Впрочем, в последнем случае возможно и другое толкование: Семсотов – состоятельный человек, обладавший названной суммой (700 руб.) или плативший налог с соответствующего имения. Имущественная характеристика обладателя присутствует, по-видимому, и в прозвищах, от которых образованы фамилии Семиволов, Семикозов, Семикобылка и т. п. Фамильные прозвания Семикость и Семиус сообщают детали портрета их первых носителей – худого, костлявого или волосатого, заросшего усами и бородой. Семериков, как и Пятерников происходят от терминов, употреблявшихся в рекрутском уставе, – семерник и пятерник, семья о семи или о пяти работниках. В зависимости от числа работников определялась частота поставления рекрутов от топ или иной семьи сельского общества. Фамилии Семиков, Семикин (Верхне-Чирская), Семик родственны таким как Четвергов или Пятницын (Грушевская), Пятницков (Кочетовская, Каменская). Семик – это народное название религиозного праздника «Духов день», который справляли в седьмой от пасхи четверг. С этим днем в народе было связано много древних, дохристианских обычаев: обряжали березку, водили хороводы, встречали весну. Родившийся в этот примечательный день, вполне вероятно мог получить имя Семик, равно как Четвергом или Пятницей нередко называли родившихся в соответствующий день недели. «В тюркских языках синонимом неопределенного множества является число сорок – «кырк» стр. 38]. Такая числовая ассоциация прослеживается и в восточнославянских языках. В частности, в русских фамилиях компонент «сорок» как и «семь» служит для выражения значения большого количества, неограниченной величины и т. п. Это можно видеть и в донских фамилиях. Сорокалет, Сороколетов (от сороколет – долговечный); Сорокобатькин, Соробатков (Нижне- Курмоярская) – от прозвища Сорокобатькин – ничейный, незаконнорожденный ребенок; Сорокопудов (Усть-Медведицкая) – от прозвища человека очень большой силы и веса, Сорокобрехов (от Сорокобрех – врун, лгун, хвастун); Сорокобратцев (от сорокобратчина, застолье, Сорокобрат – человек неравнодушный к обильным возлияниям в честной компании).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Нижний Чир. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной , Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:не ранее 1783. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Волгоградская область, Суровиковский район, ст. Нижний Чир Координаты: 48.360566, 43.086336 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о существовании деревянной Троицкой церкви в станице относится к 1709 году. В 1783 году была заложена каменная церковь в честь Святой Троицы с приделом святителя и чудотворца Николая Мирликийского, вместо старой деревянной, в честь Святой Троицы, с приделом святителя и чудотворца Николая Мирликийского. В станице к середине XIX века было уже три церкви, из которых две были бесприходские, это: Крестовоздвиженская каменная церковь, построенная в 1864 году, и Дмитриевская кладбищенская, деревянная, устроенная в 1855 году. Обе церкви были приписаны к Троицкой. Сверх того, в станице находилась Петропавловская церковь, построенная в 1874 году. Она была деревянная, обложенная кирпичом, покрыта тесом, колокольная была на столбах, однопрестольная. К этой церкви была приписана Дмитриевская кладбищенская церковь той же станицы. В ограде церкви похоронена вдова священника Зеленская Евдокия Андреевна. Источник: сайт " Духовенство области войска Донского " Нижне-Чирская станица, 2 Донской округ, Нижне-Чирское благочиние. Троицкая церковь, с 1913 г. собор. Первое здание. Деревянный храм, построенный до 1790 г., стоял на базарной площади станицы, невдалеке от каменной церкви. Освящен 24 октября 1790 г. После постройки каменной церкви деревянный храм был перенесен за пределы станицы в Бобровую балку, на его месте был установлен деревянный памятник. В 1855 г. из него была устроена кладбищенская церковь. Двухпрестольный: 1. Св. Троицы. 2. Свт. Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=56548

     Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Сегодня память Чирской иконы Божией Матери, через которую 601 год назад православным христианам было явлено заступление во дни морового поветрия - эпидемии. Из глаз Матери Божией на иконе потекли слезы. Пресвятая Богородица явила Свою любовь и сочувствие болящим, мучавшимся на одре болезни, Свою скорбь за людей. Матерь Божия являла милосердие через эту икону не только во время морового поветрия. К этой иконе шли, чувствуя Её Материнское милосердие. К Ней обращались с самыми разными просьбами и скорбями. По грехам нашим происходят такие всенародные напасти как моровые поветрия. Когда происходят? Когда «…во многих охладеет любовь» (Мф.24:12), как сказал Сам Господь. Милосердие оскудевает, сочувствие к людям, личная ответственность каждого человека за боль, скорбь, здоровье, жизнь своего ближнего. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк.12:31) – без исполнения этой Своей заповеди Господь никогда не примет от человека никакой любви к Нему. Никогда не примет Господь якобы любви к Богу, если нет в нас истинной любви к человеку. Исцеление от вечной смерти – в любви к Богу и любви к ближнему, только это исцеляет падшее человеческое естество. Другого пути к угождению Христу нам не дано.      Так же, как в далеком 1420-м году, Господь и сегодня попустил моровую язву. Мы, священники, когда приходим в больницы в так называемую «красную зону», видим обессиливших, испуганных, часто с помрачённым умом людей, лежащих в реанимации. Страшно видеть умирающих людей! Но ещё страшнее, когда люди на твоих глазах от болезни лишаются рассудка, человека, которого с земной жизнью связывает лишь кислородная маска, в безумии срывающего эту маску с лица. У него помрачился ум; он сам не свой; от слабости он не может ступить и нескольких шагов, но кричит: «Я иду домой!» В такие минуты понимаешь, какую тяжёлую болезнь враг рода человеческого наслал на людей. Большинство из вас сейчас в храме в масках не для того, чтобы самим не заболеть, а для того, чтобы не заразить стоящего рядом человека: мы можем не знать, что являемся переносчиками болезни.

http://pravoslavie.ru/140844.html

318 Крещенных чрез обливание называли в древности больными и расслабленными. Св. Киприан. Письм. к Магнусу: твор. стр. 322, Венеция, 1728 г. 319 Св. Киприан. там же. По указанному здесь поводу св. Киприан нарочито писал, что крещение не теряет силы своей и в том случае, когда совершают его над больным чрез обливание, только бы принимали его как должно, с верою. Св. Киприан. Письм. к Магнусу: твор. стр. 321. Венеция, 1728 г. 320 Неокесар. собор. прав. 12: книг. правил, стр. 135. Спб. 1843 г. Посему-то еще Корнилий, епископ римский, обличая Новата (III в.), по случаю болезни крещенного чрез обливание, говорил, что он получил священство обманом, когда, как клиник, не мог получить его, и что епископ рукоположил его вопреки общему голосу клира и народа, не желавшего, чтобы священником был человек, крещенный чрез обливание (Корнил. Письм. к Фабию: Евсев. Церк. истор. кн. 6, гл. 43, стр. 389–390. Спб. 1848 г.). По тому же самому и у нас, когда в Пскове, по смежности его с владениями немецкого ордена и с Литвою, побрился (XIV–XV в.) обычай крестить чрез обливание, митрополиты всероссийские: Киприан и Фотий обличали за такое крещение псковское духовенство, как отступившее от обычая Церкви вселенской – крестить чрез погружение. Посл. митр. Киприан. псковск. духов. и Посл. митр. Фот. псковск. посадн. и духовенству: акт. истор. т. 1, стр. 17. 68. Спб. 1841 г. 324 Собор. тридент. Засед. 7, прав. 3 и Засед. 23, прав. 7. Впрочем, с пятнадцатого века у латин стали дозволять и ныне дозволяют иногда совершать Миропомазание священникам; но дозволение это дается у них не при рукоположении во священника, а впоследствии времени, по требованию обстоятельств, и епископы почитаются у них обыкновенными (ordinarii), а священники – внеобычными (extraordinarii) совершителями Миропомазания. Перрон. Богословск. чтен. т. 2, стр. 296. Брюссель, 1848 г. 325 Вследствие такого учения, поскольку епископ может посещать паству свою не всегда, многие из латин до глубокой старости остаются не миропомазанными и даже умирают так, а между тем допускаются до св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

2 . Диаконы занимали должности десятских при поповских старостах (полагаю это то же, что наши помощники благочинных). Вот об этом свидетельства: при патриархе Иове в 1504 г. определено собором в Москве восьми старостам поповским, у которых под ведением —398— быть у каждого по 40 священников, а у них же по 4 диакона в десятских (А. Э. I 360). Приходить им ежедневно с утра в поповскую избу с десятскими, попов поучать Церк. благочинию, извещать о молебнах (А. Э. II 223) 1757 . Избираются ли и ныне помощники благочинных и из диаконов – я не знаю. 3 . Диаконам наравне со священниками принадлежало право избирать из среды себя поповских старост. В одном памятнике 1674 г. читаем: «попам и дьяконам выбирать меж себя поповского старосту и давать на него выбор за руками всех попов, и этот выбор присылать в Москву в казённый приказ» (А. Э. IV 198). Другой вопрос Ваш о положении вдовствующих диаконов находится в неразрывной связи с вопросом о положении вдовств Священников. – В первый раз запрещение священнодействовать вдовым священникам и диаконам положено было Св. Петром Митрополитом (см. Стогл. гл. 77). После Св. Петра это запрещение повторено Митр. Фотием (Стогл. гл. 78), с предписанием вдовствующим Св. Сл-м вступать в монастырь. Фотиево правило старался поддерживать во всей силе Митр. Феодосий (1461–1465 г. – Собран. Летоп. Т. V. Псковск. 2-я под 1468 годом, а Псковск. 1, под 1194 г.). Но мы должны заметить, что эти первые распоряжения едва ли касались всего русского духовенства, а не только тех местностей, куда были назначаемы, именно Новгорода и Пскова, где стригольники указывали на соблазнительное поведение духовенства, как на одну из причин отделения от Церкви. С начала XVI в. запрещение вдовым Св. Сл-м священнодействовать становится общею мерой, простирающеюся на духовенство всей России. На Соборах Московском 1503 г. и Виленском 1509 г. за- —399— прещено было священнослужение всем православным вдовым Св. Сл-м, с дозволением тем из них, которые живут во вдовстве честно, оставаться при Церквах в качестве чтецов и певцов, и с разрешением приобщаться в алтаре священникам в епитрахили, а диаконам в стихаре с орарём.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Устроение кн. Романом Ростиславичем Смоленским училищ, содержание учителей Греков и латинистов; личные занятия князя: Татищев. Кн. Михаил Юрьевич, внук Мономаха, мог говорить с Греками и Латинами на их языке, как на своем: Татищев. Суд Ростовского еп. Льва и Суздальского еп. Феодора перед имп. Мануилом: Пер.-Сузд. (1164). Пение в Ростове правым клиросом по Славянски, левым по Гречески: Ж. Петра Ордынского. Речь Кузмищи: Ипат. Греческая Надпись на мече в Оружейной Палате. Прибытие из Цареграда на Русь митр. Иоанна, Грека: Густ. Прибытие из Цареграда на Русь митр. Константина: Густ. Позволение имп. Мануила Генуезцам торговать на Руси у Азовского моря. Конюший. Трепет Византии перед Русью: Родословие Русских Государей. Пребывание в Киеве Греков: Сл. О Пол. Игор. Пользование Византиею раздорами и междоусобиями Русских (Σκϑαι): Eust. Thess. Реминисценция о нашествиях Русских (Σκϑαι): Eust. Thess. Бегство Алексея Комнина в Россию, оттуда в Сицилию; трагическая кончина его: Eustath. Thess., Nic. Chon. Новг. I, Coф. I , Псковск. I, Псковск. II. Влияние Руси на имп. Андроника: Nic. Chon., Ephr. Ростовский еп. Николай (Грек): Ипат., Пер.-Сузд. Кончина митр. Константина, Митр. Никифор (Грек?). Бегство имп. Андроника в Россию; арест и казнь его: Nicet. Chon., Ephr. Подтверждение грамоты Генуезцам, с упоминанием Русских. Замужество Евфимии Глебовны за Греческим царевичем (Алексеем Исааковичем?): Лавр., Ипат. Роспись Греками Новгородского храма: Новгор. 1 Принесение из Солуни гробной доски св. Димитрия: Пер.-Сузд. Кончина митр. Никифора. Русские Иерусалимские паломники в Цареграде: Ант. Новг. Послы кн. Романа Волынского в Константинополе: Антоний. Принесение Антонием на Русь святынь: части ризы св. Феодора Стратилата, части мощей св. Власия Севастийского, части камня, находившегося в изголовьи во гробе св. Иоанна Богослова, части Древа Креста Господня, меры Гроба Господня: Антон Новгор. Перевод “Сказания о создании святой Софии”. Митр. Матфей (Грек). Опустошение Половцами Фракии и поражение, нанесенное им союзником Византии, кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Апостол. Евангелие. (Парем. ообен.) 31 Чудотв., безсребр. Кира и Иоанна (с ними св. Мчц. Афанасии, и 3-х ее дщерей). Сл. Безмездников. – Св. Никиты, еп. Новгор., чуд. Сл. Святит. М. февруарий, или февраль. 1 Предпраздн. Сретения Господня. Мч. Трифона, Преп. Петра. Мучц Перпетуи и Филицитаты. 2 18 Сретение Господа нашего Иисуса Христа. Апостол. Евангелие. (Парем. особен.) х 3+ Св. прав. Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. Апостол. Евангелие. Прор. Азарии. Муч. Папия, Диодора и Клавдиана. Мч. Власия. х 4+ Пр. Исидора Иилусиотск. Сл. Препод. Благов., вел. кн. Георгия. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Муч.) Преп. Николая испов., игум. Студийск. Мч. Иадора. С.мч. Аврамия, еп. Арвильск. – Пр. Кирилла, Новоезерск. чуд. Сл. Препод. 5. Мучц. Агафин и Феодулии. 6. Пр. Вукола, еп. Смирнского. Мч. Иулиана. Мчц. Фавсты дев., и с нею Евиласия и Максима. – Мчц. Дорофеи и с нею Христины, Каллисты и Феофила. Мучц. Марфы, Марии и отрока Ликариона. 7. Пр. Парфения, еп. Лампсакийск. Преп. Луки, иже во Елладе. 8 В. мч. Феодора стратилата. Апостол. Евангелие. –. Прор. Захарии серповидца. 9. Мч. Никифора. – Отдание праздника Сретения Господня 19 . 10: С.мч. Харалампия, еп. Магнес. – Преп. Прохора, чуд. Печерск. Мучц. Еннафы, Валентины и Павлы. 11. С.мч. Власия, еп. Севастийск. – Пр. Димитрия, Прилуцкого чуд. Сл. Препод. – Св. благов. вел. кн. Всеволода-Гавриила, Псковск. чудотворца. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Препод.) Св. Феодоры царицы. 12. Св. Мелетия, архиеп. Антиохийск. –+ Св. Алексия митропол. Моск., всея Росии чудотворца. Апостол. Евангелие. (Парем. общ. Святит.) Преп. Марии, переименовавшиеся Марином, и преп. Евгения. 13. Преп. Мартиниана. Пр. Евлогия, архиеп. Александрийского. Св. жен Зои и Фотинии. 14. Пр. Авксентия. Преп. Исакия затворн. Печерск. – Пр. Мирона. Преп. Авраама, еп. Каррийск. Преп. Кирилла, еп. Моравского, философа, учит. Славянск. 15. Апост. Онисима, – Преп. Пафнутия и дщери его Евфросинии. 16. Муч. Памфила пресвит., Уалента диак., Павла, Порфирия, и прочих.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

после 1980, Париж, Франция), игумен. По происхождению белорус, жил в Париже, пострижен в монашество (24.2.1960), иеродиакон (1960-е гг.), иеромонах (1960-е гг.), клирик МП, приписан к храму Трехсвятительского подворья в Париже, игумен (до 1969), больше сведений о нем не имеется. Вениамин ( Матвеевский, мирское имя не установлено; дата рождения не установлена – 1942, с. Триезица, Югославия), игумен. В конце Гражданской войны эмигрировал в Сербию в сане иеромонаха, настоятель монастыря Св. Наума, игумен, заочно учился в Пастырско-богословском училище при монастыре Св. Кирика в Станимаке (19231925), член Св.-Владимирского братства, убит югославскими партизанами-коммунистами, больше сведений о нем не имеется. Лит.: Ермаков Б., свящ. Историческая записка Споменица. Вениамин ( Федченков Иван Афанасьевич ; 2.9.1880, Кирсановск. уезд Тамбовск. губ. – 4.10.1961, Печора Псковск. обл.), митрополит. Из семьи крестьян. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию (1903) и С.-Петербургскую Духовную академию (1907), оставлен профессорским стипендиатом по кафедре библейской истории (19071908), пострижен в монашество (26.11.1907), иеродиакон (9.12.1907), иеромонах (10.12.1907), рукоположение совершил митр. С.-Петербургский Антоний, секретарь архиеп. Финляндского Сергия (Страгородского) (19081910), и.д. доцента С.-Петербургской Духовной академии но кафедре пастырского богословия, гомилетики и аскетики (19101911), инспектор С.-Петербургской Духовной семинарии (15.11.1911), ректор Таврической Духовной семинарии (21.12.1911), архимандрит (26.12.1911), ректор Тверской Духовной семинарии (26.08.1913), член Всероссийского церковного собора в Москве по избранию от Тверской епархии (19171918), ректор Таврической Духовной семинарии (28.9.191720.3.1918), епископ Симферопольский, викарий Таврической епархии (18.2.1919), архиерейскую хиротонию возглавил архиеп. Димитрий Таврический в Севастополе, епископ армии и флота на Юге России при Главнокомандующем Добровольческой армией ген. П. Врангеле (19191920), член Высшего Церковного Управления на Юге России в Новочеркасске (19191920), эмигрировал в Константинополь (3.9.1920), где принял участвие в создании ВЦУ за границей (19.11.1921), начальник Пастырских курсов в Константинополе (14.9.19211922), член ВЦУ за границей ( 1921 ), а затем Заграничного Архиерейского Синода (1922), участник Карловацкого зарубежного церковного съезда (21.114.12.1921), переехал в Сербию (1922), настоятель сербского монастыря Петковица (19221923), руководитель православной миссии в Прикарпатской Руси (19231924), законоучитель кадетского корпуса в Бела Цркв (1924), переехал в Париж по приглашению митр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

правила и попирающе свою совесть, недостойнии дерзаху служити. Сие злое российстии пастырие пресецающе, повелели вдовствующим попам и диаконам не касатися Божеств. службе; презреша же разлучати чистых от оных невоздержников, ихже всегда подобает отлучати». Но поскольку в настоящее время, продолжают пастыри, в земле русской и между вдовыми Св. Служителями оказываются знающие Божеств. писание, и имеющие чистое житие; то Собор определил: отныне, если вдовых Св. Служителей совесть не укоряет ни в чём возбраняющего священнослужения; пусть они совершают богослужение: «понеже бо не жены ради поп или диакон, и не жены ради умертвия запрещаются священнодействия, но за порок невоздержания, или иных безместных дел, яже запрещают священствовати: ибо издревле священными правилами неимущии жен причетницы не запрещаются» (Дополн. к Акт. Ист. стр. 465. 493. 494. Собр. зак. Т. I стр. 709. 710). Но, разрешая священнодействовать вдовым Св. Служителям, Собор не дозволил им служить при домовых Церквах. Кроме сего они допускались к священнослужению не иначе как по особым грамотам, так называемым, патрахильными для вдовых Священников, по орарными и по стихарными для вдовых диаконов (Инстр. Патр. Адриана Попов. Старостам 10–12 Собр. Зак. 1612), Им не дозволялось также служить при девичьих монастырях (16 июля 1729 г. Синод. – в Собр. зак. 5439), Петрахильные, постихарные и поорарные грамоты отменены в 1765 г. (Собр. зак. 12379). С того времени положение вдовых священнослужителей ничем не отличается от положения священнослужителей не вдовых. Но, вероятно, от того же —401— времени остался обычай существующий и доселе – вдовых диаконов не рукополагать во Священники. Правила об этом я нигде не встречал. Но обычай держится крепко, и уничтожится, вероятно, так же, как уничтожили обычай не рукополагать неженатых во Священники – рукоположением А.В. Горского. Вот ещё несколько цитат, не имеющих существенной важности в этом вопросе: А. Э. 1, 462. – Псковск. Летоп. изд. Погодин, стр. 108. – Акт. Юридич.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В житии св. Епифания есть следующее свидетельство о чудодейственной силе крестного знамения, отвергаемого нашими сектантами. Когда св. Епифаний, в детстве своем, будучи еще не крещенным, свержен был однажды рассвирепевшим ослом и сильно повредил себе бедро, то нашедший его некоторый христианин трижды знаменовал крестом, и тем уврачевал его. Св. Герман († 740 г.), в своем сочин. «Тайноводственное совершение церковных служб и обрядов», имея в виду господствовавшее тогда мнение, что второе пришествие Спасителя последует по истечении 1000 лет от рождества Его или 6500 от сотворения мира, говорит, что архиерей выражает это мнение самым сложением перстов своей руки, когда благословляет народ на литургий, по прочтении евангелия, потому что сложение перстов благословляющей архиерейской руки, если персты переложить на числа, означает 6500. Но для того, чтобы это перстосложение могло означать число 6500, оно непременно должно быть именословное (см. подроб. в «Правосл. Собесед.» 1858 г. II 452–3 стр. и далее, а также в Руков. по обл. раск. К. Плотникова , изд. 5, стр. 94–5 и примеч.). 13. Мч. Гликерии девицы, м. Лаодикия; п. Павсикия, еп. синадск.; Георгия исповедн.; м. Александра рим.; прв. Гликерии новгор. (1522); пер. мощ. прм. Макария; п. Евоимия (груз. цер.). 14.       Мч. Исидора, Максима, блаж. Исидора твердислова, рост. чуд. (1474); п. Серапиона, Никиты печерск. Священное коронование Их Императорских Величеств. Св. Исидор, Христа ради юродивый († 1474 г.), был принят из латинской веры без перекрещивания, но считается нашей православной Церковью святым, и мощи его почивают нетленно в г. Ростове. 15. Пр. Пахомия вел. (348), св. Ахиллия, еп. ларисийскаго, Исаии, еп. рост. (1164); Исаии печерск., Евфросина псковск., Димитрия царевича; преп. Серапиона, Пахомия нерехт. Пр. Пахомий Вел. (348 г.), не будучи священником, принимал к себе на исповедь, но это не доказывает, что совершить таинство покаяния может и Простой мирянин, потому что из жития пр. Пахомия не видно, чтобы он разрешал кающихся, между тем разрешение, «даруемое от Бога иереем» (Б. Кат. л. 389 об.), составляет видотворение или сущность таинства покаяния, и без него исповедь не будет таинством (там же л. 390 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010