Col. 689; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 294) и ап. Иуды Зилота под 20, 22, 23 и 29 мая ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 75; SynCP. Col. 697, 702, 704, 709; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 298). Груз. календари, следующие древней иерусалимской богослужебной традиции, указывают память ап. И. (без уточнений, какого именно) 23 янв., 14 и 22 мая (более поздняя приписка), 30 авг. ( Garitte. Calendrier. Palestino-Georgien. P. 46, 66, 67, 87) и память ап. Фаддея (без уточнения, от 12 или от 70) - 20 дек. ( Кекелидзе. Канонарь. С. 146; Garitte. Calendrier. P. 111; Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. Т. 2. P. 57). В средневек. сир. яковитских календарях память ап. И., сына (sic!) Иакова, отмечается 27 янв., 19 и 26 июня (Un Martyrologe et douze Ménologes syriaques/Ed. F. Nau P., 1915. P. 71, 80, 122. (PO; T. 10. Fasc. 1)), память Иуды, апостола от 12,- 22 мая (Ibid. Р. 78), память св. Иуды, «епископа Иерусалима и мученика»,- 31 мая (Ibid. Р. 79), память ап. Иуды (без уточнений) - 11 мая (Ibid. P. 100, 110), память ап. Аддая - 13 мая (Ibid. Р. 77, 95), 14 мая (Ibid. Р. 40-41, 100, 110), 26 июня, 20 авг., 1 окт. и 9 дек. (Ibid. Р. 51, 68, 124, 127). В маронитской традиции известно празднование памяти ап. Леввея 14 окт. ( Gebrail Ibn al-Qola‘i. Un ancien calendrier de l " Église Maronite//Martyrologes et ménologes orientaux/Éd. R. Griveau. P., 1915. P. 351) и 18 окт. в календаре XVI в. (Vat. syr. 349), печатных Часослове 1624 г. и Миссале 1716 г. Память, отмечаемая 18 окт., встречается и в ряде араб. мелькитских Синаксарей XVII-XVIII вв., адаптированных маронитами ( Sauget J.-M. Premières recherches sur l " origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites (XIe-XVIIe siècles). Brux., 1969. P. 308-310), где сказание о святом фактически совпадает с араб. версией Мученичества апостола Фаддея (The Mythological Acts of the Apostles/Ed. A. S. Lewis. L., 1904. P. 120-125). Согласно арм. «Деяниям апостола Фаддея», он пострадал 13 калоца, т. е. 21 дек. (Écrits apocryphes chrétiens. 2005. Vol.

http://pravenc.ru/text/1237747.html

Поэтому вполне естественно думать, что тексты хорватских миссалов и часословов могут быть не только разного состава, но и разного происхождения 63 . Но несмотря на всё это, сходство в составе, отмеченное ак. Ягичем для пяти миссалов XIV–XV вв., факт очень важный. Он наводить на мысль, что тип общераспространённого хорватского миссала (и часослова) сложился не в XII столетии, к которому восходят Венские листки, а позднее – в XIV–XIV в., когда во 1-х) вполне образовалась хорватская редакция ц.-славянского текста и во 2-х) выработался тот «настоящий» тип хорватской глаголицы, который мы видим в хорватских миссалах и часословах XIII–XIV в. 64 Возникновение более или менее определённого типа (или типов) хорватских миссалов и часословов именно в XIII веке, точнее – во второй половине его, оправдывается, я думаю, историческими свидетельствами. С 925 года по 1248–ой над ц.-славянским богослужением в Хорватии, мы знаем, тяготел суровый запрет Рима, и преследование «учения еретика» Мефодия со стороны латинников почти не прекращалось. В это время приверженцы народной церкви в Хорватии должны были скрывать от врагов свои богослужебные книги. Едва ли можно сомневаться в том, что эти книги, по крайней мере большинство их, следовали греческому обряду (ср. J. Broz. 1. с. р. 70), т.е. были те же книги, которые употреблялись православными сербами, болгарами и русскими: Евангелие и Апостол – апракосы, Псалтирь, Паримейник, Октоих и др. Ведь до нас частью сохранились даже эти книги – Мариинское Четвероевангелие 65 , два Апостола (Михановичев и Гршковичев) 66 , глаголическая часть Римского евангелия 67 и Псалтирь 68 . В период преследования хорватской народной церкви защитники последней едва ли могли охотно переделывать кирилло-мефодиевское наследие на римско-католический лад, тем более переводить латинские миссал и бревиарий на родной, но гонимый и «варварский», по словам пап, язык. По крайней мере, это следует сказать про большинство таких защитников (белое духовенство), не исключавшее, конечно, отдельных ревнителей католического обряда, напр., хорватских бенедиктинцев 69 и людей компромисса из среды высшего духовенства, действовавших при том же на свой страх, так как официального разрешения для католического обряда на славянском языке до 1248 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

1930 См. Вступит. гл., с. 26. 1931 Вступ. гл., с. 56—57. 1932 Вступ. гл., с. 102. 1933 Вступ. гл., с. 96 и д. 1934 Паломничество Сильвии, 24. 1935 Παπαδπουλος - Κεραμεως Α . " Αναλεκτα εροσολυμιτικς σταχυολογιας . Πετροπ , 1894. II, 43. 1936 Типикон Ватик. библ. 1877 (1292 ν ). Дмитриевский Α Τυπικα , 870. 1937 Кассиан . Об установлениях киновий. II, 2. 1938 Диаковский Е . Последование часов и изобразительных. Киев, 1910, коррект. листы. Ср. Дмитриевский А . Что такое κανν τς ψαλμωδας , так нередко упоминаемый в жизнеописании прп. Саввы Освященного?//Руков. для сел. паст. 1889, 38, с. 70. 1939 Так, их не имеет Часослов Моск. Типогр. библ. 77/150/1233, см. л. 29 и 38. 1940 Ркп. Моск. Тип. библ. 44/150/1230, л. 29 и об., л. 38 об. 1941 Тураев Б . Часослов ефиоп. ц., с. 39, 49, 59, 67, 83, 87, 95, 103, 127, 161, 117, 119. 1942 Ркп. Моск. Тип. библ. 285/142/1206, л. 20 об. и 7 об. 1943 Дмитриевский Α . Τυπικα , 829. 1944 Тип. Ватик. библ. 1877 XIII в. по Дмитриевскому Α Τυπικα , с. 871. 1945 Греч. Типик. Моск. Румян. муз. Севаст. собр. 491/35 XIII в., 121 об. и др. 1946 Греч. Типик. Моск. Синод. библ. 381 XIV в., л. 10, 17 об. Слав. устав той же библиотеки 328/383 XIV в., л. 10, 11, 212 и д. 1947 Ркп. Моск. Тип. библ. 47/150/1230, л. 29 об. В эфиопском Часослове она положена, кроме часов, на утрене и вечерне (существенных вариантов с нашим текстом нет) (Тураев Б . Часослов ефиоп. ц., с. 37, 87). 1948 Так и древнейший в России список греческого Устава Моск. Румянц. муз. Севаст. собр. 491/35, л. 14 об. – 15 об. 1949 Диаковский Е ., там же. 1950 В Римско-католической Церкви часы имеют все составные части наших часов, но в другом порядке. Как и у нас, часы там имеют все одну схему, исключая первый час (он и у нас в древности отличался по строю от других часов, как видно из Синайского Часослова VIII-IX в., о чем будет речь в объяснении II гл. Типик.). За обычным началом на римско-католических часах следует гимн , особый для каждого часа, соответствующий нашему тропарю, оканчивающийся аллилуиа (в воскресенье) или другим припевом, «антифоном» (в будни).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

28. Псалтырь в стихах Симеона Полоцкого печатана в Москве 1680 года в лист на 139-ти листах. После сего мцесловъ в стихах на 18-ти листах. Далее на 215-ти листах напечатана 1681 года в Москве история о Варлааме и Иоасафе царевиче. С 1-го по 30-й лист включительно следующая скрепа по листам: «а г году въ днь обители стаго Живоносного Христова Воскресения нового Иерусалима строитель старец Сергий сею глемою книгою на виршах и историю Иоасафа царевича благословил келейного своего старца Савватия, подписал по приказу отца строителя Сергия подъячей Родион Булатов. 29. Часослов, как видно по шрифту печати, печатан в Москве в 17-м веке в лист на 551 странице, первых 20 страниц не достаетъ; с 21-й оборотной страницы по 69-ю следующая скрепа: «Лета зрог (1665) Майя въ к днь дал сию книгу патриархов подъякон Никита Никитин в дом стаго Живоносного Воскресения Гда и Спса нашего Иисуса Христа нового Иерусалима мнтр по своей душе в вечный помин, а кто восхощет и далее... так же скреплено, как скреплял св. патриарх Никон . 30. Часослов, без начальных и конечных листов в осьмушку, печатанный в Москве в 17 в. Переплет весь избит и листы перемешаны. 42 31. Служебник Сербской печати, печатанный в Венеции 1519. г. на 240 листах на 30 тетрадях. Переплет древний, современный. Съ 3-го по 20-й лист включительно скреплено рукою св. патриарха Никона . Одна застежка медная укреплена на коже в 3-х местах сплетенной, другая оторвана. 32. Служебник, печатанный в Вильне 1617 года, в поллиста на 472 страницах. До проскомидии 28 листовъ; проскомидии 26 листов. В проскомидии с 1-го по 19-й лист включительно скреплено рукою св. патриарха Никона . 33. Служебников, в поллиста, печатанных в Москве довольно крупно 1655 года на 601 странице два экземпляра и три экз., того же года на 597-ми страницах. После Служебника на 5-ти листах напечатано толкование о частицах, полагаемых во время проскомидии на дискос. Далее на 58 страницах святцы. В 1-м экз. на 601 стр. с 1-й до 44-й страницы до проскомидии и с 1-й до 4-й страницы проскомидии скреплено рукою св. патриарха Никона в 1658 г. Во 2-м экз. на 601 стр. на 1, 4, 9,15, 19, 25, 29, 33, 37, 45, 51, 59, 67, 75, 83, 87, 91 95, 99, 103, 107, 111, 123. страницах скреплено рукою св. патриарха Никона в 1658 году. В 1-м экз. на 597 страницах с 1-й по 22-ю страницу на лицевой стороне скреплено рукою св. патриарха Никона в 1658 году. В 2-м экз. на 567 стр. с 1-й по 52 страницу на лицевой стороне скреплено рукою св. патриарха Никона в 1658 году. В 3-м экз., в 567 страниц, на 46, 54, 58, 62, 66, 70, 74, 80, 88, 92, 96, 104, 108, 112, 116, 120, 124 страницах внизу на лицевой стороне скреплено в 1658 году рукою св. патриарха Никона.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

66 . Триодь Постная, напеч. в Москве в 1636 году, в лист, 493 листа. В коже. 67 . Триодь Постная, напеч. в Москве в 1684 г., в лист 738 листов. Въ коже. 68 . Триодь Постная, напеч. в Москве в 1696 г., в лист 674 листа. В коже. 69 . Триодь Цветная, напеч. в Москве в 1680 г., в лист 406 листов. В коже. 70 Триодь Цветная, напеч. в Москве в 1686 г., в лист 401 лист. В коже. 71 . Триодь Цветная, напеч. в Москве в 1699 г., в лист 401 лист. В коже. 72 . Часослов, напеч. в Москве въ 1601 г., в восьмерку, без начала и конца. В коже. 73 . Часослов, налойный, напеч. в Москве в 1653 г., в лист, 265 листов. С подписью Патриарха Никона в 1665 г. В коже. 74 . Ирмологий, напеч. в Москве в 1657 году, в четверку, 690 листов. В коже; 2 экземпляра. 75 . Ирмологий, напеч. в Москве в 1673 году, в четверку, 554 л. В коже. 76 . Ирмологий, напеч. в Москве в 1687 году, в четверку, 307 л. В коже; 4 экземпляра. 77 . Ирмологий, нотный, напеч. во Львове иноком Иосифом Городецким в 1700 году, в лист, 459 листов. В коже. 78 . Служба положения Ризы Господней, напеч. в Москве в 1651 году, в четверку, 23 листа. За подписом Патриарха Никона . В коже. 79 . Служба Св. Николаю Чудотворцу на 6 Декабря и 9 Мая, напеч. в Москве в 1679 году, в четверку, 273 листа. В коже. По листам надпись: «7198 (1690), месяца Марта 15 дня, сия книга Житие Чудотворца Николая, дана в дом Живоносного Христова Воскресения, в монастырскую книго хранительницу того же монастыря, по преставлении соборного старца Иеродиакона Дамаска, по душе его в вечный поминок. Подписал Архимандрит Никанор». Глава III. Писания Св. Отцов и Учителей Церкви 80 . Св. Иоанна Златоустог о Беседы на Деяния Апостольские, напеч. в Киеве в 1624 году, в лист, 353 листа. В коже. 81 . Св. Иоанна Златоустог о Беседы на Евангелие от Матфея, напеч. в Москве, в 1664 году, в лист, 1002 листа. В коже. 82 . Св. Иоанна Златоустог о Беседы на Евангелие от Иоанна, напеч. в Москве в 1665 году, в лист, 686 листов. В коже. 83 . Евангелие Учительное, напеч. у Мамоничей в Вильне, в 1595 году, в лист, 407 листов. В коже.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

1510 Еп. Софроний , Современный быт и литургия христиан инославных иаковитов и несториан. Спб. 1876, 293. Несториане ныне существуют в незначительном количестве в Урмии (в Персии); большинство из них приняло р.-католичество; часть православие в 1898 г.; остальные ранее растворились в мусульманстве. 1511 Bona I. De divina psalmodia, Col. Agrip. 1677, p. 682. sq. 1512 А. П. У . (архим. впосл. еписк. Порфирий Успенский ). Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церк. благочиния египет. христиан (коптов). Спб. 1856, стр. 47—88. 1513 Кроме загранич. издания и в Записках Имп. Акад. Наук VIII, I, Тураев Б . Часослов эфиопской церкви, Спб. 1897; эфиопский текст с рус. переводом. 1514 Болотов В . Часосл. эфиоп. ц. Б. Тураева , библиогр. зам. Хр. Чт. 1898, 2, 189. 1515 Тураев Б . Абиссиния. Правосл. богосл. энциклоп. Спб. 1900 г. I, 61—70. 1516 Bona, De divina psalmodia, 689. 1517 Martene E . De antiques ecclesiae ritibus. Antv. 1736, III. 27. 1518 Vita Caesarii I, 19. ( Migne Patr. s. I. t. 67. 1519 Григор. Тур . История франков. IX, 6. 1520 Martene De ant eccl. rit. III, 48. 1521 Amalarius . De eccles. officiis IV, 9. 1522 Martene . De ant eccl. rit, III, 50. 1523 На таком же месте утрени эти песни поются и у нас. 1524 Grodegangus Met . Regula canonicorum c. 18. 1525 Там же. 1526 Как теперь у нас; в римской церкви теперь с утра. 1527 Ср. «Свет Христов просвещает всех». 1528 Ср. у нас предначинательный псалом. 1529 Ср. у нас прокимен Господь воцарися. Martene , Deant eccl. ritib. III, 58. 1530 Там же, 61. 1531 Ср. у нас на 50 пс. Слава... Молитвами апостолов... И ныне... и опять 1-й стих псалма. 1532 Martene , De ant. eccl. ritib. III, 29—30. 1533 Amalarius , De divino officio, prol. 1534 Там же, III, 11. 1535 Martene, De ant. eccles. ritib. III, 42. 1536 Beatus , Adv. Elipandum 1. Martene , De ant. eccl. rit. III, 73. 59. 1537 Мансветов , Церк. Уст. 21. 1538 Все эти «Правила» в частях своих, касающихся богослужения, приведены, иногда к объяснительном перифразе (особенно неясны правила Колумбана), у Martene , De ant eccl. ritib. III, 11 sq., а полностью изданы у Migne Patrol. s. I. tt. 66 (Венедикт и оба неизветные Alia regula incerti anctoris, col. 996—998 и Regula cujusdam patris, col. 987—994, 67 (Цезарий), 68 (Аврелиан), 80 (Колумбан), 83 (Исидор), 87 (Донат и Фруктуоз) и 88 (Magister).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

«Христ. Чтение, 7–8, 1891 г.» 228 6 справщиков, но без указаний имен значатся в декабре 1655 г. при выдаче им часословов (кн. печ. двора 57, д. 90), в марте 1656 г. при выдаче триоди постной (л. 160) и июле того же года при выдаче скрижали (л. 179 об.). Затем новых изданий книг не было до 3 апреля 1657 года, когда из типографии вышли «листы о поклонах» и четырем справщикам дано по листу (л. 321 об.); четыре справщика оставались и в июне 1657 (д. 249 и 306). 229 В сентябрьской росписи жалованья на 166 г. Озеров не числится и значатся только три справщика – Арсений грек, Захар Афанасьев и инок Евфимий (Кн 55 л. 329–330); но при выдаче справщикам только что вышедших напрестольных евангелий отмечено 4 справщика (Кн. 57, л. 359); отсюда видно, что Иосиф назначен в справщики в сентябре 1657 г. 230 Справщик Иосиф получал денежный оклад по 40 р. в год (Кн. 56, л. 390–391). Приводим записи печатного двора о судьбе наших справщиков после удаления Никона с патриаршего престола. Все указанные четыре справщика остаются вместе на печатном двор до марта 1660 г. л. 54–56, 163–165). Но в этом месяце и в сентябрьской росписи жалованья на 169 год среди справщиков нет имени инока Евфимия (л. 246 об., 422 об. и 497) вплоть до 12 апреля 1670 г., когда по челобитной его велено выдать ему оклад старшего справщика в 70 р. 66, л. 28 и 27, л. 23); совсем оставляет доджность справщика после царского о том указа от 2 июня 1690 г. вследствие волнений, вызванных изданием исправленных им месячных миней 67, л.84–85). В конце 1662 г. с печатного двора выбывает Арсений грек и на его место назначается архимандрит Дионисий святогорец 62, л. 1–3, 63 и 64, л. 3 и 93). К началу 1663 г. выбывает справщик чудовской старец Иосиф и в июне того же года на месте его значится старец Иосиф Белый 63 и 64, л. 3). Дольше и без перерыва служит справщик Захарий Афанасьев; последняя известная нам о нем запись относится к 17 июня 1674 г. 67, л, 24). 231 Расколоучитель инок Епифаний, духовник протопопа Аввакума, указав на то, как патр. Никон «посадил на печатный двор ко книжной справе друга своего», Арсения грека, сряду затем прибавляет: «и стакався с нии (Арсением) вкупе, приискал себе подручников таковых же врагов, якобы и сами» (Мат. для ист. раск. т. VII, 62).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

в) Вечерня дня Пасхи (л. 221: Описание, I, 136): На Светильничном 12 антифонов, начиная с Пс. 1 . В понедельник прибавляется один антифон. На Утрене 7 антифонов до 23 июля. На Вечерне 13 до конца апреля. II.  Агиос Ставрос 40 583 67 : До 14 сентября: антифонов: на Утрене: 12 – на Вечерне: 13 С 15 сентября « 13 » 12 С 11 октября » 14 « 11 С 21 октября » 15 « 10 С 31 октября » 16 « 9 С 10 ноября » 17 « 8 С 20 ноября » 18 « 7 С 7 января » 17 « » 8 « 584 С 14 января » 16 « 9 С 20 января » 15 « 10 С 28 января » 14 « 11 До Поста » 13 « 12 С 1 понедельника Поста » 12 « 12 585 С 2 понедельника Поста » 11 « 12 С 4 понедельника Поста » 10 « 12 С 5 понедельника Поста » 9 « 12 С 6 субботы Поста до Вел. Субботы » 8 « 12 С понедельника·Пасхи до 23 июля » 7 « 13 С начала мая » 7 « 14 В течении мая » 7 « 15 До 3 июня » 7 « 16 С 4 июня » 7 « 17 С 11 июня » 7 « 18 С понедельника после 16 июля » 8 « 17 С 31 июля » 9 « 16 С 14 августа » 10 « 15 С начала сентября » 11 « 14 III. Дрезден 104 586 70 : 1 сент. (л. 134:.Древнейшие, 300): Утреня на амвоне. Собираются три «аскитирия»... В начале Индиктиона поются на Утрени 11 антифонов и 14 на Светильничном. 4. – Савваитско-студийские элементы Соборного Типикона Вместе с рубриками Песненного последования, определенно подходящими соборному или Патриаршему Евхологию, и вместе с загадочным исполнением 25 антифонов в день, является в Синаксаре – Канонаре-Типиконе Великой Церкви (хотя в очень скромной мере) третий элемент – служение по монашескому типикону зависящему от палестинской традиции монастыря Св. Саввы, как ее соблюдали Студийские монахи Константинополя. I.  Патмос 266 : а) 23 дек. (л. 61: Описание, I. 34): Пение ексапостилларя. б) 25 дек. (л. 64: Описание, I, 36): Пение Бог Господь. в) 5-ая суббота Поста (л. 206: Описание, I, 124): В Влахернах местные (клирики) поют Троичный (канон?) и Полунощные (антифоны или Полунощницу по Часослову?). II.  Агиос Ставрос 40: Воскресенье Сыропустное (Матеос, II, 10): Объявляется: не поется Повечерие, но только Трисвятое с тремя метаниями. В каноне 587 понедельника, если есть полный канон, поется одна кафизма Псалтыря; если канона нет, поются две кафизмы и последование святой Четыредесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

л. 7. Без начала, общеупотр. каноны, числом 7, что под 320 л. 177–221 и л. 246. л. 67. Выписки из Хронографа и перечень Вел. Князей и Митрополитов русских до средины XVI века. л. 70. Часослов. л. 146. Слово св. и препод. отца нашего Ефрема о покаании и о любви еже и о крещении и исповедании и кресту похвала и о втором пришествии Христове и о будущем суде Слово 102: потом Его же Слово 103 о втором пришествии Христове. См. 7 л. 202, 214. л. 162. В той же день (?), поучение св. отца Иосифа. Нач. Рече авва Иосифь: что убо творить человекь, несть ли ми милостыня? л. 164 об. Слово св. Иоанна Златоустаг о о иже в церкви без страха стоящих. См. 145 л. 182. л. 166. Слово от Патерика душеполезно хотящим каятися. См. 626 л. 606. л. 173. Канон св. Пасхи, творение господина Иоана Дамаскына. л. 182 об. Канон Святей Живоначальней Троици. Встречается выше л. 45 об. л. 191. Служба воскресна гл. 1. л. 213 об. Служба, сент. 19, св. Феодору, Давиду и Константину ярославским чудотворцам с двумя канонами, последний на пренесение мощем. В конце Преставление благовернаго и христолюбиваго Князя Феодора ярославскаго. См. 466 л. 355. л. 235. Молитва препод. Сергию чюдотворцу радонежскому. См. 663 л. 597. л. 236. Св. Нила о 8 помыслех. л. 237. Столпы Евангелий. л. 247. Слово И. Златоустого на Пасху, без конца. л. 248. Служба, сент. 25, препод. Сергию чудотворцу без начала. л. 264. Канон честнейшему в пророцех великому Предтече Крестителю Иоанну гл. 2. л. 275. Канон св. чюдотворцу Николе. л. 282 об. Последование к божественному причащению. См. 267 л. 255. л. 324 об. Служба воскресна, гл. 3. л. 343 об. О велице дни, о лице свидетельство св. Иоанна Дамаскина . л. 344. Новейшее чюдо св. Николая чюдотворца. Нач. Явлюшуся св. Николе в Констянтинеграде при самодержце Леонтии, при патриарсе Афонасии, старцу именем Феофану. В конце мелкие отрывки. л. 350. Препод. отца нашего богоносца Маркиана поучение о смерти. Нач. Молю вы убо, братие, имейте всегда смерть пред очима си, о сем бо помышляюще не имати сгрешати. За тем Страсть св. мученици Александры царици Диоклитиане. Поучение св. Анастасиа о казнех Божиах, о ратех и о гладе. Поучение о смерти и о суде. Из Пролога.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Священнический возглас 3 часа (после молитвы «Иже на всякое время»), как и 6-го, «Молитвами св. отец», – более радостного тона, чем на 1 и 9 часах, ввиду соединяемого с часом воспоминания и близости литургии. Заключительная молитва часа, тоже ввиду этого воспоминания, обращена раздельно ко всем трем Лицам Св. Троицы, Коих просит о спасении. Молитва приписывается св. Мардарию, армянскому мученику при Диоклетиане, и произнесена им на пытке, окончившейся смертью и состоявшей в том, что его, повешенного вниз головой, жгли раскаленным железом; его сомученику – св. Евстратию – принадлежит молитва субботней полунощницы «Величая величаю Тя». 2738 История часа В чине песненных часов 3-й час имел, по-видимому, псалом 16 2739 . Во всех древних Часословах, начиная с известного Часослова Синайск. библ. VIII в. 863), для 3 часа указываются нынешние псалмы. Также и тропари по псалмах; только Часосл. СПб. Публ. б. 57 и Соф. 1052 XIII в. в «субботу, коли не будет тропаря (дневного), указывают для 3 часа тропари «Страстотерпцы Господни» (ныне седален 2 гл.) и «Страшна смерть тайная». По Трисвятом Синайск. Часосл. 865 XII в. имеет тропари: «Царю Небесный», «Яко посреде учеников», «Многая множества моих, Богородице, прегрешений»; Часосл. Афоно-Пантелеим. библ. 71 XII-XIII в. 2-й тропарь «Егда снишед», 3-й «Взбранной воеводе»; Синайск. 866 XII в. 2-й тропарь «Егда снишед», Типогр. б. 46 и 48 XV в. 2-го не имеет, а 3-й «Тя град и станище имамы». Заключительная молитва отсутствует в Синайск. Часосл. 863 VIII в., 867 XII-XIV в. и Моск. Типогр. б. 47 XV в. В Ватопедск. Часосл. 350 XII в. краткая, похожая на нынешний тропарь, «Иже в третий час»; Синайск. 870 XII в. – нынешняя молитва междочасия; Софийск. (СПб. Ак.) 1052 «Боже Щедрый, утешая нас на всяк час» (кроме того, в начале часа «молитва начинающе всяко пенье» «Владыко, Господи Вседержителю, приемля от Небесных Сил Тресвятую песнь» (та же молитва на этом месте в Типогр. 47); Синайск. 865 XII в. две молитвы – нынешняя междочасия и «Господи Спасе мой, вскую оставил мя еси»; Типогр. 46 и 48 та, что в Соф. 1052 и «Боже Праведный Прехвальный»; Хлудовск. 123 X в. эта и нынешняя; Синайск. 12 и СПб. Публ. б. 57 XIII в. три молитвы: эта же, «Боже Святый, Утешителю Душе истинный», «Боже Вседержителю и Отче Иисусе Христе» 2740 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010