Таганрог. Церковь Михаила Архангела. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Староста церкви Св. Архангела Михаила, бывшей Троицкой в крепости, Афанасий Белов предложил выстроить новую церковь на Ярмарочной площади. Городское общество приговором 26.05.1865 безвозмездно уступило место как для храма, так и для школы и постройки дома для приюта (Александровская, 126). 04.04.1868 началось строительство, а в 1877 церковь была построена. А.-М.ц. была трехпрестольная: главный - средний во имя Архангела Михаила (храмовый праздник 8 ноября); правый - во имя Афанасия, архиепископа Александрийского (18 января); левый - во имя св. Тихона, епископа Воронежского-Задонского Чудотворца (13 августа). Церковь построена на собственные средства купцом Афанасием Андреевичем Беловым. Внешний вид ее, наподобие креста, имел пять глав, а шестая колокольня. Колокольня, как и вся церковь, каменная (кирпичная). В церковь вели три двери. В трапезной храма были четыре четырехугольные колонны, на которые опирался церковный купол. Трапезная храма освещалась 8-ю большими окнами, по четыре с южной и северной стороны. Резной алтарь освещался двумя большими окнами, а боковые приделы - каждый одним окном. Во всю ширину храма простирался иконостас, причем иконостас главного алтаря был как бы вдавлен в середину, а боковые - выдвигались вперед так, что внутри храма образовывался правильной формы крест. Иконостас был золоченым, иконы в нем написаны масляными красками по дереву. Храмовая икона св. Архистратига Михаила имела массивную серебряную, местами позолоченную ризу. Из икон, располагавшихся в трапезной храма, обращала на себя внимание икона Божьей Матери - копия с древней иконы Адонской, именуемой " Скоропослушницею " , она находилась на северо-западной колонне в серебряной позолоченной ризе, усыпанной разными драгоценными камнями, вокруг иконы был позолоченный киот. Местными жителями эта икона весьма почиталась и признавалась чудотворною. Первым священником новой церкви стал отец Василий Бандаков, бывший до того священником в церкви того же святого, но в крепости. Популярность отца Василия была очень велика, а с переходом его в новую церковь, с проведением железной дороги и развитием поселков Касперовки и Собачеевки («Петербурга»), стала еще значительней.

http://sobory.ru/article/?object=34098

Елец. Церковь Вознесения Господня. Храм Вознесения Господня в Ольшанце Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1863 и 1875. Архитектор:Попов Адрес: Липецкая область, город Елец, посёлок Ольшанец, улица Кротевича Координаты: 52.623073, 38.597202 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История храма Вознесения Господня в Ольшанце связана с историей церковного прихода казачьей Беломестной слободы, появившейся за рекой Сосной в 1593 году. Внутри казачьего острога находилась Дмитриевская церковь, в честь которой через два с половиной века был освящён придел в новопостроенном храме в Ольшанце. С середины 17 века Елецкие казаки перестали нести активную службу на рубежах Руси, которые в это время сдвинулись далеко на юг. Часть казаков в том же столетии съехала вслед за продвижением границы на Дон, а оставшиеся были переведены в разряд однодворцев. В конце 17 века Беломестная слобода отошла городу, а потомки казаков в 1791 году на восточной окраине Ельца основали однодворческую деревню Альшанец. Со временем казаки решили построить свой приходской храм, устроив в нём придельный алтарь в память Дмитриевской церкви Беломестной слободы. Нынешняя каменная церковь построена по проекту 1863 года. В том же году было начато строительство, а в 1866 году была завершена трапезная, в которой тогда же был освящён придел в честь святителя Тихона Задонского. В 1875 году окончена постройка храмовой части и в ней освящён главный престол Вознесения Господня, а в 1879 году освящён придел в честь св. вмч. Дмитрия Солунского. Выстроенная церковь в основном соответствует проекту, отличие лишь в том, что вместо запланированного шатра над колокольней - шпиль. Ольшанская церковь перестала действовать в 1930-х годах. Помещение храма долгое время использовалось под склад зерна. В 1992 году храм был передан РПЦ и в нём начались богослужения и восстановительные работы. Использован переработанный материал из книги: Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии. Елец». - Липецк, 2006.

http://sobory.ru/article/?object=18670

Великий Новгород. Антониев монастырь. Церковь Сретения Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Церковь Сретения Господня с трапезной Антониева монастыря Великого Новгорода построена в 1533–1535 годах. Сама же обитель была основана в 1106 году преподобным Антонием Римлянином. Монастырь издавна являлся местом духовного просвещения. В нем, в частности, находилась большая библиотека. В XVIII веке в монастыре появилась духовная семинария. После прихода к власти большевиков в обители открылся Институт народного образования, уже в новой России ставший Гуманитарным институтом Новгородского государственного Университета. К сожалению, Антониев монастырь стал в 1918 году и одним из первых православных духовных центров России, который пострадал от гонений большевиков. Церковь Сретения действовала до 1930-х годов, после чего ее приходская жизнь прервалась до 2012 года. Безапсидная квадратная в плане Сретенская церковь, примыкающая с востока к монастырской трапезной палате - одна из " типовых " трапезных церквей, строившихся в монастырях Новгорода и епархии (Хутынском, Александро-Свирском) в XVI в. Эти храмы имеют декоративную главу, внутреннее их пространство перекрыто плоским куполом на тромпах. В XIX в. церковь с трапезной использовалась для нужд помещавшейся в монастыре Новгородской духовной семинарии: семинаристы учились в ней читать за богослужением, петь, произносить проповеди. При имп. Александре II семинарию задумали вывести из монастыря в город, но после его убийства решение отменили. В новом семинарском корпусе, выстроенном в 1888-1890 гг. на месте старых семинарских построек, помещение для церкви не было предусмотрено. В ноябре 1900 г. в Сретенской церкви случился пожар - сгорел иконостас. Её наскоро привели в порядок, а летом - осенью 1901 г. капитально отремонтировали. В ходе работ, в частности, были найдены и очищены вмурованные во внешние стены храма кресты. Храм стал вполне благолепным, но его теснота, как семинарского храма, стала ещё более заметна. По ходатайству ректора семинарии архимандрита Димитрия (Сперовского) было получено разрешение расширить храм пристройкой северного придела. Его достаточно аккуратно " прислонили " к стене трапезной палаты, почти не касаясь древней Сретенской церкви. Новый обширный придел был освящён в октябре 1904 г. во имя свт. Тихона Задонского, выпускника Новгородской семинарии.

http://sobory.ru/article/?object=00354

Бутка. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Здание Введенской церкви 55 лет находилось в поругании. Здесь размещался сельский клуб и кинотеатр. Из рупоров - " тарелок " , установленных на крыше дома, почти постоянно разносились бравурные мелодии и марши. А вот церковного колокольного звона многие нынешние жители Бутки не слышали не разу. Десять лет назад, после длительного перерыва, в храме возобновились богослужения. Источник информации - Каменный храм села Буткинского построен и освящен на средства Тобольского Генерал-Губернатора, Тайного Советника Симеона Голощанова, при самом незначительном пособии прихожан. Он построен в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы с благословения Преосвященного Иустина. В 1880 году, с благословения Преосвященного Вассиана, Епископа Пермского, в храме был освящен ещё алтарь в честь святителя и Чудотворца Николая, но за теснотою этого придела служба в нем никогда не совершается. В 1882 году по случаю бывшего пожара был восстановлен иконостас в храме; в алтарь также  была произведена поправка, почему в 1883 году с благословения епископа Нафанаила протоиереем Дерябиным вновь было совершено освящение алтаря. В церкви обращает на себя внимание напрестольный крест, отчеканенный в 1712 году. При храме имеется ветхая избушка и новый амбар для ссыпки хлеба, жертвуемого на церковь; амбар и избушка находятся около входных в ограду ворот. Кроме церкви в приходе еще есть часовня, построенная в деревне Даниловой, в семи верстах от села, в честь Великомученика Георгия. Причт, в составе священника и псаломщика, помещается в церковных домах. Из книги " Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии " . - Екатеринбург, 1902, стр. 535-536 На берегу реки Беляковки, на самом возвышенном месте стоит церковь " Введения во храм Пресвятой Богородицы " . Её купола украшают село, а звон колоколов радует слух жителей села и окрестных деревень. Церковь каменная, трехпрестольная, главный придел Введения во храм Пресвятой Богородицы освящен в 1808 г. Левый придел во имя свт. Николая, архиепископа Мирликийского, правый придел во имя свт. Тихона Задонского.

http://sobory.ru/article/?object=18799

2 . Церковь – госпиталь (врачебница) для христиан. «Что госпиталь для больных, то св. церковь для христиан, духовно болящих, – говорит святитель Тихон Задонский . – В госпиталь входят дверями, – в церковь духовно болящие входят верою и св. крещением; в госпиталь для того входят больные, чтобы исцелиться от болезни и получить здравие, – в св. церковь для того входят духовно болящие, чтобы исцелиться от болезней душевных и чрез то быть спасенными; в госпитале имеется лекарь, который посещает больных и лечит, – в св. церкви Врач есть Христос, Который помещает и врачует христиан, духовно болящих; в госпитале лекарь запрещает больным все то, что препятствует действию лекарства его, – находящимся в св. церкви христианам Иисус Христос повелевает воздерживаться от всего того, что препятствует душевному их исцелению и получению вечного блаженства; в госпитале больные, желая исцелиться, слушают лекаря и исцеляются, – так и христиане, желая исцелиться и быть спасенными, должны слушать Христа – Врача и удаляться от всего того, что Он запрещает им; в госпитале не выздоравливают те больные, которые не слушают лекаря и не воздерживаются от того, что он запрещает им, – так и те христиане пребывают неисцеленными и не получают спасения, которые не слушают Христа и поступают по своим прихотям, а не по учению Его; в госпитале больные объявляют лекарю, кто чем болен, – так и христиане должны объявлять свои болезни небесному Врачу и просить у Него исцеления: не требуют бо здравии врача, но болящии ( Мф.9:12 ); в госпитале не от всех болезней вылечиваются, – бывают болезни неизлечимые, и врач, как человек, не все можете сделать, что хотел бы, – но в церкви Христовой не так: нет такой душевной болезни, которой бы Христос не хотел и не мог исцелить, только бы сам больной усердно желал того и просил Его, ибо все возможно Тому, Которого слову и манию все повинуется, Которого хотение и слово есть дело и Которого повелением прокаженные очищаются, слепые прозирают, глухие слышат, немые говорят, расслабленные и лежащие на одре встают, мертвые воскресают. Познай только, христианин, и признай пред Ним немощь свою, и со смирением проси у Него исцеления, и непременно получишь его. Только старайся избегать всего того, что препятствует действию спасительного врачевства Его (из «Сокровища духовного от мира собираемого», Тихона Задонского , епископа Воронежского, изд. 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Борки. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты Первые упоминания о деревянном храме Знамения Богородицы относятся к 1774 и 1784 году. 18 (30) июня 1885 года губернский архитектор Баумиллер представил в строительное управление Курского губернского правления рапорт об утверждении проекта постройки каменного храма в селе Борки. Уже 19 июня (1 июля) 1885 года проект был утверждён, а в 1886 году новый храм был заложен. После завершения строительства церковь была освящена в 1898 году. Росписи Знаменской церкви выполнены не ранее 1903 года, в пользу чего говорит изображение преподобного Серафима Саровского, канонизированного в 1903 году. Главный престол во имя Курской Коренной иконы Божией Матери, в правом приделе находился престол во имя святого Тихона Задонского, в левом - престол во имя Владимирской иконы Божией Матери. До Октябрьской революции к приходу Знаменской церкви относилось село Борки и расположенная на расстоянии 2 вёрст от него деревня Спальная; число прихожан церкви в 1890 году составляло 2128 человек. В 1903 году приход Знаменской церкви составляли 213 крестьянских и 3 некрестьянских дворов (1532 жителя) в селе Борки и 104 крестьянских дворов и 1 некрестьянский (784 жителя) в деревне Спальная. При церкви в 1890 году существовала начальная народная школа, а в 1898 году в приходе была открыта разместившаяся в частном доме одноклассная земская школа и школа грамоты. После принятия декрета СНК РСФСР от 23 января (5 февраля) 1918 года Храм Рождества Христова продолжал функционировать на основании договора между религиозным обществом и Уланковским волостным советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, заключённым 10 ноября 1920 года. В соответствии с декретом ВЦИК от 23 февраля 1922 года из храма были изъяты 5 предметов церковного имущества: серебряный напрестольный крест, серебряные ризы с икон, кадило и серебряный ковшик, общим весом 5 фунтов; кроме того, монеты и серебряный лом весом 3 фунта и 40 золотников. В 1937 году из-за отсутствия священника богослужения в Знаменской церкви не проводились. В феврале 1940 года по причине распада религиозной общины Суджанским райисполкомом было принято решение о расторжении договора с общиной верующих о церковном здании. Здание храма передавалось колхозу имени Калинина для использования в качестве зернохранилища. Согласно решению Курского облисполкома от 4 ноября 1940 года, Знаменская церковь была закрыта по причине того, что она не функционирует с 1937 года, а община верующих распалась и государственными налогами с того момента не облагается; здание церкви передавалось райисполкому для использования по усмотрению последнего в качестве госфондовского имущества. Богослужения в храме были возобновленыв период Великой Отечественной войны в 1942 году. 20 сентября 1944 года было зарегистрировано религиозное общество, к приходу которого относились село Борки, село Плехово, село Уланок, а также деревня Спальная.

http://sobory.ru/article/?object=18124

Внутренняя площадь вместимости заключает в себе до 25 кв. саж. Потолок подшит досками и подштукатурен, пол деревянный, стены и потолок окрашены масляною краскою. К отоплению церковь не приспособлена. Клиросы устроены на солее, возвышенной на одну ступень. Иконостас нового устройства, покрашенный в белый цвет, с золочеными карнизами и рамами, состоит из 4 икон, расположенных в один ряд. Ризница помещается в притворной части. Необходимые утварные вещи имеются, но все они малоценны, за исключением только двух серебряных потиров. Священнических облачений, годных к употреблению 10, в том числе шесть полных приборов – все облачения малоценны. Евангелий богослужебных, в листе, два: одно в бронзовом окладе, посеребренное с финифтями, а другое в таковом же окладе золоченое, два малых Евангелия с верхними бронзовыми досками. До полного круга богослужебных книг недостает месячной минеи, нотного обихода и краткого часослова. В архиве церковном метрические книги хранятся с 1822 г., а исповедные ведомости с 1840 г. Церковь огорожена с трех сторон высоким забором, а с фронта штакетом, покрашенным масляною краскою желтого цвета. В колокольне находится четыре колокола: в 5 пудов, 2 ½, 2 пуд. и в 20 фунтов. Кладбищ в приходе пять; на двух из них устроены часовни, а на Лапичском – кладбищенская церковь во имя Задонского Святителя и Чудотворца Тихона. В состав прихода входят село Лапичи и 8 деревень, самый дальний пункт прихода в 15 верстах. Прихожан числится муж. пола 925 душ, а жен. 945 душ; большинство из них крестьянского сословия, занимаются земледелием и отчасти выделкою леса и сплавом оного в г. Кременчуг. В религиозно-нравственном отношении прихожане находятся в удовлетворительной степени, каждое селение имеет нарочитый праздник, в который ежегодно совершается крестный ход и служатся молебны. По штату при сей церкви положен одноклирный причт, состоящий из настоятеля и псаломщика. Во время составления сего описания настоятельское место было вакантно. Дохода церковного в течение года бывает до 100 руб. Причт, кроме штатного жалованья и кружечного дохода, пользуется церковным помещением и землею.

http://sobory.ru/article/?object=28459

Первомайское. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм построен в 1886 г., закрыт в 1937 г., вновь открыт в 1999 г. Дата начала восстановления храма 1999 г. http://smolenski.cerkov.ru Село Верхние Раковы Рясы, Голожохово тож, получило свое название от протекавшей некогда близ него речки Раковой Рясы, от которой ныне осталось только одно сухое русло. В качестве села В. Раковы Рясы упоминаются в окладных книгах 1676 г. с церковью вмч. Георгия, двором попа Симеона, двором дьячковым, двором пономаревым, двором просвирницыным, в приходе которого 34 двора детей боярских и 4 двора бобыльских. Вместо упоминаемой в XVII ст. деревянной и пришедшей в ветхость церкви, в 1787 г. поставлена была новая, в то же храмонаименование, по храмозданной грамоте Тихона, епископа Воронежского и Задонского, которая освящена 13 ноября того же года. В 1807 г. дано было, по просьбе прихожан, дозволение на поправку оказавшихся в этой церкви ветхостей, а в 1850 г. при ней построена колокольня. В 1880 г. деревянная церковь была разобрана, на месте ее стоит каменная часовня. Каменная в селе В. Раковых Рясах Георгиевская церковь с приделом в честь иконы Смоленской Божией Матери была устроена в 1875 г., длина ее и ширина не превышает 17 аршин. Одновременно с церковью начата постройкою и колокольня, имеющая в вышину 22 арш., но окончена только в 1879 г. На устройство церкви и колокольни употреблено 16 947 руб. 81 коп. В церковной ограде помещается здание для школы, устроенное в 1881 г. При Георгиевской церкви имеется неприкосновенного капитала в количестве 700 руб., капиталы причта, положенные на вечные времена, не превышают 500 руб. Церковной земли во владении причта состоит усадебной 3 и пахотной 33 дес., плана и межевой книги на означенную землю у причта не имеется. В состав прихода входят село и деревни: Перелетаевка и Колычевские выселки, в коих в 1885 г. числилось муж. пола 927 душ, жен. пола 970 душ. По штату 1885 г. положены в причте при Георгиевской церкви священник, диакон и псаломщик.

http://sobory.ru/article/?object=17311

Грызлово. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Возведена в 1836 году на средства прихожан. В 1884 году были пристроены приделы, закрывшие трапезную и сам храм. Схема композиции: компактный четверик самого храма, трапезная с двумя приделами и полукруглыми апсидами, двухъярусная колокольня. Четверик храма имеет во втором ярусе низкий круглый барабан, перекрытый сферическим куполом с маковицей. Северный и южный входы выделены раскреповкой и оформлены в виде двухколонного портала, где колонны наборные с миниатюрными кубышечками. Колокольня невысокая, компактная, трехъярусная, с квадратными в плане ярусами. Второй ярус акцентирован треугольным разорванным фронтоном, третий — ярус звона — большими полуциркульными проемами. Завершена колокольня сомкнутым куполом с невысоким шпилем. Все окна первого яруса храма полуциркульные, на барабане — прямоугольные. Архитектурное убранство в древних частях осуществлено в системе упрощенного тосканского ордера, в приделах — с использованием древнерусских элементов. Главный информационно-вычислительный центр Минкультуры России Церковь была закрыта в 1930-х, и до начала 1990-х годов в ней располагался склад совхоза «Мирный труд». В настоящее время храм восстановлен и в нем регулярно совершаются службы. В состав села Грызлова входит, кроме села, деревня Роговая; количество прихожан обоего пола 2530 душ. Причт 3-х членный. Храм в селе каменный, построен на средства прихожан в 1836 г. и долгое время был однопрестольным – во имя Богоявления Господня. В настоящее время храм имеет три престола: главный придел был обновлен в 1898 г., северный придел освящен в 1884 г. в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и св. Тихона Задонского, южный – в честь Казанской Божией Матери. К достопримечательностям храма относятся две иконы, писанные на св. горе Афонской: Божией Матери «Достойно есть» и св. вмч. Пантелеимона. Церковной земли 36 десятин; в приходе есть земская школа. «Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской Епархии». Том I. - Орел. Типография Губернского Правления, 1905 г.

http://sobory.ru/article/?object=09732

Екатеринбург. Церковь Рождества Христова на Уралмаше. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Екатеринбург. Церковь Рождества Христова на Уралмаше. Каменная, трехпрестольная. Заложена в 1996 году. В храме находятся частицы мощей более чем 40 святых. Храм в честь Рождества Христова на Уралмаше Храм был воздвигнут чудесным образом " всем миром " всего за два с небольшим года. Закладка храма произошла 30 сентября 1996 года, а знаменательное его открытие в праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа 7 января 1999 года. Трудами настоятеля - митрофорного протоиерея Владимира Зязева, председателя приходского совета - Шевченко Елены Анатольевны, духовенства и всех служащих и трудящихся храм превратился в мощный духовный центр города Екатеринбурга, который неустанно окормляет храм Святой Троицы на Шарташе, церковно-приходскую школу, дом-интернат для инвалидов и престарелых, детский центр детей-инвалидов " Пеликан " , детский приют " Гнездышко " , больничные учреждения на Уралмаше, школы, училища, воинские части. В июне 1996 года, еще в приходском молитвенном помещении, начала мироточить небольшая икона Владимирской Пресвятой Богородицы и сразу чудным образом стало налаживаться строительство храма, благодаря небесному предстательству Владычицы нашей Богородицы и многих святых махина стройки не останавливалась ни на один день. В ее честь назван левый боковой придел. Правый боковой придел освящен во имя святого великомученика Георгия. По особому промыслу Божию в храме находится икона св. Георгия, написанная более 100 лет назад - " в память священного коронования их Императорских Величеств Государя Императора Николая Александровича и Государыни Императрицы Александры Федоровны 14-го мая 1896 года " . В храме находится рака с частичками мощей сорока святых божиих угодников, наиболее известных миру: апостолов Матфея и Павла, великомучеников Дмитрия Солунского и Никиты, святителей Иннокентия Иркутского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, Оптинских старцев, преподобных Далмата Исетского и Моисея Мурина, мучеников - младенцев от Ирода избиенных и другие.

http://sobory.ru/article/?object=01224

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010