В последние годы царствования императора Александра II заметно и в обществе и в духовенстве общее сомнение в близости этого разрешения. Духовенство, наученное опытом, не стало уже обольщать себя надеждами на скорое легкое избавление из своего бедственного материального положения и по-видимому снова помирилось с своей незавидной и неизбежной участью сословия, принужденного терпеть материальные нужды и лишения в своей жизни. 17 Число посторонних лиц, поступавших в духовное звание, ни за один год не превышало 91, а за некоторые годы и совсем не было случая поступления в духовное звание постороннего лица. 51 Архив Св. Синода. Опись дел. Выс. учр. прис. 104, ч. 1. Свод мнений епарх. начальств по вопросу об открытии дет. дух. путей для обеспеч. своего существ. на всех попр. гражд. деят. Мнения преосвящ. Владимирск., Воронежск., Вятск. и др.; комитетов: нижегородск., с.-петербургск., московск. и общего собрания благочин. Рижской епархии. 52 Там же, мнение преосв. Екатериносл., Кишиневск., Псковск. Тверск., и комит. Нижегородск. и Новгородск. 53 Там же, мнение преосвящ. Екатеринославск., Волынского; комит. Костромского и общего собрания благочин. Рижской епархии. 66 Напр., мнен. преосв. Вятского, Волынского, Рязанского дух. комит. Таврического, Нижегородского и др. 70 Мнен. преосв. Вятского, Симбирского, Тверского, Херсонского, Курганского, Пензенского, Псковского и др. 102 В своем кратком очерке мы не намерены рассматривать всех мнений по означенному вопросу, высказанных в тогдашней периодической печати, а коснемся только главных: этого совершенно достаточно, так как все они решают вопрос в том или ином смысле, указанном нами в нашем разборе, и изложение всех их было бы только лишним повторением одного и того же. 104 Впоследствии, с появлением полемической статьи в Православном Обозрении «Моск. Ведом.», заявляли, что им ложно приписаны мысли о закрытии дух. академий, что они только выражали желание, чтобы дух. академии примкнули к университетам в качестве богословских факультетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Лайнне (19491954). Архив: АГЗ. Лит.: Com. List. Рождественский Александр Петрович (20.6.1864, Псковск. губ. – 22.12.1930, Моравская Тртебова, Чехословакия), митрофорный протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. Окончил Псковскую Духовную семинарию (1885) и С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1890), однокурсник будущего натр. Сергия (Страгородского) , оставлен профессорским стипендиатом при кафедре библейской археологии, преподаватель Псковской Духовной семинарии (18911894), и. д. доцента С.-Петербургской Духовной академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета (10.7.1896), магистр богословия (31.5.1896), доцент (10.7.1896), экстраординарный профессор (1902), а затем ординарный профессор (1911), священник (1903), редактор журнала «Церковный Вестник» (1905), настоятель церкви Мариинского дворца, протоиерей, законоучитель великих княжон – дочерей императора Николая II (19041910), доктор богословия (1911), митрофорный протоиерей, член Предсоборного совета (1912), председатель отдела духовных академий, председатель «Союза демократического православного духовенства и мирян» (7.3.1917), член Святейшего Синода (14.4.1917), член Всероссийского церковного собора в Москве (19171918), после окончания собора уехал на юг России, участник церковного собора в Ставрополе (1919), член Высшего Церковного Управления на Юге России (19191920), эмигрировал через Константинополь в Болгарию (1920), преподаватель в Софийской Духовной семинарии (1922–1923), член церковного съезда (1-го всезарубежного собора) в Карловцах (1922), но в его заседаниях участия не принимал, профессор по кафедре Священного Писания Ветхого Завета на богословском факультете Софийского университета (1923), вышел в отставку по болезни и переселился в Моравскую Тршебову (1924), в церковной жизни эмиграции не участвовал. Соч.: Откровение Даниилу о семидесяти седьмнинах. СПб., 1896 Видение пророка Даниила на реке Ховар. СПб., 1901 Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. СПб., 1911 Святейший Тихон, патриарх Московский и всея Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн, затворник Псковский, скончавшийся 22-го Октября 1616-го года (Псковск. 1 летоп. в Собр. лет. IV, 332, История княжества Псковского, III, 80). Но так как неизвестно, при какой церкви погребен, то вероятнее, что не чтится. Иоанн иеросхимонах, затворник Святогорской пустыни, которая находится в Йзюмском уезде Харьковской губернии, скончавшийся 11-го Августа 1867-го года (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 11 Августа, 1-го изд., 2 отд., IV вып., стр. 73, также Е. Поселянина Русские подвижники XIX века). Иоанн, затворник Сезеновский, подвизавшийся в селе Сезенове Лебедянского уезда Тамбовской губернии и скончавшийся 14-го Декабря 1839-го года (Преосв. ДимитрияМесяцеслов, 14-го Декабря, 1-го изд. вып. II, стр. 34, также Е. Поселянина Русские подвижники XIX века; в Географическо-статистическом словаре Семенова гл. Сезевово. Есть «Жизнь Иоанна, Сезеновского затворника», принадлежащая А. Н. Муравьеву). Иоанн Соловецкий. См. Василий. Иоанн Максимович, митрополит Тобольский, скончавшийся 10-го Июля 1715-го года (Преосв. Димитрия Месяцеслов, 10 Июля, 1 изд. bыn. LV, стр. 42, протоиерея ПутинцеваСказания о некоторых сибирских подвижниках благочестия, стр. 13, также ЗавалишинаОписание Западной Сибири, M. L862, стр. 314). 595 Иоанн Никифорович Чеполосов, страстотерпец Угличский, – семилетий сын Угличского посадского человека, 25-го Июня 1663-го года убитый и изрубленный одним работником отца по вражде к последнему. В первом издании книги мы поставили его в числе святых; нона самом деле он есть лишь почитаемый усопший, см. Путеводитель по церквам города Углича и Лаврова, напечатанный в Ярославле, в 1869-м году, стр. 80 (поются панихиды). Иоасаф Горленко, епископ Белгородский, скончавшийся 10-го Декабря 1754-го года и погребенный в Николаевском соборе Троицкого (в Истории иерархии и у Строева в Списках иерархов – Николаевского) монастыря (в котором тело его почивает нетленным и открытым. Преосв. Димитрия Месяцеслов, 10 Декабря, 1-го изд. вып. II, стр. 27–29, и преосв. АрсенияЛетопись церковных событий под 1752-м годом, 2 изд. стр. 719.-В настоящее время Белгород есть уездный город Курской губернии, а епископы Белгородские с 1787-го года стали Курскими).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Полуциркульные печуры под кровлей. Столбики не подвешены снизу к полосе, разделяющей лизены, а поставлены на ней. Полоса – простая (разделяющая лизены). Собор в селе Микулино Городище, Тверской губернии, XIV в., ibid. тетрадь XI. Полуциркульные печуры. Полос, разделяющих лизены, нет. Церковь упразднённого Сновидского монастыря близ Владимира, ibid. тетрадь XIV. Должно быть, не ранее конца XVI века. Карниз под кровлей весьма западный. ↓ Собор в городе Старице, начатый в 1558г. и конченный в 1561г., ibid. тетрадь XIV, в L’art russe Строганова, лист XI. Пять глав – восьмигранные тамбуры с шатровыми верхами; огромная кругом всей церкви паперть. Новгородско-Псковск ие церкви. Церковь Николы на Липне, построенная в 1292г. У Филимонова в Археологических исследованиях по памятникам. Церковь Преображения на Ильиной улице, построенная в 1374г. В Собрании карт, планов и рисунков к Трудам Ι Археологического съезда, лист IX. Есть Псковская церковь XIII в. в Ниве 1878г. Ивана Предтечи на Опоках нынешняя 1453г.. Отдел второй. Самое богослужение. Чины и уставы богослужения общественного. История общественного богослужения от его начала и до принятия нами христианства, как мы кратко представили её в Ι томе, состояла в следующем. ↓ В первенствующее время христианства каждой частной церкви в смысле епископии предоставлено было слагать и содержать свои собственные чины богослужения: когда явились монастыри, каждому из этих последних предоставлено было слагать и содержать свои собственные чины богослужения, за исключением чина литургии. Вследствие этого в первенствующее и древнейшее время существовало великое разнообразие относительно чинов богослужения. На место первоначального разнообразия начало постепенно водворяться единообразие таким образом, что церкви низших административных округов начали усвоять чины и уставы округа высших (епископий своих митрополий, митрополий своих патриархий) и что монастыри рядовые начали усвоять чины и уставы монастырей выдававшихся, знаменитейших. Постепенно водворявшееся единообразие не было таковым в собственном и теснейшем смысле этого слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

собр. р. лет. 2. 259 Степ. кн. 1. 157 Арцыб. Повеств. о России. Т. 1. Кн. 2. Прим. 5 Карамз. 1. Прим. 467 Степ. кн. 1. 151, 153 Густин. лет. в П. собр. р. лет. 2. 259 «Посла с ними и священники, заповедая сыном своим, да кождо по области своей повелевает учити и крестити людей, и церкви ставити; еже и бысть». Степ. кн. 1. 153, 171, 215 Ник. лет. 1. 111 Евгения Истор. княж. Псковск. 2. 2 Stebelskiego ¯ywoty ŒŒ. Eufrozyny i Parascewii. 1. 57–59, w Wilnie 1781 Карамз. 3. Прим. 153 Впрочем, должно заметить, что известие о сопротивлении муромцев святому Глебу основывается только на рукописном житии благоверного князя муромского Константина, которое составлено уже в XVI в., содержит в себе немало несообразностей, отличается напыщенностию и преувеличениями. А потому, если и можно верить ему, то разве только вполовину (Карамз. 1. Прим. 214; 2. Прим. 178; 3. Прим. 153 В печатном житии того же князя Константина (Пролог. Мая 21 составленном также в XVI в., сказано: «Благоверный князь Глеб, сын благовернаго князя Владимира, емуже и поручен бысть во одержание град той (Муром), много покусився, не возможе одолети его и обратити во святое крещение, но пожив вдале его два поприща два лета, и от Святополка позван лестию ко отцу, и убиен бысть на пути». Житие преподобного Феодосия, составленное Нестором, по списку XII в. напечатано в Чтен. Моск. историч. общ. 1858. Кн. 3 а в переводе на русский язык — в Учен. записках II Отд. импер. Ак. наук. Кн. 2. Вып. 2. СПб., 1856 Степ. кн. 1. 144 «Нецы же ту от князь их и от прочих людей слышаше слово Божие, от уст философовых дивно сказуемо, радовахуся, имже Господь отверже сердце внимати глаголемым, иже последи приидоша в Киев и крестишася... Последи же приидоша в Киев ко блаженному Владимиру из болгар четыре князи, иже от срацынския веры, идеже посланный Владимиром философ проповеда слово Божие, и в Киеве прияша веру православную, и просветишася святым крещением. Христолюбивый же Владимир много любочествоваше их, и обильным дарованием удоволи».

http://sedmitza.ru/lib/text/435789/

кн. Игоря и ответ Святослава, что Русские войны покажут себя под стенами Византии: Leo diac., Cedr., Liudpr. Поражение Русских и их союзников Угров, Болгар и Печенегов, нанесенное Византийскою армией: Leo diac., Scyl.-Cedr., Zonar., Нестор. Известие, полученное имп. Цимисхием, что Русские не позаботились занять Мисийские клисуры: Leo diac. Поход имп. Цимисхия в Болгарию и возвращение Калокира в Доростол: Leo diac., Cedr., Zonar. Взятие Преславы Греками, освобождение князя Петра и избиение 7000 Русских: Leo diac., Scyl.-Cedr., Нестор. Избиение Святославом 300 Мисян и заключение других в тюрьму; сконцентрирование около себя армии: Leo diac., Cedr., Zonar. Поражение Русской армии под Доростолом и возвращение Святослава в город: Leo diac., Cedr., Zonar. Неудачная вылазка Русских: Leo diac., Cedr. Гибель Сфенкела и возвращение Русских в Доростол: Leo diac., Cedr., Zonar. Вылазка русских из Доростола и убиение ими начальника Византийской артиллерии Иоанна Куркуаса: Leo diac., Cedr. Смерть Икмора и поражение Русских: Leo diac., Cedr. Продолжение Святославом войны: Leo diac., Нестор. Вылазка и поражение Русских: Leo diac., Cedr., Zonar., Лавр., Соф., Пер.-Сузд., Воскр., Никон. Обещание вел. кн. Святослава имп. Иоанну Цимисхию очистить Мисию. Четвертый договор Руси с Греками. Свидание императора с великим князем: Leo diac., ms. Madrit., Cedr., Zonar., Нестор. Смерть Святослава: Нестор, Leo diac., Cedr., Zonar. Греческое и Русское посольство у Оттона: Lambertus. Женитьба Ярополка на Гречанке: Ипат., Сказ. о св. Борисе и Глебе, Пер.-Сузд., Dlug. Греческое посольство у вел. кн. Ярополка: Никон., Воскр. Женитьба кн. Владимира на Гречанке Ярополковой. Варяги: Ипат., Сказ. о св. Борисе и Глебе, Thietm., Псковск. Владимир и Варяги:Пер.-Сузд. Акт Афонского монастыря с русскою подписью Макария. Договор Георгия Ерисского с основателем Иверского монастыря (глаголит). Убиение в Киеве варяга, пришедшего из Византии: Ипат., Пер.-Сузд. 985–986. Союз Русских и Болгар против Византии; победа над Греками при Сардике.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

1241 Слово сие напечатано на славянском языке и в переводе на русский в прибавлении к творениям Св. отец, издаваемых при Моск. дух. акад., 1844 г., кн. II. 1252 См. устав св. вел. князя Владимира Святославича о церковных десятинах в Дополнении к актам историческим, 1846 г., т. I, 1. 1270 Григорий не допустил их подвергнуть новоприбывшего в Афины Василия школьническому обычаю посвящения в общество учеников, которые после публичного диспута с новичком вели его с шумом и криком в баню. 1315 Прол. 30 января. Надгробное слово Григория св. Василию. 195 п. к прпморск. епископам. в русск. переводе. Там же бесед. Васнлия на 1-ю часть псалма перв. и на 59 псалом. 1351 Название храма Анастасией потом подтверждено было императором Львом Фракиянином спустя около 80 лет, когда были перенесены из Сирии мощи св. Анастасии, девы и мученицы, и положены в ее храме, находящемся на мысе Домнина (Феод. Чтец. кн. 2, гл. 25). От Константинопольской Анастасии надобно отличать Анастасию – церковь , которую устроили новациане при Юлиане Отступнике (Сократ. 2:28). 1361 Историч. список епископов и патриархов Константинопольской Церкви навилийского архидиакона Захарии Мафы. 1365 Прощальное, произнесенное во время пребывания в Константинополе ста пятндесяти епископов, слово 42. 1430 Иные считают это слово подложным, напр. см. Ученые записки втор. отдеден. Имп. Акад. Наук, кн. III. 1857 г., стр. 35. 1481 Этот омофор – в Московской синодальной ризнице. Памятн. москов. древносги. Патриаршая ризница, стр. 173. 1488 Зонар. том 3. Послание Констант. патр. Михаила Керуллария (1043–1059) к Антиохийскому патр. Петру. Чет.-Мин. 9 мая, примеч. 1489 Чет.-Мин. 9 мая, примеч. Nil. Doxopatr. apud. Allat. de eccles. occid. et orient, perpetua consen. lib. 1, cap. 25, pag. 414–415. 1497 Времен. Москов. общ. истор. и Древн. кн. XV, отдел. III, приход чудотворного образа Николая. Обозрение Р. иерарх. 1820 г. Моск. повесть о принесен. обр. св. Николая в Зарайск. 1505 Из сказания рукописного о Великорецк. нконе, у меня находящегося. Также в 1-й Псковск. лет. под годами 6194 и 7063.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Синькевича (см.). После окончания Киевской Духовной семинарии поступил на медицинский факультет Киевского университета, эмигрировал в Сербию с родителями (1920), окончил богословский факультет Белградского университета (1927), состоял в юрисдикции РЗЦ, поступил послушником в монастырь Мильково (1928), пострижен в монашество митр. Антонием (Храповицким) одновременно с о. Феофаном (Шишмаковым) (1930), иеродиакон (1930), иеромонах (1931), законоучитель в сербском духовном училище в Ягодине (193128.1.1933), начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (2.2.193319.8.1951), игумен (2.2.1933), архимандрит (1934), епископ Лос-Анджелесский, викарий Восточно-Американской епархии РЗЦ (19.8.1951), архиерейскую хиротонию возглавил митр. Анастасий (Грибановский) в Нью-Йорке, правящий архиерей Лос-Анджелесской епархии (1963), возведен в сан архиепископа (1963), постоянный член Архиерейского Синода РЗЦ. Лит.: К 40-летию архиерейской хиротонии и правления Лос-Анджелесской епархией преосвящ. архиеп. Антония. ПР. 1991. 14 Кончина архиеп. Антония Лос-Анджелесского. ВГЕ. 1996. 8. Антоний ( Храповицкий Алексий Павлович ; 17.3.1863, с. Ватагино Псковск. губ. – 10.8.1936, Сремски-Карловцы, Сербия), митрополит, богослов. Из семьи дворянства. Окончил 5-ю С.-Петербургскую гимназию и С.-Петербургскую Духовную академию со степенью кандидата богословия (1885), оставлен профессорским стипендиатом по кафедре философии, пострижен в монашество (18.5.1885), иеродиакон (12.6.1885), иеромонах (30.9.1885), рукоположение совершил митр. Исидор С.-Петербургский, помощник инспектора С.-Петербургской Духовной академии (18851886), преподаватель литургики, гомилетики и канонического нрава в Холмской Духовной семинарии (1886), магистр богословия после защиты диссертации на тему «Психологические данные в пользу свободы воли и нравственной ответственности» (1888), доцент С.-Петербургской Духовной академии но кафедре Священного Писания Ветхого Завета и основного богословия (18871890), инспектор С.-Петербургской Духовной академии (1889), архимандрит (1890), ректор С.-Петербургской Духовной академии (1890), ректор Московской Духовной академии (1890), ректор Казанской Духовной академии (1895), епископ Чебоксарский, 2-й викарий Казанской епархии (7.9.1897), архиерейскую хиротонию возглавил архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

по Псковск. еп.); ни в каком случае не допускать ни на дому, ни в церквах отпеваний и погребений умерших от заразных болезней в открытых гробах (Расп. по Под. еп.); не вносить бы таких покойников в церковь (Расп. по Хар., Хер., Тавр., Дон. еп.); не сопровождать их до кладбища, благоразумными внушениями убеждать прихожан не прикладываться к телам умерших от заразительных болезней (Расп. по Херс. еп.); внушать бы распорядителям похорон не делать обедов в домах умерших от дифтерита покойников (Расп. по Хар., Херс., Таврич. еп.); строжайше воспретить в дома, где находятся умершие от дифтерита, допускать посетителей из других домов, особенно детей, и присутствовать при отпевании (Расп. по Хар. и Хер. еп.); умерших от дифтерита погребать по возможности скорее в закрытых гробах, не занося в церковь и не допуская детей провожать умерших (Расп. по Полт. еп.); предавать земле умерших от дифтерита не позже суток после смерти, покойника возможно скорее положить в гроб и закрыть крышкою, которой не открывать и во время отпевания, не дозволять обкладывать покойников бубликами, пряниками или другими вещами для раздачи их потом народу (Расп. по Хар. еп.); не брать покрывал с дифтеритных покойников, потому что они могут быть источником заразы для многих; а равно не брать и хлебов, которые лежали на покойниках, а лучше те и другие зарывать в землю вместе с умершими (Расп. по Хер. еп.); могилы умерших от дифтерита не открывать для совместного погребения в них других покойников (Расп. по Хар. еп.; см. Хер. Е.В. 1879, 5; Хар. Е.В. 1880, 7; Полт. Е.В. 1891, 22; Ц.В. 1888, 4; Рук. д.с.п. 1889, 17; Ц.Вед. 1904, 48; 1905, 9; см. также распоряж. Перм. епарх. начал; в Ц.Вед. 1896, 34, и ниже, о проводах тел усопших). – Самарским Преосвященным относительно отпевания умерших от заразительных болезней в 1893 г. была опубликована по епархии следующая резолюция: «Умерших от дифтерита и др. заразительных болезней надобно отпевать заочно, во всяком случае не в храме и при народе. Господь Бог, по Своему неизреченному человеколюбию и благости, одинаково принимает усердную молитву за упокой душ православных, возносится ли она в присутствии или отсутствии праха почивших.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Петербурге, именно: в списке отдел. II, 337 и отд. V, Но в списке сего же жития, находящемся вбиблиотеке графа Румянцева, вместо 7070 г. поставлен год следующий 7071. Без сомнения, неверно ни то, ни другое; ибо а) в том же рукописном житии рукоположение св. Варсонофия в епископа приписывается блаж. митрополиту Афанасию; но митрополит Афанасий сам был избран февраля 24 дня 7072 года, а поставлен марта 8 дня (см. Ист. Госуд. Росс. Карамз. Т. IX, прим. 95 и Псковск. летоп. стр. 204); следовательно, св. Варсонофий ни в 7070, ни в 7071 годах не мог быть рукоположен митрополитом Афанасием в епископа; б) означенное рукописное житие св. Варсонофия показывает, что 4 декабря 7072 (1503) г. он был еще архимандритом Казанского Спасо-Преображенского монастыря. Ибо там сказано: «и декемврия во 2 день святитель Гурий призывает архимандрита Варсонофия и повелел ему возложити на себе великий образ, еже есть схима. В 4-й же день того же месяца декемврия, в 8 час нощи, отходит ко Господу в лето 7072 (1503)». Кроме сего, соборная грамота о белом клобуке надписанная 2 февраля 7072 (1564) г., показывает, что в то время Тверским епископом был еще блаж. Акакий; ибо о причине неподписания означенной соборной грамоты Тверским епископом сказано: «Тферского и Кашинского Акакия руки нет; потому что для великие старости и болезни на Собор не приехал, а о том писал, что он с архиепископы и со всем Собором, со всеми с ними единомыслен». (см. Акты Историч. Т. 1, стр., 331–333). Должно предположить, что святитель Гермоген, когда писал житие святителя Варсонофия, не знал точного времени его рукоположения в епископа, и написал в его житии только первые числительные буквы, предоставляя себе написать единичное определенное число после; ибо отнюдь невероятно, чтобы блажен. Гермоген мог написать, что св. Варсонофий был рукоположен в 7070 г., когда сам он, страницы за четыре назад в том же житии, говоря о кончине св. святителя Гурия, последовавшей декабря 4 дня 7072 года, сказывает, что св. Варсонофий тогда был еще архимандритом в Казани (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010