Аверкиевская. Часовня Николая Чудотворца. Никольско-Ильинская часовня в Округе Карта и ближайшие объекты Часовня стоит на берегу реки Большая Сондола, рядом с ней источник с хорошо сохранившимся ледником. Сруб часовни достаточно крепкий. Нашими силами разрушенная кровля перекрыта рубероидом. Аварийные работы в часовне продолжаются.  Источник: сайт «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» В деревне Аверкиевская (её неофициальное название — Округа) Плесецкого района Архангельской области до наших дней сохранилась уникальная часовня. Она была освящена в честь Николая Чудотворца и Илии Пророка. Расположена она на берегу речки Большая Сондола – притоке Кены. Прямо из-под часовни бьёт святой источник. Место это очень почитаемое. Многие здесь останавливаются по пути в Кенозерский национальный парк, или же просто набрать воды из родника в дальнюю дорогу. Деревня Аверкиевская в прежние времена относилась к Кенорецкому приходу, центром которого была д. Измайловская (Лёшино), стоящая в семи километрах выше по течению Кены, где сохранились каменная церковь Параскевы Пятницы 1805 г. и легендарный деревянный мост на городнях (сейчас уже грозящий обрушением). В приходе было ещё не менее пяти часовен, ныне все из них утрачены, кроме Макарьевской из деревни Овчин Конец, перевезённой в музей Малые Корелы. Таким образом, часовня в Округе – единственная из Кенорецкого прихода, сохранившаяся до наших дней и на своём месте. И, надо отметить, что она не первая, построенная на этом месте: из Переписной книги Каргопольского уезда 1712 г. известно, что в то время в деревне Аверкиевской была часовня в честь Владимирской иконы Божией Матери и, возможно, стояла она у этого же родника. Нынешняя, Никольско-Ильинская часовня, чей древний облик замаскирован «благолепными поновлениями», на первый взгляд создаёт впечатление поздней постройки XIX века. Состоит она из молельного помещения и галереи с западной и южной сторон, объединённых под одной кровлей. Но при внимательном знакомстве с ней проявляются черты, свойственные более ранней эпохе. Так, например, интерес представляет косящатое окно на южной стене, элементы которого связаны старинным соединением «на ус» (в XIX веке такая технология уже не применялось). На слегах крыши сохранились следы от куриц, поддерживавших первоначальную безгвоздевую кровлю. Всё это позволяет датировать часовню серединой XVIII в.

http://sobory.ru/article/?object=11236

В Казанской церкви Валаамского подворья службы совершаются по монастырскому уставу, что привлекает большое число прихожан. Известен прекрасный хор Валаамского подворья. http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=61 Часовня во имя Новомучеников и Исповедников Церкви Русской входит в комплекс зданий подворья, построенного в 1910 г. по проекту выдающегося зодчего В.А. Косякова в формах московско-ярославского зодчества XVII века. Точных сведений о посвящении часовни в дореволюционный период не сохранилось. Можно предположить, что она была посвящена Успению Пресвятой Богородицы, так как ранее на этом месте стояла Успенская часовня. Часовня, расположенная между парадными и хозяйственными воротами подворья, выполняла традиционное назначение часовни при монастырских вратах. Она состоит из объема восьмигранного молельного зала с купольным перекрытием, увенчанным главкой, а также из сторожки и тамбура, имеющего выходы на Старо-Петергофский проспект и во внутренний двор. Фасад часовни со стороны Старо-Петергофского проспекта был украшен мозаичной иконой Святителя Николая Мирликийского, о чем напоминает ниша в стене. Сведения о внутреннем убранстве часовни не сохранились. Во время строительства подворья, пока не были освящены алтари храма, в часовне служились всенощные бдения и молебны. В 1929 г. часовня была закрыта и отдана под дворницкую. В 1989 г. комплекс подворья был возвращен Русской Православной Церкви и, по указу митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, передан Спасо-Преображенскому Валаамскому монастырю. Начались работы по восстановлению подворья, понесшего большие утраты и разрушения за годы гонений. В 1991 г. часовня в составе ансамбля подворья была признана памятником архитектуры, а в 2001 г. всему комплексу присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. 17 июля 1995 г., после проведения основных ремонтных работ, часовня была освящена в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Стены часовни были расписаны изображениями святых, просиявших мученическим подвигом в годы гонений. Росписи выполнил художник А. Бартов. В часовне возобновились молебны и панихиды. Как одна из первых в Санкт-Петербурге, посвященная новомученикам, часовня стала особенно привлекать верующих всего города.

http://sobory.ru/article/?object=00524

vk fb tw ok @ g+ lj Марковская (Капустино). Часовня Успения Пресвятой Богородицы, XIX в. vk fb tw ok @ g+ lj Марковская (Капустино). Часовня Успения Пресвятой Богородицы, XIX в. vk fb tw ok @ g+ lj Марковская (Капустино). Часовня Успения Пресвятой Богородицы, XIX в. Матвеевская (Фомина Гора). Часовня Зосимы и Савватия Соловецких, конец XIX в. Адрес: Вологодская область, Верховажский район, д. Матвеевская (Фомина Гора) Верховского сельского поселения Сроки проведения работ : 09 – 14 июля 2012 года. Выполненные работы: vk fb tw ok @ g+ lj Матвеевская (Фомина Гора). Часовня Зосимы и Савватия Соловецких, конец XIX в. vk fb tw ok @ g+ lj Матвеевская (Фомина Гора). Часовня Зосимы и Савватия Соловецких, конец XIX в. vk fb tw ok @ g+ lj Матвеевская (Фомина Гора). Часовня Зосимы и Савватия Соловецких, конец XIX в. Мондино. Храм Живоначальной Троицы, 1888 г. Адрес: Архангельская область, Онежский район, д. Мондино. Выполненные работы : vk fb tw ok @ g+ lj Мондино. Храм Живоначальной Троицы, 1888 г. vk fb tw ok @ g+ lj Мондино. Храм Живоначальной Троицы, 1888 г. Окуловская. Церковь Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, 1878 г. Адрес: Архангельская область, Верхнетоемский район, Выйское МО, д. Окуловская. Сроки проведения работ: 21 – 26 августа 2012 года. Выполненные работы: vk fb tw ok @ g+ lj Окуловская. Церковь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, 1878 г. vk fb tw ok @ g+ lj Окуловская. Церковь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, 1878 г. vk fb tw ok @ g+ lj Окуловская. Церковь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, 1878 г. vk fb tw ok @ g+ lj Окуловская. Церковь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, 1878 г. vk fb tw ok @ g+ lj Окуловская. Церковь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, 1878 г. Павловский Бор. Часовня Митрополита Московского Филиппа, 2-я пол. XIX в. Адрес: Архангельская обл., Онежский р-н, д. Павловский Бор. Сроки проведения работ: 2 – 7 июля 2012 года. В работах принимала участие экспедиция Сретенского монастыря.

http://pravoslavie.ru/62155.html

Территория собора была обнесена оградой с угловыми башнями и воротами. В 1887 г. в юго-западном углу ограды построена часовня в честь святого князя Владимира. Часовня в северо-западном углу была поставлена в 1890-х г.г. в честь " чудесного спасения " императора Александра III. Дата постройки: Благовещенский собор (1560-1584, 1819-1826 г.г.), часовня-усыпальница Строгановых (1826 г.), ограда (вторая половина XIX в.), часовня святого князя Владимира (1887 г.). Расположен комплекс на высоком правом берегу реки Вычегды. К Вычегде он обращён южной стороной. С севера и запада вдоль границы участка проходит Музейный переулок. В нескольких метрах к востоку расположено небольшое озеро. Комплекс занимает небольшой участок, по конфигурации близкий к прямоугольной трапеции. Архитектурный комплекс включает разновременные постройки, выдержанные в различных стилях. Архитектурной доминантой комплекса является стоящий в центре монументальный пятиглавый трёхаспидный с галереями и приделами собор на подклете, выстроенный в характерных для второй половины XVI в. формах. К нему примыкает высокая трёхъярусная колокольня в стиле позднего классицизма. В нескольких метрах к северу от храма расположена часовня-усыпальница Строгановых в стиле позднего классицизма. Территория по всему периметру обнесена невысокой оградой. В настоящее время в комплекс Благовещенского собора входят: Благовещенский собор, часовня-усыпальница Строгановых , ограда с двумя часовнями (северо-западной и юго-западной), двумя башнями (северо-восточной и юго-восточной ), двумя воротами (северными и западными) и двумя калитками (южной и восточной), часовня святого князя Владимира . Благоустройство территории Благовещенского собора относится ко второй половине XIX в. В 1869 г. возведена деревянная набережная, укрепившая береговой обрыв Вычегды. Территория собора была обнесена оградой с угловыми башнями и воротами. В 1887 г. в юго-западном углу ограды (вероятно, на месте башни) построена часовня с двумя иконами на её фасадах - Спаса и Владимира, в память посещения собора в 1885 г.

http://sobory.ru/article/?object=06438

В 1849 г., в целях возобновления Печерской часовни, ее проект был направлен митрополитом Новгородским и Петербургским Никанором на рассмотрение в столичный Департамент проектов и смет. Автором проекта стал уже известный нам по Городцу и Сяберо архитектор Петр Лукашевич. Проект представлял собой квадратную в плане постройку, окруженную галереей на шести квадратного сечения опорах по каждой стороне. Часовня и галерея перекрыты общей четырехскатной кровлей с восьмигранным барабаном с купольным завершением, увенчанным большим крестом. Второй, малый крест размещался на аттике западного фасада над входом на галерею. И в этом проекте П. Лукашевич остался верным стилю классицизма, уже вышедшему из моды. К проекту прилагался план местности, «на которой предположено возобновить часовню во имя Печерской Божией Матери близ деревни Турово». На плане часовня показана установленной над истоком ручья, в тесной лощине, образованной склонами косогора. Надпись, указывающая, что это именно проект часовни Печерской Божией Матери, есть и на чертеже с планом и фасадом часовни. Исправленный и утвержденный проект отослали адресату 7 мая 1850 г. для воплощения. Неизвестно, какие исправления внесли в проект, но если на картине Роота часовня показана в соответствии с этими поправками, то вряд ли они улучшили художественный вид часовни. Вместо центрической «под купол» постройки часовня приобрела вид вытянутого прямоугольника. Четырехскатная кровля оказалась замененной на двускатную, по центру конька которой был врезан низкий восьмигранный барабан, над которым на узком столбике возвышалась скромная луковичная главка. В одном часовня, безусловно, выиграла – стала более соответствовать характеру местности и народным традициям. В «Историко-статистических сведениях о Санкт-Петербургской епархии» сказано, что в пятницу первой седмицы Петрова поста устраивался крестный ход «к Пещерской часовне, где явилась икона Божией Матери. Часовня находится близ деревни Турова, во имя свт. Николая, построенная помещицею Варварой Кишкиною и крестьянином деревни Гобжиц Перечецкого прихода Тимофеем Власовым в 1851 г. Часовня стоит в глубокой пещере (почему и названа Пещерной) и окружена березами; под часовнею – ключ чистой воды, а несколько подальше – купальня с водою, которая считается целебною».

http://sobory.ru/article/?object=02214

Построенная часовня находилась в центре дубовой рощи на пригорке. В ней ежегодно совершался особый крестный ход в память 14 июня 1855 г. Сохранившийся проект и изображения на исторических фотографиях, открытках и картине И. И. Шишкина позволяют судить о том, как выглядела выстроенная часовня. Небольшая каменная часовня в проекте - квадратная в плане, с плоским перекрытием по деревянным балкам и четырёхскатной крышей, крытой железом. Часовня увенчана деревянным крестом на деревянном столбике. Оформление фасадов скромное, в стиле классицизма. Цоколь оформлен рустом с имитацией каменной кладки, фасады венчает лепной профилированный карниз. Горизонтальные тяги оформляют фасады над цоколем и под карнизом. Восточный фасад с входной дверью и окнами с полуциркульным завершением. Над входом расположен полукруглый тимпан с декоративной вставкой - изображением креста. Двери двустворчатые, филёнчатые. Боковые фасады оформлены нишами, повторяющими форму окон. Окна, тимпан над входом и ниши оформлены имитацией кладки. Цвет фасадов - охристый, деталей отделки - белый. На фотографиях начала XX в. оформление часовни несколько отличается от проекта. Вместо имитации кладки над окнами и дверью изображения зафиксировали замковые камни. Ниши боковых фасадов не имеют оформления. Цветовое решение также не на всех изображениях соответствует проектным решениям. Наиболее близко к проекту по цвету часовня выглядит на картине И. И. Шишкина 1884 г. На цветной открытке, датированной периодом между 1904 и 1917 гг., стены выкрашены в белый или бледно-жёлтый цвет, а кровля и цоколь - в зелёный. В путеводителе В. Н. Некрасовой по северным окрестностям Ленинграда, изданном в 1927 г., упоминается о белой полуразрушенной часовне, построенной в память бомбардировки Сестрорецка в 1855 г. Вероятнее всего, в конце XIX или начале XX в. в ходе ремонта цвет часовни был изменён. В конце 1920-х гг. часовня сохранялась в руинированном виде, а в 1930-е гг. была окончательно разрушена. В 2014 г. часовня восстановлена по инициативе Патриархии и Администрации Курортного района. Открытие часовни святых апостолов Петра и Павла и Чудотворца Николая приурочено к празднованию 300-летия города Сестрорецк. Проект восстановления разработан АБ «Литейная часть-91».

http://sobory.ru/article/?object=31437

Тарасова, урочище. Часовня Афанасия Великого. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Афанасия Великого Год постройки:Между 1800 и 1900. Адрес: Архангельская область, Плесецкий район, д. Тарасова (нежилая) Координаты: 62.024068, 38.165952 Проезд:ст.Плесецкая - автобусом в Конево - автобусом в Вершинино - далее на попутной лодке Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Деревня нежилая, от деревни остался один полуразвалившейся дом и ряд хозяйственных построек. Рядом расположена часовня Преподобного Афанасия. Часовня небольшая, с крылечка ведет лестница наверх, на открытую квадратную колоколенку. " Балкончик " этой колоколенки почти касается маковки купола, можно дотронуться до него рукой. Все сооружение опирается на камни-валуны, едва выступающие над землей, и оно как бы висит над самой землей. Рядом с часовней стоят два памятных креста. Деревня Тарасова (Тарасовская) расположена на западном берегу основного плеса Кенозера в распадке между лесистыми холмами вдали от озера. Часовня Афанасия архиепископа Александрийского, построена до 1890 г. Один необитаемый дом. Покосившиеся поклонные кресты у тропы. Оборудованная стоянка за деревней. Деревня стояла вдалеке от берега Кенозера на дороге, проходившей вдоль западного берега от Емельяновской до Тырышкино и, наверное, дальше к Порженскому. Около деревни впадает в Кенозеро ручей. соединявший Купецкое озеро с Кенозером. На Купецком озере стояла деревня Бор (Климовская). Часовня небольшая, с крылечка ведет лестница наверх, на открытую квадратную колоколенку. " Балкончик " этой колоколенки почти касается маковки купола, можно дотронуться до него рукой. Все сооружение опирается на камни-валуны, едва выступающие над землей, и оно как бы висит над самой землей. Во обоих известных путеводителях Кенозерского парка говорится, что часовня освящена во имя Афанасия Многомилостивого. Очевидно, что и местные жители так считают. Хорошее емкое слово - " многомилостивый " . Но при подготовке книги " Небеса и окрестности Кенозерья " выяснилось, что Афанасия Многомилостивого в истории Церкви не существует. Многомилостивым называют Иисуса Христа или просто Бога. А Афанасий был архиепископом в Александрии, и его величали Великим или Александрийским. Теперь часовню в Тарасове правильно именовать - Афанасия архиепископа Александрийского. При реставрации, закончившейся в 1992 году, часовне возвратили первоначальный вид, сняли обшивку, но сохранили более позднюю звонницу.

http://sobory.ru/article/?object=09161

В 1900 году в приходе было семь часовен. Из них две были каменные, остальные деревянные. Одна каменная часовня стояла в селе Велье. Часовня святого благоверного князя Александра Невского построена в память мученической кончины Царя-Освободителя Александра II. Богослужения в ней совершались 1 (14) марта, 17 (30) апреля и в 43-й день после Пасхи. Другая – Преображения Господня, была построена в 1900 г. купеческой дочерью Елизаветой Ивановной Крестовской на свои средства по разрешению Псковской духовной консистории от 9 марта 1900 г. Часовня находилась на Спасской горе, на месте стоявшей здесь до 1804 г. церкви Преображения Господня. В деревне Воронка находилась деревянная часовня преподобного Нила Столобенского. Она построена жителями этой и близлежащих деревень. Богослужение в ней бывало 27 мая (9 июня). В деревне Кунево стояла часовня святого Тихона Задонского. Здесь богослужения совершались 13 (26) августа. В деревне Платаново была часовня Архистратига Михаила, в деревне Трукши – часовня святых мучеников Флора и Лавра, богослужения были 18 (31) августа. В деревне Чепчуры была часовня святого мученика Феодора Стратилата. В документах 1914 г. сказано, что в приходе шесть часовен, из них две каменные в селе, остальные деревянные. Церковно-приходского попечительства при церкви не было. Церковно-приходской школы в начале XX века не было, с 1878 г. существовало двухклассное училище Министерства народного просвещения. Оно было учреждено Опочецким земством. В 1900 г. в нем обучалось 100 человек обоего пола. В деревне Горушка в 1897 г. учреждено начальное земское училище, оно содержалось уездным земством. В 1900 г. в нем обучалось 32 ученика обоего пола. Жителями села Велье устроена богадельня, в которой 58 находилось от 4 до 6 женщин, содержались они большей частью на доброхотные пожертвования селян. В 1914 году в селе Велье были две церковно-приходские школы, одна двухклассная министерская, в деревнях Баслаки, Новгородка и Подберезье – земские школы. До 1876 года в церкви служили два священника, дьякон, два дьячка, пономарь и две просвирни. По штатам 1876 года в церкви служили настоятель, помощник настоятеля, два псаломщика и две просвирни. С конца XIX – начала XX веков служили два священника, дьякон и два псаломщика. Собственной земли никто из членов причта не имел, содержание причта в 1900 году отмечено как посредственное.

http://sobory.ru/article/?object=07666

В 1888 году Псковским археологическим обществом вблизи погоста, на месте, называемом Ольгин камень, сооружена каменная часовня в память 1000-летия Святой княгини Ольги 11 июля 1883 года и 900-летия Крещения Руси Святым князем Владимиром 15 июля 1888 года. В часовне установлена икона Святой Ольги и Святого Владимира. Вторая каменная часовня сооружена в селении Выдор во имя Святой Преподобномученицы Анастасии, память которой празднуют 29 октября. В селении Покрутище - деревянная часовня Святителя Николая, две часовни в селении Снигирево: во имя Святой Преподобномученицы Анастасии и Святого Иоанна Крестителя. Деревянная часовня в селении Пятиново освящена в честь Святой Мученицы Параскевы, пятая часовня - в селении Барановка, в честь Святого Великомученика Димитрия; шестая часовня - в селении Решетово - во имя Покрова Божией Матери и седьмая часовня - в селении Неклочь - во имя Святого Архистратига Михаила. В 1910 году в приходе было 3643 прихожанина. Церковь была закрыта в советское время. Финансовый отдел Псковского окрисполкома 15 декабря 1927 года направил в окружной отдел народного образования (ОКРОНО) письмо с грифом «Не подлежит оглашению», в котором сообщал о намерении «реализовать Госпромцветмету 14 штук разного размера колоколов с закрытой Выбутской церкви». В ответ ОКРОНО сообщил, что «продажа колоколов немузейного значения может быть произведена лишь Главнаукой». В годы Великой Отечественной войны церковь была повреждена. В 1955-1957 годах реставрирована по проекту В.П. Смирнова. В 1999 году в церкви начались богослужения. Ольгинская часовня разрушена. В 1993 году перед Ильинским храмом установлен памятный знак, посвященный Святой Ольге. Селение Выбуты не сохранилось, вокруг дачи жителей города Пскова. По благословению архиепископа, ныне митрополита Псковского и Великолукского Евсевия, настоятелем церкви с мая 1999 года является настоятель церкви Святого Александра Невского в городе Пскове протоиерей Олег Тэор. В восстановлении церкви самое деятельное участие приняли воины Псковского гарнизона, курсанты школы милиции.

http://sobory.ru/article/?object=00273

Наконец в руце Духа своего пресвятого предавый Богу Отцу, приими, Создателю, дух мой, во время кончены моея; с креста снят и во гробе, яко мертв, положен Спасе, живый во свете неприступном, возьми от мене тяжкое бремя греховное и не возгнушайся, Человеколюбче, вселитися во гроб сердца моего недостойного, на умерщвление моего плотского мудрования; яко да не к тому себе бренное создание Твое, но Тебе Господеви и Богу моему живый, Твоим, о Всемилостиве, благоутробием сподоблюся видети Тебе, Создателя и Спасителя моего, за приятие смерти крестные славою и честию венчанного, во свете неприкосновенные Твоея славы; идеже со безначальным Твоим Отцом и с Пресвятым, благим и животворящим, Единосущным Твоим Духом царствуеши прежде век, . ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Извлечена из службы Честному и Животворящему Кресту). Нынешняя каменная часовня, в которой сохраняется Чудный крест, современна нынешнему мосту Волховскому, который устроен в 1830 году повелением, почившего в Бозе, Императора Николая I. Прежде же, – когда мост был выше и проходил от Михайловской, что на Торговой стороне, улицы Троицкой, что на Софийской стороне, – часовня сия стояла почти напротив часовни, ныне церкви, преподобного Арсения. Тогда и в Кремль входили чрез Спасские ворота, где ныне часовня Спасителя, а в настоящее время вход с моста в Кремль чрез восточные врата, близь которых и стоит часовня Чудного креста, на левом, как уже было упомянуто, берегу реки Волхова, при конце моста чрез эту реку. Часовня Чудного креста с давнего времени принадлежит Новгородскому Перекомскому монастырю, отстоящего от Новгорода в 25 верстах, в коем почивают под спудом мощи преподобного Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца. Эта часовня служит весьма важным источником средств для содержания сего монастыря, из которого постоянно в ней пребывают двое монашествующих для служения молебнов и продажи свеч, от которых выручается ежегодно значительная сумма. Поэтому то, после сказания о главной святыне часовни Чудного креста и предлагается далее сказание об особенной святыне того монастыря, к которому сия часовня принадлежит и из которой на этот монастырь получаются средства. Эта святыня – мощи преподобного Ефрема Перекомского. Усердствующие к святыне Чудного креста могут надеяться не только на ее благодатную силу и помощь, но и на покровительство преподобного Ефрема, как великого угодника Божия, особенно, если узнав житие и подвиги его, будут подражать ему в своей жизни. Ныне же из прочитавших житие преподобного Ефрема расположатся, быть может к посещению и непосредственному благотворению его обители, к поклонению и молитве пред его мощами, и чрез то сподобятся сугубой благодати от него. II. Преподобный Ефрем Перекомский, мощи коего составляют особенную святыню Новгородского Перекомского монастыря, к которому принадлежит часовня чудного Креста

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010