Для усиления благочестных подвигов он, с благословения настоятеля, возложил на себя тяжёлые вериги, а по ночам, исходя из обители, выкопал два кладезя: один близ монастыря святых Бориса и Глеба (ныне городское кладбище), а другой – на северо-западе от монастыря близ потока студёного. Затем, более и более совершаясь в любви к Богу, преподобный построил себе столп для молитвы, а на главу возложил каменную шапку, и, прокопав небольшой проход под церковь , ходил им, никем невиденный, слушать церковные службы. Душа преподобного день ото дня очищалась и возвышалась молитвою и богоугодными подвигами, и благодать Божия даровала ему дар чудес недуги исцеляти и бесы прогоняти. Слава о его чудесных дарованиях стала распространяться и за пределами града Переславля. Юный князь Михаил, сын Всеволода, князя черниговского, страдал тяжким телесным расслаблением. Услышав о благодатном даре преподобного Никиты исцелять недуги, он прибыл в Переславль, и не доходя версты до монастыря (где ныне часовня) раскинув шатёр, послал своего боярина Феодора просить преподобного Никиту придти к нему. Преподобный послал ему свой жезл. Больной князь опёрся на него – и стал здоров. Это было в 1186 году 16 мая, за восемь дней до кончины преподобного Никиты. В память своего исцеления благоверный князь повелел на месте исцеления поставить крест с означением года, месяца и числа исцеления. 2 Подвигом добрым подвизался в обители великомученика Никиты, преподобный Никита и сам окончил земную жизнь мученическою кончиною. Родственники его, приходившие к нему для принятия благословения, прельстились его блестевшими веригами и крестами, и, приняв их за серебряные, решились овладеть ими. Ночью 24 мая они пришли к нему, – раскрыли крышу столпа, и вшедши в оный и умертвив святого, сняли с него вериги и кресты и убежали с ними из города по пути к Ярославлю. Поутру, пред началом утрени, пономарь по обычаю подошёл к столпу, чтобы принять благословение от святого, – гласа от него не было, а между тем кровлю у столпа увидел открытою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Оказалось, что близ нынешней деревни Горенки, действительно, существовал мужской монастырь, который и был утрачен. По традиции, существовавшей на Руси, на месте алтарей храмов часто воздвигались часовни. Так же и здесь еще в XVIII веке была воздвигнута часовня, посвященная святому Великомученику Никите. В воскресные и праздничные дни здесь совершались богослужения, сюда приходили помолиться люди из близлежащих селений. В 1900 году часовня была перестроена крестьянином О. В. Виноградовым. Затем, в 1903 году, она была благоукрашена семьей Тютчевых, о чем неоднократно упоминалось в их дневниковых записях. Это место так и называлось – Никитина пустынь. По дозорным книгам 188 (1680) г. Никитская церковная земля от Москвы 45 верст от села Тешилова 3 версты, промеж дорог Тешиловской и Даниловс­кой близ речки Сумерь, церковных сенных покосов 20 коней, лесу десятин с 9; эта земля смежна с пустошами Ярмолинского — князя Шаховского, Исаковского — его же князя Шаховского, Черницыного - Семена Полтева и Бородиной) — дьячка Петра Кудрявцева; церковною землею владели из оборота разные лица, платившие оброк в Патриаршую казну за 1638 г. 3 алтына 3 деньги, за 1680 г. — 5 алтын, за 1736 г. — 28 алтын 4 деньги (Патриарший приказ, кн. 104, л. 8-9; приходная книга 395, Дворцовый Приказ, кн. 6). И вот однажды на одной из треб в д. Данилово иеромонах Феофан разговорился с рабой Божией Любовью. Как говорится – слово за слово, и при душевном общении выяснилось, что на землях Пушкинского района существовал монастырь – скит великомученика Никиты (об этом свидетельствовали, в частности, рукописи предка рабы Божией Любови краеведа Ф.Федорова), а территориально он находился в треугольнике ныне существующих деревень Артемово, Папертники и Горенки. И это являлось уже весомым фактом в пользу воссоздания в этих местах святой обители. Настоятель артемовского храма, с присущей ему скрупулезностью и энергией, стал собирать архивные материалы и свидетельства местных жителей об этой обители. Выписка из археологического исследования (архив Ин-та археологии РАН Инв 11763. Л.22-25; Л.13-44):

http://sobory.ru/article/?object=34685

Под 1661 г. отмечено: «31 августа, по помете на выписке думного дьяка Лариона Лопухина, той церкви Рождества Христова церковная земля отдана на оброк в Чудов монастырь без перекупки, пока – места у той церкви поп будет, а дань имать оброком, не переоброчивать». В дозорных книгах Патриаршего казенного приказа 1680 г. написано: «28 июля, по досмотру князя Ивана Андреевича Шелешпальского, церковь Рождества Христова села Кутузова на погосте ветха, а по сказке той церкви попа Петра Иванова, та церковь – строение приходских людей, а церковной земли у него, попа, во владении по 3 десятины в поле, сена 10 копен; дани платится 10 алтын 4 деньги, заезда гривна». В записной книге исходящих бумаг Синодального казенного приказа за 1729 г. значится: «марта 15 числа запечатан указ о строении церкви по челобитью капитана Никиты Иванова сына Ушакова, велено ему из Московского уезда, близ села Нового, на погосте церковь Живоначальной Троицы да придел Бориса и Глеба деревянную, которая издавна стоит без пения, что тою церковью уступил ему, Ушакову, граф, что ныне сенатор, Платон Иванович Мусин-Пушкин, и ту церковь перевесть в Московский же уезд, в вотчину его ж, Ушакова, в село Кутузово и построить, вместо ветхой, вновь церковь во имя Рождества Христова, да в приделе св. великомученицы Парасковеи, нарицаемой Пятницы; пошлин 6 алтын 4 деньги, нужнейших ¼ взято». Село Кутузово по писцовым книгам 1627 – 28 гг. находилось Московского уезда, Тухачевской волости «в поместье за Никитою Остафьевым Пушкиным и за новокрещены: Иваном Степановым сыном Очаковым, Степаном Яниным сыном Таникаевым, Тимофеем Аликовым и Нефедом Алексеевыми детьми Аликовыми», в селе числилось 5 дворов помещичьих и 10 дворов крестьянских и бобыльских; в 1646 г. – 16 дворов помещичьих и 9 дворов крестьянских с 25 чел. Потом этим селом владел Василий Ушаков, а от него перешло в 1679 г. к его сыну жильцу Ивану, при котором в селе Кутузове находились: двор его вотчинников, а в нем жил «деловой человек, немец, чухна», задворных людей 6 дворов, 3 двора бобыльских и 7 дворов крестьянских; в 1704 г. были дворы: вотчинников, скотный, конюшенный и 28 дворов крестьянских. По смерти И. В. Ушакова имением владели в 1722 г. его дети Никита и Федор, а после Никиты его дочери Ирина и Елизавета. Последняя свою половину имения продала дяде родному Ф. И. Ушакову, умершему в 1766 г., а от него перешло к его жене вдове Дарье Алексеевне с детьми Василием, Александром и Натальею. В 1788 г. село Кутузово принадлежало Александру Ивановичу Логинову.

http://sobory.ru/article/?object=02601

Пустошь " Чистиха " упоминается в жалованной грамоте великого князя Иоанна III Васильевича Суздальскому Спасо-Ефимиеву монастырю, датированная 1479-м годом. Этой грамотой великий князь разрешил монастырю перезывать и селить людей в Чистиху и освобождал этих поселенцев от дани и пошлин на 10 лет. В начале XVII века царь Михаил Фёдорович пожаловал сельцо Старую Чистуху князю Никите Семёновичу Вяземскому. С этого времени Чистуха значится в вотчине князей Вяземских. Стоит сказать, что князь Никита Вяземский при дворе царя Алексея Михайловича в 1649-1651 гг. воеводствовал в городке Епифани. За свою верную службу этот воевода ещё первым царём из династии Романовых, Михаилом Фёдоровичем был пожалован поместьем - сельцом Старая Чистуха Владимирского уезда в 25-ти верстах к северо-востоку от Владимира. Так Вяземские впервые " прописались " на Владимирской земле. Причём на два с лишним столетия. От князя Никиты сельцо Чистуху унаследовали три его сына - Иван, Матвей и Василий. В 1645 году владение Вяземских описывалось так: " ... в сельце на отчей земле часовня деревянная клетцки, а в ней чудотворный образ святой великомученицы Парасковеи, нарицаемые Пятницы, строение помещиково, в сельце два двора помещичьих, 10 дворов крестянских и бобыльских " . То есть в Чистухе имелись две усадьбы Вяземских и построенная ими же Пятницкая часовня. В 1696 году там значились дворы попа, дьячка, просвирницы, двор помещиков и 15 крестьянских дворов. В 1694 году местным помещиком " стольником князем Петром княж-Васильевым " сыном Вяземского была выстроена в Чистухе деревянная церковь, которая в 1695 году была освящена во имя святого великомученика Георгия Победоносца, священником села Дорошево Дмитровского уезда о. Борисом. С того времени деревня Старая Чистуха стала селом. К ней были определены священник, дьячок и просвирница: помещиком отдано в пользу причта земли по 10 четвертей в поле и сена 10 копен; в приходе тогда состояло: 1 двор помещичий и 15 дворов крестьянских. Дани положено было на церковь 17 алтын 5 денег, заезда гривна.

http://sobory.ru/article/?object=02476

Источник: протоиерей Олег Пенэжко " г. Чехов. Храмы Чеховского района Московской области " . 2001 г., с.16-17. Кирилл Аминов, 17 мая 2015 г. Центральное храмовое ядро ансамбля Давидовой пустыни завершает здание церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Она была построена в 1867-1870 годах перед Вознесенским собором и Никольской церковью с запада, вплотную к ним. Это одноглавый четверик, перекрытый сомкнутым сводом с притвором. Фасады церкви украшены декоративными кокошниками, окна – наличниками с килевидными завершениями. Стены над фундаментами декорированы поясом филенок. По углам расположены пилястры. Изначально на месте этого храма существовала деревянная часовня, в которой под спудом опочивал Преподобный отец Давид. В 1657 году в ней находились: образ Пречистыя Богородицы Одигитрии да деисусы на одной цаке, писанные на празелени; на гробнице лежал покров черного сукна с серебряным крестом посреди. В 1732-1740 гг. над гробом Преподобного Давида была поставлена каменная колокольня вместо существовавшей деревянной часовни. В 1740 году усердием жены статского советника Михаила Ивановича Бобрищева-Пушкина Анастасии Васильевны под колокольнею была устроена церковь в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы. В своем прошении она писала: «В имеющейся в Московском уезде Давыдовой пустыни имеюсь я, нижайшая, вкладчицею и по обещанию моему желаю своим коштом построить внутри каменной колокольни церковь Знамения Пресвятой Богородицы, ибо в той колокольне к бытию церкви место весьма способное и угодное, и той пустыни игумен Иосиф с братиею той церкви быть желают, по строению же той церкви свечи, ладан, вино церковное и прочее давано будет от меня, нижайшей, неотменно» .10 сентября разрешение было дано. В этой церкви находились образа: Пресвятой Богородицы Одигитрии, Николая Чудотворца, великомученика Никиты, без венцов, писанные на красках. На гробе Преподобного Давида лежал покров суконный, черный, с крестом лентовым, шелковым, а над гробом – образа Вознесения Господня и Преподобного Давид с венцем серебряным.

http://sobory.ru/article/?object=14017

Много сил и внимания отдавал отец Александр преподаванию Закона Божьего в школах прихода - в с. Гора, в д. Кудыкино и д. Ликино. За усердие в преподавании отец Александр Костинский в 1915 г. был награждён золотым крестом. На чествовании в праздник Вознесения приветственную речь от лица церковного старосты В.А. Смирнова говорил видный служащий фабрики С.Ф. Буянов, член упомянутого миссионерского кружка. По свидетельству старожилов, ещё при о. А. Костинском был насажён школьный сад, и школьный двор огорожен забором. В возрасте 57 лет о. Александр умер от рака желудка 25 сентября 1918 г. и похоронен около церкви. Последняя запись в приходских книгах сделана им 12 января 1918 г. Отца Александра Костинского причащал священник Платон Дружиловский. Подписи священника Платона Дружиловского в метрической книге храма с. Гора уже после смерти о. А. Костинского свидетельствуют о том, что о. Платон Дружиловский исполнял обязанности священника церкви с. Гора как во время болезни о. Александра Костинского, так и после его кончины. Платон Николаевич Дружиловский получил высшее духовное образование, был из духовной семьи. Он служил в храме с. Орехово. После прекращения служения в церкви работал педагогом школы 12 г. Орехово-3уево. Арестован 10 марта 1938 г., и 4 июня того же года расстрелян. В нескольких километрах от с. Гора находится Никитский колодец - источник с целебной водой. Неподалёку от него, по преданию в древности стояла церковь (вероятно, великомученика Никиты), Алексей Васильевич Смирнов построил каменную часовню (очень разрушена и грозит падением). От Горской церкви сюда шёл крестный ход, который по словам участников, растягивался на 1-1,5 километра. Крестный ход совершался и после закрытия церкви, уже без священников (во всей округе не осталось ни одного живого священника). Организовывали его Иван Кузнецов (которого за это несколько раз арестовывали) и Иван Морозов. Сейчас часовня в руинах. Крестный ход на источник возрождён и совершается в 8-е воскресенье после Пасхи.

http://sobory.ru/article/?object=02461

Монастырь был закрыт. Городские власти в течение 16 лет продавали кирпич из развалин для строительства частных зданий, щебень же отдавали бесплатно – для мощения улиц. Были разобраны Сретенская и Трехсвятительская церкви, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все жилые и хозяйственные постройки, часть стен. К 1864 году монастырь перестал существовать. Только Богоявленский собор не был разобран, поскольку еще император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности. В 1863 году игуменья Мария, вступившая в управление женским Анастасииным Крестовоздвиженским монастырем, подала прошение о передаче ей бывшего Богоявленского монастыря с условием его восстановления. Монастырь становится девичьим, и к прежнему названию добавилось слово Анастасиин. «Анастасия» – с древнегреческого означает воскресение. Именно воскрешенным, а не просто обновившимся становится монастырь, и воскресение это связано с новым его расцветом. Возрождая монастырь, игуменья Мария отстроила его заново. Прежде всего она позаботилась о расширении Богоявленского собора. К нему были сделаны три новые пристройки – с западной, южной и северной сторон, сам же древний собор был превращен в алтарь. Просторный, обновленный, с большим вкусом украшенный, собор был торжественно освящен 28 декабря 1869 года. Позднее его новые стены были расписаны и внутри и снаружи. Обновлена была усыпальница под алтарем, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского. Возрожден был и Никольский храм. Была восстановлена почти полностью местами разрушенная монастырская стена. Западная башня над святыми вратами была перестроена в звонницу. После пожара 1847 года чудотворная Смоленская икона Божией Матери вновь дивным образом сохранилась без повреждения, хотя сама Смоленская церковь и выгорела дотла. После этого почитание святыни еще более усилилось. После пожара Смоленская церковь была возобновлена и значительно перестроена в 1892 году. В 1871 году к уцелевшему остатку стены с древним изображением лика святителя Николая, особо почитаемого, была пристроена деревянная часовня, замененная в 1892 году каменной.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Новая каменная церковь строилась в комплексе с усадьбой, причём храм был перенесён с погоста на господскую землю (погостом в то время называли не кладбище, как позднее, а обособленную церковную территорию, расположенную вне населенных пунктов). Под церковную усадьбу было отведено три с половиной десятины земли. На месте старой деревянной церкви, над родовым склепом, посреди старого кладбища, была выстроена фамильная часовня. Характеристика церкви Спаса Преображения как архитектурного памятника заслуживает особого внимания. Она выполнена рукой опытного мастера, знакомого с приемами пропорционирования, свободно решившего композицию храма в традиционных для тех лет классических формах. В неизданном томе «Свода памятников истории и культуры по Орловской области» церковь в Спасском-Лутовинове характеризуется как «интересный образец небольшого усадебного храма начала 19 века в стиле зрелого классицизма». Новый храм Спаса Преображения был освящён 26 июня 1809 г. ректором Севской семинарии Дионисием. В церкви было устроено два придела: один во имя святителя и чудотворца Николая и другой во имя великомученика Никиты, поэтому в Спасском было два храмовых праздника — 6/19 августа — Преображение Господне и 15/28 сентября — Никитин день. И. И. Лутовинов сделал значительные пожертвования на обустройство храма, позаботился о его «благолепии», подарил в церковь «около 5 фунтов серебряных вещей, дискос, потир, звездицу и т.п. , купил все одежды для церкви и для священнослужителей». Спасская церковь была устроена с хорами, и на средства, отпускаемые Иваном Ивановичем, при церкви содержался хор из 36 человек, певший по рукописным нотам. К сожалению, сведений о внутреннем убранстве храма сохранилось очень мало. Очевидно, спасская церковь мало чем отличалась от других усадебных церквей — в ней не было пышного убранства, фресковых росписей (сохранявшиеся до начала 1970-х годов фрагменты настенной росписи относились к началу XX века), стены храма были расписаны «под мрамор»; иконостас был полукруглый, резной.

http://sobory.ru/article/?object=02344

Тёплая церковь в  честь Тихвинской Св. иконы Божьей Матери. В  ней три престола: главный Тихвин­ской Божией Матери (26 мая), в приделе по правую сторону в честь Св. Никиты Чудотворца и Св. Великомученицы Варвары (4 и 6 дек.), а по левую сторону — в честь Толгской Божией Матери, (8 авг.) Церковь эта построена в 1846 г. на средства доброхотных дателей. Обе церкви прочны. Под  теплым  Тихвинским  храмом  ка­менная часовня, построенная в  1851 г., и в двух лесных дачах по деревянной часовне. Святыня чудотворная — Тихвинская Св. икона Божией Матери. Земли при монастыре до 188 десятин. Внутри мона­стыря 7 каменных домов и деревянных, назначенных для, обитания сестер. Вне монастыря: а) два каменных  дома, б) восемь деревянных  домов, в четырех помещаются священнослужители. На двух лесных дачах по одному деревянному дому для живущих там сестер и деревянная же мельница в 30 верстах от монастыря. Церковно-монастырского капитала — 63,869 р. Древний Рождественский монастырь был основан в Ростове в конце XIV в. Основатель монастыря - святитель Феодор, архиепископ Ростовский (ум.1394). 21 июня 1408 г. все деревянные постройки монастыря сгорели во время большого пожара в Ростове. 200 лет спустя - 15 октября 1608 г. - обитель была разорена войсками Лжедмитрия II. В 1680-е г.г. - царями Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем и царевной Софией Алексеевной обители жаловались земли, мельница на реке Могзе с угодиями близ дворцового села Вощажникова, остров на озере Неро (остров принадлежал Рождественскому монастырю вплоть до 1917 г.). Митрополитом Ростовским Ионой (1652-1690) на месте деревянного был построен каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы. В 1715 г. стены и своды Рождественского собора были расписаны. В 1772 г. в Рождественском соборе на средства монахини Надежды (Дашковой) по её завещанию возобновлен придел во имя мучеников Космы и Дамиана и переосвящен в честь Живоначальной Троицы. В 1782 г. был построен корпус сестринских келий (с западной стороны обители), в 1784 г. -корпус настоятельских келий (угловое здание у алтаря Рождественского собора). Деревянная, рубленная клетью ограда обители с четырьмя башнями заменена каменной. Построена юго-западная угловая башня.

http://sobory.ru/article/?object=00596

В «Ведомости о состоящих в Москве и ее губернии старообрядческих и раскольничьих часовнях и моленных» за 1826 год сказано, что в деревне стоит моленная, построенная «без дозволения властей» и существующая «с давнего времени». Старообрядческая моленная просуществовала в Чёлохово до 1940 года. В 1867 году священник Воскресенской церкви с. Гуслиц Димитрий Кудрявцев донес, что «Чолоховский раскольнический лжесвященник Диамид Федоров (Авдеев) в праздник преполновения сего года делал из часовни своей деревни на речку крестный ход на которой и освящал воду при многочисленном собрании раскольников». 4 сентября 1895 года жители Чёлохово обратились к московскому губернатору с просьбой разрешить им необходимый ремонт моленной. В прошении отмечается, что «означенный молитвенный дом, существующий уже 80 лет, действительно пришел в ветхость и представляется даже не безопасным для молящихся раскольников в деревни Чёлоховой, приемлющих священство и пользующихся этим молитвенным домом (485 человек)… Раскольники к православию относятся хорошо, совращать в раскол не стараются и в соблазнительном публичном оказательстве расколу замечены не были». Жители деревни принимали участие во Всероссийском Съезде крестьян-старообрядцев в 1906 году. С докладом выступил уполномоченный Максим Казаков. Рядом с деревней, на месте древней церкви Св. Никиты в погосте Гвоздна, существовал «святой источник». В начале XX в. у источника стали проходить молебны и богослужения, на которые приезжали старообрядческие священники и дьяконы. Журнал «Старообрядческая мысль» (1911 г.) назвал эту местность «обителью мира». В период фосфоритных разработок источник разрушили. В 2003 году по проекту художника А. В. Хлебникова и мастеров В. А. Зейфера и А. П. Маркова в лесу рядом с деревней была воздвигнута новая старообрядческая часовня. Освящение было совершено старообрядческими священниками о. Василием Кадочниковым (г. Егорьевск) и о. Алексеем Михеевым (с. Устьяново), а также диаконом Константином Титовым (г. Орехово-Зуево) при большом стечении старообрядцев из окрестных деревень, Егорьевска, населенных пунктов Орехово-Зуевского и Воскресенского районов. Новая часовня выстроена на месте прежней часовни Никиты Великомученика в Гвоздне (1904, архитектор П. В. Харко), сломанной в 1930-х годах. В непосредственной близости от часовни лежит огромный моленный камень. За камнем, в ельнике — резной столбец с иконой Святого Никиты. Престольный праздник – День Великомученика Никиты 28 сентября. По установившейся ещё в незапамятные времена традиции, в лесу за деревней служат праздничный молебен.

http://sobory.ru/article/?object=22414

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010