Затем читается псалом ( Пс.129 ): «Из глубины воззвах к Тебе, Господи; Господи, услыши глас мой», в котором псалмопевец сперва просит Бога об очищении души: «Да будут уши Твои, внемлюще гласу моления моего. Аще беззакония назриши Господи, Господи, кто постоит? яко у тебе очищение есть»; потом увещает всех исповедующих Бога всегда уповать на милость Господа и многое избавление: «От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. Яко у Господа милость, и многое у Него избавление: и Той избавит Израиля от всех беззаконий его». И, восхищенный представлением избавления людей от беззаконий их, восклицает: «Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие, яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век» ( Пс.116 ). При псалмах, как бы в доказательство того, яко у Господа очищение есть, милость и многое у Него избавление, яко утвердися милость Его на нас (искупленных), и истина Господня пребывает во веки, – в каждый день на вечерне прославляется тот или другой святой, то или другое благодеяние Божие, в честь коего установлено Церковью празднество. Эти песнопения поются за стихами псалмов, поются по стихам (канонархают) (Тип., гл. 27) 344 и называются стихирами 345 . Поскольку стихиры поются после «Господи воззвах», то, в отличие от других стихир (стихир на стиховне, на «Хвалите»), они называются стихирами «на Господи воззвах». Эти стихиры поются не за всеми стихами указанных псалмов, но только за теми, в которых псалмопевец от грешников обращается к праведным. т. е. от стиха 346 ( Пс.141 ): «Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы». Стихи псалма: «Господи, воззвах» и следующих псалмов, будучи в тесной связи со стихирами поются на глас стихир, т. е. на тот же глас, на который положено петь стихиры. Не должно затрудняться разностью выражения Служебника и Часослова (Тип., гл. 2) о гласе, на который должно петь «Господи воззвах». В Служебнике (в последовании вечерни) сказано: «Господи воззвах» поется на глас стихир, а в Часослове и в Типиконе: «Господи воззвах» – в случившийся (Часосл.), в прилучившийся глас (Тип.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Исключением служат весьма немного последований, в которых неизменяемые молитвы соединяются с изменяемыми. Слово «последование» прилагается и к одной службе, например, «последование утрени», «последование вечерни» (Служебн., Часосл.), и к многим службам дни; так, например, говорится: «последование понедельника», «последование воскресения», «последование святому», «последование празднику» и т.п. (См. Октоих, Минеи, Триодь, Типикон). Словом «чин» в Богослужебных книгах, относящихся в общественному Богослужению, озаглавливается или полное изложение, или полное указания всех молитв, назначенных для Богослужения, как изменяемых, так и неизменяемых, с означением их последовательности одних за другими. Таковы, например, в Служебнике: «Чин Божественной Литургии», в котором излагается вся проскомидия, «Чин благословения колива», «Чин литии» и другие. В книгах, которые относятся к частному Богослужению, например, в Требнике, слово «последование», иногда надписывается над молитвословиями того Богослужения, которое по уставу Церкви, должно следовать за другим Богослужением. Так, «последование» крещения – за оглашением, последование обручения – сразу по Божественной Литургии. Иногда в Требнике слова: «последование», «чин» употребляются таким образом, что слово «последование» надписывается над изложением молитв для Богослужения более продолжительного, нежели чин. Словом «чинопоследование» озаглавливаются в богослужебных книгах те молитвословия, к которым можно приложить слова: «чин» и «последование»: «чин» – потому, что здесь для известного Богослужения изложены все молитвословия, или весь порядок их; «последование» – по той причине, что Богослужение должно последовать за другим или предшествовать другому. Так, в книге, имеющей заглавие «Чинопоследование соединяемых из иноверных к Православной Кафолической Восточной Церкви» – содержатся «чины», которые, по уставу, должны следовать за вечерней или предшествовать ей, и т.п. «Службой» называется и полный состав всякого отдельного Богослужения, например: вечерни или утрени, и полный состав всех Богослужения, совершаемых в известный день.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Кирилло-Белоз. библ. л. 56 (причем добавлено еще: поклонов глаголя сице. Боже, очисти мя грешного); Сборн. служб., ркп. Соф. библ. л. 201–210; Часослов, ркп. той же библ. л. 430–451; Сборн., ркп. той же библ. л. 269–289 (последование было в употреблении); Часосл., ркп. Спб. Дух. Акад. л. 135; ркп. Общ. Древн. Письм. (8°), л. 61 (без упоминания «w тебе радуется; отпуста нет). Ср. Сборн., ркп. (XVII в.) Типогр. библ. л. 164–174 и (XVII в.) л. 8 об.–24 об. 279 Требн., ркп. Соф. библ. л. 1–8 об. об. Служ. с требн., ркп. той же библ. л. 172. 286 См. ibid. Что касается до употребления в одном случае (см. выше стр. 110–111) надписания, «Покаяние мирское », – то оно не оправдывается ни содержанием поновления, в котором все оставлено без перемены, – ни вновь внесенною сюда обширною вставкою, взятою из монашеского поновления. 288 См. Служебн. и Требн., ркпп. Соф. библ. (по чине исповеди), (пред тем же чином), (пред «последованием ко св. причащению»), (в неразрывной связи с чинопоследованием исповеди). 289 Этим и можно обяснять, почему, напр., при отдельном изводе чина исповеди, каковым представляется ркп. Москов, Синод. библ. помещено и «скитское покаяние». 292 Именно: «Господи И. Христе, Сыне Божий, молитв ради пречи стыя ти Матери, честного и славного ее [#дигитрии#], силою и (sic) животворящего Креста Господня, заступлением св. небесных бесплотных Михаила и Гавриила. и прочих, и св. светлых добропобедных мученик, преподобных и богоносных отец наших [#бготец#] [#Икима#] и Анны, и иже во святых отца нашего Николы архиепископа мир ликийских чудотворца, и иже во св. отец наших, триех святителей Василия В., Григория богослова и [#Ианна#] Златоуста, и иже во св. отец наших Петра, [#Алезия#] и [#Ины#] мосвовских чудотворец и преп. и богоносных отец наших Зосимы и Саватия соловецких чудотворцев, и святого, его же есть день, и всех святых, помилуй и спаси нас, я ко благ и человеколюбец, аминь (и доб. Господи помилуй [#г ж #] и [#ходные#] поклоны»). Скитское покаяние, литографя (неизвестного года, но новейшая; изд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

54 Allat. de Octoecho dissert. 1, p, 64, Cave hist, litter.Eccl. vol. 11. dissert. 11. de libr. Eccl. Grace, p. 34. Edit. Oxon. 1740 an.–Prolog. Allta in opp. Dam. edit. 1712 an. Paris p. XLI. cap. LXIV.–O-ioap. Богосл. кн. Греко-Росс. Церк , стр. 80,83. 62 Новая лествица, на греческом языке, или толкование на степенны Октоиха, изд. 1844, Константиноп. предисловие. 72 Св. Иосиф написать девять служб седмичных: покаянные в понедельники и вторники, кресту и Богоматери в среды и пятки, в четверги св. Николаю, в субботу всем святым. См. надп. в Окт. 73 Прежде по неведению утверждали, что Троичные каноны написаны св. Митрофаном, ок. 320 года бывшим Констант. Патриархом. См. Часосл. велик. 4 июня стран. 314. Это мнение повторено и здесь. 79 Рукоп. Окт. св. Дам. есть в музее Румянц. См. век Болгар. цар. Сомеона 1852 г. СПБ. стр. 60–62. 83 Св. Иоанн Дамаскин через семь гласов седмичиых канонов Параклитика Богоматери раскрывал учение и излагал свои чувства в похвалу Богоматери, а в восьмом гласе кратко повторяется все выше изложенное. Потому он и начинает первый канон этого гласа: „приидите …яко от начала» и пр. Подробнее о подобном расположении мыслей в песнях Октоиха скажем во второй части нашего рассуждения. 89 Никодим, воспользовавшись изьяснением Антифонов Никифора Каллиста, которые имел под руками, присоединил к этому изъяснению выписки из свящ. Писания, Отцов Церкви и свои замечания, и все это издал в одной книге под названием: «Новая лествица» (nea klimaks). В 1806 году он посвятил эту книгу Константинопольскому Патриарху Григоию, и мудрый Архипастырь своею грамотою одобрил ее для всеобщего употребления. 91 Там же. По греческому подлиннику слово Пастыреначальник в обоих приведенных степенных стоит в зват. падеже: poimenarcha. 93 Там же в примечании., pag. 2, Antologia Edit. 1844 А-о Konstantinop. Sinopsis Kalofonikon hirmon, Edit. Konstant. 1842 ann. pag. 99. 105 Biblioth. Eraec. Fabric. Volum. X, р. 138. Снес. Volrnn. VI, lib. V, р. 133: о монахе Ahamoлuu-Vol. IX, р. 238

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

Греч. Евх.: «воскр. екс. и святого, если празднуется». Греч. нынешний Типикон: «и ексапостиларии». Иератикон: «воскресный ексапостиларии, равно как Богородичен; если же празднуется святой, после воскресного поется святого, затем Богородицы из Минеи». Старообр., как наш 2627 . 2514 Pape. Griech. – Deutsch Handwórterbuch, II, 1321. Sophocles. Greek Lexicon, 627. Карабинов И. Постная Триодь. СПб., 1910, 72. 2521 За это же говорит и аналогия «Господи воззвах»: еще и в старопечатных книгах все псалмы Господи воззвах указывается петь с особыми припевами, а к стихирам повторять последние стихи псалма с 10-го, 8 или б с конца. 2523 Часосл. Соф. б. 1052, л. 40 об.; Уст. Моск. Синод, б. 330/380, л. 259. В простых скобках добавки и разночтения печатной Псалтири, в ломаных – добавки рукописей. 2527 Ркп. Моск. Рум. м. Сев. 491/35, л. 7. Син. б 381 греч., л. 6. Τυπικν Вен., 1643, л. 4. Ркп. Моск. Син. б. 328/383, л. 7 об.; 329/384, л. 19 об.; 679/386, л. 8 об. Муз. Киев Ак. Аа 194, с. 130. Старообр. уст., л. 76. 2530 Ркп. Солов, б. Каз. Ак. 1117, л. 123 об. – 124 и др. Дмитриевский А. Богосл. рус. ц. XVI в., с. 161. 2539 Ркп. Моск. Син. б. 330/380, л. 1; Соф. б. при СПб. Ак. 905, л. 153. Дмитриевский Α . Τυπικ, 608, 800. См. с. 665, прим. 3. 2541 Относительно удвоения стихир и тропарей общее правило, что удвояемую песнь надо петь сряду два раза, а не повторять ее впоследствии; этого требует антифонный характер всего вообще богослужебного пения. 2542 Основным правилом этого соединения служит то, чтобы весь канон воскресной утрени не возрастал свыше 14, т. е. чтобы каждая песнь его имела не более 14 тропарей с ирмосом включительно. Насколько последовательно и строго проводится уставом этот принцип соединения с воскресным каноном других, показывает то обстоятельство, что даже при совпадении с воскресеньем двунадесятого Богородичного праздника, имеющего канон на 16, воскресная утреня не увеличивает своего канона ни на один стих, и праздничный канон из-за этого сокращается вдвое и поется только на 8. Как будто число 14, это удвоенное священное 7 (по 7 тропарей каждому лику), для канона воскресной утрени представляет непосягаемую прерогативу.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Ис.26:10, 11 ); «Приложи им зла (бедствий, которые бы вразумили), Господи, приложи зла славным земли» ( Ис.26:15 ) (Служебник, Часослов, Ирмологион). В те субботы, в которые бывает поминовение усопших, при пении «Аллилуиа» читаются следующие три стиха: «Блажени, яже избрал и приял еси, Господи» ( Пс.64:5 ); «Памят их в род и род» (Сн. Пс.101:13 и Пс.134:13 ); «Души их во благих водворятся» ( Пс.24:13 ) (Триодь и Типикон). Как «Бог Господь», так и «Аллилуиа» в дни поста (а не в службе за усопших) поется по четырежды, сообразно числу стихов. И канонарх стоит посредине храма откровен и глаголет тихо стихи. Стоит же тамо дóндеже начнут Богородичен (Часослов, Ирмологион). Пение «Аллилуиа» в службе за упокой поется три раза (Тип., гл. 13 и чин поминовения о православных воинах 29-го августа), также по числу стихов. Обыкновенно же стихи произносятся говорившим ектению иереем или диаконом. За пением «Бог Господь» и «Аллилуиа» следует пение тропарей 429 . И как «Бог Господь», так и «Аллилуиа» поется на тот глас, на который засим поются тропари. Именно: в дни недельные (воскресные) «Бог Господь» поется на тот глас, на который тогда поется воскресный тропарь Октоиха, т. е. на глас той недели или, как сказано в Типиконе, на глас настоящий (Тип., гл. 2). В седмичные дни, когда первый тропарь поется святому, «Бог Господь» поется во глас Минеи (Тип., гл. 9), т. е. на глас тропаря настоящего дня святого (Часосл. и Служ., утреня). Точно так и «Аллилуиа» в дни поста поется на глас Троичных тропарей или рядовой глас недели, в страстную же седьмицу – на глас 8-й, т. е. на глас, тропарей: «Се жених» (в понедельник, вторник, среду) и «Егда славнии ученицы»... (в четверток и пяток). Также поется «Аллилуиа» в субботу мясопустную и пред Пятидесятницей на глас 8-й, на который поются тропари: «Глубиною мудрости», а в другие субботы – на 2-й глас, на который поются тропари: «Апостолы, мученицы» и т. д. Таким образом, пение тропарей имеет, тесную связь с пением «Бог Господь» и «Аллилуиа», по гласу пения. Пение тропарей находится в связи, по своему содержанию, с пением «Бог Господь» и «Аллилуиа». Именно, в пример, доказательство, свидетельство того, как благословен грядущий во имя Господне, как велика милость Божия на нем, как Он не умирает, и что «камень, Его же небрегоша зиждущий, бысть во главу угла» человеку, грядущему во имя Господне – это представляется в песнопениях, тропарях каждого дня, в коих прославляется или святой, воспоминаемый в тот день, или празднуемое событие в истории веры и Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

522.  Swainson. The Gr. Lit., 290, 291, 196; Goar Εχολγιον, 93, 151. 523.  Toscani Ad typ., 52; ркп. Моск. Син. библ. л. 1. Еп. Порфирий Вероуч., богосл. коптов, 73. Тураев Б. Часосл. ефиоп. ц., 81. Дмитриевский Α, Τυπικ, 607. 524.  Henry W. Angelus. Cabrol. Dictionnaire d " archeologie chretienne. Par., 1903, VII, 2068. 525. Breviarium romanum, 1. 526.  Кекелидзе К., прот Литург. груз. пам, 317; ркп. Моск. Рум. муз. л. 5 об.; Моск. Синод. библ. греч., л. 5, Goar. Εχολγιον, 5; ερατικν Константинополь, 1895, 15. Εχολγιον. θ., 1902, 28. 527. В противоположность аналою, часто делавшемуся на одной ножке. 528. Так изображено на рисунке в Служебнике Петра Могилы, с. 46. 529. Хлебы, вино, елей, пшеница. 530.  Симеон Сапунский. О бож. мол., 342 (306). 531. Уст Моск. Син. б. греч XVI b. «нужно знать, что некоторые Типиконы говорят 3 хлеба и чашу вина, а о пшенице и елее не говорят». 532.  Кекелидзе К., прот. Литург. груз. нам., 317; ркп. Моск. Рум. муз. Сев. л. 5 об.; Моск. Син. б. греч. л. 4; л. 4, л. 7; Старообр. уст., л. 7 (13–14); Goar. Ευχολγων, 4–5; Служ. П. Могилы, 47–48; Старообр., 27–28 об.; Моск. 1647 г., 86–91; 1658 г., 89–91. 533.  Еп. Порфирий Вероуч., богосл. — коптов, 175, 153. Swainson. The Gr. Lit, 202, 72, 318. Серединский Т., свящ. О богослуж. западной церкви. СПб., 1856, IV, 103, 111, 120, 128, 185. 534. Апостольские Постановления. VIII, 13. 535. Vita Caesarii, II, 12. 536. Цитаты в примеч. на с. 605. 537. Ιερατικν, 17. 538. Εχολγιον, 28. 539. Богослужебный Апостол имеет, кроме разделения на главы и зачала, особые отделы в количестве 72, на полях пред коими поставлены пометы седмичных дней: «неделя», «понедельник»… Это разделение сделано для келейного чтения, как и объяснено в ркп. Моск. Син. б. В эти отделы внесены и «сказания» о происхождении посланий. Пользоваться этим делением для настоящих чтений (Никольский К., прот. Пос. к из. уст. богосл., 230) нельзя уже ввиду несоответствия числа отделов воскресным бдениям, на коих полагаются такие чтения и которых менее 50.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

1-й седм. Вел. поста – отдельно печатаемая). Чтец присовокупляет славословие Пресвятой Троице: «Слава Отцу, и Сыну и Святому Духу, ныне и присно», возносит молитву к Триединому Богу, говоря трижды: «Господи, помилуй», и просит благословения на отпуст, говоря: «Благослови». – Священник произносит малый отпуст (Часосл. и Служебн., см. отпусты). Затем в монастырях бывает «Прощение обычное», которое совершается по окончании повечерия (см. выше). Засим, или сряду по отпусте, иерей говорит ектению: «Помолимся о Благочестивейшем, Самодержавнейшем» и после ектении говорит: «Молитвами Святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас». Певцы поют: «Аминь». Субботняя полунощница отличается от вседневной: 1) Тем, что на субботней читается 9-я кафизма вместо 17-й. В псалмах 9-й кафизмы прославляется Господь Спаситель мира, своими страданиями и смертью победивший ад. 2) В соответствие 9-й кафизмы, после Символа веры , поются тропари не о втором пришествии и страшном суде, а в прославление Пресвятой Троице, в коих, по подражанию святым Ангелам, говорится: «Свят, свят, свят». Эти тропари суть: «Несозданное естество, всех Зиждителю»; на «Слава» – тропарь: «Вышния силы подражающе на земли»; на «И ныне» – «От одра и сна воздвигл мя еси, Господи». Но в дни праздничные, например, 26-го декабря, 7-го января, на место указанных тропарей, поется тропарь праздника (Тип., см. послед. сих дней). 3) На субботней полунощнице никогда не бывает великих поклонов с молитвою: «Господи и Владыко живота моего». 4) На субботней полунощнице, в конце первой ее части, кроме молитвы: «Владыко Боже», читается еще молитва св. Евстратия: «Величая, величаю Тя, Господи». В Часослове об этой молитве замечено: настоящая молитва св. Евстратия в келиях произносится. Воскресная полунощница отличается от вседневной и субботней: 1) Тем, что на воскресной не бывает кафизмы, а вместо того поется новозаветная песнь в прославление Пресвятой Троице, именно: троичный канон, рядового гласа поется с благоговением и умилением (Тип., гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На часах 3, 6 и 9 указывает начальная молитва (на 3-м часе две и после них возглас Слава святей... Слава в вышних 3 и Господи устне 2), 3 статьи такого же состава как на утрени (на 6-м часе с апострофом), чередная кафисма (на 3-м – 3-я, на 6-м – 4-я, на 9 – 5-я), после каждой славы которой трисвятое по Отче наш, 3 покаянных тропаря, Господи помилуй 20 и молитва; в заключение каждого часа молитва «Владыко Боже Отче Вседржителю»..., отпуст и чтение. 1-й час особого состава (ср. Синайск. часосл. 853, римско-католич. и эфиоп. часы): по обычном начале особое «Пение в честь Св. Троицы из 9 стихов, начинающихся словом «слава», молитва, «предисловие» и кафисмы 1 и 2 с добавками, как на остальных часах. На обеднице (по 9 часе) подобные же 9 стихов Св. Троице и 6-я кафисмы с такими же добавками. Повечерие обычного состава; но по Слава в вышних Богу, трисвятом и тропарях молитва, «предисловие» и 3 статьи, как на утрени. Полунощница тоже обычного состава, но в начале 9 стихов Св. Троице, как на 1 ч. и обеднице, с молитвою и по 50 пс. вместо Непорочных молитва-предисловие, во вторник заупокойная. Русский скитский устав Перенесенный, главным образом, с Афона, в Россию, скитский устав здесь получил должно быть, дальнейшее развитие и осложнения. о степени которых нельзя судить за несуществованием греческих оригиналов для славянорусских списков скитского устава. Древнейший из таких списков «Правило св. горы» Печерского игумена Досифея XIII в.; 1750 по этому правилу ежедневно полагается половина Псалтири, 600 молитв Иисусовых с 300 или 500 поклонами; неграмотные же (в замен Псалтири) 7000 молитв. Сложнее и позднее скитский устав с заглавием «Предание по уставу пребывающих иноком скитского жития, правило о келейном трезвении и катадневном («дневной» с греч. предл. κατà) пении, еже и мы прияхом от отец наших», – помещаемый в ркп. с XV в. 1751 . Под воскресенье и четверг (если нет праздника) по этому уставу совершается сначала вечерня, по-видимому, обычная, за которой следует трапеза, беседы и чтение (после них дозволяется и сон); бдение с 1–2 ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Греческие издания: Венеция, 1578 (без Часослова); Рим, 1598 (Аркудия, с Псалтырью и Часословом); Рим, 1697 (Висалис); Снагов (в Румынии, 1647), Рим, 1967 (4 т.). Славянские издания: Венеция, 1533 (Букович: Сборник без Часосл.). Примечание. Наиболее употребляемый Часослов: венецианское издание Да Сабио 1523 г. Это издание принимается Киевским митрополитом Петром (Могилой) и Московским патриархом Никоном (1645 г.), а также Сербской, Болгарской, Румынской и Арабо–мелхитской Церквями. Все эти Часословы составлены по савваитскому «иерусалимскому» Типикону. Особенное исключение: " Ωρλογιον обители Гроттаферрата (Рим), 1677 г., который следует древнему студийскому Типикону, и который до сих пор издается. См. интересное сопоставление Гроттаферратского Часослова с Константинопольским изданием 1900 г.: И. Фундулис, " Ακολουθαι τν ρν… (Последования часов). До появления Октоиха и Триоди существовали на Востоке разнобразные способы отправлять суточный круг богослужения часов. Нам известен чин Песненного последования византийских соборов; кое-что также дошло до нас о иерусалимском чине Гроба Господня в разных моментах своей истории в течение первого тысячелетия. У монахов была, очевидно, большая свобода насчет «канона» псалмопения. Самый известный и популярный порядок — это традиция лавры Св. Саввы близ Иерусалима, хотя и тут, кажется, «канон» не являлся с самого начала окончательно сформированным, и еще после 614 г., вплоть до 1009 г., можно наблюдать существовавние разных Часословов. Одновременно с Часословом, который можно считать сокращенной и удобной для употребления «псалтырью», читалась и сама Псалтырь в полном соблюдении порядка псалмов, при чтении их одного за другим с остановкой на «слава», возможно для мысленного облегчения и для слушания духовных поэтических сочинений, называемых «седальны» (καθσματα), именно потому, что они слушались сидя. В промежутках псалмопения, по древней египетской традиции, вводится и собственная молитва монахов. Параллельное чтение рядовой Псалтыри и Часослова возможно считать практикой давно установленной, так как Октоих и Триодь в VIII в. уже предполагают псалмопение по кафисмам внутри утрени, предписывая седальны после кафисм утреннего псалмопения. В вечерню кафисмы Псалтыри войдут позже и не повсюду; у Студитов, например, на вечерне полагались только 1–я кафисма по субботам, а 18–я кафисма только два или три раза в неделю. Октоих и Триодь заставят стать «официальным» один из существующих Часословов: тот, который дошел до наших дней. Еще долго будут в употреблении и другие Часословы, не пользующиеся ни Октоихом, ни Триодью. 2–Й ПЕРИОД: ОБРАЗОВАНИЕ ВОСКРЕСНОГО И ПАСХАЛЬНОГО КРУГОВ, ПЕРВЫЕ СТУДИЙСКИЕ ПРА–Т ИПИКОНЫ I. Okmoux

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010