Всего яснее покажут дело цифры: в погребальной процессии, при выносе тела из квартиры (Кузнечный переулок, 5) в церковь Св. Духа, в Невской лавре, было несено 67 венков и пели 15 хоров певчих. 67 венков — это значит 67 различных депутаций, 67 различных обществ и учреждений, пожелавших оказать почести умершему. 15 хоров певчих — значит 15 различных кружков и ведомств, имевших возможность для этого снарядить певчих». Его жена больше не выходила замуж Анне Григорьевне на момент смерти писателя было всего 35 лет. Она прожила еще 37. Замуж она больше не вышла. Анна Достоевская признавалась Леониду Гроссману, биографу писателя: «Я живу не в XX веке, я осталась в 70-х годах XIX-ro. Мои люди — это друзья Федора Михайловича, мое общество — это круг ушедших людей, близких Достоевскому. С ними я живу. Каждый, кто работает над изучением жизни или произведений Достоевского, кажется мне родным человеком». Анна Достоевская умерла 22 июня 1918 года в Ялте и была похоронена на Поликуровском кладбище города. Через полвека, в 1968 году, ее прах был перенесен в Александро-Невскую лавру и захоронен рядом с могилой мужа. До сих пор один из самых читаемых писателей в мире Достоевский, по данным ЮНЕСКО, — один из самых читаемых писателей в мире. Его европейская популярность пришла в конце жизни, достигнув кульминации уже после кончины: в первые десятилетия XX века его книги были переведены на основные европейские языки. Затем пришла и всемирная известность. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 июля, 2019 6 июня, 2019 21 марта, 2024 5 марта, 2024 11 января, 2024 14 ноября, 2021 7 августа, 2021 29 января, 2020 17 января, 2020 4 июля, 2019 6 июня, 2019

http://pravmir.ru/ego-pomilovali-na-esha...

Будь медлен на злое дело, а скор ко спасению... Ибо равно худы и готовность на худшее, и медленность к лучшему (свт. Григорий Богослов , 14, 296). Источник. Кто сделал недоброе дело, тому сомнительный помощник – красноречие (свт. Григорий Богослов , 15, 361). Источник. Из зол явное зло менее опасно; вреднее же то, которого не признают злом (свт. Григорий Богослов , 16, 159). Источник. ...Зло старается утаиться и скрыться в мысли человека (прп. Макарий Египетский , 67, 120). Источник. ...Для нас есть зло, потому что оно живет и действует в сердце, внушая лукавые и нечистые помыслы, препятствует нам приносить чистые молитвы, делая ум пленником века сего (прп. Макарий Египетский , 67, 142). Источник. ...Бывает и во зле, когда человек повинуется и делается готовым, тогда сатана побуждает и изощряет его, как разбойник – меч (прп. Макарий Египетский , 67, 263). Источник. Если... человек, побуждаемый сатаною, будет делать зло, то не сатана осуждается вместо него, но терпит истязание и наказание сам человек, как по собственной воле подчинившийся пороку (прп. Макарий Египетский , 67, 355). Источник. ...Душа может противиться греху, но не может без Бога победить или искоренить зло (прп. Макарий Египетский , 89, 188). Источник. ...Сами люди не согласуются с благодатию, почему и совращаются, и впадают в тысячи зол (прп. Макарий Египетский , 89, 244). Источник. Зло не самостоятельно, потому что не от Сущего имеет свою особность. А что не от Сущего, то, конечно, не существует особым естеством (свт. Григорий Нисский , 18, 227). Источник. ...Если в одном и том же, что одному служит во зло, а другому нет, разность произволения то и другое показывает в противоположности, то ясно, что никакое зло не может состояться без нашего произвола (свт. Григорий Нисский , 18, 287). Источник. ...Так как зло представляется чем-то противоположным любви, а Бог есть всесовершенная добродетель, то вне Бога зло, которого свойство состоит не в том, что оно в бытии, но в том, что оно не в добре... Слово «зло» есть наименование того, что вне понятия о добре. Зло представляется столько же противоположным добру, сколько несуществующее противоположно существующему. Итак, поскольку мы по свободному устремлению отпали от добра, то, как о тех, которые не во свете, говорится, что видят тьму (ибо ничего не видеть значит видеть тьму), так и в нас, отпадших от добра, осуществилось тогда неосуществленное естество зла, и дотоле пребудет, пока мы вне добра. Если же свободное движение нашей воли прервет сношение с несущественным и сблизится с Сущим, то и сие, что теперь во мне, не имея более бытия, вовсе не будет иметь и того, чтобы оставаться во мне, потому что зло, вне произволения взятое, само по себе не существует... (свт. Григорий Нисский , 19, 326). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пс.67:8 . Боже, внегда исходити тебе пред людьми твоими, внегда мимоходити тебе в пустыни, Пс.67:9 . земля потрясеся, ибо небеса кануша от лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева. Сих слов: да смятутся от лица Его, в Еврейском тексте нет, а стих начинается так: Он есть Отец сирых и Судия вдовиц. Здесь особенно описывает благость Божию, бывшую к Иудейской церкви, которую избрал Бог единственно на тот конец, чтоб быть ей зерцалом отеческаго промысла Его. Сие же для того присовокупляет Пророк, дабы сынов Авраамовых лучше приближить к Богу и показать, что они принадлежат к избранному народу. А понеже изведение Израильтян из Египта было особенным и вечным залогом Божией любви, посредством котораго (залога) утверждался и завет, давно учиненный со Авраамом, для того вкратце помещает здесь историю происшествия онаго, котораго сущность состоит в том, что Бог чрез оное достопамятное изведение засвидетельствовал всем векам, колико любил Он церковь Свою. Ибо на какой конец соделал толикия чудеса? К чему потряс небом, землею и горами, ежели не для того, чтоб показать, что Божия сила соединена с благосостоянием народа? Сего ради должность вождя присвояет Богу, Который под Своим предводительством препровождал народ и охранял его не токмо при переправе чрез Чермное море, но и во все время пребывания его в пустыни. Трясение же земли разумеет не токмо бывшее при обнародовании закона, но и иносказательное, понеже чрез все продолжение пути чин природы часто переменялся, так как бы все стихии трепетали и сотрясалися от присутствия Бога. А как наипаче явил Бог страшную Свою силу на горе Синайстей,(понеже и громы слышимы были на небеси, и весь воздух исполнен был молний и перунов): для того Пророк ясными словами упоминает о горе сей, дабы светлее показать величество Бога, явльшагося на ней. Пс.67:10 . Дождь волен отлучиши, Боже, достоянию твоему, и изнеможе, ты же совершил еси е. Пс.67:11 . Животная твоя живут на ней: уготовал еси благостию твоею нищему, Боже. Здесь глаголет Давид о безпрерывном продолжении Божиих милостей, коими наслаждался Израильский народ с того самаго времени, как вступил в обетованную землю.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Кроме херувимов и серафимов, верх иконостаса нередко увенчивался иконой Нерукотворенного Спаса или Господа Саваофа. Когда возник такой обычай, не знаем, но в конце XVI и в XVII веке он был весьма широко распространен. Сведения относительно этого обычая мы получили из старинных церковных и монастырских описей 36 . Но лучшим доказательством широкого распространения его в русских церквах в XVII веке служит постановление московского собора 1666–67 года, повелевавшее ставить наверху иконостаса св. крест с изображением на нем распятого Христа, вместо икон Господа Саваофа и Нерукотворенного Спаса. «Лепо бо и прилично есть, говорят отцы собора, во святых церквах на деисусе, вместо Саваофа, поста- вити крест, сиречь Распятие Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Якоже чин держится издревле во всех святых церквах в восточных странах и в Киеве и повсюду опричь Московского Государства, и то велие таинство содержится во святей Церкви; якоже Моисей в пустыни воздвиже меднаго змия и образуя Распятие Спасителя Христа: и якоже тогда от угрызения змиева исцеляхуся Израильтяне зряще на того змия, такожде и мы ныне новый Израиль зряще во святей церкве на Распятие, и Страсти Спасителя нашего Иисуса Христа, исцеляемся от угрызения невидимаго змия диавола: сиречь, от грехопадений наших» 37 . Таким образом, со времени московского собора 1666–67 гг. наши иконостасы стали увенчиваться наверху крестом с изображением на нем распятого Христа. Однако, этот обычай вошел в практику не вдруг, а постепенно. Приведенные выше в подстрочном примечании выписки из старинных церковных описей доказывают, что и после московского собора 1666–67 гг. были иконостасы, которые имели наверху вместо распятия икону Господа Саваофа или Нерукотворенного Спаса. Кроме того, весьма многие старинные иконостасы и до настоящего времени не имеют наверху ни вышеупомянутых икон, ни распятия. Таковы, например, иконостасы – в новгородском Софийском соборе, в новгородских церквах Пятницкой, Прокопиевской на Ярославовом дворище и др. Впрочем, на некоторых иконостасах, устроенных раньше 1667 года и не имевших распятия, оно было поставлено после. Таков, например, главный иконостас Успенского соборного храма в Кирилло-Белозерском монастыре 38 . Новые же иконостасы после собора 1666–67 гг. уже сооружались прямо с изображением наверху распятия. Таковы были вновь устроенные иконостасы в Троицком псковском кафедральном соборе (1682 г.), в московском Архангельском соборе (в конце XVII в.), в новгородском Знаменском соборе (между 1699–1703 гг.), в Спасо-Мошенской церкви, боровичского уезда, новгородской губ. (1707 г.) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/starinny...

XXI, 1 сл.) в более высо­ких вещах. Ибо тот подвергся несправедливейшему убиению за виноградник, не желая лишиться отцовского наследия; – вы же побораете не за виноградинки, но за божественные догматы» и пр. (Ср. также гл. VI, к прим. 5). Hoffmann. S. 66–67 u. Anm, 302: S. 99. Martin. Actes. Р. 151–153; not. а: р. 151. Pseudo-Synode. Р. 189–192; not. 1: р. 189. Perry. Р. 319–322. (Мы держимся версий Мартэна и Перри, которые здесь во многом поправляют перевод Гофмана). Когда было предложено пресвитеру Пелагию подписать исповедание веры: до издания эдикта касательно Иринея или после? Сирские акты, нередко представляющие страшную путаницу в показаниях, не дают ясного ответа на этот вопрос. Могло быть первое, могло быть и последнее; но нам кажется, что эта история не должна быть приурочиваема, ко времени ранее конца 447 года. Мы уже говорили (см. прим. 67 на стр. 179), что про­поведь Феодорита о Навуфее имела место по выходе императорского декрета, так как народ кричал: «никто не верует согласно эдикту! веры, предписываемой сакрою, никто не принимает» (Hoffmann. S. 67,35–36. Martin, Actes. Р. 155. Perry. Р. 324–325), а это было чрез три дня по «взятии» пресвитера Пелагия, как свидетельствует Кириак (Hoffmann. S. 60,24–27; cnf. S. 67,31–32. Martin. Actes. P. 136–137; cnf. p. 154 d. Perry. P. 294–295; cnf. p. 324). Подобное сопоставление говорит больше в пользу той мысли, что Пелагий и его сторонники были призваны к ответу уже по обнародовании указа Фео­досия, следовательно в начале 448 года. Мартэн (Pseudo-Synode. Р. 98) склонен ра­зуметь здесь неизвестный нам собор, обычно бывавший в Антиохии или, вернее, должен­ствовавший происходить ежегодно, после праздника Пасхи. Если бы это было доказано, то тогда можно было бы предположить еще, что в это именно время и было составлено и отправлено соборное послание (synodica epislola) Домна Феодосию против Евтихия. Был ли такой собор, – мы не знаем, но касательно рассматриваемых сейчас событий должны указать на следующий факт. Некоторое другое обстоятельство и, повидимому, позднейшее истории из-за Пелагия сирские акты относят к среде страстной недели (Hoffmann. S. 60,31. Martin. Actes. Р. 137. Perry. Р. 295); значит, настоящий собор был до праздника Воскресения Христова в год издания декрета против Иринея.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

41 . Иисус Христос как Пророк возвестил тайну спасения, и как Первосвященник искупил нас на кресте от греха, и как Царь вечный по Божеству помазан Духом Святым в Царя и по человечеству в самом воплощении, о чем взывает Исаия: Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам, егоже начальство бысть на раме Его: и нарицается имя Его: велика совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущаго века ( Ис.9:67 ). 42 . Понеже бо человеком смерть бысть, и о Адаме вси умирают, и Человеком Христом Мессией воскресение мертвых ( 1Кор.15:2122 ). 43 . Яко не оставиши душу Мою во аде, ниже даси Преподобном Твоему видети истления ( Пс.15:10 ). А вознесением Своим на небеса Иисус Христос отверз для всех верующих в Него Царство Небесное, ибо возшел еси на высоту, пленил еси плен, приял еси даяния в человецех ( Пс.67:19 ). 44 . Первое слово о Пресвятой Деве Богородице было в раю: Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим, и между семенем Тоя: Той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши Его пяту ( Быт.3:15 ). 45 . А в 44-м псалме воспевается слава великого Царя Христа Бога и Царицы неба и земли Богородицы: Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и забуди люди Твоя, и дом отца Твоего. Вся слава Дщере Царевы внутрь, рясны златыми одеяна и преиспещрена. Приведутся Царю Девы в след Ея, искренния Ея приведутся Тебе. Приведутся в веселии и радовании, введутся в храм Царев ( Пс.44:1011; 1416 ). 46 . И Церковь воспевает: «Иже Тебе ради Богоотец пророк Давид песненно о Тебе провозгласи, величия Тебе сотворшему; предста Царица одесную Тебе». «Слыши, Дщи, и виждь, и приклони ухо Твое, и возжелает Царь доброты Твоея; ибо вся слава Твоя, Дево, отвнутрь, яко заченши Создателя Твоего». 47 . В 67-м псалме воспевается Богородица как гора высокого духовного созерцания, орошенная благодатью Духа Святого: Гора Божия, гора тучная, гора усыренная, гора тучная. Вскую непщуете горы усыренныя? Гора, юже благоволи Бог жити в ней ( Пс.67:1617 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Святые с Небесными Силами воспарят на высоту в сретение Господу нашему, когда придет Он; с Ним войдут они в Брачный Чертог – приять награды свои в стране жизни, которая выше всякого страха (прп. Ефрем Сирин , 33, 506). Источник. По гласу Сына распадутся гробы, восстанут мертвые и воспоют хвалу. Новое солнце воссияет над умершими, и из гробов своих вознесут они хвалу Христу. Христос, снисходивший для нашего искупления, приидет и для нашего Воскресения (прп. Ефрем Сирин , 33, 513). Источник. Как солнце не чужим светом рассеивает тьму... так в день Воскресения просветятся праведники, ризою их будет свет, покровом их – сияние, и сами для себя соделаются они светозарными звездами. В тот же день... нечестивые облекутся в одежду всякой скверны, покроются всякою нечистотою, и сами из себя источат для себя тьму и мучение, подобно тому, как тело, одержимое недугом, из себя производит жар и другие припадки – эту узду для удержания безрассудства, этот жезл для наказания (прп. Ефрем Сирин , 34, 286). Источник. И небо, и землю обновит Бог при нашем Воскресении, и тварь освободит и возвеселит вместе с нами (прп. Ефрем Сирин , 34, 393). Источник. ...Хотя только праведники воскресают в обновление славы, но и тела грешников обновляются, так как восстают не с тою же скорбью и радостью своею (прп. Ефрем Сирин , 36, 108). ...В Воскресении ни отцы к детям, ни дети к отцам не обратятся, но все к тому Одному, чтобы, если окажутся достойными, изойти по милосердию к Отцу (прп. Ефрем Сирин , 37, 836). Источник. ...Если душа предпрославлена ныне и вступила к единение с Духом, то и тела сподобятся части в Воскресении (прп. Макарий Египетский , 67, 6). Источник. ...Что имеет теперь душа в себе, то обнаружится тогда в теле (прп. Макарий Египетский , 67, 55). Источник. ...Воскрешенные тела в Воскресение покроются иною Божественною ризою и будут питаться небесною снедию (прп. Макарий Египетский , 67, 100). Источник. ...В Воскресение мертвых различною славою будут прославлены и отличены воскресшие, по достоинству заслуг, по причастию здесь еще обитавшего в них Божия Духа (прп. Макарий Египетский , 67, 389). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

«В Церквах Божиих: Вениамин юнейший» — апостол Павел, как после всех призванный, и в Деянии он называется «юношею» (Деян. 7:58). Павел был «во ужасе» от того, что Гонимый им и почитаемый мертвым — на небесах. Упоминает и о других апостолах, как наставниках верующих в божественном. Петр, Андрей, Иаков, Иоанн, Филипп были из селения Вифсаиды; Матфей и Иаков — из Капернаума, Симон Зилот из Кананита. А это были все города Галилейские. «Завулон» же и «Неффалим» имели Галилею своим жребием (Афанасий, Григорий Нисский, Феодорит). Пс.67:29.   Заповеждь, Боже, силою Твоею, укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас. И блаженный Давид глубоко сознавал невозможность получить успех в своем деле и труде собственными только усилиями. Ибо усилия человеческие сами по себе без помощи Божией не могут достигнуть совершенства, но и благодать Божия сообщается только трудящимся в поте лица, поэтому и взывал: «укрепи, Боже, сие, еже соделал еси в нас» (Кассиан). Пс.67:30.   От храма Твоего во Иерусалим Тебе принесут царие дары. Под «Храмом» разумеется Церковь. Молящиеся в ней принесут в вышний «Иерусалим» духовные дары (Афанасий). Пс.67:31.   Запрети зверем тростным: сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром: расточи языки хотящыя бранем. Мысленных «зверей» , т.е. демонов убивает призывание имени Божия. Поэтому будем непрестанно день и ночь со слезами повергать себя пред лицем благости Божией, да очистит Он сердца наши от всякого злого помышления, да «расточит языки хотящыя бранем» . Здесь и предсказание о восстании ( «сонма юнцов» ) нечестивых на благочестивых, которые подобно «искушенному сребру» оказались достойными пред Богом (Серафим, Афанасий). Пс.67:32.   Приидут молитвенницы от Египта: Ефиопиа предварит руку свою к Богу. Каким образом «Ефиопия» притекла к Богу, можно видеть это на примере Евнуха Ефиоплянина (см. Деян. 8:27). И «ефиопы» подвизались вместе с монахами в «египетских» пустынях и многих превосходили в добродетелях: и над ними исполнились слова Писания (авва Аполлос).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Хочешь ли быть святым и непорочным храмом Божиим? Всегда имей в сердце своем образ Божий. Под образом же Божиим разумею не изображение красками на дереве или на чем ином, по тот Божий образ, который непрестанно и чисто живописуется в душе добрыми делами, постами, бдениями, преспеяниями в добре, воздержанием, молитвами; и краски для сего небесного Владычнего образа суть преспеяния, чистые помыслы, совлечение всего земного, также кротость и честная всегда жизнь (прп. Ефрем Сирин , 32, 70). Источник. ...Кто хочет стать причастником Божественной славы и во владычественной силе души, как в чистом зеркале, увидеть образ Христов, тот с ненасьтимой любовью и с нелицемерным расположением обязан всем сердцем и всею силою день и ночь искать помощи в той Силе, причастником которой невозможно стать, если человек... не избегнет прежде мирского сладострастия и сопротивной силы, потому что сила тьмы чужда силе света, и влияние лукавства несовместимо и совершенно несоединимо с благим влиянием (прп. Ефрем Сирин , 32, 310). Войди в себя, пребывай в сердце своем, ибо там – Бог . Он не оставляет тебя, но ты оставляешь Его (прп. Ефрем Сирин , 33, 349). Источник. ...Как Ему угодно, плототворит и преобразует Себя, делаясь видимым для любящих Его по великой и невыразимой любви, в неприступной славе света являясь достойным, соразмерно с силами каждого (прп. Макарий Египетский , 67, 30). ...Наслаждение Богом ненасытимо, и в какой мере вкушает и причащается кто, в такой делается более алчущим (прп. Макарий Египетский , 67, 129). Источник. Вот основание пути к Богу – с великим терпением, с упованием, со смиренномудрием, в нищете духовной, с кротостью шествовать путем жизни... (прп. Макарий Египетский , 67, 220). Источник. Обитель, или упокоение Духа, есть смиренномудрие, любовь, кротость и прочие заповеди Господни (прп. Макарий Египетский , 67, 359–360). Источник. Как тело близко к душе, так и Господь близок и готов прийти и отверсть заключенные двери сердца, и даровать нам небесное богатство (прп. Макарий Египетский , 89, 187). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

И бегут от лица Его ненавидящие Его. Пс.67:3. Как рассеивается дым — исчезают, Как тает воск от огня, погибают нечестивые от лица Божия. Пс.67:4. А праведники веселятся, ликуют пред Богом и торжествуюг в радости. Пс.67:5. Пойте Богу, играйте (на гуслях) имени Его, Готовьте путь шествующему по пустыням. Яг имя Ему. Радуйтесь пред лицом Его. Пс.67:6. Отец сирот и судия вдов — Бог в святом жилище Своем. Пс.67:7. Бог покинутых возвращает домой; Вводит узников (пленников ) в свободное состояние, А строптивые остаются жить в (безводной) пустыне. Пс.67:8. Боже! Во время выступления Твоего пред Твоим народом и шествия Твоего по пустыне — (Села — диапсалма — междупсалмие). Пс.67:9. Земля тряслась, небеса, расплавясь, капали от лица Божия: вот этот Синай пред лицем Бога, Бога Израилева! Пс.67:10. Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, И, когда оно изнемогало, Ты восстанавливал его. Пс.67:11. Народ Твой обитал там; По благости Твоей, Боже, Ты приготовлял для бедного. Пс.67:12. Дан лозунг провозвестницам: «великая армия»!!! Пс.67:13. Цари войск бегут, бегут... А сидящая дома женщина делит добычу. Пс.67:14. Что вы разлеглись среди своих овчарен? Крылья голубицы покрыты серебром И оперение ее отсвечивает бледным золотом. Пс.67:15. А когда ястреб там распростерся над царями, то она покроется снегом на Селмоне. Пс.67:16. Гора Божия — гора плодородная. Гора с вершинами — гора высокая! Пс.67:17. Что вы, горы с вершинами, завистливо смотрите на гору, на коей благоволил Бог воссесть? (И (конечно) будет Ягве обитать до конца!). Пс.67:18. Колесниц Божиих, громыхающих, десятки тысяч: Адонай приходит от Синая! — Ст. 19. Ты восшел на высоту, пленил пленников, принял дары среди людей. И даже нечестивые (не мешают) обитанию Божию. Пс.67:20. Благословен Адонай изо дня в день. Он — покров нам, Бог спасающий нас. (Села — диапсалма — междупсалмие). Пс.67:21. Бог для нас — Бог во спасение. У Ягве — Адоная и от смерти есть избавление. Пс.67:22. И Бог сокрушает голову врагов Своих, Волосатое темя закоренелого в грехах своих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2699...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010