Кроме того, в переводе LXX в 16-ом стихе Рождественский заметил изменение лица притяжательных местоимений со 2-го на 3-е: «дом его» вместо «дом твой», «царство его» вместо «царство твое», «престол его» вместо «престол твой». Основываясь на чтении параллельного стиха 1Пар. 17:14 , где у масоретов употреблён местоименный суффикс 3-го лица, прот. Рождественский делает вывод, что и во 2Цар. чтение LXX правильнее, чем масоретское. Таким же образом, разобрав древние текстуальные свидетельства, профессор протоиерей определяет первоначальное чтение во всех толкуемых им местах Священного Писания Ветхого Завета. 3. Экзегетический анализ «Откровения Даниилу о семидесяти седьминах»: пророчество о Мессии Первыми словами в 24–27-ом стихах 9 главы книги Даниила, которые мы относим ко Христу, являются «и помазан был Святый святых». Обратившись, следом за прот. Рождественским, к древним толкователям, мы увидим, что «почти все они относят [это выражение] к Иисусу Христу, понимая Его под «Святым Святых»; под «помазанием» же они разумели или Его Божество, как Евсевий Кесарийский , Полихроний, Афанасий Великий , или – помазание Его человечества ( σρξ) Духом Святым, как Аммоний, Климент Александрийский и Феодорит» 111 . Впрочем, были и такие толкователи, в частности, псевдо-Киприан и Юлий Илариан, которые относили это наименование к храму, в том числе, к его давиру. Понимали под «Святым святых» Мессию и некоторые еврейские экзегеты. Естественно, Мессию, все ещё ожидаемого, а не пришедшего уже Иисуса Христа. Абарбанель же считал, что речь идёт о третьем храме, который «будет помазан и будет превосходить второй» 112 . Саадия Гаон и Раши полагали, что речь идёт о втором храме. Но, так или иначе, все они относили разбираемое выражение к мессианскому времени. Но затем понимание этого словосочетания несколько изменилось. Новейшие экзегеты обратили внимание, что [кодеш кодашим] в Священном Писании почти исключительно относится к предметам, а не лицам. В Исх. 26:33–34 ; Чис. 4:4, 19 ; 3Цар. 6:16; 7:50; 8:6 ; 1Пар. 6:49 ; 2Пар. 3:10; 4:22; 5:7 ; Иез.41:4 ) так названо отделение скинии и храма, где стоял ковчег завета; в Исх. 29:37; 40 – жертвенник всесожжения, а в Исх. 30 – курения; в Исх.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Нужно заметить, что одна из самых серьезных болезней всех сект есть построение своих доктрин на одной части правды, вопреки другой, что в итоге приводит к лжеучению. Вот так и здесь: протестанты видят и помнят одни стихи Библии, но совершенно не хотят ни знать, ни замечать, ни осмысливать множество других библейских свидетельств об обратном, когда люди поклонялись Ангелам и другим людям , и не осуждались за это Богом. Вот многочисленные тому примеры. 1) Лот поклонился пришедшим к нему Ангелам «лицем до земли» ( Быт.19:1 ). 2) Авраам кланялся сынам Хетовым ( Быт.23:7 ). 3) Иаков «поклонился до земли семь раз» Исаву, брату своему ( Быт.33:3 ). 4) «Иосиф... поклонился ему (Иакову) лицем своим до земли» ( Быт.48:12 ). 5) Братья Иосифа «поклонились ему до земли» ( Быт.43:26 ). 6) Пророк Валаам «преклонился, и пал на лице свое» пред Ангелом Господним ( Чис.22:31 ). 7) Руфь «пала на лице свое и поклонилась до земли» Воозу ( Руфь2:10 ). 8) Иисус Навин поклонился Архангелу Михаилу 193 : «Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему?» ( Нав.5:14 ). 9) «Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился» своему любезному другу Ионафану ( 1Цар.20:41 ). 10) Авигея «пала пред Давидом на лице свое и поклонились до земли» ( 1Цар.25:23 ). 11) «И наклонилась Вирсавия лицем до земли, и поклонилась царю» Давиду ( 3Цар.1:31 ). 12) Праведный Авдий «узнал его (Илию) и пал на лице свое» ( 3Цар.18:7 ). 13) Пятидесятник, начальник военного отряда, «пал на колена свои пред Илиею, и умолял его» ( 4Цар.1:13 ). 14) Пророческие сыны поклонились пророку Елисею «до земли» ( 4Цар.2:15 ). 15) Женщина Сонамитянка подошла к Елисею «и упала ему в ноги, и поклонилась до земли» ( 4Цар.4:37 ). 16) «Царь Навуходоносор пал на лице свое и поклонился Даниилу» ( Дан.2:46 ). 17) Сам Христос обещает Ангелу 194 Филадельфийской Церкви: «Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища... приидут и поклонятся пред ногами твоими » ( Откр.3:9 ). Поклонятся не Богу, а Ангелу (!), и такое поклонение не грех, ведь Сам Христос «сделает», то есть устроит это поклонение.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Должно признать за несомненное, что не весь народ, а лишь отдельные отряды способных к войне мужей участвовали в завоевании Иазера и Васана. В книге Иисуса Навина гл. 12:1 и 4:1 сообщается, что все сыны Израилевы, весь народ перешел через Иордан для завоевания Ханаана, между тем на основании Чис.32:16–18 и Втор.3:18–20 необходимо признать, что жены и дети колен Рувимова, Гадова и половины Манассиина со всем имуществом оставались под прикрытием некоторого, количества вооруженных мужей в городах Аморрейских и Васанских. Очевидно в Нав.3:1 и 4:1 употреблено общее утверждение, говорится о целом, не принимая в расчет частного, не имеющего важного значения в данном событии. Этот способ выражения должно видеть и в данном случае: ибо если старейшины упомянутых колен находили неудобным и напрасным брать с собою за Иордан весь свой обоз, то еще менее было побуждений и причин двигаться всей массой для завоевания и борьбы с Аморреями и обитателями Иазера и Васана. В самом деле, в перечне станов ( Чис.31 и 33) нет ни одного такого, который можно было бы искать в земле Васанской; между тем, если бы против Ога, царя Васанского, выступал весь народ с женами, детьми и имуществом, то остановки в столь продолжительном походе были бы положительно необходимы. С другой стороны, из Чис.33:41–47 явствует, что евреи устраивали станы только в тех городах (Иим, Аварим, Дивон-Гад и др.), которые несомненно лежали между Арноном и Иавоком в земле Аморрейской, а в Чис.21 повествованию о завоевании Иазера и Васана предпосылается замечание, что Израиль жил в это время в земле Аморрейской (ст. 31 ср. ст. 25). Наконец, в Чис.33:47–48 св. писатель повествует, что непосредственно пред отправлением на равнины Моава евреи стояли лагерем на горах Аваримских пред Нево, к западу от Есевона – столицы Аморрейского царства. Здесь-то, т.е. на восточном склоне горы под прикрытием, вероятно, части войск Израильских или даже может быть юношей и старцев, не вошедших в счет воинов ( Чис.1 ), стоял стан Израиля со всеми его шатрами, пожитками, скотом и имуществом под присмотром женщин с детьми в то время, как военные силы Израиля довершали победу над Сигоном Аморрейским. После этой победы часть израильских семей переселилась мало-по-малу в Аморрейские города, а стан продолжал стоять, как арьергард со стороны пустыни у восточной подошвы гор Аморрейских. Здесь может быть все время находился святой Боговидец Моисей и отсюда, по всей вероятности, вышли распоряжения завоевать Иазер и Васан (ср. Властова, Св. летоп. III, примеч. 1 к 22 гл., книги Чис.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

13:9–13. География. Обсуждение этого географического описания Трансиордании см. в коммент. к Нав. 12:2–6 и Втор. 3:8–17 . 13:9. Равнина Медева. Плодородное плато в северной части Моава, расположенное в 25 милях к югу от Аммана, Иордания. Медева, отданная Рувиму, была полем многочисленных сражений израильтян с моавитянами за господство над этой территорией ( Суд. 3:12–30 ; 1Цар. 14:47 ; 2Цар. 8:2 ; 1Пар. 19:7 ). 13:10. Есевон. См. коммент. к Чис. 21:26–30 . 13:17–20. Города. Перечень завоеванных городов царства Сигона (Есевон, Иааца, Дивон, Медева) впервые появляется в Чис. 21:21–32 . В Чис. 32:33–41 также заявлено право Рувима, Гада и Манассии на города в пределах этого региона. Вамоф-Ваал упоминается в цикле преданий о Валааме ( Чис. 22:41 ), а некоторые из этих городов встречаются в перечне городов левитов ( Нав. 21 ). Города, проблемы локализации которых не обсуждаются в других местах, идентифицируют следующим образом: Беф-Ваал-Меон – Máin (в 4 милях к юго-востоку от Медевы); Кедемоф – Khirbet er-Remeil или «Aleiyan (в 15 милях к юго-востоку от Медевы); Мефааф – либо Khirbet Nefa (в 4 милях к югу от Аммана), либо Tell Jawah (в 5 милях к югу от Аммана), либо, скорее всего, – Umm er-Rasas (в 20 милях к юго-востоку от Медевы); Сивма – Khirbet qurn el-Kibs; Цереф-Шахар – Khirbet ez-Zarat (у берега Мертвого моря); Беф-Фегор – Khirbet »Uyun Musa. 13:21. Вожди мадиамские. Перечень побежденных мадиамских вождей впервые встречается в Чис. 31:8 , где они названы царями. Евий и Рева упоминаются только в этом перечне, тогда как Цур назван «начальником племени» в Чис. 25 ( 1Пар. 8:30 ), а Хур – имя одного из вождей израильтян в Исх. 17 ( в русском переводе – «Ор»). Рекем – довольно распространенное личное имя ( 1Пар. 2:43,44; 7:16 ) и географическое название ( Нав. 18:27 ). Возможно, эти имена связаны с определенными пунктами, расположенными между Южной Трансиорданией и Северной Аравией, контролирующими торговые пути этого региона. 13:22. Валаам. См. коммент. к Чис. 22 и 25:3.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Прочти со вниманием указанные места Писания и убедись, что как святые Божии, так и ангелы Его принимают почитание от людей без того, чтобы оно причиняло малейшее огорчение Богу. Ибо может ли огорчаться Бог, видя, что друзья Его прославляются, если Он Сам их прославил (см.: Рим.2:10 ), наделив особыми силами и дарами? Сектант : Каковы эти силы и дары? Священник : Прежде всего это силы чудотворения, как написано: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс.67:36 ), и еще: святым, которые на земле Его, дивно явил Господь все желания Свои среди них ( Пс.15:3 ). Не рукою ли пророка Своего Моисея покарил Бог Египет (см.: Исх.7:10–12 ), превратил воду в кровь ( Исх.7:20–21 ), навел жаб ( Исх.8:6 ), песьих мух ( Исх.8:24 ), моровое поветрие ( Исх.9:3 ), жгучие язвы, огненный град ( Исх.9:8, 18, 33 ), саранчу ( Исх.10:4–6 ), тьму ( Исх.10:21 ), поразил смертью первенцев ( Исх.12:29–30 ), провел евреев через Чермное море ( Исх.14:15–16 ), погубил фараона и воинство его ( Исх.14:27 )? И не рукою ли Моисеевой одолел Он Амалика (см.: Исх.17:8–14 ), сделал сладкими воды Мерры ( Исх.15:23–25 ), извел воду из скалы в Хориве ( Исх.17:6 ), разверз землю, дабы она поглотила Корея и Дафана (см.: Чис.16:28–33 ), исцелил уязвленных при посредстве медного змия ( Чис.21:8–9 ), источил воду из камня ( Чис.20:2–11 )? И далее Им произведены: через Иисуса Навина разделение вод Иордана (см.: Нав.3:11–17 ) и сокрушение стен Иерихонских ( Нав.6:6–20 ); через Гедеона истребление мадианитян (см.: Суд.7:16–23 );, через Самсона растерзание льва ( Суд.14:5–6 ), поражение филистимлян, взятие Газы и разрушение капища Дагона ( Суд.16:8–31 ); через Самуила гром и дождь во время жатвы (см.: 1Цар.12:16–18 ); через Илию великая засуха (см.: 3Цар.17:1 ), умножение муки и масла у вдовы ( 3Цар.17:14 ), воскрешение отрока в Сарепте Сидонской ( 3Цар.17:17–23 ), попаление жертвы водою ( 3Цар.18:36–38 ), отверзение небес и обильнейший дождь ( 3Цар.18:41–42 ). Через Илию, сверх того, осужден был на смерть царь Охозия (см.: 4Цар.1:16 ) и вновь разделены воды Иорданские ( 4Цар.2:8 ); через Елисея совершилось третье разделение Иордана ( 4Цар.2:14 ), очищение вод в окрестностях Иерихона ( 4Цар.2:19–22 ), воскрешение сына сонамитянки ( 4Цар.4:32–35 ), исцеление Неемана ( 4Цар.5:10–14 ), поражение Гиезия проказой ( 4Цар.5:27 ), воскрешение умершего прикосновением костей пророковых ( 4Цар.13:21 ), а через Исаию исцеление царя Езекии ( 4Цар.20:1–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Солярский «Опыт библейск. словаря под сл. Моавитяне и Хамос». 13 Смысл 22:2 ст.: «и видел Валак сын Сепфоров всё, что сделал Израиль Аморреям» становится ясен при сопоставлении с следующим указанием кн. Чис.21:26–29 : Есевон был город Сигона, царя Аморрейского; и он воевал с прежним царём Моавитским, и взял из руки его всю землю его до Арнона. Потому говорят приточники: идите в Есевон, да устроят и утвердят город Сигона. Ибо огонь вышел из Есевона, и пламень из города Сигонова, и пожрал Ар Моав и владеющих высотами Арнона: Горе тебе, Моав! Погибы ты, народ Хамоса! Разбежались сыновья его; и дочери его сделались пленницами Аморрейского царя Сигона». Отсюда видно, что Аморреи были сильнее Моавитян, а потому поражение и истребление Аморреев Евреями делало несомненной возможность истребления Моавитян, так что последние могли усматривать в гибели Аморреев прямое предзнаменование своей собственной гибели. К такому мрачному предположению их могло склонять и то обстоятельство, что, судя по намекам Суд.11:17–18 и Втор.2:29; 23:3–4 , между ними и Евреями произошло небольшое столкновение во время движения последних на север, к земле Аморрейской и бродам Иордана ср. De Geer Dissertatio de Bileamo etc. p. 4–5. 14 См. Властов, Св. летопись Чис.21:11–13 прим. 7 и 9. В первом читаем: «пройдя с запада на восток ущельем вади-ель-Ифм в обход гор Едома Израильтяне поворачивают круто к северо-востоку по направлению к долинам Моавитским и идут по замечанию Еспина, по той именно дороге, по которой ныне караваны пилигримов идут из Мекки в Дамаск. Из Чис.33:41–42 видно, что ранее, чем прибыть в Овоф, Израильтяне имели станы в Салмоне и Пупоне, поэтому здесь записано лишь главное направление движения. Полагают, что Овоф есть нынешнее урочище Ель-Ахса, где останавливаются теперь караваны, при чём замечают, что и Еврейское и Арабское имя означают «копани», т.е. ямы, вырываемые в грунте, и которые наполняются подпочвенною водою. Маленький ручеек Вади-Эль-Ахса, который теперь составляет границу между двумя областями, – Джебал и Керак, по всей вероятности, и в эти древние времена служил границей между Едомом и Моавом, и потому Израиль, перейдя этот ручей и дойдя до Ийе-Аварима, «вступил в пустыню против Моава к восходу солнца», т.е. вступил на пастбищные места (здесь пустыня означает травяную степь), которые находились к востоку от Моавитян». Во втором: «Поток Арнон называется теперь вади-Моджеб, – в низовьях течения своего, – в верховьях сеиль-ес-Саиде (так Буркхардт, Зеетцен и Риттер). Это очень быстро текущий поток, впадающий в Мёртвое море. Израильтяне, проходя «пустыней», т.е. степью, должны были переходить его в верховьях… Но в стихе 13-м Израильтяне держатся еще вне территории, как Аморреев, так и Моавитян, в общей кочевой степи».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

49 не будешь преимуществовать. Первенец получал три привилегии: права первенца, священство и царскую власть. Права первенца были переданы Иосифу ( 1Пар. 5,1 ), священство Левию ( Чис. 3,41 ), а царская власть Иуде (см. ст. 8). Ни один из потомков Рувима не стал судьей, пророком или руководителем народа. 49 Симеон и Левий. См. 29,33.34; 34,25. мечи. Древнееврейское слово может означать «ножи обрезания». 49 проклят гнев их. Проклятию подлежит их гнев, а не сами колена. разделю их в Иакове. Удел колена Симеонова представлял отдельные, не соединенные между собой области на территории удела Иуды (см. Нав. 19,1 ). Колено Левия было рассеяно среди всех колен Израиля. 49 Иуда. См. 29,35 и ком. поклонятся тебе сыны отца твоего. Как Исав поклонился Исааку (25,23; 27,29), а братья Иосифу (43,26), так и двенадцать колен Израилевых поклонились Давиду потомку Иуды ( 2Цар. 5,1–3 ). 49 лев. Иисус Христос, Великий Потомок Иуды, назван «львом от колена Иудина» ( Откр.5,5 ). 49 скипетр. См. Чис. 24,17 и ком. не отойдет. Это пророчество подтвердилось заветом с Давидом ( 2Цар. 7,16 ). доколе не приидет Примиритель. Древний арамейский перевод гласит: «доколе не придет Мессия, и его есть царство, и Ему будут повиноваться народы». Это пророчество исполнилось, когда пришел Иисус Христос ( Иез. 21,27 ; Откр. 5,5 ). Божий замысел в отношении человечества, состоящий в правлении и владычестве (1,26–28), сосредоточивается в Иисусе Христе. Ему покорность народов. См. 27,29 и ком. 49 осленка. На таком же осленке Царь въехал в Иерусалим ( Зах. 9,9 ). к виноградной лозе. Виноградная лоза обычно служила символом плодородия. в вине. Превратив воду в вино ( Ин. 2,1–11 ), Иисус показал, что приближается исполнение этого пророчества. 49 Завулон. См. 30,20; Нав. 19,10–16 ; Суд.5,18 . 49 Иссахар. См. 30,18. 49 работать в уплату дани. Хотя Иссахар был прославлен ( Суд. 5,1 ), здесь его колено порицается за готовность променять свободу на принудительный труд ради достижения материальных благ ( Нав. 16,10 ; Суд. 1,28.30.33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Они отправились из Раамсеса в первый месяц, который [у нас] называется мартом. В пятнадцатый день сыны Израилевы вышли под рукою высокою перед всеми египтянами, и расположились в 2) Сокхофе; 3) [отправившись] оттуда, они расположились в Ефаме; 4) потом остановились в устье Пи-Гахирофы; 5) затем они [пришли] в Мигдол; 6) потом в Пи-Гахирофу и потом шли три дня через пустыню; 7) затем встали в Мерре; 8) потом расположились в Елиме, где было двенадцать источников воды и семьдесят финиковых дерев; 9) [отправившись] оттуда, расположились у Красного моря; 10) [отправившись] оттуда, остановились в пустыне Син; 11) [отправившись] оттуда, остановились в Рафате 1031 ; 12) после этого в Алуше; 13) потом в Рефидиме; 14) потом в Синайской пустыне; 15) после этого в Гробах похоти (Киброт-Гаттааве) 1032 ; 16) потом в Асирофе; потом 17-й стан в Рифме Фаресовой; потом 18-й стан в Ливне; потом 19-й стан в Риссе; 20) потом в Кегелафе; потом 21-й стан [на горе] Шафер; потом 22-й в Хараде; потом 23-й стан в Макелофе; 24) потом расположились в Тахафе; 25) потом в Тарахе; 26) потом в Мифке; 27) потом в Хашмоне; 28) в Мосерофе; 29) потом в Бене-Яакане; 30) потом на горе Хор-Агидгаде; 31-й стан [в] Иотвафе; 1033 32) потом в Ецион-Гавере; 33) затем в пустыне Син; 34) потом в [пустыне] Фаран, она же Кадес; 35) потом на горе Ор, у пределов земли [обетованной], где умер священник Аарон, брат Моисея, на сороковом году после исхода сынов Израилевых из Египта, в первый день пятого месяца, всего же Аарон прожил 125 лет; 36) потом расположились в Салмоне; 37) потом в Пуноне; 38) потом в Овофе; 39) потом на другой половине пределов Моава; 40) потом остановились в Дивон-Гаде; 41) потом расположились в Алмон-Дивлафаиме; 42) потом остановились в горах Аваримских пред Нево; 43) потом расположились на западе Моава на Иордане [против] Иерихона; 44-й стан – [против] Иерихона между Беф-Иешимофом и Аве-Ситтимом» ( Чис. 33:2–3, 5–18, 20–33, 35–39, 41–49 ). Того бо ради великый Моиси станы сыновъ Израилевъ исписа, да и послднии разумють, ко Божиимъ пуста и непроходима безводна мста проидоша, къ обтованьни земли грдуще.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

103:28. Отверзаешь руку Твою. На египетских рельефах, посвященных Атону, изображен обожествленный солнечный диск с многочисленными руками, символизирующими благословение и благорасположение бога. 103:32. Вулканическая активность на Ближнем Востоке. Жители древнего Ближнего Востока были знакомы с вулканической деятельностью, но сами непосредственно наблюдали ее редко. И Месопотамия, и Египет представляют собой речные культуры, не располагающие горными массивами, а тем более действующими вулканами. В районе Плодородного полумесяца одним из действующих вулканов был Арарат (однако в историческое время извержение этого вулкана не наблюдалось). Кроме того, было небольшое число вулканов в Сирии и ряд вулканов вдоль южной границы Турции. Наиболее значительными были вулканы Эгейского региона, из которых, по меньшей мере, один извергался в ветхозаветный период (о. Санторин, 1650 г. до н. э.). 104:13–15. Странствия патриархов. Авраам покинул Ур Халдейский, который был расположен либо в Северной, либо в Южной Месопотамии (см. коммент. к Быт. 11:28 ), и отправился в Ханаан. Он побывал в Гераре и Египте. Иаков добрался до Харрана в Северной Месопотамии и снова вернулся в Ханаан. Иосиф вместе со своей семьей перебрался в Египет, где они и остались. Провидение Божье в каждом этом случае было очевидно. 104:18. Оковы и железо. Оковы на ногах – явление достаточно хорошо известное. «Железо» же в данном случае, вероятно, представляет собой железный ворот. В ассирийских надписях IX и VIII вв. до н. э. упоминаются скованные цепями пленники, которых перегоняли и заставляли работать в подобных ярмах. 104:23. Земля Хамова. Другое название Египта, где поселились потомки Хама, сына Ноя. 104:29–36. Казни египетские. См. коммент. к Исх. 7–11 . 104:39. Облако. Облачный и огненный столп, который сопровождал израильтян в пустыне. Дополнительную информацию см. в коммент к Исх. 13:21,22 . 104:40,41. Перепела, манна, вода. Подробные сведения об этих чудесах Божьих приводятся в коммент. к Исх. 16, 17 . 105:15. Губительная язва. См.: Чис. 11:33.0 природе этих болезней ничего неизвестно. См. коммент. к Чис. 25:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

2Цар. 6:11 .И оставался ковчег Господень в доме Аведдара Гефянина три месяца, и благословил Господь Аведдара и весь дом его. 12 . Когда донесли царю Давиду, говоря: Господь благословил дом Аведдаря и все, что было у него, ради ковчега Божия, то пошел Давид, и с торжеством перенес ковчег Божий из дома Аведдара в город Давидов. См. Чис. 21:8 , п. X. 4Цар. 18:4 . Он (Езекия) отменил высоты, разбил статуи,срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, потому что до самых тех дней сыны израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. Примеч . По мнению сектантов, ложно основанному на этом тексте, выходит, что и св. иконы должно истреблять. Истребление медного змия сделано было не потому, что Господу неугодно было употребление и чествование фигурных изображений, тем более, что змей сделан был по повелению Божию ( Чис. 21:8–9 ) и по Его же повелению было воскурение фимиама пред изображениями на занавеси и на крышке ковчега: Исх. 30:8 . Из слов разбираемого места видно, что сыны Израилевы кадили «ему», т. е. честь относили к самому медному изображению, а не к Тому, Кого прообразовала медная фигура Ср. Ин. 3:14 , Прем. Сол. 16:7. 4Цар. 17:33 . Господа они (Самаряне) чтили, и богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их. 41 . Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их до сего дня поступают так же, как поступали отцы их. Примеч . Эти слова, равно как и Иерем. 2:27– 28, сектанты относят к православн. христианам. Совершенно нелепо делается сектантами на основании приведенного места – сопоставлепие православных христиан с самарянами: православные христиане покланяются Господу и чествуют истинные изображения Господа; самаряне же покланялись Господу и чествовали «богов» и «истуканов», т. е. самаряне с чествованием Господа истинного соединяли чествование ложных богов и ложных изображений. Представляемое здесь для сопоставления Богопоклонение православное и самарянское имеет такое же взаимное сходство, какое было между Богопоклонением царя Соломона во дни юности его, когда за чествование Бога истинного и истинных изображений он удостоен был особых милостей Божиих, и между поклонением во дни его старости, когда с поклонением Богу истинному Соломон соединил чествование ложных «иных богов», и этим навел на себя гнев Божий: 3Цар. 6:23–35; 9:3 . Срав. 11: 4–11. Православные же христиане за поклонение Богу чрез посредство свящ. изображений получали и получают не гнев, а благословение Божие, свидетельствуемое множеством чудес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010