Ныне существующая каменная церковь в честь Рождества Богородицы с пристроенным с северной стороны теплым приделом во имя великомученика Никиты была построена в 1768 году вместо двух деревянных. Храмоздателем стал новый владелец села – князь Сергей Никитич Долгоруков. В 1798 году его сын, подпоручик гвардии, Никита Сергеевич возвел каменную колокольню. В первой четверти XIX века к храму был пристроен еще один, южный придел – в честь Рождества Христова. В 1827 году князь Никита Сергеевич устроил богадельню на 24 человека с небольшим храмом в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Здание сохранилось до настоящего времени, но еще пока не возвращено Церкви. В 30-х годах прошлого столетия церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта и предана запустению. Богослужения возобновились лишь в 1992 году, когда здесь была образована православная община. С начала открытия и до 1994 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II она была приписной к Покровскому храму Московской Духовной Академии. Это время окормление Прихода осуществляли священники-студенты Московских духовных школ. В 1994 году церковь была передана под омофор Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. С этого времени и до 1999 года в ней совершали пастырское сужение следующие священники: Николай Комарницкий, Сергий Брижан и Андрей Алексеев. В феврале 2000 года настоятелем был назначен священник Даниил Тетерин, который несет свои пастырские труды до настоящего времени. Трудами настоятелей храм преобразился: заменена кровля, застеклены окна, повешены двери, выложен мраморной плиткой пол, в главном приделе устроен временный иконостас, оштукатурены стены. В настоящее время идет реставрация колокольни. Следует отметить, что в реставрации церкви принимает активное участие и оказывает помощь генеральный директор АОЗТ «Победа» А.С. Беляков. В полукилометре от храма в глубоком лесном овраге находится святой источник, носящий имя одного из покровителей церкви – великомученика Никиты. Среди верующих людей источник с древности славится чудотворными исцелениями. В настоящее время заботами настоятеля и верующих жителей села над источником установлена новая часовня. Сюда за святой водой ежедневно приезжают люди из разных мест Московской области. Ежегодно, в День Святой Троицы, настоятели храмом соседних приходов вместе с прихожанами совершают к источнику крестный ход для малого освящения воды.

http://sobory.ru/article/?object=00060

На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о мире на Украине. На заупокойной ектении были вознесены прошения «о упокоении душ новопреставленных рабов Божиих, по злой человеческой воле во граде Грозном убиенных». 19 мая с.г. во время всенощного бдения на храм Архангела Михаила в г. Грозном (Чеченская Республика) было совершено вооруженное нападение , в результате которого погибли прихожанин и двое полицейских, еще один прихожанин и двое сотрудников правоохранительных органов получили ранения. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Дионисия (Петрова), насельника Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального монастыря.    Проповедь перед причастием произнес  протоиерей Алексий Федулов, клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Городне г. Москвы.  По завершении Литургии и.о. настоятеля подворья Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря в г. Москве иеромонах Никита (Смернягин) приветствовал Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнес Его Святейшеству икону Божией Матери «Игумения Горы Афонской» с предстоящими великомучеником Пантелеимоном и преподобным Силуаном Афонским. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом .   В дар подворью Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря в г. Москве Святейший Владыка передал гравюру 1913 года с картины Генриха Гофмана «Христос в Гефсиманском саду». История подворий Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря начинается с устройства в 1873 году часовни (при Богоявленском монастыре в Москве) на Никольской улице. В 1883 году было завершено строительство еще одной часовни в честь св. вмч. Пантелеимона. Кроме двух часовен, русскому Пантелеимонову монастырю принадлежал комплекс строений на Большой Полянке, расширенный стараниями настоятеля подворья прп. Аристоклия, старца Московского. Афонское подворье в Москве было закрыто в 1924 году, часовня вмч. Пантелеимона снесена в 1934 году. Деятельность подворья была возобновлена лишь в 1991 году в храме вмч. Никиты за Яузой, где оно размещается по сей день. Центральный придел храма освящен в честь св. вмч. Никиты, южный — в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, северный — в честь св. равноап. кн. Ольги.

http://patriarchia.ru/db/text/5207053.ht...

В 1680 году Успенский монастырь был приписан к Воскресенскому Новоиерусалимскому мужскому монастырю. В 1764 году, просуществовав около 300 лет, Изосимина Сестринская пустынь была упразднена, его деревянная Успенская церковь превращена в приходскую. На месте монастыря образовался приход погоста Изосимова Пустынь. В 1842 году на территории бывшей обители построили каменную Успенскую церковь в стиле позднего классицизма. Трапезная с приделами святых бессеребрянников Космы и Дамиана и святого Никиты великомученика была перестроена в 1870-1873 годах. К алтарю храма, с южной его стороны, над мощами преподобных Зосимы и Адриана, пристроили каменную часовню. В XIX веке на месте древней деревянной монастырской Успенской церкви стояла часовня в виде сруба.Таким образом, к началу ХХ века на погосте стояли каменный Успенский храм и две часовни, одна из них деревянная. До 1917 года погост находился в Покровской волости Клинского уезда Московской губернии, отчего Изосимина пустынь в документах часто именовалась Клинской, хотя до уездного города по прямой было более 40 вёрст. Построенный на месте обители каменный Успенский храм многие люди называли Покровским, т.к. погост находился рядом с ныне прекратившей своё существование д. Покровская - волостным центром Клинского уезда. Даже в некоторых документах название храма писалась как Покровская церковь. Успенский храм был закрыт в 1930-х годах. Во время Великой Отечественной войны погост некоторое время находился на линии фронта. В середине 1950-х храм вместе с часовней разобрали на кирпич. Сейчас на небольшом бугорке размером 70 м в длину и 50 м в ширину находится старое полузаброшенное кладбище с покосившимися крестами и небольшими грудами заросших травой кирпичей, оставшиеся после сноса церкви. С севера к погосту подступает охраняемый лес Национального парка " Завидово " . До ближайших населённых пунктов по 6-7 км. На довольно обширных землях Изосимина монастыря располагались село Покровское и, по-видимому, запустевшее в период Смуты село Козьмодемьянское. Название того и другого села связано с располагавшимися в них церквями. Но Козьмодемьянское отстояло на 6 километров от пустыни и поэтому выделено в отдельное приходское место.

http://sobory.ru/article/?object=58673

Центральный престол храма - святого Николая Чудотворца - особо почитаемого в Ржеве; правый престол святого Симеона Богоприимца, левый - не менее почитаемого преподобного Сергия Радонежского. Ржевитяне ежегодно совершали пешим порядком накануне его праздника паломничество в Радонеж. Церкви Николы принадлежала часовня, построенная в 1866 году, во имя святого великомученика Никиты. Здесь при церкви земли не было, захоронения тоже исключались, ввиду расположения храма в центре города. Церковным старостой в 1896 году был купец 1-й гильдии Алексей Владимирович Баканов. Других сведений о служивших в Никольской церкви история нам не оставила. В 1900 году числилось прихожан 440 мужчин и 546 женщин. Приписаны к этому храму были жители сельца Иваньково - поместье дворян Ермоловых, и находящейся близ города деревни Шопорово. У каждого ржевитянина был избран свой храм. Переходить из одного храма в другой не запрещалось, но самими же прихожанами считалось как предательство, при встрече не узнавали их на улице, уклонялись от приветствия. После революции здание Никольской церкви было использовано под городской архив, который в 1935 году был переведен в алтарную часть Успенского собора. Церковь же Варвары ХХ века разрушили как не вписавшуюся в генеральный план застройки Ржева. Ржевский историк Кондратьев в своей книге «Ржев» (2005 г., стр. 15) о Никольском храме напишет следующее: «невероятно трудно сознавать тот факт, что почти все церковные здания сегодня можно увидеть только на чудом сохранившихся фотографиях, одной из причин этого был план застройки Ржева 1927 года. Столичные архитекторы профессор А.П. Иваницкий и В.В. Кратюк, инженер М.А. Князьков взялись за перестройку Ржева, в одночасье решив снести Никольскую церковь (XVII в.), а на освободившемся месте возвести дом Советов». Храм разрушили, а дом безбожников так построен и не был. Господь не допустил осквернить святое место. По материалам изданий: Добровольский И. Тверской епархиальный статистический сборник. - Тверь, 1901. Справочная книга по Тверской епархии. - Тверь, 1914. О.А. Кондратьев. Ржев. Словарь-справочник. - Ржев, 2005. Н. Шаповал. Православный Ржев. - Ржев, 2006.

http://sobory.ru/article/?object=52153

А самым излюбленным местом царя Ивана Грозного в Переславле был Никитский монастырь. Это самый древний на Руси монастырь, основан он был князем Борисом (сыном святого равноапостольного великого князя Владимира) в 1010 году в честь великомученика воина Никиты, жившего в 4 веке в Византии. В 12-ом же столетии в этой переславской обители подвизался преподобный Никита Столпник, местный житель. Не довольствуясь подвигами поста и молитвы, Никита Переславский изнурял себя трудом, носил на теле железные вериги и на голове каменную шапку, затем взошел для молитвенных подвигов на столп. В 1186 году подвижник был убит своими родственниками, пришедшими к нему за благословением, которые приняли его железные вериги за серебряные. Рождение сына Ивана Грозного Ивана Ивановича и его исцеление от тяжелой болезни связывается с чудодейственной силой Никиты Столпника. Лишившись двух дочерей и первого сына Димитрия, убитые горем государь с государыней в 1552 году предстали с молитвой пред гробом переславского чудотворца. Молитва была услышана, в 1553 году у царской четы родился сын Иван. На втором году жизни младенец сильно заболел, и опять же по молитвам к святому переславскому чудотворцу царевич выздоровел. В Никитском монастыре царь Иван Грозный построил большой каменный собор Великомученику Никите с приделами Преподобного Никиты Столпника и Всех святых, а также построил здесь еще одну большую красивую каменную церковь - Благовещенскую. Всего же за годы царствования великого государя Ивана Васильевича Грозного по его личному распоряжению в государстве Российском было возведено 60 монастырей и 40 храмов. Священник Николай Аксенов, клирик Переславской и Угличской епархии Часовня Крест - замечательный историко-архитектурный памятник, созданный руками русских зодчих, стоит на высокой возвышенности, которую называют Поклонной горой. И сегодня, как в прежние дореволюционные времена, он является притягательным местом для паломников. Возле нее останавливает машины, проезжающие по автомобильной трассе люди любуются этим древним архитектурным памятником, фотографируются на его фоне. Ну а мы же, как народ православный, перекрестившись и призвав в помощь Святую Троицу, отправляемся в Переславль-Залесский царя Ивана Грозного.

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/28/...

В настоящее время стараниями иеромонаха Феофана и прихожанами возрождается духовная традиция прошедших столетий. Богослужения на месте Никитиной пустыни стали регулярными, заросшая дорога, ведущая сюда, приняла вид тропинки, по которой часто ходят люди. На открытой поляне под вековыми елями стоит рубленый храм-часовня. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVII в., выпуск 5. Радонежская десятина (Московского уезда)В. и Г. Холмогоровы. Издано Императорским обществом Истории и Древностей Российских при Московском Университете. - Москва, 1887 г. стр.187. В 7 километрах к северо-западу от Муранова расположена деревня Горенки. По народному преданию, недалеко от деревни в лесу было явление великомученика Никиты. (Святой великомученик Никита родился и жил на берегах Дуная. Постадал за Христа в 372 году. Тогда христианская вера уже широко распространялась в стране готов. Святой Никита уверовал во Христа и принял крещение от готского епископа Феофила, участника первого Вселенского Собора. Распространению христианства стали противиться язычники-готы, в результате чего возникла междоусобная брань. О святом великомученики Никите существовало предание, что он имеет особую силу прогонять бесов, поэтому его ещё называют Никита-бесогон). Со временем, не ранее XV века, на этом месте был основан небольшой монастырь, вернее скит, названный его именем. Небольшая обитель была разорена в Смутное время и окончательно упразднена при секуляризации монастырских земель в 1764 году. По сложившейся на Руси традиции, при упразднении храма на месте алтаря ставилась часовня. Небольшая деревянная часовня великомученика Никиты стояла и здесь, поставленная благодарными потомками. О ней хорошо знали последние владельцы Муранова - Тютчевы. Они следили за её состоянием. Место это называлось Никитина пустынь. Сохранились упоминания, что в предреволюционный период, служили в часовне только раз в году - 15 сентября (по новому стилю 28 сентября) в престольный праздник - день памяти великомученика Никиты. В 1930-е годы часовня была разобрана и перевезена в деревню Горенки, где из неё сделали жилой дом для мастера молочного завода.

http://sobory.ru/article/?object=34685

Митрофан, бывший впоследствии Епископом Воронежским. НИКИТСКИЙ, муж. 3 класса, в 3 верстах от уездного города Переславля-Залеского; находится под управлением архимандрита. Обитель эта весьма древняя; но когда именно и кем основана, известий нет; о существовании ее упоминается в первый раз во второй половине XII века, когда поступил сюда в число иноков св. Никита Столпник. Нынешние здания сего монастыря – огромные и великолепные – воздвигнуты при царе Иоанне IV. В 1611 году монастырь разорен литовцами и 1646 возобновлен, по повелению царя Алексея Михайловича, на казенную сумму; при чем обитель ограждена каменными стенами с башнями. – Ныне здесь две церкви: 1) Соб. Великомученика Никиты, где почивают под спудом, в бронзовой позолоченной раке, мощи св. Никиты Столпника; на гробнице находятся и вериги, в которых сей Угодник спасался. При соборе устроен во имя его придел. Церковь эта существует с 1564 года. 2) Благовещения Богородицы, трапезная, с приделом Николая Чудотворца. Архимандрия учреждена здесь в 1716 году, по указу императора Петра Великого и по благословению Блюстителя Патриаршего престола, митрополита Стефана Яворского . На том самом месте, где находился столп св. Никиты, построена часовня. В день памяти сего святого, 24 мая, совершается сюда ежегодно крестный ход из города Переславля-Залеского. – В полуверсте от монастыря есть другая древнейшая часовня, в которой находится каменный крест, поставленный – как гласит предание – в XII веке св. князем Михаилом Всеволодовичем Черниговским, посещавшим св. Никиту, когда еще он был жив, и получившим на этом месте исцеление от болезни. МАХРИЩСКИЙ, муж. заштатный, в 10 верст. от уездного города Александрова, и в 30 верстах от Троицкой Сергиевой Лавры, на берегу речки Махры, при впадении ее в реку Молохчу. Основан около 1360 года Преподобным Стефаном, учеником св. Сергия Радонежского. Здесь он сначала построил малую деревянную церковь во имя Живоначальной Троицы, трапезу и несколько келий. Вскоре после кончины св. Стефана, в начале XV в., монастырь, состоявший все еще из деревянных строений, сгорел и пришел в упадок, находясь почти в запустении более ста лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

В литературных памятниках домоногольской эпохи обитель не упоминается. Приблизительно в XV веке одним из монахов Никитского монастыря было составлено житие Преподобного Никиты, подвизавшегося здесь в конце XII века, которое затем дополнилось описанием чудес, явленных святым посмертно. Старинные Святые ворота, через которые лежит путь в обитель, украшены росписью. На всех вошедших сверху молча взирают архангелы. Это единственная сохранившаяся часть старинной художественной работы. На левой стене, теперь уже в новой росписи, можно увидеть события из жизни великомученика Никиты, общеизвестного византийского святого, в честь которого назван древний монастырь. Напротив, на правой стене, в трёх регистрах отражена история Никиты Переславского Столпника - одного из особо почитаемых переславских святых. Существует предание, что Никита жил во время строительства города и, будучи мытарем, усиленно собирал подати с переславцев. Отличался жестоким характером и причинял много зла, взимал непомерно большие сборы, нажив себе тем самым значительное состояние. Однажды, когда жена его готовила пищу, Никита увидел в котле части человеческих тел и головы измученных им людей. " Велием страхом одержим был " , бросился искать он спасения в Никитский монастырь. Три дня стоял он у ворот обители и каялся в своих грехах, после чего его нашли в болоте облепленным комарами и окровавленным - раскаявшийся грешник изнурял своё тело, чтобы исцелить душу. Принятый в монастырь, надел он тяжёлые вериги и каменную шапку, заключив себя в земляную келью-столп, которая соединялась с церковью. Неподалеку от обители, в овраге под названием Слуда и возле Борисоглебского монастыря, что " на горе " , Никита " ископал студенцы " - два колодца, вода из которых считалась целебной. Совершив свой молитвенный подвиг, провёл Никита в Никитском монастыре более тридцати лет и исцелил многих людей, приходивших к нему со свой болью. Среди людей, которые получили исцеление благодаря святому, в житии упоминаются Михаил Всеволодович, сын черниговского князя, Иоанн, сын Иоанна Васильевича Грозного. В память об исцелении Михаила воздвигнута была Черниговская часовня (нынешнее здание относится к 1702 году).

http://sobory.ru/article/?object=00441

Записи в архивах – это одно дело, а найти – это другое. Помочь найти святое место взялся, ныне покойный раб Божий Валерий, который имел дом в д.Горенки. Кстати сказать, что его дом имеет характерные черты, однозначно, указывающие на происхождение; старые бревна были, словно выкрашены, синей краской, окна представляли собой овальную узкую форму, закрытую мутными стеклами; в добавок к этому – непонятные арочки и полукружья – это возможно части часовни, которую разобрали в середине ХХ века, и передали мастеру молочного завода д.Горенки под строительство жилья. Ускорил поиски такой факт – однажды летом, уходя за грибами, Валерий стал отмечать, что в одном и том же месте кто-то роет землю лопатами, выкапывая крупные валуны, складывая их друг на друга. Дорога, ведущая из Горенок в Папертники, практически не использовалась и сильно заросла, но как было сказано старожилами, так оно и оказалось: часовня находилась слева в метрах 20-ти от дороги, и до поворота от перехода через речку Сумерь было метров пятьсот. В тот момент поверхность земли была перерыта, а по сторонам беспорядочно валялись камни. Можно только предполагать, какие чувства испытывал тогда иеромонах Феофан. Где-то через год по посещении митрополитом Ювеналием д.Артемово, в день памяти великомученика Никиты 28 сентября 2002 г., состоялся торжественный Крестный ход к Никитиной пустыни к месту закладки памятного камня и водружения креста. В житиях святых говорится, что по мученической кончине Никиты, шел проливной дождь… Так и в первый Крестный ход шел сильнейший дождь, но он ни сколько не омрачил праздника. Часть дороги, пока не подъехала подвода, наиболее крепкие из мужчин несли тяжелый деревянный крест на своих плечах. При большом количестве богомольцев, не испугавшихся дождя, крест и памятный камень были установлены. Листая архивные документы музея-усадьбы «Мураново», в которых находятся много фотографий, весьма заметно, как местные люди относились к Богу и к своему духовному наследию: Тютчевы благоукрашали храмы и восстанавливали часовни; регулярно совершались Крестные ходы к святым местам, и там совершались Богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=34685

Благодаря стараниям жителей села Казакова и близ лежащих деревень храм в августе 1990 года был восстановлен.  Материал из книги: Г.А.Арефьева и др. Наша история. Описание церквей и приходов Вачского края XVI-XXI в. Приложение. Книга четвертая. - Вача: ВыксаПолиграфИздат, 2010. Книга памяти жертв политических репрессий Вачского района Нижегородской области. Составитель О. Михеева. Н. Новгород.  «БИКАР», 2010. Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в селе Казакова начал строиться в  1833 году на месте деревянной упраздненной Троицкой церкви. Построен в 1841 году и в этот же год началось воздвижение колокольни. С 9 июля 1829 года  в деревянной Троицкой церкви служил священник Никита Алексеев Загорский. Действующая сегодня церковь построена в 1841 году, тщанием прихожан с помощью церковной кошельковой суммы. В 1841 году по прошению священника села Казаково Никиты Загорского храм был освящен (Фонд 562. Оп. 1, д. 214, стр. 99, Ведомость церкви Святые  Живоначальные Троицы Муромского уезда, села Казакова, 1843 год). Следует обратить внимание на то, что там имелись три памятника Престолов упраздненных церквей и еще часовня каменная в д. Звягино, построенная крестьянами, для принятия икон в особых случаях, при совершении общественных молебнов по обетам. Престолов в храме  три: главный - во имя Святой Живоначальной Троицы, в приделах – во имя Святителя и Чудотворца Николая, а другой - во имя Великомученика Дмитрия Солунского. Причта положено по штату издавна:  священников – два. Диакон - один, дьячков и пономарей по два. По писцовым книгам Муромского уезда за 1674 год говорится, что в селе Казаково была деревянная, верх шатром Никольская церковь. Поэтому праздник престольный и по сей день в этом селе считается Никольским. Хотя там в разное время были однопрестольные церкви: Никольская,  Дмитриевская и Троицкая. Большую часть в упомянутой выше церковной кошельковой сумме денег составляли  вложения графини Ю. П. Самойловой. Сама Юлия Павловна проживала за границей и скорее всего не видела глазами своих имений. Такие имения назывались «заглазными». Управлял всеми имениями графини господин тайный советник, сенатор и кавалер, граф Павел Иванович Тизенгаузен, который проживал в Москве. А доверенным лицом (приказчиком) у графини Ю. П. Самойловой был крестьянин из деревни Звягино Муромского уезда Иван Лукьянович Тарасов, который действовал по закону своей госпожи. И скорее всего он и руководил стройкой храма, решая административные вопросы.

http://sobory.ru/article/?object=03588

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010