Древнейший и простейший вид этих припевов, тот, который они имели, должно быть, в практике Великой Константинопольской церкви, дается теми греч. Псалтирями IX в. (Моск. Синод. библ.), которые указывают и «антифоны» к псалмам, такие же, как в «Каноне антифонов псалмов Божией Великой церкви» Константинопольского псевдопатриарха (монофизита) Анфима VI в. Эти припевы: для 1-й песни не указан, для 2-й: Слава Тебе Боже, 3: Помилуй мя Господи, 4: Услыши мя Господи, 5 и 6: Ущедри мя Господи, 7 и 8: Умилосердися о мне Господи, 9 и 10: Благословен еси Господи 2522 . Позднее, в Студийском уставе, для песней составлены припевы («отпелы»), особые для каждой в соответствии с их содержанием. Они указываются, например, Часосл. Соф. библ. при СПб. Ак. XIII в. 1052; некоторые из них, именно – почему-то только припевы песней 2, 4 и 7, указываются важнейшею ркп. Студийск. уст. Моск. Син. библ. 330/380 (с замечанием, что 2-я песнь поется во вторник, если не случится Бог Господь, 4-я в четверг и 7-я в субботу); эти припевы совпадают со стихами, помещенными в нынешней следованной Псалтири в качестве эпиграфов к песням (за исключением 2 песни). 1. Господеви поим, славно бо прославися. 2, 1–14: Слава Тебе Боже, 15–22а: Сохрани мя Господи, 22b-39: Праведен еси Господи, 39b-43: Слава Тебе Боже. 3. Свят еси, Господи, (и) поет Тя (Тя поет) дух мой. 4. Слава силе Твоей, Господи. 5. Господи Боже (Твой) мир даждь нам. 6. Яко пророка Иону спаси мя (нас, Господи). 7. Отец наших (отец и нас) Боже, благословен еси. 8. Господа пойте (дела) и превозносите во вся веки. 9. Похвала Св. Богородицы; аще по чину 1 гл.: Роди вси блажат Тя (и далее припевы для 8 гласов) (Богородицу в песнех величаем) 2523 . В Студийском уставе, по-видимому, стихи песней припевались к каждому ирмосу и тропарю канона (о 14 августа: «уставляют стихи по числу стихов канонных»), так даже на великие праздники, следовательно, не было разницы между Господеви поим и Поим Господеви 2524 , для чего все песни, исключая длинные – 2-ю, 4-ю и 7-ю, – делились, должно быть, на 14 стихов, а эти последние песни, должно быть, сокращались для праздников, как показывает вышеприведенное замечание о 2, 4 и 7 песни Студийско-Алексиевского устава, и пелись в целом виде в будни (2-я во вторник и т. д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

78.  Созомен. Церковная история. III, 19. 79.  Migne. Patrol. s. lat. t. 66, с. 425. 80. Breviarium romanum, ed. 8. Ratisbonae, 1897, pars hiemalis, p. 2 и мн. др. 81. Zonara S. In canones ss. apostol. et sacr. conciliorum… commentarii, Lut. Paris, 1618 p. 529. 82.  Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопения греческой Церкви. Чернигов, 1864, 189. 83.  А. П. У. (архим. Порфирий Успенский), Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). СПб., 1856. с. 93. 84.  Тураев Б. Часослов ефиопской церкви. СПб., 1897. с. 29//Записки Импер. Академии наук. VIII сер. по истор. — филологич. отд., т. 1, 85.  Дмитриевский Α. Τυπικ, 796. 86. Кекелидзе К, прот. Литург. памят., 316. 87. Рук. Севаст. собр. л. 2. 88.  Тураев Б. Часосл. ефиоп., 7. 89. В Римско-католической Церкви псалмы имеют за богослужением не менее широкое употребление, чем в Православной, и тоже предначинают каждую службу (исключая литургию, где поются отдельные стихи псалмов, а не целые псалмы). Уже богослужебное употребление Псалтири в Англиканской епископальной Церкви; еще уже в Шотландской пресвитерианской и почти совсем исключено у остальных протестантов. 90. И ныне заключается у римо-католиков и англикан. 91. См. Вступ. гл., с. 41. 92. Для этого пришлось бы сокращать слово «Бог», как в еврейском «аллилуиа» слово Иегова сокращено в йа (ср. наше «спасибо»). Слово употребляется без перевода в римско-католическом (alleluja) и протестантском (Hallelujah) богослужении; но в англиканском переведено: «хвалите Бога» (praise ye the Lord). 93. Раскольники в этом припеве аллилуиа произносят дважды, заменяя третье аллилуиа однозначным с ним, по их мнению, «Слава Тебе Боже». Такой способ пения аллилуиа в этом припеве предписан Стоглавым Собором (1551 г.), который назвал обычай троить аллилуиа «латынскою ересью» (латиняне, по словам Собора, «не славят Троицу, но четверят», что Собор, по-видимому, выводил каким-то образом из filioque). Собор ссылался в защиту сугубой аллилуиа на житие прп.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Наши литургисты, говорящие о богослужебном чине настоящего времени, обыкновенно не задаются такого рода вопросом (думаем: по невозможности точно решить его, не могущей бросать на них ни малейшей тени), а вместо этого ограничиваются только констатированием того обстоятельства, что слово св. И. Златоуста: «аще кто благочестив»... читается в храмах в известный момент пасхальной утрени 19 . Естественно не задаёмся и мы желанием решить что-либо в роде поставленного выше вопроса. Наша задача – самая скромная: мы имеем в виду сделать лишь несколько исторических справок касательно употребления Златоустовского слова в православных храмах во время пасхальной службы – и только. На основании некоторых новейших изысканий, исследований и открытий, сделанных почтенными представителями литургической науки, можем с твёрдостью повторить высказанную нами выше мысль – о давности чтения Златоустовского слова во время пасхального богослужения православной церкви. Пойдём по восходящей линии, стараясь по возможности всё более и далее углубиться в древние христианские века. Отметим при этом наиболее выдающееся моменты. Проф. А. А. Дмитриевский в своём исследовании: «Богослужение в русской Церкви в XVI в.» (часть I; Казань; 1884 г.) говорит, что «в XVI веке главным регулятором богослужения в нашей церкви был Иерусалимский устав», который устранил собой дотоле преобладавшее у нас влияние «устава студийского, явившегося на Русь вместе с принятием христианства» 20 . Излагая чинопоследование пасхальной утрени, проф. А.А. Дмитриевский , между прочим, говорит, что после христосования «начинает игумен читать слово: «Павлова уста, Христова уста, Христова же уста, Павлова уста, уста Златоустова, Христова и Павлова уста» – «Аще кто благочестив и боголюбив»... 21 . При этом проф. ссылается 22 на «Типик. св. Варсонофия» (от 1554 г. по 1556 г.) 23 , на " Триод. изд., (М.) 1591 г.» и друг. и, наконец, на «Сербск. Часосл. изд. (Краков.) 1491 г.» (следоват., уже XV-ro века). Итак, «огласительное слово» св. И.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

7) Это «Трисвятое» называется «первым» (см. Уст., напр., 24 февр., «аще случится» «во един от дней постных»). 8) В Великом посту эти тропари не всегда одни и те же: в понед. и среду – одни, во вторн. и четв. – другие (см. Часосл.); о повечерии пятков (на субботы) – см. на 564, 569 и 583 стр. печатного оригинала; на праздники святых с полиелеем (Уст., 24 фвр., 9 мрт.) и на храмовые праздники (34, 35 хр. гл.) святым, случившиеся во вторн., среду, четв., пятн. и субботу, вместо песнопений Часослова, – тропарь праздника, на «Слава» и «И ныне» – богородичен воскресный по гласу тропаря святому; если предпразднство Благовещения случится в субботу 3-й или 4-й нед., то поётся тропарь предпразднства (Уст., Мр. гл. 24 мар.). На праздники Рождества Христова, Крещения, Благовещения положен тропарь праздника. 9) Это «Трисвятое» называется «вторым» (см. Уст., напр., 25 март.). 10) Кондак праздника поётся на великие праздники и на праздники храмовые, случившиеся в седм. дни – вторн., среду, четв., пяток и субботу Вел. поста; но на праздники с полиелеем (когда повечерие совершается отдельно от утрени) в указанные дни Вел. поста поются тропари покаянные: «Помилуй нас Господи» и проч. (см. Уст., 24 фвр., 9 мрт.). 11) В Уставе, в послед. понедел. 1-й седм. Вел. поста, после «Приидите поклонимся», сказано: «и метания три». 12) В первые 4 дня 1-й седм. Великого поста 69-й псалом читается раньше (см. 4 прим.), а здесь опускается. 13) Это славословие отличается от того, которое поётся на утрене (см. ниже примеч. к утрене). – В первые 4 дня 1-й седм. Великого поста, после славословия непосредственно следует: «Трисвятое». – В Уставе под 26 марта есть такое замечание: «повечерие поем малое», «без поклонов», «точию на Слава в вышних 3 поклоны, и по Трисвятом 3 поклоны, и по Честнейшую 3 великия поклоны», «и прочие 12, и на последнем Трисвятом 3 поклоны». Под выражением: «без поклонов», здесь разумеется отсутствие поклонов на начальном «Трисвятом» и на «Приидите поклонимся». Такое предположение подтверждается Уставом служб в пост Рождества Христова (см. Уст., 14 нбр.). Там о повечерии сказано так: «повечерие же поем малое сначала без поклонов, точию на Слава в вышних 3 Поклоны», и т.д. – во всём согласно с вышеприведённым указанием под 26 марта. – Исключая поклонов по возгласе «Боже ущедри ны» (в великую Четыредесятницу и прочие посты, когда поётся «Аллилуиа»), под поклонами на малом повечерии следует разуметь метания или малые поклоны (Христ. Чт. 1890, 11–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Пост начинается 1-го и кончается 14-го августа 911 . На утрени в день Успения Пресвятой Богородицы «в некоторых странах творится пение надгробное, наипаче идеже храм настоящаго празднества; бывает же сице: поставлену убо аналогию среде церкви, и на нем положенней иконе Успения Пресвятой Богородицы, настоятель с иереем и диаконы, облегшеся во священные одежды, исходят Царскими враты со свещами; и ставше но чину, настоятель кадит окрест икону на аналогии, таже и прочая, и всю церковь . Певцы же поют припев, на глас: «Блажим Тя вси роди, Богородице Дево, преблаженную и пренепорочную Матерь Бога нашего». И поем кафизму: «Блажени непорочнии в путь, ходящий в законе Господни»; «Слава и ныне»; «Аллилуиа», трижды. Бывает же и каждение но коейждо статии: по чину от всех иереев. Таже второй лик начинает припев: «Достойно есть блажити Тя. Богородице, честнейшую Херувим и славнейшую без сравпения Серафим». Таже: «Руце Твои сотвористе мя, и создасте мя»; «Слава и ныне; «Аллилуиа», трижды. На третьей статии, припев: «Роди вси песньми Богородицу едину блажим». Таже: «Призри на мя и помилуй мя, по суду любящих имя Твое»: «Слава и ныне»; «Аллилуиа», трижды: И целовавше священницы и диакони икону, предлежащую, входят во алтарь. По сем: «Хвалите имя Господне», и величание по Уставу (Акафист Успению Пресвятой Богородицы, изд. в 4-ю долю листа, в Киеве, 1861 г., лист 19. То же и в Типиконе, изданном в Москве 1641 года). Величание поется следующее: «Величаем Тя, Пренепорочная, Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое» (Ирм. и Часосл., изд. в Киеве, в 1742 г.). Так бывает в день Успения в Киево-Печерской лавре (Паломник, Киев, соч. Максимовича, изд. 2, 1845 г., стр. 48). И там икона Успения Пресвятой Богородицы к времени надгробного пения спускается в иконостасе сверху вниз и стоит в Царских дверях (Великие дни Богосл. в Киево-Печерской лавре 1859 г., стр. 53) 912 . В Гефсиманском скиту близ Троицкой Сергиевской лавры празднуется 17-го августа Успение Пресвятой Богородицы, по особой службе, именуемой: «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии», поемое в седьмый на десять день месяца августа каждогодно в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатого августа 913 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Псалом 67 Псалом имеет в надписании имя Давида. В псалме 67 «пророк изображает пришествие Господне, низложение мысленных врагов и окончание духовного плена». 207 Псалом является пророчеством о Воскресении Христовом. Ст. 1–4: «Да восстанет (слав. перевод: Да воскреснет) Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его. Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые погибнут от лица Божия. А праведники, да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости». Толкование блаженного Феодорит: «Время воскреснуть Тебе, Владыка, говорит пророк, и совершить спасение человеков. Все полчище врагов немедленно обратится в бегство, рассеянное светом Твоего пришествия. Воскресением же, как говорили мы неоднократно, называет не только прекращение долготерпения, но и то, что Спаситель мира, прияв за нас вольную смерть, по трех днях воскрес». 208 То, что псалмопевец в псалме 67 говорит о Воскресении Спасителя, свидетельствует Церковь , используя слова псалма в качестве стихов в стихирах Пасхи: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». «Яко исчезает дым, да исчезнут». «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы, да возвеселятся». Святой апостол Павел приводит в Послании к Ефесянам 19-ый стих 67 псалма как мессианский. «Каждому … из нас дана благодать по мере дара Христова. Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен, и дал дары человекам» ( Псал.67:19 ). А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все» ( Еф. 4, 7–10 ). Псалом 68 Святитель Афанасий Великий , приступая к толкованию псалма 68, говорит: «Псалом содержит в себе молитву, приносимую Спасителем от лица человечества, также причины, по которым нанесена Ему смерть крестная. Еще в ясных чертах описывает самое страдание, и бедствия, постигшие иудеев по страдании. Сверх же сего, изображает введение евангельского жития и учение о поклонении духом и истиною, чем и заключается псалом». 209

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/konspek...

71. Максимова (Меркель) Элла. Неожиданностей более не ожидается. Вердикт об останках царской семьи и их захоронении наконец-то вынесен (интервью с В.Н.Соловьевым)//Известия. 03.02.1998. 72. Прошу захоронить родственников! Родственники Романовых изъявили желание, чтобы Императорская семья была захоронена в Санкт-Петербурге//Московский комсомолец. 03.02.1998. 73. Бычков Сергей. Любовь к отеческим гробам. Царские останки: будет ли поставлена точка в многолетних спорах//Московский комсомолец. 04.02.1998. 74. Столяров Булат. Бестселлер о царских останках//Новые известия. 04.02.1998. 75. Плотников А.Ю. Самозванство. О монархии подлинной и мнимой//Независимая газета. 04.02.1998. 76. Бороденков Дмитрий. Дежурный миф о семье Романовых//Новые известия. 05.02.1998. 77. Баранов Андрей. " Царские останки " не имеют ничего общего с Романовыми. Русские американцы считают, что не следует торопиться с захоронением//Комсомольская правда. 05.02.1998. 78. Ярославов Андрей. Особое мнение. По материалам зарубежной печати//Комсомольская правда. 05.02.1998. 79. ИТАР-ТАСС. А в это время//Комсомольская правда. 05.02.1998. 80. Ельцин воздержался от поспешных захоронений//Новые известия. 06.02.1998, 22 (61). 81. Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский. Заявление на заседании комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его семьи//Радонеж. 1998, январь, 1-2 (67). Подписано в печать 06.02.1998. 82. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Из выступления в Московской Духовной Академии//Радонеж. 1998, январь, 1-2 (67). Подписано в печать 06.02.1998. 83. Беляев С.А. Из интервью газете " Радонеж "http://Радонеж. 1998, январь, 1-2 (67). Подписано в печать 06.02.1998. 84. Марьянова Е.В. Судьба екатеринбургских останков была предрешена до заседания государственной комиссии//Радонеж. 1998, январь, 1-2 (67). Подписано в печать 06.02.1998. 85. [Саулкин Виктор.] Монреаль – Москва. Разговор по телефону с Митрополитом Виталием (РПЦЗ)//Радонеж. 1998, январь, 1-2 (67). Подписано в печать 06.02.1998.

http://religare.ru/2_47504.html

Когда, с помощью Иисуса Христа, мы укрепимся в трезвении, тогда сначала появится в нашем уме как бы светильник, озаряющий наши мысленные стези; потом как бы луна в полном свете взойдет на тверди сердечной; и наконец – как солнце, нас озарит Иисус, сияющий правдою, то есть явивший Себя Самого и Свои всесветлые светы созерцаний ( 67, 203 ). Не видит солнечного света родившийся слепым; так не видит сияний обильно исходящей благодати тот, кто не живет в трезвении; не освободится он также от греховных, ненавистных Богу дел, слов и помышлений. Таковые во время исхода своего не минуют князей ада ( 67, 166 ). Трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией; оно называется также сердечным безмолвием и есть то же, что хранение ума от помыслов ( 67, 166 ). К бодренности и углубленному безмолвию души, к дивным и; неизреченным созерцаниям, к разумному смирению, к праведности и любви ведет крайнее Трезвение и непрестанная молитва к Иисусу Христу ( 67, 167 ). Как не следует писать буквы на воздухе, а надо их вырезать на чем-нибудь твердом, чтобы они сохранились надолго, так и с трудом трезвения нам нужно сочетать Иисусову молитву, чтобы прекрасная добродетель трезвения всегда пребывала в нас вместе с Ним и благодаря Ему вовеки в нас сохранилась. Преподобный Исихий Иерусалимский ( 67, 207 ). Тщательно рассматривай самого себя, испытывай свои чувства, чтобы знать, какие из них приносят плод Богу и какие покоряются греху. Преподобный авва Исаия ( 34, 169 ). Рассматривай делание каждого дня, сравнивай его с деланием предшествующего и спеши к исправлению ( 8, 51 ). В конце дня и в конце всякого дела, телесного и духовного, прежде упокоения, наша совесть должна быть подвергнута испытанию нашего сердца. Святитель Василий Великий ( 8, 63 ). Каждый день наблюдай, чего в тебе недостает, и не будешь в затруднении в час нужды смертной. Преподобный авва Исаия ( 66, 348 ). Проведем строгое испытание не только своих дел, но и слов, и помышлений и строго исследуем, как проведен каждый день: какой грех сделан в продолжение этого дня, сколько дней прожито плохо, какое движение или помышление возбудило нас к недоброму действию. Постараемся, по мере грехов своих, показать и покаяние. Наложим наказание на нашу душу и подвергнем ее укорам, чтобы, восстав от греха, страшась мучительности прежних ран, она не осмелилась снова впасть в ту же пучину. Веди в совести запись и замечай свои ежедневные грехи, пусть эта записная книжка каждый день будет открыта перед тобой. Взвешивай сам, что доброго и лукавого сделано тобою. Приводи себе на память реку огненную и горький ад, чтобы страхом мучений приумножить в себе доброе и истребить лукавое. Будем плакать прежде времени, чтобы не скрежетать зубами в свое время и не рыдать во все времена. Эта жертва угодна Богу, орошаемый этими водами человек приносит плоды, этими водами омывается плоть, этими водами угашается огонь, просветляется тьма, разрешаются узы, обращаются заблудшие, спасаются все, и Бог прославляется ( 27, 369 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

1188 Facundi Liber contra Mocianum: Μ. 67, col. 862. Григорий В. (590–604 гг.) уверяет даже, что Вигилий осудил Феодору (epist. 36 ad episcopos Hiberniaë Mansi, IX, 1105. C. D. Деян., V, стр. 458), но это едва ли справедливо. 1189 Facundi Liber contra Mocianum: M. 67, col. 860. Theophanis Chronographiä Migne, gr. ser. t. 108, col. 496. 1190 Mansi, IX, 351–352. В третьем заседании шестого вселенского собора папские ле­гаты, пресвитеры: Феодор в Георгий и диакон Иоанн, отрицали подлинность этих писем Вигилия (Mansi, XI, 225. 228. Деян., VI, стр. 54–55), но Гефеле (Conciliengeschichte. Bnd. II. S. 794–795. 832–834. § 259. 267) на достаточных основаниях признает принадлежность их означенному папе, считая интерполяцией монофизитов выражение: unam operationem i. e. confitemur in Christo. 1191 Theophanis Chronographia (Migne, gr. ser. t. 108, col. 497); cni. Ioannis Malalae Chronographia, lib. XVIII (Migne, gr. ser. t. 97, col. 700, p. 483). Pagii ad an. 547 not. V (Baronii Annales, t. X, p. 28–29). 1192 Facundi Liber contra Mocianum: M. 67, col. 859. 860. Cnf. Pro defens., praef.: M. 67, col. 527. 1196 Так, по примеру Борония (Annales, t. X, p. 9–10: ad an. 546 not. 38–39), по­лагает г. Доброклонский (Сочинение Факунда, епископа Гермианского, в защиту трех глав. Москва. 1880. Стр. 15–19), не соглашаясь с мнением Гефеле (Conciliengeschichte. Bnd. II. S. 803–804. § 200), который относит издание сочинения Pro defensione trium capitulorum ко времени по обнародовании Judicatum’a Василия от 11-го апреля 548 года. В подтверждение мнения г. Доброклонского, с коим согласен и проф. А. Гарнак (Theol. Literaturzeitung, 1880, Nr. 26, S. 634), можно указать на praefatio Факундова труда, которое заставляет предполагать в авторе мысль, что, не имея возможности вы­сказать свои мнения на ехатеп’е, он, как бы в удовлетворение требования Вигилия о письменных responsiones, и издает свою апологию «глав» (Migne, lat. ser. t. 67, col. 527–528). 1217 V, 3, col. 638–639. Ко всем следующим показаниям относительно участия деятельности Киррского пастыря на Халкидонском соборе см. выше гл. VI, стр. 275 сл.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

...Сердце твое – святой жертвенник: может ли... водворяться в тебе нечистая похотливость? В тебе священнодействует Дух Святый: должны ли... грехи и благоухание заменять смрадом нечистой похоти? (прп. Ефрем Сирин , 33, 350). Источник. Дивно сие, братия мои; весьма досточудно, возлюбленные мои; непостижимо для горних и неизреченно для дольних. Недоступный дня всякого ума входит в сердце и обитает в нем; Сокровенный от Огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стопы Его; а чистое сердце носит Его в себе. Небо – маю для пяди Его, а сердце – обитель Его. Небо объемлет Он горстию Своею, и одна пядень пространства – жилище Его. Если распрострется – вся тварь не заключит Его в пределы свои; но если взыщет сердца, то и малое сердце вмещает Его. Малое место избирает в человеке для жилища Своего; и делается человек храмом Божиим, в котором обитает и пребывает Бог. Душа – храм Его, а сердце – святой жертвенник, на котором приносятся хвала, славословие и жертвы; иереем же бывает Дух, Который стоит и священнодействует там (прп. Ефрем Сирин , 33, 350). ...В том состоит чистота сердца, чтобы, видя грешников или немощных, иметь к ним сострадание и быть милосердым (прп. Макарий Египетский , 67, 114). Источник. ...В сердце есть какая-то беспредельная глубина; есть там и пиршественные горницы, и опочивальни... есть там рабочая храмина дел правды и неправды; есть там смерть, есть там и жизнь... (прп. Макарий Египетский , 67, 126). Источник. ...В сию меру не вдруг достигают люди, и то разве трудами, скорбию, великим подвигом. Ибо есть и такие, внутри которых, хотя соприсущна или действующая и упокоевающаяся в них благодать, пребывает и порок; и в одном сердце действенны два рода жизни – жизнь света и жизнь тьмы (прп. Макарий Египетский , 67, 150). ...Нелегкое дело – приобрести чистое сердце; много нужно человеку борения и труда, чтобы чистыми иметь совесть и сердце, и всецело искоренить в себе зло (прп. Макарий Египетский , 67, 205). Источник. ...Как земледелец печалится о скудной ниве, так и Господь скорбит о скудном и не приносящем плода сердце (прп. Макарий Египетский , 67, 246). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010