Деревня Кириллово. Храм вмч. Георгия Победоносца Деревня Афонинская, часовня Деревня Калитинка. Крестовоздвиженская часовня до реставрации Деревня Калитинка. Крестовоздвиженская часовня до реставрации Деревня Калитинка. 95-летняя бабушка Зоя, хранительница часовни Деревня Калитинка. Крестовоздвиженская часовня после реставрации Деревня Кириллово. Часовня Георгия Победоносца до проведения аварийных работ Деревня Кириллово. Часовня Георгия Победоносца после проведения аварийных работ Деревня Поле. Богоявленский храм Деревня Преслениха. Храм святителя Николая Чудотворца до проведения аварийных работ Деревня Преслениха. Храм святителя Николая Чудотворца после проведения восстановительных работ Деревня Ворзогоры. Храм святителя Николая Чудотворца Деревня Ворзогоры. Храмовый ансамбль Деревня Ворзогоры. Храм святителя Николая Чудотворца, 2006–2007 гг. Деревня Ворзогоры. Храмовый ансамбль Деревня Ворзогоры. Храм святителя Николая Чудотворца, 2008–2009 гг. Деревня Ворзогоры. Храм святителя Николая Чудотворца, 2010 г. Александр Порфирьевич Слепинин, 78 лет, плотник Храмы, требующие реставрации В настоящий момент спасение деревянных храмов Русского Севера возможно лишь в том случае, если на каждый разрушающийся храм найдется хотя бы один попечитель, который позаботится о сохранении выбранного им храма. Для всех желающих оказать посильную помощь, принять личное участие в работах по сохранению и восстановлении северных деревянных храмов, мы можем предложить место в наших экспедициях. Храм архангела Михаила. 1715 г. Архангельская область, Каргопольский район, село Архангело (Шелоховская) Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. 1673–1678 гг. Архангельская область, Плисецкий район, деревня Бережная Дуброва Храм Рождества Христова. 1745 г. Архангельская область Каргопольский район деревня Большая Шалга (Казаково) Часовня Фрола и Лавра (часовня на Волоке). Архангельская область, Каргопольский район, куст деревень Калитинка и Великая Храм пророка Божия Илии. 1622 г. Архангельская область, Плисецкий район, деревня Часовенская (Задняя Дубрава)

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery90....

 Со времени устройства на Васильевский остров постоянного Тучкова моста, на кладбище этом умершие более не погребаются. – До настоящего времени на кладбище сохранились: первоначальная деревянная часовня, пришедшая уже, впрочем, в крайнюю ветхость, и несколько плитных и гранитных надгробных памятников. XV. Часовни и киоты, принадлежащие Петропавловскому собору  В 1857 году в ведение собора поступили часовни и киоты, находящиеся в Апраксином, Щукином и Гостином дворах.  До пожара, истребившего в 1863 г. весь Апраксин двор, на этом последнем находились две часовни:  Первая – во имя Тихвинской Божьей Матери. Часовня эта была основана 16 мая 1805 года, и первоначально заключала в себе только две иконы: Тихвинской Божьей Матери и Святителя и чудотворца Николая. В том же году 6 августа она была возобновлена и украшена еще двумя иконами: Воскресения Христова и Божьей Матери всех скорбящих. В 1808 году часовня эта снова возобновлена и распространена усердием торговцев, при особенном старании Санкт-Петербургского мещанина Беренева, освящена в день Покрова Пресвятой Богородицы. В течение 1809 – 1812 и 1813 годов четыре иконы ее украшены серебряными ризами. Зданием эта часовня была деревянная, четырехугольная, в середине ее был устроен небольшой четырехугольный иконостас; вокруг обнесена была невысокой деревянной решеткой. Вторая – во имя Казанской Божьей Матери. Часовня эта устроена позже Тихвинской, и первоначально планом и фасадом была с ней сходна. В 1847 году прежняя часовня была разобрана, и на ее месте построена архитектором Корсини по новому плану и фасаду новая часовня, на сумму, образовавшуюся от подаяния в находящиеся при ней кружки; постройка ее стоила 4675 рублей. Часовня эта была деревянная, на каменном фундаменте, семиугольная, извне окрашена белой масляной краской, а внутри голубой, с приличными лепными украшениями; пол был асфальтовый под мрамор. В середине часовни устроен был четырехугольный иконостас, в котором помещалось десять икон, украшенных серебряными ризами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Турово. Часовня Николая Чудотворца на Печерском источнике. Карта и ближайшие объекты Очень почитаемое у лужан место. По преданию, в урочище Малой Печорки девочка-пастушка, отправившаяся сюда, на край леса, из соседней деревни Турово пасти скот, чудесным явлением Божией Матери была избавлена от посягательств некоего крестьянина, пожелавшего напасть на нее, но остановленного явлением Самой Пресвятой Богородицы. На месте явления Пресвятой Богородицы, в глубоком лесном овраге, в пещере, местными крестьянами была обретена икона Божией Матери, получившая название «Печерской» и открылся святой источник с кристально чистой целебной водой www.svyato.info В конце 1930 - начале 1940-х гг. часовня была разрушена, источник посещался богомольцами без священников, тайно. ...К этому времени все окрестные приходы были закрыты и разорены, духовенство - репрессировано, многие священники были высланы из Луги, иные - погибли. ...Народное почитание св. источника продолжалось и после войны. ...Восстановление часовни на св. источнике и благоустройство его заботами жителя д. Турово Николая Алексеевича Колесникова произошло в середине 1990-х гг. Восстановленная часовня была освящена на источнике 14 июня 1996 г. С этого же года стали регулярными крестные ходы на Печерский источник из Лужского собора.  www.mitropolia-spb.ru В деревне Турово лучше спросить у местных, как добраться до источника. Зимой, ранней весной только на внедорожнике. Часовня находится в лесу за деревней, если ехать от Луги, то слева от трассы. Турово (то же) – часовня во имя Свт. Николая Чудотворца, деревянная, 1910-е гг. (?), не сохранилась. О существовании здесь часовни и ее внешнем облике известно исключительно благодаря открытке начала XX в. с изображением вида деревни со стороны Туровского оз. Часовня находилась на восточной окраине деревни, на береговом склоне у развилки дорог на Оредеж и на Шалово. Если судить по открытке, это было шестигранное в плане строение башенного типа с высоким шатровым верхом, увенчанным луковичной главкой на высоком столбчатом основании. Часовня стояла в стороне от линии застройки и потому прекрасно воспринималась в береговом ландшафте.

http://sobory.ru/article/?object=02214

Исследование часовни выполнялось при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Архитектура деревянных часовен Водлозерья. Строительная история, характерные особенности, местные традиции» 12-04-00105 Памятник архитектуры регионального значения с 1996 г. Клетская двускатная часовня построена предположительно во второй половине XVIII в. в несколько этапов. Наиболее старая часть здания – сруб молитвенного помещения с сенями под пологой двускатной крышей. Позже пристроена галерея с четырьмя резными столбиками и колокольня. При последней реконструкции стены были обшиты и окна расширены. На восточном и западном фасадах хорошо сохранилось по одной резной причелине. В советский период колокольня была разобрана (не позднее 1947 г.), а часовня использовалась как зерновой склад и продуктовая лавка, для чего на северной стене были прорублены дополнительные проемы. Ссылка на паспорт объекта культурного наследия на странице:  http://nasledie-archive.ru/objs/1002383000.html Мыс Чуйнаволок, расположенный в юго-восточной части Водлозера недалеко от устья Вамы, имеет ровную поверхность и представляет собой удобное место для жилья. Существовавшие здесь три деревни упоминаются еще в 1563 г. Одна из них именовалась «у часовни». Несомненно, Чуяла – одно из древнейших поселений Водлозерья, игравших ключевую роль во взаимосвязях с соседними территориями. Сейчас от деревни осталось несколько полуразрушенных домов, основной ряд которых идет вдоль берега фасадами к воде. Второй ряд домов, ныне практически исчезнувший, образовывал улицу, проходившую перпендикулярно к берегу. На месте их пересечения образовывалась небольшая деревенская площадь, где и стоит часовня. Часовня Николая Чудотворца в деревне Чуяла относится, по-видимому, ко второй половине XVIII в. Как и большинство водлозерских часовен, она строилась в несколько этапов. Наиболее старую часть здания составляет сруб молитвенного помещения с сенями. Он завершается повалом в три венца и пологой двухскатной крышей со слегами, врубленными в каждый венец. Кровля была, несомненно, по потокам и курицам. Завершалась часовня просто крестом. На южной стене имеются следы от первоначального небольшого косящатого окна. На северной стене их нет. Мы предположили, что на северной стене и в сенях были волоковые окошки. Хотя возможно часовня имела вообще только одно южное окно. Судя по отсутствию следов крыльца на западной стене сруба, перед входом была открытая лестница.

http://sobory.ru/article/?object=26118

Такова же была и встреча в селе Алексеевском. Все село вышло навстречу иконе Ахтырской Божией Матери версты за четыре. Когда принесли эту икону и поставили ее в церковь , несколько дней сряду было молебствие и при этом много было исцелений. И вот, с тех пор, икона Ахтырской Богоматери находится в нашей церкви. А на том самом ручье, на котором Бакирова вымыла взятую у Тишичкина икону, вскоре поставили часовню и вырыли колодец». Так закончил свой рассказ об Ахтырской иконе Божией Матери 90-летний старец Богомолов. Так как Богомолову, по его словам, во время описанного события было 17 лет, значит оно совершилось в 1816 году. О часовнях. В приходе здешнем есть три каменные часовни; две в селе и одна на хуторе Кумане. Первая часовня, – простая, без внутреннего помещения, а только с четырьмя углублениями в верхней ее части для помещения икон. Так как эта часовня постановлена на том ключе, где была вымыта от загрязнения, найденная у Тишичкина, икона Ахтырской Богоматери, то она получила название Ахтырской часовни. Вторая часовня, тоже каменная с внутренним помещением, находится на краю базарной площади, при въезде в село по Казанскому тракту. Выстроена она здешним обществом в 1886 году, с разрешения Епархиального начальства, в память тысячелетия св. Кирилла и Мефодия, и в память Александра II, Царя-Освободителя крестьян от крепостной зависимости. Будучи выстроена вчерне в 1886 г., эта часовня, по каким-то стесненным обстоятельствам общества, оставалась не отделанной до настоящего лета. В нынешнее лето, хотя она и отделана, но еще не освящена по встретившимся препятствиям. Дело в том, что часовня эта выстроена не на общественной земле, а на земле наследников г. Сахарова, на что в свое время, при закладке часовни было получено дозволение и от опекуна, и от управляющего имением. К сожалению это дозволение дано было словесно, а потому настоящее управление имением и мать малолетних наследников считают постройку часовни на их земле незаконной, и подлежащей сносу. Хотя до сноса часовни дело не дошло, но огородить ее приличной оградой было воспрещено. Вообще заметное противодействие приличному устройству часовни помешало довести дело часовни до конца и освятить ее нынешним летом. Третья часовня, весьма красивая, как по внутренней, так и по наружной отделке, находится на хуторе Кумане, отстоящем от села в 7 верстах. Она построена с разрешения Епархиального начальства, бывшим управляющим над имением наследников г. Сахарова, г. Лесиным в 1889 г. на средства владелицы хутора Кумана Марьи Ивановны г. Антоновской и стоила более 1000 руб.; часовня эта выстроена в память чудесного спасения Государя Императора Александра Александровича и Августейшей Его Семьи 17 окт. 1888 г. и освящена 17 окт. 1889 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Белуха, гора. Часовня Михаила Архангела. Аккемская часовня /// Епархия неизвестна Деревянная часовня. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Михаила Архангела Год постройки:Между 2005 и 2021. 13.06.2020 г. сгорела, в 2021г. восстановлена. Архитектор:К. Хромов Адрес: Горный Алтай, подножие горы Белухи, выше Аккемского озера Координаты: 49.883464, 86.551468 Проезд:Ближайший поселок - Тюнгур или Кучерла, далее либо пешком по горным тропам, либо на лошадях. Возможна заброска вертолетом из Горно-Алтайска Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Начало строительства 2005, завершение - 2006. Построена из кедра силами и на деньги спасателей и родственников погибших альпинистов, строительные материалы доставлены вертолетом. Архитектор Кирилл Хромов. Службы совершаются раз в год о.Георгием из п.Майма, бывшим альпинистом. Он ее и освятил. Дополнителнение и уточнение информации о часовне: идея - 2003 года, разработка и утверждение проекта - 2004 г. Часовня посвящена памяти оставшимся в горах. Строилась на деньги не только родственников, но и (в основном) на деньги альпинистов, туристов, друзей и просто хороших людей со всей территории России и стран бывшего СССР. Б. Манернов, участник организации строительства Сруб размером 4 на 6 метров из алтайского кедра построен на 2-х километровой высоте в районе озера Ак-Кем, к которому приходит очень много путешественников и туристов. Цель создания церкви - сохранение памяти о людях, оставшихся в горах навсегда. Часовня святого Архангела Михаила у подножия горы Белухи – самая высокогорная часовня в России. Организаторы проекта - Горно-Алтайская ПСС (поисково-спасательная служба) и Туристско-Спортивный Союз РА. Строительство велось по благословению епископа Барнаульского и Алтайского Максима. Богослужения в часовне проводит раз в год настоятель Свято-Духовской церкви села Майма протоиерей Георгий. Возводили часовню братья Евгений и Владимир Корчугановы из Горно-Алтайска, которые строили храм в Антарктиде.

http://sobory.ru/article/?object=12580

Новосибирск. Часовня Николая Чудотворца на Красном проспекте (утраченная). /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Неорусский стиль Год постройки:1914. Год утраты:1930 (снесена) Архитектор:А.Д. Крячков (?), (либо) М.М. Панин (??), И.С. Дуров (строительный надзор) Адрес: Россия, Новосибирская область, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 17А (восстановленная часовня) Координаты: 55.026351, 82.921585 Проезд:станция метро " Площадь Ленина " Изменить описание объекта Восстановлена в 1993 г. на прежнем месте с незначительным изменений размеров и пропорций по проекту П.А. Чернобровцева Карта и ближайшие объекты Часовня Святого Николая в Новосибирске располагалась на главном проспекте города - Николаевском (до 1925 г. город носил название Новониколаевск). 20 июля 1914 года была заложена часовня Святого Николая на пересечении Красного проспекта и улицы Горького (ранее на пересечении улицы Тобизеновской и Николаевского проспекта). В России пышно отмечали 300-летие Дома Романовых (1913 г.), и по этому случаю власти города Новониколаевска заказали примерно 25000 альбомов с различными видами города. Благотворительное общество " Ясли " хотело увековечить эту дату более фундаментально и начало ходатайствовать перед властями города о построении часовни Святого Николая (царствующий император и сам город носили это имя). Томское епархиальное управление дало разрешение на строительство часовни в октябре 1913 года. 27 октября 1915 года строительство часовни было завершено. Каменное сооружение построено в центре города, на самом видном месте, отведенном Городским Управлением, отпустившим, кроме того, в кредит на строительство 50 тысяч штук кирпича, цемент и другие строительные материалы. Часовня сооружена на пожертвования верующих. Известный архитектор А. Д. Крячков составил план и смету на постройку часовни. Другой архитектор, Ф.Ф. Рамман, осуществлял наблюдение за строительством. Преосвященнейший Анатолий, епископ Томский и Алтайский, прислал в дар часовне старинную икону московского письма Святителя и Чудотворца Николая с частицей мощей святого великомученика и целителя Пантелеимона.

http://sobory.ru/article/?object=48113

В памятной книге Ненокского прихода за 1822 г. уточняется, что церковь построена из часовни, к которой в 1721 г. пристроили алтарь Факт перестройки часовни в церковь подтверждается данными архитектурно-археологических обмеров. Стены первичной часовни сохранились на уровне оконных проемов. После появления церкви перед ее алтарем на месте явления образа была поставлена новая часовня. В результате возникла довольно редкая ситуация — одновременное сосуществование однопрестольной церкви Алексия, человека Божия, и часовни во имя его же. В связи с этим следует отметить, что храмы, освященные во имя св. Алексия, человека Божия, в России встречаются нечасто В ведомости о зданиях церковных за 1842 г. указывается «церковь деревянная, одноетажная в одной связи с колокольнею, за 15 верст при реке Куртявке во имя Алексия, человека Божия 1721 г.». При ней находились «два дома одноетажные, деревянные, из которых один — 1829 г., другой, старой,— неизвестно» В подробной описи имущества церквей Ненокского прихода Архангельского уезда впервые дана информация о часовне, которая стояла напротив алтаря церкви и соединялась с ней в единый архитектурно-художественный комплекс В отличие от церковного здания, которое после 1721 г. только достраивалось, часовня периодически разбиралась и строилась заново, о чем свидетельствуют материалы разборки сруба перед реставрацией Алексиевская часовня в Куртяеве пользовалась особым почитанием: «В ограде против олтаря стоит часовня, рубленная во имя Алексия, человека Божия, на том самом месте, где, по сказанию старожилов, он явлен на пню, об одной главе, крыта обыкновенно…» Очевидно, что часовня в единой связи с церковью строится не сразу, а по мере увеличения количества паломников и постепенной застройки бывшего «пустого места». В окончательном варианте застройки куртяевской поляны, площадь которой составляла 2 га и ограничивалась заливными лугами и лесным массивом, часовня оказалась за оградой церкви. «За оградой впереди алтаря стоит часовня во имя Алексия, человека Божия, на том самом месте, где, по сказанию старожилов, явился образ его на пне». Сведения 1894 г. позволяют говорить об определенных изменениях в размещении часовни Последний вариант ее расположения за оградой перед алтарем церкви сохранился до 1917 г. По традиции в часовне не было пола, поскольку особое значение придавалось строительству ее над пнем, местом явления св. Алексия. Необходимо отметить, что урочище Куртяево и сегодня — край легенд и преданий. При организации первых паломничеств в Куртяево в 1991 г. я попросил нескольких богомольцев рассказать о том, что они знают о явлении Алексия, человека Божия, в Куртяеве. Получился коллективный рассказ: «В полдень, во время сенокоса, присели сенокосцы на куртяевском холме на обед. Вдруг на березовом пне в сиянии появился образ человека. Узнали в нем Алексия, человека Божьего. В память о явлении поставили часовню».

http://sobory.ru/article/?object=16014

Итак: " Здесь была часовня... " Действительно, её помнят старожилы, она видна на старых фотопанорамах города, снятых из-за реки Сосны, а также на картине елецкого художника Москалёва, на которой часовня уже без главки, своды её поросли травой. Сохранилось и фото с рисунка неизвестного ельчанина, по памяти нарисовавшего часовню. " ...Построенная в XIV веке... " Как отмечал Ридингер, часовня была выстроена в 1812 г. на месте деревянной. Дата эта весьма достоверна, поскольку перестройка часовни была на памяти его поколения. " ...В память приезда 18 декабря 1337 года... " В данном случае митрополит Алексий не мог плыть на лодке. Кожухов в своей книге " Елец " называет другую дату — 18 августа. Ридингер берёт эту дату у Карамзина, уточняя, что " 18 августа св. Алексей Митрополит Московский выехал из Москвы " . Ошибочно на доске и указание года: 1337 вместо 1357 " . В сентябре 1999 г. в районе памятного знака на месте часовни были проведены археологические исследования под руководством доцента ЕГПИ НА. Тропина, ныне заведующего кафедрой истории ЕГУ им. И.А. Бунина. В результате были вскрыты части фундаментов часовни, которые позволили предположить её размеры по наружным сторонам — 5,6 х 5,6 м, внутри — 4,2 х 4,2 м с толщиной стен в основании 71 см. Кладка фундамента и цокольной части часовни была произведена из крупных блоков известняка с применением кирпича на известковом растворе. Размер кирпича в основной кладке — 27 х 13 х 6,5 см, что позволяет датировать строительство часовни рубежом XVIII — XIX столетий. Применение маломерного кирпича (размеры не установлены) и цементной штукатурки поверх известковой указывают на то, что в середине XIX и в начале XX в. часовня подвергалась капитальному ремонту с вычинкой и закладкой выветрившихся или разрушенных половодьем участков стен. Кожухов в своей книге подтверждает факт ремонта в это время, упоминая, что часовня " недавно отремонтирована заново " . Использование маломерного кирпича, применявшегося в середине XIX в., объясняет Ридингер: " Часовня ...

http://sobory.ru/article/?object=06483

В ведомости о зданиях церковных за 1842 г. указывается «церковь деревянная, одноетажная в одной связи с колокольнею, за 15 верст при реке Куртявке во имя Алексия, человека Божия 1721 г.». При ней находились «два дома одноетажные, деревянные, из которых один — 1829 г., другой, старой,— неизвестно». В подробной описи имущества церквей Ненокского прихода Архангельского уезда впервые дана информация о часовне, которая стояла напротив алтаря церкви и соединялась с ней в единый архитектурно-художественный комплекс. В отличие от церковного здания, которое после 1721 г. только достраивалось, часовня периодически разбиралась и строилась заново, о чем свидетельствуют материалы разборки сруба перед реставрацией. Алексиевская часовня в Куртяеве пользовалась особым почитанием: «В ограде против олтаря стоит часовня, рубленная во имя Алексия, человека Божия, на том самом месте, где, по сказанию старожилов, он явлен на пню, об одной главе, крыта обыкновенно…». Очевидно, что часовня в единой связи с церковью строится не сразу, а по мере увеличения количества паломников и постепенной застройки бывшего «пустого места». В окончательном варианте застройки куртяевской поляны, площадь которой составляла 2 га и ограничивалась заливными лугами и лесным массивом, часовня оказалась за оградой церкви. «За оградой впереди алтаря стоит часовня во имя Алексия, человека Божия, на том самом месте, где, по сказанию старожилов, явился образ его на пне». Сведения 1894 г. позволяют говорить об определенных изменениях в размещении часовни. Последний вариант ее расположения за оградой перед алтарем церкви сохранился до 1917 г. По традиции, в часовне не было пола, поскольку особое значение придавалось строительству ее над пнем, местом явления св. Алексия. Очевидно, что и в XVIII, и в XIX в. Куртяево привлекало немало паломников. В 1810 г. церковный староста Ненокского прихода Скребцов направил прошение в консисторию о поправке, ремонте церкви и особо подчеркнул, что «церковь... по стечению многолюдняго народа весьма мала… требуется имеющуюся из трапезы стену выпилить и соединить воедино, да и пол в трапезе намостить новой…»

http://sobory.ru/article/?object=16206

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010