Игуменья Мария (Робинсон) 8 июля 2021 года исполняется 125 лет игуменье Марии (Робинсон) – первой настоятельнице Гефсиманской женской общины (ныне – женского монастыря) в Иерусалиме. Игуменья Мария – одна из выдающихся подвижниц Русского Зарубежья, основательница и первоначальница знаменитой Вифанской православной арабской школы в Иерусалиме. 33 года она правила знаменитой Гефсиманией в сане игуменьи. Никто из почивших и ныне живущих православных игумений Святой Земли не может преодолеть этот ее своеобразный «почтенный рекорд» игуменского правления. Игуменья Мария, в миру Марион, родилась 8 июля 1896 года в Глазго. Ее мать была чистокровной шотландкой из помещичьей семьи. Отец – наполовину ирландец, пресвитер Шотландской церкви, окончивший университет в Гейдельберге в Германии. В зрелые годы он написал книгу «Иисус Христос в новом освещении», в которой высказывал личное мнение о Воскресении Христовом, считая Спасителя всего лишь духоносным человеком. Появление этой книги повлекло за собой отлучение его от Шотландской церкви, вскоре после чего он заболел туберкулезом и умер. 33 года она правила знаменитой Гефсиманией в сане игуменьи В это время одиннадцатилетняя Марион гостила у друзей, и в ночь на 4 декабря во сне услышала голос, что ее отец при смерти. В испуге девочка проснулась и уже не смогла уснуть, а утром за ней приехали, чтобы отвезти домой, поскольку ночью отец скончался. С этого момента можно говорить о своеобразной мистической одаренности игуменьи Марии, которой она выделялась среди своего окружения. В 17 лет Марион сама заболела туберкулезом и оказалась в санатории, где ей было видение Неопалимой Купины. У Марион были два младших брата, рано умерших. Рано умерла и любимая мать. Марион осталась вдвоем с родной сестрой и твердо решила, что ранние смерти ее ближайших родных указывают ей на служение Христу и ближним. Марион Робинсон в форме сестры милосердия. 1920-е гг. Марион получила образование в Шотландии, в женском колледже Св. Леонарда, закончив его в 1914-м году.

http://pravoslavie.ru/140398.html

Изабель Хэпгуд. Август 1890 г. ЖМП 5 май 2023 /  18 мая 2023 г. 14:00 Понять русскую душу через молитву КАК ПОЯВИЛСЯ АНГЛИЙСКИЙ ПЕРЕВОД ПРАВОСЛАВНОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ В 1906 году вышло первое издание классической книги богослужебных текстов на английском языке Orthodox Service Book («Православный богослужебный сборник»). Она представляет собой сборник чинопоследований и молитв, переведенный с церковнославянского на английский язык известным американским филологом Изабель Флоренс Хэпгуд. Ее судьба поразительным образом тесно переплелась с судьбами великих людей России: Патриарха Тихона , когда он еще был архиепископом Алеутским и Северо-Американским, праведного Иоанна Кронштадтского, русских писателей Ф. М. Достоевского, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, а также святых Американской Церкви. История о том, как начался путь Изабель Хэпгуд к переводу православного богослужения, которым до сих пор пользуются православные общины Северной Америки, — в нашем специальном материале.  PDF-bepcuя.  Интерес к русской культуре По происхождению англо-шотландка, Изабель Флоренс Хэпгуд родилась в Бостоне в 1850 году. Всю жизнь она была прихожанкой Епископальной Церкви США. Окончив в 1868 году школу в Коннектикуте, Изабель самостоятельно занялась изучением иностранных языков. У нее обнаружились необычайные способности. За короткое время Изабель изучила практически все языки романской и германской групп, а также некоторые славянские языки и профессионально переводила поэзию и прозу с французского, испанского, итальянского и немецкого. В Гарварде девушка познакомилась с профессором Фрэнсисом Джеймсом Чайлдом, который посвятил свою жизнь изданию английских и шотландских народных баллад. Хэпгуд заинтересовалась древнерусскими песнями и балладами, которые в 1885 году она издала в переводе на английский язык. В издание вошли древнерусские былины о Вольге Все­славьевиче, Микуле Селяниновиче, Святогоре, князе Владимире, знаменитых трех богатырях Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче, а также Дунае Ивановиче, Василии Буславовиче, Садко и других героях древнерусского эпоса. Работая над переводами былин, Хэпгуд изучала труды П. Киреевского, Л. Майкова, Ф. Буслаева и других историков русской литературы. Интерес исследовательницы к России возрастал, и от былин Изабель перешла к изучению современной русской прозы.

http://e-vestnik.ru/db/english_perevod_r...

Когда Церковь Англии только вступила в ХХ столетие, ее примасом был Фредерик Темпл, назначенный на Кентерберийскую кафедру в 1896 г. Он умер 23 декабря 1902 г. Его преемником стал Уинчестерский епископ Дейвидсон – первый архиепископ Кентерберийский, начавший свое служение в новом веке. Рэндалл Томас Дейвидсон родился 7 апреля 1848 г. в Эдинбурге, в шотландской пресвитерианской семье. Он учился в Харроу-скул в Лондоне, затем поступил  в Тринити-колледж (Оксфорд), где в 1865 г. перешел в англиканство. Конфирмацию совершил Арчибальд Тейт, тогда епископ Лондонский. В 1874 г. Дейвидсона рукоположили в сан диакона, на следующий год он стал священником и был назначен служить в приходскую церковь городка Дартфорд в Кенте. Через три года (1877) Тейт, ставший в 1868 г. архиепископом Кентерберийским, сделал его своим капелланом. В 1878 г. Дейвидсон женился на дочери Арчибальда Тейта Эдит Мердок Тейт. После смерти архиепископа Тейта (1882) королева Виктория назначила Дейвидсона своим капелланом, а в следующем году – деканом коллегиальной церкви Св. Георгия в Виндзорском королевском замке. В Виндзоре он написал (в соавторстве) единственную значительную книгу – «Жизнь Арчибальда Кампбелла Тейта» . В 1890 г. Виктория назначила Дейвидсона епископом Рочестерским; 25 апреля 1891 г. он был посвящен в архиерейский сан. По причине тяжелой болезни он едва справлялся с делами густонаселенной епархии, и в 1895 г. по собственной просьбе перешел на более спокойную Уинчестерскую кафедру. Дейвидсон считал неверным для епископа заниматься исключительно делами своей епархии. Задача епископата состоит также в том, что бы трудиться для блага всей Церкви Англии, а так же для блага королевства. Он всегда активно участвовал в заседаниях Палаты Лордов, много выступал, вступал в дебаты. После смерти Лондонского епископа Манделла Крейтона (1901) и королева, и архиепископ Фредерик Темпл хотели видеть на кафедре Дейвидсона, однако он, зная о своем слабом здоровье, отказался (тогда епископом стал Уиннигтон-Инграм). Тем не менее, когда в следующем году умер Фредерик Темпл, Дейвидсон не смог и не захотел уклониться от назначения на Кентерберийскую кафедру. При Темпле Дейвитсон не был частью архиепископского окружения, но опыт, накопленный им в годы пребывания на Кентерберийской кафедре Тейта, позволял ему считать себя способным справиться с трудностями служения примаса всей Англии. Его интронизация в Кентербери состоялась 12 февраля 1903 г.

http://bogoslov.ru/article/6020547

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОНГРЕГАЦИОНАЛИЗМ [лат. congregatio - союз, соединение], течение в кальвинизме, возникшее в Англии во 2-й пол. XVI в. Нек-рые религиеведы считают К. одной из 2 ветвей индепендентства - возникшего в Англии религ. движения, сторонники к-рого требовали передать управление церквами местным церковным общинам, а не стоящим над ними региональным или общегос. орг-циям. Они считали, что община должна сама избирать священников, владеть церковной собственностью и не находиться под контролем государственной церкви . Настаивая на этом, конгрегационалисты тем не менее соглашались формально остаться в составе государственной церкви (принявшей тогда кальвинизм), в то время как более радикальные представители индепендентства, т. н. сепаратисты (из к-рых позже выделились баптисты), добивались полного разрыва с т. н. государственной Церковью. 1-я конгрегациональная церковь была организована в Лондоне в 1567 г. Ричардом Фицом. Одним из основоположников К. был Роберт Браун (ок. 1550 - ок. 1633), вынужденный эмигрировать в Нидерланды, где в 1582 г. он опубликовал «Трактат о немедленной Реформации». Др. религ. деятелями, сыгравшими значительную роль в формировании К., были Генри Барроу (ок. 1550-1593), Джон Гринвуд (ум. 1593), Джон Пенри (1562/63-1593). Все они были казнены. Конгрегационалистами себя считали протестанты-кальвинисты, придерживавшиеся «Савойской декларации» (1658), составленной по образцу кальвинистско-пресвитерианского «Вестминстерского вероисповедания», но с заменой пресвитерианского церковного устройства конгрегационалистским. Во 2-й пол. XVI в. конгрегационалистские группы создавались в основном в Англии, в то время как пресвитерианские - и в Шотландии, и в Сев. Англии. После основания Плимутской колонии (1620) тысячи приверженцев К. отправились в Нов. Англию. В Сев. Америке поселенцы создавали свои религ. общины по примеру раннехристианских: «по договору» объединялись в общину для богослужений и изучения Слова Божия. Главы общин по-разному трактовали Библию; что отражалось в незначительных различиях в организации церквей. По инициативе 3 лидеров колониального К.- Дж. Коттона из Бостона, Т. Хукера из Хартфорда и Дж. Давенпорта из Нью-Хейвена - представители этих общин собрались на совет в Кеймбридже (колония Массачусетс) в 1646 г.; в дальнейшем подобные встречи проводились ежегодно в течение 3 лет, чтобы «подвергнуть дискуссии, обсудить и прояснить с опорой на Слово Божье» проблемы церковного управления и дисциплины. Результаты упомянутого совещания сведены в документ «Платформа церковной дисциплины», где изложены основы организации церковной жизни конгрегационалистов в Америке. В XVIII в. конгрегационалисты стали самой многочисленной религиозной организацией в США.

http://pravenc.ru/text/1841890.html

протоиерей Александр Шабанов Словарь имён АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ, Блаженный Августин Аврелий (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis, Augustinus Sanctus; 354-†430), – христианский теолог и церковный деятель, главный представитель западной патристики. Епископ г. Гиппон (Северная Африка). Родоначальник христианской философии истории (теологический труд «О граде Божием»); «земному граду» – государству противопоставлял мистически понимаемый «божий град» – Церковь . Глубиной психологического анализа отличается автобиографическая «Исповедь» («Confessiones»), изображающая становление личности. АДАМНАН, Адамнан Айонский (Adomnбn Adamnan – Eunan является англизаци – ей его имени в Ирландии; 623/624-†704), – игумен, преподобный. Родился на юго-западе графства Донегал (Donegal) в Ирландии. Последние семь лет своей жизни Адамнан провел в Ирландии, а весной 704 года вернулся на остров Айону. По просьбе айонских монахов, святой Адамнан написал житие святого Кольмкилла. Снискал благодарность за свою борьбу с языческим обычаем отправлять женщин и детей участвовать в военных действиях; он также настоял на том, чтобы все клирики освобождались от военных обязанностей. День памяти – 23 сентября. АИЛБЕ, святой Аилбе (древнеирл. Ailbe of Emly, Альбе, Алва, Аилви, Аилвей, Ailbe по-ирландски читается как Алва. На современном английском его просто зовут Элвис; ок 470 или 475 года – первая половина VI века) – кельтский средневековый монах, просветитель Имлехский, создатель строгого монастырского устава. Святитель. АЙДАН, святой Айдан Линдисфарнский, Айдан из Линдисфарна (англ. Aidan of Lindisfarne, стар.-ирл. Aedan; ок. 600 -†31.08.651) – христианский святой, миссионер, основатель и первый епископ монастыря на острове Линдисфарн (Шотландия, сейчас территория Англии). Древний святой неразделённой Церкви, просиявший до Великого раскола; почитается в православной, католической, англиканской Церкви и Лютеранстве. Апостол Нортумбрии. АЛБИН О’МУЛЛОЙ, Ailbe Ua Mail Mhuaidh (англ. Albin O’Molloy; †1223) – ирландский епископ города Фернса.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Разделы портала «Азбука веры» Иерей Климент Нехамайя " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Иерей Климент Нехамайя — единственный священник Русской Православной Церкви в Индии. В штате Махараштра (с санскрита переводится как «Великая страна»), в округе Чандрапур, он окормляет несколько общин верующих. Специфика жизни и служения в этих местах сильно отличается от привычных нам российских реалий. Слушая рассказы отца Климента, поражаешься смелости и вере тамошних христиан. Недавно священник приезжал в Санкт-Петербург сдавать экзамены в Духовной академии. И рассказал нашему журналу о жизни своей общины в Индии. Из Церкви «английской» в Церковь «вселенскую» — Отец Климент, вы перешли в православие из англиканства, последователями которого ваши предки были не одно поколение. Они стали христианами с приходом британских колонизаторов? — Да, когда Индия в начале XIX века стала британской колонией, в страну вместе с англичанами пришли и христианские миссионеры. В моем регионе христианство несла Шотландская епископальная церковь, она входит в англиканское сообщество. Построили храм, проповедовали. Так мои предки стали христианами. — А какого направления в индуизме они придерживались до этого? Ведь в индуизме множество разных течений: вайшнавизм, шиваизм и другие. — Обычные индийцы сами не всегда могут точно сказать, какого направления они придерживаются. Рядом с нами в Индии проживает множество индуистских семей, но не каждый знает, какое именно направление в индуизме исповедует он и его домочадцы. Для большинства это не столь важно. Главное — хорошая карма, поступки, влияющие на будущее. — Тем не менее ваши предки приняли христианство. А ваш брат даже стал епископом. — Он не первый епископ в нашей семье. Мои дяди тоже были епископами. У Поликарпа, так зовут моего брата, не было своей епархии, он был так называемым миссионерским епископом. Если проводить аналогии с Русской Православной Церковью, то миссионерским епископам соответствуют наши викарные. Поликарп учился в англиканской семинарии в Индии, и уже тогда услышал о православии.

http://azbyka.ru/way/pravoslavie-v-velik...

Разделы портала «Азбука веры» Пелагианство — еретическое учение, связанное с именем и воззрениями еретика Пелагия, распространившееся в V в. на Западе, состоявшее, в частности, в отрицании подверженности людей скверне первородного греха как результата грехопадения прародителей, минимизировании значимости роли Божественной благодати (в православном значении этого слова) или даже в отрицании необходимости благодатной помощи человеку в деле его духовно-нравственного совершенства, в деле спасения (осуждено III Вселенским Собором ). Согласно одной точке зрения, Пелагий был монахом, а согласно другой — мирянином, который вел аскетический образ жизни. По разным оценкам, он происходил из Британии или Шотландии. Прибыв (ок. V – нач. V в.) в Рим, Пелагий столкнулся с массовыми нарушениями Божественных заповедей римскими христианами, оправдывавшими свою нравственную распущенность духовной немощью, как следствием падения человека, в силу чего они-де и неспособны противостоять греху. Такой подход к самооправданию не соответствовал учению Церкви, которая хотя и утверждает, что человек не в состоянии избавляться от греховности и стяжать праведность исключительно собственными силами, однако настаивает, что он может и должен делать это в соработничестве с Богом, при содействии Божественной благодати. Возражая же оппонентам, Пелагий, вместо того чтобы встать на позицию Церкви, впал в крайность и стал учить тому, что грех преодолим для человека при условии, что сам человек желает не грешить. При этом он превознес личные возможности человека и обанкротил значимость благодати (в христианском понимании слова). Богословие В современном научном понимании под пелагианством подразумевается система еретических взглядов, близкая к системе взглядов Пелагия, однако не во всех своих компонентах и элементах соответствующая ей с детальною точностью. Что касается личных воззрений Пелагия, в значительной мере они отражены в его сочинениях: Толкования на послания апостола Павла, Послания к Деметриаде, к Целантии, к Ктесифону, Книжка о вере к папе Иннокентию, Книга о христианской жизни, Послание о девстве; а также сохранившиеся частично: («О вере в Троицу», «Избранные места из Божественных Писаний», «Защитительная записка», «О природе», «О свободном выборе», Послание к Ливании). Кроме того, отчасти воззрения Пелагия отмечены в богословских произведениях и документах, направленных на разоблачение его лжеучения.

http://azbyka.ru/pelagianstvo

9 марта 2017 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Москве состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Священный Синод постановил включить в месяцеслов имена нескольких святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, в западных странах. 17/30 марта Православная Церковь будет праздновать память святителя Патрикия, просветителя Ирландии († предположительно в 493 г.), более известного среди верующих как святой Патрик.      Святитель Патрикий родился в 389 году около Дамбартона, на юге Шотландии, в семье диакона Кальпорния, бывшего римского декуриона, отцом которого был священник Потит. Приблизительно в 405 году Патрикий был пленен ирландцами и продан в рабство, в котором пробыл шесть-семь лет в качестве пастуха. Затем он бежал в Бретань и подвизался в монастырях Галлии. В 415–420 годах он обратился к папе Римскому по поводу крещения Ирландии, но получил отказ. Успешной стала вторая попытка, предпринятая в 432 году. Патрикия рукоположили во епископа и он отправился в Ирландию с апостольское служение. Предлагаем вниманию наших читателей отрывок из книги Евгения Старшова « Святые древней Ирландии » (М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010 (Серия «Кафедра»)). Жизнь и труды святого Патрика представляют собой сочетание подвига равноапостольного и святительского. Апостольское служение тройственно, оно предполагает учительство («научите все народы»), священнодействие («крестя их») и управление («уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (см.: Мф 28, 19–20)). Учительство. Особенность христианского учительства, по словам отца Павла Флоренского, в том, что истина «не доказуется, а показуется». В связи с этим становится понятной та богодухновенная простота и ясность, с которой святой Патрик объяснил ирландцам догмат о Пресвятой Троице. Он разъяснил ипостасное бытие Триединого Бога по образцу листа клевера-трилистника, где три части нераздельно соединены в один лист. Он оставил в своей «Исповеди» (ок.

http://pravoslavie.ru/102318.html

Д.С. Бирюков Иоанн Скот Эриугена. Иоанн Скот Эриугена вошел в историю мировой культуры скорее как философ, чем как богослов. Однако его наследие, весьма значимое в плане богословского содержания, дважды подвергалось осуждению со стороны Церкви – как при его жизни, так и спустя несколько веков. Иоанн Скот происходил из Ирландии. Собственно именование «Скот» означало «шотландец». Другое именование – «Эриугена» – означает «ирландец по рождению», происходя от соответствующего латинского слова. Философ родился ок. 810 г. В 840-е ГГ. он перебрался во Францию, где стал учительствовать при дворе французского короля Карла Лысого. Эриугена пользовался большим уважением при дворе. По просьбе двух епископов, Хинкмара Реймсского и Пардула Ланского, которые попросили Эриугену опровергнуть представление монаха Готшалка о двойном предопределении Богом людей (к добру и ко злу), он написал трактат «О предопределении» (851). В этом сочинении Эриугена отрицает предопределенность Богом человека ко греху, говоря, что в Боге отсутствует различие между предопределением и предведением и Бог не может быть причиной какого-либо зла, поэтому человек отдаляется от Бога из-за неправильного выбора своей воли. Слова же бл. Августина (авторитетность которого Эриугена не отвергал), свидетельствующие о предопределении и о воздаянии грешникам за грехи, как утверждает Эриугена, являются лишь педагогическим приемом. Подобная позиция вызвала недовольство Хинкмара Реймсского и Пардула Ланского, его позиция показалась еще большей ересью, чем учение Готшалка, и в результате соответствующее учение Эриугены было осуждено на Поместных соборах в Валенсии (855) и Лангре (859). Тем не менее философ сохранил расположение короля, и тот заказал ему перевод на латынь Ареопагитского корпуса (Эриугена владел и греческим, и латынью). Между 860 и 862 г. Эриугена закончил работу над переводами трактатов корпуса. Эти переводы внесли очень большой вклад в становление европейской философской мысли и культуры. Эриугена перевел на латинский язык и другие фундаментальные для восточнохристианской богословской мысли сочинения – это «Трудности» («Амбигвы») и «Вопросоответы к Фалассию» прп. Максима Исповедника , а также «Об устроении человека» свт. Григория Нисского .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/knig...

Еще в благословенные российские времена в органе нашей Санкт-Петербургской Духовной Академии ( " Христианское чтение " , июль 1907 г.) мною напечатана была статья: " Был ли апостол Андрей на Руси? " Там показаны были пути и линии развития довольно многочисленных сказаний об апостоле из первоначального малого зерна древнего предания об его апостольской миссии. Зерно это, закрепленное в письменности еще Оригеном (следовательно, от конца II в.), а через него и отцом истории Церкви Евсевием Кесарийским (IV в.), сводится к традиционному списку " уделов " апостольского служения. Среди них апостолу Андрею отводится Скифия. В связи с этим, отдельные легенды проводят апостола Андрея по всем берегам Черного моря и делают из него, в отличие от всех других апостолов, образ апостола стран гиперборейских, т.е. стран Севера. Если даже далекая Шотландия и уже совсем приполярная Исландия дерзают считать апостола Андрея своим апостолом, тем скромнее порыв русской благочестивой мечты, пожелавшей освятить апостольскими стопами апостола Андрея свою землю от южного Киева до северного Валаама. Но суть и значение этого факта не сводятся к физической стороне дела, к протоколу всех передвижений апостола, а к стороне духовной, к духовному провиденциальному отношению нас - северных народов, к " нашему " апостолу и его - к нам. Апостолы жребием решали (Деян.1:17-26) основные вопросы своего служения. Если, по согласному с этим древнейшему преданию, и все страны апостольского служения были распределены между апостолами тоже по жребию - и апостол Павел считал даже неприличным благовествовать там, где работали уже другие апостолы (Рим.15:19), - то жребий, выпавший каждому апостолу, и составил его, так сказать, географический удел на карте распространения христианства. Заповедь Христа апостолам - " быть Ему свидетелями даже до последних земли " (Деян.1:8) - не требовала от них ничего невозможного и не сообщала им дара бессмертия. " Пределы земли " - это только идеальное максимальное задание, цель, направление.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/289/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010