В приложении к слушателям Господа, роптавшим теперь на Него, слова Его означают то же, что сказал Он в беседе по исцелении расслабленного: вы не имеете слова Его, пребывающего в вас ( Ин. 5:38 ) и далее: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете (ст. 45) и пр. Грех их существенный в том, что они совершенно поработились чувственному направлению верований и упований и заглушили в себе духовные потребности, развитием коих Бог привлекает человека ко Христу, открывая его смысл в разумении Писаний и тем делая его богонаученным. Не то, чтобы кто видел Отца и пр.: ограничение или пояснение мысли предшествующего стиха. Чувственное настроение народного духа могло толковать слово пророческое о богонаученных в Царстве Мессии так, что с этим богонаучением связано и лицезрение Бога. Господь такое непосредственное лицезрение Бога присвояет только одному Себе, как Ин. 1:18, 3:13, 8:42 (ср. прим. к сим стихам). Все видения Бога пророками были не непосредственными видениями Самого Бога, а лишь в образах и символах; непосредственное ведение самого существа Божия принадлежит только единосущному с Богом воплотившемуся Сыну Божию. – Кто есть от Бога: от существа Божия рождён и от Бога послан в мир, т. е. Сын Божий, Христос (ср. Ин. 1:14, 8:42, 7:1 и прим.). По силе этого единения с Богом Господь и может богонаученных вводить более и более в истину и любовь Божию. 47. Ин. 6:47 . Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Ин. 6:35, 40 . 48. Ин. 6:48 . Я есмь хлеб жизни. 49. Ин. 6:49 . Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Ин. 6:31 ; Чис. 11:4 д.; Кор 10:5. 50. Ин. 6:50 . хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрёт. Ин. 6:33 . 51. Ин. 6:51 . Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ин. 3:13, 12:24 ; Кол. 1:22 ; Евр. 10:5, 10 . Истинно, истинно говорю и пр.: указав на внутреннюю причину ропота Своих слушателей (41) – на неспособность их возвыситься при чувственном направлении духа до истинного понятия о лице Христа и Его деле, Господь снова возвращается мыслью к предмету их ропота и решительно повторяет им, что Он есть хлеб жизни, сошедший с неба, разъясняя это понятие ещё одною решительною чертою частною, и именно – что этот хлеб есть Плоть Его, которую Он принесёт в жертву за мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Выше было сказано, что слова об общем священстве взяты апостолами из Ветхого Завета, Ветхий же Завет, «есть тень будущих благ, только прообраз Нового» ( Евр. 10:1 ). И мы видим, что, хотя Господь и говорил через Моисея евреям, что они будут царством священников, но все-же учредил на все ветхозаветные времена отдельное священство. «И приведи Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их и наполни руки их, и посвяти их и они будут священниками Мне» (28,1 и 41). И это священство должно быть на все ветхозаветные времена. «И возложи ему на голову кидарь и укрепи диадему святыни на кидаре. И возьми елей помазания и возлей ему на голову и помажь его. И приведи также сынов его и облеки их в хитоны. И обвяшь их поясом Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, – и будет им принадлежать священство по уставу на веки " (Исход. 29:6–9). Аарон через особое помазание был поставлен первосвященником, а сыны его и преемники – священниками. В помощь же священникам даны были левиты ( Числ. 3:6 ). Таким образом исполнение религиозных обязанностей принадлежало Богоучрежденной иерархии. Как в Новозаветной Церкви, так и в Ветхозаветной были бунтовщики, своего рода сектанты, которые, искажая тексты Св. Писания, также говорили, что не нужно священников, не нужно иерархии, ибо все священники, все святые. Корей, Дафан и Авирон, эти ветхозаветные сектанты заявили однажды Моисею, что они избраны народом для священнослужения и что каждый может быть священником и святым. И что же? Похвалил ли их Господь за такое ложное понимание слов Его? Ведь Корей, Дафан и Авирон такое заявление сделали на основании текста Священного Писания об общем Царстве священников ( Исх. 19:5–6 ). Нет, не только не похвалил, но еще жестоко наказал этих ветхозаветных сектантов! В этой же главе книги Чисел говорится, что Корей, Дафан и Авирон за противление Богоучрежденной иерархии (священству), к этому учреждению, были наказаны: земля под ними расступилась и поглотила не только их самих, но и их семьи и имущество ( Чис. 16:32–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Евреи были почти единственным народом, свободным от этих диких обычаев и нравов, доныне еще не совсем исчезнувших на востоке. Правда, во времена царей вместе с роскошью проникли и эти придворные языческие обычаи; но крепко не держались они и в позднейшее время. Кажется, что некоторые из тогдашних евнухов гордились своим мнимым бесстрастием, руководясь языческими взглядами на это искажение человеческой природы; но тем сильнее восставали против него пророки, ревнители чистоты нравов в избранном народе. Да не говорит евнух: вот я сухое дерево, – восклицает пророк Исаия против этих мнимых подвижников непорочности (41:3). Личность человека, его душа есть святыня. Поэтому святыня – и его жизнь: а насильственное прекращение ее, убийство – величайшее преступление, которым оскверняется самая земля народа Божия, и только кровь отмщения за убийство очищает ее от пролитой на ней крови ( Чис.35:33 ). Кто убьет другого, тот должен умереть: никакой выкуп не должен заменять это наказание (ст. 31). Даже домашние животные побивались камнями в том случае, когда были причиной смерти человека; да и владелец их наказывался смертью или выкупом, если не принял предварительно мер к тому, чтоб его скот не мог вредить жизни других ( Исх.21:28–31 ); даже мясо побитого камнями вола, причинившего смерть, не могло быть употребляемо в пищу (ст. 28). В том случае, когда не было известно, кто совершит убийство, старейшины города, ближайшего к месту убийства, должны были взять телицу, еще не носившую ярма, заклать ее в необработанной еще долине и омыть руки свои над головой этой жертвы в очищение себя и в доказательство своей неповинности в убийстве. Руки наши,– предписывалось им говорить в молитве при принесении этой жертвы, – не пролили крови сей, и глаза наши не видели; очисти народ Твой, Израиля, который ты, Господи, освободил (из земли Египетской), и не вмени народу Твоему, Израилю, невинной крови ( Втор. 21:1–8 ). И до Моисея у евреев, как и у соседних с ними, и почти у всех других народов, убийство наказывалось также убийством по закону кровной мести.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Затем, Валаам обвиняется в ворожбе и даже в фокусничестве, потому что ходил «на встречу вещему змею», т. е. занимался гаданием о судьбе отдельных лиц и целых народов по особенно знаменательными явлениям окружающей природы ( Быт.30:27; 44:5, 15 ; 3Цар.20:33 ). Однако, слово собственно только в том случае может набрасывать тень на Валаама, когда под разумеется дух злобы, действующий в сынах противления ( Еф. 6:12; 5:6 ). Если же под словом разуметь вообще согласно с LXX ο οωνο, т. е. аугурии или особенный по мнению древних знаменательные проявления сокровенной в умопостигаемых сущностях Божественной жизни (в роде грома, молнии, полета больших птиц, незримых голосов, сильных бурь и других исключительных явлений), то и сами Евреи в лице некоторых своих знаменитых мужей искали мановений Божества в подобных же явлениях. Так, когда Саул из молчания Божества на свое вопрошение ( 1Цар.14:37 ) заключили, что некто из народа возбуждает гнев Иеговы, то смиренно просили Бога открыть Свою волю в знамении ( 1Цар.14:41 ); а затем, когда уличенными в проступке оказались сам Саул с сыном Ионафаном, то царь предложили узнать волю Божества посредством жребия ( 1Цар.14:42 ), который и пали на Ионафана (ср. 2Цар.5:23–24 ; Быт.44:5 ; 1Цар.10:19 ; Нав.7:7 ). Подобно сему и Валаам, как видно из Чис.23:4–5,16 , посредством искал в окружающей природе откровений не «змея древнего», а Единого Истинного Бога, Который и открывался ему в понятном знамении и влагал слово Свое в уста его, в силу того общего закона, по которому Он посылает в свое время знамения, предуказующие грядущее (Мф.24:29). И если, наконец, воспрещается в Втор.18:10–14 на ряду с другими способами прорицания и гадания, то главной причиной его служит то, что все эти способы предполагали пантеистическое или политеистическое воззрение на мир, лишены были всякого нравственного мотива и вместо укрепления духовных отношений к Единому Праведному Отцу только утверждали веру в бытие ложных богов и чисто физическое отношение Божества к миру, что совсем не приложимо к Валааму с его отечественным монотеизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

На тех же условиях отдана была северная часть Галаада (Васан) полуколену Манассиину, племени Махара, которое само отбило те земли у Аморреев (гл. XXXII). Теперь, когда Евреи уже приступили к фактическому разделу и обладание части обетованной земли, Моисей воспоминает пройденный путь от Египта до Иордана и перечисляет «станы сынов Израилевых». Всех станов было 42 (по евр. подлиннику 41): четырнадцать – от Сокхофа до Кадес-Варни в Рифме, пройденных в первые полтора года; семьнадцать – от Кадес-Варни до Ецион-Гавера, пройденных в 37 лет наказательного странствования, и одиннадцать (или десять) от Кадеса до Иордана, пройденных в последний год странствования. Станы перечислены конечно только чем-либо замечательные или где Евреи стояли продолжительно, по целым месяцам и годам (гл.33:1–49). Между тем Господь повелел, чтобы Евреи по переходе чрез Иордан истребили и прогнали всех жителей Ханаана и разделили землю на уделы соответственно количеству мужей в колене и племени и по жребию (ст. 50–56); указал Господь и границы этой земли и поименно тех десять мужей, представителей от девяти с половиною колен, которые должны принять участие в разделе земли (гл. XXXIV). Для жительства Левитам повелел Господь выделить 48 городов из всех уделов прочих колен, и из числа этих левитских городов назначить 6 городов убежища для невольных убийц: три города за Иорданом на востоке и три города в Ханаане (гл. XXXV). В это время по случаю предполагаем выхода замуж дочерей Салпаада, получивших наследственный удел в племени Махара, дан был закон, чтобы дочери Салпаада и вообще наследницы-девицы выходили замуж только за мужей своего колена и племени, а не выходили за мужей других колен, «чтобы не переходил удел из колена в другое колено» (гл. XXXVI). Избранный места из книги Числ для особо обстоятельного изучения и изъяснения § 91. Гл. VI:1–27: об обете назорейства и о словах священнического благословения народа именем Божиим. Изложение содержания. – а) Между прочими законами, какие Моисей получил от Бога в новопостроенной и новоосвященной скинии во второй год по исходе из Египта ( Чис.1:1 ), был и закон о назорействе (6:1).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Нав.15:33 .  На низменных местах: Ештаол, Цора и Ашна, Нав.15:34 .  Заноах, Ен-Ганним, Таппуах и Гаенам, Нав.15:35 .  Иармуф, Одоллам, [Немра,] Сохо и Азека, Нав.15:36 .  Шаараим, Адифаим, Гедера или Гедерофаим: четырнадцать городов с их селами. Под «низменными местами» разумеется определенная местность в уделе Иудина колена, лежащая между горной возвышенностью и морским берегом. В еврейском тексте она носит название Шефела («низменность»), принимаемая и греческими переводчиками за собственное имя в других местах, например, Иер.32:44 , по-гречески Σεφηλα, в славянской Библии «во градех польных»; в русском переводе в значении собственного имени это название передано в 1Мак.12:38 : «в Сефиле». Обширная равнина Шефела, продолжавшая носить это название во времена Евсевия, простирается от Газы к северу до Лидды и отличается и в настоящее время замечательным плодородием. Перечисление находившихся в ней городов библейский писатель начинает с северной ее части. Из названных им городов известны по своему географическому положению «Ештаол... и Цора», которые называются обыкновенно вместе ( Нав.19:41 , Суд.13:25 и др.) и находились недалеко один от другого на запад от Иерусалима. Местом Цоры признается нынешняя деревня Цара; местом Ештаола – деревня Ашуа, верстах в 4-х к северо-востоку от Цары. Между Царой и Ашуа указывается Кабр Шамшун – «гробница Самсона», согласно со сказанным в Суд.16:31 , что Самсона похоронили братья его между Царою и Естаолом. Заноах, в настоящее время Зануа, в небольшом расстоянии на юго-восток от Цары. Иармуф см. Нав.10:3 ; Одоллам см. Нав.12:15 . Название Немра привнесено из славянской Библии, следующей спискам перевода Семидесяти, из которых в древнем Ватиканском и других списках читается после Одоллама Μεμβρα, в Александрийском и других Νεμρα. Положение Немры неизвестно; сходные с нею по имени Нимра ( Чис.32:3 ) и Нимрим ( Ис.15:6 ) находились: первый в уделе Гадова колена, второй – в Моавитской земле. Сохо, как назывались два города этого имени при спуске с Иудейских гор в равнину, находился, согласно с указанием Евсевия, на месте нынешних развалин Еш-Шувейка в 3 1/2 часах пути на юго-запад от Иерусалима.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но показать, что боги не действуют так, как представляется людям, вполне возможно. Библейским авторам «фетишистский» аспект языческой веры казался наиболее нелепым и уязвимым. Если боги не присутствовали в своих изображениях, это ставило под вопрос и многие другие аспекты обыденного мировоззрения. 4:32–34. Уникальный опыт Израиля в общении с божеством. В тексте выделены две важнейшие особенности завета: избрание (ст. 34, 37) и откровение (ст. 33, 35). Этими деяниями Яхве отделил Себя от других богов древнего Ближнего Востока. Язычники верили, что боги могут избрать какого-нибудь человека или какой-то род, чтобы осыпать их своими благословениями. Обычно таким человеком оказывался царь, который объявлял определенного бога своим покровителем. Но в отсутствие откровения подобное «избрание» было всего лишь необоснованным предположением или пропагандой. Боги древнего Ближнего Востока не открывали людям свои далеко идущие замыслы, да никто и не предполагал, что таковые у них имеются. Боги не являли свою природу и не говорили, что их радует и что вызывает недовольство. Обо всем этом их почитатели могли только догадываться. А Яхве предпочел явить Себя через закон («Будьте святы, ибо Я свят») и через деяния (завет с патриархами, казни, исход, введение израильтян в обетованную землю и т. д.). 4:41–43 Города-убежища 4:42,43. Города-убежища. Подробнее о городах-убежищах см. в коммент. к Чис. 35 . Бецер находится в окрестностях Медевы. Этот город упоминается в надписи Меши (IX в. до н. э.), но его археологическая идентификация вызывает сомнения. Основными претендентами являются Умм эл-Амад (el-Amad, примерно в 7 милях к северо-востоку от Медевы) и Телль-Джалул (Jalul, в 3–4 милях к востоку от Медевы). Рамоф Галаадский обычно отождествляют с Телль-эр-Румейт (er-Rumeith) близ современной Рамты, к югу от Едреи по Царской дороге. Однако раскопки в этом месте не обнаружили ничего более древнего, чем остатки селения времен Соломона. Голан – современный Сам эл-Джулан (Sahm al-Joulan), на восточном берегу реки эл-Аллан, на окраине Голанских высот.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Откройте Библию : вы с первых страниц будете шокированы цифрами, обозначающими продолжительность жизни героев. Адам прожил 930 лет; Сиф 912 лет; Енох 905 лет; Каинан 910 лет; Малелеил 895 лет; и самый старый, Мафусаил, умер почти тысячелетним в возрасте 969 лет. Эти годы, которые служат здесь эсхатологическим задачам, всегда ставили в тупик толкователей. В отношении продолжительности жизни патриархов выдвигаются разные гипотезы – необходимо определить ее в разумных пределах. Одни предполагали, что годы – это попросту месяцы, тогда получается, что Адам умер около 77 лет от роду, а Мафусаил совсем не тысячелетний, а едва восьмидесятилетний старец. Эта замечательная гипотеза наталкивается, однако, на препятствие. Если делить на двенадцать данные этой генеалогии, то получается, что Адам стал отцом в 10 лет, Енох – в 7 с половиной, а Малелеил – в шесть. Были другие варианты пересчета. Изобретательность экзегетов может здесь сравниться лишь с мистикой самих текстов. Быть может, эти преувеличения относятся к определенным мифологическим представлениям, которые нам недоступны, как в вавилонской традиции, где герои умирают в еще более почтенном возрасте. Обратимся же к фактам, которые нам открываются, благодаря останкам из известных некрополей. Мы уже отметили, что существовала определенная мораль в отношении детей, связанная с кругом традиционных представлений. Родить ребенка – это еще далеко не все, необходимо его воспитать ( Ис.1:2 ). В семье этого времени смерть – частая спутница, ее соседство пугает, но не заставляет содрогаться – она почти каждый день приходит то в один дом, то в другой. Стоит отвлечься от возраста патриархов, и библейские данные подтверждаются данными археологии. Моисей, говорит текст, прожил 120 лет, Аарон – 123 года, Навин – 110 лет ( Втор.34:7 ; Чис.33:39 ; Нав.24:29 ). Цифры, конечно, еще отдают дань символике, но в дальнейшем мы уже сталкиваемся с нормой, эквивалентной нашей: Илия прожил 98 лет; Халев – 85 лет. Двенадцать царей, которые следовали друг за другом на протяжении более 500 лет, умирают в среднем в возрасте 47 лет. Самому старому было 77, самому молодому 23 (Речь идет о Ровоаме (58), Иосафате (60), Иораме (40), Охозии (23), Амасии (54), Озии (68), Иофаме (41), Ахазе (36), Иезекии (54), Манассии (78), Амоне (24), Иосии (39); 3Цар.14:21 – 4Цар.22:1 . Септуагинта дает существенно другие цифры и ограничивается средним возрастом для царей не более 52 лет).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Правда, по одному ветхозаветному месту, можно бы получить впечатление, что Палестина должна была быть страной богатой металлами. Именно, во Втор.8:9 говорится: ты идешь в землю, в которой камни – железо и из гор которой ты можешь высекать медь. Но показание это основано на сильном преувеличении. Меди в Палестине не было, а только в местностях соседних с ней, именно: частью в области Ливана, на богатства которого медью указывается и в 2Цар.8:8 70 , частью в северной Идумее около города Пинона или Пунона, Быт.36:41 ; Чис.33:42 и д. 71 . Напротив, в восточно-иорданской стране находится древний рудник в Джебель-мирад около Бурме приблизительно в 1 ½ часа езды к северу от Вади-зерка где легко-дробимый песчаник, красный, бурый или фиолетовый, имеет сильную примесь железа. Может быт, и автор Иов.28:1 и д. имел в виду это место при своем наглядном и очень точном описании горноделия 72 . Но для характеристики целой страны это отдельное место, естественно не может служить, и западная Палестина во всяком случае должна быть признана бедной металлами страной. Но, чем более развивалась культурная жизнь, особенно после того как Израиль стал царством, тем менее могли примитивные ремесла и искусства удовлетворять возрастающим требованиям. Тогда не оставалось на первое время ничего более, как пользоваться искусствами не израильтян еще в большем объеме 73 . Уже Давид призвал финикийских каменотёсов и плотников, когда предпринял постройку дворца в своей новой столице ( 2Цар.5:11 ). Равным образом мы узнаем, что побежденных Аммонитян Давид заставлял работать на пильных машинах и кирпичных заводах ( 2Цар.12:32 по более правильному чтению). Но только при Соломоне строительная деятельность приняла большие размеры. 3000 израильских рабочих занимались рубкой леса на Ливане, в то же время 70000 носильщиков и 80000 каменотесов работали в каменоломнях. Полученный таким путем материал был искусственно обделываемым в Иерусалиме финикийскими мастерами 3Цар.5:18 , евр. 32. Но постепенно обстоятельства изменились.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

Что чрез знаменательные пророчественные сновидения Господь открывал людям как Свою Волю о них, так Свое промыслительное смотрение о народах и царствах в «временах и сроках» будущего, на сие мы имеем в Св. Писании, помимо принципиального указания о Богооткровении «во сне и в сонных видениях» ( Чис.12:6 ; Иов.33:14–18 ), много свидетельств конкретного характера – в примерах. Достаточно привести здесь свидетельства Св. Писания о знаменательных сновидениях, бывших от Господа Авимелеху («пришел Бог к Авимелеху ночью во сне». – Быт.20:3–7 ), Фараону («что Бог сделает, Он возвестил Фараону..., показал Фараону во сне»... Быт.41:1 …25), Новуходоносору («соние виде Новуходоносор..., Бог на небеси открываяй тайны возвести царю – Дан.2:1 …46), жене Пилата («много-бо пострадах днесь во сне Его – Иисуса Христа – ради» – Мф.27:19 ), чтобы видеть, что «откровения Божии», посылаемые людям в «сонных видениях, имея значение ближайшего промыслительного смотрения Божия о людях, и притом смотрения – собственно о судьбах земного их бытия и о событиях, касающихся «во временах и сроках» земного же жребия людей, могут быть относимы универсально по всему роду человеческому, хотя, без сомнения, где чистота веры и благочестия у людей сохраняется более неповрежденно, там в среде людей действует и большая приникновенность «Божия благоволения» к людям, и открывается также большая преискренность близости Ангелов Божиих к людям. Наоборот – где религиозно-нравственное состояние людей является умаленным, там открывается большая доступность к людям злым духом, чем Ангелам Божиим, а с сею «большею доступностью», само собою разумеется, ослабляется и умаляется духовно-нравственная силомощность людей, а вместе теряется и их правомощность получить «свыше – от Бога, или чрез Ангелов Божиих «вразумления» во сне и в сонных видениях». В рассуждении самых образцов и символов в знаменательных пророчественных «сонных видениях» необходимо заметить, что все сии, «образы и символы» не иными должны быть, как такими, которые отвечали бы как народной психике, так особенностям миросозерцания и условиям быта людей данной местности, данного времени: в противном случае знаменательность или пророчественный смысл «видения в сновидении» должен оставаться вне даже возможности понимания людей, так как самые «образы видений во сне» являлись бы не сближенными с их понятиями и представлениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010