25 сентября 1188 г. папа Климент III подчинил Икскюльскую епископию архиепископу Бременскому Гартвигу и утвердил Мейнгарда в качестве ее епископа . Как раз вскоре после этого в булле к Ливонскому епископу папа разрешил от грехов всех, желающих проповедовать Евангелие язычникам в Ливонии. Однако чем шире распространялось христианство, тем более возрастала среди местного населения ненависть к пришельцам. Они разграбили имущество Мейнгарда, избили его и решили изгнать со своей земли, а с себя смыть крещение омовением в Двине . О методах обращения в христианство местных жителей можно судить по следующему замечанию: «Многие находили смерть явно и тайно», поскольку «противившиеся были с Божиею помощью принуждаемы к христианству» . Если верить автору «Рифмованной хроники», то литовцы, русские, эсты и латыши восстали против миссионеров . Видя нависшую опасность и не рассчитывая на помощь уже не столь влиятельной Бременской архиепископии, Мейнгард послал к папе Целестину III своего помощника Теодориха. С большим трудом тот пробрался через землю ливов к папе. Узнав о критическом положении миссионерского дела в Ливонии, папа издал в 1193 г. буллу, в которой обещал защиту новообразованной Церкви даже силой оружия, если местные жители ослушаются и нападут на миссионеров. Папа призвал в своей проповеди к крестовому походу в Ливонию . Мейнгард не дождался обещанной помощи, он скончался в 1195 г. и был погребен в Икскюле .   Чешихин Е. В. История Ливонии с древнейших времен. Рига, 1884. Т. 1. С. 51.   Рюссов Бальтазар. Ливонская хроника//Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т. 2. С. 172—174.   Livlandische Reimchronik mil Anmerkungen, Namenverzeichniss und Glossar/Hrsg. von L. Meyer. Paderbom, 1876. 5. 230-233.   Генрих Латвийский. Хроника Ливонии. I. 3. Прот. И. Беляев заметил, что, возможно, «эти слова... относятся не к Владимиру Васильковичу, а к сыну Глеба Всеславича, князю Володарю Глебовичу, враждовавшему с Васильковичами и успевшему на короткое время изгнать их из Полоцка» (Беляев И., прот. Судьбы православия в Прибалтийском крае. С. 30).

http://sedmitza.ru/lib/text/430082/

Кор. Ласло в рыцарском облачении. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт. Fol. 47 " а) Кор. Ласло в рыцарском облачении. Миниатюра из Хроники Марка Кальти. 1360–1370 гг. (Нац. б-ка им. Сечени. Будапешт. Fol. 47 " а) Признавая власть папы Римского в делах веры и поддерживая его в борьбе с герм. императором, В. отверг притязания Рима на вмешательство во внутренние дела Венгрии и установление папского сюзеренитета над королевством. Способствовал упрочению позиций христианства и католич. Церкви в Венгрии. Вел широкое церковное строительство, основал неск. крупных мон-рей, поддерживал Церковь щедрыми земельными пожалованиями и привилегиями (подтвердил привилегии первого венг. аббатства Паннонхальмы). Пригласил в Венгрию монахов из прованского бенедиктинского аббатства Сен-Жиль и основал для них мон-рь св. Эгидия (венг. св. Эдьеда) в Шомодьваре, сыгравший значительную роль в укреплении позиций христианства в Венгрии. Учредил по всей стране капитулы, при к-рых действовали школы. Организовал новое Загребское еп-ство. На церковном Соборе в Сабольче (1092), проведенном В., были приняты решения, касавшиеся положения католич. Церкви и духовенства в Венгрии: о строительстве и восстановлении храмов, о способах уплаты десятины, о соблюдении церковных праздников, об обязательном посещении церкви, о гостеприимстве в отношении проходящих через Венгрию в Палестину паломников и др. Однако нек-рые постановления шли вразрез с идеями Григорианской реформы . Не было поддержано решение относительно безбрачия духовенства. Стремясь к самостоятельной церковной политике, В. сам назначал на высшие церковные должности. В 1192 г. по инициативе венг. кор. Белы III папа Римский Целестин III канонизировал В. Вскоре после этого была составлена «Легенда (житие) о св. Владиславе», в к-рой подчеркивались его христ. добродетели, глубокая набожность, мудрость, описывались видения, чудеса, сопровождавшие его как при жизни, так и после смерти. Успешная борьба В. с печенегами и половцами преподносилась как торжество христианства над язычеством, а сам он был представлен в образе христ. рыцаря-воина, предпочитавшего обращать язычников в истинную веру, а не убивать их. В более поздних венг. хрониках прослеживается сильное влияние «Легенды», особенно в XIV в., в правление Анжуйской династии, когда в Венгрии утверждалась рыцарская культура. В частности, хронисты сообщали о том, что европ. государи в знак уважения предложили В. возглавить крестовый поход на Восток. Учитывая, что В. умер еще до начала 1-го крестового похода, этот факт представляется вымышленным.

http://pravenc.ru/text/154999.html

Наиболее важное значение из сохранившейся переписки Бонифация II имеет послание от 25 января 531 г., в котором Папа утвердил решения II Оранжского собора (Южная Галлия), созванного св. Цезарием Арелатским июля 529 г. против полупелагианства. В каноны этого собора вошли, как уже упоминалось, так называемые «Capitula» предшественника Бонифация II – св. Феликса III . Южная Галлия, будучи духовной родиной полупелагианства, во многом оставалась приверженной этому учению, осужденному как заблуждение в понимании вопроса о соотношении благодати и свободы воли еще Папой св. Целестином I, решительно поддерживавшим позицию св. Августина (см. «История Римских Пап» т. I, с. 213). В своем послании Бонифаций II подверг критике тех, кто считал, что все благие деяния должны быть приписаны благодати за исключением веры, которая, как они полагают, ей предшествуют, указав на непоследовательность их позиции, ибо в таком случае и благодать следует приписать вере, без которой она не дается, а вслед за этим и все благие поступки. Но все же, если любое благое деяние атрибутировать благодати, то ей же следует, и это более логично, приписать и веру. Это послание еще раз подтвердило приверженность Апостольского Престола учению св. Августина, что было особо подчеркнуто и самим Бонифацием: «... так говорят многие Отцы, и среди них блаженной памяти епископ Августин» (PL. – Т. 65. – Col. 1790 ). Бонифаций также укрепил этим посланием и авторитет своего викария в Галлии – Цезария Арелатского, что было отмечено жизнеописателем святого: «Блаженной памяти Папа Бонифаций, узнав о тех спорах, в которых принимал участие св. Цезарий, осудил мнение тех, кто выступал против епископа и утвердил его суждение своей апостольской властью.» (Vita Caesarii. 1, 1, 46./PL. – Т. 66. – Col. 1023 ). Вследствие того, что решения Оранжского собора 529 г. были признаны Папой consentanea catholicis Patrum regulis и утверждены его специальным посланием, то этот собор, в сущности, являвшийся всего лишь поместным, приобрел вероучительное значение для всей Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

De peccat. merit. et remiss. III 6. 12; ср.: Idem. Contr. Pelag. IV 2; Hieron. Dial. contr. Pelag. III 17-19). Неизвестно, в какой мере П. поддерживал проповедническую и лит. деятельность своего последователя Целестия, к-рому удалось завоевать доверие значительного числа карфагенских христиан (см.: Oros. Apol. 3). С ведома П. или без него его взгляды, названные впосл. пелагианством, стали постепенно распространяться сначала в Сев. Африке, а затем и в др. областях Римской империи. Предполагается, что П. покинул Карфаген еще до того, как во 2-й пол. 411 г. против Целестия были выдвинуты обвинения в проповеди еретических мнений (см.: Aug. De gest. Pelag. XXII 46; Ferguson. 1956. P. 50; Rees. 1988. P. 6). Осуждение Целестия в Карфагене осенью 411 г. первоначально не оказало непосредственного влияния на положение П. Палестинский период Вероятно, осенью 411 г. П. прибыл в Палестину; в Иерусалиме его радушно принял св. Иоанн II , архиеп. Иерусалимский, проявивший большой интерес к его личности и взглядам (см.: Aug. Ep. 179. 1). Вскоре аскетические проповеди П. стали пользоваться большим успехом у мн. иерусалимских христиан, особенно у женщин (см.: Hieron. Ep. 133. 4, 11; Idem. Dial. contr. Pelag. I 25). Помимо архиеп. Иоанна у него появилось немало новых влиятельных и богатых друзей и покровителей, с к-рыми он вел переписку. Среди них выделялись Ктесифон, Аниан, Мелания Младшая, а также Юлиана и ее дочь Деметриада, происходившие из знатного рим. рода Анициев, представители к-рого оказывали П. покровительство еще в Риме (см.: Ferguson. 1956. P. 72; Brown. 1968. P. 94-95, 100; Idem. 1970. P. 60). Немало епископов также симпатизировали П. (см.: Aug. De gest. Pelag. 25. 50). Вскоре о приезде П. в Палестину узнал блж. Иероним, живший в мон-ре неподалеку от Вифлеема. В сочинениях 412-414 гг. блж. Иероним нередко делал насмешливые и едкие замечания в адрес П., к-рого он рассматривал как скрытого оригениста и друга Руфина Аквилейского (см.: Hieron. In Ezech.//PL. 25. Col. 165; Idem.

http://pravenc.ru/text/2579904.html

Вместе с Искупителем людей в гимнах Амвросия прославляется Пречистая Матерь Его. Ея чистота и святость, подобно знаменам, развевающимся на жилище царя 39 , свидетельствовали, что она есть храм Божий (h. IV, 15–16). Ее Божественный Сын стал плодом чрева Матери Своей не обычным человеческим образом, но по таинственному воздействию Духа Божия (mvstico spiramine), почему Преблагословенная, зачав Его, сохранила нерушимым затвор стыдливости (h, IV, 9–16). Подтверждение истины непорочного девства Пречистой Матери Христа Амвросий в h. III, 17 sqq. 40 видит в заботливом вручении Ея возлюбленному ученику, совершившемся в то время, когда Он висел на кресте. Не лишено значения, что во всех гимнах Амвросий почти постоянно говорит о вере, указывая, в частности, на ее спасительность (h. III, 27–28), и слово «вера» (fides) есть едва ли не самое употребительное в гимнах Амвросия слово (ср. h. 1, 24; 11, 19. 20. 23; III, 15. 25; IV, 32). Конечно, догматические мысли лишь кратко высказаны в гимнах Медиоланского святителя, подробно изложившего их в других произведениях 41 . Но недостаточное раскрытие догматических мыслей не помешало гимнам Амвросия иметь значение: в V веке защитники православия не однажды ссылались на гимны эти, видя в них опору для себя. Так блаж. Августин в спорах с Пелагием ссылался на третий гимн Амвросия: так во время несторианских споров ссылались на четвертый гимн Амвросия папа Целестин и Фавст, епископ Рие, в письме к дьякону Грату 42 . Святитель Медиоланский не был поэт в собственном смысле слова. Гимнотворчество не было его профессией и задачей жизни. Он занялся им, вызываемый нуждами своей паствы. Тем не менее, мы видим в его гимнах высокую своеобразную поэзию и, если не первые, то, во всяком случае, превосходные образцы христианской лирики. Их отличает простота и безукрашенность. Но в этой простоте, в этой безукрашенности скрыто глубокое религиозное чувство, – плод несокрушимой веры, – сообщающее гимнам Амвросия какое-то особенное величие и особенную мощь. Один английский писатель сравнивает гимны Амвросия с алтарем Живому Богу, созданным из нетесанных камней и не имещим крыши и прибавляет: «в гимнах Амвросия есть страсть; но эта страсть – скрытый и сжатый огонь, горящий внутри, жар сурового энтузиазма, который открывается не всякому беззаботному созерцателю» 43 . Действительно, внешняя оболочка гимнов Амвросия не имеет гладкости, мысль в них «как бы проходит чрез терны и кустарники. Но под шероховатым покровом слов в гимнах Амвросия пребывает огненная сила, могущество всеразбивающаго Откровеннаго слова» 44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/g...

Нестория (428-431) и от имп. Феодосия II (408-450) пересмотра и отмены осуждавших пелагианство постановлений зап. Соборов и декретов Римских епископов, М. М. ок. 429 г. написал на греч. языке 1-е «Предостережение...» против пелагиан, впоследствии переведенное им же на лат. язык (греч. оригинал не сохр.). В предисловии к лат. переводу, составленном уже после осуждения пелагиан Вселенским III Собором в июле 431 г., говорится, что сочинение было представлено «Константинопольской Церкви» (Ecclesiae Costantinopolitanae), а также имп. Феодосию II и влиятельным светским и духовным лицам К-поля. Подчеркивается, что именно сочинение М. М. побудило имп. Феодосия II распорядиться об изгнании из К-поля еп. Юлиана, Целестия и др. пелагиан; изгнание произошло еще во время епископства Нестория, в кон. 430 или нач. 431 г. (см.: ACO. T. 1. Vol. 5. Pt. 1. P. 65). Это «Предостережение» занимает особое место в корпусе произведений М. М., поскольку оно первоначально было написано на греч. языке и адресовано церковным и светским властям, а не монахам. Наблюдая за спорами, разворачивавшимися в К-поле вокруг христологического учения Нестория, М. М. пришел к убеждению, что последователи Нестория идейно и лично близки к пелагианам, что определило его позицию в несторианской полемике. Опираясь на традиц. лат. христологию, в к-рой было признано единство Лица Иисуса Христа, а также на суждения оппозиционно настроенных по отношению к несторианству греч. монахов, М. М. в предшествовавших созыву III Вселенского Собора дискуссиях не присоединился к партии Нестория, а встал на сторону защитников правосл. христологии, возглавляемых свт. Кириллом , архиеп. Александрийским, и признал верной предложенную свт. Кириллом критическую оценку мнений Нестория. Желая объяснить значение христологических споров латиноязычным читателям, М. М. составил подборки лат. переводов отрывков из проповедей, писем и сочинений Нестория и свт. Кирилла; включенные в эти подборки документы датируются временем до начала III Вселенского Собора.

http://pravenc.ru/text/2562028.html

Миссионерская деятельность католического духовенства развернулась и на западных границах Руси, в Эстонии ее вели цистерцианцы под наблюдением и руководством, с одной стороны, архиепископа Лундского, с другой – шведского короля. В 1185 г. в Эстонию вторглись шведы, но местные жители нанесли им мощный ответный удар, уничтожив важнейший торговый центр Сигтуну. Ряд нападений на Прибалтику (в 1194, 1196 и 1197 гг.) предприняли датчане. Правда, они действовали разрозненно, и эстонским племенам удавалось отражать их нападения, в конце XII в. престол святого Петра в Риме пытался объединить разрозненные и враждующие между собой силы захватчиков. Около 1180 г. первый немецкий миссионер Мейнгард прибыл в Ливонию. Автор «Рифмованной хроники» указывает, что Мейнгард отправился с купцами в качестве священника, а уже в Ливонии заявил о своем миссионерском намерении 20 , в деревне Икскюль он построил деревянную часовню, но зимой литовцы совершили набег на ливов, и Мейнгард был вынужден вместе с жителями деревни спасаться в лесах. Когда после отступления врагов они возвратились в разоренную деревню, то миссионер рассказал ливам о каменных замках и церквах на своей родине, спасавших его соотечественников от врагов. Мейнгард убедил язычников принять крещение, за что обещал построить в деревне каменный замок. На следующий год прибыли каменщики и построили в Икскюле каменный замок и церковь , однако ливы вскоре вернулись в язычество. То же самое повторилось и два года спустя с жителями острова Гольм на Западной Двине, которые просили построить укрепления на тех же условиях, в период сооружения этих двух замков Мейнгард был посвящен архиепископом Бременским в епископа Икскюля. 25 сентября 1188 г. папа Климент III подчинил Икскюльскую епископию архиепископу Бременскому Гартвигу и утвердил Мейнгарда в качестве ее епископа. Вскоре после этого в булле к Ливонскому епископу папа разрешил от грехов всех, желающих проповедовать Евангелие язычникам в Ливонии. Однако, чем шире распространялось католичество, тем более возрастала среди местного населения ненависть к пришельцам. Они разграбили имущество Мейнгарда, избили его и решили изгнать со своей земли, а с себя смыть крещение омовением в Двине. Видя нависшую опасность и не рассчитывая на помощь уже не столь влиятельной Бременской архиепископии, Мейнгард послал к папе Целестину III своего помощника Теодориха. С большим трудом тот пробрался через землю ливов к папе. Узнав о критическом положении миссионерского дела в Ливонии, папа издал в 1193 г. буллу, в которой обещал защиту новообразованной Церкви даже силой оружия, если местные жители ослушаются и нападут на миссионеров. Папа призвал в своей проповеди к крестовому походу в Ливонию. Мейнгард не дождался обещанной помощи, он скончался в 1195 г. и был погребен в Икскюле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

    Письма Собрание писем св. Кирилла, напечатанное в Патрологии Миня, включает 88 писем, из которых 17 являются письмами других, адресованными ему, и некоторые подложны. Большинство писем св. Кирилла датируются временем после Ефесского Собора. Для истории взаимоотношений Востока и Запада представляет интерес переписка св. Кирилла с папами Целестином и Сикстом. На письма св. Кирилла впоследствии ссылались Вселенские Соборы: письмо 4, второе к Несторию, зачитывалось на III, IV и V Вселенских Соборах. Письмо 17, третье к Несторию, содержит описание деяний Александрийского Собора 430 г. В письме 39, к Иоанну Антиохийскому, св. Кирилл выражает радость по поводу состоявшегося примирения: оно начинается словами «Да возрадуются небеса». Три указанных письма (4, 17, 39) в силу своей догматической значимости получили наименование «вселенских». Письмо 76 содержит отказ св. Кирилла вписать имя Иоанна Златоуста в диптихи. Письмо 80, Ипатии к Кириллу, является подложным, так же как и 86 - Кирилла к папе Леонтию. Сегодня части мощей свт. Кирилла Александрийского находятся в нескольких местах, среди которых: музей-сокровищница Мюнхенской Резиденции (Германия), Евфросиниевский женский монастырь г. Полоцка (Беларусь), Кирилло-Афанасьевский мужской монастырь г. Ярославля (Россия), Николаевский монастырь г. Форт-Майерса (США). В Греции частицы мощей свт. Кирилла находятся: - на острове Патмос в мон-ре св. ап. Иоанна Богослова - в монастыре Мега-Спилео на Пелопоннесе. По свидетельству епископа Порфирия (Успенского), в середине XIX в. частица мощей свт. Кирилла находилась в мощевике новопостроенной церкви свт. Николая при православной Александрийской Патриархии в Каире. Тропарь святителю Кириллу Александрийскому, глас 8 Православия наставниче,/благочестия учителю и чистоты,/вселенныя светильниче,/архиереов богодухновенное удобрение,/Кирилле премудре,/ученьми твоими вся просветил еси,/цевнице духовная,//моли Христа Бога спастися душам нашим. Кондак святителю Кириллу Александрийскому, глас 6

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Древнейшим примером такой композиции является пока рельеф (рис. 50) на известной резной двери римской базилики св. Сабины, построенной папою св. Целестином (422–432). К тому же приблизительно времени должно пока (впредь до выяснения более определенной эпохи) относить и знаменитую дверь. На одном из ее рельефов так представлена «Слава» воскресшего Спасителя: юный Спаситель стоит внутри большого орнаментального, лавром украшенного круга, возносимого четырьмя крылатыми апокалипсическими эмблемами, и держит в левой руке раскрытый свиток, в то время как правой, поднятой рукой Он объявляет всему миру благую весть. Внизу, под небесным сводом, обозначенным солнцем, луной и звездами, апостолы Петр и Павел увенчивают венцом со вписанным в нем крестом склоняющуюся женскую фигуру. Как бы мы ни определяли содержание этого торжественного акта: «Слава Христа» или же «Слава Церкви», но женская фигура под покрывалом, поднимающая молитвенно руки и глядящая на небо, должна иметь значение в среде христианской церкви. Вся же композиция, с импозантными типами апостолов, напоминающими античные типы философов, есть редкостный остаток древнехристианской скульптуры. 51. Мозаическая фигура церкви «по обрезанию» в церкви св. Сабины в Риме 52. « Церковь язычников». Мозаика церкви св. Сабины в Риме Несравненно яснее по смыслу изображение на саркофаге Латеранского музея 41 , где рядом с Добрым Пастырем, но в середине, представлена жена, с раскрытым свитком в руках, среди апостолов Петра и Павла, к ней лицом обратившихся. Полагают, что и здесь имеем олицетворение умершей, так как у одной подобной жены на свитке написано имя умершей: Cristina. Но не проще ли думать и толковать, что мы имеем образ Церкви (см. рис. 51 и 52), с поминальной записью в руках? Конечно, нельзя видеть здесь также и образа Божией Матери, как рассуждает издатель. Чин «дев» и чин «диаконисс» Вопрос о типе Божией Матери Оранты требует, прежде всего, выделить в древнехристианской эпохе два различных периода: эпоху гонений, или период I–III столетий, и IV век, или период торжества христианской веры и новых задач политических, церковных, социальных и бытовых, которые были этим веком торжества выставлены и посильно разрешены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

И. также руководствовался задачей утвердить в глазах др. европ. государей авторитет Римского папы как верховного арбитра в вопросах о нравственности королей, об отношениях правителя с местными церковными иерархами, о матримониальных проблемах царствующих особ. В качестве мер воздействия папа отлучал от Церкви тех, кого считал виновными, или же накладывал на страну интердикт . Причинами конфликта папы с кор. Франции Филиппом II Августом стали незаконный развод монарха с дат. принцессой Ингеборгой и его брак с Агнессой Меранской. Папа отказался признать решения Компьенского Собора франц. духовенства и Реймсского архиеп. кард. Вильгельма, аннулировавших брак с Ингеборгой, и встал на ее защиту. И., так же как и его предшественник на Римской кафедре Целестин III, пытался вразумить короля, но безуспешно (Regest. 1. 4, 172, 336, 345-348). В кон. 1199 или в нач. 1200 г. папский легат кард. Петр Капуанский наложил на Французское королевство интердикт. Однако значительная часть франц. епископов, в т. ч. и архиепископ Реймсский, отказалась обнародовать папское решение об интердикте в своих еп-ствах. Король начал преследовать тех епископов, к-рые признали папский интердикт, тогда как папа отстранял от служения тех, кто не исполняли его. Для разрешения конфликта в 1200 г. И. отправил во Францию легата кард. Октавио, к-рому удалось договориться с королем о восстановлении в правах Ингеборги (хотя король и не был обязан жить с ней как с женой) и об изгнании Агнессы (Regest. 3. 13-14). Дело о разводе должен был рассмотреть Собор под председательством папского легата. 8 сент. 1200 г. интердикт был снят. В мае 1201 г. на Соборе в Суасоне кор. Филиппу II Августу удалось убедить судей в своем примирении с супругой. В реальности ситуация не изменилась: король не отказался от Агнессы Меранской, а Ингеборга по-прежнему пребывала в изгнании. Только неожиданная смерть Агнессы (1201) позволила снять напряженность в отношениях между королем и папой: И. признал законными 2 детей Филиппа от Агнессы, хотя король, несмотря на примирение с Римом, требовал расторжения брака с Ингеборгой (переговоры о разводе велись до 1213).

http://pravenc.ru/text/468777.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010