Бердск. Церковь Сретения Господня (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Сретения Господня , Богоявления Господня , Успения Пресвятой Богородицы Год постройки:1808. Год утраты:1963 (затоплена) Адрес: Новосибирская обл., акватория Новосибирского (Обского) водохранилища, остров Умовский (зона затопления) Координаты: 54.781589, 83.013638 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Село Бердское (Бердский острог), располагалось в 8 км от современного Бердска и было затоплено в конце 1950-х годов. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты История Сретенской церкви неразрывно связана с историей города Бердска. В 1716 г. при основании Бердского острога одной из первых построек была деревянная церковь, освящённая в честь Сретения Господня. Через 50 лет его расширили, увеличив в размерах. Но деревянное здание, простояв около века, сгорело во время пожара. А уже через год, в 1808 г. (по документам Томского архива), у бердчан был новый кирпичный храм, трехпрестольный: главный престол во имя Сретения Господня, один придел во имя Богоявления Господня, второй придел в честь Успения Божией Матери. Земли при церкви около 200 десятин и лесного надела до 4 десятин. Состав прихода: село Берское (именнно так называлось в 1910-1911 г.г. нынешний город Бердск), деревни: Луговая в 2-х верстах, Морозова - 14 в., Тальменская - 17 в., Ельцовская - 8 в., Сосновская - 15 в., Миильтюшская - 18 в., Верхне-Чемская - 10 в. и мукомольный завод В.И. Горохова - 5 в. Прихожан обоего пола в приходе было 7314 душ. Причта по штату: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание причта прии готовых причтовых домах для священника и диакона и квартирном пособии для псаломщиков по 36 рублей в год. При приходе была походная церковь во имя Св. Тихона Задонского Чудотворца, устроенная в 1897 г. На окраинах с. Берского находились три часовни. В приходе была приписная церковь-школа во имя Св. Равноапостольного Великого Князя Владимира в деревне Тальменской, построенной в 1899 году. В деревнях Морозовой и Тальменской были церковные школы грамоты. Учащихся в них обоего пола 65 человек. Кроме того, в приходе были 4 училища Министерства Народного Просвещения: 1) Берская ремесланная низшая школа с 14 учащимися, открытая в 1903 г., 2) Берское двухклассное училище с 270 учащимися, открытое в 1901 г., 3) Мильтюшское одноклассное училище с 41 учащимися и 4) народное училище на мукомольном заводе Горохова с 42 учащимися, открытое в 1888 г. Церковная библиотека состояла из 635 названий книг. Церковное попечительство существовало с 1896 г.

http://sobory.ru/article/?object=53161

Демидов. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Возведение храма во славу Покрова Пресвятой Богородицы связано с фамилией поречских купцов Куксиных. Строительство началось в 1857 г.иждивением главы семьи Дмирия, а после его смерти продолжено наследниками, братьями Иваном и Василием. Первоначально храм был кладбищенским, а с 14 февраля 1865 - приходским. Куксины первоначально заложили однопрестольную церковь, но в 1965 г. задумали расширить здание пристройкой двух приделов, на что 10 октября 1865 г. было получено благословение правящего архирея и разрешение строительной комиссии при духовной консистории. 17 октября после литургии состоялась торжественная закладка первых камней в основание южного придела, который решили посвятить памяти русских святителей - Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. 26 октября состоялся чин закладки северного придела, посвящённого преподобным Сергию Радонежскому и Нилу Столобенскому.Строительство завершено не позднее 1867. Покровский храм был закрыт 10 февраля 1941г. Во время оккупации храм был открыт для богослужений. В связи с небольшим периодом между прекращением и возобновлением богослужебной жизни в Покровском храме сохранился дореволюционный трёхъярусный иконостас, хотя серебряные оклады и многие иконы были утеряны. После окончания войны церковь оставалась действующей и впоследствии не закрывалась. Покровская церковь занимает одну из ключевых позиций в градостроительной структуре Демидова. В объёмной композиции храма можно разглядеть влияние русского стиля, несмотря на то, что здание выполнено в стиле запоздалого классицизма. К четверику храма примыкает полукруглая алтарная апсида и равная по ширине трапезная. Притвор служит основанием для шатровой колокольни. Храм завершен пятиглавием. Сведения взяты из книги иеромонаха Рафаила (Ивочкина) " Поречская земля: православные храмы " . - Смоленск, 2007 Сооружена в 1857 г. на средства купцов Куксиных, придел построен в 1865 г. Кирпичные стены оштукатурены. В объемной композиции этого запоздалого памятника классицизма и в некоторых деталях декора уже сказывается влияние русского стиля. К четверику храма примыкают полукруглая апсида и равная по ширине трапезная. Широкий притвор служит основанием для яруса звона шатровой колокольни. Храм завершен пятиглавием, центральная глава световая. С северной и южной сторон к трапезной пристроены симметричные приделы. Их прямоугольные алтари примыкают к стенам основного четверика. В верхних частях северного и южного фасадов храма выложены три декоративные арки - вокруг арочных окон. Входы в храм акцентированы сильно выступающими арочными порталами. Барабан центральной главы украшен архитектурно-колончатым поясом. Остальные элементы декора (пилястры, филенчатые ниши) характерны для классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=08293

сост. А.Ф. Грушина Духовные беседы с прихожанами (1922–1929) 410 О Церкви (беседа первая) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Приступая к изучению святоотеческого подвижнического опыта с целью воспользоваться им в своей жизни, нужно, прежде всего, осознать, что же мы представляем собой как члены Церкви, в каком отношении стоим, друг к другу, к святым – одним словом, что же такое Церковь , в которую мы пришли и где думаем единственно получить спасение? Ведь мы понимаем, что вне Церкви нет спасения 411 , что без неё мы не можем двинуться по пути духовного делания. Что такое Церковь по существу и что она даёт входящим в неё верующим? Учение о Церкви мы находим во всей церковной письменности, начиная от Посланий апостольских и далее у всех отцов Церкви. Особенно чётко оно изложено и подчеркнуто первыми главными учителями: Василием Великим , Григорием Богословом и Иоанном Златоустом ; встречается и у русских отцов Церкви, в частности у Тихона Задонского и у жившего в наши дни отца Иоанна Кронштадтского . Это учение мы забыли, оторвавшись от него, и тем лишились правильного понимания нашего спасения, что не может не отразиться на самом деле спасения. Мы знаем, что митрополит Филарет в «Катехизисе» определил Церковь как общество верующих, связанных одними Таинствами, обрядами, иерархией и т. д. 412 Но спрашивается: каково же это общество в своём существе, каково его отличие от прочих человеческих обществ и в чём его высшая ценность? В святоотеческих писаниях мы не находим определения Церкви как некоего человеческого общества. Сама Церковь учит по-иному. По её учению, она есть Тело Христово. Как для общего искупления человечества Христос воплотился, принял тело человека, так для спасения каждого верующего Он оставил Тело Своё на земле. Мы, входя в Церковь , входим в Тело Христово, становимся членами этого Тела. Выражение и раскрытие приведённого определения Церкви мы находим уже у апостола Павла. В Послании к колоссянам он пишет: Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь (1:24; см. также 1:18). А в Первом послании к коринфянам, говоря им о дарах духовных, он пишет: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, иудеи или еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих... И вы – тело Христово, а порознь – члены ( 1Кор. 12:12–14.27 ). Ту же мысль мы видим у него в Послании к ефесянам: Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его ( Еф. 5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Бердск. Церковь Сретения Господня. Карта и ближайшие объекты Первый деревянный Сретенский храм в Бердском остроге был заложен при основании острога в 1716 г. Позднее был построен каменный храм. В 30-е годы XX века его закрыли и разрушили, а в 1953 году фундамент храма был затоплен водами Обского водохранилища. В 1989 году приход был возрожден. Под храм переоборудовали частный дом. Официальная регистрация бердской общины состоялась в апреле 1990 года. В этом же году организация «Гигант», находящаяся в городе Бердске, подарила Сретенской церкви колокол, чудом сохранившийся со старого Сретенского храма. Новый храм начали строить в 2005 году по проекту архитектора П.А.Чернобровцева. Освятили Сретенский храм 14 февраля 2009 г. Источник: сайт Бердск православный История Сретенской церкви неразрывно связана с историей города Бердска. В 1716 году при основании Бердского острога одной из первых построек была деревянная церковь, освящённая в честь Сретения Господня. Через 50 лет его расширили, увеличив в размерах. Но деревянное здание, простояв около века, сгорело во время пожара. А уже через год, в 1808 году (по документам Томского архива), у бердчан был новый кирпичный храм, трехпрестольный: главный престол во имя Сретения Господня, один придел во имя Богоявления Господня, второй придел в честь Успения Божией Матери. Земли при церкви около 200 десятин и лесного надела до 4 десятин. Состав прихода: село Берское (именнно так называлось в 1910-1911 гг. нынешний город Бердск), деревни: Луговая в 2-х верстах, Морозова - 14 в., Тальменская - 17 в., Ельцовская - 8 в., Сосновская - 15 в., Миильтюшская - 18 в., Верхне-Чемская - 10 в. и мукомольный завод В.И. Горохова - 5 в. Прихожан обоего пола в приходе было 7314 душ. Причта по штату: два священника, диакон и два псаломщика. Содержание причта прии готовых причтовых домах для священника и диакона и квартирном пособии для псаломщиков по 36 рублей в год. При приходе была походная церковь во имя Св. Тихона Задонского Чудотворца, устроенная в 1897 году. На окраинах с. Берского находились три часовни. В приходе была приписная церковь-школа во имя Св. Равноапостольного Великого Князя Владимира в деревне Тальменской, построенной в 1899 году. В деревнях Морозовой и Тальменской были церковные школы грамоты. Учащихся в них обоего пола 65 человек. Кроме того, в приходе были 4 училища Министерства Народного Просвещения: 1) Берская ремесланная низшая школа с 14 учащимися, открытая в 1903 году, 2) Берское двухклассное училище с 270 учащимися, открытое в 1901 году, 3) Мильтюшское одноклассное училище с 41 учащимися и 4) народное училище на мукомольном заводе Горохова с 42 учащимися, открытое в 1888 году. Церковная библиотека состояла из 635 названий книг. Церковное попечительство существовало с 1896 года.

http://sobory.ru/article/?object=16120

Брянск. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Тихвинская церковь Карта и ближайшие объекты Приход образовался в XVII столетии. Прихожане его состояли главным образом из мещан - чернорабочих, жителей «Новой Слободы». Всего 680 человек. Тихвинский храм каменный, заложен в 1755 году вместо старого деревянного во имя Святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Строительство продолжалось 14 лет, и в 1769году храм был освящен. Первоначально он был двухпрестольным: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и во имя Святителей Афанасия и Кирилла, Архиепископов Александрийских. В 1863 году теплый зимний храм был расширен, устроен левый придел — во имя Святителя Тихона, Епископа Воронежского, Задонского Чудотворца. При храме действовала школа грамоты. В 1931-1934 гг. в храме служил Архиепископ Даниил (Троицкий, +1934). В июле 1937 г. был арестован, а 17 октября расстрелян настоятель храма священник Константин Алексеевич Афанасьев. В том же году храм закрыли, вскоре разобрали верх колокольни и главу храма, произвели внутреннюю перепланировку. В годы гонений на Церковь храм использовался как коммунальное общежитие. В конце 1960-х годов в нем собирались разместить планетарий, но решили использовать как архивное хранилище. В 80-е годы XX века храм был снаружи реставрирован. Усилиями прихожан Воскресенского храма в 1991 году храм был передан верующим в безвозмездное бессрочное пользование. После открытия храма при нем была устроена Воскресная школа для детей, построены часовня, здание Воскресной школы, возведена ограда вокруг храма и здания Воскресной школы. Приведен в порядок Некрополь бывших прихожан храма, отремонтированы три алтаря храма и расписаны иконостасы, завершается роспись зимнего храма. Центральный алтарь и храм освящены в 1995 году. В храме находятся две чтимых иконы Божией Матери. Сведения взяты из статьи «Храмы Брянского благочиния», опубликованной в «Брянском Православном Календаре на 2006 год» (Издание Брянского Епархиального Управления). На пологом склоне над Десной, в бывшей Новой слободе, стоит один из древнейших храмов Брянска - Тихвинская церковь.

http://sobory.ru/article/?object=00661

Усмань. Софийский Успенский женский монастырь. Храмы монастыря: Церковь Успения Пресвятой Богородицы Карта и ближайшие объекты Успенский Софийский женский монастырь. Успенская церковь, половина холодная, половина теплая, построена в 1817 г. на средства Усманской помещицы Федоровой. Престолов три: главный холодный в честь Успения Пресвятой Богородицы и придельные – во имя вкмч. Георгия, во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Местно-чтимая икона Скорбящей Божией Матери и келейная камилавка святителя Тихона Задонского. Количество сестер 250, занимаются рукоделиями. При монастыре есть два хутора: первый при деревне Егоровой Усманского уезда, в 14 верстах, а другой при лесной монастырской даче при селе Крутчике Усманского уезда. Есть монастырский лес. Есть церковно-приходская женская одноклассная школа, два законоучителя при школе получают по 15 руб. Есть приют для сирот духовного звания. Имеются опись церковного имущества и метрические книги с 1883 года. Церковная библиотека в 120 томов. Штат: два священника и два псаломщика в сане диакона на псаломщических вакансиях. У причта земли 33 десятины пахотной, удобная, в 14 верстах от монастыря. Причтового капитала 1000 руб. Дома монастырские. А. Е. Андриевский «Историко – статистическое описание Тамбовской епархии.» Тамбов, типо-литография Н. Бердоносова и Ф. Пригорина, 1911 г. Усманский уезд, стр. 369. Успенский Софийский женский монастырь. Обитель, с Высочайшего разрешения, последовавшего на докладе Святейшего Синода 1799 г. марта 21 дня, построена иждивением Усманской помещицы, майорской дочери, девицы Надежды Георгиевны Федоровой, и в 1817 г. по указу Св. Синода формальным порядком открыта. Церковь в обители пока одна, каменная, с такою же колокольнею. При колокольне с обеих сторон каменные жилые помещения в два этажа. Престолов в церкви три: один в холодной церкви в честь Успения Божией Матери освящен Преосвященным Евгением, остальные два в приделе теплом: первый во имя св. вкмч. Георгия и второй во имя Св. муч. Софии и трех ее дочерей Веры, Надежды и Любви, освящены Преосвященным Ионою в 1817 г. Церковь утварью достаточна, имеет полный круг богослужебных книг и библиотеку, состоящую из книг, полезных для чтения сестер.

http://sobory.ru/article/?object=17455

М.И. Вострышев Прошу ваших святых молитв... В кровавом ноябре 1917 года, когда рушились основы многовекового православного государства, патриарх Тихон стал для России Великим Господином, вокруг которого – надеялись – еще соберется воедино Русская земля, Заступником и Печальником за Святую Церковь и верных ее чад, попираемых безбожной властью, Мучеником, жертвующим собою ради спасения православия и Отечества, Дивным Старцем, чьими молитвами простятся грехи народа его. Тысячи поздравлений с избранием получил Святейший Тихон, в которых – боль за Россию, надежда на искупление грехов, желание быть полезным Отечеству, упование на Русскую Православную Церковь и ее патриарха. Ваше избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по Академии. Подобно тому, как полтораста лет назад мальчики, учившиеся в новгородской бурсе, дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, а затем их внуки совершили уже настоящее каждение перед нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского , так и Ваши собственные товарищи по Академии прозвали Вас Патриархом, когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования, данного Вам друзьями молодости за Ваш степенный, невозмутимый, солидный нрав и благочестие. Архиепископ Антоний (Храповицкий) Восстановление патриаршества – для нас радость, а для Вас – великий подвиг, путь крестный, идти по которому можно только в уповании на промыслительную силу Божию, избирающую людей по Своему усмотрению. С человеческой точки зрения понятны нам отречения многих великих святых мужей, которые отказались от чести быть во главе Церковного управления и, оставляя все, убегали в пустыни. Несомненно, и ты обуреваем был подобными мыслями, при сознании всей тяжести предстоящего подвига, ответственности за всю Русскую Церковь , тяготы печальника за сынов нашей Родины.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня. Вознесенский собор Карта и ближайшие объекты 25 ноября 1843 года Государь Император Николай I утвердил представленный ему архитектором Константином Андреевичем Тоном (1794-1881) проект Вознесенского собора города Ельца Орловской (ныне Липецкой области) губернии. В резолюции Он " повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение " . 22 августа 1845 года торжественный звон-благовест всех семнадцати елецких церквей возвестил о закладке крупнейшего храма Ельца - Вознесенского собора. Главным строителем был назначен И.Г. Петров, его помощниками - И.И. Попов и И.И. Уклеин. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Иванович Вальпреди. Высота собора с крестом 74 метра. Строительство храма велось 44 года. На сегодняшний день собор имеет три зала - летний, зимний и нижний. Летний с тремя приделами: главный - в честь Вознесения Господня, правый - в честь Казанской иконы Божией Матери, левый - в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя приделами: правый - в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый - в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами - центральный - в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый - в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый - в честь святителя Митрофана епископа Воронежского. Собор также имеет известность и тем, что до 1982 года здесь нес пастырское послушание архимандрит Исаакий Виноградов - наш современник, известен в духовных кругах России и за рубежом как высоко-духовный пастырь Церкви Христовой. В настоящее время готовятся документы для Его канонизации в лике святых РПЦ. Собор расположен на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу издалека, особенно величественно смотрится с противоположного берега реки, со стороны Засосенской части города. Собор играет важнейшую роль в силуэте города, подчёркивая его центр. Здание удивляет размерами: высота Собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Говорят, что в России больше его по величине лишь Исаакиевский собор в Петербурге. В старину на месте собора находилось кладбище и церковь Св. Кирика и Улиты, а на месте колокольни собора стояла Успенская церковь , которая теперь расположена на углу улиц Карла Маркса и Советской.

http://sobory.ru/article/?object=00331

Интервью Святейшего Патриарха Алексия болгарскому порталу «Религия БГ» 9 апреля 2007 г. 21:13 В преддверии Светлого Христова Воскресения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы главного редактора болгарского портала «Религия БГ» Албены Алексиевой. — Ваше Святейшество, традиции и теплые связи между нашими Православными Церквами — Болгарской и Русской — коренятся в глубокой древности. Еще митрополит Киприан (болгарин по происхождению) возродил Русскую Православную Церковь в XV веке. Русская Церковь в лице святителя Феофана Затворника сыграла большую роль в заступничестве перед царем–освободителем для освобождения Болгарии от турецкого ига. Ныне в Болгарии имена великих русских святителей Тихона Задонского, Дмитрия Ростовского, Серафима Саровского, Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова, Феофана Затворника, Митрополита Алексия и т.д. очень известны и глубоко почитаются. Большая духовная радость сегодня у нас и то, что в глубоком сердце нашей столицы Софии находятся святые мощи святителя Серафима Соболева. Имея в виду эти духовные и исторические связи между нашими Церквами, как Вы расцениваете эти связи сегодня, в настоящем дне? — В настоящее время эти связи также поддерживаются на традиционно высоком уровне и отличаются особой теплотой и интенсивностью. В Москве действует подворье Болгарской Православной Церкви , а в Софии — Подворье Русской Православной Церкви. Официальное общение между нашими Церквами проходит на уровне церковных делегаций. За последнее время ни одно важное церковное празднование ни в Болгарии, ни в России не проходило без участия, соответственно, русской или болгарской церковных делегаций. Студенты из Болгарии учатся в духовных школах Русской Православной Церкви, также как и наши студенты ездят на учебу в Болгарию. Среди епископата нашей Церкви есть архиереи, получившие духовное образование в богословских заведениях Болгарской Церкви, а многие болгарские архиереи называют Московскую Духовную академию своей Alma Mater. Мы видим, что традиция нашего близкого братского общения не прерывается.

http://patriarchia.ru/db/text/226823.htm...

Карачев. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В середине XVII столетия, во время возстановления Карачева после разорения поляками в эпоху Смутного времени, «на посаде, за древней осыпью» был сооружен новый деревянный храм во имя особо почитаемого на Святой Руси Святителя Николая, с приделом Святого Иоанна Воина. Храм этот, как сообщают исторические источники, был построен общими силами причта и прихожан. Около храма существовало приходское кладбище, церковные усадебные места. Кроме того, храму принадлежала пашня в верховьях речки Горе-Грязи. В 1806 году придел Святого мученика Иоанна Воина был заменен приделом Святого Пророка Илии. По преданию, причиной этого послужило событие, произошедшее в 1805 году. По случаю продолжительной засухи по городу был устроен Крестный ход с молебным пением о низпослании дождя. Во время молебна перед Никольским храмом светлое солнечное небо мгновенно покрылось дождливыми тучами, из которых полил обильный дождь. То лето было особо урожайным. В ознаменование этой милости Божией горожане решили соорудить придел во имя Святого Пророка Илии. Ведь до Смутного времени в городе существовал храм Пророка Илии, сожженный вместе с городом поляками. Именно на этом месте и был построен храм Святителя Николая. В 1860 году вместо деревянного Никольского храма был выстроен новый каменный пятиглавый храм при большой Орловской дороге. Его строителем был крестьянин деревни Масловка Гавриил Васильевич Болдырев. Началось строительство храма в 1855 году, а в 1860 году он был освящен по благословению Преосвященного Поликарпа. Вначале храм был устроен без трапезной части, с тремя Престолами: во имя Святителя Николая, Святого Пророка Илии и в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В 1862-1863 годах была пристроена трапезная часть и каменная колокольня, были сооружены еще два Престола: во имя Святителя Тихона Задонского и Святого мученика Иоанна Воина. В 1871 году произошла перестройка верхней части храма: из-за непрочного грунта, на котором некогда был возведен храм, дали трещины его капитальные стены, и было решено облегчить его верхнюю часть. Вместо прежних пяти глав был устроен один купол. Это один из ранних на Брянщине образцов русско-византийского стиля середины XIX столетия.

http://sobory.ru/article/?object=07421

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010