есть греческая Триодь венецианского издания 1644г. (9-го по E. Legrand’y 22 ) с записью (собственноручною) на задней доске: «триодь постная монаха Evvмiя». По-видимому, ее и следовало бы считать оригиналом Триоди 1656 г. Но сравнение ее с правленым экземпляром и печатной Триодью показывает, что никоновские справщики пользовались не этим изданием: оно значительно расходится с названными книгами и в составе, и в тексте. Например, в трипеснце св. Андрея на в. вторник, в 8-ой п., в издании 1644 г. есть тропарь: Ф ιλαργυρας ν, в московском издании его нет, в трипеснце того же Андрея на в. понедельник, во 2-ой п., в первом издании есть особый ирмос – δετε … τι γ εμι Θες πρν γενοθαι, во втором его также нет, и наоборот: в московском издании в 9 п. первого трипеснца сырного четверга есть тропарь – «Горко объем первозданный», в издании 1644 г. его нет. Еще значительнее текстуальные разности этих двух изданий. Кроме того, издание 1644 г., несмотря на заявление издателя (иеромонаха Феофилакта Зафурнара), что оно исправлено с всякой возможной тщательностью, оказывается переполненным опечаток и ошибок 23 : все эти недочеты в Евфимиевом экземпляре оказываются не исправленными, поэтому пользоваться им да еще не совсем опытному справщику, каким тогда был Евфимий, было едва ли возможно. Некоторые наблюдения показывают, что никоновские справщики не хватались за первое попавшееся случайно греческое издание, но делали выбор, старались пользоваться лучшими из них и умели делать правильную им оценку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Развитию торговли способствовала разветвленная сеть каналов и рек. Проводилась активная внешняя политика: в 1392 г. Корея получила статус вассала, в 1407-1418 гг. минская армия совершила несколько походов в пределы совр. Вьетнама. С 1405 по 1433 г. К. отправил 7 крупных экспедиций под командованием Чжэн Хэ в Юго-Вост. Азию, Индию и на вост. побережье Африки. Корабли европейцев впервые подошли к берегам К. в 1514 г., однако европ. купцам был запрещен въезд в страну. Был открыт только один порт - Аомынь (Макао), сданный в аренду португальцам. В 1618 г. в Пекин прибыла 1-я российская дипломатическая миссия во главе с тобольским воеводой И. Петлиным. В доставленной им в Москву грамоте кит. двора содержалось предложение наладить посольские связи и торговлю между 2 странами в принятой в К. форме (впрочем, прочесть эту грамоту смогли лишь через полвека). Кризисные явления стали нарастать с кон. XV в. прежде всего в области аграрных отношений. Увеличивалось количество крестьян, не имевших земельного надела и превратившихся в издольщиков; богатые феодалы скупали или отбирали за долги земли разорившихся крестьян. Недобор налогов вел к уменьшению доходов казны. Проведению реформ мешала оппозиция со стороны двора. К. под властью династии Цин (1644-1912) В 1616 г. маньчжурский хан Нурхаци (1559-1626) основал династию Поздняя Цзинь и с 1618 г. начал совершать набеги на К. В 1628 г. в К. вспыхнула крестьянская война. Восставшие, во главе к-рых стоял вождь Ли Цзычэн, в 1644 г. взяли Пекин. Однако маньчжуры подавили восстание и провозгласили императором К. малолетнего маньчжурского кн. Ши-цзу (внука Нурхаци), регентом при котором был его дядя Доргонь. Так было положено начало империи Цин (1644-1912). Китайский народ оказал упорное сопротивление захватчикам-маньчжурам. Последние очаги восстаний в южных провинциях страны были подавлены только к 1681 г. В результате крестьянской войны и последующего маньчжурского завоевания К. пережил демографическую и экономическую катастрофу: население в 1628-1683 гг.

http://pravenc.ru/text/1841141.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010