МАСЛЕНИЦА Сырная седмица есть предуготовление к посту О седмице «сырной» говорю вам, чтобы не так ю провождать, как провождается. Седмица сырная есть преддверие Великого поста, как и Церковь святая называет. И поэтому должно нам жить воздержнее в тую седмицу, нежели прежде жили, и приготовляться к подвигам поста Великого. Для того и Церковь святая мирянам запретила ядение мяса, дабы помалу к посту привыкали. Да и неделя прешедшая для того называется «мясопустная», как следующая «сыропустная» (1:11). Масленица есть приготовительное время к ПОСТУ Матерь наша святая Церковь припевает нам аки младенцам своим в песнях своих, на той седмице певаемых. Ибо инде она так нам матерски поет: «Отверзошася божественнаго покаяния преддверия; приступим усердно очистивше телеса, брашен и страстей отложение творяще, яко послушницы Христа», и пр. А на ином месте тако: «Светлая предпразднства воздержания, светлая предпутия поста днесь». На другом месте: «Се время, предпразднественный сей постов вход». И паки: «Постов входы и преддверия вси да не оскверним зде невоздержанием и пиянством». Вот же и слышим мы из песней святыя Церкви, и знаем, что то есть масленица, а именно, есть начало или преддверие святаго Великаго поста. Понеже уже и брашен некоторых, как-то мяс употреблять и браки венчать запретила; в среду и пяток Литургии быть не дозволила ради поста, и пищи и пития воздержнее касаться, чтобы помалу к подвигу постному привыкать повелела. И для того христианам, как истинным сынам Церкве, должно в тую седмицу далеко воздержнее всем поступать, нежели в прешедшие дни, хотя то и всегда ВОЗДЕРЖАНИЕ похвально (1:39). Масленица – языческий праздник (см. ПЬЯНСТВО , 3:262). Масленица в народе ожидается как праздник Какой больший может быть пожар, как, на котором ДУШИ человеческия БЕЗЗАКОНИЕМ, аки пламенем, поядаются? Известно, знаете, слышатели, сами вы, и бесспорно признаете, что масленицы почти вси ожидают так, как какого знатного праздника. Почему к празднованию ея заранее приготовляются, а как приближится, варят пива, меды, купуют вино... Приготовляют и всякое, какое кто может, богатое кушанье, пироги, конфеты, и всякие закуски, которыми украшают столы; тако приготовившееся, друг друга в гости зовут, друг друга посещают (1:38–39).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Новый Афон. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Глубокое почитание Божией Матери иноки выразили в том, что первый построенный ими храм освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы (дата освящения -17 октября 1876 г.). Но этот храм постигла печальная участь. Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. он и другие постройки нижнего монастыря были разрушены или сожжены турками. После окончания военных действий братия принялась за их восстановление. Новый храм был выстроен за четыре месяца и освящен 3 февраля 1879 г. В нем, в особом ковчеге, хранились святыни: частицы Древа Животворящего Креста, камня гроба Господня и семь частиц мощей святых, среди которых были мощи святого великомученика Пантелеймона, праведного Иосифа Обручника, святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. К великому сожалению, все они были утрачены после закрытия монастыря советской властью в 1924 г. Здесь же вначале находилась перенесенная из Старого Афона чудотворная икона Божией Матери " Избавительница " . С восстановления разрушенной Покровской церкви началось строительство всей новоафонской обители. Позже иноки построили придел, освятив его во имя Святого архистратига Михаила (6 июля 1883 г.). Храм значительно пострадал в годы советской власти. Сведения взяты из брошюры-путеводителя " Абхазия. Христианские святыни Нового Афона " (Агенство по недвижимости и туризму " Юг " , г.Сухум, 2003г.) Первым храмом обители стала церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Она была освящена в октябре 1876 года, но вскоре разрушена турецкими войсками, а в 1879 году снова восстановлена всего за четыре месяца. По описанию С. В. Булкагова в книге Русские монастыри 1913 года:  " Внизу под этим новым монастырем, на террасах, расчищенных на склонах тех же гор и постепенно спускающихся к берегу моря, расположены постройки старого монастыря и среди них храм Покрова Пресвятой Богородицы с приделом святого архистратига Михаила и колокольней. В этом храме находятся большие иконы Пресвятой Троицы и святого апостола Симона Кананита и сохраняется мраморный ковчежец с частицами святых мощей; во внутреннем устройстве этого храма - особенность чисто афонская: клиросы обращены лицом внутрь церкви. "

http://sobory.ru/article/?object=07525

Тюнино. Богородицко-Тихоновский Тюнинский женский монастырь. Церковь иконы Божией Матери " Живоносный источник " . Церковь. Не действует.   Престолы: " Живоносный источник " иконы Божией Матери Год постройки:1814. Адрес: Россия, Липецкая область, Задонский район, село Тюнино, на территории Богородицко-Тихоновского Тюнинского женского монастыря Координаты: 52.414546, 38.925202 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Место, где ныне Тюнинский Богородицкий монастырь, в начале XVII ст. принадлежало Задонскому Богородицкому мужскому монастырю, но им завладел боярский сын Ф. Тюнин. Игумен Прохор бил челом царю Михаилу Федоровичу о возврате этой земли Задонскому монастырю, но эта земля принадлежала роду Тюниных. В 1777 г. по обращению села Тешевки в город Задонск место это поступило в пользование города, и здесь был лес с родником холодной и приятной на вкус воды. Св. Тихон I, живший на покое в Задонском монастыре, любил уединяться в эту местность и здесь трудился над отделкой колодезя. Это место и колодезь свято чтились поклонниками святителя. Над колодцем была устроена деревянная часовня помещиком Писаревым. В 1813 г. А.Ф. Викулин пожертвовал 111 дес. Задонскому монастырю для кладбища, и здесь был построен храм в честь Божией Матери Живоносного Источника, а в 1820 г. А.Ф. Викулин близ этой церкви построил богадельню для прокормления бедных престарелых воинов с церковью св. Александра Невского. При Богородицком храме, с разрешения епархиального начальства, еще при жизни А.Ф. Викулина, жили две благочестивые девицы, к ним впоследствии присоединились и другие, число их доходило до 75, содержались они своими трудами: тканием сукна и холста. В 1859 г. санк-петербургская купчиха Елизавета Богачева посетила Тюнино и, глубоко почитая св. Тихона, решила основать здесь женскую общину, которая и была открыта в 1861 г. Первою начальницею общины была Евсевия из Воронежского Покровского девичьего монастыря, ее преемница – игуменья Поликсения. В 1867 г. Тюнинская община возведена в нештатный монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=42162

Тюнино. Церковь Казанской иконы Божией Матери (на кладбище). Карта и ближайшие объекты Храм Казанской иконы Божией Матери Задонское кладбище с конца XVIII в. располагалось к северу от городской черты у с. Тюнино. А потому выстроенный в 1813 г. помещиком Алексеем Фёдоровичем Викулиным на тюнинском колодезе каменный храм во имя иконы Божией Матери " Живоносный источник " считался кладбищенским. Городское кладбище действительно находилось недалеко от него, на другой стороне лощины, на пути из Тюнино в Задонск. В 1861 г. после учреждения в Тюнине Богородицкой женской монашеской общины окончательно была оформлена принадлежность к обители кладбищенского храма " Живоносного источника " . В связи с этим город стал нуждаться в отдельном кладбищенском храме. Но прошла ещё четверть века, прежде чем на средства дворянки Агриппины Васильевны Демидовой в 1886 г. была построена каменная кладбищенская церковь. На содержание её А.В. Демидова пожертвовала 25 000 руб. Архимандрит Димитрий и иеромонах Геронтий в своих трудах, вышедших в 1886 г., называли кладбищенский храм Задонска церковью во имя Всех святых. При этом в " Указателе храмовых празднеств Воронежской епархии " о. Димитрия приводятся сведения о том, что приделы в церкви предполагается освятить во имя Казанской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского, а строительницей храма ошибочно названа Мария Васильевна Охотникова. Возможно, что в год окончания строительства кладбищенской церкви её главный престол и предполагалось освятить во имя Всех Святых, но в последний момент либо священноначалие, либо та же А.В. Демидова решили иначе. По крайней мере о. Геронтий в издании своего труда о Задонском монастыре 1893 г. пишет о кладбищенской церкви как о храме во имя Казанской иконы Божией Матери и Всех Святых. И всё-таки главный алтарь храма посвятили Казанской иконе Божией Матери, а придельный престол в трапезной части освятили во имя св. Агриппины — небесной покровительницы хра-моздательницы. Согласно данным страховых оценок 1910 г., длина Казанской церкви составляла 10 саж., наибольшая ширина — 6 саж., высота до верхнего карниза — 2,5 саж. Окон малых — 13, во втором ярусе (восьмерике) — 4. Иконостас в храмовой части: длина — 11 арш., высота — 10 арш., в трапезной части: длина — 4 арш., высота — 6,5 арш. При храме находился причтовый двухэтажный кирпичный дом размером 6,5 х 5 и высотой 2 саж., с 20 окнами, каменная сторожка размером 13 х 7 арш. и высотой 4 арш., с 2 окнами, и дом в Задонске, построенные в 1886 г. А.В. Демидовой. По сведениям на 1911 г., колокольня Казанской церкви ещё не была построена, и звонница была сооружена отдельно стоящей на деревянных столбах. Штат Казанского храма, не имевшего своего прихода, со дня постройки и по крайне мере до революции 1917 г. составляли священник и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=02081

Южно-Курильск. Церковь Троицы Живоначальной (новая). Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 2011 и 2012. Архитектор:С. Ясюкевич Адрес: Россия, Сахалинская область, остров Кунашир, пгт Южно-Курильск, ул. 60 лет ВЛКСМ, д. 5А. Координаты: 44.027063, 145.864681 Проезд:С Сахалина на теплоходе из Корсакова (курсируют два теплохода " Игорь Фархутдинов " и " Поларис " ) до Курильска. А также на самолёте авиакомпании " Аврора " из аэропорта " Хомутово " Южно-Сахалинска до аэропорта " Менделеево " . Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты 24 декабря 2012 года храм Святой Троицы открыт в Южно-Курильске на острове Кунашир. Чин малого освящения новопостроенного храма совершил епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон. В торжественной церемонии принял участие губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин. В храмовый комплекс входят храм на 120 прихожан, воскресная школа с библиотекой и две квартиры для священнослужителей. Это первое капитальное здание церкви за всю историю острова. Ранее приход ютился в приспособленном небольшом помещении Южно-Курильска. Храм построен на благотворительные средства. Семь художников из Волгодонска расписали стены храма в старославянском стиле и позолотили каменно-литой иконостас. В Санкт-Петербурге были заказаны 40 икон. Колокола изготовили на колокололитейном заводе «Пятков и Ко» в Каменск-Уральске. На колоколах отлиты изображения икон Святой Троицы преподобного Андрея Рублева, Божьей Матери, святителей Николая Японского и Тихона Воронежского, Задонского Чудотворца и других святых. Сайт Православие и мир В 2011 году был создан благотворительный фонд " Строительство комплекса Православного храма на о. Кунашир " по сбору средств на строительство. За год бизнесмены и жители Сахалинской области внесли 165 млн. рублей. Автором проекта храмового комплекса стал Сергей Ясюкевич, концепцию внутреннего убранства храма разработал архитектор из Волгодонска Александр Тимченко. Генеральным подрядчиком стало ООО " ЛИГО-дизайн " .

http://sobory.ru/article/?object=23569

Елец. Знаменский монастырь. Собор иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты Первый деревянный храм во имя Иконы Божией Матери «Знамение» в Елецком Знаменском женском монастыре был построен в 1770 году. Храм был выстроен силами монахинь на месте сгоревшей в 1769 году женской обители. В 1779 году святитель Тихон Задонский, посетивший Знаменскую обитель, указал место строительства каменного соборного храма. Сёстры, укреплённые благословением Святителя, в конце 18 века приступили к постройке нового собора. В это время была заложена храмовая часть в классическом стиле, с большою квадратною в плане световою главой со срезанными углами, с шестиколонными портиками по сторонам, больше похожая на светское сооружение. В 1805 году был освящён первый престол новой соборной церкви, а полное его освящение состоялось в 1813 году. Придельный престол с правой стороны был освящён во имя святителя Дмитрия Ростовского, левый – во имя преподобного Варлаама Хутынского и святителя Тихона Задонского. В 1829 году начата постройка большой трёхнефной каменной трапезной Знаменского собора, в нижнем этаже которой была устроена двухпрестольная тёплая церковь. Тогда же возник вопрос о строительстве каменной колокольни. Было решено не пристраивать её к храму, а выстроить в западной стороне обители. В 1837 году была заново оштукатурена внутри нижняя тёплая церковь. В правом её приделе был поставлен новый иконостас, а через год, в 1838 году его освятили во имя святителя Митрофана Воронежского. Левый престол нижнего храма был посвящён святителю Николаю Чудотворцу. Затем была перекрыта железом крыша храма, установлен центральный золочёный крест на трёх фронтонах и начался ремонт летней трёхпрестольной церкви и трапезной. В это время за алтарём Знаменского собора было устроено монастырское кладбище. В 1880-х годах храм был заново отремонтирован, а в 1886 году был расписан инокинями из живописной мастерской, открытой в обители в 1879 году под руководством художника П.А. Соколова. В соборе в эти годы неоднократно служили сначала Воронежские, а после Орловские пастыри и архипастыри, бывавшие в обители с визитом.

http://sobory.ru/article/?object=07282

Тамбов. Казанский мужской монастырь. Собор Казанской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Летний каменный храм, построенный в 1796 г., освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Он находится на реставрации, а богослужения совершаются только в теплое время года. С 1795 г. епископ Феофил воздвигал среди монастыря два храма Казанский и Предтеченский и колокольню с главными вратами. Преимущественно озабочивал его храм Казанский, построенный на месте обветшалого деревянного, по любимому Феофилом образцу собора Саровского. Материалы на этот храм преосвященный приготовлял с особой заботливостью и назначил его для соборного служения в торжественные дни. За городом издавна стояла бесприходная Успенская каменная церковь. Феофил в 1791 г. испросил у святейшего Синода дозволения разобрать ее и годный материал употребить вместе с новым на постройку Казанской церкви. Старого материала было слишком мало для возведения различных каменных зданий при архиерейском доме. Феофилу нужно было собирать пожертвования, и он занимался этим делом с неутомимой ревностью, а при недостатке благотворительных пособий, отдавал иногда на постройки последние монастырские деньги. Заботливостью епископа Ионы в начале XIX века в Казанской церкви устроена в Москве высокого достоинства серебряно-позлащенная риза на местную икону Спасителя; для Казанской колокольни вылиты были два больших колокола, один в 1000, другой в 500 пудов. В 1847 г. попечением епископа Николая перелит главный колокол Казанской колокольни, с прибавкою нового материала. Колокол этот весом более 1000 пудов, переливка его и подъем обязаны благотворительным пожертвованиям тамбовских прихожан., на церкви Казанской позолочены главы. В настоящее время в Казанском монастыре два храма: летний, Казанский, с приделом во имя св. Николая и Предтеченский, зимний, с отоплением, с приделом св. Тихона Задонского и при архиерейских покоях «Крестовая» церковь во имя Всех святых. А.Е. Андриевский «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии». Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. стр. 798.

http://sobory.ru/article/?object=09013

Трутнево. Церковь иконы Божией Матери " Целительница " . Карта и ближайшие объекты 2 октября 2015 года Митрополит Псковский и Порховский Евсевий, глава Псковской Митрополии, посетил новопостроенный храм в честь иконы Божией Матери «Целительница» в поселке Трутнево Гдовского района. Его Высокопреосвященство сопровождали наместник Свято-Благовещенской Никандровой пустыни игумен Спиридон (Иващенко) и благочинный Гдовского округа Митрополии протоиерей Василий Лупаков. Дорогого Архипастыря встречали строители храма и местные жители. Затем все собравшиеся во главе с Владыкой Митрополитом направились в храм, где были пропеты праздничные песнопения в честь Животворящего Креста Господня и иконы Пресвятой Богородицы «Целительница», после чего Владыка ознакомился с внутренним убранством Дома Божия и обсудил со строителями планы по благоустройству прилежащей территории. Также глава Митрополии подарил в новый храм образы преподобного Никандра Псковского и святителя Тихона Задонского. Обращаясь ко всем собравшимся со словом приветствия, Митрополит Евсевий отметил, что «наверное, каждый хозяин, когда завершает строительство своего дома, радуется, входя в него. И ныне наше сердце радуется, что мы видим новый храм. Это выражение любви нашей души и всего состава человеческого организма. Когда человек строит храм, он, как говорят, принадлежит этому храму и душой, и телом. И хотелось бы поздравить Вас, Валерий Николаевич, и наших дорогих бабушек с окончанием строительства этого дома Божия. Дом Божий, «дом Мой, - сказал Господь, - домом молитвы наречется». И этот дом Божий созидался для молитвы, для радости нашего сердца, чтобы он был врачебницей наших душ и телес и духовной школой, чтобы мы знали, Кто Творец человека, Кто Творец Вселенной, каково назначение заповедей Божиих. И самое главное – это место должно быть для каждого из нас источником Божия света, который будет озарять нашу жизнь на земле и указывать путь к жизни вечной небесной. Слава Богу, что жители пожилого возраста этого поселка дождались войти в новый храм. Пусть это произошло, можно сказать, уже на пределе нашей земной жизни, но Господь сподобил вас увидеть этот дом Божий, Дом Пречистой Девы Марии, который всегда будет напоминать нам о вечной жизни, о вечной радости, о той жизни, которая дается для жизни, а не для греха. Святитель Филарет Московский сказал: «жизнь для жизни нам дана», и храмушек этот дан нам для жизни и духовной, и телесной. Будем помнить о храме Божием, душой, сердцем, умом стремиться к этому храму. И пусть слабеют наши силы и подходит старость, но да не слабеет наше сердце и горение нашей души к Богу».

http://sobory.ru/article/?object=38004

АПОСТОЛЫ (см. также СВИДЕТЕЛИ ) Христос послал Апостолов во все страны Христос Господь Царь небесный, пришедши на землю и соделавши спасение вечное посреде земли, послал во все страны и грады всей земли святых Своих учеников и Апостолов возвестить пришествие Свое и спасительный Свой к ним вход. «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» ( Мк. 16, 15 ). Сии посланники Божии и верные рабы Христовы, «изшедше, проповедаху всюду, Господу поспешествующу, и слово утверждающу последствующими знаменьми» ( Мк. 16, 20 ) (4:130) (также 2:6, см. СЛОВО БОЖИЕ , 892). Предсказания об апостольской проповеди и исполнение этих предсказаний (5:274) Апостолы повсюду проповедали, но Иудеи не приняли. Они во всяком граде и стране живущим людям говорили: отверзите врата, и внидет к вам Царь небесный, – Царь ваш, но вами незнаемый. Он хощет в вас царствовати, и в вечное Свое царствие вас привести: отверзите убо врата, и внидет к вам. «Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» ( Пс. 23, 7 ). И тако во грады и страны языческие вошел Царь славы с Своею благодатию и спасением вечным. Не приняли Его, яко истинного своего Царя, иудеи, к которым и послан был, по писанному: «во Своя прииде, и Свои Его не прияша» ( Ин. 1, 11 ). Сего ради и отнялось от них Царствие Божие. Языки, не знавшие и не ожидавшие Его, с радостию и верою отворили Ему грады своя и приняли Его, и поклонилися Ему, и приняли на себя сладкое иго Его. Сего ради и ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ обратилось к ним: ибо где Христос Господь и Царь славы, тамо и ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ (4:130–131). Что Апостолы сделали в мире (см. 2:75–77). Апостолы научили весь мир В день же пятидесятый по воскресении Его снисшел Дух Святой в виде огненных язык на всех апостолов, тогда в едином доме собравшихся ( Деян. 2, 1–4 ), Которым они укрепившися, по всему миру разошлись и идолопоклонство, прелесть бесовскую упразднили, и пришествие Сына Божия в мир, страдание, смерть и воскресение проповедали, и так научили всех, как их самих научил Христос, и Дух Святой, в них живущий, тогда наставлял, которых учение Церковь святая и доныне содержит, и тем наставляема, спасается (1:27).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

БЕЗЗАКОНИЕ Беззаконие есть плен греховный Пророк святый Иеремия, видя разорение града Иерусалима и отведенных в плен сынов Израилевых, неутешный плач восприим, рыдаше и искаше слез... Подобного плача достойны и христиане, новый Израиль, которые так богопротивные праздники совершают, понеже и сие такоежде, паче же большее пленение претерпевают. Ибо они телом, а сии душею пленени суть. А чим душа от тела честнейшая и дражайшая есть, тем и пленение ее горшее есть телесного. Пленивый бо сих не Навуходоносор царь Вавилонский, но князь тьмы и власти воздушной, непрестанно ярейся и воюяй на святый град Иерусалим, то есть, Церковь Святую. Узы, имиже пленники сии связаны суть, суть узы греховные, крепчайшие всякаго адаманта, которые едина только всемогущая Божия сила может разрешить. Реки Вавилонские суть различные излияния страстей, при которых бедные сии пленники сидят и плачут. Повесили они и органы своя, то есть, затворили уста к славословию Божию. Пленивший их, видя их в такой беде, насмехаются им, глаголя: «воспойте нам от песней сионских» ( Пс. 136, 3 ). Но как возможно им пети песнь Господню, и песнь диавольскую? Как возможно едиными усты и скверные песни и славословие Божие петь?» «Не красна бо похвала», глаголет Писание, «во устах грешника» ( Сир. 15, 9 ). «Дщерь Вавилоня окаянная» есть воля их развращенная, которая зачинает болезни, и рождает младенцы беззакония. Ах, как горький и плачевный плен сей! (1:95–96). Беззакония, как пламень, съедают души человеческие (1:38, см. МАСЛЕНИЦА , 505). Беззакония происходят от любви к миру (4:117, см. МИР СУЕТНЫЙ , 526). Беззаконие решается на всякое зло Что беззаконные люди на все злое дерзают, только чтобы прихотей своих не лишиться; а паче сильные и многомощные, но беззаконные, страшное зло в обществе делают: им не страшно на всякое зло дерзать, когда видят такое препятствие своим ПРИХОТЯМ (5:90). Беззаконие без наказания есть дверь к другим беззакониям Ибо беззаконие, без наказания оставленное, не иное что есть, как дверь к прочим беззакониям. Оттуда последует привычка ко греху и ожесточение во грехе, чему явная погибель следует. Преступника убо без наказания оставлять есть не милость, но безчеловечие и безумие, которое и милующего к погибели ведет... Худо тамо являть милость, где наказание требуется; худо прощать и щадить того, кто не оставляет греха и не кается. Грех ненаказанный к иным грехам подает повод; и един злодей прощенный многим к подобному злодеянию поощрение подает. Ибо злые, видя ненаказанного злодея, на тоежде злодеяние обращаются с такою надеждою, что и им такожде прощено будет в случае обличения. Отсюда последует умножение злодеяний, и от тех отечеству немалая утрата (3:371–375).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010