Минск. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа. Свято-Духов кафедральный собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Кафедральный собор в честь Сошествия Святого Духа в Минске. Здание собора построено в 1633–1642 годах в качестве главного храма католического женского монастыря бернардинок, а с северной стороны был выстроен П-образный монастырский корпус. Главный вход в монастырь первоначально находился с противоположной от храма стороны. Строители возвели его на месте, где до начала XVII века находился православный монастырь во имя святых Космы и Дамиана. В продолжение XVIII–XIX веков храм и прилегающий к нему монастырский корпус неоднократно перестраивались, прежде чем принять нынешний архитектурный облик. В 1852 году католический монастырь был закрыт, а его насельницы переведены в Несвиж. В 1860 году бывший монастырский храм был обращён в православную церковь, которую освятили в честь святых Мефодия и Кирилла. Церковь была предназначена для студентов Минской духовной семинарии, которые временно, после своего переезда из Слуцка, размещались в келиях бывшего монастыря. В 1869 году, по ходатайству архиепископа Минского и Бобруйского Александра (Добрынина), из казны были выделены необходимые средства для приведения храма и прилегающего к нему здания в должный порядок, чтобы открыть здесь мужской православный монастырь. Выделена была сумма в 13 тысяч рублей, половину которой использовали при ремонте храма и на устройство в нём нового иконостаса. Открытие монастыря состоялось 4 января 1870 года, а в мае последовало предписание Синода именовать его Свято-Духовым. Братию составили монахи древнего Слуцкого Свято-Троицкого монастыря. В Минск были переведены его библиотека, ризница и многое другое монастырское имущество. Освящение главного престола монастырского храма в честь Сошествия Святого Духа было совершено 22 октября 1870 года, а 1 ноября того же года был освящён правый придел храма в честь святых Мефодия и Кирилла. Собор содержал в себе многие святыни, среди которых — икона святителя Никиты, епископа Новгородского, с частицей его мощей; прижизненный портрет святителя Тихона Задонского, четыре посеребренных креста, служивших ковчежцами для мощей. Имевшаяся на одном из крестов надпись свидетельствовала, что в крестах содержатся частицы святых мощей многих угодников Божиих. На главном престоле храма находилось древнее Евангелие, лично переписанное в 1582 году Слуцким князем Юрием Олелько и переданное им в Слуцкий Свято-Троицкий монастырь. Однако, в целом монастырь отличался бедностью. В 1905 году число его насельников не превышало десяти. Среди них был один архимандрит, один игумен, четыре иеромонаха, два иеродиакона и двое монахов.

http://sobory.ru/article/?object=07812

Москва. Церковь Богоявления Господня, что в Дорогомилово. Собор Богоявления Господня, что в Дорогомилово /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Как и все Богоявленские храмы, церковь (деревянная) была традиционно построена у воды, близ Москвы-реки: в престольный праздник на реке устраивалась «иордань», к ней из храма торжественно направлялся крестный ход. С тех же давних пор повелась традиция, продержавшаяся до самой революции: в храме служили преимущественно ранние обедни, ибо так было удобнее его прихожанам – трудящимся. Прошение о строительстве каменного храма для дорогомиловских ямщиков было подано в 1712 году, но был построен к 1727 году. С конца XVIII века стал меняться приход Богоявленского храма: на смену ямщикам, уходившим в посадские люди или возвращавшимся на родину, приходили «всяких чинов» люди. Тогда сложилась еще одна характерная черта Дорогомилова – здесь традиционно селились бедные или небогатые обыватели, крестьяне, солдаты, унтер-офицеры, купцы, мещане, занимавшиеся извозом, огородничеством, мелкой торговлей и ремеслами. Здесь селилось простонародье, но не пролетариат. Не случайно многие прихожане Богоявленского храма трагически погибли на Ходынском поле в 1896 году, о чем власти уведомили духовенство. Во время Отечественной войны 1812 Богоявленский храм обгорел и частично порушился. Вскоре Дорогомилово посетила новая беда – холерная эпидемия 1830 года. Считается, что в благодарность за избавление от нее в Богоявленском храме в 1835 году появился второй придел в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали». Великий 1861 год был торжественно отпразднован и в Дорогомилове. Благодарные ямщики, выходцы из крестьян, да и другие обыватели, в честь отмены крепостного права основали в своем приходском храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского. Чуть позднее появился еще один придел – во имя святителя Тихона Задонского, его святые мощи были прославлены в том же эпохальном 1861 году. Отмена крепостного права изменила судьбу храма. Крестьяне хлынули в город на всевозможные заработки, и численность прихожан Богоявленского храма колоссально возросла за счет пришлых рабочих людей. Так что храм, рассчитанный на 800 человек, не вмещал в себя всех желающих. С другой стороны, это было отрадным явлением: храм Богоявления всегда строился и поновлялся за счет своих прихожан, и деньги на его строительство они собирали с усердием.

http://sobory.ru/article/?object=34503

26 августа. ПРАВМИР. Святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский (в миру Тимофей), родился в 1724 году в селе Короцке Новгородской епархии в семье дьячка Савелия Кириллова. (Новая фамилия — Соколов была присвоена ему позже начальством Новгородской семинарии). С раннего детства после смерти отца он жил в такой нужде, что мать чуть было не отдала его на воспитание соседу, ямщику, так как кормить семью было нечем. Питаясь одним черным хлебом и то очень воздержанно, мальчик нанимался к богатым огородникам копать грядки. Тринадцатилетним отроком он был отдан в духовное училище при Новгородском архиерейском доме, а в 1740 году принят на казенное содержание в устроенную в Новгороде семинарию. Юноша учился отлично и по окончании семинарии в 1754 году был оставлен в ней преподавателем, сначала греческого языка, затем риторики и философии. В 1758 году он принял постриг с именем Тихон. В том же году его назначили на должность префекта семинарии. В 1759 году его перевели в Тверь с возведением в сан архимандрита Желтикова монастыря. Затем определили ректором Тверской семинарии и одновременно настоятелем Отроча монастыря. 13 мая 1761 года он был хиротонисан во епископа Кексгольма и Ладоги (викария Новгородской епархии). Посвящение было промыслительно. Молодого архимандрита предполагали перевести в Троице-Сергиеву Лавру, но в Петербурге при избрании Новгородского викария, на Пасху, из 8 жребиев трижды вынималось его имя. В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его на Херувимской песни (у жертвенника) как епископа. В 1763 году святитель был переведен на Воронежскую кафедру. В течение четырех с половиной лет управляя Воронежской епархией, святитель Тихон постоянно назидал ее своей жизнью и многочисленными пастырскими наставлениями и душеспасительными книгами. Он написал для пастырей ряд сочинений: «О седми Святых Тайнах», «Прибавление к должности священнической», «О таинстве Покаяния», «Инструкция о совершении браков». Особо требовал святитель, чтобы каждый священнослужитель имел Новый Завет и ежедневно его читал. В «Окружном послании» он призывал пастырей к благоговейному совершению таинств, богомыслию и братолюбию. («Наставление о собственных всякого христианина должностях» было многократно переиздано в Москве и Петербурге уже в XVIII веке).

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-obre...

  Об исповеди   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы вступили в новый церковный год. И это наше стояние перед светом Рождества Христова, Пасхи Господней, Фаворским светом и перед всеми праздниками церковными говорит нам о том, что мы должны позаботиться об исповеди в течение года, о том, что исповедь неотделима от молитвы и возможна только перед Светом, все проникающим, перед Светом, любящим нас. Исповедь возможна, когда Сама Божия Матерь и все святые, которым мы будем молиться, молятся о том, чтобы была побеждена в нас всякая тьма. Исповедь - это то, что всегда является существенно важным в жизни христианина. И к пониманию этого мы должны снова и снова возвращаться. Но особенно значительным это делается тогда, когда наступит Рождественский, Великий, Петров или Успенский пост. Исповедь важна, потому что в ней мы перед лицом Церкви, перед лицом священника, представляющего Церковь, исповедуем свое отвержение зла, царствующего в мире. Мы исповедуем свое несогласие с грехом, свое отвержение дел сатаны, которые присутствуют в грехах. Всю мерзость и растление греха в мире, который хочет нас тоже растлить. " Не хочу, не желаю, не принимаю. Отойди от меня, сатана " . Эта молитва святого Димитрия Ростовского и святого Тихона Задонского по отношению к хульным и скверным помыслам, собственно, и составляет сущность покаяния и исповеди. Мы уже отверглись сатаны и всех дел его в таинстве Крещения. Исповедь, покаяние - это второе крещение. И каждый день мы должны отвергаться этих темных дел. Есть даже обычай у некоторых православных христиан, что всякий день перед тем, как покинуть свой дом, осенять себя крестным знамением и произносить ту самую молитву, которую человек произносит в таинстве Крещения: " Отвергаюсь тебя, сатана, гордыни твоей, служения твоего и всех дел твоих " . Это отвержение должно быть постоянным. Но исповедь есть венец всего. Две опасности угрожают исповеди. Первая опасность заключается в том, что многие из нас, забывая о том, что открывают нам наши праздники, существующие ради нашего преображения, не видя, что Моисей повержен перед светом Христовым, продолжают приносить свою исповедь только по заповедям Моисеевым, которые составляют нравственный фундамент жизни Ветхого Завета. Он не упраздняется, разумеется, и в Новом Завете, но не может быть достаточным для христианина.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_10...

Божественное дело о нашем спасении (Слово Святителя Тихона Задонского ) Гди, услышах слух Твой, и убояхся ( Авв.3:1 ). Когда Всемогущий Бог сотворил небо и землю и прочие – видимые и невидимые – вещи, тогда, после всего, создал из земли человека и вдохнул в него живую душу; дал ему имя – Адам, ввел его в рай, – место прекрасное, украшенное всякими изящными и плодоносными деревами ( Быт.2:15 ). Адаму создал Бог помощницу – Еву, и обоим им – Адаму и Еве – дал заповедь такую, чтобы они вкушали плоды от всех дерев, а от того дерева, которое было посреди рая, не дерзали бы вкушать плодов. При том объявил им Бог, что «ежели вы вкусите плода от того заповеданного древа, то смертию умрете ( Быт.3:3 )». Адам и Ева не сохранили заповеди Божией, – вкусили от запрещенного древа: к этому преступлению и вкушению от того запрещенного древа прельстил их змий, или сам сатана, лукавый дух, действовавший в змие ( Быт.4:5, 13 ). Сим преступлением праотцы Адам и Ева весьма прогневали Бога и навели на себя клятву Божию; потому выгнаны из рая, осуждены на смерть и подпали вечному мучению ( Быт.23 ); а с ними и мы все, как сыны их, стали быть подвержены Правосудием Божиим той же клятве и казни. Однако же Бог, как весьма благ и милостив, еще тогда обещал им и всем, имеющим быть после них людям, послать избавление. Избавление сие, имеющее быть всему миру, милосердый и человеколюбивый Бог предвозвещал различным образом: предъявлял всякими знамениями – чрез Патриархов и Святых мужей, – предсказывал Духом Своим Святым чрез Пророков, как обо всем этом написано в книгах Ветхого Завета. А как приблизилось то время, в которое Бог определил послать то избавление роду человеческому, – родился от неплодных и старых родителей, праведных – Захарии священника и Елисаветы, пророк именем Иоанн, которого рождение празднуется 24 июня. Сей Пророк был как бы посредником между Ветхим и Новым Заветом; ибо – от его рождения – ветхий закон начал отступать, а новый наступать. Этого сына дал Бог Захарии и Елисавете – чрез явление Архангела Гавриила. Он назван Предтечею, потому что послан от Бога уготовать путь Избавителю, и возвестить людям пришествие Спасителя в мир. И возвестил так, как утренняя звезда возвещает приближающееся восхождение солнца; потому и Церковь называет его «денницею», т. е. утреннею звездою Солнца праведного Христа, воссиявшего в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

Василий Никифоров-Волгин. «Торжество православия» Протодьякон бросал с высоты восходницы огненосное, страшное слово: анна-фе-мма! В этот день мать плакала: Жалко их… Господи!.. 1 марта, 2015 Протодьякон бросал с высоты восходницы огненосное, страшное слово: анна-фе-мма! В этот день мать плакала: Жалко их… Господи!.. Что чувствует сердце человека, когда в церкви раздаются возгласы дьякона об анафеме для грешников? Об этом — в рассказе Василия Никифорова-Волгина о сегодняшнем празднике Торжества Православия. Отец загадал мне мудреную загадку: — «Стоит мост на семь верст. У конца моста стоит яблоня, она пустила цвет на весь Божий Свет». Слова мне понравились, а разгадать не мог. Оказалось, что это семинедельный Великий пост и Пасха. Первая неделя поста шла к исходу. В субботу церковь вспоминала чудо великомученика Феодора Тирона. В этот день в церкви давали медовый рис с изюмом. Он так мне понравился, что я вместо одной ложечки съел пять, и дьякон, державший блюдо, сказал мне: – Не многовато ли будет? Я поперхнулся от смущения и закашлялся. В эти Богоспасенные дни (так еще называли пост) я часто подходил к численнику и считал листики: много ли дней осталось до Пасхи? Перелистал их лишь до Великой субботы, а дальше ух не заглядывал – не грешно ли смотреть на Пасху раньше срока? Отец, сидя за верстаком, пел великопостные слова: Возсия, благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших; отложим дела тьмы, и облечемся во оружие света: яко да преплывше поста великую пучину. Все чаще и чаще заставляли меня читать по вечерам «Сокровище духовное от мира собираемое» св. Тихона Задонского. Я выучил наизусть вступительные слова к этой книге и любовался ими как бисерным кошелечком, вышитым в женском монастыре, и подаренным мне матерью в день Ангела: «Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и сокрывает их: так христианину можно от мира сего собирать душеполезные мысли, и слагать их в клети сердца своего, и теми душу свою созидать». Многое что не понимал в этой книге. Нравились мне лишь заглавия некоторых поучений. Я заметил, что и матери эти заглавия были любы. Прочтешь, например: «Мир», «Солнце», «Сеятва и жатва», «Свеща горящая», «Вода мимотекущая», а мать уж и вздыхает:

http://pravmir.ru/vasiliy-nikiforov-volg...

ГРЕХ, ГРЕХОВНОСТЬ, ГРЕХОПАДЕНИЕ, ГРЕШНИК Адам должную любовь к Создателю своему обратил к созданию Его и так тяжко согрешил (5:33, см. ХРИСТИАНИН , 1087). Грехопадение от зависти Диавола Не без воздыхания и скорби читают тое, что человек, который так высоко от Бога был почтен, в так глубокую несчастия яму завистию диавольскою упал, и который тако от Бога возлюблен и вышеестественно одарен был, врагом Его сотворился, и со смирением и жалением исповедаются: «согрешихом со отцы нашими, беззаконновахом, неправдовахом» ( Пс. 105, 6 ). Вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия» ( Рим. 3, 23 ) (3:437). Нарушили заповедь, послушав Диавола Заповеди Божия прародители наши не сохранили; «от заповеданнаго древа вкусили» ( Быт. 3, 6 ). К сему преслушанию и законопреступлению прельстил их змий лукавый и сатана, позавидев великому их блаженству. И тако они, не послушавши Бога, Создателя своего, послушавши же прелестника и врага своего, весьма тяжко согрешили пред Богом; чего ради лишилися милости Божией и благодати, которою их почтил Бог в создании; потеряли образ Божий, и из святых и праведных сделались нечистыми, скверными и грешными, и подпали праведному гневу Божию и всякому неблагополучию, временному и вечному (3:124). Что повлекло за собой грехопадение ПРАРОДИТЕЛЕЙ? Знаете вы сами, что неделя сыропустная заключает, в которой воспоминает нам Церковь святая падение и изгнание из рая праотца нашего Адама, а с ним и нас самих. Так мы поэтому в тот день оплакиваем крайнее наше несчастье; оплакиваем мы тогда тот час и день, в который род наш начал быть преступником заповеди Божия, и Бога преблагаго прогневлять. Оплакиваем тот день, в который Божиим правосудием проклятию преданы мы, на смерть осудилися, предалися тлению, изгналися от рая, лишилися краснейшей оной доброты, удалилися от Богозданнаго селения, посланы в юдоль сию плачевную, «в поте лица» нашего искать хлеб себе. С крайним нашим жалением воспоминаем тое время, в которое мы подпали всяким несчастьям, бедам, болезням, немощем, печали, воздыханию. Плачем еще, поминая тот час, в который образ Божий, неизреченную оную доброту потеряли мы, и «приложилися скотам несмысленным и уподобилися им», в который наконец смерть начала над нами царствовать (1:42).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Документы Послание к боголюбивой пастве Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшегося с 15 по 19 мая 2006 г. 20.05.2006 01:51 Архиерейский Собор, собравшийся в доме святителя Тихона Задонского под покровительством Одигитрии Русского Зарубежья Курско-Коренной иконы Божией Матери в г. Сан-Франциско, приветствует свою богохранимую паству, рассеянную по всему лицу земли, светлым пасхальным приветствием: Христос Воскресе! Опираясь на поддержку IV Всезарубежного Собора и выражая его единодушное желание, мы предприняли определенные положительные шаги к достижению вожделенного церковного мира в нашей Поместной Русской Православной Церкви. С Божией помощью, достигнуто общее согласие поэтапного развития канонического и евхаристического общения между разрозненными частями единой Русской Церкви. Комиссии по переговорам со встречной комиссией Русской Православной Церкви Московского Патриархата поставлены определенные задачи для неотложного обсуждения на следующем совместном заседании по разрешению остающихся вопросов. Надежда на богоугодное уврачевание вынужденного разделения открывает нам вдохновляющую возможность единодушного созидательного труда на ниве Христовой. Трудно измерить и оценить сколько времени и сил было потрачено на противоборство с обеих сторон—в те десятилетия разделения, когда существовала безбожная власть, пытавшаяся разрушить, но невозмогшая одолеть Христову Церковь на многострадальной земле Российской. Освобождающиеся силы церковных деятелей и всего православного сообщества должны быть направлены на мужественную борьбу с грехом, который небывало глубоко поразил все человеческое общество, не щадя и христианские семьи. Противостояние друг другу русских единоверных людей после падения советско-атеистического тоталитаризма уже причинило много вреда, и особенно в деле воспитания детей и юношества. Невозможно далее мириться с тем, чтобы мы, православные русские люди, были не то, что участниками, но хотя бы только равнодушными безучастными наблюдателями раздирания нешвенного Христова хитона в междоусобной распре единоверных и единокровных братьев во Христе.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Елец. Знаменский монастырь. Карта и ближайшие объекты История женского монастыря на Каменной горе в Ельце уходит своими корнями в начало 17 столетия. Тогда, в 1628-1629 годах монахом Савватием в лесу на «старом городище», занимавшим обрывистый каменный мыс, образованный рекой Ельчик и оврагом Каменный верх, был построен скит с деревянной церковью во имя «Рождества Пресвятыя Богородицы и Ея честныя иконы Знамения Курския». В нескольких кельях жили по два-три старца из Троицкого монастыря. В 1657 году в скиту проживало 5 монахов. В это время, при поддержке Елецких купцов благотворителей и воеводы была построена вторая церковь во имя Николая Чудотворца, тогда же монастырь был обнесён деревянным забором. Тихая и уединённая жизнь монахов Троицкой обители закончилась в 1683 году, когда поступил указ епископа Митрофана о преобразовании Каменогорского скита в женский монастырь. В это время в обители действовали храмы, построенные ещё монахами скита. Так же Троицкий монастырь передал насельницам часть своих земель. В 1764 году с учреждением штатов «Елецкий Богородицкий» женский монастырь был упразднён указом Екатерины Второй. Монахиням предписывалось покинуть обитель и переселится в единственный оставшийся штатным монастырь епархии – Воронежский Покровский. Но, несмотря на указание покинуть монастырь, елецкие монахини продолжали жить в своих кельях на Каменной горе. Не получая жалования, насельницы существовали на помощь от жителей города. Упразднением монастыря беды для оставшихся в нём матушек не закончились. В 1769 году во время большого пожара в Ельце сгорели и все постройки Знаменского монастыря. В это время в обители оставалось три монахини, которым удалось спасти лишь некоторую церковную утварь, а на пепелище обрести нетронутыми пламенем три иконы. Две старица, оставшиеся на пепелище, наотрез отказались покинуть Каменную гору. Монахини жили в уцелевшем каменном погребе, покрытом дубовыми ветвями. Позже силами благотворителей для стариц выстроили новую келью по просьбе епископа Тихона Задонского. А в 1770 году силами прихожан на месте сгоревшей обители был выстроен новый небольшой деревянный храм во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы, а при нём открыт приход. Постепенно росло число сестёр, поселившихся на месте прежнего монастыря. В связи с чем, ельчане в 1774 году решили ходатайствовать о восстановлении в городе женского монастыря, однако получили отказ. Посетив любимый им Елец в последний раз в 1779 году, святитель Тихон Задонский побывал и на Каменной горе, увидел население её, и благословил всех монашествующих и указал место строительства соборного храма.

http://sobory.ru/article/?object=06487

Желание Видим, что люди много чего желают в мире, и чего желают, того ищут. Но пусть люди желают и ищут того, чего хотят. Христианин! Ты желай и ищи своего, то есть того, что тебе прилично и нужно. Желают люди счастья и благополучия в этом мире иметь. Ты желай и старайся истинное благочестие в сердце своем иметь… Желают люди освободиться от работы и быть свободными. Ты желай освободиться от работы греховной и быть свободным от грехов. Вот желание христианское! Вот истинная свобода! Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободит вас, то истинно свободны буде те ( Ин. 8, 34, 36 ). Желают люди победить людей. Ты желай победить самого себя… Желают люди господами быть и другими повелевать. Ты желай и старайся над плотью своей господствовать и ею повелевать. Вот желание христианское! Вот истинное господство! Желают люди над людьми царствовать. Ты желай и старайся над своими страстями и похотями царствовать. Вот желание христианское! Истинный царь тот, кто собой и своими страстями владеет. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ( Гал. 5, 24 ). Они господа, владетели и цари!.. Желают люди врагам своим отомстить и обидой обиду отвратить. Ты, христианин, желай и старайся врагам своим уступить и обиду их добротворением наградить. Вот желание христианское! Вот мщение истинных христиан! Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты со берешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром ( Рим. 12, 20–21 ). Желают люди здоровое тело иметь. Ты желай и старайся, чтобы исцелилась и здоровой была душа твоя… Желают люди говорить и с людьми разговаривать. Ты желай и старайся больше молчать, чем говорить – да избежишь греха… Желают люди красиво и гладко говорить. Ты желай красиво и по-христиански жить… Желают люди от людей получать. Ты, христианин, желай и старайся людям давать, помня слово Господа Иисуса, ибо Он Сам говорит: блаженнее давать, нежели принимать ( Деян. 20, 35 ). Желают люди в доме красивом и богатом жить. Ты желай и старайся жить в доме Божием, который есть Церковь Бога Живого, и быть согражданином святым и своим Богу ( 1Тим. 3, 15 ; Еф. 2, 19 )...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010