Итак, беги в свое место, я хотел почтить тебя, но вот Господь лишает тебя чести» ( Чис.24:11 ). Валааму не трудно было оправдаться при таком взгляде Валака на Виновника проклятий и благословений, исходящих из уст его. Чтобы утишить гнев Валака и удержать его в пределах благоразумия, бесстрашный маг, может быть не в первый раз обращавшийся с царями, мужественно, но с заметным сочувствием напомнил Валаку, что все это случилось почти вопреки его личному желанию, что он еще раньше ( Чис.22:18 ) указывал послам моавитским на свою полную зависимость от велений Иеговы в деле проклятий и благословений, в деле причинения людям добра или худа. Поэтому, он не нашел возможным не только получить выражение царской почести со стороны Валака, но даже если бы Валак сделал для него и более ценное – давал полный дом свой серебра и золота – он не может преступить повеления Господня, чтобы сделать что-либо доброе или худое по своему произволу ( Чис.24:13 ) 293 . Это напоминание, произнесенное с искренним сочувствием, смягчило гнев моавитского царя. Валаам воспользовался этой минутой и движимый еще горящим пламенем вдохновения, в виде предостерегающего совета, решился возвестить Валаку, что сделает народ Израильский народу Моавитскому «при конце дней» в отдаленном будущем 294 . И как ни удручен был царь Моава предшествующими нежелательными благословениями его врагов, однако увлекаемый любопытством и загадочностью, он решился выслушать небесную весть касательно будущих судеб его народа. И вот Валаам опять наполнился пламенем вдохновения, пришел в состояние экстаза и произнес притчу свою и сказал: Чис.24:15 Говорит Валаам синь Веоров, Говорить муж с открытым оком, Говорить слышащий слова Божии, Имеющий видение от Всевышнего 295 , Который видит видения Всемогущего, Падает, но открыты очи его. Чис.24:17 Вижу Его, но ныне еще нет, Зрю Ею, но не близко. Восходит звезда от Иакова И восстает жезл от Израиля, И разить князей Моава И сокрушает всех сынов Сифовых 296 . Чис.24:18 И будет Эдом под владением, Сеир будет под владением врагов своих, А Израиль явить силу свою 297 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Ин. 11:51 . «Сие же он (Каиафа) сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ.» Посему в пастыре необходимо различать священный иерархический дар и человеческую личность. Как печать, правильно вырезанная, из какого бы металла она ни была сделана, – непременно даст правильный оттиск, так правильно поставленный священник, каких бы он ни был нравственных качеств, совершит истинное спасительное священнодействие: Флп. 1:18 . «Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,» Флп. 1:19 . «ибо знаю, что это послужит мне во спасение, по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа.» в) О священническом блягословении Благословение рукою пастыря, преподаваемое мирянам, имеет свое основание в Свящ. Писании. Еще в Ветхом Завете патриархи благословляли рукою своих детей (см. Быт. 48–49 главы). Сам Бог заповедал через Моисея ветхозаветным священникам, чтобы они благословляли рукою народ: Чис. 6:22 . «И сказал Господь Моисею, говоря:» Чис. 6:23 . «скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им:» Чис. 6:24 . «да благословит тебя Господь и сохранит тебя.» Чис. 6:25 . «да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!» Чис. 6:26 . «Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» Чис. 6:27 . «Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я (Господь) благословлю их.» Лев. 9:22 . «И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех , всесожжение и жертву мирную.» Лев. 9:23 . «И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ. И явилась слава Господня всему народу.» Сир. 36:18 . «Услышь, Господи, молитву рабов Твоих. по благословению Аарона, о народе Твоем.» В Новом Завете Сам Христос, высший Первосвященник, при вознесении на небо, благословил учеников Своих: Лк. 24:50 . «И вывел их вон из города до Вифании и подняв руки Свои, благословил их.» Мк. 10:16 . «И обняв их (детей), возложил руки на них и благословил их.»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

(Чис. 24:10–15).   В четвертый раз он говорит уже без просьбы царя, т. е. говорит то, что Господь влагает ему непосредственно, желая возвестить будущее моавского народа и всего мира. «Говорит Валаам, сын Веоров, говорит муж с открытым оком, говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит ведения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко». (Это место и есть мессианское пророчество. Именно эти слова «вижу Его, но ныне еще нет, зрю Его, но не близко» (Чис. 24:17). «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:15–17). Здесь имеются в виду не только люди Моава, но все, кто стоит вне Царства Божия, вне Христа. Здесь пророчество о явлении Мессии , о моавитянах, о хананеянах. Символы жезла и скипетра употребляются как символы по отношению к Мессии.   После этого Валаам вернулся к себе, а Валак пошел своей дорогой. 25 глава говорит о впадении израильтян в идолопоклонство. В данном случае мы видим, что Израиль «прилепился к Ваал-Фегору» (Чис. 25:3) и начинает приносить различные жертвы и совершать обряды, которые полагались этим идолам. Жертвы были связаны прежде всего с блудодеянием, а поклонением богам — с вкушением идоложертвенного.     «И воспламенился гнев Господень на Израиля. И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня» (Чис. 25:3–4).     «И вот, некто из сынов Израиля пришел и привел к братьям своим Мадианитянку, в глазах Моисея и в глазах всего общества сынов Израилевых, когда они плакали у входа скинии собрания» . (Чис. 25:6). т. е. когда скорбели. А это был человек, которому все было без разницы: когда весь народ скорбит, он приводит к себе женщину-мадианитянку. И один из израильтян, Финеес, сын Елеазара, сына Аарона, увидел это, взял в руку свою копье, вошел вслед за израильтянином в спальню и поразил их обоих, «Израильтянина и женщину в чрево ее: и прекратилось поражение сынов Израилевых. Умерших же от поражения было двадцать четыре тысячи»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Новомесячия, или новолуния, праздновались в первый день каждого месяца приношением жертв 260 ( Чис. 28:11–14 ). Торжественнее всех новолуний праздновалось седьмое новолуние, или первый день седьмого месяца 261 , праздник труб, который назывался так потому, что в этот день, в воспоминание трубного звука на горе Синай, священники трубили в серебряные трубы. Этот день был первым днем нового гражданского года ( Лев. 23–25 ; Чис. 29:1–6 ). Пасха Господня (прохождение Господа мимо, избавление), в память спасения от смерти первенцев еврейских в Египте и в память освобождения евреев от рабства египетского, праздновалась вечером 14-го дня первого церковного месяца, авива 262 . В этот праздник евреи должны были вкушать пасхального агнца с опресноками и горькими травами. Агнец пасхальный прообразовал Иисуса Христа распятого, кровью Которого мы спасаемся 263 ( Исх. 12:24–27, 43–49 ; Лев. 23:5 ; Чис. 28:16 ; Втор. 16:1–8 ). Праздник опресноков, в память исхода евреев из Египта, начинался на другой день после Пасхи, 15 дня первого месяца, и продолжался семь дней. В первый и седьмой день было народное собрание: в первый день – в воспоминание исхода евреев из Египта, в седьмой день – в воспоминание потопления фараона с воинством. В этот праздник евреи должны были употреблять хлеб только пресный и не вкушать ничего квасного, и приносить жертву Богу. Во второй день праздника опресноков должно было приносить Богу 264 сноп ячменя как начаток жатвы. Прежде этого приношения нельзя было употреблять нового хлеба 265 ( Исх. 13:6–11; 23:15, 34:18 ; Лев. 23:6–14 ; Чис. 28:17–25 ; Втор. 16:8 ). Пятидесятница 266 , в память Синайского законодательства, праздновалась через 7 седмиц, т.е. в 50-й день, считая со второго дня опресноков, в который приносили сноп. В этот праздник должно было, кроме жертвы, приносить Богу 267 два кислых хлеба, в благодарность Богу за новые хлебные плоды ( Исх. 23:16; 34:22–23 ; Лев. 23:15–21 ; Чис. 28:26–31 ; Втор. 16:9–12 ). День очищения был 10-й день 7-го месяца. Это был день поста и покаяния. В этот день первосвященник приносил в жертву за свои грехи тельца, и с кровью его входил во Святое Святых, и кропил ею на очистилище и перед очистилищем. Потом ставил пред скиниею двух козлов; по жребию одного из них закалывал в жертву за грехи народа, с кровью его также входил во Святое Святых и кропил ею на очистилище и пред очистилищем 268 . Козел этот был сжигаем вне стана. Над другим козлом первосвященник, возложив на голову его руки свои, исповедовал пред Богом грехи народа и повелевал изгнать его в пустыню 269 ( Лев. 16, 23:27–32 ; Чис. 29:7–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Если наша жизнь свята, если согласна она повелениям Бога, навлечет Он на них смерть; если же наша жизнь проходит в праздности и в стремлении к наслаждениям, Он сделает их против нас сильными и гигантскими. Таким образом, насколько мы усиливаемся, настолько они умаляются и ослабевают, и, напротив, если мы становимся немощными и ищем только земного, они укрепляются. И чем больше мы распространяемся по земле, тем больше места мы оставляем для них на небе. Вот почему мы должны поступать так, чтобы они умалялись, а мы усиливались, чтобы они изгонялись, мы же вступали, мы – восходили, они – падали; как ниспал тот, о котором Господь говорит в Евангелии: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк.10:18 ). И пусть будет он оттуда низвергнут, чтобы Господь Иисус ввел нас туда и позволил нам владеть Царством Его небесным. «Ему слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.5:11 ). Гомилия VIII. О том, что возвестили соглядатаи, и о гневе Господнем и о молебне Моисея и Аарона. 1.1. От сынов Израилевых было послано двенадцать соглядатаев «высмотреть землю» ( Чис.13:3 и далее), которая была обещана им. И «возвратились они через сорок дней» и возвестили разное. Ибо десять из них повергают народ в отчаяние, и до того даже, что они ропщут на Моисея, хотят избрать другого начальника и вернуться в Египет (ср. Чис.14:1–4 ). Двое других, однако, сообщают хорошие известия (ср. Чис.14:6 и далее) и убеждают народ пребывать в вере: «Если Господь милостив к нам, то введет нас в землю сию» ( Чис.14:8 ). Однако народ в полном отчаянии и спешит побить добрых вестников камнями, «но слава Господня явилась в облаке» (ср. Чис.14:10 ). «И сказал Господь Моисею: поражу его [народ] язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его» ( Чис.14:11 ). 1.2. Такая угроза исходит от Господа не для того, чтобы показать, что Божественная природа подвержена страданию и пороку гнева, но чтобы явить Моисею Божию любовь к народу и Его благость, превосходящую всякое разумение. Ибо написано, что Бог гневается и грозит народу погибелью, дабы понял человек, какое положение он занимает у Бога и какую надежду Он дает ему на то, что даже если что-то и вызовет у Бога гнев, то человек молитвой может утишить его и прошением добиться того, что Бог изменит Свое решение.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

  Глава 24 Возсияет звезда от Иакова . Это — Зоровавель, спаситель Иудеев и образ Иисуса, Спасителя всех народов. И востанет князь от Израиля , это — Зоровавель. И погубит исполины Моавитския по возвращении из плена, и пленит вся сыны Сифовы , то есть царства, сопредельные Иудее. Начало языков Амалик , потому что он первый вступил в брань с Израилем. И конец его погибнет в век (Чис. 24:17, 20). Это — Антиох, один из преемников Александра, утеснявший Евреев во времена Маккавейские.   Глава 25 Вниде вслед человека Израилтянина в ложницу, и прободе обоих , и возревновал ревностью Моею в них . И тем что возревнова по Бозе своем и умилостиви о сынех Израилевых. Имя же человеку… Замврий, сын Салмонь (Чис. 25:8, 11,13–14). Этот Замврий, сын Салмона, который в глазах братии своих дерзнул войти к Мадианитянке и которого начальники народа не убили за это, есть образ сатаны, который бесстыдно вводит в грех сынов человеческих. А то, что Замврия не убили начальники народа, служит образом, что и сатану не могли одолеть и Небесные Силы, и праотцы, и пророки; одолел же его Еммануил (Которого изображает Финеес), Который Крестом Своим низложил и сокрушил сатану и всю силу его. И преста вред от сынов Израилевых (Чис. 25:8). Так приведена в бездействие сила смерти, как только отнят грех. И имя жене Мадианитыне… Хазви, дщи Сура (Чис. 25:15), начальника племени из поколения Мадиамского. Когда умерщвлена была Хазви в куще её, тогда все Мадианитянки убоялись подобной смерти, сняли шатры свои и убежали. Для сынов Израилевых прекратилась возможность грешить, потому что сети бежали от добычи, чтобы не впадала она в сети. Сулица (копье), вонзенная в Замврия и Хазви, положила предел гневу, излитому правосудием на народ, навела страх и ужас на весь сонм и возбудила вопль в семействе убитых. А Моисей обратился к молитве, чтобы успокоиться от скорби, какую производил в нем вид мертвых тел.   Глава 27 И сия имена дщерей Салпаада: Маала и Нуа, и Егла и Мелха и Ферса (Чис. 27:1). Дочери Салпаада говорили, что отец их не был в числе тех пяти, которые восстали на Господа и преогорчили Его своими курениями, но в пустыне греха ради своего умре (Чис. 27:3), как и все шестьсот тысяч Евреев, и не был пожжен огнем, и не сошел во ад живой. Поэтому дано повеление, чтобы каждый имел наследие в своем колене, и наследие одного колена не смешивалось с наследием других колен и не переходило в другое колено. В ином смысле дочери Салпаадовы, получающие наследия вместе с другими собратиями, изображают святых жен, которые вместе с мужами приемлют наследие во Царствии Божием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Помню, когда Вы вернулись в монастырь после путешествия по Горе, я много раз говорил Вам, что наша жизнь – Крест. В первом письме своем я писал Вам об этом же и теперь говорю, что ничего, кроме Креста, мы не проповедуем, и если зовем кого-либо идти с нами, то только на Крест, полагая в этом для себя величайшую несравненную славу. Когда Господь посещает душу, то Крест становится легким, а иногда и неизреченно сладким; когда же благоволит оставить ее на труды и болезни, тогда должны мы быть блаженны упованием на еще большую славу. Это обстоятельство, при всей любви к людям, часто заставляет умолчать, о пути Божием не говорить, потому что то, что вожделенно любящим распятого Христа, тяжко бывает для других, и они, отяготившись, начинают клясть говорившего им. Я всегда боюсь, что они, познав отчасти Божию благодать, а потом увидев, что стяжание ее стоит великих трудов, начнут «уничижать землю желанную» (ср. Пс.105:24 ; Чис.13–14 ) или «не уразумеют чудес Его и забудут милости Его» (ср. Пс.105:7 ) настолько, что и самое видение первых плодов, принесенных из земли обетованной, не возможет возбудить в них мужества пойти на завоевание сей земли. Думаю, что если, подобно Иисусу Навину и Халеву, буду убеждать, что «хороша земля сия», что «милостив Господь» и «введет нас в землю сию и даст нам ее» (см. Чис.14:7–8 ) в вечное и неотъемлемое владение, по неложному обещанию Господа ( Ин.16:22 ), что не должно малодушно «бояться народа земли той» (см. Чис.14:9 ), то есть скорбей, которые только кажутся непреодолимыми гигантами, на деле же немощны и рассеются, как дым, то, кто знает, будут потом меня ненавидеть, захотят «побить камнями» (ср. Исх.17:4 ; Чис.14:10 ). Боюсь я и того иногда, что если, достигнув уже окраин земли обетованной, они смалодушествуют и начнут искать себе вождя вести их обратно в Египет, то весь труд мой плодом своим будет иметь лишь еще большую скорбь и страдание тех, кого так возлюбила душа моя. Трудное душевное состояние бывает в эти минуты, и не знаешь, что делать: говорить или не говорить? Не человеческое это дело; и ничего не остается делать, как только от скорби и от сознания своего бессилия и вместе и ответственности пасть, подобно Моисею и Аарону, на лице свое (ср. Чис.14:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   Помню, когда Вы вернулись в монастырь после путешествия по Горе, я много раз говорил Вам, что наша жизнь — Крест. В первом письме своем я писал Вам об этом же и теперь говорю, что ничего, кроме Креста, мы не проповедуем, и если зовем кого-либо идти с нами, то только на Крест, полагая в этом для себя величайшую несравненную славу. Когда Господь посещает душу, то Крест становится легким, а иногда и неизреченно сладким; когда же благоволит оставить ее на труды и болезни, тогда должны мы быть блаженны упованием на еще большую славу.    Это обстоятельство, при всей любви к людям, часто заставляет умолчать, о пути Божием не говорить, потому что то, что вожделенно любящим распятого Христа, тяжко бывает для других, и они, отяготившись, начинают клясть говорившего им. Я всегда боюсь, что они, познав отчасти Божию благодать, а потом увидев, что стяжание ее стоит великих трудов, начнут «уничижать землю желанную» (ср. Пс.105:24; Чис.13—14) или «не уразумеют чудес Его и забудут милости Его» (ср. Пс.105:7) настолько, что и самое видение первых плодов, принесенных из земли обетованной, не возможет возбудить в них мужества пойти на завоевание сей земли.    Думаю, что если, подобно Иисусу Навину и Халеву, буду убеждать, что «хороша земля сия», что «милостив Господь» и «введет нас в землю сию и даст нам ее» (см. Чис.14:7—8) в вечное и неотъемлемое владение, по неложному обещанию Господа (Ин.16:22), что не должно малодушно «бояться народа земли той» (см. Чис.14:9), то есть скорбей, которые только кажутся непреодолимыми гигантами, на деле же немощны и рассеются, как дым, то, кто знает, будут потом меня ненавидеть, захотят «побить камнями» (ср. Исх.17:4; Чис.14:10).    Боюсь я и того иногда, что если, достигнув уже окраин земли обетованной, они смалодушествуют и начнут искать себе вождя вести их обратно в Египет, то весь труд мой плодом своим будет иметь лишь еще большую скорбь и страдание тех, кого так возлюбила душа моя. Трудное душевное состояние бывает в эти минуты, и не знаешь, что делать: говорить или не говорить? Не человеческое это дело; и ничего не остается делать, как только от скорби и от сознания своего бессилия и вместе и ответственности пасть, подобно Моисею и Аарону, на лице свое (ср. Чис.14:5).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3949...

Но вследствие узости пространства ей пришлось настолько приблизиться к стене, что она прижала к ней ногу Валаамову ( Чис.22:25 ). Эго, видимо, беспричинное уклонение с тропинки к стене с прижатием ноги привело Валаама в крайнюю ярость, и он осыпал бедное животное ударами ( Чис.22:25 ). В эту минуту Ангел Божий стал невидим, и несчастное животное нашло возможным исполнить волю хозяина и своротить на средину тропинки. Это второе уклонение ослицы несомненно озадачило Валаама. Как прозорливец и гадатель, он не мог не задуматься над таким поведением ослицы. Но эта мысль мгновенно была вытеснена подавляющими его думами об успехе его путешествия. Поэтому Ангел Господень опять перешел и стал в тесном месте, где некуда своротить ни направо, ни налево ( Чис.22:26 ). И когда направляемая своим раздраженным седоком ослица подошла к этому месту и увидела там опять прямо пред собою грозное видение, для нее ничего не оставалось иного, как попятиться назад вопреки воле разгневанного хозяина или просто лечь, чтобы показать, что дальнейшее движете для нее невозможно. «Ослица, увидев Ангела Господня, легла под Валаамом» ( Чис.22:27 ). Это было последней воспламеняющей искрой для обуреваемого страстными чувствами сердца Валаамова. Опасение не поспеть к сроку, мысль отстать от каравана, затеряться в незнакомой местности, попасть как-нибудь в руки «ненавистным выходцам из Египта» или другим кочующим племенам, все это в виду поведения ослицы вполне было достаточно, чтобы привести пламенную натуру Валаама в крайнее раздражение. «И воспылал гнев Валаама и стал он бить ослицу палкою» ( Чис.22:27 ). Но среди движений яростной досады в голове Валаама опять пронесся при необычно ярком внутреннем озарении ряд особых мыслей. Мгновенно ему показалось, что это необычное поведение ослицы указывает на нечто особенное, что все это суть знамения гнева Божия на его намерение проклясть благословенный Богом народ и предзнаменование предстоящей неудачи. Эти и подобные мысли, в виду весьма употребительного в те времена в Халдее обычая усматривать содержание будущего из поведения животных, могли получить в этот момент особенную значимость и яркость и как бы сделали в душе Валаама мгновенный просвет в область невидимого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Валак также спустился с своею свитою с вершины горы Фегора и пошел своею дорогою в свою столицу ( Чис.24:25 ). § 8. Истина и красота притч Валаамовых Изложенное таким образом истолкование притч Валаамовых было бы не полным, если бы мы не показали, насколько они, как и всякие другие божественные определения, осуществились в свое время в исторической действительности. В самом изложении буквального смысла притч не трудно было усмотреть, что они изображают внешнюю историю судеб народов не только в современном их состоянии, но, что самое важное, и в отдаленном будущем. По заявлению и самого Валаама ( Чис.23:12–26; 24:17 ), и св. писателя ( Чис.23:4–5,16; 24:2 ) они суть глаголы Бога, откровение Его мыслей устами месопотамского мага. Между тем «небо и земля прейдут, а слова Его не прейдут» (Мф.24:35). Как же сбылись и сбываются словеса Господа, реченные устами этого единственного в своем роде языческого пророка? По вдохновенному свидетельству Валааама потомство патриарха Иакова «живет отдельно и между народами не числится. Это на народ праведный ( Чис.23:9–10 ); не будете гадания в Иакове и нет прорицателя в Израиле. В свое время устами пророков возвещается Иакову и Израилю, что совершит Бог» ( Чис.23:23 ). Так действительно и было. Нравственное одиночество Израиля, его особое воспитательное положение в мире, его единственное в своем роде религиозное миросозерцание и особая общественная жизнь засвидетельствованы историей. «Все народы, по выражению Библии, пили из опьянявшей их чаши Бела и Ваала» (Иер.51:7) т. е. бога природы. Ни один из них не возвысился до понятия о Боге, как о существе бесконечном, отдельном от мира. Только еврейская религия среди всех других древних религий проповедовала об Иегове, безмерно возвышенном над всем конечным миром; только Еврей, обитатель ничтожной Палестины, веровал в истинного Бога, незнаемого другими народами... По своему нравственному строю и быту, особенно же по той задаче, какую он осуществил в истории, он совершенно расходился с другими народами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010