(† 9.07.1652, Москва), митр. Ростовский и Ярославский. В Синодике ростовского Успенского собора (XVII в.) приведен род В., названы 33 имени, большинство из них - иноки и схимонахи, указаны имена родителей В.: иером. Карп и инокиня Евфимия. На Ростовскую кафедру В. был хиротонисан в 1619 г. из архимандритов угличского Николо-Улейминского монастыря. В. приложил много усилий для восстановления разрушенного в Смутное время кафедрального Успенского собора. Митрополит сделал богатые вклады в собор по своим родителям и брату, схим. Иоасафу (в миру Иоанну): 3 серебряных кадила (1629, 1632, 1635), 2 водосвятные чаши (1633, 1641), плащаницу, фелонь, 2 епитрахили, ткани на облачения - изделия высокого художественного уровня, выполненные в Москве (хранятся в Ростовском музее). Вскоре после привоза в Москву списка с афонской Иверской иконы Божией Матери по благословению В. для ростовского собора 1 февр. 1649 г. был сделан список с новой московской святыни (Ростовский музей. Инв. И-558). В 1632 г. по повелению царя Михаила Феодоровича в Ростове была построена земляная крепость, которую освятил митрополит. В 1645 г. по благословению В. была написана икона Нерукотворного образа Спасителя с избранными святыми, поставленная над въездными Петровскими воротами крепости (Ростовский музей. Инв. И-861). В Ярославле в 1644 г. В. освятил новопостроенный Успенский собор. В 1650 г. в присутствии царя Алексея Михайловича и царской семьи В. участвовал в переносе мощей блгв. кнг. Анны Кашинской в каменный Воскресенский собор Кашина. В 1652 г. В. переносил из Старицы мощи Патриарха Иова; в Житии прп. Дионисия (Зобниновского) , составленном Симоном (Азарьиным) , помещен рассказ иерарха о явлении ему в Старице прп. Дионисия. В. упоминается в достаточно поздних сказаниях, посвященных событиям ярославской истории. Сказание о чудотворной Владимирской иконе Богоматери в Нерехте (XVIII в.) повествует о том, что в 1635 г. в Ярославле была написана Владимирская икона, к-рая должна была быть отправлена в Нерехту, однако ярославцы не хотели отпускать чудотворный образ из города, и В. даже распорядился поместить его в Успенском соборе; лишь после получения грамоты с соответствующим повелением от Патриарха Иоасафа II митрополит разрешил отправить икону в Нерехту. В рукописи XIX в. рассказывается об участии митрополита в обретении чудотворного Нерукотворного образа Спасителя во время эпидемии в городе ( Каган. С. 155-156).

http://pravenc.ru/text/154225.html

Но после низложения патриарха Никона в 1666 г. и при учреждении штатов, в 1764 г., Короцкий Покровский монастырь, как не самостоятельный и обветшалый, подлежал упразднению 7 . Из настоятелей этой древней обители известны строители: 1) Тихон игумен 1644–50 г. 2) Агапит 1663 г. 3) Тихон 2-й 1692 г. 4) Феофил 1692–93 г. 5) Виктор 1695–96 г. 6) Феофан 1696–97 г. 7) Сергий 1700 г. 8) Климент в январе 1704 г. и 9) Терентий 1706 г. 8 . III По Демянскому почтовому тракту, в расстоянии пяти верст от г. Валдая, находится скромное село Короцкое. Это селение расположено на высоте правого берега большого озера Короцка, протянувшегося здесь серебристой лентой. От имени этого озера получило название и село. По географическому распределению это село принадлежит к Валдайскому уезду Новгородской губ. Когда и кем первоначально заселено было село Короцкое, и имели ли его первые насельники в старину стратегическое значение для соседних селений, или даже для Новгорода, об этом мы не имеем точных сведений. Впрочем, исторические сведения об этой местности восходят к XVI столетию. Так, в Новгородских писцовых книгах за 1495 год значится, что погост Короцкий принадлежал к Дервской пятине, и в нем была церковь Покрова Божией Матери, неизвестно когда и кем устроенная. Самый погост Короцкий был над озером и принадлежал Васильевской волости Великого Князя 9 , а впоследствии, как видно по документам, находилось в поместье боярина Михаила Андреевича Колычева 10 . Во время нашествия шведов на Новгород в 1611-м г., когда окрестности его были опустошены и ограблены, и село Короцкое подверглось той же печальной участи, и местность эта была показана в Новгородских писцовых книгах под 1629 г. под именем бывшего села Короцка, но по времени возобновленного и имеющего доселе древнюю деревянную церковь во имя Святителя Николая Чудотворца Мирликийского. С 1724 г. это скромное селение стало более известным всему православному отечеству тем, что у сельского дьячка Никольской церкви Савелья Кириллова и жены его Домникии родился сын, который был назван во св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

5764. N 11384. Fol. 70v) лат. Г. начинает терять церковный характер. Мн. авторы составляли гимны для частного употребления. Наиболее известные гимнографы этого времени - цистерцианец Кристиан фон Лилиенфельд (ум. до 1332), картузианец Конрад фон Гаминг (ум. 1360), архиеп. Пражский Иоганн фон Йенштайн (ум. 1400), Фома Кемпийский ( 1471). Филипп де Мезьер из Пикардии ( 1405) написал гимны для установленных в этот период праздников Визитации и Введения во храм Пресв. Девы. Жан Жерсон ( 1429) первым создал гимн в честь св. Иосифа Обручника. Более 120 гимнов составил мистик Дионисий Картузианец ( 1471). Известно неск. гимнографов из Скандинавских стран (Рагвальд, Бринольф Альгатссон, еп. Скары, Петр Олафсон, Биргер Грегерссон, еп. Уппсалы, и др.). Новое время Интеллектуалов этой эпохи не устраивала «варварская» латынь богослужебных текстов, написанных в средние века. Папа Лев X (1513-1521), покровительствовавший гуманистам, первым решился на реформирование гимнографической части Бревиария. Исправлением текстов гимнов занимался Дзаккария Феррери (ок. 1523). Однако уже подготовленный к изданию рукописный проект сгорел в Риме в 1527 г. В 1-м издании Бревиария Франсиско Киньонеса (1535) гимны были полностью исключены из служб суточного круга (частично восстановлены во 2-м изд.). «Breviarium Romanum restitutum», утвержденный Тридентским Собором , включал 75 гимнов. При папе Урбане VIII (1623-1644) была создана комиссия по пересмотру текстов (super emendationem), к-рая занималась исправлением стихотворного размера и стиля гимнов и исключила нек-рые, казавшиеся грубыми по языку и сомнительными по содержанию. Новый Гимнарий был издан в 1629 г., а полный Бревиарий - в 1632 г. Дальнейшее развитие лат. Г. было связано преимущественно с составлением служб новоканонизированным святым, чем занимались гимнографы Конгрегации священных обрядов. В XX в. благодаря трудам палеографов и историков, а также деятельности сторонников литургического движения были изданы, а после реформ Ватиканского II Собора введены в церковное употребление древнейшие образцы лат.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Скачать epub pdf 141. Михаил III Фёдорович Романов, царь и великий князь всей Руси сын боярина Федора Никитича Романова-Юрьева (в иночестве Филарет), патриарха всероссийского, от брака с Ксенией Ивановной Шестовой (в иночестве Марфа). Родился в Москве 12 июля 1596 г.; по пострижении отца и матери его разлучен с ними и отправлен при тетке, княгине Черкасской, на Белоозеро в июне 1601 г.; оттуда перевезен в с. Клин, отписное юрьево-польское поместье отцово, в 1603 г.; здесь соединился с матерью в 1605 г. с ней же поехал в Ростов к отцу, тамошнему митрополиту, в 1606 г. по захвате отца в Тушино укрылся с матерью в Москву в 1609 г. тут был очевидцем «московской разрухи» и пленником поляков в 1611 г.; по очищении поляками разоренной Москвы переселился в Кострому, где мать его имела свой дом, в 1612 г.; избран на царство земским собором в Москве 25 февраля, благословлен матерью в костромском Ипатьевском монастыре 14 марта, вступил в Москву 2 мая, короновался в Успенском соборе 11 июля 1613 г.; стерпел набеги ногайских татар почти под Москву, но успел захватить на р. Яике (Урале) Марину, вдову так называемого Лжедмитрия I, с ее сыном и третьим мужем Иваном Заруцким, в 1614 г.; безуспешно осаждал Смоленск и не знал, что делать с налетами поляка Лисовского в 1615 г.; заключил в Столбове договор со шведами, которым уступил Карелию и Ингерманландию, 27 февраля 1616 г.; воевал внутри своих владений с поляками, взявшими Дорогобуж и Вязьму, в 1617 г.; заключил в Деулине перемирие на 14 1/2 лет с Польшей, которой уступлены от России Киев, Смоленск и Северское княжество под условием возвращения из польского плена митрополита Филарета, отца государева, 1 декабря 1618 г.; встретил в Москве отца 14 июня и поставил его патриархом 24 июня 1619 г.; издал «Устав ратных дел» в 1621 г.; установил впервые правильную подводную повинность в 1627 г.; устроил первый на Руси железный завод Ницинский (Туринского уезда Тобольской губернии) в 1628 г.; заключил торговый до говор с Францией в 1629 г.; возобновил войну с Польшей по случаю смерти Сигизмунда IV и имел успех в 1632 г.; образовал приказ Сбора ратных и даточных людей в 1633 г.; казнил боярина Шеина за неудачу под Смоленском в 1634 г.; указал клеймить преступников и не казнить беременных преступниц до истечения шести недель после родов, в 1637 г.; узнал, что сибирские служилые люди, казаки енисейские и иркутские, проникли в Забайкальскую область в 1642 г.; допустил в Москве открытые прения о вере с датчанами 28 мая 1644 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Содержание Предисловие I. Сношения Российской Церкви с Восточною в княжение Иоанна III и Василия IV II. Сношения с Востоком при царе Иоанне Васильевиче III. О признании царского достоинства Иоанна Васильевича Патриаршим собором в Царьграде IV. Сношения с Востоком при царе Феодоре Иоанновиче Учреждение Патриаршества в России. Пришествие Патриарха Иеремии Пришествие Митрополита Тырновского Дионисия Милостыня царская Востоку V. Сношения с Востоком при царе Борисе Годунове VI. Пришествие Патриарха Феофана Иерусалимского Сношения России с Востоком Часть II. Сношения Российской Церкви с Восточною в царствие Михаила Феодоровича Сношения с Патриархами, Вселенским Кириллом и Иерусалимским Феофаном 1627 1628 1629 1630 1632 1633 1634 1635 1636 1637 1638 1639 Смятения после Патриарха Кирилла. Сношения с его преемниками 1640 1641 1642 1643 1644 1645 Воцарение Алексея Михайловича     Предисловие Если извлечь из церковных и гражданских актов Государственного Архива в Москве все то, что относится до наших духовных и политических сношений с Востоком, со времени падения Царяграда, то здесь откроется обширное поле для любознательности православных. Сыны Церкви Российской, которая заимствовала духовное просвещение из лона Греческой, с утешением увидят, что они уже отчасти заплатили сыновний долг страждущей своей матери на Востоке. По неисповедимым путям Божиим, мы освободились от двухвекового ига неверных в ту самую эпоху, когда Греки подпали столь же тяжкому игу, и конечно не без тайного Промысла произошло такое событие, по видимому как бы случайное: в свое время суждено было Греческой Церкви утешать и подкреплять Российскую в годину ее бедствий, и в свою очередь священная сия обязанность перешла к отечественной нашей Церкви, дабы таким образом, по слову Апостольскому, нося взаимно тяготы одна другой, исполнить тем закон Христов ( Гал. 6:2 ), и засвидетельствовать пред лицом вселенной взаимную, неразрывную связь. Чтобы изложить, хотя в кратком очерке, все наши сношения с Востоком в течение четырех веков, надобно написать целые книги, потому что, начиная от Uoahha III (собирателя Руси, как его называли в летописях) и до новейших времен, представляется множество таковых актов; в особенности обильно ими царствование первых двух Государей дома Романовых, и наипаче благочестивого Царя Алексия Михайловича.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Короцко. Храмовый комплекс. Церкви Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1660 и 1825. Адрес: Новгородская область, Валдайский район, село Короцко. Координаты: 57.928923, 33.255336 Проезд:Из Валдая от М10 на юг (поворот у мотеля, указателя нет) Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Примерно в 30-х или начале 40-х годов XVII века (между 1629 и 1644 гг.) в Короцко возле деревянной церкви Покрова Пресвятой Богородицы, разоренной литовцами, возникла небольшая монашеская община численностью около 13 человек. Ими был поставлен новый деревянный храм Покрова. Первый настоятель Покровского монастыря игумен Тихон пишет в челобитной царю в начале 1645 г: «…наше богомолье, храм пречистые Богородицы Покрова стоял пуст с разоренья много лет и огнил, и развалился, а ныне храм поставлен новый…» Антиминс, выданный при освящении храма между 1635 и 1645 годом, по свидетельству Н. Богословского, (описание прихода села Короцко из Новгородского сборника за 1865 г) сохранился до XIX в. Вскоре (после 1650 г.) рядом был построен еще один деревянный храм, освященный во имя святителя Николая Мирликийского, и рядом с ним колокольня. Короцкие церкви были общими для монастыря и для прихода. Вначале Покровский мужской монастырь был одним из беднейших в Новгородской епархии, к нему были приписаны всего 2 двора. После основания патриархом Никоном Иверского мужского монастыря, в 1654 г. Покровский монастырь был приписан к Иверскому монастырю. В это время он был уже типичным средним монастырем, к которому в 1657 г. было приписано 17 дворов. Никаких подробных сведений о жизни Покровского монастыря не сохранилось. Возможно, в конце 1659 г. его посетил патриарх Никон по пути в Троицкую Галилейскую пустынь у оз. Велье. Последний настоятель монастыря Терентий упомянут в документах в 1706 г. После 1718 г. (более точная дата нам неизвестна) Покровский монастырь был упразднен. В селе остались приходская церковь Покрова с весьма почитаемой храмовой иконой, возможно, сохранившейся от старого Покровского храма, разоренного литовцами, и Никольский храм.

http://sobory.ru/article/?object=59117

В XVII в. с юж. стороны собора была построена каменная палатка, куда в 1678 г. по благословению Новгородского митр. Корнилия перенесли мощи пустынножителей священноиноков преподобных Исаии и Никанора Ручьёвских . Позже здесь были погребены игум. прп. Феодосий Сийский († 1687) и Патриарший казначей Паисий († 1695). В XIX в. над их погребениями в летнее время служили для паломников заказные панихиды для поминовения «их присных и знаемых». В 1638-1644 гг. в мон-ре была построена теплая шатровая Благовещенская ц. (в 1824 в ней был освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца) с теплой трапезной и келарской палатами. В 1642 г. в шатре трапезной церкви освятили придел во имя св. Михаила Малеина, небесного покровителя царя Михаила Феодоровича. В 1652 г. возведена шатровая колокольня с храмом во имя святителей Московских Петра, Алексия и Ионы (освящена в 1661). В 1661-1669 гг. построена надвратная каменная ц. ап. Андрея Первозванного, вместо прежней деревянной, с 3 престолами - во имя ап. Андрея Первозванного (освящена в 1687), прп. Сергия Радонежского, святых Флора и Лавра (перестроена в XVIII в.). На рубеже XVII-XVIII вв. возведен 2-этажный корпус братских келий. История А. С. м. тесно связана с рус. великокняжескими и царскими семьями. Вел. кн. Василий III просил прп. Антония молиться о «чадородии» вел. княгини. В 1575/76 г. царь Иоанн IV пожаловал в мон-рь покров на гроб прп. Антония. В 1579 г. по просьбе сийского игум. Питирима и инока Филофея царевич Иоанн Иоаннович составил житие и канон прп. Антонию. При игум. Ионе в А. С. м. в 1601-1605 гг. отбывал ссылку Ф. Н. Романов (впосл. Патриарх Московский и всея Руси Филарет , отец буд. царя Михаила Феодоровича), насильно постриженный в 1601 г. В 1628-1629 гг. Патриарх Филарет вложил в мон-рь Владимирскую икону Божией Матери в серебряном окладе, складень с миниатюрными изображениями Божией Матери «Неопалимая Купина» , шитый покров на раку прп. Антония. Ценные вклады в мон-рь делали многие светские лица, напр. в 1692 г. дворянин С. Т. Римарев пожертвовал для поминовения боярина И. М. Милославского воздух с покровцами из венецианского бархата и серебряный потир (АОКМ). В 1613 г., после воцарения династии Романовых , игум. Иона стал доверенным лицом по управлению Патриаршей десятиной в Поморье, а затем и десятиной Новгородского митрополита. Благодаря высокому авторитету игум. Ионы А. С. м. наряду с Соловецким мон-рем в XVII в. занял особое положение в Поморье, став крупнейшим церковно-адм., духовным и культурным центром Подвинья. К А. С. м. были приписаны Емецкий Покровский муж. мон-рь, Емецкий Ивановский жен. мон-рь, Кривецкий мон-рь, Лявленский жен. мон-рь, Чирцева пуст. на р. Мезени. В XVII в. А. С. м. владел деревнями, пашенными землями и покосами на р. Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье; в монастырских вотчинах развивались соляной, рыболовный, морской промыслы. Обитель имела подворья в Москве, Вологде, Архангельске, а с сер. XVII в.- небольшую типографию.

http://pravenc.ru/text/115850.html

XVII в. и разгоревшийся во 2-й пол. XVII в. в Москве, имел большое значение для истории Русской Церкви (об истории полемики и содержании спора см.: Миркович. 1886; Прозоровский. 1896). Определяющим фактором в истории рецепции православными в Малороссии (присоединенной в 1596 к католической Польше) католич. учения об освящении Даров установительными словами стало широкое распространение изданной Римской Церковью в 1570 г. по итогам работы Тридентского Собора новой редакции Миссала (Missale Romanum), содержавшей не только литургические тексты, но и подробные комментарии богословского и практического характера. Противодействие распространению униатства и католичества со стороны православных Малоросии выразилось в активизации издательской деятельности, исправлении богослужебных книг и школьной реформе. Но несмотря на это, лат. схоластическое учение о сущности, форме, материи и интенции в таинствах проникло в новоисправленные богослужебные книги южно-рус. печати: Стрятинский Служебник Гедеона (Балабана) 1604 г.; Виленский Служебник 1617 г.; Служебник митр. Петра (Могилы) 1629 г., переизданный с поправками и дополнениями в 1638 и 1639 гг.; и особенно Требник митр. Петра (Могилы) 1646 г., в к-рый свт. Петр поместил многочисленные комментарии, основанные на аналогичных комментариях послетридентских рим. Миссала и Ритуала (см.: Wenger A. Les influences du Rituel de Paul V sur le Trebnik de Pierre Moghila//Mélanges en l " honneur de Monseigneur M. Andrieu. Strasbourg, 1956. P. 477-499; Meyendorff P. The Liturgical Reforms of Peter Moghila: A New Look//SVTQ. 1985. Vol. 29. P. 101-114). То же католич. учение о таинствах оказало влияние и на богословские сочинения малороссов: «Катехизис» и «Экзегезис» С. Коссова 1635 г.; «Лифос» 1644 г. и «Малый катехизис» 1645 г. митр. Петра (Могилы); «Мир с Богом человеку» архим. Иннокентия (Гизеля) 1669 г. (сочинение было одобрено как православное патриархом Московским Иоасафом II); «Выклад о церкви святей и о церковных речах» мон. Феодосия (Сафоновича) (в 1667 на белорус.

http://pravenc.ru/text/351651.html

В случаях особой нужды кого-либо из членов причта Евдокиинской церкви, царь оказывал материальную помощь нуждающемуся. Годовой денежный и хлебный оклад причта Евдокиинской церкви по ружной книге 1681 г. был таков: 2 священникам – по 29 руб. 16 алт. годовое денежное жалование, за праздничные и поденные кормы – по 40 руб., и хлеба по 15 четей ржи и по 10 четей и пол-2-четверика овса, дьякону – 20 руб. 26 алт. пол-З-деньги, да кормовых – 40 р. и хлеба 2 человекам – по 12 четей ржи и по 9 четей овса; 4 дьячкам – по 11 р. 15 алт. по 2 деньги, да кормовых – по 11 р. и хлеба – по 8 четей без полу-2-чет- верика ржи и столько же овса; 3 пономарям – по 6 р. 17 алт. 3 д., кормовых по рублю, и хлеба – 7 четей без полуосьмины ржи и овса. Кроме того, давалось на причт сукон по 12 р. в год и по неокладному расходу для празднества 1 марта молебенных – 3 р., да за молебны у богомольцев, которые пел Евдокиинский причт, 7 р. 23 алт. 2 д., да славленых – 14 р. 30 алт. 1777 Что касается частных доходов, которые получал причт Евдокиинской церкви, то если даже принять во внимание то обстоятельство, что царские любимые богомольцы составляли прихожан сей церкви, тем не менее их не могло быть много. При царице Евдокии Лукьяновне причт очень немало получал вознаграждения за молебны, которые здесь служили они, хотя размер сего вознаграждения далеко не всегда был одинаков. Так, февраля 2, 1628 г. причту за молебен было дано 16 алт. 4 д., а 1 марта 2 р. 12 августа 1629 г. – гривна, и декабря 20 2 гривны, 1 марта 1630 г. 2 р., апреля 4 – гривны, 6 января 1631 г. 2 гривны, 1 марта 2 р., 18 ноября 1635 г. гривна, 11 сентября 1636 г. 3 алт., в 1639 г. на пасху – 2 р. и 12 апреля 1644 г. для ангела царицы 1 марта дано 2 р. За славленье известно лишь то вознаграждение, которое было дано причту в 1668 г. – а именно – 2 священникам и дьякону – 1 р. 6 алт. 4 д. 1778 и в 1675 г., когда 31 декабря было назначено выдать всему причту из приказа тайных дел «вместо того, что славить не ходили», 12 р. 1779 Надо полагать, что именно с этого года стала выдаваться последняя сумма за славленье, которая в 1681 г. уже возросла до 14 р. 1780

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Что касается доходов причтов придельных церквей при Благовещенском соборе, то они, конечно, были невелики. Указания на то, чтобы эти причты ходили славить к царю вместе с причтом соборным мы нигде не нашли. Да и к патриарху они ходили славить лишь, кажется, только к одному Филарету, когда в 1630 г. за славление у него дано было священнику придельнаго храма преп. Михаила Малеина 2 руб., а остальным – по 1 р. 1670 В последующее же время в подробной росписи патриарших расходов на славление разного чина людей, имен священников придельных церквей Благовещенского собора не встречается 1671 . Гораздо более сохранилось сведений о получении придельными причтами вознаграждения за приход с праздничною св. водою и за поминовение. Обыкновенно эти причты – в лице некоторых своих членов в дни храмовых праздников в своих церквах приходили в оружейную палату со св. водою, для окропления ее и получали за то 10 денег. Столько, напр., получили священники придельных церквей – собора Богородицы – Амос 26 декабря 1675 г. 1672 , великомученика Георгия – Иван 23 апреля 1678 г. 1673 , и в сем же году – декабря 27 – из придела собора Богородицы – Федор 1674 . При первых трех патриархах за время царствования Михаила Федоровича, причты придельных церквей ходили с праздничною св. водою и к патриарху, при чем получали неодинаковое вознаграждение. Так причт церкви св. Василия Кесарийского получил за это с 1643–1647 г. по 3 алтына по 2 деньги, причт великомученика Георгия – 3 ноября 1627 г. – 10 денег, 3 ноября 1630 г. – гривну, 24 апреля 1634 г. – по именному приказу патриарха 3 алт. 2 деньги, а с 1635–1647 г. – по гривне. Причт храма преп. Михаила Малеина получил 12 июля 1627 и 1628 г. – по 8 алт. по 2 деньги, а в 1630 г. – по именному патриаршему указу – прибавлено впервые – 5 алт., а всего причту за молебен была дадена полтина; с 1634–1642 г. давалось только по гривне и, наконец, в 1643 и 1644 г. – по 3 алт. по 3 деньги. Причт церкви Собора Архангела Гавриила получил – 13 июля 1629 и 1634 г. – 10 денег, с 1635–1640 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010