Астрахань. Иоанно-Предтеченский мужской монастырь. Монастырь Иоанна Предтечи Карта и ближайшие объекты Основана эта обитель была при астраханском митрополите Савватии (1683-1696 гг.) благодаря его личной инициативе и на его собственные средства. Первые упоминания о монастыре восходят к 1688 году, коегда его строитель старец Александр с братией просили митрополита о дозволении выстроить им каменную церковь в честь Святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна. Строительство соборного храма закончено было при третьем настоятеле обители - старце Герасиме и при новом астраханском митрополите Сампсоне, старанием которых он и был освящён 19 октября 1697 г. Иоанно-Предтечевский монастырь, заштатный, в Астрахани. Основан в 1688 году митрополитом Астраханским Савватием; в 1723 году упразднен; в 1727 году восстановлен. В монастыре находится особо чтимая икона Иоанна Крестителя; при монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Основан в 1688 году при Астраханском митрополите Савватии. Первоначально располагался за городом. При монастыре имелось четыре храма: собор в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (освящён в 1697 году); церкви в честь Сретения Господня и Рождества Иоанна Предтечи, а также церковь в честь святого мученика Иоанна Воина на колокольне (освящена в 1737 году). В 1895 году на месте деревянных Сретенской и Рождество-Иоанно-Предтеченской церквей началось строительство нового величественного храма. В 1899 году этот новый храм был освящён в честь Сретения Господня. Здесь были устроены приделы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» и святителя Тихона Задонского. Этот храм – единственный из всех монастырских храмов, уцелевших в годину советского лихолетья. В 1929 году монастырь был закрыт. Вскоре были снесены монастырский собор и уникальная шатровая колокольня с храмом в честь святого мученика Иоанна Воина. В 1989 году началось возрождение Сретенского монастырского храма, который долгое время использовался под склад «Заготзерно». Теперь этот храм был освящён в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Боковые приделы освящены в честь Иверской иконы Божией Матери и святителя Тихона Задонского. 22 февраля 1995 годауказом Святейшего Патриарха Алексия Второго Иоанно-Предтеченский монастырь был восстановлен в своём звании.

http://sobory.ru/article/?object=01043

В период XXIII Международных Рождественских образовательных чтений Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы посетил архимандрит Ириней (Стинберг), директор Института православной теологии имени Святых Кирилла и Афанасия в Сан-Франциско (США) Западно-Американской епархии РПЦЗ. По благословению настоятельницы Зачатьевской обители игумении Иулиании «Монастырский вестник» публикует беседу архимандрита Иринея с сестрами монастыря. Игумения Иулиания: По благословению Патриарха Вы, дорогой отец Ириней, приехали к нам на монашеский симпозиум, чтобы поделиться своими мыслями и мыслями святых отцов о Божественной литургии. «О Едином на потребу. Значение Божественной литургии в жизни монашеского братства» – так назывался Ваш доклад. Вся наша монашеская жизнь строится вокруг Божественной литургии. Мы живем от одной Литургии до другой, и сегодня Господь сподобил нас вместе помолиться. Мы очень рады, что Вы приехали к нам из далекой Америки, из Сан-Франциско, из храма Святителя Тихона Задонского, в котором служил и при котором жил святитель Иоанн Сан-Францисский. Святителя Иоанна почитают во всем мире, к Вам все время стекается народ… Мы были бы очень благодарны Вам, если бы Вы смогли приоткрыть нам какие-то моменты, связанные с жизнью и со служением владыки Иоанна. Архимандрит Ириней: Вначале я хочу сказать большое спасибо Вам, матушка, за приглашение в Россию, в монастырь. Когда мы приступили сегодня к Божественной литургии, кажется, я слышал ангелов, которые и сейчас поют здесь. Не забывайте, что каждый день не только Христос и Богородица, но и все Ангелы – с вами. Такова наша трудная, но радостная монашеская жизнь. Как сказала матушка, я действительно служу в храме Святителя Тихона Задонского. Именно в этом маленьком приходе жил и молился святитель Иоанн Сан-Францисский. В Сан-Франциско уже десять приходов и два больших собора, но этот приход самый-самый маленький. С виду это обычный маленький домик, только внутри в свое время все было переделано под церковь. Я думаю, что у нас единственная церковь в мире, где алтарь и Горнее место находятся там, где раньше был расположен старый камин. Именно в этом доме святитель Иоанн работал и молился каждый день.

http://pravoslavie.ru/77324.html

Слово в день Успения Пресвятой Богородицы (Живые плоды живой веры). Св. Тихона епископа Воронежского и Задонского Светлое и радостное зрелище вижу я ныне, слушатели мои! Я вижу великое множество людей, сошедшихся в благолепный храм сей; вижу здесь священный чин служителей Бога Вышнего, вижу воинов – защитников Святой Церкви и отечества, вижу множество людей, всякого звания и чина, обоего пола и всякого возраста; вижу старых и молодых. И полагаю, что всех вас собрала на святое место сия священная и славная память Божией Матери. Всех же предначинает Святая Церковь , как вторая Мариам, с ликами и песнями духовными. В сей день одушевленный храм Божества, и Матерь нестареющегося живота переселилась от земного к небесному: ибо в сей день Она, как Царица, предстала одесную Царя Небесного, в ризах позлащенных одеянна и преукрашена. Вот на сие-то духовное торжество и пришли вы в таком множестве. Добро и похвально намерение ваше, не напрасны ваши труды, ибо из сего видна ваша любовь, ваше усердие к Матери Божией, когда вы так почитаете Ее святую память. Из сего познается и вера ваша, вера в то, что хотя Она, Матерь Божия, и переселилась от земли к небеси, но и мир не оставила Она во успении Своем, и ходатайствует за всех нас пред Сыном и Богом Своим непрестанно. Будьте же непоколебимы в этой вере вашей. А я, желая еще более придать веселия этому духовному торжеству, побеседую с вами о силе и действии веры, на тот, наконец, чтобы, познавши, что такое – вера, вы удобнее возмогли произносить и плоды Ее. Сия беседа наша состоит из двух пунктов: во–первых, что такое – вера наша, и каковы Ее плоды; во–вторых, чем приобретается и умножается вера. Человек, в духовном смысле, подобен дереву, слушатели. Все дерево зависит от корня: каков корень, таково и дерево: и что в дереве корень, то в человеке вера, какова внутри вера, таков и человек. У дерева, чем больше распространяется и углубляется корень, тем выше растет дерево, тем шире распространяются ветви его, тем больше оно приносит плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Епископ Тихон (Доровских) ЦВ 3-4 (449) февраль 2011 /  28 января 2011 г. Состоялась хиротония архимандрита Тихона (Доровских) во епископа Южно-Сахалинского и Курильского 5 января Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За богослужением был хиротонисан архимандрит Тихон (Доровских) во епископа Южно-Сахалинского и Курильского. Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Тихону, епископу Южно-Сахалинскому и Курильскому Преосвященный епископ Тихон! Ныне, в неделю по Богоявлении, за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя соборными молитвами через возложение рук ты сопричтен к сонму епископов Русской Православной Церкви. Свершилась твоя Пятидесятница, на тебя снизошла благодать Всесвятого Духа, ты получил апостольский дар вкупе с великой ответственностью, по слову апостола, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28). Уповая на непрестанное действие Промысла Божия и на помощь Пастыреначальника Господа нашего Иисуса Христа, верь, что Его сила будет совершаться и через твою немощь. В соответствии с древней традицией в эти священные минуты, обращаясь к тебе со словом назидания, хочу помочь тебе советом, указать путь к достижению единого на потребу (ср.: Лк. 10, 42). Предлежащие тебе труды на ниве Христовой требуют не только напряжения телесных и душевных сил, применения всех способностей и дарований, но прежде всего твердой веры, духовного горения, молитвенного подвига. Сердцевина архиерейского служения — жертвенная любовь и крестоношение. Епископ получает власть не для того, чтобы властвовать над народом Божиим, и тем более не для того, чтобы пусто превозноситься. Памятны тебе всегда да будут слова святителя Тихона Задонского, имя которого ты получил в монашестве: «Сан или честь для христианина есть иго наложенное, которое должно носить во славу Божию и пользу ближнего». За годы твоего служения на посту секретаря Южно-Сахалинской епархии в качестве ближайшего помощника правящего епископа Даниила ты приобрел немалый опыт и столь важный для архиерея навык церковно-административной работы.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalas_hi...

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Первая деревянная Покровская церковь возведена в Ельце в конце 16 века. Храм служил приходом для Кузнецкой, Александровской и Казачей слободам, при нём же было кладбище. В 1660-1670 гг. старый храм был заменён новым также деревянным. В середине 18 века прихожане решились на строительство каменного храма, о чем и попросили разрешения в Воронежской духовной консистории. В марте 1751 года указ о строительстве был получен. Прихожане и купец Никита Криворотов приступили к возведению новой церкви.  И в 1759 году строительство завершилось, и храм был освящён. В конце 18 столетия между колокольней и храмовой частью была построена трапезная. С 1874 года к приходу Покровской церкви относилась городская больница. В середине 19 века назрела необходимость капитального ремонта. В марте 1852 года после получения разрешения прихожане и причт приступили к работам. Изношенность была такова, что было принято решение о строительстве новой храмовой части. Главными жертвователями стали почётные граждане Сергей и Николай Петровичи Хренниковы, церковный староста купец Николай Матвеевич Криворотов и другие. Проект был заказан брату знаменитого К.А. Тона, архитектору Андрею Андреевичу Тону. Который к 1853 году предоставил проект нового храма в стиле позднего классицизма и по образу Исаакиевского собора в Петербурге. Но всё же елецкие строители отошли от классического стиля в пользу барочного. В 1854 году Покровская церковь была разобрана (кроме трапезной), а к 1867 году была окончательно выстроена и освящена. Хотя колокольня и трапезная были в хорошем состоянии, после освящения храмовой части было принято решение о их перестройке. И к 1869 году работы были закончены (хотя колокольня была перестроена лишь частично). В нескольких метрах от церкви с 1770 года действовала «Покровская богадельня». Также к храму Покрова были приписаны Мужская и женская гимназии и начальное училище. В Покровской церкви служил о. Василий Никитин друг епископа Воронежского и Елецкого Тихона. Еще одним другом святителя Тихона Задонского был ктитор Покровского храма блаженный Косьма Иванович Студеникин. Именно у Студиникина останавливался св. Тихон, при посещении Ельца. В церковном хоре Покровской церкви пел юный Тихон Хренников.

http://sobory.ru/article/?object=07287

кафедральный соборе Благовещения Пресвятой Богородицы в Воронеже ЦВ 24 (421) декабрь 2009 /  24 декабря 2009 г. Возрожденное сердце Воронежа В Воронеже прошли торжества по случаю первого соборного служения в новом главном храме епархии — кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы. Этого долгожданного события верующие ждали много лет, и теперь в нем будут покоиться мощи Воронежских святителей: Митрофана, Тихона и Петра. Купола и кресты нового Благовещенского собора я увидела еще при въезде в город с железнодорожного вокзала. Встретивший меня сотрудник епархии отец Алексей Воронко не без гордости рассказал, что Благовещенский собор — один из крупнейших храмов России, третий по величине после столичного Храма Христа Спасителя и Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Конечно, мне очень хотелось сразу осмотреть этот храм, однако сначала мы отправились в Покровской собор, где начались торжества. Последние годы именно Покровский собор имел статус кафедрального. В нем покоились мощи святителя Митрофана Воронежского. По случаю праздника сюда из домовой Знаменской церкви Архиерейского дома были перенесены мощи свт. Тихона Задонского, а из Алексеево-Акатового монастыря — мощи архиепископа Петра (Зверева), минувшим летом переданные из Соловецкой обители (см. «Журнал Московской Патриархии» 9, 2009). Теперь все три святыни крестным ходом будут перенесены в новый кафедральный собор. Перед началом крестного хода митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил торжественный молебен. Когда мощи крестным ходом несли по городу, казалось, что весь Воронеж вышел поклониться своим святыням. Улицы были заполнены верующими, горожане стояли с иконами, с зажженными свечами в руках, во многих окрестных домах, несмотря на прохладу, были открыты окна, люди стояли на балконах. Кто-то читал молитвы, слышалось пение акафиста. Это был не только церковный праздник, а по сути общенародный, а потому в шествии кроме духовенства епархии приняли участие губернатор Воронежской области Алексей Гордеев, представители исполнительной и законодательной власти региона.

http://e-vestnik.ru/church/vozrozhdennoe...

ЦЕРКОВЬ Церковь есть дом Бога живаго, основанный Христом и устроенный АПОСТОЛАМИ Церковь святая нарицается от Апостола «дом Бога живаго» ( 1Тим. 3, 15 ). Сей святый и великолепный дом имеет основание Самого Христа, по учению Апостола: «основания инаго никтоже может положити паче лежащаго, еже есть Иисус Христос» ( 1Кор. 3, 11 ). Сей дом создали на лице всея земли, Господу поспешествующу, духовные архитекторы, Апостоли святии; очищен и освящен он кровию Единороднаго Сына Божия ( Еф. 5, 25–26 ); входят в него верою и крещением живущие в нем. В сей дом собрались и собираются языцы мнози... Называется и «град Божий», о котором воспел Пророк: «основания его на горах святых» ( Пс. 86, 1 )... Сего града граждане, и дому домашние суть христиане, «сожители святых и приснии Богу» ( Еф. 2, 19 ). В сем граде нет места необрезанному сердцем и нечистому ( Ис. 52, 1 ), но ходят в нем «людие, хранящии правду и хранящии истину, приемлющии истину и хранящии мир» ( Ис. 26, 2–3 ) (3:270). Церковь есть дом Божий Называется церковь «дом Божий»: яко в ней, как в дому Своем, кровию Христовою освященном, благоволит милостивно обитати и сохраняти его: «да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива» ( 1Тим. 3, 15 ; Евр. 3, 6 ; 1Пет. 4, 17 ) (3:30; см. также 3:32). Церковь – невеста Христова Нарицается церковь «невеста Христова». Тако Апостол ее нарицает: «обручих вас (к верным глаголет) единому Мужу деву чисту представити Христови» ( 2Кор. 11,2 ; Ис. 62,5 ; Ос.2, 19 и 20; Еф. 5, 32 ; Апок. 19,7 ; Пс. 44, 11 и 12). «Обручители ея» суть Пророки и Апостоли. О чем святый Златоуст на слово оное Павлово: «обручих вас», и проч., тако беседует: «в мире сем девы пребывают прежде брака, по браке же не суть девы: зде же не тако; но аще и не суть девы прежде брака сего, но после брака девы бывают. Тако вся церковь дева есть. Ибо ко всем беседуяй глаголет и к мужам и женам посягшим... Но повидим, как обручил нас, какое вено, какие дары нося: не сребро, не злато, но царство небесное» (Быт. гл. 24) (3:30–31; 3:33).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Опочка. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кирпичная церковь с декором в формах классицизма, построенная в 1807 г. на средства купца М.Д. Порозова. Здание типа восьмерик на четверике с небольшой трапезной и двухъярусной колокольней под шпилем. Имелись Входоиерусалимский и Петропавловский приделы. Закрыта в 1929 г., вскоре сломана, на месте церкви построено педучилище (в наши дни - колледж). http://svyatayarus.su/church/detail/52726/ В старину эта церковь числилась за Николаевским мужским монастырем. В 1807 году она построена вновь на средства опочецкого купца Мины Даниловича Порозова. До этого здесь стояла деревянная церковь, предположительно построена купцом Петром Овечкиным. Эту церковь перенесли на Рождественский погост, она не существовала уже к началу XX века. Перенос церкви в Рождественский погост стал возможен благодаря императору Александру I, который пожертвовал на это 880 рублей ассигнациями. Из них 600 рублей выдали мастерам, «подрядившимся поставить в Рождественском погосте перевезенную из Опочки деревянную Николаевскую церковь». Новая Николаевская церковь построена из кирпича, престолов в ней было три. Кроме главного, Николаевского престола, были престолы Входа Господня в Иерусалим и Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. По одним данным в церкви было много икон древнего письма, особенно выделялся образ Святителя и Чудотворца Николая. По другим сведениям в самом храме таких икон не было, древняя почитаемая икона Божией Матери «Взыскание Погибших» находилась в часовне. Колокольня также кирпичная, построена в связи с церковью. На ней было 7 колоколов весом от 23 ф. до 30 п., надписей на них не было. Приписных церквей не было, в приходе были две часовни. После открытия мощей Святого Тихона Задонского староста Николаевской церкви Алексей Жиленский с прихожанами в 1854 г. построили каменную Тихвинскую часовню, в которую поместили древнюю почитаемую икону Божией Матери «Взыскание Погибших». Вторая часовня, Ильинская, находилась в 9 верстах от города на земле купца Л.Н. Куколькина. 20 октября 1890 г. Опочецкой городской думой и мещанским

http://sobory.ru/article/?object=41711

Пермь. Церковь Владимира равноапостольного в Нижней Курье. Князь-Владимирская церковь при бывшей Архиерейской даче Карта и ближайшие объекты Пермь, Кировоградская ул., 194 Кировский район, м-р Нижняя Курья КНЯЖЕ-ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ, ГОРОД ПЕРМЬ (ЗАКАМСК) Княже-Владимирская церковь деревянная (в Нижнекурьинских дачах, ныне Закамск). Заложена 13.06.1904 г. как дачная церковь пермского архиерейского дома. Освящена 18.06.1906 г. епископом Никанором. Сооружена в «ропетовском» стиле на пожертвования. Приход образован в мае 1918 г. Закрыта в 1922 г. Использовалась под отделение детского санатория «Светлана». Возвращена верующим в 1996 г., наречена Свято-Владимирской. Сгорела 28.11.1998 г. В 1999 г. восстановлена.  Нижнекурьинские дачи – наиболее характерные образцы архитектуры неорусского стиля (так называемой ропетовской архитектуры – по псевдониму архитектора И.Н. Петрова); например, дома по улице Кировоградской 152, 162, 194. Про архиерейскую дачу с надворными постройками по Кировоградской, 194, известно следующее: 15 августа 1894 года епископ пермский и соликамский Петр (Лосев) посетил дачный посёлок «Курья» с целью избрания места для постройки церкви. Вот, что он увидел по описанию газеты «Пермские губернские ведомости: «Избранное место находится на самом берегу реки Камы, саженях в 15 от обрыва берега. На высоком холме, находящемся в интервале между заселёнными и вновь застраиваемыми кварталами. Подошву холма омывает ключ (родник) с чистой, как хрусталь, водой, протекающей по оврагу, который служит и спуском (съездом) к реке Каме. С холма открывается прекрасная панорама на реку, город Пермь и луговой берег». Княже-Владимирская деревянная церковь была заложена 13 июня 1904 года на территории откупленной для этого у рыбака Быкова усадьбы. Освящена она была епископом Никанором (Надеждиным) 18 июня 1906 года. Иллюстрированный путеводитель по реке Каме, выпущенный в 1911 году, содержит такую строчку о данной достопримечательности: «при архиерейской даче находится церковь». В последнее время многие бывшие церкви и храмы стали передаваться верующим. Тоже было сделано и со зданием архиерейской дачи. С 1996 года здесь действующий храм святого равноапостольного великого князя Владимира и святителя Тихона Задонского. В 1998 году с храмом случилась беда – пожар, который не пощадил Божьего дома. Восстановлена.

http://sobory.ru/article/?object=10522

Елец. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Церковь Сергия Карта и ближайшие объекты Владимирская церковь в Чёрной слободе – один из самых любимых ельчанами храм города. Первая деревянная Владимирская церковь была построена вместо храма св. Сергия Радонежского в 1680-х годах. Чудесным образом Владимирская церковь уцелела во время сильного пожара 1769 года, спалившего весь Елец. Простоявший около ста лет деревянный храм было решено заменить каменным. Место ему было отведено в 20 метрах севернее старой церкви. Прежний храм, после построения нового, был продан в село Злобин Воргол Елецкого уезда, а на его месте установлен каменный столб. Началось возведение новой церкви в 1770-х годах, и уже в 1779 году был освящён Сергиевский престол, а пятью годами позже и главный – Владимирский. Ввиду недостаточности средств, третий престол в честь св. Феодосия Тотемского был освящён лишь в 1811 году. Объёмно-пространственная композиция «восьмерик на четверике» была традиционна для Ельца того времени. В 1809 году была построена четырёхъярусная 40 метровая колокольня. В 1829 году известным архитектором И.И. Шарлеманем был выполнен проект по расширению трапезной. Работы в соответствии с проектом происходили в 1841-1842 годах, а год спустя храм был расписан. В 1865 году к храму были пристроены два придела, освящённые в честь св. Тихона Задонского и св. Михаила Малеина. В это время храм отличался необычайной красотой наружных росписей и лепнины. Впечатляла Владимирская церковь и своим внутренним убранством, обладая значительным числом подлинных святынь, почитаемых всеми ельчанами. При храме действовала приходская богадельня с 1820 года, позже - церковно-приходское училище и библиотека-читальня. Также Владимирской церкви был приписан Воскресенский храм (ныне от него остался один лишь фундамент) на кладбище Чёрной слободы. За годы советской власти богатый и красивый храм превратился в страшные руины. В 1918 году большевиками был убит священник Владимирской церкви Михаил Тихомиров. В 1922 году храм был разграблен. В конце 1920-х годов храм стал центром сопротивления внутри самой РПЦ, вызванным декларацией митрополита Сергия в 1927 году. Священник Владимирской церкви Сергий Бутузов поддержал опального епископа Козловского Алексия, выступавшего против сближения со светской властью. Отец Алексий организовал монашескую общину из бывших насельниц Знаменского монастыря, несогласных с действиями митрополита Сергия. Таким образом, священник Владимирского храма и его прихожане встали в открытую оппозицию власти и лояльному ей священству. В связи с чем, в 1928 году о. Сергия выслали из Ельца.

http://sobory.ru/article/?object=06488

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010