Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВЕНАНТЕРЫ [от англ. covenant - завет, торжественная клятва, договор], участники религ. движения в Шотландии, выступившие против введения в стране епископальной системы управления Церковью и одобрившие «Национальный Завет» (National Covenant, 1638) и «Славную Лигу и Завет» (Solemn League and Covenant, 1643), которые закрепляли пресвитерианскую форму управления Церковью. Приняв идею ограничения королевской власти, движение К. приобрело религиозно-политический характер. Религиозно-политические соглашения (Заветы) являлись отличительной чертой Церкви Шотландии, основоположники реформатской Церкви Дж. Нокс (ок. 1514-1572) и Э. Мелвилл (1545-1622) взяли за образец ветхозаветные прецеденты - Заветы с Богом, к-рые заключали Авраам , Моисей и др. пророки. В Шотландии принятие «Заветов» служило делу защиты реформатской Церкви и происходило, как правило, в периоды объединения национальных и религ. устремлений шотландцев. Дж. Нокс. Скульптура в соборе Сент-Джайлс в Эдинбурге. 1904 г. Скульптор М. Гилливрей Дж. Нокс. Скульптура в соборе Сент-Джайлс в Эдинбурге. 1904 г. Скульптор М. Гилливрей Реформация в Шотландии началась довольно поздно, что было связано со слабой централизацией власти и постоянным соперничеством между протестант. Англией и католич. Францией за влияние на территории страны. Шотл. король Яков III Стюарт (1460-1488) присвоил себе право назначения епископов без их избрания собранием каноников и без папского одобрения. При Якове V Стюарте (1513-1542) процветала симония, большую часть высших церковных должностей получали королевские бастарды и фавориты, не только не достигшие совершеннолетия, но и не имевшие духовного сана. Т. о., доходы Церкви уходили семьям знати. В период правления Якова V в Шотландии впервые появились проповедники протестант. вероучения и начались преследования его сторонников. Так, 29 февр. 1528 г. на костре инквизиции был сожжен П. Гамильтон, ученик М.

http://pravenc.ru/text/1841608.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДРАММОНД [англ. Drummond] Генри (17.08.1851, Стерлинг, Шотландия - 11.03.1897, Танбридж-Уэлс, Кент, Англия), шотл. ученый-естествоиспытатель, теолог и миссионер. Семья Д. принадлежала к Свободной церкви Шотландии (Free Church of Scotland) и принимала активное участие в ее деятельности. Отец, коммерсант, был старейшиной общины и преподавал в воскресной школе. В 1866 г., по окончании Академии Моррисона в Криффе с наградами за успехи в греч. и лат. языках, Д. поступил в Эдинбургский ун-т, где изучал как гуманитарные (древние и совр. языки, философию и «ментальную философию»), так и естественные науки, специализируясь на геологии. В 1878 г. вместе с проф. А. Гейки принял участие в геологической экспедиции в Скалистые горы; исследовав в 1883-1884 гг. тропическую Африку, написал об этом книгу (Тропическая Африка. 1888). В 1873 г. Д. изучал теологию и готовился к пасторскому служению в Нью-колледже (Эдинбург), вместе с группой студентов-шотландцев провел летний семестр в Тюбингенском ун-те. Осенью того же года Д. отправился в миссионерскую поездку по Великобритании с амер. методистами Д. Муди и А. Санки. 2 года Д. изучал методы работы Муди и проповедовал; кроме публичных выступлений он практиковал индивидуальные собеседования в специальной «комнате для вопросов». По окончании поездки Д. вернулся в колледж, а затем стал преподавать естественные науки в колледже Свободной церкви Шотландии (Глазго). В 1877 г. получил должность доцента, в 1884 г. стал профессором теологии и был рукоположен во пресвитера. Д. не прекращал миссионерской деятельности: проповедовал в Поссилпарке, рабочем районе Глазго, и среди студентов. В 1886 г. премьер-министр Великобритании У. Гладстон , оценивший ораторский талант Д. и его высокие личные качества, предложил ему баллотироваться в парламент, но тот отказался. В 1890-1893 гг. Д. посетил с лекциями города Австралии, Нов. Гебриды, Токио, Шанхай и Сингапур и, по приглашению ген.-губернатора Канады лорда Абердина, Канаду, США. Ок. 1895 г. у Д. обнаружили тяжелое заболевание костей; последний год жизни он был прикован к постели.

http://pravenc.ru/text/180403.html

Первоначальное Предание и предания На последней Ассамблее Всемирного совета церквей в Нью-Дели группа православных делегатов – членов секции по обсуждению «Единства» решила представить заявление на дискуссионную тему Не в порядке официального заявления от имени православных церквей, а, скорее, в порядке участия в богословской дискуссии, для которой создавалась секция «Единство». Каждый православный делегат имел полное право и свободу и даже обязанность заявлять о своих убеждениях в ходе дебатов. Но нам показалось целесообразным предварить возможные отдельные выступления общим изложением той позиции, которую занимают в дискуссии православные представители в рамках учения и чинопоследования своей Церкви. Сама дискуссия, как в секции, так и на ассамблее, в основном посвящалась последнему докладу комиссии «Вера и устройство», принятом на последнем заседании в Сент-Эндрюсе в 1960 году и направленном в церкви для рассмотрения и представления замечаний. И к этому докладу относились замечания православных делегатов. Их заявление впоследствии рассматривалось на пленарном заседании всех православных делегатов, консультантов и наблюдателей, присутствующих в Нью-Дели. Оно было единодушно одобрено как точное и достоверное изложение православной позиции. В ходе беседы его даже сочли лучшим и более удовлетворительным изложением православной точки зрения, чем периодические официальные декларации Православия на важных экуменических встречах в прошлом – в 1927 году в Лозанне, в 1937 году в Эдинбурге, в 1954 году в Эванстоне и в 1957 году в Оберлине. По этой причине целесообразно предварить нынешнюю дискуссию текстом заявления в Нью-Дели. Представители Православной Церкви в секции «Единство» приветствуют Доклад комиссии «Вера и устройство», принятый в августе 1960 года в Сент-Эндрюсе, Шотландия, как важный и побудительный экуменический документ. Экуменическое движение, в настоящее время представленное Всемирным советом церквей, начиналось с 44 протестантской инициативы, но изначально не предполагалось как протестная акция и не должно рассматриваться в таком качестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

1 СОФИОЛОГИЯ (от греч. — мудрость и — учение) — течение русской богословской мысли конца XIX — начала XX в. Представители: В.Соловьев, П.Флоренский, С.Булгаков. Центральное понятие софиологии — София-Премудрость — употребляется ими весьма неоднозначно. Это — сущность Бога, “четвертая ипостась” (это мнение осуждено на поместном Соборе в Югославии), грань между Богом и миром, организующее начало соборности, Церкви, человечества, космоса и т.д. 2 ХИЛИАЗМ (от греч. chilias — тысяча), вера в “тысячелетнее царство” бога и праведников на земле, т. е. в осуществление мистически понятого идеала справедливости еще до конца мира. Термин обычно применяется к раннехристианским учениям, осужденным церковью в 3 в., но возрождавшимся в средневековых народных ересях и позднейшем сектантстве. Некоторые мотивы хилиазма повлияли на развитие утопического мышления. 3 МОНАРХОМАХИ (от монарх и греч. “махе” — борьба), писатели-публицисты в западноевропейских государствах второй половины 16 — начала 17 веков, выступавшие против абсолютизма. Идеи монархомахов активно использовались в ходе религиозно-политической борьбы этого периода. Отрицая божественное происхождение королевской власти, монархомахи считали, что сувереном является только народ, который на договорных началах может передавать власть монарху. Если монарх нарушает условия договора, он превращается в тирана и народ имеет право его свегнуть. В целом монархомахи не составляли единого течения: если в Нидерландах и Франции они отражали интересы растущей буржуазии, то во Франции — феодальной знати. Французские монархомахи стремились не к уничтожению монархии, а лишь к ее ограничению сословно-представительскими учреждениями. Тираноборческие идеи развивали кальвинисты Ф. Дюплесси-Морне, Ф. Отман (Франция), Дж. Бьюкенен (Шотландия), И. Альтузий (Германия); католик, один из основателей Парижской лиги 1584—1594 годов Ф. Буше (Франция); иезуиты Х. Мариана и Ф. Суарес. 4 НАЧЕТЧИК — 1) в христианстве мирянин, допущенный к чтению религиозных текстов в церкви или на дому у верующих. 2) Человек, много читавший, но знакомый со всем поверхностно; лицо, догматически проповедующее какое-либо учение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3034...

I. Средневековые западные миссии против татар Общий характер миссионерства на западе в средние века В то время, когда татары пришли в соприкосновение с западною Европою и сделались предметом западного миссионерства, это последнее сложилось уже в определенный тип и имело определенный образ, в котором вполне отражались основные тенденции западной церкви. Стремление к преобладанию и ко всемирному господству сделалось характеристическою чертою деятельности римских епископов уже с VII и VIII вв. Поэтому с этого же времени и римское миссионерство сделалось орудием для распространения единственно почти папской власти. Уже с VII в. миссионеры не-римские не пользовались в Риме никаким уважением; их трудам здесь це придавали никакого значения. С римской точки зрения все эти миссионеры, в значительной степени распространившие Евангелие в северной и средней Европе, жестоко ошибались, проповедуя вселенское христианство , а не исключительно римское. Эту ошибку Рим считал столь важною, что обращенных этими ирландскими и шотландскими миссионерами называл не иначе, как язычниками и посылал к ним своих миссионеров, монахов бенедиктинского ордена, с полномочием обращать этих язычников к учению римской церкви. Поэтому хотя римские миссии VII, VIII и следующих веков и назывались миссиями для обращения в христианство язычников, но не язычники были предметом их забот, а борьба с местным клиром и вытеснение местных обычаев; язычники же были у них на последнем плане; обращением их они не занимались почти вовсе 2 . Бонифаций, прославленный апостол германцев, был миссионер именно такого рода. Он «всячески старался обходить страны заселенные язычниками и усиливался действовать в тех местах, где было уже насаждено христианство и где оно значительно укрепилось»... Об обращении же язычников он говорил, «что ничего не может в этом отношении сделать без помощи короля франков, что он сам не может запретить идолослужения» 3 . Таким образом западное средневековое миссионерство, стремясь почти исключительно только к распространению власти папы и римских обычаев, кроме того лучшим средством для достижения своих целей считало грубое насилие и не иначе думало их достигнуть, как при помощи военной королевской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Дневник 1843 г. следует начать книжкой IA2/ β, хотя собственно он начинает правильно вестись в книжке с надписью «Memoranda»; но здесь начало дневника вне России с сентября месяца. Можно однако предположить, что у преосвящ. Порфирия были повседневные записки или заметки и за те месяцы этого года, по крайней мере за некоторые, когда он был в пределах своего отечества, как это видно из заметок, нахядящихся в двух следующих книжках. Первая из этих книжек, о которых будет говорено сейчас, отмечена сигнатурой IA2/ α; – она состоит из 93 л. в 8-ю д. и имеет надпись на переплете: «1843-е лето Господне (Книга бытия моего) 5». В ней заключается, секретное отношение директора канцелярии обер-прокурора святейшего синода Сербиновича к архимандриту Порфирию от 7 января 1843 г., за 84, с препровождением прошений диакона Вильгельма Пальмера святейшему синоду о допущении его, «по XXXIII апостольскому правилу, к общению св. таинств в православной церкви, если, после должного испытания, не найдено в нем будет никакой ереси», в русск. перев. бакалавра Василия Долоцкого; сюда присоединено рекомендательное письмо шотландского еписк. Матфея, данное диакону Пальмеру, ко «всем православным и кафолическим епископам, к которым может дойти сие послание»; в нем удостоверяется, что диакон – истинно православный. За этим следуют: копии с секретной переписки святейшего синода с министерством иностранных дел об отправлении на восток русского духовного лица инкогнито, о чем о. Порфирий не раз говорит в своем константинопольском дневнике 1843 г. Далее идут заметки по дням января месяца о разных духовных лицах и церковных учреждениях в Российской церкви и после 70 листа находится печатный рассказ о погребении с.-петербургского митрополита Серафима, составленный надо полагать о. Порфирием (из Спб. Вед. 1843 г. 25), а на л. 71 Высочайший рескрипт, данный митрополиту с.-петербургскому Антонию, и за этим идут опять заметки до 81 нумерованного листа. С этого листа по конец книги помещено следующее (на 9 ненум. листах, из них только первый означен числом 63, но неверно): отношение директ. канц. обер-прокурора св. синода К.С. Сербиновича от 14 сентября 1842 г. к о. Порфирию, с вызовом последнего приехать в Петербург из Вены; – за этим следует, неоконченный ответ о. Порфирия; далее идет другое отношение того же директора к о. Порфирию на ответ последнего, потом – молитва русского простолюдина в белорусском крае», 2 священные песни скопцов и заметки автобиографические и между прочим под 31 марта о том, что его и его служителя обокрали: у него были похищены 1700 руб. ассигн., все кресты, ордена и все столовое и чайное серебро и кроме того «книжка, в которой записаны были (о. Порфирием) для памяти статистические сведения о настоящем состоянии Палестины и Сирии и ученые заметки о Крыме». По этому поводу о. Порфирий замечает: «Не худо было бы внушить всем ворам, чтобы они не похищали у ученых монахов их книг и рукописей, а брали бы одни деньги, кои не так нужны им».

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Категория : Кения Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Mipъ Кения Кения (суахили и англ.  Kenya), официальное название — Республика Кения (суахили Jamhuri ya Kenya, англ.  Republic of Kenya) — государство в Восточной Африке. Является бывшей колонией Великобритании, получила независимость 12 декабря 1963 года. Входит в Содружество наций. На сегодняшний день страна является одной из наиболее динамично развивающихся среди стран Восточной Африки. Содержание Крупнейшие города [ править править код ] Православие в Кении [ править править код ] История Православия в Кении тесно связана с национально-освободительной борьбой против колонизаторов. В настоящее Кения входит в каноническую территорию Александрийского Патриархата. История [ править править код ] В Кении в 1929 году возникли две ассоциации преподавателей из племени кикуйю. Тогда многие из миссионерских организаций, возглавлявшихся Церковью Шотландской Миссии, потребовали от своих «агентов» подписать документ, заверяющий их отрицательное отношение к вопросу о женской активности в духовной жизни, а также к просветительской организации в Восточной Африке Кикуйю. Многие преподаватели отказались и открыли свои собственные школы. Так были созданы KISA (Ассоциация независимых школ кикуйю) и KKEA (Ассоциация по образованию кикуйю-каринга). В названии второй организации используется слово каринга, что означает — чистый, но может быть также переведено, как православный. С момента начала деятельности этих двух школ многие преподаватели и ученики покинули западные миссии. Но в результате раскола эти школы оказались вне какой-либо Церкви. По стечению обстоятельств в это время через Кению из Уганды проезжал правящий епископ неканонической Африканской Православной Церкви, епископ Даниил-Александр, и лидеры KISA встретились с ним, пригласив его посетить Кению снова. В 1935 году епископ Александр приехал в Кению и открыл семинарию, где обучались 8 человек, семеро из которых спонсировало KISA, и одного KKEA. Также епископ Александр рукоположил двух священников и двух диаконов. Одним из священников был Артур Гатуна, будущий первый «чёрный» епископ Кении.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Кени...

IV. Наше время 1. Российкое Библейское Общество а) Причина появления библейских обществ и других подобных учреждений в Европе с конца XVIII века.– Происхождение Британского библейского общества, его идея и быстрые успехи. Библейский агент Патерсон в Петербурге и начало Российского библейского общества; развитие деятельности его и отзывы о ней иерархов.– Общий интерес к делу Общества. – Сношения с иностранными библейскими обществами. – Десятилетний юбилей. – Постепенный упадок и закрытие Российского библейского общества. Российское библейское общество возникло у нас при императоре Александре, по инициативе Великобританского библейского общества, родоначальника всех подобных обществ в Европе и Америке. Появление библейских обществ, в связи со сходными по цели обществами миссионерскими, трактатными и воспитанием народа в религиозном духе (Ланкастерские школы) было реакцией против революционного духа с его решительным антихристианским характером, так сильно взволновавшего Францию в конце XVIII века и распространившегося отсюда по всей Европе. Замечательно происхождение Великобританского библейского общества. В конце XVIII столетия в Англии, как и везде в Европе, неверие, под влиянием тогдашней философии, пустило глубокие корни во всех слоях общества. Людей, дороживших Библией и пользовавшихся ею, было мало. В достаточных семействах Англии и Шотландии, по старому обычаю, имелась еще Библия, но она лежала в пыли, без употребления. Беднякам же эта «книга жизни» была мало доступна уже и по своей дороговизне. Осенью 1802 г. молодой, ревностный проповедник маленького городка Бала в гористом Уэльсе, по имени Чарльз, посещая однажды своих прихожан, встречает на улице бедную девочку его прихода, которая – как он замечал ещё прежде – с большим вниманием слушала его в церкви и в воскресной школе. Чарльз спросил ее: может ли она ему сказать текст последней его проповеди? Девочка замялась, потупив глаза. Наконец, заплакав, отвечала: «Ах, погода была такая худая, что я не могла достать Библии, чтоб еще раз прочесть и выучить текст!» И затем объяснила, что в городе ни у родителей её, ни у родных и знакомых, нет Библии, и что она каждую неделю ходит к родственникам своим, живущим на расстоянии двух часов пути, и у них прочитывает ту главу Библии, из коей заимствован был текст проповеди, и заучивает его.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Малым историческим городам необходим особый подход С такой славной историей город Белый должен стать одним из значимых туристических центров Тверской области 06.02.2020 586 Время на чтение 3 минуты В обсуждавшейся на минувшей неделе теме реновации в регионах меня больше всего обеспокоило то, что в качестве примера привели город Белый - малый исторический город с многовековой историей. Дескать, там население меньше 4 тысяч человек, да и те будут рады из ветхого и аварийного жилья переехать в более крупный город. Полагаю, что в малых исторических городах нацпроекты должны помочь восстановить историческую застройку и создать общественные пространства. Тогда и жизнь оживится и туристы потянутся. В Белом я была лишь однажды, летом 2006 года. Городок этот запомнился мне милым и солнечным. Белый был основан в 1350 году. С 1708 по 1929 год он был центром Бельского уезда Смоленской губернии. После революции административно-территориальное деление многократно менялось. То Калининская область, то не существующая ныне Великолукская. Белый, прямо скажем, зачах. Снесли церкви, а во время войны были разрушены и многие красивые гражданские здания - Белый много месяцев был на передовой линии сражений. Когда я жила в Смоленске, там часто упоминался Белый в историческом аспекте и как объект для небольшого путешествия. Расстояние от Белого до Твери - 294 км, а до Смоленска - 129. Может, лучше обратно смолянам отдать, раз у нас слишком много малых исторических городов? Или будем гордиться огромной пустующей площадью Тверской области? Но ведь реализация проекта переселения из ветхого и аварийного жилья не обязательно должна вестись с переселением людей в многоэтажки. Можно застроить центральные улицы двухэтажными домами, восстановив облик исторического центра города. Но изнутри эти дома будут современными и комфортными. Что же касается общественных пространств – нужны площади, скверы, парки с памятными знаками, напоминающими о многовековой истории города. Согласно летописным данным Белый в XIV-XV веках был центром удельного княжества, а первый его князь Иван Владимирович положил начало роду князей Бельских. Много веков находясь на границе, Белый был местом сражений. В 1506 году воеводой Василия III П.С. Лобановым-Ряполовским была построена в Белом рубленая крепость на земляных валах с двумя оборонительными линиями. Позднее польский король Сигизмунд подступив к Белому сжег посад, а крепость взять не смог. С 1606 года воеводой Бельской крепости был Г.Г. Пушкин , предок «солнца русской поэзии». А в 1613 году в осажденном Белом отряд шотландских воинов перешел на сторону Москвы . В их числе на службу русскому царю поступил Георг Лермонт, от которого пошел род Лермонтовых. Вот такая поэтическая история.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/02/06/ma...

Заседание Собора. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя (Konstanz, Rosgartenmuseum. Hs. 1. Fol. 12). Сер. XV в. Крайне сложное положение католич. Церкви в нач. XV в. было связано с обстоятельствами и последствиями схизмы, начавшейся вскоре после смерти папы Римского Григория XI (1370-1378), к-рый вернул папскую кафедру из Авиньона в Рим и завершил тем самым период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378). В апр. 1378 г. конклав кардиналов в Риме (присутствовали 16 из 23 членов конклава), уступив давлению рим. населения, требовавшего, чтобы папой был римлянин или по меньшей мере итальянец, но не француз, избрал на Папский престол Бартоломео Приньяно, архиеп. Бари, к-рый не являлся членом конклава и не имел широкой поддержки среди кардиналов. Приняв имя Урбан VI (1378-1389), папа, отличавшийся вспыльчивым и резким характером, проводил проитал. политику и стремился любыми средствами упрочить папскую власть; этим он восстановил против себя франц., испан. и нек-рых влиятельных итал. кардиналов, а также мн. европ. правителей. В кон. 1378 г. удалившиеся из Рима кардиналы собрались в Фонди, где, пользуясь покровительством франц. кор. Карла V (1364-1380), объявили о низложении Урбана VI и избрали папой Роберта, гр. Женевского, к-рый стал антипапой Климентом VII (1378-1394) и избрал местом своего пребывания Авиньон. Т. о., в Европе появились 2 папы, к-рые подвергали друг друга церковным отлучениям и настаивали на законности собственного избрания. Европ. правители заявляли о поддержке Урбана VI или Климента VII, руководствуясь преимущественно политическими интересами; при этом изменение политической ситуации нередко приводило к отказу от признания одной папской юрисдикции и к признанию др. юрисдикции на территории отдельных гос-в, княжеств и церковных диоцезов. До 1409 г. на стороне папы Урбана VI и его преемников - Римских пап Бонифация IX (1389-1404), Иннокентия VII (1404-1406) и Григория XII (1406-1415) - оставалось большинство герм. княжеств и диоцезов Свящ. Римской империи, почти все княжества Сев. и Центр. Италии, Скандинавские страны, Польша, Венгрия, Англия, Фландрия; антипапу Климента VII и его преемника антипапу Бенедикта XIII (1394-1423) признавали Франция и зависевшие от нее земли (до 1398), Сицилийское королевство, гос-ва Пиренейского п-ова, Шотландия (см. карту и комментарий к ней: Engels O. Die Obedienzen des Abendlandischen Schismas//Atlas zur Kirchengeschichte: Die christlichen Kirchen in Geschichte und Gegenwart/Hrsg. J. Martin e. a. Freiburg i. Br., 1987. S. Karte 66; см. также: Das Konstanzer Konzil: Katalog. 2014. S. 262-263).

http://pravenc.ru/text/2057144.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010