Жаль, что в летописи не говорится, кому пел архиепископ молебны; если самой Гликерии, то молебны и означали бы установление празднования (и так как говорится о пении одних молебнов, и не говорится о пении панихиды или панихид: то как будто за вероятнейшее должно быть принимаемо, что молебны самой Гликерии). 210 См. рассказ Варлаама, присоединенный к Григориеву житию Евфросинии, в Лаврск. ркп. 664, л. 444, также у Строева, в Библиолог. Словаре, стр. 71. 212 См. Бычкова Описание сборников Публичной Библиотеки, стр. 99. – Монахи Иосифова монастыря своим соборным определением от 30-го Мая 1589-го постановили праздновать у себя Иосифу три раза в году: 13-го Февраля, в день его пострижения в монахи, 1-го Июня, в день прихода на место Волоколамского монастыря или в день основания последнего, и 9-го Сентября, в день его кончины, – ibid. 214 Y Cmpoeba ibidd. (Волоколамск., ркпп. 379, д. 160 об., и 381, л. 1). – Мощи преп. Иосифа не были открываемы и до настоящего времени остаются под спудом. 215 Kapaмз. IX, прим. 612, Ключевск. стр. 801. В уставе Московского Успенского собора первой половины XVII века замечается о службе Антонию: «слог худ, ему пети лучше по общей минеи», – Русск. Историч. Библиотеки, издаваемой Археогр. Комиссией, m. III, col. 39 fin. 218 См. Историко-статистическое описание Смоленской епархии, стр. 311. – Мощи преп. Аркадия, обретенные в 1677-м году, в настоящее время под спудом, – ibid. 219 Никон. лет. VIII, 11, Новый летоп. в XVH кн. Времени, стр. 28, Псковск. 1-я лет. в Собр. лет. IV, 320. 221 См. житие князя Романа, напечатанное в Ярославских Епархиальных Ведомостях 1889-го года, 48 и 49. и отдельной книжкой; у Ключевск. стр. 316 sub fin. и преосв. Макар. Ист. X. 65 (Летопись о многих мятежах, стр. 43. Новый летописец и во Времени, кн. XVII, стр. 44, Лаврск. ркп. 628, л. 88, у Строева стр. 242). 222 О мощах святителей Гурия и Варсонофия, в каком положении были они обретены, читается в сказании об их обретении, принадлежащем самовидцу и совершителю последнего, митрополиту Казанскому, последующему патриарху, Гермогеву: «Вскрывше гроб Гуриа архиепископа и видехом дивно, ею же не надеяхомся, рака бо бе святого полна благоуханна мира, мощи же святого Гуриа аки губа ношахуся, части же ни единой погружене бывши: нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми, токмо мало верхния губы тление коснуся, прочия же уды его целы быша (благоуханное же честное и святое миро устроиша в сосуд нов)...

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

945. Никитинский или Никитский – Белозерский, мужской, ныне погост Никитинский Монастырь, Новгородской губ., Кирилловского у., в 10 вер. к зап. от Кирилова, на прав. берегу р. Шексны. Делается известным к концу XV ст. и должно предполагать, что ему бладетельствовал в XVI ст. кн. Андр. Ив. Старицкий, который основал в 1544 г. Горицкий Воскресенский женский мон., лежащий на противоположном берегу в недальнем расстоянии. При упразднении его в 1764 г. в нем было 2 церкви великомуч. Никиты и Благовещения, но ныне здесь только одна св. Никиты, построенная в 1810 г. “Ист. Рос. Иер.», V, 186; Ратшин, 403; “Новгор. сборн.», I, 201 (неправильно показан в Белозерском у.); “Памят. кн. Новгор. губ. на 1858 г.», прилож., 74 (тоже самое); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей», 122, 85; “Акты Археогр. Эксп.», 286 (Богом. Гр. 1639 о рожд. царев. Вас. Мих.; здесь, между прочим, упоминается м-рь Горы Никитский девичь, а следует читать Горицкий девичь и Никитский), 302 (Гр. 1641 г. о присылке в Москву старцев отличн. жизнью и знан. грамоте; здесь назван Никитскою пустынью); IV, 56 (Гр. 1652 г. об отправл. сорокоуста по патриар. Иосифе); “Дополн. к Акт. истор.», IV, 14 (Память 1655 г. о сборе лошадей; здесь назван: Никитский м-рь, что в Федосьеве городке), 32 (Отписка 1656 г. о сборе денег); “Акты юридич.», 421 (Духовн. 1568 г. Мясоеда Вислого); “Собр. госуд. грам. и договор.», IV, 128 (Постановл. 1681 г. о содержании архиереев); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 46; Калачов, “Писцов. кн. XVI ст.», I, Отд. 2, 411, 414, 415. 946. Никитинский с Поля или Микитьева пустынь, мужской, ныне церковь за Покровскою башнею в гор. Пскове, на берегу р. Великой. Первые сведения о нем относятся в летописях к 1442 г.; в 1-ой Псков. летописи сказано: «поставиша другую церковь св. Саввы, в Микитьевой пустыни», а в скобках вариант другого списка «на Многи реки», и во 2-ой Псков. летоп. прямо говорится: «Тогда поставиша другую церковь св. Савву в Микитьеве м-ре“. Вариант «на Многи реки» может относиться к Саввиной пустыни, существовавшей в Псковск. уезде, но известие это опровергается 2-ою Псков. летописью. Затем под 1470 г. значится: «Того же лета заложиша церковь каменну в м-ри св. Никиты», а несколько ниже: «Того же лета свершиша церковь в м-ри св. Никиты; а взяша мастеры дела своего мзду 20 руб. серебром». В 1581 г. при осаде Пскова Баторий наблюдал отсюда за ходом действий своих войск. Упразднен в 1764 году. “Полн. собр. лет.», IV, 212, 235; V, 30; “Ист. Рос. Иер.», V, 191; Строев, “Спис. иер. и наст.», 405, 35 (строит. Варсонофий 1654 г.), 409 (черн. поп Сергий 1630 г.); Князев, “Указат. достопам. Пскова», 35; Макарий, “Ист. Р. Ц.», IV, 205; “Чтения в И. Общ. ист.», 1870 г., I, смесь, 4 (Следств. дело 1631 г. о кн. Дм. Мих. Пожарском; черн. поп Сергий); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 408 (в 1730 г. возобновлен и всякими потребами удовлетворен); Василев, “Ист. стат. указатель г. Пскова», 55, 38, 158.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

19. Свм. Патрикия, еп. Прусск., Акакия, Менандра и Полиена; пр. Корнилия, комельск. чуд.; м. Калуфа, пр. Иоанна, еп. готфск., св. благов, кн. Иоанна (Игнатия) угличск.; пр. Сергия шухтемск., Корнилия палеостр. 20. Обр. мощ., св. Алексия, митр. моск. (1431 г.); Фалалея, муч. Аскалона, Астерия, Александра; п. Довмонта, кн. псковск. 21. Св. вел. царей равноап. Константина и матери его Елены; княз. муромск. Константина, Михаила и Феодора; п. Кассиана углич. Сретение ик. Б. М. Владимирской; свят. Василия, еп. рязанского; п. Аганита маркуш.; прим. Пахомия; ик. Б. М. Оранской. В 312 г. во время похода на Максентия, правителя некоторых западных областей Римской империи, император Константин и его войско увидели на небе крест, сияющий звездами, с надписью: «сим побеждай», и действительно победили. Так образом, Сам Бог указал нам знамение победы, честный крест, а наши сектанты отвергают его. 22. М. Василиска; ик. Б. М. «Умиление»; п. Иакова; воспомин. св. отцов 2-го Всел. собора (381 г.). 23. П. Михаила исповедн., еп. синадскаго; обр. чест. мощ. св. Леонтия, еп. рост.; преп. Михила черноризца. пр. Еефросинии девицы, княжны полоцк.; Паисия. 24. П. Симеона столпника, иже на Дивной горе: пр. Никиты столпника, переяславского чудот.; мучч. Мелетия стратилата, Стефана, Иоанна и с ним 1218 воинов с женами и детьми, Серапиона египтянина, Каллиника волхва, Феодора и Фавста. 25. 3-е обретение главы Иоанна Предтечи (850г.); свм. Ферапонта, еп. кипрского. День рождения Государыни Императрицы Александры Феодоровны. 26. Св. ап. Карпа и Алфея; св. муч. Георгия нов.; мучч. Аверкия и Елены; пр. Иоанна психаита, исповедника, обретение мощей пр. Макария, игумена калязин. Ик. Б. М. Селигерской. 27. Священномуч. Ферапонта сардийск.; обр. мощ. Нила столб, чуд.; мц. Феодоры девицы и Дидима воина; пер. мощ. св. трех святит. Киприана, Фотия и Ионы, митр. киевских и всея России чудотв., пр. Ферапонта, белоез. чудотворца, Ферапонта монзенск. 28. Пр. Никиты, еп. халкид.; св. Игнатия еп. ростовск. чудотв., муч. Елладия; св. Евтихия еп. мелетинского; мц. Еликониды; п. Софрония (болг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

зде же в конце известия об избиении врагов Ангелом, составитель для того, чтобы подчеркнуть рассказ очевидца, два раза говорит одно и то же: обретохом много трупия избиеных мертвых лежаща; остаток же их побеже посрамлени (ср. Новг. I лет.); шсажени в граде; почюдишася стражие «.силе немецкой вм. почюша стражие; обоих множество велми; со множеством вой своих вм. во мнозе дружине; воя вел. кн. Александра вм. мужи Александровы; обои полцы: полкы Божия вм. полк Божий; силою Божиею вм. помощью Б.; «а иных вода потопи» прибавлено по поводу судьбы Немцев после Ледового побоища (ср. Новг. IV); се же рькли Немци... предаст (вм. даст); възвратившю же ся вел. кн. Александру вм. и възвратився кн. А.; опущено: господину; свободити град Пьсков от иноязычных и от иноплеменник; забыша благ Бога своего; из работы Египетския Моисиом, се же вам глаголю: аще кто приидет и напоследок рода его великих князей, или в печали приедет к вам жити в Псков, и не приимете его, или не почтите его, наречетеся вторая жидова – ср. Псковск. II лет. под 6750 г. К тем пределам, до которых доходил слух об Александре, составитель списка придумал новые названия: от моря Варяжьского и до моря Поитьского и до моря Хупожьскаго и до страны Тиверийскыя и до гор Араратских, об ону страну моря Варяжьского и гор Аравитьских даже и до Рима Великого. Но он не довольствуется этим, а выдумывает еще новую амплификацию: распространи бо ся имя его пред тмы тмами и пред тысящи тысящами, и тако прииде к Новугороду с великою победою. Далее: начаша их вязати конем к хвосту и ведоша с собою безбожных Литву вм. вязаху ко хвостом конь своих; некто царь со восточныя страны силен присла послы своя к великому князю Александру вм. в то время некто царь силен на восточной стране и покори ему Бог многи языки от востока и до запада, той же царь слышав, такова кн. Александра славна и храбра, посла к нему послы; «покоритесь державе моей, но аще хощеши соблюсти ныне... честь и славу царства моего»; словам Моавитянок придается значение специальной угрозы: молчи! великий князь Александр едеть: в силе тяжце вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

248 Содержание описания, состоящее из ответов на теже вопросы, что и в описаниях вологодских монастырей (см. стр. 104–106 и соч.), передавать не находим нужным. 249 Сведения о библиотеке псковского Печерского монастыря заимствуем из ст. М. Миротворцева: «Псково-Печерский монастырь» (Памятная книжка псковской губернии на 1860 г., стр. 22). Один из синодиков Псково-Печерского монастыря передан м. Евгением в киево-софийскую соборную библиотеку (см. 373). 250 По сообщению Миротворцева, «жалованные грамоты монастырю в недавнее время утрачены» (ib.) и, стало быть, остаются известными науке, только благодаря нашему высокопреосвященному автору. 251 С таким же почти заглавием есть рукопись в музее археологической коммиссии при псковском, губернском статистическом, комитете (см. «Опись рукописей и книг музея», Шляпкина, Псков, 1879 г., стр. 91). Она издана в Чтен. общ. истории и древн. росс., 1847 г., 7, и в Псковск. губ. вед., 1876 г., 44–47 и 51, и 1877 г. 1, 2, 6 и 9 (отдельный оттиск 1878 г.). 252 Так, преосв. Евгений пропустил настоятеля монастыря Тихона (1501 г.); настоятельство Иоакима полагает с 1594 г. (стр. 55) в 1593; приписных к монастырю церквей насчитывает (стр. 20–21) менее их действительного количества. 253 Как эти, так и все вообще надписи, известные преосв. Евгению и порою сообщаемые на страницах Истории княж. псковского, могли быть или им самим списываемы, или, что вероятнее, кем-либо из местных обывателей («уездные» и «епархиальные» сведения). 256 Несколько «свитков Святогорского монастыря» (выписи на вотчины, грамоты и пр.) хранится теперь в «музее археологической коммиссии при псковском губ. статистич. комитете» (Шляпкин, стр. 41–43). 258 Несколько актов, грамот и пр. («свитки») она найдет в музее археологии, коммиссии при псковском губ. статистич. комитете» (Шляпкин, стр. 43–46). 259 Доселе рецензент (вероятно сам издатель «М. Т.» – Н. А. Полевой) говорил только о двух первых частях «Истории княжества псковского», вышедших немного ранее третьей и четвертой частей, о которых речь идет далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

В Уставе память преподобного не показана; в Месячной Минее 1868 г. эта память указывается, но нет службы и даже тропаря и кондака. Препп. пустынножителей Андреа, Иракламвна (Ираклемона) и подвизавшихся в пустыне Египетской в IV в. (см. 2 дек.). Преставление пр. Ohyфpiя Мальского. Пр. Онуфрий, называемый в рукописных святцах новым чудотворцем, основал обитель Рождества Богородицы на Малах, в 4 вер. от Изборска (Псковск. губ.). Он мирно скончался в 1492 г. Мощи его под спудом в бывшей монастырской, ныне приходской, церкви. – Препп. Ohyфpiя и Abkcehmiя, основателей Перцовой пустыми, в 35 верстах от г. Вологды, в конце XV и в начале XVI в. Мощи их под спудом в Троицком храме их обители, ныне приходском. – Препп. Bacciaha и Пертоминских, Соловецких. Ученики игумена Соловецкой обители св. Филиппа (потом митрополита Московского), посланные в 1561 г. на твердую землю за известью, они, застигнутые бурей у берегов Северной Двины, утонули, тела их, выброшенные волнами на восточный берег Унской губы, были погребены крестьянами. По особенному видению и вследствие чудес на их могиле, потом устроена была Пертоминская обитель (см. Архан. еп.). Обретение мощей их, почивающих в обители под спудом, празднуется 5 июня. – Преставление пр. Стефана Озерского или Комельского. Родом из Вологды, сын благочестивых и знатных родителей, получивший соответствующее образование, он в юности тайно оставил родительский дом и, принявши иночество в Глушицком монастыре, для уединения удалился на берег Комельского озера и там в густой лесной чаще поставил себе келью; потом, с разрешения Московского митрополита, устроил обитель во имя св. Николая (в 1534 г.), названную Озерской или Комельской (при истоке реки Комелы, в 35 вер. к югу от Вологды). Скончался преподобный в глубокой старости, в 1542 г. Вскоре после кончины святость пр. Стефана ознаменована была чудесами. Мощи его почивают под спудом в его обители (см. Волог. еп.). 13 . Д. Св. муч. Дочь благочестивых христианских родителей, живших в Финикийском городе Вивле, св. Акилина с детства была научена ими правилам христианской веры и благочестия и при Диоклетиане была обвинена в проповедовании веры Христовой среди своих подруг. За исповедание себя христианкой и отказ принести жертву идолам, она «многовидныя болезни» и «язвы» претерпела от мучителей (в 239 г.). «Смотряя свыше», «чудяшеся лик ангельский» терпению чистой и непорочной мученицы. Твердость мученицы еще более озлобляла мучителей. Когда св. Акилина, после жестоких биений, упада в изнеможении на землю, она сочтена была за мертвую и выброшена за город. Ночью чудесно исцеленная ангелом, она явилась к правителю и осуждена была им на смерть. Смерть однако же по ее молитве последовала раньше казни. Впоследствии мощи ее были перенесены в Константинополь. (Сн. 7 апр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Граф Л. Толстой, очевидно, симпатизирует юродивому и матери Иртенева, считающей юродивого «Божьим человеком». 239 Горсей не раз посещал Россию и между прочих во второй половине XVI в. был в качестве посла королевы Английской Елизаветы. См.: Рущинский Л.П. Религиозный быт русских по сведениям иностранных писателей, XVI – XVII вв., с. 16. 240 Очевидно здесь идет речь о Николе Псковском Салосе, как на это прямо указывается у нашего историка Карамзина. Последний, приводя это свидетельство Горсея, делает некоторые к нему пояснения, не лишенные интереса. История передает в известиях Горсея следующее: «Никола сказал царю: если ты возложишь руку хотя на единого из жителей богоспасаемого града, то Всевышний поразит тебя своею молниею, – и небо, к ужасу тирана, омрачилось тучами». Но это было зимою, замечает Карамзин, в феврале на 1 неделе Великого поста, по словам Псковск. летоп., – а зимние тучи не громоносны! См. История государства Российского, т. IX, примеч. 297 и 298. 242 Нужно полагать, здесь разумеется Иоанн Блаженный Московский, современник Годунова ( 1589 г.). 243 Не подле дворца, а в Китай-городе, на Красной площади, при храме святой Троицы, был погребен блаженный; в 1544 г. на месте этого храма построен Покровский Собор и вследствие «многоразличных чудес от гроба святого» в 1588 г. пристроен к сему собору храм его имени, отчего и самый собор этот известен больше под именем храма Василия Блаженного. 244 Описание путешествия Антиохийского патриарха Макария в Россию составлено его спутником – архимандритом Павлом. Патриарх Макарий прибыл в Россию в 1654 г; оставались здесь Сирийские путешественники около двух лет. Там же, с. 22 – 26. 246 Некто юродивый Доментиан был призван еще до рождения Иоанна Грозного матерью сего последнего царицею Еленою: «Великая княгиня Елена вопроси некоего мужа юрода, именем Доментиана, глаголя: «Что имаи родити?» Он же яко юродствуя глаголаше: «Родитси Тит, широкий ум»», и – в 1530 г., 25 августа в 7 часу ночи – действительно родился сын Иоанн, «столь славный добром и злом в нашей Истории», – замечает Карамзин (т. VII, с. 97 и примеч. 308). 248 Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря Пелагии Ивановне Серебрениковой. Тверь, 1891.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что касается до того, что в грамоте Всеволод называет себя великим и самодержцем, упоминается в ней о рубле, полтине и архимандрите юрьевском, то сие могло зависить от переписчиков и поправщиков; так как подлинной грамоты не дошло до нас, хотя настоятели Юрьева монастыря, называясь до 1299 года игуменами своего монастыря, назывались вместе и по другим актам архимандритами, т. е. главными настоятелями новг. монастырей. Но принимая во внимание усердие предков к храму Божиим и точность исполнения данных им завещаний, особенно богоугодных, должно принять, что распоряжение Всеволода о Предтеч. церкви, хотя бы устно от сего князя изъявленное, потомками свято сохраняясь, в глубокой же древности под именем его предано писанию дошедшему до наших времен. Ср. Дополн. к Акт. Истор. Т. I в конце прим. 3. 743 А диакону, по грамоте св. Всеволода, положено служить только в воскресные и субботние дни у Иоанна Предтечи. 744 Под весом вощаным разумеется сбор денег за весы, при продаже и покупке воска и меду. Самые весы находились в церк. притворе. 746 Преимущества Предтеченской церкви, согласно с грамотою Всеволода, обстоятельно изложены в Христ. чтен. за Январь 1856 год, стр. 43–45, а на стр. 45 и 46 изложены права ее вместе с новг. Софийским собором по другой грамоте Всеволода, напечатанной в повести о начале и основании Псковск. монастыря, Псков. 1849 г., стр. 98–104. 747 По другому списку грамоты полагалось владыке в день праздника рубль, наместнику сукно ипьское и 20 пуд. меду; дворецкому сукно ипьское и 20 пуд. меду, тиуну сукно тумаское и 5 пуд. меду, настоятелю Юрьева монастыря сукно ипьское, игумену Антониева монастыря полтину (денег), с пошлиною от него 20 колачей 40 хлебов, капусты и уксусу. Стр. 5. А по уставу князя Всеволода о церковных судех, и о людех, и о мерилех торговых, старосте иванскому велено выдавать пошлину вместе с новг. Соф. собором и епископом и, в частности, некоторые штрафы получались церковию вместе с Соф. собором и Новгородом. «Попу иванскому русская пись с борисоглебским на пол (пополам), а сторожу иванскому русской порочицы пятно, да десять конюхов соли; – треть живота святей Софии, а другая треть святому Иоанну, а третья треть соцким и Новгороду». Повесть о начале и основании Печерского псковского монастыря. Москва 1807 года, стр. 95–105 и Псков. стр. 98–104, 1849 г. 753 Александр архиепископом новгородским был с 1577 до 1589 года, а с 1589 до 1591 митрополитом. (Ист. Росс. Иерарх. ч. 1, стр. 187 по 2 изд.). След. роспись новг. ружных церквей, хранящаяся в новг. Соф. библиотеке, должна быть писана между 1577 и 1589 годами; а по другим отметкам на росписи видно, что она писана после 1584 года. О равенстве оклада XII в. с окладом XVI века для Предтеченской церкви, во Времен. Моск. Ист. Общ. 1855 г. кн 23. Смесь стр. 37–40. Самая роспись напечатана во Временнике того же Общества кн. 24. Смесь стр. 31 и 32.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Следует спросить раскольников, о каком недостоинстве говорят приведенныя слова! Если о нравственном, то за таковое не должно отделяться от епископа (13 пр. второперв. соб., 121 пр. Номокан.) чтобы не уподобиться принадлежащим «к окаянной вере» (посл. Антония, патр царегр. «о стригольниках» – в «Полн. Истор. известии о др. стриг.» прот. Иоаннова стр. 9 изд. 1855). Доказать же, что все епископы уклонились в ересь, раскольники не могут (Злат. бес. на Мф. ч. 3, стр. 504, 618, кн. о Вере л. 59, об. Злат. На Ев. Ин. ч. 2, стр. 383, 356:374). Ссылаются на слова преосвящ. Иринея Псковск. (Толк. на прор. Иосию гл. 1, стр. 10). Следует указать на другие творения преосв. Иринея: напр. Толк на Псалтырь пс.5:1, пс.45:7, пс.82:45, пс.116:2). Ссылаются раскольники на Петра Хрисолога (ч. 1, л. 19) и Толк. Еванг. (нед. 23). Но Корабль – Церковь никогда не лишится своего первоначального вида и устройства, не лишится и пастырей, и только на этом корабле возможно получить спасение (Злат. на разн. мест. свящ. Писания ч. 1, стр. 235, Б. Катих. л. 121 об.). Даже некоторые из раскольнических писателей видят в словах Петра Хрисолога учение о вечности и неизменяемости Церкви (В. Механиков: «Историко-Канон. обозр.» л. 141). Ссылаются на Викентия Лиринского : «Пояснител. записки» гл. 3: «как поступить хр. кафолику.., если зараза покусится пятнать всю Церковь ». Следует объяснить, что диавол покушался искусить даже и Господа, но не искусил, а был сам побежден от Искушаемого: так будет и с Церковию, глава которой есть тот же Господь. Затем прочитать слова св. И. Златоуста (Бес. на раз. места свящ. Пис. стр. 41–43). Ссылаются, далее, на слова – а) Евангелия: Мф. зач. 10; б) Мк. зач. 42, в) Мф.8:20 , г.) Никона Черногорца л. 382–383 (о неседении Иуды на апост. престоле), д) там же сл. 7, л. 48: («извержем... епископа»), е) беседы апостольские: «лучше ни от единаго водиму быти, нежели от злаго водиму быти», стр. 3114, ж) слова св. Ефрема Сир. сл. 83, л. 190 и, наконец з) на слова кн. Кирилловой: «мощно быти и без них» – епископов (л. 502).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

107. Св. Геннадий , знаменитый оберегатель и защитник православия против жидовствующих. «Савватий егда на Валааме был, аз у него ученик, а он мне старец был», говорил он сам игумену Досифею, заставляя его составить записки о житии начальников Соловецких Зосимы и Савватия. В 1485 г., из Чудовского архимандрита, он возведен на кафедру Новгородского архиепископа, и в сем сане действовал для пользы св. церкви с апостольскою ревностью и самоотвержением. Действия его против жидовствующих, ясные и по его сочинениям, ставят имя его в число великих пастырей церкви. Такова же была ревность его к тому, чтобы удостаивать священства людей понимающих веру и звание священства. Сколько перенес он огорчений от одних псковитян! В 1485 г. прислал он им «благословенную грамоту» и подарки пастырской любви. Но когда в том же году отправил он боярина своего сделать опись храмам и монастырям, псковичи «не вдались в волю его». После того они возмутились против самого великого князя. Геннадий принужден был ехать к ним, и «пришед на вече, народ благословил и многа словеса учительная простер вдаст грамоту». В 1495 г. пробыл он во Пскове целый месяц. Но когда по долгу своему он опять прибыл во Псков: «и они не велели своим попом с ним служити, а проскурницам проскур печи». (Псковск. и Ростовск. лет.). Против ревностного святителя очень много было недовольных, или точнее, виновных. Донесли, будто он одних священников без вины лишает сана, а других ставит за мзду. Это было не более, как клевета, которою прикрывали свои вины. Но святитель (24 июня 1504 г.) отказался от кафедры (Акт. эксп. I, 489), и (в 1506 г.) скончался в Чудовом монастыре. Здесь удостоился он чести быть положенным на том самом месте, где почивали мощи святителя Алексея. Сочинения его, как и пастырская деятельность, обращены преимущественно против жидовствующих. Послания его по сему предмету: а) К Нифонту епископу Суздальскому (в янв. 1488 г.), с изложением следствия о еретиках (Карамз. VI, пр. 3 2 4 ; Толстого II, 341). б) Обширное послание к митрополиту Зосиме (1490 г.), с просьбою принять должные меры против жидовствующих и с объяснением безобразия их действий (Акт.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010