«Это было стремление псковичей найти защиту, и такой защитой стало Православие. Псков так и называют — город Святой Троицы. А еще чаще — дом Святой Троицы», — отметил Александр Голышев, исполняющий обязанности директора Псково-Изборского музея-заповедника. Троицкий собор. Первый храм здесь возвели здесь еще задолго до Крещения Руси. Внимательный исследователь обязательно увидит железные скобы, намертво вмурованные в темную кладку. Это первый на Руси храм, посвященный Святой Троице. Основать его велела княгиня Ольга, бабушка крестителя Руси. Здесь перед Ледовым побоищем молился князь Александр Невский. Так что эти древние камни действительно видели многое. Монах Антоний показывает нам сакральное пространство за верхним ярусом резного иконостаса. «Сюда никто не попадает никогда. Это аутентичная кладка. Оригинальная. Она не восстановленная, она была и осталась как есть. Из плитняка был построен весь Троицкий собор», — рассказал монах Антоний. К празднику собор украсили, как и следует, молодыми березами. «Люди городские отвыкают от природы, от красоты Божьего мира, и это нам напоминает, что мы здесь находимся, как в Эдемском саду», — отметил монах Антоний. Эдемом суровая псковская земля, конечно, не была. Об исторических испытаниях напоминает 600-летняя Чирская икона. Чудотворный образ, который обносили вокруг города во время всех эпидемий, не исключая нынешнюю. Одно из таких губительных поветрий унесло жизнь изборского князя Евстафия. Его саркофаг стоит в усыпальнице псковских князей и митрополитов, в самой недоступной и самой чтимой — заалтарной — части собора. В стенах собора замурованы и другие захоронения. «В этих стенах есть тайные комнаты, в которых, предположительно, покоится множество псковских князей», — рассказал монах Антоний. Воин и монах — два главных архетипа псковской земли. Исторический Псков — это не только твердыня державы, один из очагов культуры и цивилизационная граница, это важный рубеж веры. Именно отсюда Русская Церковь осуществляла миссионерскую деятельность в отношении соседних племен и народов. Но в отличие от соседей эта проповедь была не насильственной, а мирной. И сама псковская земля дала Христианской Церкви многих прославленных молитвенников, подвижников, пустынножителей и первоиерархов. И, конечно, — еще больше храмов и монастырей. Они здесь повсюду.

http://pravoslavie.ru/131693.html

Но, слава Богу, что заручился я тогда благодатной поддержкой молитвы праведницы. Покинул я тот мрачный кабинет совершенно спокойно, без всякого для себя ущерба. С той поры из «Органов» меня больше не беспокоили». Известно, старцы и старицы часто брали грехи духовных чад на себя. В то время, когда по молитвам подвижников верующим становилось легче, сами молитвенники тяжело болели. Блаженная старица Анастасия страдала от водянки, но, несмотря на болезнь до последних дней принимала верующих. По свидетельству людей посещавших старицу, по её молитвам больные исцелялись, её предсказания сбывались, она умела наставить на Путь Истинный, предостеречь от неправильного поступка и обличить. По свидетельству рабы Божией Нины, блаженная старица Анастасия впервые увидев её, лишь проведя правой рукой по её лицу, безошибочно определила, что она врач и обратилась к ней со словами: «Ты же врач, так помоги же мне, чай Господь через твои руки и даст мне облегчение». (Матушка действительно получила облегчение. ) Блаженная старица одной из женщин, приехавших с Ниной, указывая на серёжки, сказала: «У тебя в ушах-то змеи. Не носи серьги – грех…» Блаженная Анастасия отошла ко Господу в июне 1987 года. Из рассказа протоиерея Владимира Бабина: «Вспоминаю удивительный момент прощания, а это как раз было в Троицкую Родительскую субботу 1987 года, я как сейчас вижу громадное стечение народа в нашем храме. Множество людей собралось у гроба матушки Анастасии, чтобы вознести о её упокоении свои молитвы и ещё раз засвидетельствовать великую силу её благословенных подвигов и трудов… Нашему Псковскому краю Господь даровал много молитвенных людей, и матушка Анастасия, несмотря на суровые годы, открыто несла этот духовный подвиг Православия. И нам, священнослужителям, а её посещало… много священников и монашествующих, Господь вещал через неё Свою волю». Блаженную старицу Анастасию похоронили около храма Святителя Николая (в нескольких метрах от южной стены храма) в селе Палкино. В этом храме находится местночтимая икона Пресвятой Богородицы Чирская Псковская 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Жители окрестных селений, по принятому благочестивому обыкновению, берут в свои дома св. икону для молебствий. Один житель г. Карачева, имевший в своём доме больных, пошёл в пустыню, чтобы взять чудотворную икону. В его отсутствие сделался пожар; домашние прежде всего старались спасти больных, но они, к общему удивлению, сами вышли из дома совершенно здоровыми, и огонь, охватив все вокруг дома, не коснулся его. В это время была принесена чудотворная икона, и пожар вдруг стал утихать и вскоре совсем погас. Празднество сей иконе совершается 12 июля. 12.07. Троеручица – в Воронеже В Акатовом Алексеевском монастыре находится замечательная святыня, древняя, свято чтимая икона Божией Матери Троеручицы. Икона написана древним искусным писанием и с XVI века находится в монастыре. 12.07. Троеручица – в Сухотинском монастыре Сухотинский Знаменский женский монастырь в Тамбовской губернии основан благочестивою помещицею Сухотиной, отдавшей на его устройство все своё имение. В этой обители есть чудотворная икона Богоматери Троеручицы, присланная со св. горы Афонской в благословение новой обители и впоследствии прославившаяся чудотворениями, привлекающими к ней многочисленные толпы богомольцев. 16.07. Чирская, или Псковская 70 Чирская, или Псковская, икона Пресвятой Богородицы первоначально находилась в церкви села Чирска Псковской епархии, а потому называлась Чирскою. В 1420 г. 16 сентября во время морового поветрия, бывшего во Пскове, от Чирской иконы Богоматери из обоих глаз истекли Чирская, или Псковская слёзы. Узнав об этом знамении, псковский князь Феодор Александрович послал священнослужителей принести чудотворную икону во Псков. Во сретение иконы совершён был крестный ход при великом стечении народа и участии князя; все с благоговением молились. Псковитяне внесли икону в город и поставили в соборную церковь Св. Троицы. Празднество установлено 16 июля в воспоминание знамения великих чудес, бывших от сей иконы, и прекращения морового поветрия. По перенесении во Псков Чирская икона стала называться Псковскою.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

У нее очень болит спина. – Кто-о-о-о? – Сестра, – говорю, – Нина. – А ей-то зачем ко мне обращаться? Я – необразованная бабка, только всего и имею, тряпочки да ниточки, как ты теперь сам видишь. Пусть она идет к врачам, все же у них есть и уколы, и таблетки, да всевозможные профилактики. Там гарантии-то больше, чем у меня. – Да уж прости нас, матушка! – Ну, ладно, ради тебя и ей дам. И вот сколько времени прошло с той поры, и мои руки, и спина сестры более не болят. Я от нее вышел окрыленный, а ее прозорливость просто поразила меня…» Господи, упокой души блаженный стариц Феодосии и Евдокии, со святыми упокой, и их молитвами спаси нас! 32 Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Чирской» или «Псковской». Тропарь, глас 4 Яко необоримую стену и источник чудес, стяжавше Тя, рабы Твои, Богородице Пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость. Чирская, или Псковская, икона Пресвятой Богородицы первоначально находилась в церкви села Чирска Псковской епархии, а потому называлась Чирскою. 16 сентября 1420 году во время мора, бывшего во Пскове, верующие три дня наблюдали чудесное слёзотечение – из глаз Богородицы, изображенной на Чирской иконе Богоматери, истекали слезы. Узнав об этом знамении, псковский князь Федор Александрович послал священно-служителей принести чудотворную икону во Псков. Псковитяне торжественно крестным ходом внесли икону в город и поставили в соборную церковь Святой Троицы. По перенесении во Псков Чирская икона стала называться Псковскою. В память перенесения иконы во Псков построена была Знаменская церковь в 1470 году в Старо-Знаменском девичьем монастыре. (Позже было установлено празднество 16/29 июля. В этот день верующие вспоминают чудесное заступничество Пресвятой Богородицы – прекращения мора.) Местночтимая икона Пресвятой Богородицы Чирская (Псковская), находящаяся в храме Святителя Николая в селе Палкино, была явлена верующим двести лет спустя вышеописанного события.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Поддубецкая . Подкаменецкая . Подлеская 234 . Подольская (в Успенской церк. г. Житомира). Пожайская 2 июл. 1477. Покров Пресв. Богородицы 235 1 окт. 392–394. Положение ризы Пресвятые Богородицы 2 июл. 243, 1512. Положение пояса Пресвятые Богородицы 31 авг. 385. Полонская Смоленская 236 28 июл. Полыньковая 237 20 апр. Помощь в родах 238 26 дек. Попская 239 12 янв. Портаитисса . – См. Иверская. Похвала Богородицы или Дионисиатская 240 в субботу 5-й седм. Вел. поста. Почаевская 8 снт. 1434, 1435, 1548. Предвозвестительница Акафистная. – См. Зографская Акафистная. Предвозвестительница Живоприятная. – См. Живоприятная. Предвозвестительница Костамонитская 241 1 авг. Предста Царица . – См. «Царь царем». Прежде рождества и по рождестве Дева 17 окт. 1486. Призри на смирение 242 16 снт. Прилуцкая . Прусиотисса 243 22 авг. Пряжевская 244 29 июня. 1472. Псково-Печерская Умиление 7 окт. 1523. Псково-Покровская 245 1 окт. Псковская Смоленская 246 28 июл. Псковская Чирская или Черская 16 июл. 269. Пугинская . Пустынская или Патриаршая. – См. Патриаршая. Путивльская 2 мая. 1474. Радость ангелов . Радость скорбящих или Всех скорбящих Радость. – См. Всех скорбящих Радость. Раменская Грузинская 22 авг. 1452. Раковская 247 24 июн. Ратьковская или Руденская 12 окт. 1468, 1531. Ревуцкая 248 Решневская 249 24 июн. Ржавская 250 24 мая. Ржевская . – См. Оковецкая. Римская или Лиддская 251 12 мрт. Рожецкая . 1520. Рождество Богородицы 8 снт. 349–351, 1426. Ростовская Владимирская. – См. Владимирская Ростовская. Ругодивская . Руденская . – См. Ратьковская. Рышновская . Репицкая 252 12 июн. Рядитенская 253 6 июл. Рязанская . – См. Муромская. Савинацкая (в православном мон. Савинаце, в Далматии, в заливе Бокторском). Сайданайская или Садданэйская 254 . Свирская 255 . Свенская Печерская 3 мая. 1516. Святогорская Одигитрия. – См. Одигитрия. Святогорская Умиление 19 мрт. 1523. Свято-Ильинская 256 10 мрт. Себежская (в с. Липках, Смолен. еп.). Седмигородная Успение 15 авг. 1432. Седмиезерная Смоленская 13 окт. 1453.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

иконы. По перенесении во Псков Чирская икона стала называться и Псковской 631 . Дни Святогорских икон Богородицы 17 (30) июля Святогорских икон Богородицы две. Они пребывают в Святогорском мужском монастыре Опочского уезда Псковской губернии, основанном на хребте горы, которая прежде называлась Синичьей, a no явлении св. икон Божией Матери некоему Тимофею юродивому названа Святой. Первая Святогорская икона, которая называется «Умиление», явилась Тимофею в 1563 году. Однажды вечером он видел на воздухе, а потом на Синичьей горе ту самую икону, которая находилась в приходской церкви пригорода Вороночи. При сем появлении Тимофей слышал голос, что через шесть лет на той же горе воссияет благодать Божия. Через 6 лет – в 1569 году явилась вторая икона Богоматери – «Одигитрия». От явленных Святогорских икон совершились многие чудеса и исцеления, о коих, по тщательном исследовании их подлинности, Псковский царский наместник, князь Георгий Токмаков, донес государю. Государь посылал новых следователей и, совершенно удостоверившись в истине, повелел поставить на месте явления икон часовню и совершить в нее крестный ход из Вороночи. Некогда часовня, в которую принесены были чудотворные иконы, вся сгорела, но иконы остались невредимы. По обследовании этого события устроили на Св. горе храм во имя Успения Богородицы, а потом и монастырь для пребывания св. чудотворных икон «Умиление» и «Одигитрия». Сии иконы ежегодно в первую пятницу поста св. апостолов приносятся во Псков и в следующий воскресный день обходят с ними около внутренней второй стены Пскова. С 29 августа до 8 сентября бывает хождение с ними в Новоржев и Опочку 632 . День Галичской иконы Богоматери 20 июля (2 августа) Галичская, или Чухломская икона явилась Авраамию Галичскому, или Чухломскому чудотворцу, в XIV веке, около 1350 года. Постриженный в инока Сергием Радонежским, по его благословению Авраамий ради строжайших подвигов смирения удалился в Галичскую пустыню Костромской губернии, к озеру Галичскому напротив города Галича.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Кроме записанных, совершилось много и других чудесных знамений на Афоне от Молдавской иконы Богоматери. Чудеса от нее не перестают совершаться и до настоящего времени. Кроме указанной, есть и еще Молдавская икона Богоматери, сведения о которой помещены под 13 числом месяца марта. Икона «Троеручица». Сведения о ней смотри под 28 числом месяца июня. 13 июля Икона «Достойно есть» Сведения об этой иконе помещены под 11 числом месяца июня. 15 июля Икона «Фанеромени», то есть «Явленная» Икона Божией Матери, называющаяся «Фанеромени», что в переводе с греческого значит «Явленная», находится в Кизической, или иначе в Кизикской епархии, на полуострове Капу-Даг, у Мраморного моря. Икона прославлена многочисленными исцелениями. В 1890 году в честь иконы Богоматери «Фанеромени» построен новый храм. 16 июля Чирская или Псковская икона В XV столетии в области Псковского княжества существовало одно селение, или, как говорили в древности у нас, «весь», называвшаяся Черской, или Чирской. В этой веси, в Христорождественской церкви, находилась икона Божией Матери Одигитрия. В 1420 году, при архиепископе Новгородском и Псковском Симеоне, в княжение Василия I Дмитриевича московского, над Псковской областью разразилось большое бедствие — моровое поветрие. Народ пришел в уныние и искал утешения себе в молитвах о помощи к Богу и Царице Небесной. И вот 16 июля 1420 г., в утешение верующих и ободрение малодушных, в Черской Христорождественской церкви совершилось великое знамение: из очес Богоматери, изображенной на находящейся здесь ее иконе, истекли слезы. Молва об этом чуде быстро распространилась среди окрестных жителей, и они во множестве стали стекаться на поклонение новопрославленной иконе. Скоро извещен был об этом и сам князь псковский Феодор Александрович. Он послал в Черскую священников и многих знатных и благоговейных взять оттуда эту икону и принести ее во Псков. Посланные с благоговейным трепетом и великим тщанием исполнили поручение своего князя. Когда во Пскове узнали о приближении святой иконы к городу, то сам князь со всем духовенством и народом вышел за город встретить приближающуюся святыню.

http://sedmitza.ru/lib/text/440299/

Литература 1 . Жития святых (на слав. яз.). М., 1915, л. 455–457. 2 . Протопопов Д. И. Жития святых. Июль. М., 1885, с. 222–223. 3 . Жития святых, изложенные на русском языке по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Кн. 11. М., 1910, с. 364–369. Знамение Пресвятыя Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии, еже в Чирсках Службу сей иконе, кроме тропаря и кондака, поем по службе Мирожской иконе Пресвятыя Богородицы (зри Минея-Сентябрь, М., 1978, 24-й день.) Тропарь, глас 4: Яко необоримую стену и источник чудес,/стяжавше Тя, раби Твои,/Богородице Пречистая,/сопротивных ополчения низлагаем./Темже молим Тя:/мир граду Твоему даруй/и душам нашим велию милость. Кондак, глас тойже: Подобен: Явился еси днесь: Честнаго образа Твоего знамение празднующе,/людие Твои, Богородительнице,/имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси,/темже Тебе верою взываем:/радуйся, Дево, христиан похвало. Чирская (Псковская) икона Божией Матери – один из древнейших списков иконы Божией Матери Одигитрии. Первоначально икона находилась в храме в честь Рождества Христова села Чирски Псковской епархии, отчего и получила название Чирской. В 1420 году, в период правления великого князя Московского Василия I Димитриевича, на Псковской земле разразилось моровое поветрие. Усмотрев в этом кару Божию за содеянные грехи, псковичи, по благословению архиепископа Новгородского и Псковского Симеона (1415–1421), наложили на себя пост и покаяние. Больные и страждущие искали спасительного утешения в молитвах к Царице Небесной. Какова же была радость псковичей, когда они узнали о великом чуде, происшедшем в храме в честь Рождества Христова села Чирски. От лика Божией Матери на чудотворной иконе истекли слезы. Это было знамением того, что Пресвятая Богородица слышит молитвы и воздыхания Своих чад и посылает Свою помощь в утешение верующих и ободрение малодушных. Псковский князь Феодор Александрович, услышав об этом знамении, послал священнослужителей за чудотворной иконой. Навстречу иконе из Пскова с крестным ходом вышел князь, псковское духовенство и множество народа. Во время совершения благодарственного молебна из очей Божией Матери обильно струились слезы. Больные со страхом и трепетом прикасались к иконе и тотчас получали исцеление. Чудотворная икона была торжественно перенесена в собор во Имя Живоначальной Троицы. Моровое поветрие прекратилось. С тех пор Русская Церковь установила 16 июля праздник в честь Чирской иконы Божией Матери в воспоминание о великих чудесах и знамениях и прекращении морового поветрия. В память перенесения святой иконы в Псков в 1470 году в Старо-Знаменском девичьем монастыре был построен Знаменский храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Младенец резко обернулся налево к кому-то, кто с левой стороны к Нему подходит; Он представлен почти отроком десятилетним. Письмо иконы правильное и смелое, но не особенно «плавкое». Но главный интерес иконе придает на этот раз ее оклад, орнаментированный в известном пошибе византийского стиля, с примесью восточных форм, которая вообще отличает собою орнаментацию Балканского полуострова. Здесь наблюдается некоторый варварский характер, как в рисунке выпуклых щитков, так особенно в чеканных изображениях человеческих фигур, и, наконец, и в самых декоративных темах. Так, например, на нимбе Б. М. в кружках изображены три эмблемы евангелистов: Матфей представляется архангелом, с мерилом в руках; Иоанн – крылатым орлом, а Марк – двуглавым орлом, держащим две скрижали, или две таблетки. В нимбе Младенца надпись имени Иисуса Христа выполнена в арабском шрифте, что указывает на XIV век и наводнение Балканских земель исламом. По каймам оклада изображены князь и епископ, а при них, исполненные чернью, вырезаны монограммы. Монограммы дают имя Николая-епископа. Епископ этого имени считается в ряду охридских архиепископов тринадцатым по-принятому счету и был управителем епархии при Стефане Душане, а в то же время последним архиепископом Охриды. Как мы уже говорили, по указанию академика Е. Е. Голубинского 60 , в середине XIV столетия охридская архиепископия была под властью сербов, хотя удержала греческий характер. Весьма возможно, что недостающие монограммы намеренно выцарапаны болгарами, прочитавшими в них имя сербского краля, быть может, именно Стефана Душана. Изображенный с левой стороны на окладе князь, в коротком кафтане и мантии и полукруглой княжеской шапочке, украшенной камнями, держит здесь развернутую грамоту или свиток, а одну руку поднял в знак объявления своей воли или дара 61 . Рис. 73. Икона Б. М. в ц. Св. Климента в Охриде, сербского происхождения, средины XIV века. Рис. 74. Чирская икона Б. М. в Псковском соборе. Из русских икон на указанную тему мы могли бы привести несколько чудотворных и древних икон, но так как композиция их, известная нам только по прорисям или же даже по дурным рисункам, переданным в гравюрах, остается все же гадательной, мы предпочитаем выбрать хотя плохой снимок (рис.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Нижнеломовская (Казанская), явилась 1643г., Июля 8, в Нижнеломове, Пензенской епархии. Никейская, 304, Мая 28. Новгородсеверская, явилась 1301г. Декабря 20, в соборе Новгородсеверска, Черниговской епархии. Новодворская, писана святым митрополитом Петром около 1320г., в монастыре, устроенном в урочище Новый Дворец, потом находилась в Суражском (упразднённом) монастыре, теперь в Ново-Северском-Спасском монастыре; прославилась 14 Августа 1677г. Особо чтимая древняя копия в Каменском Успенском женском монастыре, Новозыбковского уезда, Черниговской епархии; дана в благословение Каменскому монастырю, при его основании в 1687г., от архиепископа Лазаря Барановича. Копия в главном храме Киево-Михайловского Златоверхого монастыря, за правым клиросом (Кормчий 1896, Празднование 20 Декабря. Новоникитская, 372г., Сентябрь 15, явилась святому великомученику Никите. Божья Матерь изображена с Предвечным Младенцем стоящим и держащим крест; список в Москве, в соборе за Золотой Решёткой. Ножевая, на о. Кипре, найдена с висящим при ней ножом. Монастырь, где находилась икона, который и известен по имени сей иконы, 5 Сентября 1892г. сгорел до основания; но икона Богородицы сохранилась целой и находится теперь в г. Левкосии, в метохе сгоревшего монастыря, в Кипре же; празднование 9 Июля. Нямецкая, , 1399, в Нямецком монастыре, в Молдавии; копия с 1846г. в слободе Михайловке, Богучарского уезда, Воронежской епархии; празднование 26 Июня. Овиновская, (Успение Божьей Матери), 1425г., Август 15, в Паисиевом Успенском Галичском монастыре, Костромской епархии. О Всепетая Мати, 6 Октября. Огневидная, 10 Февраля (Кормчий, 1896, Одигитрия (Путеводительница). Под этим названием известны очень многие; мы можем назвать лишь некоторые: Владимирская, Влахернская, Выдропусская, Ираклийская, Лиддийская, Макарьевская, Мглинская, Псковская, Святогорская, Смоленская, Супрасльская, Тихвинская, Чирская, Шуйская, Югская, Феодоровская. Кроме того, иконы этого имени находятся: в монастыре Мела, близ Трапезонта, в Малой Азии; на Афоне, в Ксенофской обители, куда она перенесена из Ватопедской в 1730г.; в Свято-Андреевском скиту, где она известна под именем Скоропослушницы; в России в Вознесенском монастыре в Москве; в Вологодской епархии, в Христофоровой пустыни, в Великом Устюге, в местечке Почепе; в селе Степной Михайловке, Бобровского уезда, Воронежской епархии (куда вывезена, по преданию, из Молдавии); в Белгородском (Курской епархии) Смоленском соборе, XVI века; чудотворения 1703, 1705г.; празднование 28 Июля (Русский Паломник 1896, Ещё бывает празднование Одигитрии во вторник на Пасхе и в другие дни по месту нахождения её.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010