Но так как по правосудию Божию одни и те же поступки одинаково и наказываются, то значит и иудеи должны ждать той же участи, какая постигла израильтян. Раскрывая эту мысль, пророк и угрожает Иудеям (см. 12 ст.) от лица Божия (сия глаголет Господь – 11 ст.) неотвратимыми бедствиями (злая от них же изыти не возмогут), среди которых они вспомнят об Истинном Боге, обратятся к Нему с молитвою о помощи, но уже будет поздно: молитва их не будет услышана (11 ст.), будут взывать о помощи и к ложным богам, идолам, которым теперь кадят, но и они не помогут им в скорби (12 ст.), не смотря на то, что идолов этих у них так же много, как городов, и постыдных жертвенников для каждения ваалу, столько же, сколько улиц в Иерусалиме (13 ст. ср. 2:28). От этих бедствий не избавят Иудею даже ходатайственные молитвы самого пророка. На случай, если бы пр. Иеремия, подобно другим великим праведникам (наприм. Аврааму – Быт. 18:23–33 ; Моисею – Исх. 32:11–14 ; Даниилу – 9:3–20) вздумал ходатайствовать пред Богом за грешный народ иудейский, Бог предупреждает его, что Он не примет его молитвы (14 ст. ср. 7:16). в) После этого объясняется причина того, почему Бог в других случаях принимающий молитвы праведников за нечестивых ( Быт. 18:23–33 ; Иов. 42:7–9 ; Чис. 14:18–20; 16:41–48 ; 3Цар. 17 и 18 гл.; Дан. 9:3–20 ; Иак. 5:14–16 ), в данном случае повелевает пр. Иеремии не молиться за иудеев. Народ иудейский творит мерзости даже в самом храме и надеется избежать праведного воздаяния за это исполнением одних внешних обрядов (15 ст.). Это показывает, что народ иудейский изменился совершенно, из доброй маслины переродился в дурную, следовательно сделался неисправимым (16 ст.), вот почему Господь за все нечестия иудеев, которыми они оскорбляли Его, решил послать на них бедствия (17 ст.). Почто (зачем) возлюбленная Моя (народ Мой – ср. 2:32–33) в дому Моем сотвори мерзости многи (15 ст.) – под домом Божиим в данном случае, как видно из контекста речи, нужно разуметь храм Божий (а не народ Божий, как в Иер. 12:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Когда Господь наш учил о блаженствах, Он воззрел на учеников: «возвел Иисус очи Свои на них и начал говорить: Блаженны нищие в духе своем» (ср.: Лк. 6:20. Мф. 5:1–3), то есть нищие потому, что все отвергают от себя. И дабы не отрекались от самой бедности, добавляет: «Блаженны кроткие» (Мф. 5:5). «Кротчайшим человеком был Моисей… из всех сыновей народа своего» (ср.: Чис. 12:3), и: «на кого… призрю и в ком буду обитать, если не в кротких и смиренных сердцем» (ср.: Ис. 66:2). Также «вспомни, Господи, Давида и всю кротость его» (ср.: Пс. 131:1), и: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29), — «Блажен, кто алчет и жаждет правды» (ср.: Мф. 5:6), как (и в другом месте) говорит (Писание): «не алчет хлеба и не жаждет воды, но алчет и жаждет, дабы слышать слово Господа» (ср.: Ис. 49:10. Пс. 41:3. 62:2). — «Блаженны, кои чисты сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8), как и пророк в своей молитве просил, говоря: «сердце чистое сотвори во мне, Боже» (ср.: Пс. 50:12). Сердце праведников чисто, и они, как и Моисей (ср.: Исх. 33:18–23), Бога узрят. «Блаженны, кои чисты сердцем», потому что сердце есть орган дыхания и до тех пор не перестает биться, пока человек жив, и когда сердце свято, оно сообщает свою святость всем членам. «В сердце, — говорит, — все помыслы злые» (ср.: Мк. 7:21. Мф. 15:18). — «Блаженны, которые плачут, поелику они утешены будут» (ср.: Мф. 5:4), как и там: «если с Ним терпим, (с Ним) и прославляемся» (ср.: Рим. 8:17). — «Блаженны миротворцы, ибо… будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:9), — поскольку Ангелы, когда благовествовали, сказали: «слава в вышних Богу, и на земле мир» (Лк. 2:14). «И устроил мир, — говорит (апостол), — Кровию Креста Своего между тем, что на небе, и тем, что на земле» (ср.: Кол. 1:20). И когда (Господь) посылал учеников Своих, сказал им: «В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему» (Лк. 10:5). Итак, миротворцев называет сынами Божиими, как и говорит: «кои ходят духом Божиим, сии суть сыны Божии» (ср.: Рим. 8:14). — «Блаженны, которые изгнание терпят ради правды» (ср.: Мф. 5:10), как говорит (в ином месте): «будут гнать вас и предадут вас» (ср.: Лк. 21: 12), и: «и те, кои хотят жить в правде Иисуса Христа, потерпят гонение» (ср.: 2 Тим. 3:12). Потому апостолы, когда подвергались поношению, радовались, «ибо удостоились потерпеть безчестие за имя Его» (ср.: Деян. 5:41), как Господь и заповедал им: «вы радуйтесь, и веселитесь, ибо велика награда ваша на небе» (Мф. 5:12), и: «в тот день возрадуетесь» (ср.: Лк. 6:23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=683...

28:33,34. Гранатовые яблоки. Гранаты были вышиты по подолу священнической ризы нитями голубого, яхонтового, пурпурного и алого цвета. Этот часто упоминающийся в библейских рассказах и песнях плод ( Чис. 13:23; 20:5 ; Песн. 4:3, 6:7 ) послужил одним из основных мотивов декора храма Соломона ( 3Цар. 7:18 ). Обычно гранаты символизируют плодородие обетованной земли. Изображения гранатов использовались и для украшения ритуальных принадлежностей в Угарите. 28:33–35. Золотые колокольчики. Крошечные золотые колокольчики были закреплены на подоле священнической ризы между вышитыми гранатовыми яблоками. Они оповещали о передвижениях первосвященника в святая святых. Колокольчики напоминали священнику о необходимости исполнять свои обязанности в строгом соответствии с законом и давали народу знать, что он находится в священных пределах. 28:36–38. Золотая дощечка. Постоянным напоминанием об особой роли первосвященника была резная золотая дощечка с надписью «Святыня Господня», которая прикреплялась к головному убору («кидару») первосвященника. Как символизирующая власть, эта дощечка может быть сопоставлена с царским венцом. Вместе с тем, дощечка, удостоверяющая столь высокое положение, возлагала налицо, ведающее всеми ритуалами, ответственность за любые нарушения. 28:38. Несение вины. Как лицо, ведающее всеми религиозными ритуалами, первосвященник был обязан серьезно относиться к своим обязанностям. Поэтому резная дощечка, прикрепленная к его кидару, не только свидетельствовала о его власти, но и напоминала о том, что на него будет возложена вина за любые нарушения законов о ритуалах и жертвоприношениях. 28:39–41. Хитон. Полотняные хитоны были обычной одеждой мужчин и женщин библейских времен. Длинные хитоны с рукавами, надеваемые на голое тело, служили хорошей защитой от солнца. Иногда их украшали вышивкой, а хитоны с узорчатым подолом встречались у зажиточных израильтян (Быт. 37и 2Цар. 13:18,19 ) и у священников. 28:39. Кидар. Кидар, или тюрбан, был свернут из длинного льняного полотнища и, согласно Иосифу Флавию, не имел конусообразную форму («Иудейские древности», 3.7.6). Надо полагать, что кидар первосвященника был более высокого качества, чем головные повязки обычных священников (28:40). К кидару первосвященника была прикреплена резная дощечка, и он имел более насыщенный цвет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Моисей видит Господа в горящем кусте и ясно слышит Его голос. Он находится в непосредственном контакте с Элохимом: «И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» ( Исх.33:11 ; Чис.12:8 ). Текст, однако, тут же ограничивает степень этой близости: Моисей не может видеть лица Бога, «потому что человек не может увидеть Бога и остаться в живых» ( Исх.33:20–23 ). Так утверждается мысль о трансцендентальности и всеприсутствии Адонаи. Моисей – самый великий из пророков: иногда ему придается даже большая значимость, чем пророку, человеку Господа, который провидит будущее и совершает чудеса, благодаря своим сверхъестественным возможностям. В сознании Аарона Моисей уподобляется Господу: он ему открывает знание, которое надлежит передать народу ( Исх.7:1, 4:16 ; Втор.34:11–12 ). Ветвь у него в руках превращается в змею и рассекает Красное море, давая народу проход. Он пребывает в общении с Богом сорок дней и сорок ночей без еды и питья ( Исх.24:18, 34:29 ; Втор.9:9–18 ). Независимо от его чудотворного дара Исход описывает Моисея как человека, очень близкого Богу, который получает и передает Израилю его подлинное имя: Сущий ( Исх.3 ). Нафан, Илия, Елисей Моисей воплощает в истории Израиля гордый образ пророка: он священник, служитель, избранный Господом. Он передает свою власть Иисусу Навину. Но Иисус Навин – не пророк: он завоеватель, которого поддерживает и побуждает Господь, как позднее Саула, первого царя Израиля, которого порой посещает Элохим ( Суд.1:19, 22, 6:34 ; 1Цар.10:6–10, 11:6, 16:13, 18:10 ). От Иисуса Навина до Саула Израилем управляют вожди, воины-спасители, к которым нисходит Господь. Со времени Самуила ( 1Цар.3:18–21 ) вдохновенные перестают быть временными вождями. Он вникает во все подробности национальной жизни, он показывает дорогу, по которой Господь ведет свой народ, его поддерживают пророки. В царскую эпоху пророчество достигает апогея. Божий человек занимает привилегированное положение при дворе и получает право критиковать происходящее, поскольку считается носителем истины ( 2Цар.12 ; 3Цар.1:11 и далее, 13:1–10, 18:16–17, 18:41 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

14–16 За неимением другого выхода, они бросили Иону в море. Поскольку корабельщики были синкретистами (т. е. верили, что существуют божества всех религий, и всех их следует бояться), для них не составило затруднения помолиться Господу, Богу Израиля, а впоследствии, сойдя на берег, зайти в одно из израильских святилищ Яхве, чтобы принести Ему благодарственные и искупительные жертвы, хотя были они не иудеями, а филистимлянами (Иоппия в то время была филистимским городом). К сожалению, в те времена многие иудейские священники с готовностью принимали для храма жертвы от людей другой веры. То, что они не принадлежали к иудейскому народу, не было препятствием. В 3Цар. 8:41–43 текст молитвы Соломона на открытие Храма «имени Господа, Бога Израилева» ( 3Цар. 8:20 ) отражает надежду на то, что когда–нибудь здесь будут молиться иноплеменники («…чтобы все народы земли знали имя Твое, чтобы боялись Тебя, как народ Твой Израиль…»). Но в Книге Пророка Ионы не говорится ни о том, что корабельщики обратились, ни о том, что они совершали поклонение в Иерусалиме. Поскольку Иоппия принадлежала Северному царству (Израилю), а не Иудее, вероятнее всего, что корабельщики зашли принести жертвы в одно из северных святилищ, существовавших вопреки библейскому закону ( Втор. 12 ; ср.: 3Цар. 12:25–33 ). Брать жертвы Господу из рук необращенных иноземцев было запрещено даже в Иерусалиме ( Исх. 12:43–49 ; Лев. 22:25 ), хотя участие в религиозных обрядах обращенных иноземцев приветствовалось так же, как и участие самих израильтян (ср.: Чис. 9:14; 15:14 ). 2:1–11 Благодарственная молитва Ионы Господу за спасение от неминуемой гибели 2:1 Смерть в морской пучине – вот чего ожидал пророк Иона, осознав греховность своей попытки «убежать» от Бога. Слова и повелел Господь большому киту поглотить Иону указывают на то, что Ионе было уготовано спасение, а не смерть. Существует несколько сообщений о том, что так называемые китовые акулы проглатывали людей, которые при вскрытии желудка пойманной рыбы оказывались живыми (см.: Stuart D.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

3) Изображений Бога не может быть, так как «Бог есть дух» ( Ин.4:24 ), и Его «никто никогда не видел» ( 1Ин.4:12 ; 1Тим.6:16 ; Исх.33:20 ). Никто из православных христиан не думает изображать невидимое Божеское существо, а на святых иконах пишутся только те образы, в которых Бог открывался людям, чтобы благоволение Божие, выразившееся в этих образах, не осталось в пренебрежении (если явления не будут изображены). «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил » ( Ин.1:18 ; ср. 14:8–9; 1Тим.3:16 ; Лк.3:22 и др.). 4) Всякие изображения запрещены ( Втор.4:12–19 ). Нужно отличать священное от не священного, истинное изображение от ложного ( Лев.10:10 ), святые иконы от идолов. В указанном месте запрещены только идольские изображения («дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира» – стих 16). Истинные изображения имеют некоторые внешние черты сходства с ложными идольскими изображениями. Так по повелению Божию сделаны были и поставлены на крышке ковчега два херувима с крыльями ( Исх.25:20 ), подобно «птице крылатой» ( Втор.4:17 ); медный змей ( Чис.21:9 ) был изображением «гада, ползающего на земле» ( Втор.4:18 ); пророку Иезекиилю были показаны Богом для второго храма изображения херувимов с лицами человеческими и львиными ( Иез .41:17, 19 ), т.е. «скотов, которые на земле» ( Втор.4:17 ). 5) Православные, почитая иконы, славу истинного Бога изменили в образ человека (ср. Рим 1:23 ). Здесь апостол говорит не о христианах, а о язычниках, которые «изменили» (λλαξαν от λλσσω – менять, переменять, променивать), т.е. заменили Бога всесовершенного, вечно живого Духа истуканами («поклонялись и служили твари вместо Творца» – стих 25; ср. Иер.2:11 ; Ис.42:8 ; Пс.105:19–21 ). Чествуя святые иконы, мы славы Божией не умаляем, так как икон не почитаем за Бога; божескую славу воздаем не веществу, а Единому Богу. «Тленный человек» – человек грешник с порочными наклонностями (ср. 2Пет.2:19 ; ср. 2Пет.10–12; 18 ). «О Боге надлежало думать», – замечает святой Иоанн Златоуст , – «что Он Господь всего, что Он сотворил сущее, что Он обо всем промышляет и печется. В этом состоит слава Божия. К кому же приложили ее язычники? Не к людям, но к образу, подобному тленному человеку. Даже на этом не остановились, но снизошли до животных, а лучше сказать, до изображений их... В язычестве можно было видеть изображения животных и пресмыкающихся, а также Аполлона и Диониса, почитаемых вместе с пресмыкающимися... Слово «предал» здесь означает «попустил..». Бог предложил людям, вместо учения, мир, дал им разум и рассудок, способный понимать то, что должно. Но они ничем из этого не воспользовались для своего спасения и даже извратили то, что получили... Оставалось предоставить их им себе, что Бог и сделал, чтобы люди, посредством личного опыта узнавши все то, к чему они так сильно стремились, сами, наконец, бежали от позора». 344

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Другими словами, благоговейно почитая святые иконы, мы воздаем молитвенное почтение живым личностям святых, которых они изображают и которые действительно живут на небесах как наши молитвенники и ходатаи перед Богом. В этом смысле чтим мы и иконы Самого Владыки Христа и святых небесных Сил Бесплотных. Хотя по Своему Божественному естеству Владыка Христос не описан, и неописуем, и выше всякого человеческого умопредставления, и слова, и образа, но Своим воплощением, Своим вочеловечением Он благоволил описать Себя, вообразовать Себя в человеческий образ, вместить Себя в человеческое тело и тем самым стать видимым образом, видимым изображением, видимой иконой невидимого Бога, Церковь богодухновенно сказует это благовестие в своих благодатных молитвах: «Естеством неописанный Божественным Твоим сый, на последняя, Владыко, воплощся, изволил еси описоватися; плоти бо приятием, и свойства вся сея взял еси». «Неописанное Слово Отчее, из Тебе, Богородице, описася воплощаемь». Сделанный таким образом и украшенный херувимами ковчег свидетельствовал о присутствии невидимого Бога, поощряя верующих к благоговению перед Богом и к рачительному исполнению Его заповедей. Он окрылял их души к молитвенному воспарению к Богу, к деннонощному херувимскому служению Господу. Тем паче что евреи благоговейно чтили святых Ангелов как блаженных Божиих служителей и своих заступников, посредников, помощников (см. Быт.3:24, 24:7, 28:12 ; Нав.5:13–15 ; 2Цар.24:16 ; 4Цар.19:35 ; Иов.33:23 ; Пс.17:11, 33:8, 90:11 ; Ис.37:36 ; Иез.10:2–22 ; Дан.3:54, 6:22, 7:10, 8:11, 10:13, 12:1 ; Сир.48:24 ; 1Мак.7:41 ; 2Мак.15:22 ). Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и расточатся враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым ( Чис.10:35–36 )! Когда же израильтяне, предводимые Иисусом Навином, потерпели поражение от гаитян, Иисус разодрал одежды свои, и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним, и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, – на что Господь явился ему и повелел, что надлежит ему сделать, дабы устоять перед своими врагами ( Нав.7:6–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Духа на Апостолов постоянно воздается в Церкви Православной в день Пятидесятницы Богопоклонение и прославление Св. Троице. Ап. Петр в проповеди слова Божия к многочисленному народу в день Пятидесятницы, объясняя явление огненных языков Апостолам, между прочим говорил: Сего Иисуса воскреси Бог, Емуже вси мы есми свидетели. Десницею убо Божиею вознесеся, и обетование Святаго Духа прием от Отца, излия сие, еже вы ныне видите и слышите ( Деян.2:32–33 ). В са мый же день Св. Троицы 3,000 из слушателей Ап. Петра приняли слово Божие и крестились во имя Отца и Сына и Св. Духа ( Деян.2:41 ). Так и сотворение и искупление и освящение мира совершилось любовью Бога Отца, пославшего Спасителя на землю, благодатью Сына Божия, искупившего человеков, и наитием Св. Духа, освящающего верующих ( Деян.2:17 ). Посему день Пятидесятницы есть торжество и в славу Бога Отца, от Которого Дух Святый исходит, и Бога Сына, Который послал Духа Святого от Отца, и в славу Духа Святого, видимо сшедшего на св. Апостолов и учеников Христовых. Из последующих веков и особенно IV сохравились до нас многие свидетельства прославления Св. Троицы, доныне воздаваемого Ей Православною Церковью всегда особенно в день Пятидесятницы. Таковы молитвы св. Василия Великого , читаемые доселе в Пятидесятницу, поучения св. Григория Богослова 620 , Иоанна Златоустог о 621 и других, произнесенные ими в день Пятидесятницы. В молитвах св. Василий Великий между прочим говорит: «Владыка всех в последний и великой спасительный день Пятидесятницы показал нам тайну Святыя Единосущныя Троицы и наитие и пришествие Св. Духа». Торжество дня во славу Пресв. Троицы начинается всенощным бдением, на котором чтения из Св. Писания относятся к великому событию, в день св. Троицы воспоминаемому. На вечерних чтениях или паримиях сего праздника Церковь обращается от события новозаветного к древним его преобразованиям и обетованиям о нем, указывая сим самым на внутреннюю связь заветов ветхого и нового. В первой паримии из книги Числ предлагается повествование о ниспослании Духа Божия на семьдесят старейшин Израильских во время странствования народа Божия в пустыне ( Чис.11:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

И сделай священные одежды брату твоему для славы и благолепия..., для посвящения его, чтобы он был священником Мне. Вот одежды, которые они должны сделать: наперсник, ефод 3 , верхняя риза, хитон 4 стяжной, кидар 5 и пояс... Сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы и головные повязки, сделай им для славы и благолепия. И облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и посвяти их, и они будут священниками мне... И сделай миро для священного помазания... Помажь Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. А сынам Израилевым скажи: это будет у меня миро священного помазания в роды ваши. Тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте (сами себе) подобного ему. Оно – святыня: святынею должно быть для вас. Кто составит подобное ему, или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего“ ( Исх. 28: 1–4, 40–41. 30: 23–33. 40: 12–16 ). 4) Какими правами пользовалось ветхозаветное священство, которыми не могли пользоваться миряне? Во-первыхъ, – правом учить народ истинам веры. «И сказал Господь Аарону... Это вечное постановление в роды ваши, чтобы вы могли отличать священное от несвященного и нечистое от чистого и научать сынов Израилевых всем уставам, которые изрек им Господь чрез Моисея“ ( Лев. 10: 9–10 . Иез. 44: 23 ). «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа“ ( Мал. 2: 7 ). «Левиты слова Твои хранят и завет Твой соблюдают; учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля“ ( Втор. 33: 9–10 ). Во-вторых, – священнодействоватъ; это право принадлежало только им. «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять перед Господом, служить Ему (и молиться) и благословлять именем Его, как это продолжается до сего дня, потому нет Левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его“ (Вт. 10: 8–9). «И ты и сыны твои с тобою наблюдайте священство ваше во всем, что принадлежит жертвеннику и что внутри за завесою, и служите; вам даю Я в дар: службу священства, а посторонний, приступивший, предан будеть смерти“ ( Чис. 18: 1–7 и 21–23. 3: 10).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Исаия, напр., говорит: «Кто уразумел Дух Господа и был советником у Него и учил Его» ( Ис.40:13 )? Ясно, что хотя здесь – речь о духе Господнем, но о духе, как свойстве Божием, заключающемся в духовности Его природы и соединенных с ней разного рода частных духовных свойствах, напр. свойстве разума, ведения и премудрости. Также когда Иов говорит: «Дух Божий создал меня и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» ( Иов.33:4 ), или: «Доколе еще дыхание во мне и Дух Божий в ноздрях моих, не скажут уста мои неправды» ( Иов.27:3,4 ), то ясно, что наименованием Духа Божия хочет обозначить в Боге не более, как одну его зиждительную и животворную силу, проявляющую себя в мире (снес. гл. 34, 14). В подобном же смысле (без знания троичности лиц в Боге) ближе всего могло быть понимаемо и у Псалмопевца неоднократно употреблявшееся наименование Духа Божия, когда напр. говорил: «Словом Господа сотворены небеса и Духом уст Его – все воинство их» ( Пс.32:6 ; Снес. Ис.11:4 ; 2Сол.2:8 ) 343 , или взывал к Богу: «Пошлешь Дух Твой – созидаются» ( Пс.103:30 ), «Духа Твоего святого не отними от меня... Духом владычественным утверди меня» ( Пс.50:13,14 ). То же самое может быть замечено относительно тех мест Писания, в которых изображается Бог то сообщающим Дух Свой помазанникам ветхозаветной церкви ( Быт.41:38 ; Исх.31:3 ; Чис.11:17,25 ; 1Цар.16:13 ; Ис.63:11 ), то обещающим в будущие времена излить Свой животворный Дух на дом Давидов и на все народы ( Ис.32:15; 44:3 ; Иез.39:29 ; Иоил.2:28 ). Но есть в ветхозаветном Писании и такого рода места, в которых Дух Божий изображается настолько олицетворено, что при этом весьма легко может возникать мысль о Нем, уже не как о свойстве только или силе Божией, предполагающих только позади себя личную природу божественную, а как о самостоятельном лице, действующем из себя и от себя. Так Бытописатель, упомянув о том, что в начале сотворил Бог небо и землю и что земля была безвидна и пуста, замечает, что «Дух Божий носился над водою» ( Быт.1:2 ), указывая выражением «носился» на ту плодотворную силу и то живоносное действие, какие являл Дух Божий в отношении к нестройной и неупорядоченной мировой массе.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010